Благодарите Господа, что сподобил Вас посвятить свои силы церковному приходу. Труд этот спасительный. Нужно, чтобы община ваша жила по началам христианской любви. Чтобы люди чувствовали в ней тепло, которого так не достает в этом мире. Все мы призваны к тому, чтобы, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12 ). Грех ли кодироваться от алкоголизма? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По поводу кодирования надо сказать вполне определенно. Метод кодирования совершенно противоречит христианской духовности. Заключается он в введении смыслового кода в сознание больного после предварительной психотерапии. Используется гипноз. Для избавления от этого страшного недуга на первом месте должна быть духовная помощь. Допустимы химиотерапевтические способы лечения. Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? иеромонах Иов (Гумеров) Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях. Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением ( Втор.10–12 ; Мих.5:12 ). В книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили. Св. Даниил сказал: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан. 2:27 ). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая – духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В период первых веков христианства можно выделить несколько крупных групп женщин, обладавших определенным церковным статусом: пророчицы, старицы, вдовы, диакониссы и девы. Пророчицы Женщины-пророчицы были известны еще в ветхозаветное время: Мариам, сестра Моисея и Аарона (Исх 15:20—21), Девора, судья Израиля (Суд 4:4-9,31), Олдама, жена Шаллума (4 Цар 22:14-20), Анна, мать Самуила (1 Цар 2:10), наконец, Анна, дочь Фануила (Лк 2:36— 38). Из них только Олдама говорила о будущих бедствиях — речь остальных, в основном, была связана с прославлением Бога за какое-то благодеяние. Анна, мать Самуила, правда, упоминает о будущем Помазаннике Божием, а другая Анна, увидев Христа, славит Бога за исполнение древнего обетования. Однако Мессия не стал особым предметом женских пророчеств, в отличие от книг пророков. Сущностная сторона ветхозаветных предсказаний в речах женщин практически не была затронута, что низводило их на уровень менее значимых свидетельств. Мариам, Девора, Анна и Олдама были названы в молитве на поставление диакониссы в IV в. в Сирии. Они упоминались как исполненные Духом от Бога . Очевидно, для автора молитвы пример этих женщин был необходим для доказательства древности женского служения Богу и его благословенности как во времена Ветхого Завета, так и после пришествия Христа. С другой стороны, апостол Павел достаточно жестко ограничил для женщин служение слова: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим 2:11—12). Апостол запрещал женщинам говорить на собраниях: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении…» (1 Кор 14:34). Пророчествование не могло увязываться с должностным служением или подчиненным статусом женщин, поскольку являлось харизматическим даром. А его Павел не отвергал: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор 11:5),— то есть пророчествование женщин допустимо при соблюдении определенных условий. Именно так и понимал Апостола свт. Ириней: «…В послании к коринфянам он нарочито говорил о пророческих дарованиях и знает мужчин и женщин, пророчествующих в церкви» (Свт. Ириней. Против ересей. III . 11. 9.). У Филиппа-благовестника «были четыре дочери девицы, пророчествующие» (Деян 21:9). Палладий упоминал жившую в Египте деву Пиамун, которая «удостоилась дара пророческого» и смогла предвидеть нападение одной деревни на другую . В целом в ранней христианской Церкви женские пророчествования представляли собой единичные случаи, и упоминания о них достаточно редки, поскольку с пришествием Христа вообще всякие пророческие свидетельства утрачивают основной смысл — предвозвестие Мессии — и сводятся лишь к предвидению отдельных будущих событий, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Крестителя — А. П.)» (Мф 11:13).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции. Что такое фанатизм? иеромонах Иов (Гумеров) Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ). Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь. После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности.» Крещение очень тесно связано с даром Святого Духа. Крещение Иоанна Крестителя и христианское крещение противопоставляются. Иоанн говорит: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.» Крещение Святым Духом происходит только во время христианского крещения. Христос, произнося свою первую проповедь в синагоге говорит словами пророка Исаии: «Дух Господень помазал Меня». Он говорит, что это исполнилось ныне. В Новом Завете не раз можно встретить строки о бане возрождения и обновлении Святым Духом. (Тт 3:5). Также упоминается дар Святого Духа через возложение рук, например, в восьмой главе книги Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Или в девятнадцатой главе этой книги описывается крещение учеников Иоанна Крестителя, которые еще не знают христианского крещения. На них тоже возлагают руки, и они получают дар Святого Духа. В древности дарование Святого Духа осуществляется возложением рук. В послании к Евреям возложение рук упоминается вместе с учением о крещении. Два этих элемента друг с другом связаны. Вместе с тем в Апостольском придании появляется и новый элемент – помазание освященным елеем. Само слово «христианин» буквально означает «помазанный». Тертуллиан говорит: «Мы называемся христианами на основании хрисмы, т.е.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

И в древности и в современном мире всякий серьезно мыслящий о жизни ставил пред собою великий вопрос: какое есть самое высшее благо в жизни, – что именно в мире есть высшее добро? Пред вами жизнь. Только однажды вы можете прожить ее! Что же есть самого благороднейшего в ней, к чему мы должны стремиться, какого наивысшего дара мы должны желать и ждать от нее? Мы привыкли слышать, что самое великое в духовном мире есть вера. Это дивное слово в продолжение многих веков было главным ключом религии всех народов; значение же веры нашей христианской возвещено евангелием так, что ни одного чуда не совершается без нее, и мы легко научились смотреть на веру как на самое высшее благо. Но что же? – мы ошибаемся. Вот что говорит об этом ап. Павел: если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто (1 Кор. 2). В этом учении св. апостол, приводя нас к самому источнику христианства, положительно уверяет, что «самое великое благо в нравственном мире, самое высшее добро есть любовь». Это сказано не случайно; во всей XIII главе 1-го послания к коринфянам апостол доказывает это, восхваляя любовь, и речь свою заключает решительными словами: теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше (13 ст.), – самое великое есть любовь. И это не есть пристрастие. Человеку свойственно советовать и предписывать другим свой основный взгляд; но любовь не была главным предметом учения ап. Павла, – во всех посланиях своих он раскрывает учение свое о вере. То же превозношение любви, как высшего блага, находим мы в писаниях других апостолов. Ап. Петр говорит: более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов ( 1Nemp. IV, 8 ). Ап. Иоанн Богослов есть апостол любви и в посланиях своих подробно раскрывает учение свое о любви, как существенном благе христианства, возвышая понятие о любви названием Самого Бога Любовию: возлюбленные! будем любит друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога: потому что Бог есть любовь ( 1Uoah. IV. 7 – 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Противоречия Оригенизма Рецензия на книгу: Е. de Faye. Origene. Sa vie, son oeuvre, sa pencee. 3 vols. Paris. E. Leroux. 1923-1928. Новая книга об Оригене выходит кстати. Монографии Редепеннинга (Бонн, 1841) и Дени (Париж, 1884) давно уже устарели. За последние десятилетия слишком переменились наши исторические представления о христианской древности, о всей эллинистической эпохе, и потребность в новом синтезе давно уже назрела. De Faye (де Фей) много работал по истории христианской Александрии, был знатоком эпохи. Но книга об Оригене ему не удалась. В ней сказывается вся узость и недостаточность исторических предпосылок либерального, адогматического протестантизма. Эрудиция не заменяет интуиции. De Faye подходит к Оригену издали, как чужой. Смотрит на него из нашего времени, и не узнает его, не понимает тайны лица его, не чувствует трагического пульса его жизни. В книге De Faye нет живого Оригена. Ориген жил в круговороте проблем. В изображении De Faye он оказывается слишком спокойным, каким-то мечтательным эклектиком, соглашателем и собирателем идей. Образ Оригена расплывается на историческом фоне. De Faye слишком увлекается согласованием противоречий. Внутреннего драматизма в творчестве Оригена он не почувствовал. Ему кажется, что в Оригене " сосуществуют " философ и христианин. Он не чувствует, что это " сосуществование " было натяжкой и борьбой. Правда, по творениям Оригена не легко разгадать историю его духа. Все книги Оригена писаны им тогда, когда закончилась уже внутренняя борьба, когда отстоялась уже его система. Но это не значит, что борьбы не было. В жизни Ориген был человек борьбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

Исаия, который описывает с красноречием, достойным пророка, славу царствия, коему предназначено было наступить, характеризует с точностью историка унижение, суд и борение со смертью , которые должны были предшествовать торжеству Искупителя мира, и история Христа составляет, в буквальном смысле, объяснение и дополнение каждого его предсказания. В одном месте, 47 связь которого не прерывается, древность неоспорима, и применение ясно, страдания «слуги Бога» (под этим же самым наименованием, Он наперед описан как Тот, которому долженствовало быть светочем язычников, спасением их до концов земли, и избранным Бога Коего душа к нему благоволит) 48 так подробно предсказаны, что не требуется никакого пояснения для доказательства, что они свидетельствуют об Иисусе. Из множества параллельных мест в Новом Завете мы в дополнение к пророчествам приведем несколько самых ясных. Ибо он был презрен и оставлен людьми. «Во своя прииде и свои Его не прияша, сын человеческий не имать где главы подклонити; они хуляху Его. Страдалец и знакомый «с болезнями». Иисус плакал при гробе Лазаря, Он грустил об Иерусалиме, Он чувствовал жестокость и неблагодарность людей, Он терпел от прекословия грешников, а вот выражения печали, принадлежащие, собственно, Ему самому: « Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия: впрочем, не как я хочу, но как ты, Боже мой! Боже мой! Для чего ты меня оставил? И как человека, отвращающего от себя взоры, мы презирали и ни во что не ставили его; ученики все оставили его. Не его, но Варавву, Варавва был разбойник. И становясь перед ним на колени, надсмехались над ним». Описание Его страданий продолжается в этих словах пророчества: « А мы думали о нем, что он поражаем, мучим и наказуем Богом. Но Он изранен был и избит, как агнец веден был на заклание, из тесноты и суда, наконец, взят». И к этому общему описанию присоединяются подробности мельчайших обстоятельств, которыми определяется действительность применения их к Иисусу. «Он был истреблен из среды живущих на земле. Он был распят в цвете лет. И дают Ему гроб с беззаконниками, а он у богатого после смертей своих». Ему могила была назначена с двумя разбойниками, с которыми Он был распят, но Иосиф Аримафейский, богатый человек, пошел и испросил тело Иисуса и положил Его в свою собственную могилу. «И считаем был наряду с преступниками». Варавва был Ему предпочтен. Он был распят между двумя разбойниками и евреи говорили Пилату: «если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Так был обезображен «паче всякого образ Его, и вид Его паче сынов человеческих»; без всякого прямого, или явного намека, но в буквальном исполнении пророчества, кровавый пот, следы тернового венца, оплевание Его, нанесение ударов в голову обезобразили Его лицо; между тем, как бичевание, гвозди в Его руках и ногах и копье, пронзившее Его бок, «изъязвили» тело Иисуса более чем кого-либо из сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Многие люди думают, что это две разные книги, которые переплетены под одну обложку. На самом деле никакого разделения нет, и то и другое является словом Божием. В Послании к евреям в первой главе, в первом стихе есть такие слова: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне». В древности Бог говорил отцам, но сейчас Он продолжил говорить в Сыне. И то и другое является словом Божиим, и то и другое важно для христиан, это взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. Следующий принцип — это Христоцентричность всей Библии, т. е. главной фигурой и Ветхого и Нового Заветов является Господь наш Иисус Христос. В Ветхом Завете Он предсказан, Он предуказан, в Новом Завете Он явлен, одна и та же фигура, один и тот же Бог, там невидимый, здесь видимый. Следующий принцип очень важный — это связь чтения Священного Писания и христианской жизни. Чтобы мы понимали Священное Писание, нужно быть верующим человеком, чтобы после прочтения, после изучения, после истолкования Священного Писания мы должны то, что мы получили в Библии, использовать в нашей жизни. Т. е. Священное Писание мы не изучаем для того, чтобы узнать что-то новое, либо потешить свое самолюбие, мы изучаем Священное Писание ради одного — чтобы жить как христиане. Вот цель Писания. И, наконец, самый важный принцип — это толкование Священного Писания в свете Священного Предания, в свете христианской православной традиции. Вот этот принцип, наверно, самый спорный для наших братьев протестантов, которые считают, что мы толкуем в свете традиции, а они говорят, что толкуют в свете Священного Писания. На самом деле, увы, это не так. Когда православные говорят, что мы толкуем в свете православный традиции, они говорят правду. Когда протестанты начинают говорить о том, что они толкуют Священное Писание в свете только Библии, здесь они не совсем верно говорят. На самом деле они также толкуют Священное Писание в свете, но только своей традиции. Правила толкования Писания, правила контекста, правила литературного жанра, их так много, я не буду распространяться о них подробно, есть специальная литература, которую можно изучить.

http://azbyka.ru/audio/o-tolkovanii-bibl...

Надо помолиться Богу за обидчика, чтобы Он смилостивился над ним и даровал спасение его озлобленной душе. Очень хорошие слова по этому поводу сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за терпение искушений». Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Святом Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорит всем верным Своим последователям: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль — необходимый продукт и для людей, и для животных. В древности соль считалась особенно ценным веществом. Называя исповедников христианской веры солью земли, Господь указывает на их достоинство и важность возложенной на них миссии — нести людям правду о Боге. Заповеди блаженств поются почти за каждой Божественной литургией, когда совершается вход с Евангелием. Господь наш Иисус Христос снова и снова выходит к нам на проповедь. Сподобимся же и мы с вами, братья и сестры, стать солью земли, обрести истинную нищету духа, плач о грехах, кротость, милость, чистоту сердца, миротворчество. И пусть нас гонят за правду, пусть всячески поносят и неправедно злословят за имя Христово, но нам остается самое важное и главное обетование Спаса нашего Иисуса Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Аминь. Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) …благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. ( Рим.1:7 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Апостольском чтении (см. Рим.1:1-7, 13-17 ), услышанном нами сегодня, говорится об апостольском призвании, об этом великом предназначении, подлинном христианском подвиге. Себя верный последователь Христов называет: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. Недаром апостол Павел говорит о себе именно так. Мы все, братья и сестры, является рабами Христа, понимая и веруя, что Господь наш есть Искупитель и Всемирный Владыка. Павел считал себя смиреннейшим рабом Иисуса Христа, своего Господина и Господа. В сознании апостола постоянно присутствовала мысль о том, что Спаситель любил его и умер за него, и поэтому Павел понимал, что он не подвластен более себе, но принадлежит всецело и безмерно Иисусу Христу. Таким образом, слово раб являлось выражением высшего долга христианской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Народ рассеян, храм разрушен, закон неисполним, другой храм в другом месте строить запрещено. Что это, как не Божие указание на то, что времена закона прошли, наступило время всем народам войти в семью Божию, покаявшись и уверовав в Евангелие. Та слава, которая была в древности только у евреев, переходит независтно теперь ко всем уверовавшим от всего сердца в Бога и Сына Его Иисуса Христа. К иным племенам переходит духовная зрячесть, нравственная чистота, пророческое вдохновение, молитвенный подвиг, сокровища духовных книг. Слава древнего единственного храма переходит тоже к тысячам новых святилищ, в которых воспевается распятый и воскресший Мессия. Прежде бывший сердцем избранного народа единственный храм теперь, после разрушения последнего, дробится и тысячекратно умножается, становясь сердцем каждого христианского села и каждого христианского города. В этих храмах проповедуется новое учение, согласно которому сам человек должен быть храмом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17). Откуда эта новизна? Откуда этот неожиданный взгляд на человека, который должен стать богоносцем и живым храмом? Ведь небеса, как прежде, бессильны вместить Бога, и храм не претендует на это. Откуда у человека возникла претензия на то, что недоступно космосу и рукотворным святилищам? Христос дал это новое учение. Во время земной жизни, ведя Себя со властью в Доме Отца, он сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19). Иудеи не могли понять Его, и в этих словах им слышалась насмешка или дерзкий вызов. «А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2: 21). Истинный храм – это тело Христово, разрушенное страданиями и распятием, восставшее из мертвых в третий день. Христос не просто обрадовал учеников Своим воскресением. Он дал им есть и пить Свои тело и кровь, говоря: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6: 57). Вот откуда это новое учение. Христос воскрес, и тело Его есть восстановленный истинный храм. Христос дает верующим причаститься Себя в Евхаристии, и причастники в свою очередь тоже становятся храмами. А те каменные и деревянные, богато украшенные и смиренные храмы, которые во множестве воздвигли христиане, главным образом служат для принесения Евхаристии – для таинства тела и крови.

http://pravoslavie.ru/43218.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010