29-30 ноября 2011 года в Женеве прошла встреча редакционной группы, курирующей международный проект подготовки учебника для православных учебных заведений по межхристианским отношениям. 28 ноября 2011 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун) встретился с проректором университета Ка’Фоскари в Венеции профессором Стефано Гаспари. События С 6 по 14 ноября 2011 г. в США с рабочей поездкой находился первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Кирилл (Говорун). Целью визита было проведение переговоров о сотрудничестве с ведущими американскими университетами. 25 октября 2011 года на богословском факультете университета Уппсалы (Швеция) состоялась защита докторской диссертации (PhD) Микаэля Хьельма, который является деканом Православной богословской семинарии им св. Игнатия в Швеции, а также директором Центра восточных христианских исследований. Тема диссертации " Освобождение Церкви. Незавершенный проект литургического богословия " . Проблемам адаптации студентов из восточноевропейских стран в британских университетах посвящена беседа первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) и преподавателя Даремского университета (Великобритания) Крастью Банева. Доклад архимандрита Кирилла (Говоруна), прозвучавший в рамках VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.), посвящен осмыслению христианской этики. Интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с первым заместителем председателя Учебного комитета РПЦ архим. Кириллом (Говоруном) посвящено обсуждению перспектив развития отечественного богословского образования. Портал «Богослов.Ru» предлагает видеозапись выступления первого заместителя Председателя Учебного Комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) на семинаре Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прошедшем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» 21 марта 2011 года. В докладе подробно рассматривается представленный автором проект примерной образовательной программы для магистратуры в учебных заведениях РПЦ.  

http://bogoslov.ru/person/277584

31. Какие обязанности вытекают для христиан из того, что церковь есть единая святая, соборная и апостольская? Во первых, что вытекает для жизни нашей по вере в церковь из того, что церковь есть едина? Единство церкви налагает на нас обязанность «блюсти единение духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 ), со всеми принадлежащими к церкви, и вместе долг – самим нам неизменно принадлежать к той же церкви, дабы и жить всегда и умереть в ее недрах... «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, – как хочется тебе, чтобы похоронили тебя» (т. е. с православными, или с неправославными)? Так спросил Ангел одного старца-подвижника, который, по слепой простоте в делах веры, без разбора приобщался, где только открывался случай. Когда вопрошенный старец пришел к другому старцу и передал ему, что слышал от Ангела, – последний старец внушил ему нигде не приобщаться вне святой, соборной и апостольской церкви, и Ангелу отвечать, что желает быть похороненным подобно инокам иерусалимским, которые были истинно православные. Ангел, выслушав такой ответ от вразумленного старца, одобрил его и старец тотчас скончался. Все это сделано было с тою целью, чтобы старец не погубил трудов своих и не был осужден с грешниками. Так заключает рассказ об этом писатель «Духовного луга» (гл. 176). Во вторых, что для нравственности нашей вытекает из того, что церковь Христова есть святая? «То, – как говорит св. Димитрий Ростовский , – что, кроме церкви святыни негде взять, а следовательно, чтобы, нам соделатся святыми, как свят Отец наш Небесный, надобно быть в сыновнем страхе и послушании у св. Матери нашей – церкви, исполняя все ее заповеди». Заповедей церковных, наиболее важных, девять (Прав. исп. ч. I, вопр. 62, 95). Первая заповедь предписывает каждому православному христианину молиться Богу и исполнять относящиеся до богослужения уставы во все воскресные и праздничные дни. (Есть соборное правило, отлучающее от церкви того, кто и три недели без уважительных причин не присутствует при богослужении). Вторая церковная заповедь повелевает соблюдать посты, определенные церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Догматические темы «Учение веры должно превращать училище в церковь » (19–1:43) В истории отечественного Богословия святитель Филарет известен как учитель веры. Но в его письмах мало уделяется внимания догматическим вопросам – только в тезисах, – к тому же истины веры почти всегда рассматриваются им под знаком христианской нравственности, что, впрочем, весьма ценно. Такой метод являет и учит осторожности в «части введения в Богословие», что особенно нужно было наблюдать в переписке с людьми разного состояния, разной степени подготовки к восприятию Истины. – «Не довольно ли для ума, – пишет Святитель, – чтобы он был малым ковшем, которым почерпают из источника. Осторожно надобно допускать власть ума во введении науки, чтобы он не заупрямился, когда в науке будете доказывать его падение и поврежденность, омраченность мысли, осквернение ума и совести» (4:264). Есть Триединый Бог как круг, «средоточие которого везде, а окружие – нигде». По Своему существу Он – высочайшая Любовь : Распинающая (Любовь Отца), Распинаемая (Сына) и Торжествующая крестной силой, светом веры и теплоты Святого Духа (Святитель Московский Филарет. Выписки. «Русский инок, 2008, январь. С. 24). Когда говорим о существе Божием или сущности, говорим «сие в отличие от ипостаси, именно рождения и исхождения. Следственно, говорить об исхождении от обоих по сущности – значит смешивать понятия, о разграничении которых столько трудились Отцы» (4:289). Бог Сын вечно рождается и есть не просто подобен Богу, «но самый Бог» (29:241). Душа «желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия» (29:375). Святая Троица – это величайшая тайна, превышающая наше разумение, и ее надо принимать с благоговением и смирением. «Идея Пресвятыя Троицы Божественна, как Богопреданная, а человеческие искусственные мысленные построения сего Таинства всегда несовершенны, и никогда не достигают своего предмета. Евангелие учит творить святое во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не испытывать о Божестве, что и как» (21:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе соборное послание святого апостола Петра Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания Как видно из 1 стиха 3 главы этого послания, оно написано было тем же самым малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в своих так называемых " пастырских посланиях " к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями св. апостола Иуды. Оба апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан (сравни гл. 2 послания Петрова с посланием св. Иуды). Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости. Время и место написания послания Для определения этого могут служить слова св. Петра в 14 стихе 1 главы этого послания: " Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне " . Следовательно, послание это написано незадолго до мученической кончинй св. апостола Петра, последовавшей, как гласит предание, в 67 году. А так как это второе послание написано после первого, то его со всей вероятностью можно отнести к 65-66 годам. Последние годы своей жизни св. апостол Петр, по тому же преданию, провел в Риме, где и скончался мученической смертью вместе со св. апостолом Павлом. Отсюда естественно заключить, что второе послание Петрово написано в Риме. Это как бы его предсмертное завещание. Подлинность сего послания Второе послание Петрово в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как Первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, Председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, о деятельности отдела в межсоборный период Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Возлюбленные о господе собратья архипастыри – участники настоящего Архиерейского Собора! Переход России, стран СНГ и Балтии к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами. Государством накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми выше группами населения. Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях – и производственные мощности. Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных проектов и программ по поддержке малоимущих, практика показывает, что часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в православии милосердие – это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие – это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429553/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Инструкции Николая I. Присоединение к православию эстонских крестьян в 1845 году 25 и 26 апреля 1845 г. император Николай I утвердил инструкции о том, как вести дела по присоединению эстонских и латышских крестьян к православию. Через епископа Филарета православным священникам Лифляндской и Курляндской губерний в инструкции вменялось в обязанность при собеседовании с иноверцами об учении православной Церкви «ограничиваться предметами веры, христианской нравственности и преданности государю и объявлять им, что дело веры не должно быть смешиваемо с другими делами, а также внушать, что принятие православия не может переменить их отношений с помещиками, но только к одним пасторам, освобождая от приходских к ним повинностей». В этой инструкции оговаривалось, что «присоединение иноверцев к православию подлежит общему, установленному для сего в империи порядку, но по особым местным обстоятельствам края дозволение присоединять представляется не всем священникам, а только надежнейшим и опытнейшим, по усмотрению епархиального викария и под собственной его в таком выборе ответственностью. Затем священник, получивший это разрешение по испытании в чистоте и искренности намерения иноверцев и утверждении их в правилах веры, не прежде приступает к присоединению каждого, как по отобрании от него показания о том, что таковое желание его принять православие изъято от всяких чуждых духовной цели видов. При отобрании сего показания присутствует в городах чиновник, в селах — должностное лицо сельского начальства; самый порядок присоединения совершается по чинопоследованию о приеме приходящих к православной вере с возложением на присоединенного креста для всегдашнего ношения на персях; все вышеизложенные правила должны быть священником соблюдены непременно, и притом для каждого лица отдельно, хотя бы желающих случалось и много, и только малолетние дети, не получившие конфирмации, могут с присоединением их родителей и сами быть немедленно присоединяемы; на случай, если бы пришедшие из иных мест изъявляли желание не за одних себя, но и за других, надлежит присоединять только их самих, каждого лично по вышесказанным правилам и объявлять, что и прочие могут быть присоединены, но также не иначе, как лично» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430259/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Владимир Сурин: В России нужно ввести специальные паспорта для педерастов Известный аналитик считает, что предотвратить пандемию педерастии в обществе можно только при помощи уголовного кодекса Владимир Сурин   04:00 09.07.2009 506 Время на чтение 5 минут «Только посредством брака между мужчиной и женщиной, посредством брачного их союза - происходит естественное бытийное соединение Церкви и государства. Только освященный религией, традицией и законом институт брака соединяет Церковь и государство. Соединяет неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Соединяет естественно, гармонично и сверхестественно», - пишет в своей статье, которая готовится к публикации " Русской линией " , директор Центра изучения общественно значимых проблем Владимир Сурин , размышляя о необходимости возврата к основополагающим понятиям общественной нравственности, о положении Церкви в государстве и противодействии пандемии педерастии, которая начинает угрожать моральным устоям и христианским ценностям российского общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/09/vl...

I [c. 1] Наблюдая за жизнию и положением духовенства, встречаем в нем странные несообразности и противоречия. Духовное звание, особенно звание священника, есть высокое и почтеннейшее. Священник несет миссию апостольскую; ему поручено дело Божие, дело Христово; он представитель и проводник учения Христова и нравственности христианской в люди Божии; чрез него идут освящения домашнего быта христиан. Пастыря Церкви мы видим и у постели умирающего, и на нивах земледельческих. Он поставлен быть умиротворителем смущенной совести своих пасомых и их семейных неустройств – и освятителем душ их посредством святых таинств. Словом: пастырь Церкви встречает появление в мире человека-христианина и провожает его в загробную жизнь. В христианском мире, в христианских учреждениях мы не можем указать ни одного места, ни одного обстоятельства, в котором бы излишне было присутствие пастыря Церкви, если бы он захотел проводить во всем животворный дух православной религии. Усвояя такое важное значение за пастырем Церкви, ожидалось бы, что ему будет отдаваемо подобающее почтение и уважение, что это будет личность, которою будет дорожить общество, как дорого ему должно быть благо религии. Между тем опыт и наблюдение представляют нам крайне противоречивые явления. Мы видим пастыря Церкви на первом месте за службами церковными, за столом у прихожан, когда случится у них в доме духовная треба – и только! Вне церкви, вне этих нужд те же самые прихожане, отдающие ему почтение по требованию этих нужд, совершенно иначе относятся к нему, поставляются в такие чуждые положения, что и приметить нельзя, что это их дорогой – нужный человек. Барская смесь, потеряв свой кредит в крепостном сословии, за немногими счастливыми исключениями, с презрением относится к лицам духовным. В этом мире лица духовного сословия не называются иначе, как устарелыми именами – попов и попадей. Если им захочется посмеяться над кем, то довольно назвать того или ту – попом или попадьей. У читателей наших еще в памяти факт, возмутивший все духовное сословие, как «Гражданин» – этот псевдо-орган мира великосветского, сделал покушение на опозорение одного из доблестнейших наших протоиереев, вполне заслуженно пользующегося уважением не только среди православного духовенства, но и среди католического мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. А . Понятие «аскетизм“ берется в более общем смысле и широком объеме. Здесь можно отметить следующие наиболее характерные определения и мысли. Аскетизм – общий принцип, всепроникающее начало христианской жизнедеятельности, определяемое и обусловливаемое самым ее характером, поскольку она является процессом постепенного, двустороннего религиозно – нравственного совершенствования, осуществляемым свободным напряжением сил человека,, хотя и при неразлучном содействии благодати. Отсюда – в понятие «аскетизма“ входят все важнейшие проявления христианской жизни, определяемые и проникаемые «верой“, которая есть «основа, точка опоры и отправление для любви“; она сама есть уже «величайший подвиг, высший всех подвигов, корень и основа их“ (Е Феофан). Подвижничество – усиленная, напряженная деятельность – общехристианская обязанность (Е. Петр). «Подвижничество – деятельное созидание своего спасения путем продолжительных усилий и трудов, при благодатной помощи свыше“ (Проф. А.Попов ). Аскетизм – опытное преуспеяние в христианской добродетели, упражнение и укрепление нравственных сил христианина в подвигах добродетели и борьбе души против зла нравственного (Е. Иоанн Смоленский). «Аскетизм есть добровольное ограничение себя в удовлетворении естественных потребностей, отречение от дозволенных удовольствий, и иногда обречение тела на лишения и страдания для духовных целей“ (Архиеп. Амвросий). Аскетизм – отрицание эгоистической воли, подавление и искоренение своеволия, подчинение человеческой воли воле Божией. Христианство от всякого человека «требует аскетизма“, который ,,для каждого человека является таким же необходимым делом, как и нравственность вообще“. «Монашество или отшельничество – только известная форма христианского аскетизма, а не сущность его“ (Проф. прот. Буткевич). Аскетизм – «неизбежный элемент христианской нравственности, имеющий значение, впрочем, не как самоцель, а как средство, характеризующееся главным образом ограничением тех сторон и явлений жизни которые относятся преимущественно к области физического существования (Архимандрит Феодор). Христианский аскетизм – такая деятельность, которая имеет свое основание в любви человека к Богу и ближним и стремится достигнуть нравственного совершенства, путем борьбы с греховными влечениями своей природы, для получения вечного спасения (С.Говоров). Аскетизм – жизнь, достойная сына Божия, а потому свободная от рабства вещам ( А. Иванов ). Аскетизм вовсе не есть известный определенный образ жизни (напр., монашеский, отшельнический), а душевное настроение, побуждаемый которым человек в борьбе с греховностью своей природы побеждает господствующие в себе страсти и приобретает известные добродетели (Проф. В. Никольский ). Аскетизм – возведенное в принцип воздержание (В. С. Соловьев ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

I. Общий исторический обзор древне-церковной иконографии 1) Содержание и различные направления древнехристианской иконографии до четвертого века Древнехристианская иконография возникла на почве, орошенной христианской кровью, – на могилах мучеников. Могилы родных и близких и доныне повсюду привлекают верующее и любящее сердце. Но для первых христиан, у которых под влиянием гонений воспитывалось и поддерживалось более сильное чувство отчужденности от этого мира, а также более живое чувство общения всех членов царства Божия, даже тех, которые отошли в вечное отечество, могилы единоверцев были особенно любимым и священным местом, тем больше, что там они находили убежище от гонений. Верующие поэтому сходились там, совершали богослужение, прославляя Бога и благоговейно чествуя память мучеников. Тут-то, вдали от взоров враждебного мира, живые делили с мертвыми свои верования, чаяния и надежды. Безмолвными, но красноречивыми свидетелями этих заветных верований и упований служат надгробные памятники, открытые и открываемые еще доныне на древнехристианских кладбищах. Это или простые камни, или целые гробницы, покрытые скульптурными и живописными изображениями, то безыскусными, то высокохудожественными. На надгробных камнях, большей частью, сделанных грубо, древние христиане изображали весьма часто драгоценное имя Господа Иисуса Христа то в виде монограммы, то посредством греческого названия рыбы: χθς. Отчасти в соединении с этим символическим письмом, отчасти независимо от него, мало-помалу стали употреблять они и символические изображения: изображение креста, рыбы, рыболова, якоря, то отдельно, то в связи с кораблем, голубя, агнца, доброго пастыря, изредка мифологический образ Орфея, присоединяя к этим главным символам символы побочные. Древним христианам тем естественнее было обратиться к этим символам, что последние были знакомы им и представляли готовые художественные формы. С другой стороны, такие изображения тем меньше могли встретить возражения со стороны церкви, что художник в этом случае пользовался образами Св. Писания и его образный язык переводил на язык художественный, облекал в художественные образы. Притом, этот символически-художественный язык вполне гармонировал с образным объяснением истин веры и нравственности, преобладавшим в отеческой литературе первых веков. Символические изображения поэтому могли самым позволительным образом удовлетворять естественной потребности иметь внешнее средство наглядного представления высоких духовных идей христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010