Но от простого указания на факт до его узаконения, само собой разумеется, еще очень далеко. И странно было бы встретить такое узаконение в христианстве. Христианство явилось с благовестием новой жизни, противоположной всему прежнему жизненному укладу. До-христианский мир с самого падения прародителей («будете, яко бози») руководился греховным законом себялюбия. Христианство, имеющее возродить человека, восстановить нормальную нравственную жизнь, сущность ее указывает в любви к Богу и ближним, в преданности своего «я» Богу и ближним. Не напрасно Христос, изложивший заповеди о любви к Богу и ближним, выразительно добавляет: «на сих двух (а не трех) заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 12:40 ). Ясно, что заповедь о любви к ближнему, как к самому себе, дается применительно к подгреховному состоянию человека 35 . Она, как и вообще всякая заповедь, представляет собою не безусловный, а относительный, максимум нравственности, сообразованный с действительною наличностью сил человека. Иную мерку отношений к ближним и иные требования предъявляет христианство, когда оно изображает абсолютный идеал нравственности. Образцом и мерой любви к ближним является не любовь к самому себе, а самоотверженная любовь Христа, чуждая всякой тени себялюбия: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:12–13 ). Высшим выражением такой любви служит любовь к врагам, не находящая для себя основы ни в естественном чувстве человеческой природы, ни в требованиях разума, а единственно в благодатной силе Божией, действующей через Евангелие ( Рим. 1:16 ). Древним, естественным людям было сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев. 19:17,18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над добрыми и злыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:43–45 ), говорит Иисус Христос в нагорной проповеди, начертывая в ней идеальный строй своего царства на земле 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/u...

Основа христианской нравственности . Основой христианской нравственности ап. Петр считает веру в Бога. Свое первое послание он начинает благословением Святой Троицы и призывом к вере в воскресшего Господа Иисуса Христа. Он говорит, что вера возрождает людей к «наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1:4). «О сем радуйтесь», – пишет апостол, т. е. радуйтесь о том, что у вас есть вера во Христа. Эта вера «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1:7). Именно она дает истинное счастье человеку, потому что спасает душу от смерти. Все поведение христианина должно определяться внутренним состоянием верующей души. «По примеру призвавшего вас Святого (т. е. Иисуса Христа), и сами будьте святы во всех поступках» (1:15). «Послушанием истине через Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» (1:22–23). Живые камни веры . Господь сказал апостолу Петру: «Ты еси камень (по-гречески Petros). И на сем камне созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Теперь же, накануне смерти, св. апостол обращается в своем послании к первым христианам с призывом быть «живыми камнями». «Вкусите и видите, яко благ Господь», – поется в литургии Преждеосвященных Даров. «Вы вкусили, что благ Господь, – пишет он здесь, – приступая к Нему (т. е. ко Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами (будьте) как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2:3–5) ... дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9). Христианская жизнь в семье . «...Жены, повинуйтесь своим мужьям, – учит апостол Петр, – также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (3:1 и 7). Внешнее убранство женщины, прическа, золотые уборы, нарядность одежд ее, не должны быть главной заботой ее жизни. Главное – это духовная красота, это «сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (3:4). Духовная красота и смирение женской души, как свидетельствует св. апостол Петр, есть великая побеждающая сила, которая без всяких словесных доказательств приводит к Богу тех мужей, которые еще не познали Христа и не уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Основание права, на котором учреждается государство, находим в священном писании. Когда после потопа человечество начало умножаться и распространяться на земле, то Бог изрек такой закон: «Кто прольет кровь человеческую, того прольется кровь рукой человека; ибо человек создан по образу Божию ( Быт. 9:6 ). Следовательно, существование права в государстве сводится на Божественное распоряжение. Авторитет начальнический опирается на авторитете Божественном. А последнюю цель существования народов и государств выразил апостол Павел в речи к афинскому ареопагу: Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. Ап. 17:26,27). Нельзя, конечно, сказать, что область государственная и область моральная или нравственная покрывают друг друга, тождественны. Область государства есть область права и справедливости; а область нравственная есть главным образом область любви. Область государства есть собственно область внешней жизни и отношений человеческих, область внешнего благоустройства общества, а область нравственности есть главным образом область мотивов или внутренних побуждений на деятельность, область душевных движений, область личного усовершенствования человека. Но государственная и чисто нравственная или моральная области находятся в тесном союзе и взаимодействии. Без нравственности или морали государство было бы непрочно. Мораль внушает нам повиноваться порядкам государственным «не токмо за гнев, но и за совесть». Без побуждения со стороны морали мы были бы весьма плохими и ненадежными гражданами. И без государства мораль или нравственность, все чисто нравственные побуждения, силы и отношения (семейство, церковь , общежительность, личные взаимоотношения между людьми), не имели бы, так сказать, оплота. Нельзя сказать, что они обязаны государству своим происхождением, – они имеют собственные корни своего существования, питания и развития; но государство есть охранитель их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Павла никак нельзя назвать создателем христианской нравственности, поскольку его подходы к нравственным вопросам складывались под влиянием учения Иисуса Христа, как оно было ему передано другими апостолами. Важным источником вдохновения для него был также Ветхий Завет, на котором он был воспитан и который, как мы видели, считал базисным текстом для выстраивания на нем своего собственного учения. Тем не менее в формировании христианской нравственности Павел сыграл свою собственную, очень существенную роль. Это связано, прежде всего, с тем, что в своих посланиях он поднимал многие вопросы, которые не были затронуты в проповеди Иисуса Христа, – по крайней мере, в том виде, в каком она нам известна по четырем Евангелиям. Кроме того, Павел жил в эпоху, когда христианская литургическая традиция находилась на начальной стадии своего формирования, и многое из того, что совершалось в местных общинах, нуждалось в осмыслении, корректировке и упорядочении. Вопросы, касающиеся церковного строя, богослужения, различных аспектов литургической практики, постоянно поднимаются на страницах Павловых посланий. И Послание к Римлянам в этом смысле отнюдь не исключение из правила: нравственно-практический раздел занимает в нем существенное место. 1. «Одно тело во Христе» (12:1–21) «Представьте тела ваши в жертву» Начало 12-й главы Послания к Римлянам, несомненно, имеет смысловую связь с 1-й главой, где Павел говорил о язычниках, которые «сквернили сами свои тела», приводя конкретные примеры такого осквернения: «женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим. 1:24:26–27 ). Далее, в 6-й главе, противопоставляя христианскую нравственность языческой, Павел писал: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Рим. 6:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Такая форма отношения к нравственности, которая состоит в стремлении регламентировать весь строй жизни человека мелочными установлениями и получившая названия законничества, всегда представляет эти предписания более важными, чем основные заданности (от Бога) человеческого бытия. Но не только в законничестве может проявиться стремление ставить «человеческое» выше Божественного. Порою и мотивы и проявления его могут быть прямо противоположными, а именно: переживания и рассуждения самостного типа, обычно довольно импрессионистские по структуре и «беззаконные» по отношению к объективным нравственным установкам. Нередко они могут быть демонстративно безбожными, а то и почти неприкрыто античеловечными. Такова, например, пропаганда эротического «искусства», какую бы «высоко нравственную» аргументацию не пытались бы предложить для ее оправдания ее последователи. Но порою, напротив, такие действия кажутся, безусловно, почти для всех гуманными или даже нравственно и религиозно окрашенными. Один из наиболее ярких примеров подобной импрессионистской «сердечной» нравственности, ставящей человеческое выше Божественного, показан в Евангелии. Иисус начал открывать ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить ему: «Будь милостив к себе, Господи! Да н7е будет этого с Тобой». Он же, обратившись, сказал Петру: «отыди от Меня, сатана! Ты – Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». ( Мф.16,21–23 ). Замечательно, что Христос обличил одного из первых своих учеников в непонимании порядка духовно-нравственных предпочтений сразу же вслед за тем, как Петр впервые исповедал Его как Христа, «Сына Бога живаго», а Иисус назвал его камнем, на котором будет основана его Церковь . Таким образом, ни значение личности, ни, по-видимому, благородные и духовно-нравственные мотивы предпочтений, в основе которых лежит такое высшее нравственное переживание, как сострадание, не дают права поставить человеческие этические соображения выше божественных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

То же самое можно сказать в связи с Отк. 3:14 , ещё одним стихом, упоминаемым при отрицании божественной сущности Христа. Здесь Иоанн называет Христа: «начало создания Божия». Это звучит так, как если бы Христос был первым сотворённым существом. Смысл, однако, таков, что Христос есть первоначало созидания, а не начало при творении. То же самое греческое слово, обозначающее «начало», употребляется по отношению к Богу Отцу в Отк. 21:6–7 : «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой: побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (курсив Н. Г.). Сила свидетельства. Мы располагаем многогранным свидетельством со стороны Иисуса и тех, кто лучше других знал Его, о том, что Иисус провозглашал Себя Богом, и его последователи твёрдо в это верили. Имелись ли у них обоснования, или нет, но не может быть сомнений, что они верили именно в это. Как отметил К. С. °Льюис, с учётом прямоты и определённости высказываний Христа, перед нами встаёт выбор из двух противоположностей. Здесь я хотел бы предостеречь всех – насколько же, в сущности, неумно то высказывание, которое часто можно услышать о Нём: «Я готов признать Иисуса как великого учителя нравственности, но я не признаю Его притязаний на божественную сущность». Это именно то, что нам не следует говорить. Человек, который был бы просто человеком и говорил бы такие вещи, какие говорил Иисус, не был бы великим учителем нравственности. Скорее его можно было бы счесть душевнобольным – на той стадии помешательства, когда человек думает, что он чайник, – или диаволом из преисподней [Lewis, 55–56]. Свидетельства того, что Иисус есть Бог . Тот факт, что Иисус провозглашал Себя – и Его ученики провозглашали Его – Богом, воплотившимся в человека, сам по себе ещё не доказывает, что Он действительно Бог. Вопрос состоит как раз в том, существует ли достаточно оснований для веры в эти утверждения. В доказательство Своей божественной сущности Иисус продемонстрировал сверхъестественные могущество и власть, уникальные в человеческой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Укажем общие христианские правила для оценки каждого рода истинных и мнимых добродетелей с нравственной стороны. Современное ложное учение об эволюции, или самобытном происхождении мира из материи, с отрицанием веры в Бога, Творца и Промыслителя мира, и о безусловном, безостановочном движении мира и человечества к совершенству (прогресс) повело к отрицанию и искажению христианского учения о нравственности и добродетели. Оно же породило и множество дел, несправедливо признаваемых за добрые и безплодных для духа человеческого трудов – за добродетели. Для суждения об этих делах лжеучителей мы находим общее основание в наставлении Иисуса Христа: по плодам их узнаете их (Мат. 7, 16). В век материалистический вся деятельность сынов века сего принимает чувственный плотский характер. Посему, при оценке каждого нового предприятия, или учреждения, ставьте вопрос: что в этом деле имеется в виду для славы Божией, для пользы душ человеческих, для улучшения народной нравственности, по учению и заповедям Христовым? Если в нем ничего подобного нет, признавайте его по качеству не высшим культуры растений, или улучшения породы домашних животных. Если вам укажут в подобных делах на похвальные естественные свойства человеческие – любовь к красоте, к удобствам жизни, на естественную склонность оставлять потомству памятники современного искусства, причисляйте подобную деятельность к разряду тех занятий, которые в слове Божием называются суетою, т. е. напрасною тратою сил человеческих и лет краткой нашей жизни, – как говорит Давид: „только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше. Бог нам прибежище. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей -ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» ( Псал. 61, 8–10 ). Чтобы не ошибиться в суждении о делах человеческих, в забвении о Боге совершаемых, Давид молится: „отврати, Господи, очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» ( Псал. 118, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9-11). 5 ноября 2011 года Президент России Д.А. Медведев встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, представителями епископата и духовенства Русской Православной Церкви и церковной общественности в Москве на открытии выставки-форума «Русь Православная». В своем приветственном слове Его Святейшество затронул тему нравственного состояния современного российского общества, что является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции в нашей стране: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность» [VII] . 28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Межрелигиозного совета стран Содружества Независимых Государств. По итогам заседания был принят документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о связи нравственности и политики: «Многие привыкли считать, что политика и духовность — это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность» [VIII] .

http://patriarchia.ru/db/text/1845133.ht...

Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: суды Твои, Господи, – бездна великая и неизмеримая! 3 . Для божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божие о двух близнецах Ревекки Исаве и Иакове; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, почему было бы можно предпочесть одного из них другому, Бог уже сказал заранее: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О, человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9,11–14,20–21 ). Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? Святой Дорофей 26 рассказывает: «Однажды прибыл к городской пристани корабль с пленниками, которых должны были продать. На пристани собралось много покупателей. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она очень обрадовалась долго ожидаемой ею возможности купить себе служанку – горничную, которую она искренне хотела научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Она подходит к продавцу невольниц, у которого были две юные девочки, одну берет к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела она отойти, как к продавцу подходит бесчестная, развратная женщина, содержательница “дома терпимости”, и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации» 27 . Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность судеб Божиих? Обе с детства невинные девочки, обе проданы, обе не знали ни своей будущей жизни, ни своей участи, обе получили доброе воспитание – сохранили бы его благодатные плоды всю свою жизнь: но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и воспользовалась ее наставлениями – сама стала доброй христианкой, подражательницей Ангелам; другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей и сама охотно последовала примеру своей госпожи и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла иначе устроить свою жизнь, если бы попала к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, – бездна великая!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010