Господь наш Иисус Христос сравнивал человечество перед концом мира с человечеством перед Потопом. Как тогда люди были заняты лишь своими житейскими интересами и не хотели знать ничего духовного, " поскольку они – плоть " , как тогда избранных было очень мало, так будет и при конце мира. Во время Потопа избранные спаслись в Ковчеге, а о последних избранных сказал апостол Павел: " Мы оставшиеся изменимся и будем восхищены на облаках в сретенье Господа, грядущего судить живых и мертвых " (1 Фес. 4, 17). Эноху, первому пророку о пришествии Господа со множеством Ангелов – сотворить Страшный Суд над родом человеческим – надлежит возвратиться вновь на землю перед этим Страшным Судом. Он будет свидетельствовать последнему поколению людей о грядущей кончине мира, чтобы хоть часть покаялась, пока не поздно. Как все это чудесно, как изумительно предопределение Божие, чтобы один из первых людей земли возвестил, как живой свидетель, последнему поколению человечества последнее предупреждение. Как поразительно, что единственные долетевшие до христианского мира из глубины веков слова праведного Эноха повествуют именно о кончине мира и о пришествии Господа с бесчисленным множеством Ангелов для суда над человечеством. Запечатлены же эти слова Эноха апостолом Христовым Иудой, братом Господним. Может быть, апостол Иуда, брат Господень, слышал подтверждение пророчества Эноха от Самого Христа Спасителя и написал об этом. Вот что пишет апостол Иуда в своем соборном Послании: Пророчествовал Энох седьмой от Адама, говоря: " Се, приидет Господь со множеством Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех хулах, которые произносили на Него нечестивые грешники " (Иуды 1, 14-15). Ветхозаветная Церковь разделяется на два периода: первоначальный – от Адама до Авраама – и авраамовский – от Авраама до пришествия на землю Сына Божия. О первом периоде известно очень мало, а о втором очень много, но по своему значению первый период не менее велик, чем второй, как по существу происшедших событий – создания бессмертного Адама и спасения семьи праведного Ноя при гибели всего человечества во время Потопа, – так и по величию самих избранников Божиих, Его собеседников, из коих один – Энох даже живым был взят на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Готовясь к смерти за спасение людей, перед тем, как взойти на Голгофу (Голгофа — «Лобное место», на котором в Иерусалиме казнили преступников и на котором был распят Христос), Христос в Своей прощальной беседе говорит ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет (ничего) больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть отдаст жизнь свою) за друзей своих (Ин. 15,12–13). Мы смело спрашиваем: существует ли, может ли существовать какая-либо иная формула, в которой любовь к человеку была бы отражена более сильно? Может ли существовать более высокое выражение подлинного гуманизма, нежели эта заповедь Христа? Может ли кто сказать, что эта заповедь сейчас уже устарела, или может быть заменена какой-либо другой (иной), более выражающей сущность гуманизма и соответствующей ей? Эта любовь, простирающаяся до готовности отдать жизнь свою, завещанная нам Христом, и есть основа христианской морали. Как уже было сказано, по словам Христа, на заповеди о любви к Богу и человеку утверждается все, то есть зиждутся основы не только христианской морали, но всей религии в целом. Сам Христос всегда называл себя «Сыном Человеческим». Эти слова звучат так красноречиво и вместе с тем так понятно, что было бы излишне давать им какое-либо пояснение. Христос — Сын Человеческий! В этих словах — норма христианской религии как высшего проявления гуманизма. «Человечность»! Это и является характерной чертой религии, основанной «Сыном Человеческим». 6. Христианское учение о любви к человеку Веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12,36). В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству. Христианская мораль — мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Мы не можем на нескольких страницах перечислить все заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека. Приведем несколько основных и самых характерных:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2280...

Да и в подобном случае не возрощай гнева своего самооправданием, но лучше помни апостольский совет: будь медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:19,20 ). Особенно же опасайся соединять гнев с каким-либо насилием над ближним. «Не оказывающего повиновения слову любви не принуждай с любопрением к повиновению: твое незлобие принесёт больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление» 247 . Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ). Так христианин противится злу, устраняясь от него, когда средства любви к ослаблению и уничтожению зла оказались недействительными. В таком случае христианин отрясает прах от ног своих в знак отчуждения от чуждых Христу, перестаёт метать бисер правды, любви и всепрощения перед попирающими этот бисер. Христианин противится злу, но не злом, а всеми средствами любви. Увещание Господа «не противиться злу или злому» 248 , христианин может понимать только в том смысле, что не должно мстить злому человеку, воздавать злом за зло, сокрушать глаз за глаз, зуб за зуб. Само Евангелие есть призыв к деятельной борьбе со злом и наука побеждать добром злое. Но кто зло считает средством для борьбы со злом, тот в понимании нравственного закона стоит не выше ветхозаветного еврея, противостоявшего злу с новым злом. Господство и служение § 53. Евангелие и формы общежития Разумность и духовная красота христианских правил неосуждения, смирения и немстительности очевидны для всякого. Но важный вопрос – насколько примиряемы эти евангельские требования с наличным общественным строем, с существованием господства и подчинения, суда и наказания, самозащиты, войны и клятвы? На этот вопрос существуют три ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

" Да не смущается сердце ваше — говорит нам Христос, Сын Божий: веруйте в Бога и в Меня веруйте. Восстанет народ на народ, и царство на царство. Смотрите, не ужасайтесь: подобает всему этому быть! Мужайтесь: Я победил мир! " Фомино Воскресенье Христос Воскресе! Да, Он воскрес на радость всему миру, на радость апостолам и всем святым, своею жизнью запечатлевшим всю правду слов Апостола языков: " Если Христос не воскрес, то ни к чему вся вера наша " . Воскресение Христа, оно, как солнце, озаряет нашу жизнь, зажигая наше сердце огнем того вдохновения и духовного подъема, который Еммауские путники пережили в первый же вечер Христианской Пасхи. " Не горело ли в нас сердце, когда Он говорил нам на пути " (Луки 24:32). Но как от солнечного света можно уйти в подземелье, так и от Света Воскресения можно уйти в мрак неверия, и во мглу страстей. Но какой бессодержательной, бессмысленной, бесцельной станет тогда жизнь! Ведь если Христос не воскрес, то нет и нашего общего воскресения! Тогда зачем же жить, творить, страдать, любить, если в жизни все кончается могилой? И чем наполнить ненасытимую всем миром бездну человеческого сердца, с его неутолимой жаждой жизни, жаждой света и любви?! Наукой?! Но наука, как соленая вода, по слову Премудрого, лишь разжигает жажду вечной жизни, которой нет, если нет веры в Воскресение Христа. Искусством?! Но оно своей надмирностью лишь обостряет устремленность духа в мир надземный, горний, которого, однако, не существует для неверия в Воскресшего Христа. Политикой?! Но она изменчивостью своих идеалов, своих целей, иллюзорностью своих достижений, как тенетами, обвивает живое человеческое сердце, обволакивая его паутиной страстей и делая его безжизненным и дряблым, делая его неспособным на что либо подлинно творческое, подлинно действенное и живое. Лишь, вера в Воскресшего Христа дает полноту жизни человеческому духу, расширяя горизонты его идеалов, его созерцаний, устремлений, И верующее сердце, не только во дни Пасхи, но и каждый час жизни, созерцая и чувствуя Воскресшего Христа горячо, радостно и благодарно взывает Ему вместе с Апостолом Фомой: " Господь мой и Бог мой! " Беседа с Самарянкой " Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине " , так сказал Господь в той беседе с Самарянкой, которую мы слышали сегодня в Евангелии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2206...

Далее, должно показывать до какой степени он должен любить свое тело, дабы уметь надлежащим образом заботиться о нем; а то опять несомненно, что человек естественно любит свое тело и заботится о сохранении его благосостояния и целости. Можно некоторые вещи любить более, нежели здоровье и целость своего тела; ибо есть примеры, что многие добровольно подвергались и болезням, и лишению некоторых членов для достижения того, что они любили более тела. Но отсюда не следует, что тот не любит здоровья и благосостояния своего тела, кто любит некоторые вещи более, нежели тело свое. Так скупой, хотя весьма любит деньги и старается об умножении их, однако же покупает себе хлеб, потому что деньгам предпочитает здоровье своего тела, которое поддерживается пищею. Излишним почитаю входить здесь в более пространное рассуждение об этом, весьма известном всякому предмете, хотя, впрочем, заблуждения безрассудных людей очень часто делают необходимым такое рассуждение. 27) Итак, поскольку нам не нужна заповедь о том, чтоб каждый любил себя и свое тело, т. е. Поскольку себя самих и то, что ниже нас, но принадлежит нам – наше тело, мы и без заповеди любим по непреложному закону самой природы, который распространяется даже на животных (ибо и животные любят себя и свое тело), то нам оставалось принять заповедь только о том, что выше нас, и о том, что подле нас. Посему Спаситель и сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22, 37–40 ). Предмет сей заповеди есть любовь, и любовь только двоякая: «к Богу и ближнему. Но, если ты здесь будешь разуметь и самого себя всецело, т. е. и тело, и душу свою; если будешь так же разуметь притом и ближнего всецело, т. е. душу и тело его» (ибо человек состоит из души и тела), то найдешь, что в этих двух заповедях Господа не опущен ни один род предметов, которые должны быть любимы. Поскольку любовь к Богу предшествует здесь, как нечто главное, и явно предписан самый образ ее, так что любовь ко всему другому сливается с нею, то кажется, что о любви к тебе самому здесь ничего не сказано; но, если сказано «возлюби ближнего твоего, как самого себя», то сим самым сказано и о твоей любви к себе самому.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Данный центр воистину уникален. Он безмерно выходит за пределы Вселенной, соединяя своей природой трансцендентное и имманентное, сверхбытие и бытие, несотворенное и тварное. Священное Писание указывает, что Бог есть первопричина всего существующего, то есть Он – Истина всякого бытия: «А Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Сын Божий, Богочеловек, Сын Человеческий, Иисус Христос, Своей Крестной Жертвой освятил единую природу всего человечества и Самим Собою даровал ей сверхкосмическое бесконечное бытие. А через эту Жертву и каждому принявшему Его человеку. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:9 ). В богоборческих кругах водится мнение, что якобы вовсе не Вселенная, Галактика, Солнце и Земля приспособлены к сохранению жизни и человечества. Они утверждают, что жизнь сама, столь умело, адаптируется к условиям среды. Но, в первых, она, все-таки, должна была как-то возникнуть. А материализм уже оказался в исследовании этого вопроса абсолютно несостоятельным и, более того, к сожалению, научно нечистоплотным. Серьезная и честная наука знает, что самозарождение жизни нереально. Во вторых, несмотря на внутривидовые способности к модификациям, жизнь сильно ограничена в этих своих возможностях (так как всегда используются лишь уже существующие гены). В частности, нынешнее ухудшение экологической обстановки привело к тому, что сейчас каждый день на Земле безвозвратно исчезает три вида живых существ. А ведь в биосфере любые виды также важны, как органы в нашем организме. Кроме того, на Марсе и Венере жизни, как выяснилось, скорей всего нет. И из Космоса сигналы от иных цивилизаций не обнаружены, несмотря на многолетние, дорогостоящие и тщательные поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дары эти могут быть различны, но пророчественный дух в них остается непременным, как особая окачествованность этих даров. И именно в этом качественном смысле говорится у апостола: «дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, но Господь один и тот же, и действия различны, но Господь один и тот же, производящий все во всех». И в разъяснение этой общей мысли апостол прибавляет перечень различных даров: «каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости (философия), другому слово знания (наука) тем же Духом, иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество (очевидно в нарочитом-смысле), иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». ( 1Кор. 12, 7–11 ). Здесь указывается многообразие даров единого Духа, а вместе и присутствие Его самого в каждом из даров. Однако является необходимым различить и даже противопоставить пророчествование как общий дар Св. Духа, выражающийся в способности к приятию откровения, и пророчество – как это самое откровение. Пророчествование означает поэтому всеобщую духоносность христианского человечества после Пятидесятницы, которое в своем тварном, человеческом вдохновении способно принимать дар Св. Духа и им вдохновляться. Человеческое вдохновение при этом становится богочеловеческим... Различие даров означает многообразие видов пророческого вдохновения, среди которых выделяется особо пророческое служение как творческая устремленность к будущему: «и грядущее возвестит вам» (Дух Святый) ( Ин. 16, 13 ). Это есть изнутри происходящее обожение человеческого духа чрез соединение тварного и нетварного естества в нем. Разумеется, эту мысль нельзя никоим образом понимать в том смысле, что после Пятидесятницы всякое человеческое вдохновение пророчественно и богочеловечно, и что это есть как бы сама собой разумеющаяся данность. Совсем наоборот. Это есть высшая, предельная заданность, которая, однако, не только задана, но тем самым внутренне и дана, как возможность, в Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дело в том, что метод «разум-над-материей» используется церковью «Христианская наука». Ее члены верят в то, что Христос Бог, но не признают существования ада и вообще зла. Вскоре в Евангелии от Матфея я наткнулась на отрывок, где Христа обвиняют в том, что он изгоняет бесов силой бесовской. Но Христос отвечает обвинителям: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Мф.12:25–26 ) Я вздохнула с облегчением: раз я верила в Иисуса, то и излечения не могли быть от дьявола. Теперь я понимаю, что в этом проявилось мое тогдашнее нежелание принять подлинное христианство, которое и было настоящим ответом на мой вопрос. Ведь если бы я повнимательнее прочла тот евангельский отрывок, то увидела бы, что весь разговор в нем велся вокруг дьявола того, которого «мой» Иисус не признавал, но на которого ясно указывал Христос в Евангелии … После этого я больше не заходила в церковь. Это продолжалось до тех пор, пока я не попала на крестины моей сестры. И во мне произошла какая-то духовная перемена. Со стороны Крещение выглядит просто погружением человека в обычную воду, но когда ты СО-переживаешь Таинство , то начинаешь чувствовать его изнутри, уже совсем по-другому. Что-то коснулось моего сердца, и это касание оживило совесть. Это довольно сложно объяснить, но я стала видеть вещи в ином свете. Я поняла, что происходящее это никакие не шутки. На меня подействовала благодать службы. Сама не знаю почему, но я стала молиться Богу. Поступая так, совершенно по-новому для себя, я ощутила радость, молитва будила в моей душе невыразимые чувства. Я повторяла слова Иисусовой молитвы : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Это был всплеск, который перевернул меня. Я даже стала надевать в храме платок. А для меня в то время этот шаг был равносилен подвигу, потому что я считала себя феминисткой, да к тому же еще и поборницей сексуальной свободы.

http://azbyka.ru/way/sestra-selestina-pr...

держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1, 7, 9 )? Там же говорит он: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны» ( Тит.2, 1–2 ) и прочее. Там же: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.2, 15–3, 1 ) и прочее. Что думать после сего? Думать ли, что Апостол противоречит сам себе, когда он, сказавши, что учителей производит Дух Святый, сам, между тем, предписывает им правила, чему и как они должны учить? Напротив, не лучше ли согласиться, что и люди при содействии Святаго Духа не должны оставлять обязанности учить самых учителей? Только всегда надобно быть уверенным, что «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3, 7 ). Вот почему ни помощь самых Святых людей, ни даже содействие Святых Ангелов одни сами собою никого вполне и правильно не выучивают тайнам, относящимся к внутренней жизни с Богом, если кто не от Бога научен Богом, к Коему взывает Псалмопевец: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» ( Пс.142, 10 ). Вот почему и Апостол заповедует Тимофею, как учитель говоря с учеником: «ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3, 14 ). Как врачевства телесные, прилагаемые людям от людей же, пользуют только тем, коим доставляет здоровье Бог, могущий и без лекарств уврачевать, и, хотя лекарства без помощи Божией недействительны, однако же люди и употребляют их, и усердное доставление оных во всяком случае почитается делом милосердия и благодеяния, так и пособия науки, преподаемые рукою человека, тогда только пользуют душе, когда делает их полезными сам Бог, Который не от человек и не через человека мог, если бы восхотел, дать человеку самое Евангелие. 34) Итак, кто старается силою слова своего уверить других во святом и благом, не пренебрегая притом ни одной из трех главных обязанностей витийства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Детальные подробности Воскресения нам неизвестны. Евангелие сообщает, что сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф 28:2–4). Но произошло это, очевидно, уже после Воскресения. Самого же Воскресения никто из людей не видел и описать не мог. Однако весь мир, в котором мы живем, сформирован верой в Воскресение Христово. Апостолы, которые в страхе разбежались после ареста и казни своего Учителя, а при встрече друг с другом спешили надежно запереть дверь… Как они вдруг воодушевились и какую крепкую обрели веру, если отправились безбоязненно проповедовать Христа — сначала по Палестине (где их постоянно преследовали и даже убивали), а потом по всему Средиземноморью! А как быстро росла, расширялась и пополнялась верующими построенная апостолами Церковь, и ведь это при том, что римские императоры регулярно инициировали гонения на христиан, жестокие и кровавые! В конце концов христианство распространилось по всему миру: сегодня веру во Христа исповедуют, часто с риском для жизни, даже в таких нехристианских странах, как Китай, Саудовская Аравия и Индия. Христианству обязана своим возникновением современная культура, наука, система образования. Весь мир (в том числе нехристианский) сегодня придерживается христианской системы летоисчисления — от Рождества Христова. Все это (и многое другое) было бы решительно невозможно, если бы Христос не воскрес , если бы не исполнилось Его обещание: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф 17:22–23; выделено автором ). Когда и где это произошло Иисус Христос воскрес в той же пещере , куда отнесли В те времена жители Ближнего Востока часто хоронили своих усопших в пещерах, которых в каменистой местности этого региона было множество Его тело вечером Страстной Пятницы, сразу после Его смерти, Иосиф Аримафейский и Никодим , обернув в погребальные пелены. В Евангелии от Иоанна говорится, что скала с этой гробницей находилась в саду на том месте, где Он распят (Ин 19:41), то есть на Голгофе, холме, расположенном в то время вне Иерусалима к северо-западу от городской стены В наше время Голгофа входит в комплекс Храма Гроба Господня и располагается в черте города. Когда в первый день недели (по-нашему — в воскресенье) апостолы Петр и Иоанн вошли в эту гробницу, то увидели одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин 20:6–7). Тела там уже не было.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010