52) Шестое правило Тихоний называет повторением или возвращением к прежде сказанному (recapitulatio) – правило, в темноте Писания довольно зорко сочинителем найденное. Ибо есть места, в коих предметы, по-видимому, следуют в порядке времени и раскрываются в непрерывной связи, а, между тем, в самой вещи повествование скрытно возвращается к тому, что прежде было опущено. Ежели в подобных случаях не руководствоваться означенным правилом, то легко можно впасть в заблуждение. Так в книге Бытие сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт.2, 8–9 ). По-видимому, здесь говорится, что окончательное насаждение рая совершено уже после того, как Бог ввел сотворенного им человека в рай; а, между тем, Св. Писатель упомянув кратко о том и другом, т. е. что Бог насадил рай и ввел в него сотворенного человека, возобновляет только повествование и дополняет то, что прежде опустил, а именно, описывает подробнее, каким образом был насажден рай: Бог произвел, говорит он, «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», потом, следуя далее, прибавляет: «и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Потом описывает реку, которая напаяла рай и разделялась на четыре источника, что также относится к устроению рая. Наконец, описав рай, Бытописатель повторяет то, что уже сказал, но, что в порядке творения следовало за устроением рая, то есть говорит о введении человека в рай: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском» ( Быт.2, 15 ). Ибо прежде рай был устроен, и потом уже введен в него человек, как показывает теперь самый порядок вещей, а не наоборот – не прежде введен человек, и потом устроен рай, как можно бы подумать с первого взгляда, если не предположить здесь повторение (recapitulatio), по которому повествователь возвращается к тому, что прежде опустил. 53) Далее, в той же книге Бытия, по исчислении поколений сынов Ноевых, сказано: «Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их» ( Быт.10, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

626 Тайнов. Noyч.V:9: – т. е. Освященные Дары – Тело и Кровь Христовы; ради этого-то и вынимаются частицы из просфор в поминовение живых и умерших, и полагаются на дискосе у подножия Агнца, где и остаются до того момента, пока опускаются в чашу со словами: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честной, молитвами святых Твоих». 632 Приведем дословно все это место, важное и в ряде частных выражений своих: все бывшие с Иудой «… обратились к молитве, прося да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра (около 100 руб.), он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда – какая святая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». 696 Савинский. Эсхатологии, беседа Христа Спасителя. Киев 1906 г. Стр. 205; автор при этом справедливо оттеняет «услышите», т. е. будьте слушателями, а не участниками. 726 Откр.19:11–21 . Таково изображение этого последнего и наивысшего, сильнейшего противника Христа в Писании. Конечно, многое здесь аллегорично и таинственно. Но во всяком случае, этот сын беззакония будет человек, пользоваться будет исключительной властью – политической, и даже экономической – «… ничего нельзя будет купить без его печати», равно как и небывалым же самообожанием религиозным. «Сядет в церкви и заменит собою всякого бога или чтилище». Несомненно, историческим будет и гонение от него на верующих во Христа. 767 Наука о человеке. Казань. Изд. 2-е. Каз. 1906 г.т. II. стр. 408. Отсюда, проф. Несмелов делает тот вывод, что «… и погребение умершего человека является не положением в землю будущего тела его (по материальному составу), а лишь временным упокоением голого зерна будущей жизни в задержанной деятельности творческого духа. Когда наступит час, назначенный Богом, творческие силы будут возвращены умершим людям, и они из элементов ли своих прежних тел, или из других элементов, образуют себе новые материальные тела («… вси изменимся» – 1Кор.15:51 ), как необходимые орудия живых отношений их к новому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

62) Есть люди, которые могут хорошо произносить проповеди, но не могут выдумать того, что произнести, – не могут сами писать проповедей. В таком случае нет греха и бесчестия заимствовать у других мудро и красноречиво написанные поучения, выучивать их на память и предлагать народу. Это один из истинно полезных способов распространять истину, ибо чрез него делается вдруг много проповедников и провозвестников истины без умножения числа учителей, если только все они проповедуют одно и то же учение истинного Учителя и нет между ними разделений (Schismata). Проповедники, сказывающие чужие сочинения, отнюдь не должны приходить в смущение от гласа Пророка Иеремии, чрез коего Бог обличает тех, «которые крадут слова Мои друг у друга» ( Иер.23, 30 ) Ибо крадет тот, кто похищает чужое; а слово Божие не есть чужое для тех, кои повинуются Богу; скорее тот говорит чужое – краденное, кто свое говорит хорошо, а живет худо: все, что говорил он хорошего, хотя с одной стороны и кажется произведением его собственного ума, но, с другой, это у него чужое по отношению к его нравам или сердцу. Следовательно, татями своего слова Бог назвал тех, кои хотят казаться добрыми, красно проповедуя то, что собственно принадлежит Богу, но кои в самой вещи злы, делая то, что собственно принадлежит им. И действительно, если тщательно вникнуть в слова таких учителей, найдешь, что они, говоря хорошее, говорят как будто не сами. Ибо как же это – на словах они говорят то, что отвергают на деле? Не напрасно Апостол пишет о них: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1, 16 ). Следовательно, сии люди в одно и то же время некоторым образом говорят сами, некоторым образом – не сами; и то и другое истинно по свидетельству самой Истины. Ибо Истина, изъясняясь о подобных учителях, в одном месте говорит так: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф.23, 3 ); то есть что слышите из уст их, делайте, что видите в делах их, не делайте, – «глаголют бо и не творят» – следовательно, хотя и не творят, однако же глаголют.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   19    «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» (Псал.76:13). Вера наша должна быть сознательной, разумной. Принимая истины христианские от всей души, с полною верою в них, – мы призываем, в то же время углубляться в них, постигать их смысл. Конечно, догматы христианской веры (вечность Бога, троичность Лиц в Боге, воплощение Бога в человеческое естество и другие догматы) – недоступны нашему разумению в своей сущности. Но нравственный смысл их, разумность, приемлемость для человеческого ума – могут и должны быть предметом наших изысканий. И какое неисчерпаемое море мыслей глубоких и радостных, захватывающих дух наш, открывается при внимательном размышлении о Гоге и Его делах! А люди современные, особенно наши писатели и философы, главным образом направляют внимание свое и своих читателей именно вдаль от Бога, – как кроты роются в земле в людских пороках, не бичуя их, а даже восхваляя... Что же! Они сами себя и своих ближних лишают духовных истинных вечных радостей!..    20    «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр.4:2). Здесь указаны два пути жизни: по страстям человеческим или по воле Божией. Мы видим людей очень много работающих, не щадящих своего здоровья; но что ими движет? Страсть корыстолюбия или гордости, или блуда... И рабы Христовы тоже много трудятся, но самопожертвования, – но во имя Бога, во благо людей... Какой путь избрать? — первый путь, по человеческим страстям – никогда не даст покоя душе человеческой, а только томление, скуку, неудовлетворенность... Второй путь – исполнение заповедей Божиих, после скорбей и трудов приносит душе нашей глубокий мир и радость, предощущение вечного блаженства».    21    «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумен и знает Господа (1 М.П.10). Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   д) Св. деву Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы она принесла жертву богам ее отечества. Но так как все усилия были тщетны, то она была отдана грубейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой, Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному своему жениху сказала: „как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: – я волшебница: знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну; у меня есть на при мете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий, – но та же волшебная наука открыла мне, что эта трава только тогда имеет свою силу, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию и идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: „вот тебе луч— шее от меня приданое!» – „Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» спрашивает ее воин. – „Опыт над моею головою, если тебе угодно“, отвечает Евфрасия – и вдруг, обнажив шею, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: „взмахни, как можно сильнее, меч твой и ударь меня: ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и – голова Евфрасии отлетела от шеи: мученица пала бездыханной. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами, а целомудренная девица отошла к небесному Жениху (Ч.-М.).    е) Св. Иоанн Лествичник приводит пример высочайшей степени чистоты: „некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудростию Создавшего столь прекрасное творение, и, воззрев на нее, возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхъестественно сделалась венцом славы» (Леств. степ. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

“НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ”. – Бог ада не сотворил и не может быть причиной зла, но Он попускает сатане нас искушать для укрепления нашей доброй воли в борьбе за благо. Апостол Иаков пишет: “Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: – Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” ( Иак. 1,12–14 ). Искушение, побуждая нас с ним бороться, устремляет нас молиться, и Бог внимает такой молитве. Господь Иисус Христос, по словам Апостола, “быв искушен, может и искушаемым помочь ( Евр. 2,18 ). Кроме того, Бог знает меру наших сил и не попускает никому искушаться свыше его возможности. Апостол Павел пишет: “Верен Бог, Который не попустил вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” ( 1Кор. 10,13 ). Словом “искушение” в Священном Писании и в духовной литературе обозначается не только греховный соблазн, но также испытание страданием. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14,22 ). В последнем прошении: “НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО” мы отрицаемся от всякого зла и, тем самым, от его носителя – сатаны, и обещаем, молясь о помощи Всевышнего, бороться за добро, как истинные воины Божьего воинства. Заключительное славословие: “ИБО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА” свидетельствует о нашей вере в Бога Троичного в Лицах и в Его несомненное торжество над всяким злом. 36. Общественная и частная молитва Кроме молитвы Господней Церковь предлагает нам множество молитв, входящих в состав различных богослужений. Но Церковь стремится также упорядочить домашнюю и индивидуальную молитву, предлагая с этой целью молитвенное правило. Хотя при пользовании этим правилом молящимся предоставляется известная свобода, тем не менее пренебрегать этим правилом нельзя, как и указаниями святых Отцов с сущности самого молитвенного труда. Нельзя думать, что молиться можно не обучаясь этому делу, полагаясь только на собственное настроение. По словам Отцов Церкви, молитва это наука, или искусство, она требует научения и навыка. Молитва является основой и центром христианской жизни. 37. Молитва Иисусова

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

А вопросы биоэтики сейчас часто приходится обсуждать с людьми, которые приходят на исповедь или за советом? Да, несколько бесед о репродуктивном здоровье, суррогатном материнстве, экстракорпоральном оплодотворении мне довелось провести. Это было плодотворное общение, людей интересовала христианская оценка этих разделов биоэтики. Ещё один своеобразный вызов современности — это очень активное развитие психологии. Многие люди, в том числе верующие, обращаются к психологам и психотерапевтам, чтобы справиться эмоциями, ситуациями и переживаниями, с которыми они сталкиваются в жизни. Как вы думаете, почему им недостаточно веры и религиозных практик? Коренятся ли проблемы психики в нашей греховности? С этим вызовом современности студенты Академии сталкиваются в курсе «Основы пастырской психиатрии и психологии»: знакомятся с особенностями клинических проявлений основных групп психических расстройств, механизмах развития заболеваний и современных методах терапии психических болезней, осваивают понятийный аппарат, описывающий познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, рассматривают проблемы личности, мышления, общения и деятельности, узнают об общих принципах и основных методах клинической, лабораторно-инструментальной и психологической диагностики психических расстройств. Полученные знания крайне важны в деле пастырского душепопечения. Многие психические расстройства возникают у человека из-за недостатка любви и леденящего душу страха. Когда человек понимает, что его любит Господь Иисус Христос, Который и есть Любовь, человек постепенно преображается, страх более не сковывает его. В Священном Писании об этом очень точно говорит апостол Иоанн Богослов: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:16-19).

http://bogoslov.ru/article/6195226

Активно сотрудничает с модернистским издательством Quo vadis (о.А.Дудченко, Евгений Аврамчук). 30 августа 2008 г. участвовал в экуменической конференции «Встреча в Римини». В сентябре 2008 г. выступал на конференции итальянской униатской организации Russia cristiana («Христианская Россия»). В сентябре 2009 г. выступил с обличениями русского монашества на конференции Russia cristiana. Для дальнейшего ознакомления с личностью игумена Петра (Мещеринова), предлагаю прочитать статью - Архимандрит Рафаил (Карелин). О монашеском авангардизме. (К сожалению, с Афонского сайта были изгнаны многие знающие и сведущие комментаторы и теперь некому дать исчерпывающий ответ на то или иное событие или дать оценку публикуемой статье) Николай П.Т. 2018/11/15, 22:03:48 +++Богослужение Распятого Сердца+++ " Закон,имея тень будущих благ, а не самый образ вещей,одними и теми же жертвами,каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними " .(Евр.10:1). " Но что делать-то,батюшка?-спросят меня.А вот этого я не знаю. " И в этом незнании нет ничего удивительного,ибо Литургия есть величайшая Тайна Божия! И вся её Тайна Вышняя сокрыта именно в её внутреннем содержании,то есть в чисто духовном плане. Не даром существует в Сакральной Теологии Церкви Божией целая наука,или дисциплина-Литургика-которая посвящена не только изучению истории формирования и структуры Новозаветного Богослужения,но и утверждена к постижению её духовного смысла,цели и предназначения в Богослужебной жизнедеятельности Церкви Божией. Возврат к " апостольской вариативности,по образцу первых трёх веков существования Церкви на земле " ,чтобы добиться какого-то там очередного внешнего искусства или художества-это не только очередная прелесть,бег белки в колесе замкнутого пространства и не решение Литургической Тайны или проблемы,а возврат ко всё той же смертоносной букве Моисеева Закона Божия в исполнении Христа. Прорыв может быть только один-постижение внутреннего,духовного,Божественного,а значит единственно истинного содержания или смысла Новозаветной Литургии!То есть как именно народ Божий должен в совершенстве служить своему Отцу и Творцу,да и друг другу.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=2987...

Апостол Павел пишет: «Спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам». Приняв Евангелие и утвердившись в нем, нам необходимо удерживать «преподанное», т. е. все, что передали апостолы. А апостолы передали нам лишь то, что сами получили от Христа. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» (1 Кор. 15:3), – сообщает Павел далее. Здесь речь ни о чем другом, как о церковном Предании. Предание (παρδοσις) в древнегреческом языке означает преемственную передачу – например, передачу по наследству – а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому (прот. Олег Давыденков. Догматика). Священное Писание раскрывает нам механизм передачи христианского Предания. В Своей Первосвященнической молитве Христос, обращаясь к Богу Отцу, говорит: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели» (Ин. 17:8). Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли. Отец дает Христу, Он передает апостолам, они принимают и передают нам. Потому и говорит Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23). Что же передается в Церкви из столетия в столетие, из поколения в поколение? Прежде всего богооткровенное учение (исповедания веры, вероучительные постановления соборов, толкование Писания). Передается и духовный опыт жизни во Христе (духовничество, книги святых отцов, наука спасения вообще). Передается благодатное освящение в Таинствах, преемственность иерархии, богослужебные чины. К Священному Преданию мы отнесем канон книг Библии, устройство Церкви, церковное искусство. Вообще все, что существует в Церкви, и есть Предание, и сама Церковь – это Предание. Есть еще одно таинственное Предание. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27), – говорит Господь. Существует некая полнота богообщения во Христе, которую Он дарит Своим избранным сосудам. Все прочие пункты Священного Предания ведут к этому, высшему Преданию.

http://pravoslavie.ru/105995.html

Без чудес мы не имели бы полного удостоверения, что над миром и человеком возвышается Бог , Который хочет иметь с нами непосредственное, живое общение для нашего же блага. Спаситель ясно говорил: «Я имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которыя Отец дал Мне совершить, самыя дела сии, Мною творимыя, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Иоан. 5:26 ). «Я сказал вам, и не верите; дела, которыя творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю: то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» ( Иоан. 10:25,37,38 ). Соответственно чему, вера в чудеса и составляет самый существенный пункт в системе наших христианских верований; без неё последние не имеют никакой жизненности и легко превращаются в предположения более или менее сомнительные, в гипотезы более или менее гадательного свойства. В самом деле, что такое наша вера в Бога Творца, если творение мира не есть чудо? Что такое вера в Иисуса Христа, если в Его явлении мы не исповедуем чуда боговоплощения? Что такое, наконец, вера в будущее праведное мздовоздаяние, если чудо не может иметь места в мировой жизни? И т. д. Отсюда само собой понятно, почему богословская наука с таким мужеством защищает веру в чудеса от различных нападок на неё. Наиболее распространенный способ защиты чудес состоит в том, что стараются показать возможность чудес вообще и библейских в частности, с точки зрения наших познаний о природе. Например, стараются разъяснить, что переход евреев через Красное море мог совершиться, благодаря особенному стечению морского прилива и отлива: стояние солнца при Иисусе Навине могло быть одним из тех весьма редких атмосферических явлений, когда солнце кажется видимым на горизонте долгое время спустя после его заката, и т. п. При этом чудес не отвергают, но только полагают, что они заключаются не в тех или других явлениях внешней природы или жизни человека, рассматриваемых объективно, а лишь в таком совпадении их, которое отвечает известным потребностям религиозной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010