По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 2, стр.68-71; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " . Николаевская церковь в селе Самети каменная, с такою же колокольнею, построена в 1768 г. на средства прихожан. Обнесена каменной оградой, внутри которой приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: во имя св. и чудотворца Николая – главный, св. апостолов Петра и Павла в правом приделе и св. Алексия, митрополита Московского в левом. Достопримечательность церкви – напрестольное Евангелие времен патриарха Филарета. Причт: священник, диакон и псаломщик. Казенного жалования получает священник 105 руб. 84 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп., диакон не получает. Общий причтовый капитал в количестве 1161 руб. 50 коп. заключается в процентных бумагах. Дома у членов причта свои, квартирных денег не получают. Земли, состоящей в пользовании причта, пахотной 17 десятин удобной и сенокосной 16 десятин, приносит доход 500 руб. в год. Планы и межевые книги на 13 десятин имеются. Прихожан муж. пола 1138, жен. пола 1342, приход по характеру занятий сельскохозяйственный и поэтому оседлый. В приходе 7 селений, дальнее из них находится в 3 верстах от церкви. Весенняя вода, разливающаяся почти между всеми селениями, препятствует сообщению с ними. Школ в приходе две: земская и двухклассная министерская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Впервые “погост Самин (…) на Самитцком озере” упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и “место церковное свв. ап. Петра и Павла”. В начале 50-х гг. XVII в. в “селе Самите” стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 1914 г. император Николай II – в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии – прислал в дар церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери. 15 июля 1914 г. – за несколько дней до начала I-й Мировой войны – массовый крестный ход перенес подаренную царем икону из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в церковь в Самети (образ похищен из храма осенью 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03087

Блаженная алтарница Мария Соминская (Мария Трофимовна Орехова (1923-2006) - русская подвижница благочестия, которая стяжала редкие дары прозорливости и рассуждения. По благославлению игумена Николая (Кузьмина) Мария Соменская 30 лет подвизалась алтарницей в храме свв. Апп. Петра и Павла. Преставилась 2 декабря 2006 г. и погребена у алтаря Соминского храма. Могилка её чтится паломниками. Колокольня со шпилем служила маяком для речных судов, идущих из Петербурга в Волгу. В Сомино находилась одна из 105 пристаней Тихвинской водной системы. Исторический шпиль на храме с ангелом, подобным шпилю Петропавловского собора в Петербурге, был восстановлен благодаря усердиям В.Е. Загарских (ОАО " Газпром " , Пикалевское отделение). Шпиль был водружен на храм 7 июня 2007 г. В 6 километрах от Сомино по Вологодской трассе (старинному Ярославскому тракту) находится древниий почитаемый чудотворный святой источник. Этот источник теперь посвящен Трём иконам: Леушинской Божией Матери, иконе " Отрада и утешение " и " Взыскание погибших. " Изначальное посвящение источника утрачено во времени. Отец Геннадий посвятил источник почитаемой иконе Леушинской Богоматери. Икона " Отрада и утешение " приснилась одной из прихожанок, о чем она сообщила отцу Геннадию и поставила икону у источника. Крест на источнике был установлен в 2012 г. Резал его раб Божий Лев. Он промыслом Божиим установил на кресте икону " Взыскание погибших " . http://tihv-206.cerkov.ru/; http://www.town812.ru/istochnik-somino.shtml Храм построен в 1939-1844 г.г. в центре Тихвинской водной системы в селе Сомино и был непосредственно с нею связан - в нём окормлялись её труженики. Чтимой святыней храма являлась икона Скорбящей Божией Матери, с которой совершался крестный ход по селению. В настоящее время в храме находится чтимый список Скорбящей иконы Божией Матери. Главный престол – св. Апп. Петра и Павла. Левый придел: сщмч. Власия Севастийского. Правый придел: до 1930-х г.г. – Воздвиженский, после 1947 г. – свт. Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. – Скорбященский.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Затем Святейший Патриарх посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. В этом храме богослужения не прекращались и при советской власти. С 1950-х по 1980-е годы в нем служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Вечером 3 апреля Святейший Патриарх посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию и семинарию (СПбДАиС). Перед входом в здание академии Святейшего Патриарха встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, студенты семинарии и воспитанницы действующего при СПбДАиС регентского отделения. После общего благословения всех встречающих Предстоятель Русской Церкви возглавил служение праздничной утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме св. ап. Иоанна Богослова. По окончании богослужения к Святейшему Патриарху обратился ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, который приветствовал Предстоятеля в его alma mater, подчеркнув, что здесь проходило духовное становление Святейшего Патриарха Кирилла, здесь он получил духовное образование и 10 лет был ректором Санкт-Петербургских духовных школ. Затем с ответным словом к ректору и учащимся обратился Святейший Патриарх. В своей речи Предстоятель коснулся проблемы развития духовного образования и выразил надежду, что «в духовных школах вновь возникнет крепкая монашеская община, поскольку ученое монашество — оплот духовной школы». На память о своем посещении Святейший Патриарх передал в дар СПбДАиС 70 облачений — по 10 комплектов каждого из семи цветов облачений, использующихся в церковных богослужениях.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

Возбуждённые до ярости словами святителя язычники, схватив его, повлекли в храм богини Артемиды и там, раскалив медного быка 91 , бросили в него исповедника истины... Велико было страдание мученика, но он, мужественно преодолевая его, только молился... Благодарил Бога, избравшего его пострадать за имя Его святое, молил Его за весь мир и за своих гонителей, испросил у Бога благодать исцеления от болезней всем, поминающим имя его в молитве, и, осеняя себя крестным знамением, предал свою душу Господу. «Мощи святого, – говорит описывающий мученичество епископа Антипы житель Пергама, – положены в сём месте Пергама, где мы, собираясь, воздаём благодарение Богу, что то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами, и многие в нём совершаются исцеления» 92 . В одном прологе св. Антипе приписывают исцеление в особенности от зубных болей. Это верование – древнее и очень распространённое. В древних наших месяцесловах к имени св. Антипы прибавляется обыкновенно замечание: «иже благодать имать от Бога целити болезнь зубную», а в сказании о том, каким святым в каких случаях должно молиться, полагается ему и особая молитва от зубной боли. – В одном из древних южнославянских сборников церковных, Дечанском, есть также особая молитва к св. Антипе от зубной боли: «Моление приношу тебе, помолися о мне грешном ко Господу Богу, об отпущении грехов моих, и неутишимые зубные боли избави мя молитвами, святе, твоими». Основанием для подобного верования, относительно св. Антипы, бесспорно послужило то, что он как при жизни, так и по смерти прославился многими чудесными исцелениями от различных болезней. Память о св. Антипе вторично – в соборе 70 Апп. 4-го янв. Свв. мучч. Прокесса и Мартиниана Свв. мучч. Прокесса и Мартиниана, бывших надзирателями в Мамертинской темнице в то время, как Апп. Пётр и Павел были заключены в ней по приказанию Нерона, и обращённых к вере Христовой чудесами, совершёнными при них св. Апостолами. За исповедание веры претерпели истязания и обезглавлены за стенами Рима на Аврелиевой дороге. Тела их с честью были погребены блаженной Люцилой. Они покоятся в Ватиканском соборе Ап. Петра в приделе их имени. (См. «Полн. месяцесл. востока» архим. Сергия). h9 † Преподобного ИАКОВА Железноборского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время войны, в декабре 1941 г., Петропавловский храм был возвращен церкви, его освящение состоялось 19 декабря 1941 г. В январе 1944 г. Вырица была освобождена советскими войсками. При этом, во время боевых действий пострадали колокольня и купол Петропавловской церкви (разрушенные в войну они утрачены по сей день), повреждена взрывом стена алтаря. Церковь была восстановлена в 1944-1945 гг. 23 ноября 1952 г. храм был заново освящен. В 1952 - 1954 гг. из разрушенного храма в с. Большие Ящеры в храм был перевезен иконостас, хоругви, паникадило и семисвечник, из закрытого храма в с. Усть-Введенское - Царские врата. Полностью строительные работы по восстановлению храма были завершены в 1954 г. Церковь была построена по проекту архитектора Николая Ивановича Котовича. В 1938 г. храм закрыли, в его помещении размещались сначала клуб, потом военкомат. Немцы, пришедшие в Вырицу, в полуразрушенном храме устроили конюшню. В 1942 г. бывшие прихожане церкви обратились с просьбой в немецкую комендатуру о возвращении храма. Ходатайство было удовлетворено. Храм был снова освящен. После освобождения Вырицы храм снова закрыли. В 1944 г. власти разрешили открыть храм. 23 ноября 1952 г. епископ Таллинский Роман (Танг) заново освятил храм. К столетию храма усердием ктитора Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерея Бориса Глебова был осуществлен капитальный ремонт церкви св. апп. Петра и Павла, а на время восстановительных работ на территории прихода был построен приписной храм святого Иоанна Кронштадского, в котором хранится епитрахиль Иоанна Кронштадтского. http://gatchina-blago.pravorg.ru/1048-2/ Церковь святых апостолов Петра и Павла в Вырице была заложена 10 сентября 1906 г., торжественное освящение ее состоялось 22 июня 1908 г. В конце 19 в. по всему протяжению Царскосельской линии Николаевской железной дороги возникло множество населенных пунктов, среди них и поселок Вырица. Вся площадь поселка была разделена на участки, которые продавались под строительство загородных дач. Выделен был участок и под строительство храма. Но решение в том, для какого вероисповедания будет храм, было решено не сразу. Финское население из расположенных рядом деревень исповедовало лютеранство, поэтому выдвигало требование построить здесь кирху. Но собрание собственников расположенных здесь земельных участков приняло решение построить православный храм. Под его строительство помещик Корнилов безвозмездно выделил землю. Им же был пожертвован земельный участок для организации кладбища при храме.

http://sobory.ru/article/?object=01516

В 1788 г. в центре села на месте деревянных церквей на средства Костромских купцов Ильи и Алексея Савиных был возведён каменный двухэтажный пятиглавый храм с четырёхъярусной колокольней, ныне существующий. В каменный храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в верхнем (летнем) этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем (зимнем) -2) во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) во имя св. прор. Илии и свт. Алексия, митр. Московского (Ильинский престол, которого не было раньше, а также престол во имя св.Алексия, безусловно, посвящены небесным покровителям храмоздателей - Ильи и Алексия Савиным). Церковная территория, окружённая оградой, занимает довольно обширный участок, на котором сохранилось несколько надгробных памятников кон. 19 - нач. 20 вв., а также столб-часовня. В 30-40 гг. 19 века с западной стороны храма были возведены Святые ворота в виде изящной одноглавой часовни, позднее соединённые с церковью переходом с лестницей на второй этаж. На юго-западном углу участка в 1-й пол. 19 в. также построена часовня. Прясла ограды, сохранившейся вдоль западной стороны церковной территории, относятся, по-видимому, ко 2-й пол. 19 в. Все сооружения церковного комплекса кирпичные и оштукатуренные. Композицию Покровской церкви составляют пятиглавый храм, более узкие прямоугольные в плане апсида и трапезная, а также четырёхъярусная колокольня. Храм и колокольня отличаются стройными пропорциями, столь редкими для провинциальной архитектуры. Углы основных объёмов - четверика храма, апсиды и трапезной - скруглены. Квадратные в плане барабаны храма (центральный световой, боковые глухие) со срезанными углами завершены луковичными главками с чешуйчатым покрытием. Близкие по ширине квадратные в плане ярусы образуют столпообразную композицию колокольни, которую завершает световой барабан со шпилем. Храм был расписан, судя по программе, ярославскими мастерами стенного письма в кон. 18 - нач. 19 вв. Авторская живопись сохранилась лишь на своде и стенах в палатке под колокольней. Несмотря на небольшие размеры помещения она ориентирована на программы росписи сводов основного храма. На восточном лотке - " Троица Новозаветная " , под этой композицией летящие ангелы несут Тихвинскую икону Богородицы, на остальных - архангелы; в вершине свода - сонм порхающих серафимов и херувимов. На стене палатки помещён редкий для сельского храма сюжет " Видение Иоанна Лествичника " , что, возможно, связано с тем, что Шунга была владением Патриаршего Чудова монастыря. На первом этаже на сводах и стенах живопись 2-й пол. - кон. 19 в. Композиции вписаны в архитектуру в виде отдельных картин,круглых медальонов с орнаментальными рамками и заполнением цветочным орнаментом между ними. Сюжеты росписи связаны с посвящением престола апостолам Петру и Павлу. В основе их иконографии - произведения академических мастеров и гравюры иллюстрированных библий. К началу 20 века храм в Шунге являлся одним из наиболее выдающихся памятников церковной архитектуры Костромского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=03086

Строительство началось весной 1870 г., а 15 июля 1872 г. состоялось торжественное освящение храма с двумя приделами, которое совершил митрополит Исидор. По его представлению, за это крупное пожертвование — строительство за их счет новой церкви — братья получили высокие награды: старшего, Григория, удостоили ордена Св. Владимира IV степени, младшего, Степана, — ордена Св. Анны II степени. Елисеевы не оставили церковь без своего внимания после завершения ее строительства. Часть денежных средств в виде церковных и причтовых билетов Г.П. Елисеев пожертвовал в пользу сердобольской церкви на вечное поминовение себя самого, своей жены и родственников. В 1886 г. за счет средств Елисеевых производился внутренний ремонт церкви, братья также подарили храму дом для нужд причта. В архивных документах сохранились записи о регулярных поставках в церковь за их счет «деревянного» масла для лампад и церковного вина для причастия. Этот храм действует и поныне, однако после Второй мировой войны его переосвятили во имя Св. Николая. При храме существует небольшой музей, посвященный истории церкви, где упоминаются и его «спонсоры» — братья Елисеевы. В изданном в 1875 г. четвертом выпуске «Историко-Статистических сведений о С.Петербургской епархии» датой постройки церкви св. апостолов Петра и Павла назван 1785 г. Позднейшие исследователи эту дату повторяют. Однако архивное дело из ЦГИА СПб «О постройке в Сердоболе новой церкви Петра и Павла в связи с неудобным расположением церкви Николая чудотворца» датируется 1794 г., а дело «Об освящении вновь построенной деревянной Петропавловской церкви в Сердоболе» 1799 г. Отсутствует городская православная церковь и на карте Сердоболя 1788-1790 гг. Прошение о постройке новой церкви было отослано в 1794 г. 16 октября того же года владыка гавриил митрополит Санкт-Петербургский выдал грамоту , разрешающую строительство деревянной церкви св. апп. Петра и Павла. Строительство продвигалось медленно, и только 30 июля 1799 г. церковь была освящена. К 1825 г. церковь обветшала. Началась переписка о финансировании ремонта. По Указу императора Николая I 30 мая 1830 г. оплатить ремонт должна была Комиссия духовных училищ, что и было сделано. В 1839 г. церковь все же отремонтировали.

http://sobory.ru/article/?object=00887

В храме Сомино служили подвижники архимандрит Кирилл (Начис), протиерей Иоанн Миронов, архимандрит Груий (Кузьмин), протоиерей Александр Прокофьев. С 1992 г. в храме служит протоиерей Геннадий Владимирович Беловолов. С 1995 г. он является настоятелем храма в Сомино. Отец Геннадий на дальнем приходе построил храм во имя св. Иоанна Кронштадтского в с. Подборовье (освящен в 1997 г.) и храм во имя иконы Божией Матери " Невской Скоропослушницы " в с. Заборье (освящен в 2006 г.), посвященный подвигу Дороги Жизни в годы блокады. В настоящее время отец Геннадий окормляет в общей сложности семь храмов. Отец Геннадий является основателем и директором Мемориального музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте (открыт в 1999 г.), а также Музея игумении Таисии при Леушинском подворье. Своим служением отец Геннадий старается показать людям, что церковь - это не " бюро религиозных и ритуальных услуг " , а дом Бога, открытый для каждого верующего. В престольный праздник свв. Петра и Павла 12 июля (Петров день) совершается крестный ход по селу Сомино. После праздника открывается возрожденная Соминская Петровская ярмарка и народные гуляния. В храме в Сомино сохранились росписи XIX в. в стиле Бруни. Росписи реставрировались в 1997-1999 и в 2013 гг. Последняя реставрация производилась силами бригады реставраторов Алексея Черепанов и Юрия Гошпаренко с Оптинского подворья. Общая площадь реставрации росписей составила 70 кв.м. Роспись купола храма свв. Апп. Петра и Павла в Сомино - " Троица Новозаветная " . Роспись отличается высоким уровнем профессионализма: видимо, устюжанские купцы нанимали художников из Академи художеств для производства работ по росписи храма. В храме хранится чтимая икона Святителя Митрофания Воронежского. Епископ Воронежский Митрофан оказывал поддержку царю Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 г. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. При его погребении 4 декабря 1703 г. присутствовал царь Пётр I и лично нёс его гроб. В 1832 г. епископ Митрофан был причислен к лику святых.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Архитектурные памятники Успенский собор. Нынешнее здание собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом святых апостолов Петра и Павла сооружен в 1667-1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия, игумена Радонежского, устроен в 1895 г. В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые Воскресенские переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — сооружена в 1655 г. Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 г. В 1719 г. Крутицкий ансамбль дополнен Набережными палатами. Судьба подворья в годы советской власти В советское время подворье было закрыто. После прекращения богослужений в Успенском соборе Крутицкого подворья (не ранее 1924 г.) церковная утварь была разграблена, священные изображения на стенах со временем замазаны; надгробия в Воскресенском храме частично разбиты. Во второй половине 1920-х гг. Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу. В 1936-1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус. На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле. В 1947 г. по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР было начато составление проекта реставрации Крутицкого дворца. Эту реставрационную работу возглавил выдающийся деятель русской культуры Петр Дмитриевич Барановский. В 1964 г. Успенский собор был передан Обществу охраны памятников, в 1968 г. здесь разместился филателистический отдел Главкниги. Храм св. апп. Петра и Павла некоторое время использовался как клуб. В 1966 г. Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим музейному использованию. В 1980-х гг. в соборе находились экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК).

http://patriarchia.ru/db/text/1161613.ht...

Храм на 250 человек, отделанный дубовыми панелями, находился в северо-западном углу замка, на втором этаже, а его алтарь стоял на месте кончины Nabлa I. Иконы в дубовом иконостасе написал акад. П. М. Шамшин, запрестольный образ – Николай Александрович Лавров. На стенах висели мраморные черные доски с именами павших с честью воспитанников. Во второй комнате находились притвор, ризница и церковная библиотека. На стене с 1883 г. помещался мраморный барельеф с изображением Aлekcahдpa II, сделанный по эскизу А. И. Тихобразова скульптором Н. А. Поповым. В 1869 г., к 50-летнему юбилею училища, церковь была расширена и перестроена. Тогда же в ней появились иконы свт. Николая и св. блгв. кн. Александра Невского. Диаконом церкви апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии и училище с 17 октября 1869 г. по 10 сентября 1871 г. был Александр Васильевич Сыренский (впоследствии – архим. Алексий) Храм был закрыт в августе 1918 г. при прот. Аполлоне Михайловиче Темномерове. Большая часть его убранства сохранялась до 1937 г. Здание замка охраняется государством и передано Русскому музею в качестве филиала. В храме ведется реставрация. Источники: 8 июля 1857 г. начальник Николаевского инженерного училища генерал-лейтенант П. К. Ломновский получил для сведения копию с следующего отношения генерал-инспектора по инженерной части великого князя Николая Николаевича к начальнику главного штаба по военно-учебным заведениям, генерал-адъютанту Я. И. Ростовцеву: «Его Императорскому Величеству благоугодно было поручить мне устройство особой церкви для Николаевского инженерного училища в двух комнатах Инженерного замка, прилегающих к 3 кондукторскому классу. Сделав надлежащее распоряжение к исполнению сей Высочайшей воли, я имею честь сообщить о сем для сведения вашего превосходительства.» Необходимо пояснить этот важный документ. Инженерное училище, состоящее теперь в ближайшем ведении генерал-инспектора по инженерной части, в 1857 г. было под управлением главного штаба по военно-учебным заведениям, и воспитанники его тогда назывались не юнкерами, как теперь, а кондукторами и классы их - кондукторскими. Помещаясь в Инженерном замке, бывшем дворце императора Павла I, вместе с инженерным департаментом и управлением генерал-инспектора по инженерной части, училище до 1858 г. имело общую с ними церковь св. архистратига Михаила, известную под названиеми церкви Инженерного замка.

http://sobory.ru/article/?object=10650

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010