культа. Отождествляя себя с Солнцем, императоры III в. могли оправдать принятый ими титул «господин и бог» (dominus et deus). Императоры Элагабал (218-222) и Аврелиан (270-275) даже пытались сделать солнечный культ главным гос. культом. Обоснование абсолютной имп. власти давалось офиц. признанием близости императора к Солнцу как его посланца, избранника и соправителя. Отныне императоры изображались в лучистых коронах, с Солнцем, протягивающим им земной шар. Введение Аврелианом культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus) было задумано с целью объединения новых форм имп. культа с идеями, к-рые связывались с Солнцем не только в народной среде, но и в философских системах. Еще во II в. имп. культ был дополнен культом Рима; имп. Адриан приказал возвести в столице империи храм в честь Dea Roma. Культ «Вечного Рима» (Roma Aeterna), дополненный идеей «золотого века» (Saeculum aureum), вызвал к жизни и разнообразные культы времени: века или вечности (Эон, или Aeternitas), года, сезонов. Так создавался образ монарха, к-рый благодаря полученной от Солнца харизме , а также своим добродетелям, победам и справедливости обеспечивал «вечность» Рима и наступление «золотого века». Со времен Северов идеологический пресс, выражавшийся в имперской пропаганде, нарастал, что проявилось, напр., в ужесточении наказаний, предусмотренных для «боговдохновенных пророков», призывавших к мятежу и оскорблявших императора. Однако в условиях чрезвычайного разнообразия религ. и религиозно-философских течений имп. правительству было крайне трудно решить, какой из этих культов следует считать опасным и заслуживающим наказания. Имп. культ не мог стать догмой, т. к. он не исключал почитания др. богов. Поскольку не было догмы, не было и понятия ересь . Противоречие между набиравшим силу абсолютистским характером имп. власти и невозможностью обосновать ее религ. догмой оставалось неразрешимым. Религ. течения III в. отражали глубину социально-политического и идеологического кризиса, потрясшего основы империи. Во II-III вв.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Мы же вси припадаем Ти и со слезами вопием тако: Радуйся, Богородице Дево, яко и рождаеши, и чиста по Рождестве явилася еси; радуйся, Благая, дух сокрушения и смирение сердец, ума же чистоту и жития исправление нам подающая. Радуйся, Всенепорочная, прегрешений оставление и слез источники нам дарующая; радуйся, силою молитв Твоих язвы душ наших исцеляющая. Радуйся, боготечная звездо, к Солнцу правды нас приводящая; радуйся, от многих бед и скорбей и от муки вечныя нас избавляющая. Радуйся, Живоносный Источниче нетления и радости, жаждущия души наша напояющая; радуйся, Всемилостивая, кротким сиянием Твоим мрак страстей и пороков наших разгоняющая. Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая. Кондак 7 Хотяй долготерпеливый Господь явити Своего человеколюбия и щедрот неизследимую бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение, да аще кто и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, обаче Твоим державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Введения Твоего, в немже вси вернии поклоняются чудотворней иконе Твоей и молебная пения выну пред тою совершают, да не сокрыт будет источник благодатных врачеваний от всех требующих. Сего ради и мы не таим Твоих благодеяний, Всенепорочная, но благодарственне вопием: Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющего грехи мира; радуйся, Дево Пречистая, скверну душ наших очищающая. Радуйся, освященная сене, исцеления от дланей Твоих нам точащая; радуйся, виноград Божественный, красный грозд израстившая, душам нашим дающая питие неоскудеваемое. Радуйся, реко приснотекущая исцелений, и море, вся наша страсти потопляющее; радуйся, едина Нетленная, в земнем житии сем покровом милости Своея нас покрывающая. Радуйся, яко Матерними молитвами Твоими избавляемся от болезненных напастей и всякаго вреда душевнаго и телеснаго; радуйся, Всеблагая наша Наставнице, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1393) и оставался в городе до своей смерти. Подробности последних лет его жизни восстанавливаются лишь предположительно. Прежние конфликты митрополита с горожанами потеряли значение после того, как И. Г. добился смягчения участи фессалоникийцев под тур. правлением и, вероятно, вернул часть пленников. В то же время следует предположить, что И. Г. возвратился в Фессалонику при поддержке имп. Мануила II, к-рый в 1391 г. взошел на престол в К-поле вопреки воле Баязида I, начал новую войну с турками и даже сумел ненадолго вернуть Фессалонику Византии. Вероятно, И. Г. вновь занял митрополичий престол именно в краткий период визант. власти в городе. После захвата города Баязидом I 12 апр. 1394 г. И. Г. оставался на кафедре, пользуясь определенными связями и при османском дворе. Сочинения Корпус сочинений И. Г., дошедших до нас в малом количестве списков и долгое время остававшийся неизданным, включает произведения различных жанров. Собрание гомилий ( Χριστοφορδης. 1992-1996) издано в 2 томах по сохранившимся рукописным сборникам Paris. gr. 1192 (нач. XV в.) и Vat. gr. 651 (рубеж XIV и XV вв.). Paris. gr. 1192 содержит 28 пронумерованных гомилий: 23 проповеди на воскресные евангельские чтения (начиная с Недели о мытаре и фарисее), 2 гомилии на Господские праздники (11-я гомилия на Пасху; 19-я на Воздвижение Св. Креста - BHG, N 449u) и 3 проповеди в честь вмч. Димитрия Солунского на 26 окт., 28 окт. и 2 нояб. 1383 г. (гомилии 25-27 - BHG, N 547n, 547p, 547q; Λαορδας. 1954). Vat. gr. 651 представляет собой 2-й том собрания, в к-ром продолжена нумерация 1-го. В нем содержатся гомилии 28-47 (т. о., 28-я гомилия присутствует в обеих рукописях): 11 проповедей на воскресные евангельские чтения (гомилии 28-33 и 36-40), 2 гомилии на Господские праздники (Рождество Христово - BHG, N 1892t; Богоявление - BHG, N 1934e), 3 проповеди нравственного содержания, не приуроченные к к.-л. дате (гомилии 41-43; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 37-59), и 4 гомилии на Богородичные праздники (Рождество - BHG, N 1116; Введение во храм - BHG, N 1106; Благовещение - BHG, N 1099; Успение - BHG, 1090; PG.

http://pravenc.ru/text/674902.html

Наименование Греции введено во всеобщее употребление не греками, а римлянами. Греки называли населяемую ими страну Элладой и себя эллинами (пишут также: Еллада и еллины). Но и эти имена далеко не изначальны. Гомер всех греков, пришедших под Трою называл аргивянами, ахеянами и данайцами, не потому что в ту пору эти имена обнимали всех эллинов, а потому что они принадлежали племенам, игравшим первенствующую роль в троянской войне. Гомер знает и эллинов, и Элладу (Илиад. 11, 683–684; IX, 395, 447; XVI, 595; Одис. 1, 340; IV, 726; XI, 496), но его Эллада – небольшая область в южной Фессалии, и эллины – племя, населяющее эту область. Аристотель пытался отождествить эллинов с седлами жрецами додонского Зевса, которые не моют ног и спят на земле, обнаженной (Ил. XVI, 234–235). Это отождествление подсказало в новое время гипотезу, согласно которой эллины сначала обитали в Эпире, где находилась Додона, затем были вытеснены в Фессалию, куда, как все эмигранты, перенесли наименования городов и областей. Но эта гипотеза мало объясняет и в сущности не имеет за собой оснований. Гораздо больший исторический успех имело усвоение Аристотелем эллинам имени греков (Γραικο=graeci), под которым они были известны у римлян и с которым перешли в историю. Усвоение всем греческим племенам имени эллинов может быть произошло вследствие того, что у эллинов образовалась дельфийско-пилейская амфиктиония, обыкновенно называемая просто амфиктионией. Эта амфиктиония, т. е. союз греческих племен, была самой могущественной, влиятельной и долго существовавшей. Первым центром этой амфиктионии был храм Деметры (амфиктионийской) в Фермопилах около Анфелы. Сюда союзные государства к празднествам в честь Деметры посылали своих представителей, здесь у храма обсуждались общие дела и предприятия, решались споры и недоразумения союзных племен. Постановления амфиктионии были обязательными. Так как Деметра амфиктионийская принадлежала эллинам, то, может быть подобно тому, как в эпоху троянской войны, всем усвоялось имя данаев, в эпоху расцвета амфиктионийского союза им стали усвоять имя эллинов. Был даже введен в употребление термин «пан эллинский», но потом он исчез. Совокупность всех греческих племен стала называться эллинами и греками, и эти имена, равно как название Эллады и Греции, должны быть считаемы взаимно заменимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

—340— племенам игравшим первенствующую роль в троянской войне. Гомер знает и эллинов и Элладу (Илиад. II, 683–684; IX, 395, 447; XVI, 595; Одис. I, 340; IV, 726; XI, 496), но его Эллада – небольшая область в южной Фессалии, и эллины – племя, населяющее эту область. Аристотель пытался отождествить эллинов с селлами (Σλλοι=Γλλοι), жрецами додонского Зевса, которые не моют ног и спят на земле обнаженной (Ил. XVI, 234–235). Это отождествление подсказало в новое время гипотезу, согласно которой эллины сначала обитали в Эпире, где находилась Додона, затем были вытеснены в Фессалию, куда, как все эмигранты, перенесли наименования городов и областей. Но эта гипотеза мало объясняет и в сущности не имеет за собою оснований. Гораздо больший исторический успех имело усвоение Аристотелем эллинам имени греков (Γραικο=graeci), под которым они были известны у римлян и с которым перешли в историю. Усвоение всем греческим племенам имени эллинов может быть произошло вследствие того, что у эллинов образовалась дельфийско-пилейская амфиктиония, обыкновенно называемая просто амфиктионией. Эта амфиктиония, т. е. союз греческих племен была самой могущественной, влиятельной и долго существовавшей. Первым центром этой амфиктиония был храм Деметры (амфиктионийской) в Фермопилах около Анфелы. Сюда союзные государства к празднествам в честь Деметры посылали своих представителей, здесь у храма обсуждались общие дела и предприятия, решались споры и недоразумения союзных племен. Постановления амфиктионии были обязательными. Так как Деметра амфиктионийская принадлежала эллинам, то, может быть подобно тому, как в эпоху троянской войны, всем усвоялось имя данаев, в эпоху расцвета амфиктионийского союза им стали усвоят имя эллинов. Был даже введен в употребление термин «панэллинский», но потом он исчез. Совокупность всех греческих племен стала называться эллинами и греками, и эти имена, равно как название Эллады и Греции, должны быть считаемы взаимнозаменимыми. Эта справка о наименовании Греции должна иметь не лингвистический только, но и исторический и историко-религиозный интерес. Возникновение и смена наименований, оказы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. После этого Иую встретился старинный друг его Ионадав, человек порядочный и праведный, который, приветствуя его, присоединил похвалу за то, что Иуй поступил вполне по желанию Господа Бога, совершенно истребив весь род Ахава. Иуй предложил ему место в своей колеснице и просил его поехать с ним вместе в Самарию, говоря, что здесь он ему покажет, как он тут не пощадит ни одного гнусного человека и накажет всех лжепророков, лжесвященников и всех, кто подбивал народ отпасть от почитания истинного Бога и обратиться к культу иноземных божеств. При этом Иуй указывал на то, что для порядочного и вполне праведного человека самым приятным зрелищем является то, когда он видит наказание гнусных обманщиков. Склонясь на просьбы друга, Ионадав сел к нему в колесницу и вместе с ним приехал в Самарию. Тут Иуй принялся также разыскивать всех родственников Ахава и умерщвлять их. Стараясь, чтобы ни один из лжепророков и священнослужителей Ахавовых богов не избег наказания, он устраивал облавы и различными хитростями захватил их всех, а именно: собрав народ, Иуй заявил ему, что хочет ввести поклонение двойному числу богов сравнительно с числом введенных Ахавом божеств, и при этом обратился к жрецам, лжепророкам и их слугам принять участие в устраиваемых им в честь Ахавовых божеств торжественных и блестящих празднеств. К тому же царь присовокупил, что накажет смертью каждого из жрецов, который вздумал бы уклониться от участия в предстоящем празднестве. Главным богом, введенным Ахавом, был Ваал. Установив день, в который должно было произойти торжественное жертвоприношение, царь разослал по всей стране израильской людей, на обязанности которых лежало привести к царю всех жрецов Ваала. Вместе с тем Иуй распорядился, чтобы всем этим жрецам были выданы полные облачения. Когда это было сделано, Иуй в сопровождении друга своего Ионадава пришел в храм [Ваала] и велел собравшимся туда жрецам хорошенько посмотреть, чтобы среди них не затесался как-нибудь иноземец или человек, не принадлежащий к их сословию, ибо он-де не желает, чтобы при священнодействии присутствовал кто-либо из посторонних. Когда жрецы ответили, что постороннего лица среди них нет и когда вслед за тем было приступлено к жертвоприношениям, царь распорядился выстроить вне храма восемьдесят человек тяжеловооруженных воинов, преданность которых ему была известна, и велел им перебить лжепророков и отомстить за оскорбление древних установлений, которые в продолжение столь долгого времени подвергались презрению. При этом царь угрожал солдатам, что им придется поплатиться собственною жизнью, если кто-либо из жрецов избегнет смерти. Воины умертвили всех служителей Ваала, подожгли капище последнего и очистили таким образом Самарию от чужеземных культов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

приходятся на буддистов. По последним данным, также разноречивым, буддисты распределяются так: Сиам имеет 6 милл., Бирма 4 милл., Цейлон 2 милл., Монголия 2 милл., Маньчжурия 10 милл.; в Индии, во всех провинциях 4.342.407, из сего числа приходится 3.251.589 на Британскую Бурму; в Японии 18 милл., в Тибете 6 милл. По нашему же счету, замечает Chin. Recorder (на стр. 463, в заключение всего), Китай, Корея и Аннам, при 300 милл. населения имеют 20 милл. буддистов, 15 милл. магометан, до 265 милл. конфуциан. Какая же в Китае преобладающая литература на основании изложенных цифр? отвечать не смеем определенно, хотя можем несомненно догадываться в пользу конфуциан с даосами и буддистами в отдельности. При сем заметим, на основании тех же показаний Chin. Recorder, что учение Конфуцзы и его школы есть господствующее и государственное в Корее и Аннаме, особенно чествуемое их обитателями, и что буддизм и даосизм с самого введения своего в Корее и доселе имеют немалое количество поклонников, что с 4 по 14 ст. буддизм был наиболее распространен и усвоен в высших классах корейцев. В Японии, несмотря на две господствующие системы синтоизм и буддизм насчитывающих по 18 милл. последователей на каждое, имеет место и конфуцианская школа, сы-шу служит общеобязательным народным школьным учебником. Сэр Вилльямс, озирая успехи конфуциан и их преобладающее значение в Китае, говорит (в «the Middle Kingdom»), что Конфуцзы посвящено 1.500 храмов, что ежегодно на алтарях их приносятся мудрецу и его святым ученикам разнообразные и многочисленные жертвы – 62.606 свиней, кроликов, баранов, овец, оленей, и 27.000 кусков шелка» (vol. II, р. 239). По уверению д-ра Легга, в Пекине есть один храм в честь Конфуцзы, где приносит жертву ему только один император, и что в прочих местах полагается по закону один из начальствующих гражданских чиновников заведующий в своем районе совершением конфуцианского культа. Вообще можно сказать, по общепринятому убеждению западных ученых, что в Китае конфуциане, буддисты и даосы, составляющие массу населения, могут быть распределены так, что 19/20 если не 99/100 должны быть причислены к разряду конфуциан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Некоторые новейшие ученые готовы думать, что в вышеприведенной характеристике Адрианом христиан слышится чувство вражды и не благоволения к христианам, 337 но мы ничего такого не замечаем в письме императора к Сервиану. Правда, по-видимому, наравне с прочими египтянами Адриан и христиан в том же письме считает людьми непостоянными, тщеславными и любящими вольность. Пусть так, но все же видно, что Адриан не выделял христиан, как класс неблагонамеренных лиц, из ряда других подданных, а это конечно важно. Притом же нужно сказать, что, хотя Адриан и не остался доволен египтянами, однако же не только не лишил их своих милостей, но излил оные на Египтян с большею щедростью, как открывается из того же письма Адриана к Сервиану. Другой древний светский историк (Лампридий) приписывает Адриану очень благосклонное отношение к христианской религии. Он пишет при одном случае, что будто Адриан хотел выстроить храм в честь Христа и ввести Христа в число богов Капитолия. Тот же писатель прибавляет, что император в видах подготовления к этому делу во всех городах строил храмы без идолов. 338 Но это известие едва ли справедливо. Адриан был чисто-языческим императором, и приписывать ему положительное тяготение к христианству нет оснований. Притом же писатель, со слов которого мы сообщаем известия о слишком благосклонном отношении Адриана к христианству, жил двумя веками позже Адриана; он писал при Константине Великом , и потому его свидетельство не имеет большой цены. Нужно полагать, что рассматриваемый писатель введен был в заблуждение тем обстоятельством, что Адриан действительно строил храмы, в которых совсем не было ярких языческих атрибутов; в позднейшее время в этом обстоятельстве ошибочно стали усматривать признак сильного влияния христианства на Адриана, так как известно, что первоначальное сознание христиан строго относилось к применению искусства к целям религии и, само собой понятно, не позволяло вносить в свои храмы ничего такого, что напоминало бы о язычестве. Вот все известия, из которых мы можем сделать заключения о том, насколько знал Адриан христианство и с какими чувствами относился к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В настоящее время по общему сознанию мы - священноцерковнослужители и церковный староста решили возобновить позолоту, нисколько не изменяя живописи икон(...). Стоимость ея простирается до 250 р. " Возобновление позолоты иконостаса в Казанском приделе летней церкви на пожертвования прихожан было разрешено 31 марта 1894 г. 15 июня и. д. благочинного 3-его округа Вышневолоцкого уезда священник погоста Георгиевско - Чудинского Антоний Яковлевич Зосимовский писал в Духовную Консисторию: " При сем, имею честь препроводить рапорт причта и старосты церкви с. Козлова(...). Работа сия и расход по производству ея мною свидетельствован, о чём мною удостоверено их рапортом " . Ниже приложен был и рапорт от 14 июня: " Обновление иконостаса в настоящем храме при селе Козлове, разрешённое сим указом, и именно: окраска онаго вновь и позолота, произведена. За употреблённое на сей предмет золото, краски и работу по условию с Вышневолоцким мастером позолоты Кузнецовым уплачено всего 435 руб. в т.ч. 250 руб. из кошельковой суммы - разрешения о чём мы и просили, и 185 руб. пожертвованы особо и нарочито на сей предмет прихожанами " . На обороте рапорта о. Антоний Зосимовский свидетельствует: " работа произведена отчётливо и по цене сравнительно умеренной " . В архиве Консистории хранилось когда то и ещё одно дело, касающеееся строительных работ: 1900 г. " Дело об устройстве в летней церкви духовой печи " . Печь была устроена. Владимиро-Сназинское училище и завод на «церковной земле» Владимирских училища в Козловском приходе было два. Первое располагалось в д. Городок, а второе - в самом сельце Владимирском, неподалёку от имения И.Т. Сназина (близ д. Овсяники). Согласно «Статистической ведомости» за 1917 г. городецкое Владимиро – Сназинское училище располагалось в одноэтажном деревянном строении, учеников насчитывало на 1917 г. 51 мальчика и 45 девочек. Училище было основано на средства помещика Сназина в 1904 г. Высшее, начальное Владимирское училище с. Владимирского основано в 1913 г. так же на средства помещика Сназина.

http://sobory.ru/article/?object=10563

Мариан был другом и почитателем Никиты при его жизни, – не хотел расставаться с ним и после его смерти. Он решил взять тело великомученика, оставшееся неповрежденным от огня, и перевести в свой отечественный город, но мог не иначе овладеть св. останками, как только ночью. – Атанарих приказал, чтобы замученный оставался без погребения. – В темную и ненастную ночь, мощи были найдены при указании небесного света. В Мопсвестии, источая различные чудеса, они хранились сначала в доме Мариана, затем были перенесены в нарочито устроенный и освященный в честь св. Никиты храм. – Из Актов о страданиях великомученика мы привели только сущность. Но как бы для большего объяснения главного предмета сюда введены еще рассказы посторонние. Довольно подробно передано о борьбе Атанариха с вождем Фридигерном, происшедшей будто бы вскоре после 1– го вселенского собора и об участии в этой борьбе со стороны Валента, – рассказано об Улфиле, как ученике Феофила, сопровождавшем учителя на соборные совещания в Никею и, в качестве епископа православного, присутствовавшем на вселенском соборе втором, – о совершенном Улфилою готском переводе книг священного писания, как наилучшем для варваров просветительном средстве. Содержание перечисленных вставок, за исключением того, что говорится о личности Улфилы и его вероисповедании, само по себе не лишено значения и ценности. Но здесь постоянные неправильности в хронологии и неверности в истолковании фактов. Отсюда не трудно вывести, что рассматриваемые акты, имея в своем первоначальном виде краткое и простое повествование о св. мученике, написанное, может быть, самим Марианом, впоследствии были переделаны – лицом, которое, очевидно, не особенно дорожило точностью в данных сообщениях 181 . В Романию бежали готские христиане в первое гонение, сюда же спешили укрыться они и в гонение второе. Мы видели, что у Римлян искали убежища Гаато с дочерью и Фиеллой, в Романии же некоторое время пребывал пресвитер Сансала. Это единичные примеры из множества других. В продолжении того же, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010