Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни. С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδερκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма ( Μαδερκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем ( Spatharakis. 2001. P. 10, 13).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Святыни из Бари прибудут в Санкт-Петербург декабря 2007 19 декабря в храм Святителя Николая в пос. Озерки Выборгского района будет передана частица гроба Святителя Николая и миро от живоносных мощей святого. 19 декабря в храм Святителя Николая в пос. Озерки Выборгского района будет передана частица гроба Святителя Николая и миро от живоносных мощей святого. Торжественная встреча Святыни состоится в 10 часов утра, перед божественной Литургией. На службе будет совершаться помазание святым миром от мощей святителя Николая. Святыни будут привезены на Петербургскую землю из храма Николая Чудотворца города в Бари (Италия). Как подчеркнул настоятель храма свт. Николая в Озерках о. Дионисий Холодов, " Всякое прикосновение к предметам, к которым прикасался святой Николай, есть прикосновение к нему самому " . Также о. Дионисий отметил, что частица гроба довольно крупная и находится в резном деревянном ларце с изображением Святителя Николая на крышке. Храм свт. Николая в Озерках - единственный на Северо-Западе, где будет находиться частица гроба Святителя Николая. Люди, не имеющие возможности побывать в далекой Италии, смогут прикоснуться к почитаемым святыням в Санкт-Петербурге. В нашей стране ни одного храма, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая. Ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как св. Николаю Чудотворцу. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Русские мореходы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу, умоляя святителя об избавлении от кораблекрушения и бури. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим. Екатерина Самойленко Храм святителя Николая Чудотворца в Озерках Выборгского района Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

Святейший Синод поручил рассмотреть данный вопрос экзарху Грузии архиеп. Карталинскому и Кахетинскому Евсевию (Ильинскому) . Выбор пал на преподавателя Тифлисского ДУ иером. Антония, к-рый 11 июня 1864 г. вместе с псаломщиком Михаилом Яковлевским совершил 1-е богослужение в посольском храме. В 1865 г. Святейшим Синодом посольская церковь и причт были подчинены Грузино-Имеретинской синодальной конторе. В 1864 г. при Генеральном консульстве в г. Тебризе, столице Иранского Азербайджана, была устроена небольшая церковь, которую освятил во имя свт. Тихона Задонского свящ. Евстафий Ахрамеев по благословению экзарха Грузии 13 авг. 1864 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Первое каменное храмовое здание было построено в 1886 г. при посланнике России в И. А. А. Мельникове в пригороде Тегерана - Зергенде, где располагалась загородная резиденция Российской миссии. Храм был посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь почившего имп. Александра II. Материал, из к-рого строилась церковь, доставляли из России морским путем. Во 2-й пол. XIX в. численность рус. колонии в Тегеране увеличилась, что объяснялось укреплением торговых связей между странами. В 1894 г. при настоятеле посольской церкви архим. Харалампии был приобретен участок земли в Дулабе (ныне в черте Тегерана), где и было устроено рус. правосл. кладбище на средства от частных пожертвований. На территории Российской Императорской миссии (ныне Торговое представительство РФ на ул. Паминар) в 1895 г. был построен каменный храм, к-рый был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. В нояб. 1904 г. в Казвине была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Российское консульство в Реште, к-рое возобновило свою деятельность, было открыто с нояб. по март, а на остальное время переселялось на побережье Каспийского м. в г. Энзели. При строительстве нового здания консульства сотрудники решили одну большую комнату превратить в постоянную домовую церковь. Церковь была устроена в ознаменование рождения наследника престола цесаревича Алексия Николаевича и была освящена во имя свт. Алексия , митр. Московского, 13 нояб. 1905 г. В окт. 1906 г. Святейший Синод принял решение о постройке храма на кладбище в Тегеране. В 1908 г. храм был освящен во имя Св. Троицы. Это единственный сохранившийся храм из правосл. церквей, открытых в Персии до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В 1663 г. храм был обновлен на средства архонтиссы Феологины, от родового имени к-рой получил свое название. В это время были расписаны нартекс и наос, кроме сев. стены, причем мастера постарались сочетать сюжеты и масштаб новой росписи с оставшейся старой. Росписи, занимающие большую площадь этого сравнительно крупного храма, сохранились достаточно хорошо. В верхней части вост. стены наоса представлены сцены евхаристического цикла, в верхних зонах остальных стен - двунадесятые праздники и Страстной цикл, в нартексе - чудеса и притчи, деяния апостолов, жития святых. В щипцах вост. и зап. стен наоса выделены масштабом композиции «Вознесение Господне» и «Преображение Господне»; на аналогичном месте в нартексе изображен «Страшный Суд». Иконографическая программа росписи отличается многочисленностью сюжетов и деталей, плотностью композиций. Нижние ярусы, как обычно, занимают фигуры святых, особо выделяются св. воины, одетые как вельможи XVII в. В этих и нек-рых др. деталях иконографии сказывается влияние как местной традиции, так и эпирской школы. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 249а; Τσιγαρδας. 1988. Σ. 15, 18; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 100; Πασδου. 2002. Σ. 36-37, 267-268. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Церковь свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» . Хорошо сохранившийся ансамбль этого храма создан в 1504/05 г., как считают исследователи, той же артелью, работавшей на рубеже XV и XVI вв. В верхних частях стен здесь размещаются евангельские сцены, в нижних - фигуры святых и ктиторские изображения, включенные в большой Деисус в нижней части сев. стены, в к-рый также входят великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Ктиторы - сын некоего Алексея Актасис и его мать - изображены весьма реалистично. Иисус Христос возлагает венец на голову молодого человека, что, возможно, свидетельствует о царском происхождении его рода (судя по всему, иноземного). Сын и мать представлены в необычных одеждах и головных уборах, подобные образы имеются и среди памятников XVI в. в Сербии, Косове, Болгарии и близ Охрида. Молодой человек был изображен посмертно - его мать от горя рвет на себе волосы. Портрет Актасиса был частично записан, а надпись, сопровождавшая изображение его матери, утрачена.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в пос. Николаевском Чернушинского р-на Пермского края. Основан по решению Синода от 25 дек. 1995 г. при храме свт. Николая Чудотворца (1860). В кон. XVIII в. на месте буд. монастыря существовала небольшая дер. Панова (до 100 чел.). Удачное местоположение, в т. ч. близость р. Танып, привлекло внимание помещика Е. Л. Чадина, к-рый, решив устроить здесь собственную резиденцию, выкупил землю в 4 верстах вниз по течению р. Танып, близ речки Ямашки. К нач. XIX в. на месте бывш. дер. Панова находились винокуренный завод и заводская слобода. В 1805 г. еп. Пермский и Екатеринбургский Иустин (Вишневский) выдал Чадину разрешение на строительство деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В следующем году заложили каменный фундамент, но по неизвестным причинам строительные работы были остановлены. В нач. 30-х гг. XIX в. владелец Николаевского винокуренного завода чиновник Ф. Д. Суворов обратился к еп. Пермскому Аркадию (Фёдорову) с прошением об открытии прихода. В 1834 г. причт прихода состоял из священника (первым был Василий Тимофеевич Пьянков) и диакона. Богослужения совершались во временной деревянной часовне (1834). В 1848 г. Суворов был похоронен у алтаря недостроенной церкви. 26 мая 1851 г. имение с Николаевским заводом приобрел П. Д. Дягилев (1808-1883), уроженец Перми, заводчик и меценат, дед известного импресарио С. П. Дягилева. В 1853 г. Дягилев обратился к архиеп. Пермскому и Верхотурскому Неофиту (Соснину) с просьбой способствовать завершению строительства при Николаевском заводе церкви, которую предложил посвятить Казанской иконе Божией Матери. Одновременно он инициировал возведение на месте часовни каменного храма во имя свт. Николая Чудотворца. На старом фундаменте была построена и 8 июня 1854 г. освящена кладбищенская Казанская ц. и в тот же день заложен Никольский храм. 14 авг. 1860 г. в присутствии многочисленных гостей архиеп. Пермский Неофит совершил великое освящение приходской Никольской ц. На строительство Дягилев потратил более 50 тыс. р. серебром.

http://pravenc.ru/text/2566162.html

Яровщина. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Скит. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год основания:1999. Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, с. Яровщина Координаты: 60.469299, 33.524544 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Никольский скит Введено-Оятского женского монастыря образован по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в ноябре 2007 г. на основе приходской церкви свт. Николая Чудотворца в деревне Яровщина Лодейнопольского района Ленинградской области. Скит расположен в 25 км от монастыря на берегу реки Оять. Исторически храм свт. Николая Чудотворца был приходской и кладбищенской церковью деревни Яровщина и других окрестных деревень на левом берегу Ояти. Построен он был в 1905 г. на участке, подаренном обществу крестьян дочерью штабс-капитана Елизаветой Николаевной Даниловой. Исторически эти земли входили в древний Имоченский погост, знаменитый с XIV в. явлением Тихвинской иконы Божией Матери. В дальнейшем они принадлежали Вындомским, а потом и другим помещикам. В советское время в Никольском храме размещался клуб, а в доме священника - больница. К 70-80-м годам XX в. здания обветшали, были заброшены и разобраны. В 2000 г. на старом фундаменте приходской общиной началось строительство новой церкви, немного меньше размером, но в целом повторяющего формы исторического храма. На сегодняшний день в скитском храме свт. Николая Чудотворца совершаются регулярные богослужения летом в главном центральном приделе, зимой – в небольшом левом теплом. После проведения необходимых строительных работ планируется сделать храм целиком отапливаемым, тогда он станет трехпрестольным. Особо чтимыми иконами являются образ свт. Николая Чудотворца и Тихвинская икона Божией Матери. Главный придел храма украшен по второму ярусу изображениями фрагментов из жития свт. Николая Чудотворца. Престольный праздник в скиту празднуется два раза в год: 22 мая и 19 декабря. Также уже стал традицией крестный ход 9 июля от Никольского храма в деревню Имоченицы на другом берегу Ояти к месту явления Тихвинской иконы Божией Матери в 1383 г. Никольский храм открыт ежедневно с 10.00 до 14.00 (в богослужебные дни он открывается раньше). Богослужения совершаются еженедельно по расписанию (чаще всего по субботам). Управляющая скитом – послушница Людмила. (информация с официального сайта Введено-Оятского женского монастыря http://oyatsky.ru/) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08386

Николай. Причина такого исключительного почитания этого епископа, не оставившего после себя никаких богословских трудов или писаний, заключается, очевидно, в том, что в его лице Церковь видит как бы идеальный образ пастыря, своего поборника и предстателя. «Евангелие исполнив», «пресветел воистинну явился еси мирови пастырь» 213 . По свидетельству жития, возведенный в сан епископа, свт. Николай сказал себе: «Сан этот и место это требуют иных обычаев, дабы уже не собою, но другими жить» 214 . Эта «жизнь другими» – его отличительная черта, которая и обнаруживает себя в многообразных проявлениях его заботы о людях: в попечении об их сохранении, питании, в защите от стихии, от человеческой несправедливости, от ересей и т. д. Забота эта сопровождалась многочисленными чудесами как при жизни, так и по смерти. Неустанный молитвенник, непреклонный, бескомпромиссный борец за Православие 215 «был нравом кроток и незлоблив, смирен духом» 216 . Свт. Николай Чудотворец. Шитая пелена. Россия. XVI в. ГРМ В соответствии с характером и значением святого разнообразна и его православная иконография. На многих иконах в верхней части, по сторонам от изображения свт. Николая помещаются с одной стороны – Спаситель с Евангелием, с другой – Божия Матерь с епископским омофором в руках. Это изображение, показывающее промысли- тельный характер его святительства, имеет свое основание в сказании свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (842–846). В этом сказании свт. Мефодий говорит, что незадолго до избрания во епископы свт. Николай видел Спасителя по одну сторону от себя подающим ему Евангелие, и Божию Матерь – по другую сторону, возлагающую на него епископский омофор. Другие очень распространенные иконы свт. Николая изображают его во весь рост держащим меч в правой руке и храм в левой. Меч, символ его духовного оружия, и храм подчеркивают здесь значение свт. Николая как непримиримого борца за чистоту веры и защитника от ересей вверенной ему паствы. Из таких изображений особенной известностью пользуются деревянные статуи свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

С 1849 г. в пермском кафедральном Преображенском соборе хранился посох свт. Стефана Пермского - деревянная трость, обрамленная резными костяными кольцами, на которых изображены сцены из Жития свт. Стефана и события из истории Вычегодской Перми. После кончины свт. Стефана посох находился в Москве, в 1612 г. был увезен в Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , ныне посох хранится в Пермском краеведческом музее. В Прикамье издревле почитались иконы свт. Николая Чудотворца. Трехчастный складень с образом свт. Николая (ныне в Соликамском краеведческом музее), по преданию, был передан Усолью Камскому (ныне Соликамск) царем Иоанном IV Васильевичем Грозным после присоединения к Русскому гос-ву Казанского ханства. На подворье пермского Успенского жен. мон-ря почитается Кольцовский («Пещерный») образ свт. Николая, написанный на пожертвование крестьянина Ильи Кольцова в благодарность за найденную в лесу потерявшуюся лошадь; предположительно икона создана в жен. Верхнечусовской обители. Впосл. икона исчезла и была вновь обретена в пещере близ с. Кольцова (ныне Пермского р-на), от новообретенного образа произошло исцеление. Кыласовский образ свт. Николая был явлен близ с. Кыласова (ныне Кунгурского р-на) во 2-й пол. XVII в. При попытке перенести образ в Спасский мон-рь (на месте совр. с. Курашим) на местных жителей напали татары; по преданию, одна из стрел попала в лик святителя, потекла кровь, лучники, стрелявшие в икону, были поражены слепотой. Кровавое пятно долгое время оставалось на иконе. Образ доставили в Спасский мон-рь, затем перенесли в каменный храм, построенный в 1767-1779 гг. на месте обретения иконы. После закрытия храма в 1935 г. икона хранилась в правосл. семье, в годы Великой Отечественной войны была перенесена в храм в с. Курашим, в 1993 г. образ вернулся в храм в Кыласове, переданный Церкви. В 2018 г. в Пермь была возвращена почитавшаяся в Прикамье в XIX в. Черниговская икона Божией Матери, к-рая неск. десятилетий находилась в ризнице Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Образ поместили в храм во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

1974. Р. 48-49). Однако нет уверенности в том, что упомянутый храм Пресв. Богородицы находился именно в Карее, т. к. похитители мощей бежали оттуда на лодке, а в Карее нет выхода к морю, и что под ежегодным «синаксисом» имеется в виду не собрание, а бдение именно в день памяти П. А. Житие, написанное Николаем Монахом, делится на 3 части. Вначале после краткого пролога автор приводит описание чуда свт. Николая Чудотворца о схоларии Петре из текста, автором к-рого он считает свт. Мефодия Патарского, при этом смешивает сщмч. Мефодия Патарского († ок. 311) и свт. Мефодия I , патриарха К-польского (843-847), под именем к-рого т. н. Энкомий Мефодия (Encomium Methodii) свт. Николаю (BHG, N 1352z) фигурирует в ряде рукописей ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 85-106); однако на основании надписаний в др. рукописях предполагается, что его автором был Василий, еп. Лакедемонский (IX в.) ( Laurent V. La liste épiscopale du Synodicon de la métropole de Lacédémone//REB. 1961. Vol. 19. P. 218-219). В Энкомии Мефодия чудо о схоларии Петре, записанное с его слов,- последнее из 3 посмертных чудес свт. Николая, добавленных к старому житийному материалу архим. Михаила, причем это чудо представлено как «недавнее» (Гл. 38), так же как и чудо об Иоанне, отце автора (Гл. 31), что заставляет считать все 3 посмертных чуда сочинением последнего. Хронология событий в описании чуда устанавливается по упоминанию в тексте араб. Самарры, к-рая была столицей халифата в 836-892 гг. ( Northedge A. Sâmarrâ//EI. Vol. 8. P. 1039-1041). Николай Монах воспроизводит текст Энкомия Мефодия практически без изменений, ближе всего к тексту в рукописи Vat. gr. 824, где он надписан именем свт. Мефодия ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 102). Единственная, но важная новация Николая Монаха - отождествление схолария Петра, принявшего постриг в Риме, с П. А. Такое отождествление могло быть произведено агиографом самостоятельно или взято из т. н. Vita acephala (Жития с утраченным началом) свт. Николая Чудотворца (BHG, N 1348b; X - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010