Завершающая сцена цикла утрачена, это могло быть «Явление Христа апостолам». Эти сцены составляли цикл композиций в поздневизант. монументальной живописи Сербии и Македонии, для др. регионов визант. мира это не характерно. Аналогичные росписи находились в ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш (ок. 1375). Возможно, оба цикла восходят к общему несохранившемуся к-польскому образцу. В апсиде в среднем и нижнем регистре располагаются традиц. изображения Евхаристии и Литургии святителей. На тему Жертвы Христовой расписан жертвенник, где помещено изображение «Христос во гробе», к-рое часто встречается в ансамблях поздневизант. периода, в т. ч. в памятниках моравской школы. Спаситель сначала был изображен с открытыми глазами, но когда был наложен второй слой штукатурки, глаза были «закрыты». Росписи свода вимы не сохранились. Исследователи предполагают, что здесь были представлены «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (Там же. 2000), что соответствует сложившейся еще в средневизант. период традиции. Эти сюжеты могли служить завершением программы алтаря, где акцентируются темы Воплощения, Жертвы Христовой и Воскресения Христа, а также евангельского цикла, который начинался с Благовещения на триумфальной арке. Брак в Кане. Роспись наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Брак в Кане. Роспись наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Фрагментарно сохранился цикл двунадесятых праздников в сводах и верхних частях стен. 6 сцен из этого цикла размещены в конхах певниц. В юж. конхе по фрагментам реконструируются «Рождество Христово», «Сретение» и «Крещение», в северной - «Снятие с креста», «Сошествие во ад» и, вероятно, «Распятие». В сводах зап. части храма было «Преображение» и, возможно, «Воскрешение Лазаря». На зап. стене наоса фрагментарно сохранилось «Успение Пресв. Богородицы». Рядом, в верхних частях стен зап. компартимента,- 2 сцены из небольшого Богородичного цикла: «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Михей прор., при Ахааве. 5 янв. Елиссей прор. 11 июня. Соманитяныня, препокоившая в своем доме Елиссся пророка. Иона прор., при Иеровоаме 2. 22 сент. Осия прор., времен Озиии, Иоафама, Ахаза и Езекии. 17 окт. Амос прор., при Озии. 15 июня. Иоиль прор., современник Амоса и Осии. 19 окт. Исаия прор., современник Осии прор. 9 мая. Михей прор., времен Иоафама, Ахаза и Езекии. 14 авг. Езекия, 13-й царь Иудейский. Иосия, 16-й царь Иудейский. Наум, прор. времен Езекии. 1 дек. Аввакум, прор. времен Манассии. 2 дек. Авдий прор. 19 ноября. Софония прор. при Иосии. 3 дек. Олдама, пророчица, при Иосии. Иеремия, пророк, при Иоакиме, Седекии и в продолжение пленения Вавилонского. 1 мая. Варух прор. 28 сент. Иудифь праведная, около времен Манассии. 8.      Из вре мен плена Вавилонского: Даниил-пророк, и три отрока: Анания, Азария и Мисаил. 17 дек. 9. Из периода от Ездры до Маккавеев: Зоровавель. Иисус, сын Иоседеков. Неемия. Симон праведный, иерей великий при Антиохе В. Аггей прор., при Дарии. 16 дек. Захария прор. 8 февр. Малахия, прор. времен Неемии. 3 янв. Елеазар, Соломония и семь сынов ее, мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Есфирь. 10. Из периода от Маккавеев до Рождества Иисуса Христа: Зачатие прав. Анны, когда зачала Пресв. Богородицу. 9 дек. Рождество Пресв. Богородицы. 8 сент. Вход во храм Пресв. Богородицы. 21 ноября. Зачатие Иоанна Предтечи. 29 сент. Благовещение Пресв. Богородицы. 25 марта. Рождество Иоанна Предтечи. 24 июня. 2. События и святые Угодники новозаветные Годы. События. Рождество Христово. 25 дек. Обрезание Господне. 1 янв. Поклонение Волхвов. 25 дек. Сретение Господне. 2 февр. Побиение 14000 младенцев Вифлеемских. 20 дек. 30.       Крещение Господне. 6 янв. Усекновение главы Иоанна Крестителя 20 авг. Преображение Госнодне. 6 авг. 33.       Страдание, Смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа. Стефан первомученик. 27 дек. Никанор, из 7 диаконов, с 2000 верующих, пострад. в Иерусалиме. 28 июля. 44.       Иаков Зеведеев. 30 апр. 52.       Успение Пресв. Богородицы. 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Богородицы «Знамение», окруженное архангелами. Росписи на парусах и в сводах не сохранились, в тимпанах стен размещен цикл Жития Пресв. Богородицы (по 2 сцены в каждом), где идентифицируются сцены «Введение во храм Пресв. Богородицы» (северный, 2-я сцена неизв.), «Святые Иоаким и Анна» (западный, 2-я сцена неизв.), «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово» (южный), «Встреча Пресв. Богородицы и прав. Елисаветы» (восточный, 2-я сцена неизв.). В дальнейшем в молдавских стенописях роспись свода и верхних стен нартекса в основном также будет посвящена Богородичной тематике. Последующие 2 регистра стен нартекса посвящены Житию прор. Илии (16 сцен), над входом изображена Пресв. Богородица на престоле в окружении ангелов, а в нижнем регистре - преподобные (изображения св. жен, типичные для этого пространства, отсутствуют). Также полностью были расписаны и фасады Ильинской ц., однако сохранились только фрагменты «Лествицы прп. Иоанна Лествичника». Во 2-й четв. XVII в. верхняя часть фасадов была заново расписана 2 регистрами сцен, сюжеты к-рых не идентифицированы, а к композиции «Лествица» добавлено изображение митр. Варлаама (Моцока) (1632-1653), к-рый впервые перевел текст «Лествицы» на румын. язык. Сцены из Жития свт. Николая Чудотворца. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец. Ок. 1492–1493 г. Сцены из Жития свт. Николая Чудотворца. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец. Ок. 1492–1493 г. Последней в хронологическом ряду самых ранних, расписанных при св. Стефане III церквей, является Георгиевская ц. мон-ря Воронец. Сохраняя преемственность с иконографической программой предыдущей Ильинской ц., воронецкая церковь выделяется значительными нововведениями. К изображению «Вседержителя во Славе» добавлены фигуры тетраморфов (символы евангелистов). Регистры барабана повторяют структуру Ильинского храма, однако на месте размещенной там «Небесной литургии» в Воронце находится дополнительный ангельский чин. Диаметр барабана здесь больше, чем в церкви в Пэтрэуци, что привело к увеличению количества фигур в каждом регистре.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

п. необычайно красивый вид, напоминая галереи афонских монастырей и Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры . 1 июля 1852 г. по проекту, выбранному курским помещиком гр. П. А. Клейнмихелем, был заложен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы; 15 мая 1860 г. архиеп. Курским и Белгородским Илиодором (Чистяковым) освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи, а 5 июля - весь храм. Шатровый центральный купол окружали 4 шатровые главки. Из прежнего храма в собор был перенесен резной 2-ярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Слева и справа от царских врат были поставлены 2 золоченые резные сени - для Коренной иконы и местночтимого Казанского образа Божией Матери, прославившегося чудотворениями. Позже в К. п. была возведена шатровая колокольня с часами, составившая с храмом единый архитектурный ансамбль. Была обновлена ц. «Живоносного Источника», в центре к-рой перед алтарем находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие бросали деньги. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. 8 мая 1862 г. К. п. возглавил постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. архим. Иувеналий (Половцев) , при к-ром в обители были построены различные корпуса. По приглашению архим. Иувеналия летом 1862 г. К. п. посетил архим. Леонид (Кавелин) , составивший историческое описание пустыни. В К. п. за архим. Иувеналием последовали 9 оптинских иноков, в т. ч. иером. Христофор (Яновский), впосл. служивший в Иерусалиме. Среди др. оптинских насельников, во 2-й пол. XIX в. подвизавшихся в К. п.,- монастырский духовник иеросхим. Александр (Яновский; 1817-1876), иеромонахи Каллист (Сергиев; 1825 - ?), Акакий (Сергиев; 1826 - ?) и Иероним (Пузанов; 1828 - ?), мон. Никодим (Скрипкин; 1831-1900), рясофорные иноки Михаил Пожидаев (1829 - ?), Василий Гревцов (1830 - ?), Николай Соболев (1832 - ?), Даниил Сухачёв (1845-?) и Матфей Попов.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2012 г. В 1991 г. энтузиасты начали расчистку пещер от обвального грунта и мусора (первым был расчищен храм прп. Феодосия). Одновременно здесь работала археологическая экспедиция отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева. Решением Киевского горсовета от 13 янв. 1992 г. пещеры были переданы в ведение музея. В противодействие стихийному посещению пещер 17 апр. 1998 г. была учреждена приходская община храма прп. Феодосия, в которую вошли участники расчистки пещер и археологической экспедиции. К сент. 1998 г. на входе в пещеры была установлена бронированная дверь, после чего началось организованное посещение пещер под контролем общины и музея. 21 сент. 1998 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы, на уцелевшем водном ключе (в стороне от Антониева колодца, обращенного в подземный водный резервуар) насельник киевского Ионинского монастыря игум. Иона (Черепанов; впосл. еп. Обуховский, викарий Киевской митрополии) и иерей Валерий Божок, настоятель Преображенского храма в с. Лесники, отслужили молебен с водосвятием. Подкоп с проникновением в пещеры, совершенный в февр. 1999 г. группой неизвестных лиц, побудил общину обратиться к священноначалию Голосеевского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря с просьбой взять святыню под «опеку». С 27 авг. 1999 г. братия Голосеевской обители совершала в пещерном храме прп. Феодосия регулярные богослужения. В окт. 1999 г. музей подписал с К. Ц. м. договор о сотрудничестве. В 2001 г. МВД Украины передало мон-рю здание клуба и администрации больницы, которое располагалось в недостроенном Никольском храме с примыкающими кельями. Здесь был организован скит, приписанный Голосеевскому монастырю. На Антониевом колодце была возведена каменная часовня с купелью, установлен гранитный крест, построены келии и трапезная. В 2003-2005 гг. завершено строительство Никольского храма, освящение которого 30 дек. 2005 г. совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении наместника Киево-Печерской лавры архиеп. Вышгородского Павла (Лебедя) .

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЯ ДЕТСТВА Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. ряд раннехрист. апокрифов , повествующих о Рождестве и об отрочестве Иисуса Христа. Е. д. представляют собой написанные из благочестивых или полемических соображений лит. продолжения соответствующих повествований в канонических Евангелиях (Мф 1-2; Лк 1-2). Одно из древнейших Е. д. (появилось, вероятно, в кон. II в.), греч. «Протоевангелие Иакова» (BHG, N 1046), посвящено Рождению Пресв. Богородицы (оригинальное название - «Рождество Марии: Откровение Иакова»). В нем повествуется о том, как Бог услышал молитвы не имевших детей праведных Иоакима и Анны и даровал им ребенка - Деву Марию, Которую они обещали посвятить Господу. Пресв. Дева росла в комнате, окно к-рой было обращено в сторону храма, и по закону Моисееву не имела контакта ни с чем нечистым. В 3-летнем возрасте Деву Марию привели в храм, где Она росла под надзором священников и ангелы питали Ее. Когда Пресв. Деве исполнилось 12 лет, первосвященник Захария получил откровение поручить Ее заботам Иосифа. Она жила у него в доме и пряла завесу для храма. Далее в «Протоевангелии Иакова» рассказывается об обстоятельствах Благовещения Пресв. Богородицы , о том, как книжник Анна оклеветал прав. Иосифа, но тот был оправдан, и о том, как произошло Рождество Христово. Этот текст был известен уже Оригену ( Orig. In Matth. 10. 17) и сохранился во множестве рукописей (ок. 140 греч. списков, древнейшие - Туринский папирус IV в. и P. Bodmer. V, IV в.) и в переводах на лат., сир., слав., груз., араб., саид. диалект копт. и эфиоп. языки. Это один из первых напечатанных апокрифов (изд. Гийомом Постелем в 1552 в Базеле). Лат. редакция известна с IX в. под названием «Евангелие о Рождестве Марии и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (BHL, N 5334-5342b). Оба текста послужили материалом для установления праздника Введения во храм Пресв. Богородицы .

http://pravenc.ru/text/186865.html

Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой , митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.). Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Служба Введению во храм Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Каждая из двух групп стихир, принадлежа, несомненно, разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира «Днесь вернии», исходя из общего значения события, как приведения Пресв. Девы ко Господу, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (Из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира «Днесь храм», исходя из факта введения Пресв. Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ея положение среди людей и отношение к ней людей, сначала только наиболее близких к ней (родителей и сверстниц); и об отношении Пресв. Девы к Богу здесь говорится с людской точки зрения: Она в заключение стихиры именуется Материю Божией, а в предыдущей стихире – жилищем Божиим. 3-я стихира «Ты пророков» рисует значение Пресв. Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя Его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. 1-я стихира из этой группы «Во святых святая» не находит слов, чтобы изобразить всю святость события и Виновницы его, от которой все как бы заимствуется не только этим качеством, но и обусловленным чрез это обожением. 2-я стихира 2-й группы «Отроковицы радующеся» изображает светоносность события и Его главной участницы предуказывавшую на близкое просвещение. Наконец 3-я в группе и последняя в обеих группах стихира, «Веселяся приими», естественно, изображает наивысшее качество события и Пресв. Девы, которое одним словом, написанным в стихире между строк, можно определить, как «божественность», сделавшую Ее для Бога всем: престолом, палатою, одром, светозарною обителью. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, «По рождестве твоем Богоневесто» просто и эпично рисует цельную картину события. Стихиры гл. 1. Подобен О дивнаго чудесе 41 Днесь вернии ликовствуим, во псалмех и песнех Господеви поюще, и чтуще того священную сень, одушевленный кивот, невместимое Слово вместившую: приводится бо Господеви, паче естества плотию младенствующи, и святитель великий Захариа приемлет с веселием сию, яко Божие жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Наиболее многочисленными в К. е. были приходские церкви. Инициировала и обеспечивала строительство приходская община, постоянный рост числа церквей свидетельствует о высокой степени религиозности населения этих земель. Количество соборных храмов, находившихся в центрах протопопий и в больших населенных пунктах, в разное время составляло от 30 до 40. Ружных храмов во 2-й пол. XVIII в. в К. е. было от 7 до 16. Еще более нетипичными для Киевщины были кладбищенские церкви, информация о них единичная. В 1773 г. в епархии насчитывалось 10 домовых храмов (все они были построены в кон. XVII - XVIII в. генеральной старшиной), в нач. 80-х гг.- 6 домовых церквей. Посвящение храмов было достаточно традиционным, преобладали церкви, посвященные Богородичным праздникам и свт. Николаю Чудотворцу. Из 973 церквей, действовавших в 1780-1783 гг., 128 были посвящены свт. Николаю Чудотворцу, 115 - Покрову Пресв. Богородицы, 95 - арх. Михаилу, 82 - Рождеству Пресв. Богородицы, 77 - Успению Пресв. Богородицы, 13 - Введению во храм Пресв. Богородицы, 10 - Благовещению Пресв. Богородицы, 77 - Св. Троице, 54 - Преображению Господню (храмов, посвященных киево-печерским угодникам, было немного: 3 во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, 2 во имя прп. Иоанна Многострадального). В XVIII в. в К. е. проводились ревизии храмов, они были 3 типов: епископская, кафедральная (назначенными консисторией представителями), протопопская ревизии. Наиболее регулярными были протопопские осмотры, введенные в 30-х гг. XVIII в. митр. Рафаилом (Заборовским). Они преследовали неск. целей: контроль над богослужебной деятельностью священнослужителей, замена старых или несоответствующих антиминсов, регулирование храмостроительства. Ревизии храмов в К. е. существенно отличались от тех, к-рые предписывались «Духовным регламентом», напр., совершать обязательные объезды епархии архиереем; в XVIII в. продолжались традиции посещений храмов, заложенные митр. Петром (Могилой). Материалы осмотров свидетельствуют о преобладании в XVIII в. в епархии деревянных храмов. Они поддерживались в хорошем состоянии, число ветхих, требовавших полной перестройки было небольшим. Церкви в достаточном количестве были обеспечены богослужебными книгами, в то же время почти отсутствовала учительная и проповедническая лит-ра.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

2016 г. Важными событиями в церковной жизни Москвы стали торжественные богослужения, совершаемые Предстоятелем Русской Церкви в исторических храмах столицы. 21 сент. 2009 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы, Патриарх служил в Богородице-Рождественском храме в Ст. Симонове, в этот день храм отметил 500-летие и 20-летие своего возрождения. 7 июля 2010 г., в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи, Патриарх совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, 27 февр. 2011 г.- великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, 12 марта - освящение ц. Успения Пресв. Богородицы в Печатниках, 30 окт.- освящение Успенского храма в Троице-Лыкове. В 2012 г. Предстоятель совершил освящение храма Живоначальной Троицы в Ст. Черёмушках (29 янв.) и храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (1 апр.); в 2014 г. совершил великое освящение храмов прп. Алексия, человека Божия, в Красном селе, в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, сщмч. Климента, папы Римского, Благовещения Пресв. Богородицы в Сокольниках. В 2015 г. Патриарх совершил чин великого освящения храмов Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговское Патриаршее подворье) и Преображения Господня на Преображенской пл. Благословляя широкое строительство церквей, Патриарх Кирилл совершал освящения закладных камней в основания храмов: во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в память о жертвах теракта на Дубровке (закладной камень освящен 29 апр. 2011, 13 дек. 2015 Предстоятель совершил чин великого освящения храма), во имя свт. Стефана Пермского в Юж. Бутове (закладной камень освящен 28 сент. 2011, 1 окт. 2013 совершено малое освящение храма), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Вешняках (закладной камень освящен 4 окт. 2011, нижний храм освящен в апр. 2015), сщмч. Ермогена в Крылатском (закладной камень освящен в 2012, храм освящен Патриархом 13 марта 2016), свт. Спиридона Тримифунтского в р-не Нагатинский Затон (закладной камень освящен в 2012, храм освящен Патриархом 25 дек.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010