Восьмого сентября Анна родила дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, о рождении Которой возрадовались земля и небо. (Жизнь Пресв. Девы Богородицы. А. Глинка. 15–19). Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбели; все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству евангелия, Благодатною и Благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира; вечная Премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна. По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении младенца дано было Ей имя, указанное ангелом Божиим, Мария, что значит по-еврейски «госпожа», «надежда». Пресв. Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей. В воспоминание рождества Пресв. Богородицы издревле установлен церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский: это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. (Сост. по кн.: «Земная жизнь Пресв. Богородицы...» С. Снессоревой. С. Пб. 1892 г. и «Жизнь Пресв. Девы Богородицы», А. Глинка. Москва. 1896 г.). 3. Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. «Она была, – читаем у него, – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные». «Она была Девою, – говорит св. Амвросий, – не телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный: так что телесный вид ее был выражением души, олицетворением чистоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова Почитание в православной традиции Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим ). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. ( Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала ( Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://pravenc.ru/text/468935.html

Св. Димитрий, митрополит Ростовский, предания Епифания и Дамаскииа пополняет, на основании слов ев. Луки: бысть во днн Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захария, и жена его от дщерей Аароновых, и имя ей Елисавет ( Лк.1:5 ). «Елисавету роди Совия, дщерь Матфана иерея, и бе Матфан Елисаветы дед по матери. Аще бы убо сей Матфан был тойже един, иже в книзе родства Христова, то не бы рекл: Елисавет, жена его от дщерей Аароновых, но всяко бы рекл: жена его от дщерей Давидовых. Но понеже сей Матфан иерей, ин бе от того, иже в книзе родства, и не от Давида, но от Аарона ведый свое племя, того ради евангелист Лука о внуце его святей Елисавети, жене Захарииной, написа: жена его от дщерей Аароновых. Отсюда убо яве показуется, яко ин есть Матфан, иже в книзе родства, родивый Иакова, отца Иосифова, а ин есть Матфан, сей священник Господень, родивый три дщери – Марию, Совию и Анну, матерь Пресв. Богородицы. Тоже извещается и от св. мученика Ипполита, его же Никифор в книзе своей второй, в главе третьей, приводит во свидетельство. Той, описуя сродство Пресв. Богородицы, воспоминает Матфана священнпка – деда по матери Пресв. Богородицы, родившаго три дщери, не воспомннает же, дабы той священник имел родити Иакова, отца Иосифова, но точию дщери, сына же ни единаго. Еще же отсюду разсмотрим: племя Иудово и дом Давидов не священствоваше, точию Левиино племя и дом Ааронов» 402 . В воспоминание Рождества Пресв. Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Указание на него можно находить в IV веке, в котором равноапостольная Елена, как пишут путешественники, основываясь на палестинских преданиях, соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией 403 . Указания можно находить также в писаниях св. Иоанна Златоустог о, св. Прокла, Епифания и Августина. В V веке о празднике Рождества Богородицы упоминается в Служебнике (Сакраментарии) Геласия, и в этом же веке Анатолий, патриарх Константинопольский, писал на день Рождества Богородицы некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) [дванадесятые] [греч. ωδεκορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи (к-рый не относится к Д. п.). По содержанию Д. п. разделяются на Господские праздники , посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа (сюда же включен и праздник Крестовоздвижения), и на Богородичные праздники , посвященные событиям земной жизни Пресв. Девы Марии; по положению в системе праздников года церковного - на непереходящие, т. е. имеющие фиксированную дату по юлианскому календарю (см. ст. Годовой неподвижный богослужебный круг ), и на переходящие, т. е. привязанные к пасхальному циклу (см. ст. Годовой подвижный богослужебный круг ). Выделение 12 из всех годовых праздников, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников»), имеет символическое значение и характерно только для правосл. традиции - хотя, естественно, и в др. христ. традициях среди праздников те или иные из них признаются наиболее важными (см. ст. Великий праздник ; согласно классификации принятого ныне в РПЦ Типикона (см. Знаки праздников месяцеслова ), в число великих входят все неподвижные Д. п. (9), а также еще 5 праздников). Сформировавшаяся к XVI-XVII вв. система Д. п. включала праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), Рождества Христова (25 дек.), Сретения Господня (2 февр.), Крещения Господня (6 янв.), Преображения Господня (6 авг.), Входа Господня в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесения Господня (четверг 6-й седмицы по Пасхе), Пятидесятницы (8-е воскресенье по Пасхе, считая саму Пасху), Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.), Успения Пресв. Богородицы (15 авг.). Формирование системы Д. п.

http://pravenc.ru/text/двунадесятого ...

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

В 1928 г. К. м. вошла в состав Элладской Православной Церкви вместе с др. митрополиями «новых земель». В 1949 г. в К. м. насчитывалось 118 церквей (число парекклисионов неизв.), в 1965 г.- 118 и 146 парекклисионов, в 2012 г.- 122 приходских храма, 100 парекклисионов, 130 экзоклиссионов, 21 кладбищенская церковь, 8 монастырских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 614). Действующие монастыри: 4 мужских - св. Бессребреников близ с. Мелисотопос (основан в 1080 или 1085, восстанавливался в 1457 и 1754), св. Параскевы близ с. Васильяда (основан в 1967), Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории (основан в 1082), вмч. Георгия Победоносца близ Эптахори (воссоздается, храм 1625 г., фрески 1632 г.); 4 женских - Рождества Пресв. Богородицы близ Клисуры (основан в 1314 или в сер. XV в., возрожден в 1993), свт. Николая Чудотворца (Цирилову) близ Корисоса (основан в 1500), Пресв. Богородицы Фанеромени близ Айия-Кириаки (основан в 2006), вмч. Георгия Победоносца близ Меланди (основан в 2008). Возрожденный в 2005 г. монастырь равноапостольных Константина и Елены близ Вогацико (основан в 1882, церковь построена в 1975) хотя и расположен в номе Кастория, принадлежит не К. м., а Сисанийской и Сьятистской митрополии. Недействующие мон-ри: св. Бессребреников в Кастории (основан во 2-й пол. X или скорее в 1-й пол. XI в.), вмч. Георгия Победоносца в Оморфоклисье (XIII в.), св. Таксиархов (Цукас) близ Несторио (1255, восстановлен в 1763), вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» в Кастории (XIV в.), Пресв. Богородицы Фанеромени в Кастории (XIV в.), Введения во храм Пресв. Богородицы в квартале Варлаам в Кастории (1614), свт. Афанасия Великого (Зиковистас) близ Спилиоса (1629), прор. Захарии в долине Грамос (XVII в.), свт. Николая Чудотворца близ с. Коромилья (1716), св. Таксиархов близ Аэтоса (1890) и др. В епархии открыты школа визант. музыки «Святой Мина», центр профилактики наркомании, церковный дом престарелых, названный в честь Л. и А. Ризу, ежедневно раздаются обеды неимущим. В настоящее время создается церковный музей К. м.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Пострижение в монашество вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 708 об.) Пострижение в монашество вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 708 об.) «Въмале сказание» сохранило память о строгой жизни Е. Д. после смерти мужа и о ее аскетических подвигах (распространившиеся в Москве слухи о недостойном поведении вдовы Димитрия Иоанновича вынудили ее показать сыновьям вериги, к-рые она носила под одеждой; княгиня запретила рассказывать о своем подвиге). Располагая после смерти мужа немалыми собственными средствами (она владела 31 волостью), Е. Д. использовала их на благочестивые дела. Известны ее крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь - с. Арбузово во Владимирском и с. Баскаково в Суздальском уездах. Прп. Кириллу Белозерскому в основанный им Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Е. Д. дала вкладом с. Сандыревское на Белоозере. По свидетельству «Въмале сказания», Е. Д. построила в Переяславле, «близ града, у реки Трубежа», ц. во имя св. Иоанна Предтечи и «монастыри устрои». С ее именем предание связывает возобновление ок. 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В 1393 г. на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной ц. во имя прав. Лазаря Е. Д. построила каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом прав. Лазаря, наделив ее золотыми и серебряными сосудами. Церковь была освящена 1 февр. 1394 г. митр. Киприаном в присутствии всех сыновей вел. княгини. Исследователи справедливо полагают, что храм был возведен в память о Куликовской битве, к-рая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Храм представлял собой 4-столпную 3-апсидную постройку из белого камня, она частично сохранилась в составе помещений Большого Кремлевского дворца. В июне 1395 г. храм начали расписывать Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками; в 1399 г. в нем была похоронена дочь Е. Д. Мария, тело к-рой привезли из Великого княжества Литовского. Согласно «Въмале сказанию», в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в рус. летописях - Темир-Аксак), по молитвам Е. Д. и по повелению ее сына Василия I Димитриевича и митр. Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв . Богородицы построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы ), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»). Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресв. Богородицы на Нерли.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Собор во имя арх. Михаила в Микулине. 1559 г. Фотография. 2012 г. В тот период окончательно оформились мн. типы зданий. Продолжали строить 5-главые 4-столпные соборные храмы, отмеченные отголосками итал. влияния (полукруглые закомары, профилированные карнизы и пр.). Близкий к памятникам вологодской архитектуры собор Рождества Пресв. Богородицы в Лужецком можайском монастыре (до 1542, ктитор Новгородский архиеп. Макарий) на подклете был окружен 3-сторонней закрытой галереей на аркадах (разобрана в XVIII-XX вв.). Особенно монументален собор арх. Михаила в Микулине Лотошинского р-на (1559, усыпальница кн. С. И. Микулинского) с компактным объемом удачных пропорций и стройными барабанами глав. Редким примером 3-главого 4-столпного храма являлась до перестройки ц. Рождества Пресв. Богородицы на Возмище, бывш. Возмицкий (Возмищенский) мон-рь (ныне в черте Волоколамска) (1537, строитель архим. Лука; 2 восточные главки утрачены, трапезная и колокольня 2-й пол. XIX в.). По-прежнему распространены были одноглавые 4-столпные храмы: собор Борисоглебского дмитровского мон-ря (1537, зап. паперть, угловая колокольня и придел 1656); собор Рождества Христова в Верее Наро-Фоминского р-на (1552, ктитор кн. Владимир Андреевич Старицкий; перестроен в 1729-1734); ц. Успения Пресв. Богородицы (бывш. подгороднего Успенского мон-ря) в Клину (сер. XVI в.) с необычными щипцовыми фронтонами и пониженными угловыми ячейками (наподобие собора Рождественского мон-ря в Москве); ц. Рождества Пресв. Богородицы в Медведевой пуст. Дмитровского р-на (1547 или 1556), где едва ли не впервые появилась выраженная 3-ярусная горка полукруглых кокошников (была скрыта под поздней кровлей; ок. 2008 своды и глава рухнули и воссозданы). К этому же типу до перестроек относилась ц. Введения Пресв. Богородицы во храм на Подоле в Сергиевом Посаде на подклете (1547; в XVIII в. зап. пара столбов разобрана, верхи заменены; в XX в. воссозданы килевидные закомары), воспроизводившая раннемосковские храмы XV в. Крупная одноглавая 4-столпная ц. свт. Николая Чудотворца в Черлёнкове (городской окр. Шаховская) (до 1562; вотчина Иосифо-Волоколамского монастыря) при перестройке в XIX в. получила шатровую главу в русско-визант. стиле. Реже использовался тип бесстолпного храма, где вместо сложных крещатых сводов ставили более простые коробовые с распалубками: Никоновский придел Троицкого собора Сергиева монастыря (1548). Пятницкая ц. на Подоле в Сергиевом Посаде с вытянутой по оси «запад-восток» (далее - продольной) 3-частной композицией и одноглавым четвериком под сомкнутым сводом точно не датирована (четверик 1547 г., трапезная?, шатровая колокольня 1641 г.- Балдин. 1984. С. 222-224; или вся постройка сер. XVII в.- Памятники архитектуры Московской обл. 1999. Вып. 2. С. 69).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В петровское время распространился тип церквей-ротонд. Одна из ранних, ц. Рождества Пресв. Богородицы в Марфине (городской окр. Мытищи; 1701-1707, зодчий В. И. Белозёров (?), заказчик кн. Б. Голицын), представляет собой «ротонду в ротонде» (малая ротонда внутри большой) с симметричными крестообразными притворами и алтарем. Скупой, но изысканный декор фасадов выполнили иностранные мастера. Сходный тип был применен в скромной по архитектуре ц. прп. Сергия Радонежского в Хотминках (совр. дер. Хатминки Наро-Фоминского района; 1710, заказчик Б. А. Голицын, не сохр.; Кириллов. 1994). Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Шедевром петровского времени является ц. Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове Серпуховского района (1714-1722, строители Л. фон Фикин, А. Шульц и др., заказчик Г. Ф. Долгорукий), воплотившая идеальный образ храма-ротонды эпохи Ренессанса и барокко. Храм освятили лишь в 1754 г. ( Зубарев. 1991; Николаева. 1996). Двусветный центральный круглый объем под мощным куполом с фонарем и люкарнами окружен низкой обходной галереей-аркадой, украшенной статуями 12 апостолов и евангелистов. Пышный барочный ордерный декор украшает фасады. Автором проекта, возможно, был сам заказчик, европейски образованный человек. Необычная для России постройка имеет ряд европейских прототипов ( Пилипенко. 2007): Темпьетто ап. Петра в Риме (1502, архит. Д. Браманте); изображение храма Соломона с картины Рафаэля «Обручение Марии» (1504); неосуществленные рим. проекты ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1520, архит. А. да Сангалло-мл.) и ц. Ecclesia Triumphans в Колизее (1676-1679, архит. К. Фонтана). Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Под влиянием архитектуры нем. кирх строились продолговатые центрично-осевые 8-гранные храмы: белокаменная Никольская ц. в усадьбе Полтево Балашихинского р-на (1706, заказчик Ф. М. Апраксин) с 3-ярусным завершением «иже под колоколы», прототипом для к-рой послужила ц. Св. Троицы в Карлсфельде (Саксония; 1684-1688, архит. И. Г. Рот; Микишатьев М. Н. Некоторые проблемы формообразования и развития типа протестантского храма в архитектуре Голландии и Германии в XVII-XVIII вв.//Архитектура мира. М., 1992. Вып. 1. С. 87-95). К тому же типу относится Михеевская ц. в Троице-Сергиевом мон-ре (1734), более скромная по формам и без ярусного верха. Уникальна башнеобразная 4-ярусная «иже под колоколы» ц. св. Исаакия Далматского в Степановском Раменского р-на (1702-1732, заказчики М. П. Гагарин, А. И. Остерман) с ордерным декором фасадов и 2-этажным храмовым пространством внутри мощного кубического основания. Необычная архитектура храма явно навеяна нем. образцами.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010