Типичны колокольни, отдельные от объёма храма. Также существуют центрические церкви с нешатровым, может быть, усложнённым завершением, характерные для Норвегии Для Украины: хустский, лемковский, бойковский и гуцульский типы, а также пятиглавые деревянные храмы с куполами по ветвям креста. Функционально храмы можно систематизировать таким образом: кафедральные соборы, монастырские соборы, приходские церкви, монастырские церкви, подворские храмы, воинские соборы и церкви, флотские корабельные церкви, ведомственные храмы при государственных организациях, учебных заведениях и больницах, частные церкви, баптистериии, мартирии, кладбищенские церкви, храмы-мавзолеи и другие гробничные церкви, мемориальные храмы и часовни, обычные часовни. Типологически оптимальными соотношениями могут быть: базиликальные, купольно-базиликальные и крестово-купольные сооружения для различных соборов, зального типа храмы в функции ведомственных домовых церквей, центрические как мартирии и баптистерии, но в целом, возможно разнообразие типов для каждого назначения храма. Типология храмов – не есть нечто застывшее, её следует рассматривать в динамике смены многообразных взаимоперетекающих форм с учётом творческого начала всех поколений мастеров. Уже раннехристианский и ранневизантийский периоды происходит своего рода “диффузия” типов. Ведь базилики отчасти принимают в себя и функции мартириев, что не может не влиять на их облик. Подробно о сложении форм в это время говорится в I томе ценнейшего научного труда А.Н. Грабара “Martyrium” Сформировавшиеся тогда и впоследствии типы христианских храмов могут быть также разделены по нескольким принципам их композиций: 1) центрические с одним геометрическим фокусом (мартирии и баптистерии), 2) линейные однофокусные (простые базилики и простые зальные церкви) и 3) с двумя основными фокусами – престолом и подкупольным пространством (купольные базилики, купольные залы, центрические кафедральные и приходские храмы, крестово-купольные церкви всех вариантов). 4). многофокусные, образующиеся при наличии нескольких престолов и, как правило, усложнённых композиционных схем. Историческая трансформация типов храмов определяется также обращённостью храма к городской или ландшафтной среде и включённостью их в разные стилевые направления. Так что, суммируя, можно увидеть связь типологического многообразия в строительстве христианских храмов с их функциональными, строительно-техническими, богословско-символическими, градостроительными стилистическими и различными семантическими составляющими, в наложении этих составляющих на волю заказчика и творческое вдохновение мастеров.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Даже по большевистским, обычно лживым данным, число разгромленных храмов измеряется тысячами. На самом деле разгромленных храмов десятки тысяч. Каждая из разгромленных большевиками православных обителей имела по несколько храмов, а в лаврах и обителях великих храмы считались десятками. Разгромлены все без исключения храмы особого назначения: храмы учебных заведений, храмы военные, храмы ведомств и т. п. Храмов монастырских и храмов особого назначения на Руси было до тридцати тысяч. Прибавьте к этому счету разгромленные приходские храмы, о разгромлении которых изо дня в день хвастливо вещают и совпресса, и соврадио. Прибавьте к этому счету еще разгромленные храмы инославные, мечети и синагоги, и вы поймете, что на протяжении всей истории человечества никогда и нигде ничто подобное не имело место. Большевики не таясь заявляют, что мечтают в ближайшую пятилетку разгромить в злосчастной стране все без исключения храмы. Нельзя умолчать и о том, что пока еще не ликвидированные храмы в настоящее время повторными налетами большевиков доведены до убожества. Все, имеющее материальную ценность, из храмов насильственно изъято. Большевистские гонения и утеснения веры и Церкви не ограничиваются насильственным подавлением веры и Церкви. Насилия большевиков всегда сопровождаются грубейшими издевательствами и жесточайшим моральным и физическим истязательством. Кто знаком с большевистскими изданиями, знает, что представляет собою так называемая безбожная литература. Это сплошное грубейшее зубоскальство над верующими и верою, над всем святым и чтимым в былом и настоящем. Для целей зубоскальства бесстыднейшим искажениям подвергают и вероучение, и историю, и текущую действительность. Это литературное хулиганство на потеху подонкам человечества. Антирелигиозные выступления большевиков на митингах, в антирелигиозных процессиях еще грубее и безстыднее их «литературы». Не диво, что вся их так называемая антирелигиозная пропаганда ведет к результатам совершенно противоположным желанию большевиков.

http://pravoslavie.ru/142291.html

Сергий 8 июня 2020, 16:43 Я живу в Питере. События развивались сильно по другому. Губернатор выпускает постановление, ограничивающее в том числе и посещение Храмов. Митрополит отвечает на это тем что согласно конституции это незаконно и все естественно стройными рядами идут в Храмы. В воскресенье после службы (внимание не в пятницу, а после воскресной службы на которой побывало масса людей) Патриарх говорит что нужно ограничить посещение Храмов (но Храмы не закрывает). Перед Пасхой Храмы в Питере закрывают, но в Ленобласти они работают. И да все верующие поехали в Храмы, не задумываясь ни о священниках, ни о ближнем. Вопрос почему нельзя было сразу закрыть Храмы, не тэстируя прихожан на любовь к ближнему? Вадим К. Ирине С. 7 июня 2020, 15:17 По поводу заразившихся и не заразившихся монастырей. Валаам и Печоры вообщем-то изолированные монастыри, особенно первый. И если в Печорах, расположенных на границе России в одной из самых бедных и депрессивных ее областей живет всего-то тысяч 10, не больше, то ТСЛ - это город с населением более чем в 10 раз больше, вблизи Москвы, в регионе, который является лидером по заболеваемости. То же самое можно сказать про КПЛ, в меньшей степени о Дивеево. Что я хочу сказать. То, что не факт, что если бы они были закрыты, ничего бы в них не произошло, никто бы не заболел. Ведь сообщение с внешним миром все равно бы так или иначе происходило. Так что опыт Ваш не чист от неучета таких важных факторов. Вадим К. Ирине С. 7 июня 2020, 15:09 " К чему кивать на транспорт и магазины? " Ирина,не забывайтесь, мы действительно не в детском садике, давайте вежливее будем. По делу. Денис заявил, что храмы и монастыри явились рассадниками вируса, чуть ли не единственными и главными в стране. Я и указал, что это не согласуется со статистикой, а она вещь, Ирина, упрямая, если даже Вам лично она и не нравится. На нее можно ругаться, что она противоречит Вашим установкам, но она факт. Факт, показывающий, что в целом вовсе не открытые храмы, а что-то другое и вероятнее всего именно транспорт и магазины явились местами массового распространения вируса. ЧС ЧСом, а мы обсуждаем сейчас наличные факты, а не то, можно ли было закрыть что-то без ЧС.

http://pravoslavie.ru/131211.html

Когда народ наш во множестве оступился и стал взрывать храмы, Господь Своей волей не остановил эти деяния. Это не значит, что Господь Своим неучастием в тех исторических злодеяниях попустил им совершаться до скончания века. Но Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему, когда снова люди захотят иметь храмы. И такое время наступило. Народ наш, пройдя через тяжелейшие испытания ХХ века, в конце того столетия начал мало по малу обращаться к Господу. Последующие 20 лет были периодом реального возрождения церковной жизни, и не только в плане строительства храмов и открытия монастырей, но и в плане изменения сознания людей. Ведь храмы никогда не строятся по приказу сверху, храмы никогда не строятся просто так, лишь потому, что кому-то так захотелось. Конечно, бывают инициаторы строительства, в том числе во власти сущие, но храм поднимается тогда, когда воскрешение храма или его создание поддерживается молитвой, духовной силой благочестивого народа. И вот сегодня мы видим возрождение Успенского храма в Серафимовой пустыни. Казалось бы, уж где-где, но в этом месте такого нельзя было себе представить. Даже в относительно благополучные послевоенные годы, когда прямые гонения на веру и уничтожение храмов прекратились, никто и мечтать не мог, что когда-то в Сарове будет снова звучать Слово Божие и возродится монастырская жизнь. Мой отец родом из мест совсем поблизости отсюда. В детстве, а родился он в 1907 году, вместе с благочестивыми родителями он пешком паломничал сюда из нынешнего Ичалковского района, который сейчас находится на территории Мордовии. Они шли несколько дней пешком в Саров, чтобы помолиться. Отец рассказывал мне о духовном состоянии, которое переживали сотни паломников, простых людей, которые преодолевали многие и многие километры, иногда босиком, чтобы войти под сень этого святого храма и помолиться святому преподобному Серафиму Саровскому. Ну, а сегодня все то, о чем даже мечтать не могли, осуществляется — по милости Божией, в ответ на вашу веру, мои дорогие. Не было бы возрождения веры — не было бы этих замечательных строек, потому что храмы никому бы не были нужны. Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу. Это наш главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее снова в 20-е — 30-е годы, когда храмы уничтожались, когда запрещались внешние проявления всякой религиозности. Хотел бы сказать этим храмоборцам: ничего у вас не получится, потому что невозможно дважды вступить в один и тот же исторический процесс. Сегодня у нас другая страна, другой народ, поэтому, пожалуйста, не мешайте нам. По сути, вы и не сможете помешать, но я бы сказал больше: себе не мешайте, не закрывайте для себя путь к Богу, как сумел наш народ, силой оторванный от Бога, не закрыть себе путь к тому, чтобы обновиться духом и снова стать православным.

http://patriarchia.ru/db/text/5480128.ht...

В мэрии украинской столицы состоялась презентация энциклопедии " Храмы Киева " Киев, 27 апреля 2005 г. В киевской городской государственной администрации состоялась презентация компьютерной энциклопедии " Храмы Киева " , сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов со ссылкой на портал " Киев 2000 " . " Киевская власть работает на ниве духовности не только отстраивая храмы, но и поддерживая инициативы, направленные на воссоздание нашей истории. К сожалению, далеко не все трагические события, связанные с разрушением церквей, можно исправить, построив новые сооружения, но благодаря тем людям, которые создали энциклопедию " Храмы Киева " , можно проследить сакральную историю столицы Украины с древнейших времен " , – отметил, открывая презентацию электронной энциклопедии " Храмы Киева " , начальник Управления по вопросам внутренней политики Александр Петик. Энциклопедия охватывает период истории от основания Киева до 2001 года. Каждая из статей снабжена многочисленными иллюстрациями. На них запечатлен внешний вид и интерьер существующих храмов, а так же представлены реконструкции и старые изображения тех храмов, которые не сохранились до наших дней. Информация о монастырях и храмовых комплексах дополнена подробными схемами. В целом на компакт-диске содержится более 40 карт Киева, отражающих динамику развития столицы Украины. На диске также представлены литургические произведения в исполнении хора Киево-Печерской Лавры. При просмотре диска может быть использовано несколько режимов поиска, ориентировку облегчает интерактивная карта. Предусмотрено слайд-шоу из 400 изображений. Энциклопедия издана в двух вариантах: англоязычном и двуязычном – на русском и украинском языках. Прибрести электронную энциклопедию можно в Софиевском заповеднике и в Киево-Печерской Лавре. " Вскоре будут выделены бюджетные средства на издание дополнительного тиража дисков, который будет бесплатно передан в библиотеки школ и высших учебных заведений Киева " , – пообещал Александр Петик. Презентация завершилась духовными песнопениями в исполнении хора Ионовского монастыря под руководством регента Дмитрия Болгарского. Кстати, на презентации энциклопедии речь шла не только об истории, но и современности. Александр Петик рассказал о положении дел с восстановлением и постройкой новых храмов. " Сегодня в КГГА различными религиозными общинами Киева подано более 100 заявок на строительство новых культовых сооружений. Вопрос их расположения очень сложный и серьезный. В IV квартале Главархитектура представит на обсуждение общественности предварительную схему размещения новых храмов, которая будет дорабатываться с учетом тех предложений, которые поступят от религиозных общин и населения " , – сообщил Александр Петик. 27 апреля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13384.html

Таким образом, упоминание о корабле, который атакуют еретики, в тексте службы, которая была составлена в 1990-е годы, вероятно, не случайно. Автор этой службы, скорее всего, прекрасно знал эту картинку и сознательно или бессознательно ее использовал. И здесь мы видим такую аллюзию к современности. Особое место в службах нового времени занимает тема закрытия храмов и монастырей, переоборудования храмов в кинотеатры и овощехранилища, а монастырей – в тюрьмы. «Храмы Божии осквернишася и попранию предашася»; «Краса Соловецкая поругана бысть … мерзость запустения»; «Увы нам, увы, вопияху исповедницы российстии, видяще яко безумнии богоборцы святыни земли нашея разориша, обители яко узилища темничная содеяша, храмы Божия в скверная и позорищная места обратиша и кровь христианскую в них пролияша»; «Безбожнии Каиновы внуцы святыни церковныя поруганию и огню предаша, обители разориша, храмы яко овощная хранилища содеяша, христолбивыя люди в темницы заключиша и умучиша». Обращает на себя внимание выражение «Овощное хранилище» – на первый взгляд, это явная инновация, указывающая на то, что храмы превращаются в овощехранилища. На самом деле все не так просто. Дело в том, что в церковнославянской Библии выражение «овощное хранилище» неоднократно встречаются, правда, в несколько ином значении. В Писании «овощное хранилище» означает ‘сторожка’, ‘шалаш, в котором живет сторож огорода’. «Овощныя хранилища» используются регулярно в риторических конструкциях, чтобы показать, в какое ничтожество превратятся большие цветущие города: «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище; положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным» [Пс. 78: 1-2]; «И положу Самарию во овощное хранилище селное» [Михей 1: 6]; «Сего ради вас дела Сион якоже нива изъорется и Иерусалим яко овощное хранилище будет» [Михей 3.12]; «Преклонися и потрясеся земля аки овощное хранилище, и аки пиан и шумен падет и не возможет востати, преодоле бо на ней беззаконие» [Исайя 24.20]. Получается такая своеобразная языковая игра — с одной стороны, это аллюзия к библеизму, указывающему на то бедственное состояние, в которое храмы и монастыри превратились во время большевистских гонений (это если воспринимать это выражение через семантику традиционного церковнославянского словоупотребления). Но, с другой стороны, с позиции русского языка, практически все, когда этот текст слышат, воспринимают его просто как наименование места, где хранятся овощи, в которое были переоборудованы храмы.

http://pravmir.ru/aleksandr-kravetskiy-t...

Архив Пн Епископ Подольский Тихон: Если не строить храмы, в детсады ходить скоро будет некому 15 сентября 2011 г. 15:00 Идея строительства в Москве 200 новых храмов вызвала широкий общественный резонанс. Верующие уже собираются на богослужения в тех местах, которые выделены под строящиеся храмы. Вместе с городскими властями новые стройплощадки регулярно объезжает с инспекцией председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон . О главных задачах и трудностях «Программы-200» владыка Тихон рассказал порталу  Православие. ru . — Строительство быстровозводимых храмов в столице обсуждается уже около двух лет. Сейчас мы все видим, что процесс наконец пошел. С чем это связано? — Что считать точкой отсчета начала программы, определить не просто. Святейший Патриарх Кирилл, действительно, впервые обратился к мэру Москвы (тогда еще Юрию Лужкову) с этой идеей в 2009 году. Но активно все стало продвигаться после образования в начале 2011 года Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, попечительский совет которого возглавили Святейший Патриарх Кирилл и мэр Сергей Собянин. Приглашение стать их соработниками приняли и федеральные министры, и городское руководство, и представители бизнеса — все те, кто и по долгу службы, и по душе болеют за будущее народа. Ведь нравственный кризис — причина многих страданий современного общества, без возврата к традиционным ценностям его не преодолеть. Народ сделал уже шаг в этом направлении: существующие храмы переполнены. А государство все еще в долгу перед Церковью: в годы безбожия мы потеряли более 1  000 храмов и монастырей в Москве. Невозможность вернуть или воссоздать утраты в центре столицы уравновешена теперь выделением участков на окраинах, там, где храмы нужней всего сегодня. В этом и восстановление исторической справедливости, и соответствие нуждам современности, и забота о будущем Отечества. — Когда же все-таки будут возведены первые храмы по этой программе? В каких районах Москвы они появятся в обозримом будущем?

http://patriarchia.ru/db/text/1623334.ht...

140 . Церковный староста кафедрального собора представляет годовой отчет о расходовании денежных сумм собора непосредственно епархиальному Архиерею. Глава 12. О кладбищенских храмах и кладбищах 141 . Места погребения православных христиан, или кладбища, состоят в ведении Церкви и на ее попечении. А. Кладбища городские 142 . Кладбищенские храмы, имеющие свой приход, а равно кладбищенские храмы и кладбища, состоящие при приходском храме, управляются Приходскими Советами. 143 . Если таковые кладбища обслуживают население нескольких приходов или целого города, то в управлении ими участвуют вместе с Приходским Советом по одному представителю от каждого из этих приходов, по избранию Приходских Советов. Примечания. В столицах и вообще в тех городах, где приходов очень много, в управление кладбищами вместо представителей от приходов входят представители от благочиния, в котором кладбище состоит, в числе, определяемом Епархиальным Советом, и, кроме того, два представителя от городского самоуправления. 144 . Кладбища с храмами безприходными, имеющими особый причт, обслуживающие население городов, управляются Кладбищенскими Советами, под председательством настоятеля местного храма, в составе причта и церковного старосты, двух представителей местного Братства, если оно имеется при кладбище, и двух представителей от благочиния, в котором кладбище состоит. Примечания. В Москве и других городах, где часть доходов с кладбищ поступает в пользу Попечительств о бедных духовного звания, в состав Советов по управлению кладбищами входят по два представителя от названного Попечительства, по его избранию. 145 . При городских кладбищах могут быть учреждаемы особые Братства или Попечительства с целью оказания содействия в благоустройстве и охране кладбищ. 146 . Кладбища при учреждениях, имеющих свои храмы, управляются на основании правил, для домовых храмов установленных. Примечания. Правило это не распространяется на храмы и кладбища монастырские. 147 . Открытие православных кладбищ и устройство на них храмов и часовен совершается не иначе, как с разрешения местной епархиальной власти, которая с своей стороны также может открывать православные кладбища и сооружать па них храмы и часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Если не строить храмы, в детсады ходить скоро будет некому Беседа с епископом Подольским Тихоном, председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии 15.09.2011 519 Время на чтение 10 минут Идея строительства в Москве , давно превратившейся в многомиллионный мегаполис, 200 новых храмов вызвала широкий общественный резонанс. Сейчас значительная часть действующих московских церквей расположена в центре города, в то время как жители других районов в буквальном смысле слова лишены возможности участвовать в полноценной литургической жизни Церкви из-за отсутствия достаточного количества храмов. Верующие уже собираются на богослужения в тех местах, которые выделены под строящиеся храмы. Вместе с городскими властями новые стройплощадки регулярно объезжает с инспекцией председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон, и ему каждый раз приходится отвечать на десятки вопросов. О главных задачах и трудностях «Программы-200» владыка Тихон рассказал и порталу «Православие.ру». - Строительство быстровозводимых храмов в столице обсуждается уже около двух лет. Сейчас мы все видим, что процесс наконец пошел. С чем это связано? - Что считать точкой отсчета начала программы, определить не просто. Святейший Патриарх Кирилл, действительно, впервые обратился к мэру Москвы (тогда еще Юрию Лужкову) с этой идеей в 2009 году. Но активно все стало продвигаться после образования в начале 2011 года Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, попечительский совет которого возглавили Святейший Патриарх Кирилл и мэр Сергей Собянин. Приглашение стать их соработниками приняли и федеральные министры, и городское руководство, и представители бизнеса - все те, кто и по долгу службы, и по душе болеют за будущее народа. Ведь нравственный кризис - причина многих страданий современного общества, без возврата к традиционным ценностям его не преодолеть. Народ сделал уже шаг в этом направлении: существующие храмы переполнены. А государство все еще в долгу перед Церковью: в годы безбожия мы потеряли более 1000 храмов и монастырей в Москве. Невозможность вернуть или воссоздать утраты в центре столицы уравновешена теперь выделением участков на окраинах, там, где храмы нужней всего сегодня. В этом и восстановление исторической справедливости, и соответствие нуждам современности, и забота о будущем Отечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

По ходу доклада я буду упоминать об исполнении некоторых конкретных поручений прошлых епархиальный собраний. Информирую вас, что и те поручения, о которых сегодня не будет упомянуто за недостатком времени, либо исполнены, либо по объективным причинам все еще находятся в работе. Перед этим, по установившейся практике, сообщу о статистических сведениях и расскажу о своей деятельности в истекшем году. Статистика Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии. Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 958. В частности, из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 12, крестильных храмов – 20, приходских часовен – 48, храмов Патриарших подворий – 95, монастырских храмов – 44, монастырских часовен – 4, приходских храмов – 278, храмов в стадии строительства – 142, часовен в стадии строительства – 4, надвратные храмы – 5, храмов при светских учреждениях – 164, часовен при светских учреждениях – 29, монастырских подворий – 10, временных храмов – 43, временных часовен – 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют общины, – 473, включая 7 мужских и 6 женских монастырей в границах города Москвы, а также кафедральные соборы, храмы при представительствах Поместных Православных Церквей, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы и храмы в стадии строительства. Отдельно хотел бы сказать о реализации в завершающемся году программы строительства 200 храмов. 1. В Программу-200 включено 192 участка. 2. Построено и освящено Великим чином 2 3. Завершено строительство, но не совершено Великое освящение – 6 Еще до конца 2013 года будет завершено строительство – 9 Итак, на данный момент можно говорить о 17 храмах, построенных по Программе-200. 4. Строится 24 5. Земельно-правовые отношения оформлены на 57 участков I очереди и 41 участок II очереди, 24 участка в оформлении.

http://religare.ru/2_103211.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010