Святыни Елеона Масличная гора Елеон (Масличная гора) представляет собой короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Кряж состоит из трех вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), называется – по важнейшему совершившемуся здесь событию – Горой Вознесения, южная – Горой Соблазна (Σκνδαλον; «скандал» по-гречески как раз и означает не что иное, как «соблазн»). Название горы связано с тем, что на ней Соломон разрешил своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы – соблазн и скандал для иудеев, верующих в Единого Бога. Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи. Здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались пришельцы из Галилеи, в том числе святые апостолы. Именно к этому месту относятся слова Ангела, сказанные в пасхальную ночь женам-мироносицам: идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (Воскресший Христос) предваряет вас в Галилее; там Его увидите ( Мк. 16, 7 ). Обращенные к Иерусалиму, западные склоны Елеона (считается, что гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» – той тысячи шагов, которые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу) и сейчас сохранили остатки масличных (оливковых) рощ, от которых пошло название горы. Восточный склон переходит постепенно и почти незаметно в Иудейскую пустыню, так что Елеон и сегодня, как во времена апостолов, остается границей расширения Иерусалима в восточном направлении. В ветхозаветные времена на вершине возжигались огни – в знак наступившего новолуния, совершались соответствующие «календарные» жертвоприношения. Склоны горы еще в ханаанский, добиблейский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго Храмов (Х в. до н.э. – I в. н.э.) представители еврейской духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы, становившиеся подчас подлинными памятниками архитектуры – вроде Мавзолея Авессалома. Древние кладбища и ныне используются для погребений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В храмовых изображениях рождения царя есть сцена, в к-рой бог Хнум лепит на гончарном круге младенца-царя и его копию - Ка. На царских памятниках начиная с периода Старого царства (XXVIII - нач. XXII в. до Р. Х.) часто встречаются изображения Ка, сопровождающего царя либо в виде персонифицированного знака Ка, либо в виде человеческой фигуры с этим знаком на голове; в иероглиф Ка вписывается т. н. горово имя царя, тогда как сам Ка держит в одной руке страусиное перо (символ мировой гармонии - маат ), а в другой - длинный шест с навершием, изображающим голову царя. Т. о. «царский Ка» связан с горовым именем, описывающим царя как проявление небесного бога-сокола Гора ; тем самым разрешается проблема двойственности природы царя, включающей божественную и человеческую составляющие - божественное реализуется через Ка. При этом в ряде случаев (особенно в Старом царстве с его точностью в изобразительном выражении идей) навершие располагается на уровне изображения головы сокола, входящего в состав горова имени, и образует композицию, структурно и семантически аналогичную статуям царя, голову которого охватывают крылья сокола-Гора, демонстрирующим его двойную природу. Связь «царского Ка» и Гора особенно хорошо проявляется в его идентификации в период Нового царства (сер. XVI - нач. XI в. до Р. Х.) с Гарсаисе - Гором, сыном Исиды , хотя изначальная его связь с кругом осирических представлений сомнительна. Иной аспект представления о Ка отразился гл. обр. в памятниках частных лиц. То, что изображение порождает в сознании образ изображенного, было интерпретировано египтянами как явление не психики, а окружающего мира - образ был объективизирован, превращен в самостоятельное существо - «внешнего Ка». В результате изображения (прежде всего статуарные, но также и плоские) стали главными объектами культа в храмах и гробницах, что подчеркивается словами «для Ка такого-то», с конца периода Старого царства этими словами описывается получатель жертв. Распространенный перевод как «Двойник» применим гл. обр. к «внешнему Ка».

http://pravenc.ru/text/1319728.html

—453— и созерцательным сектам буддизма, поэтому, не знаю, имела ли она когда-нибудь особенное распространение и влияние на народ. В Кеото в старые годы процветала другая секта Тен-дай-сюу. В северо-восточном углу кеотосской долины возвышается огромная, остроконечная гора, которая царит над всей долиной и над всеми окружающими горами. Это – Хи-ей-зан или гора подобная Эй, той горе в Китае, на которой жил основатель этой секты. Хи-ей-зан был своего рода Афоном для японских тендайцев. В старые годы весь он от вершины до подошвы покрыт был буддийскими монастырями, храмами и часовнями. Были там и философские школы и пр. До трех тысяч монахов жило там, и народ всё был не то, что теперь. Не один раз в истории Японии хиейзанские сослужители отлагали в сторону свои четки и молитвенники, покрывали свои бритые головы шлемами, и с оружием в руках, в латах спускались со своей горы вниз, в Кеото. Тогда они, особенно в союзе с бонзами других таких же Афонов (а их было несколько в Японии, для каждой большой секты – свой), бывали страшны самим японским императорам. Теперь всё это миновало, оружие от бонз отобрали, приношений на их долю приходится гораздо меньше, поэтому и тендайский Афон опустел и опустился. Много храмов разрушено, многие пусты, бонз теперь нет и десятой доли против прежнего. Тем не менее Хи-ей-зан интересен и теперь, и даже может быть теперь-то особенно он и интересен, навевая на своего посетителя разные мечты о своей прошедшей жизни. Там идешь по какому-то особому царству, везде тишина, везде молчащие храмы, везде следы каких-то усилий, подвигов. Ведь, жили же люди всем этим. Конечно, воюющие бонзы едва ли могли бы нам объяснить, почему и зачем они живут, да пожалуй и о подвигах-то неудобно было бы их спрашивать. Но ведь были же и настоящие подвижники. Вся гора покрыта густым лесом, отчего таинственность и особенная прелесть её еще более увеличивается. Мы ходили там целый день, и чего только не видали там? Видели и следы ног Будды, отпечатанные на камне. Всего больше там помнится имя японского героя-богатыря Бенкея. Бенкей был тоже бонзой, – когда жил, неизвестно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

05 А как здесь оказались мечети? После захвата Иерусалима арабами в 638 году происходит возрождение сакрального статуса Храмовой горы. В исламской религиозной топографии она связывается как с находившимся здесь Иерусалимским храмом, так и местом, где Ибрагим (в библейской традиции Авраам) собирался принести в жертву своего старшего сына Исмаила, рожденного от наложницы-египтянки (в Библии Авраам должен был принести в жертву своего сына от законной жены Сарры — Исаака). Символическим восстановлением Иерусалимского храма стало строительство в 687–-691 гг. на горе т. н. «Купола-над-Скалой», или Куббат ас-Сахра, — здания с позолоченным куполом. Оно образует единый архитектурный комплекс с мечетью — Аль-Акса. 06 Об Аль-Аксе часто говорят в новостях о столкновениях. Почему? По сравнению с Куббат ас-Сахра Аль-Акса имеет более скромные формы, но превосходит ее по своему священному статусу. Мусульмане верят, что в это место пророк Мухаммед был в 620 году перенесен из Мекки и отсюда вознесся на небеса. С тех пор мечеть Аль-Акса, а вместе с ней и вся Храмовая гора, стала третьей по значению святыней мусульманского мира — после Мекки и Медины, связанных непосредственно с проповедью пророка Мухаммеда. 07 С иудеями и мусульманами понятно. А какое отношение к Храмовой горе в христианстве? Христианство не унаследовало от Ветхого Завета отношения к Храмовой горе как к уникальному месту. В разговоре с самарянкой Иисус Христос недвусмысленно отвергает необходимость привязки богопочитания к конкретному месту. На вопрос, где следует поклоняться Господу — на горе Гаризим, как это делали самаряне, или в Иерусалимском храме, Он отвечает: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4:21–23). По этой причине в византийский период истории Ближнего Востока Храмовая гора пребывала в запустении и впоследствии не играла важной роли в христианской культуре и традиции.

http://foma.ru/stolknovenija-na-hramovoj...

Как эта последняя с пробуждением громовника или Перуна пробуждалась, так точно и души. Здесь причина, почему поминальные обряды по усопшим приурочивались по преимуществу к весеннему времени и почему существовал обычай обставлять покойника обычными предметами общежития. Есть, впрочем, несколько указаний, свидетельствующих, что местом праведных признавалась гора и гора высокая, вход на которую – не легок. Сюда относится обычай класть покойнику во гроб лестницу и ногти. Это все для того, очевидно, чтобы ему удобнее было взбираться 120 . Богослужебные обряды. Славянская религия не имела культа, прочно установившегося. У ней не было еще ни жрецов, ни храмов. Богослужебные обряды совершались: в домашнем быту – старшими в роде, а в общественном – юношами и девами. Впрочем, как храмы, так и жречество имели уже свои начатки. Начатками храмов были, упоминаемые памятниками древности, капища и требища 121 , или места совершения жертвоприношений, а начатками жречества: волхвы, певцы, гудцы, гусляры и скоморохи 122 . Волхвы признавались посредниками между человеком и Богом, истолкователями воли последнего, словом – ведунами (отсюда колдуны), а певцы, гудцы, гусляры и скоморохи были руководителями при обрядах общественных. Желая изобразить действия стихийных сил, они ударяли в бубны или металлические доски, играли на волынках и пищалях, пели, скакали и плясали 123 . Из богослужебных обрядов наиболее примечательны заговоры или кудесничество и жертвоприношения. Заговор в сущности есть тоже, что молитва , только особенная, такая, с которой соединены некоторые действия и которой приписывается кудесная или чудесная сила. Здесь причина, почему заговор предписывается произносить с обращением на восток и, в большинстве случаев, на утренней или вечерней заре 124 . Жертвоприношения состояли из растений (венки), плодов, различных родов пищи, животных, а по свидетельству летописи Нестора и Переяславской – даже и человека 125 . Богослужение имело свои установленные времена. В отношении к дню особенным вниманием пользовались утренняя и вечерняя заря, а в отношении к году – так называемые Солоновороты, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евреи всё громче говорят о машиахе Почему раввины одеваются в белые церемониальные «глимы» и что среди «коханимов» делал посол США в Израиле? 15.04.2020 39639 Время на чтение 6 минут В прошлом месяце Синедрион (современная израильская общественная организация. - Ред.) поручил Шимшону Эльбойму, главе организации Храмовой горы, подготовить путь для совершения корбан Песаха (Пасхального жертвоприношения) в его надлежащем месте, на Храмовой горе, в библейское время, в среду днем, накануне праздника Пасхи. Об этом в издании Breaking Israel news сообщил Адам Элиягу Берковиц: «Синедрион недавно провёл интенсивное исследование относительно нынешнего состояния Пасхального приношения и пришёл к выводу, что на данном этапе достаточно одной жертвы, принесённой на Храмовой горе во имя всего еврейского народа». Все практические приготовления были сделаны, и коханим (еврейские люди, потомки первосвященника Аарона) были готовы. С этой целью даже был открыт специальный веб-сайт, на котором евреи могли пожертвовать деньги на покупку подписки на жертвоприношение. В этом году раввин Хаим Каниевский, один из самых известных и уважаемых раввинов Израиля, приобрёл подобную подписку, тем самым оказав свою молчаливую поддержку восстановлению храмовой службы. Перед праздником раввин Иегуда Глик, бывший член Кнессета от партии «Ликуд» и активист движения «Храмовая гора», принёс ягнёнка, который должен был стать жертвой для обряда благословения раввина Каниевского. Эти усилия были также одобрены раввином Шмуэлем Элиягу, главным раввином Цфата и членом Совета Главного раввината, раввинским судьей рабби Бенайху Бруннером, рабби Гур Галоном и рабби Менахемом Маковером. Шимшон Эльбойм направил официальный запрос синедриона премьер-министру Нетаньяху, в котором, в частности, говорилось: «Настоящим мы обращаемся ко всем, кто способен действовать и действовать для возобновления храмового служения вообще и Пасхального приношения в частности». Синедрион подчеркнул, что план по переносу алтаря на Храмовую гору полностью соответствовал недавно обнародованной «сделке века» президента Трампа, который признал полный суверенитет Израиля над Иерусалимом, а значит и над Храмовой горой (юридически Храмовая гора является собственностью королевства Иордания. - Ред.).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/15/ev...

По преданию, именно этот камень был камнем жертвоприношения Адама, который проводил здесь свои последние земные дни, который пришёл сюда умирать... Из Библии нам известно, что именно на этой горе будет стремиться антихрист построить третий храм, и воссесть там на престол... И вот сегодня опять, в который раз, рядом с этой великой горой опять накаляются страсти, опять иудеи и палестинцы не могут поделить эту древнюю землю. В конце 19 века территория Иерусалима выходит за рамки старого города. Евреи стали селиться в западной его части, арабы - в северной и восточной. В 1947 году ООН принимает решение о создании двух государств на территории Палестины: арабского и еврейского. Но дело это оказалось очень непростым. Мирно разойтись не получилось. Были войны и в 1948, и в 1967 гг. Израиль считает Иерусалим своей столицей. Но это противоречит концепции ООН, Иерусалим - открытый город с международным статусом. И дипломатические ведомства многих стран находятся в Тель-Авиве. А город Иерусалим фактически поделён на зоны... Сегодня Храмовая гора представляет собой довольно большую площадь, выложенную квадратными плитами, по которым проходят белые полосы для мусульманских молений. В южной части стоит мечеть аль-Акса, туда вход перегорожен. А в центре величественно возвышается Храм «Купол над скалой», храм с золотым куполом, который царственно возвышается над всем древним городом... Это место было особенно почитаемо потомками Авраама. Иевусеи, потомки Исава и народа княжества Мелхиседека, царя Иерусалима, донесли традицию почитания этого святого места до дней Соломона. И царь Соломон, воздвигая величественный храм на этом месте, оставил в неприкосновенности этот большой камень - жертвенник. Храм Соломона был разрушен в 6 веке до н.э. царём вавилонским Навуходоносором, а иудеи были угнаны в плен. Господь попустил это зло за грехи царей и народа иудейского и их отступничество от веры. Через семьдесят лет персидский царь Кир покорил вавилонское царство и отпустил иудеев на родину. Храм иудейский был восстановлен, он оказался значительно скромнее и беднее храма Соломона, но пророки предсказывали, что именно в этот храм придёт Спаситель мира, и прославит этот храм и землю Израиля на века.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/06/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Храмовой горе в Иерусалиме вспыхнули беспорядки между собравшимися на молитву мусульманами и полицией 12.08.2019 На Храмовой горе в Иерусалиме в воскресенье произошли столкновения между мусульманами , собравшимися на намаз в честь праздника Ид аль-Адха, и силами полиции, сообщает " Джерузалем пост " . По данным издания, полиция была вынуждена вмешаться после того, как мусульмане вступили в конфликт с иудеями у входа на территорию святыни. Для того, чтобы рассеять толпу, полицейские применяли светошумовые гранаты. В результате беспорядков пострадавшие есть как среди мусульман, так и среди иудеев. " Джерузалем пост " напоминает, что в дни исламских праздников Храмовая гора обычно закрыта для посетителей, не исповедующих ислам. Но в этом году Ид аль-адха совпал с 9 ава, национальным днем траура еврейского народа - днем, когда были разрушены первый и второй иерусалимский храмы. В результат некоторые иудейские организации обратились к властям с просьбой обеспечить им доступ на Храмовую гору. Однако полиция в целях безопасности запретила иудеям прийти туда, где собралось более 80 тыс. мусульман, отмечающих Ид аль-Адха. Тем временем среди палестинцев ходили слухи о намерении израильских поселенцев взять штурмом мечеть Аль-Акса. Мусульман, собравшихся на Храмовой горе, призывали не расходиться и не позволить иудеям войти на ее территорию. Затем произошли столкновения между мусульманами и иудеями, пришедшими ко входу на Храмовую гору, а позже в беспорядки вмешалась полиция. Храмовая гора - обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь на восточной стороне Старого города Иерусалима, священное место для приверженцев иудаизма и третье по святости - для мусульман. На территории Храмовой горы находился первый, а затем и второй иерусалимский храм. В настоящее время на территории горы расположены мусульманские культовые сооружения - мечети Аль-Акса и Купол Скалы. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.08.2019 07:28:02

http://drevo-info.ru/news/25183.html

Сеннахирим не взял города. Но вскоре Ассирию в качестве повелителя Ближнего Востока сменил Вавилон, и царь Навуходоносор осуществил то, чего не смог ассирийский владыка: разрушил и сжег Иерусалим. К этому времени относится несколько археологических памятников. Лестница в 55 ступенек ведет к остаткам воротной башни VI в. до Р.Х. Культурный слой достигает здесь десяти метров. Кроме названной башни, явные следы разрушения города вавилонянами сохранились в так называемых «Обгоревшем зале» и «Доме, где найдены буллы». Археологические доказательства дополняют библейские свидетельства. Еще раз Иерусалим горел в 70 г. при штурме города римскими войсками. Безмолвным свидетелем штурма остался «Сожженный дом», обнаруженный археологами на глубине 7 м между руинами синагоги Хурва и Стеной Плача. Дом представлял собой, очевидно, богатый особняк. Как считают ученые, это первое за всю историю раскопок прямое археологическое доказательство того, что город горел, – в полном соответствии с описанием Иосифа Флавия. «Сожженный дом» – не единственное из археологических свидетельств о жизни Иерусалима I в. н.э. Существуют памятники, относящиеся, как кажется, непосредственно ко времени Христа Спасителя. В Национальном музее Израиля можно видеть два необычных оссуария – ковчега для костей покойников. Они были найдены в ноябре 1990 г. На обоих читается имя «Каиафа», впервые встреченное при археологических раскопках. Таким образом, ныне «подтверждены» эпиграфически оба главных участника судилища над Иисусом Христом: Каиафа и Понтий Пилат (его надпись найдена при раскопках Кесарии). Нет сомнения, что данные оссуарии происходят из фамильного склепа первосвященника, о котором говорится в Евангелии. В одном из них находились останки мужчины 60-летнего возраста. Предполагают, что это и есть кости Каиафы... Храмовая гора Почти шестую часть всей площади Старого Города (144 тысячи квадратных метров) занимает Храмовая гора. По-арабски это место называется Харам аш-Шариф (Благородное Святилище) и считается третьей в мире по значению – после Мекки и Медины – святыней ислама . Здесь вот уже тринадцать столетий горделиво высятся два главных памятника мусульманского зодчества Иерусалима – «Купол- над-Скалой» (Куббет ас-Сахра) и мечеть Аль-Акса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В отличие от храмов в Филе и Александрии храмы Исиды в др. местностях Е. не имели самостоятельного значения, будучи второстепенными по отношению к храмам особо чтимых местных божеств и Сераписа. В Верхнем Е. известно до 70 мест почитания Исиды, причем в каждом из них к ее имени добавляли особый эпитет. Изображения Исиды обыкновенно выполнялись в егип. стиле, однако в Александрии и в меньшей степени в др. местах встречались изображения, выполненные по канонам греч. искусства. В целом почитание Исиды в Е. было куда более распространено среди природных египтян, нежели среди греков и эллинизированных слоев населения. Третьим божеством, почитание к-рого было в наибольшей степени характерно для Александрии, был Гарпократ, сын Исиды. Изначально это одно из проявлений бога Гора, но постепенно он объединил свойства всех егип. божеств, имевших то или иное отношение к солярному культу (Ра, Мендес, Мин, Себек). Военный аспект почитания Гарпократа привел к его отождествлению с греч. Гераклом, отчего возникло почитание Геракла-Гарпократа. Также было распространено отождествление Гарпократа с Аполлоном. От рим. времени не имеется примеров посвящения храмов Гарпократу, и его культ встречается исключительно в связи с культом др. божеств, особенно Исиды. Впрочем, его почитание было весьма распространено в широких слоях египтян. Количество найденных статуэток Гарпократа в греко-рим. период намного превосходит количество статуэток др. божеств. Наряду с александрийским культом Гарпократа продолжало процветать почитание Гора в его традиц. егип. форме. Старые храмовые комплексы Е. в Карнаке, в Идфу (Эдфу), на о-ве Филе, в Дандаре, в Ком-Омбо и в Исне поддерживались и восстанавливались в птолемеевский и рим. периоды; внутри этих комплексов возникали новые постройки. Так, в храме Амона в Луксоре сохранились кирпичный саркофаг эпохи имп. Адриана, алтарь с надписью эпохи Константина Великого, а также росписи III - нач. IV в., указывающие на то, что данное помещение служило местом имп. культа. Упоминания о мастерах, выполнявших на камне иероглифические надписи религ.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010