Скачать epub pdf 19 августа – праздник Преображения Господня. Его очень любят в народе. Около храмов обычно собираются огромные толпы людей. Все приходят освящать фрукты, а некоторые до этого дня вообще не едят плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен евангельскому событию, о котором рассказывают три Евангелиста – Матфей ( Мф. 17, 1–13 ), Марк ( Мк. 9:2–13 ) и Лука ( Лк. 9:28–36 ). Кратко их описание выглядит так: Как-то Господь взошел с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном на высокую гору 1 и преобразился перед ними. Во время молитвы Его лицо просияло как солнце, одежда просветлела и стала бела как свет. Евангелисты не указывают, что это была за гора. В греческом оригинале у Матфея и Марка слово употреблено без артикля – просто, какая-та гора, одна из гор, у Луки – с артиклем, т. е., определенная известная гора, но тоже без имени. В параллельном месте 2-го соборного послания Петра ( 2Пет. 1, 16 ) о горе вообще не упоминается. Молчат об этом и древние комментаторы св. Иларий Пиктавийский (+ 367), св. Иоанн Златоуст (+407), Евфимий Зигабен (+1118). Но кое-где у Оригена (+254), св. Кирилла Иерусалимского (+386) и блаженного Иеронима (+420) все-таки, можно прочитать, что это была гора Фавор 2 . Уже в шестом и седьмом веках Фавор был местом оживленного паломничества, Сохранились свидетельства, что в то время на вершине горы стояли три церкви. Они были круглые и заросшие цветами и травой 3 . Но даже не так важно, где это происходило. Гораздо важнее разобраться, что такое тот таинственный Свет, о котором говорится в Евангелии. Обычно объясняют так. Свет (phos) 4 или озарение (ellampsis) – видимый признак Божества, Его «лучи», творческие силы, пронизывающие мир. Именно в них Бог открывает Себя 5 . Слабой аналогией этого божественного света, его тусклым подобием может быть наш земной свет или зеркало. В зеркале лицо одновременно отражается и остается невидимым. Так и Невидимый Бог являет Себя в свете, как бы в зеркале 6 . Только свет, который апостолы видели на Фаворе, существует вне времени и пространства и независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменен, но с момента Воплощения сосредоточился в теле Христовом, в котором обитала вся полнота Божества 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

2 . Существовал некогда на Орронте Божий град Антиохия, гремевший величием театров, красотою портиков, зданиями храмов, многочисленностью граждан и несметными богатствами и далеко превосходивший (во всем этом) почти все восточные города. Но время и рука варваров уничтожили его благосостояние: хотя и теперь еще он блистает крепкими башнями, сильными бойницами, цветущими лугами и струями разливающихся вокруг его вод; благодаря тому, что у самого города тихо течет река, опоясывает его и окружает его укрепления влажными кольцами. Кроме того он изрядно орошается водами Кастальского источника, волны когорого струятся вокруг его на подобие ключей и частыми протоками каналов омывают весь город и наполняют его струями, так как, благодаря щедрости и великодушию основателя города, воды из этого источника проведены в город чрез горы. Здесь пресловутое предместие Дафны украшается как венком богатой и разнообразной растительностью. (Тут же) и дивная гора, на которой обитал чудный Симеон. С ними граничит Чорная гора и Скопел, на которых древле многие боголюбивые человеки, искавшие Бога, обрели Его, и ныне есть такие из спасающихся, которые обитают в лесных чащах тех гор, красотою их привлекаемые. Кастальский источник, пробивающийся посреди двух холмов из подножия одного из них, обращенного к морю, огромной массой воды как бы из пасти извергается: тут и портик (бассейн) громадный усматривается, охватывающий волны источника; из него (портика) вода, переполняясь до краев, разделяется на два русла. Одно из них, направляясь по каналам, проведенным по возвышенностям и делаясь как бы воздушною рекой, проникает в город с правой возвышенной стороны; а другое при левом источнике, протекая по низменностям, разливается лагунами и орошает весь луг Дафны и смешивается с потоками Орронта с левой стороны. Дивная гора, помещаясь между городом и морем, является чем-то особенным и приятным для глаз зрителей; ибо, гранича с одной стороны с городом, с другой – с (известным) Росо, она в свою очередь имеет у себя с обеих сторон Скопел и так называемый Кавказ. А река Орронт, струясь безчисленными извилинами у подошвы горы, изливает свои струи в море. На вершине этой горы великий оный муж, предавшись молчальничеству, и восхождения положив в сердце 1 , в теле делается как бы превыше тела и тщится с телом соделаться эфирным и занять средину между Богом и людьми. И как соделалось это диво с боголюбивым оным мужем, я разъясню. Руками каменотесов вырубивши углубление в вершине дивной горы, он устроил монолитный или односоставный монастырь, посреди которого обтесавши цельный столп, на нем положил восхождения, на камени, по писанию, утвердив стопы 2 , на восток солнца воздвигает прекрасный Богу храм: в нем собирает своих учеников; и в то время как сам он под открытым небом, а они внутри церкви, стоя целую ночь, приносили Богу подобающую святым службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храмовая гора сегодня и в вечности 05.10.2011 838 Время на чтение 4 минуты Сегодня, когда в очередной раз обострилась проблема Палестины и Израиля, невольно в памяти проносится история этой древней и судьбоносной для человечества земли. По всей видимости, насекомым однодневкам всё равно в какой исторический период они вылупились на свет. Но человеку, обладающему бессмертной душой, уходящей в вечность, важно понять Замысел Бога о себе, о нашей земле. Он стремится осмыслить, в какой исторический период мирозданья его человеческая сущность посетила этот мир. Он стремится понять, какая борьба происходит в этом мире, как она касается лично его, и какой выбор предстоит сделать именно ему. Иерусалим - очень древний город, он упоминался в египетских источниках 4000 лет назад, стоял на перекрёстке дорог, по которым шли караваны из Месопотамии в Египет, из Финикии к Красному морю. Тогда это был город ханаан, племен йевусеев. За тысячу лет до рождества Христова, царь Давид завоевал Иерусалим, объединил иудейские земли, а его сын Соломон на горе Мориа, на месте, особенно почитаемом местными племенами, поставил Первый иудейский храм, куда принесли Ковчег Завета. В Иерусалиме - культ камней. Они свидетели истории, олицетворяют вечность, незыблемость мироздания... По преданию, тысячелетиями на горе Мориа, на Храмовой горе, земные люди приносили жертву Богу, как знак почитания, послушания, поклонения Творцу Мира. Именно сюда, на гору Мориа, на расстоянии трёх дней пути, повелел Бог идти Аврааму, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. И именно рядом с этой горой Бог Сам принёс в жертву людям своего Единородного Сына, Иисуса Христа, с Которым был одно целое, Который воплощал Его замыслы, Который был с ним един... Принёс в жертву самое дорогое, что было у Него на земле, обрекая Его на страдания, мучения. Жертва Бога говорит о многом, о том, как далёк от совершенства наш земной мир. Священный камень на Храмовой горе, на горе Мориа, называют ещё краеугольным камнем мироздания, по преданию именно с него Господь начал сотворение земли.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/06/...

Шулдан, гора. Шулдан, мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Республика Крым, г.Севастополь, Балаклавский р-н. Координаты: 44.591217, 33.771831 Проезд:от шоссе Севастополь - Ялта по указателю на Хмельницкое, и далее, за Терновку. Монастырь виден с дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Шулдан расположен в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20. Первые подробные сведения о монастыре привел Д. Струков. Он опубликовал описание главной церкви и план ее алтарной части «В скале близ селения Шули, в пятнадцати верстах от Инкермана, в вершине скалы изсечен ряд малых помещений, соединяющихся с храмом. Храм 6 арш. шириной и 10 арш. длины: над стенами изсечен свод: алтарь отделен от храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш, с одним входом по средине, следов жертвенника не видно, но из алтаря есть выход к югу, в особое помещение, где у восточной стены в нише выдолблено помещение, высотою 1 арш. 5 верш., удобное служить жертвенником, куда есть еще отдельный выход из помещения комнат. Престол высотою 1 арш. 6 верш., шириною 14 верш., в верхней стороне углубление, удобное для вложения св. Мощей; по сторонам престола по полукругу сопрестолие, высотою 1 арш. 4 верш.: ниже — седалище для священнослужащих высотою 9 верш.             На северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост». (1876, с. 31).             Обратил внимание на Шулдан и А. Бертье-Делагард. Главный храм он справедливо считал похожим на «храм с крещальней» в Инкермане, а малую церковь — «одной из наиболее простых», близкой церкви у ст. Инкерман-1.             Детально Шулдан был обследован В. Бабенчиковым (1935), проводившим здесь зачистки помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнены архитектурные обмеры. Характер фресок, по мнению В. Бабенчикова, аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-кермене, которые он датировал концом XII-XIII вв. Причем, по мнению исследователя, фрески в храме Шулдана имели несколько слоев.

http://sobory.ru/article/?object=04749

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: " Процесс оздоровления уже начался " Беседа вышла в эфир 30 октября на телеканале " РИО " в рамках цикла православных передач " Звонница " Печатается с некоторыми сокращениями 06.11.2003 505 Время на чтение 7 минут - Владыка, Вы недавно вернулись со Святой Горы Афон. Пусть не покажется Вам этот вопрос бестактным, но все-таки, почему нельзя молиться дома, в нашей епархии? Зачем вообще необходимы такие поездки? - Я согласен с Вами в том смысле, что молиться можно и нужно везде. Священное Писание устами Самого Господа и Спасителя свидетельствует, что человек призван молиться на всяком месте. Но нужно понимать, что Афон для православного не просто " место " , а величайшая святыня. Мы, самарские паломники, уже в седьмой раз побывали там, традиционно это делается осенью. Приезжаем туда для молитвы, для духовного укрепления, для внутреннего подъема, лучшего осознания самого себя в контексте текущего момента, дабы затем еще лучше проявить себя на различных поприщах и, конечно, прежде всего, в возрождении православных храмов, монастырей и духовных школ, в свидетельстве Божественной Истины. Святая Гора Афон - удел Божией Матери, именуемый еще " Садом Пресвятой Богородицы " , является настоящим оплотом Православия, центром Христианской цивилизации и высочайшей культуры. Место особого подвига, Святая Гора явила миру множество святых угодников Божиих, которые прославили Небо и стали там нашими покровителями и предстателями перед престолом Божиим. Там - особая молитвенная атмосфера, там совершается ежедневный цикл Богослужений, который определен изначала, еще в первые века Христианства. Очень много внимания уделяется молитвенному деланию, здесь практикуется так называемая " умная " молитва, когда ум нисходит в сердце, и человека на молитвенном стоянии посещает Божественная благодать. Это состояние нельзя объяснить словами, его надо пережить: ни с чем не сравнимая радость, горение к Богу, человек как бы ипостазируется в Боге. Ведь Бог принял нашу природу и показал образ совершенного Человека для того, чтобы мы стремились отобразить в себе это Божественное начало. Ведь в нас и за нас борются всегда два начала: Бог и диавол, по-светски говоря, добро и зло. По слову Достоевского: " поле битвы - это сердце человеческое " . По мере того, как человек очищает свое сердце, у него меняется мировоззрение, отношение к людям, к своей земле, появляется чувство истинной любви, питаемое Божественной благодатью.

http://ruskline.ru/analitika/2003/11/06/...

Масловская (погост Тулгас). Храмовый комплекс. Церкви Власия и Климента. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянный храмовый комплекс. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1795 и 1880. Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район, д. Масловская Координаты: 62.592575, 43.51072 Проезд:По трассе Котлас - Архангельск Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Власия Церковь Климента Карта и ближайшие объекты В Тулгасском приходе к 1778 году было 2 ветхие церкви, Власьевская и Климентовская. Власьевская церковь была разобрана и началось строительство новой. Однако, она сгорела ещё до освящения, вместе со старой Климентовской. Предположительно, Климентовская церковь была подожжена плотниками, строившими ц. Власия, что бы скрыть произведённую ими покражу церковных денег. Новая Климентовская церковь была построена в 1780 г., а Власьевская в 1795 г. Колокольня, несохранившаяся до нашего времени, построена в 1781 г. В 1873 г. Климентовская ц. была вновь перестроена, однако в ночь с 12 на 13 декабря 1876 г. она сгорела. Существующая сейчас Климентовская ц. построена в 1880 г. Информация из книги " Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской губернии " 1895 г. Располагался на левом берегу Северной Двины, в месте впадения в нее реки Тулгас. В памятной книге 1822 года со слов старожилов записано было, что на месте д. Труфановской ( " Гора " ) некогда стоял монастырь с храмом в честь Живоначальной Троицы, на месте которого позднее построена часовня, и к ней совершался крестный ход в Троицын день. В 1894 г. в приходе проживали несколько старообрядцев (6 мужчин из 295 и 37 женщин из 382), принадлежавших Федосеевской ветви. Многие, особенно женщины, тайно придерживались раскола. В приходе было две церкви - Власиевская и Климентовская. В 1778 г. была разобрана ветхая Власиевская церковь. Вместо нее была построена новая, но она сгорела еще до освящения вместе с Климентовской, которую подожгли строившие Власиевскую церковь плотники, чтобы скрыть кражу церковных денег. Крестьяне в 1780 г. построили Климентовскую церковь, которая была освящена 26.11.1780 г., а в 1795 г. - Власиевскую, освящена 6.7.1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=06447

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

Херцег-Нови. Савин Успенский монастырь. Монастырь Савина /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год основания:Между 1000 и 1100. Адрес: 85340, Херцег-Нови, Црна Гора, ул Brace Gracalic Координаты: 42.452061, 18.554131 Проезд:От Старого города на восток по ул. Save Covacevica далее по Brace Gracalic ок. 1 км до указателя на Монастырь (расположен слева в 100 м от дороги) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Черногорский Савин мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из старейших православных монастырей Сербии. Он основан в XI веке на берегу Которской бухты у города Герцег-Нови. Свое название " Савин " монастырь получил по имени первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века принимал участие в его обустройстве и построил здесь небольшой храм. Сейчас их в обители три - один во имя святителя Саввы, два других - маленькая церковь XI века и большая церковь, возведенная в XVIII столетии, освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обилие в Сербии Успенских храмов объяснимо: именно в этот праздник в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела самостоятельность, получив статус автокефальной. В большом Успенском храме хранится главная святыня монастыря - чудотворная Савинская икона Божией Матери. По преданию ее еще во времена святителя Саввы привезли со Святой Горы Афон. Икона прославилась в конце XVIII века, когда по молитвам верующих перед этим образом монастырь был спасен от разрушения артиллерией католиков-венецианцев. В 1939 году грабители, проникнув в церковь через окно, украли старинный драгоценный оклад иконы, богато украшенный на пожертвования верующих. Слева от входа в большую Успенскую церковь Савина монастыря на одной из традиционных для греческих и сербских храмов деревянных кресел -стасидий помещена мемориальная табличка. Она извещает, что здесь сидел сербский король Александр I Карагеоргиевич, совершивший паломничество в обитель непосредственно перед своей гибелью в октябре 1934 года. Монастырское предание гласит, что король получил в Савине символическое указание на свою скорую кончину - когда он вышел из храма колокол сам собой ударил трижды, как это бывает, когда выносят покойника.

http://sobory.ru/article/?object=21753

Аксиньино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Аксиньино (Никольское)и храм во имя свт. Николая Чудотворца упоминаются в исторических источниках с XV века. В то время село принадлежало московским митрополитам. В селе " Никольское, что на песку " в 1619г. встречали после польско-литовского плена митрополита Филарета. В Смуту Никольский храм сгорел и воссановлен в 1629г. В конце XVII века храм являлся подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. По преданию, здесь останавливался царь Алексей Михайлович, часто посещавший обитель. С XVIII века Никольский храм числился приходским. В 1870-е гг. на месте деревянного возвели ныне существующий каменный храм сдвумя приделами - Троицким и Покровским. Росписи стен выполнены в начале XX в. При храме была женская приходская школа, а также часовня и кладбище. В 1937г. храм свт.Николая закрыли, настоятелей, служивших с 1931г. протоиереев Георгия Колоколова и Василия Лихарева расстреляли, они оба прославлены как священномученники. После войны здание использовали как склад. В 1990г. верующие села Аксиньино и дачного поселка Николина Гора образовали православную общину. В настоящее время храм восстановлен, установлены три иконостаса работы палехских мастеров, на наружной стене алтаря мозаичное изображение свт.Николая выполнил А. Карнаухов. В 2000г. храм был освящен. Звенигородские окрестности всегда вызывали восхищение своей красотой. Историк и писатель Н.М.Карамзин, возвращаясь из Саввино-Сторожевского монастыря, писал: «Нигде не видел я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особой силы и свежести...; дорога оттуда до Москвы самая приятная для глаз, гориста, но какие виды». Неподалеку от старинного русского города Звенигорода дорога на Москву проходит через село Аксиньино. Среди его домов, на высоком и обрывистом берегу реки Москвы, возвышается каменная церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Храм построен в 1865-1874 годах в традициях русского храмового зодчества XVII века. История же храма, села, причта и прихода сложна и уходит в давние времена.

http://sobory.ru/article/?object=07366

Афонскими тропами Паломничество – это особого рода молитва. 18 декабря, 2014 Паломничество – это особого рода молитва. Что представляет собой Афон сегодня? Какие открытия ждут там современного паломника? Может ли Афон стать местом паломничества для человека, неискушенного в церковной жизни? Совсем недавно клирик Архиерейского подворья-храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова иеромонах Дорофей (Баранов) вернулся из паломнической поездки на Святую Гору Афон в Греции. Это место на протяжении многих столетий вызывает особо трепетное отношение православных христиан, и для многих путешествие на Афон является заветной мечтой. Что представляет собой Афон сегодня? Какие открытия ждут там современного паломника? Может ли Афон стать местом паломничества для человека, неискушенного в церковной жизни? Обо всем этом мы и поговорили с отцом Дорофеем. ТУРПОЕЗДКА ИЛИ БОЛЬШЕ? – Отец Дорофей, что такое вообще паломничество? Это увлекательное путешествие, возможность узнать что-то новое, мысленно пролистать страницы истории или все-таки нечто большее? — Паломничество – это особого рода молитва. Если обычная домашняя или храмовая молитва – великий труд, то паломничество с затратами времени, средств, физических сил, а в прошедшие века связанное и с немалой опасностью для жизни,– все это вдвойне непростой труд, предпринимаемый ради Бога, ради спасения своей души и ближних. – Отправляясь к мощам какого-либо святого, мы верим и надеемся, что в том благодатном поле, которое как бы осеняет святое место, наше молитвенное прошение будет скорее услышано. Как действует благодать вокруг святынь – это тайна, но то, что она помогает, исцеляет – это факт неоспоримый. – К кому или к каким святым едут на Афон? – Афон – это уникальное место на Земле, небольшой полуостров, который Богом определен как удел Божией Матери, место особого Ее присутствия. Поэтому Святая Гора Афон сама по себе – большая святыня. На данный момент там сложилось 20 крупных общежительных монастырей, которые просто наполнены христианскими святынями. Но главная, если так можно сказать, составляющая афонской святости заключается в том, что Сама Божия Матерь является игуменьей Святой Горы и управляет монашеской жизнью на полуострове. Вообще, почитание Божией Матери на Афоне носит какой-то по-детски умилительный характер.

http://pravmir.ru/afonskimi-tropami/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010