Итак Мария есть плод молитвы и благочестия. И что иное произрастила Она сама, как не молитву и благочестие? Родители, заметив в своей трехлетней дщери необыкновенно ранее парение мыслей к Богу, спешат исполнить обет свой, – посвящают дщерь в благодарственную жертву Богу, и вводят в храм, – воспитатися пред Господем. Мария во храме! Что она тут делает? В чем проводит время? Наши трехлетния дети соскучились бы жить одни под чужим кровом, расплакались бы без отца и матери; но не такова была Та, которая была плодом молитвы. Она живет в преддверии храма под надзором вдовиц, подобно как в доме своих родителей, под нежным дыханием их любви, проводит время в детской молитве, учится чтению, читает Священное писание и упражняется в других благочестивых занятиях, приличных возрасту и полу. Разумеется, что первоначальные действия молитвы и благочестия были неполны и несовершенны. Но что в начале бывает в малом объеме, то впоследствии увеличивается, приходит в зрелость и совершенство. Так древесная почка делается ветвию, ветвь – древом; из семени вырастает стебель, стебель обращается в листья, в листьях образуется цвет, в цвете заключается плод. Подобным образом раскрывались семена добродетели в Деве Марии. Чем более возрастала в летах, тем более преуспевала в молитве и посте, – кротости, смирении и послушании. Чему научает нас посвящение трехлетней Юницы на служение Богу? Неужели и наши дети должны быть вводимы во храм? А что же, возлюбленные, скажете ли, что воспитание, каким приготовляема была к своему призванию Пренепорочная Дева, было бы нехорошо для ваших детей? Но я говорю только о благочестивом древнем христианском обычае как можно чаще приводить детей в храм к церковному Богослужению, и советую всякому отцу и матери свято блюсти этот обряд. Основание его в Евангелии. Когда ученики Христовы не допускали детей до Него, то Он сказал им: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне: ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф. 19:14 ). Где же Господь преимущественно обитает, как не во храме? Где скорее можно научиться благочестию, как не во храме? Где удобнее напитать алчущую и жаждущую спасения душу хлебом животным и уврачевать ее греховные раны таинствами Веры, как не во храме? Нет нужды, что дети наши малы, юны, неспособны видеть Господа очами веры и понимать Его учение; но они переимчивы и любознательны; для них сперва нужен язык вещей, потом язык действий, наконец язык слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Святая Святых, во святем святилищи Младенец возлагается/воспитатися от руки Ангеловы./Вси убо верно спразднуим в рождестве Ея. Святая из святых/во святом храме младенцем водворяется/для питания рукою Ангела:/будем же все вместе праздновать с верою/при рождении Её. Неплоды нераждающая Анна, но не безчадна Богу:/се бо пронаречеся от родов Чистая Дева Мати./Темже естества израсти Зиждителя в рабии образе. Бесплодна не способная к рождению Анна,/однако у Бога не бездетна;/ведь уже предопределена она от всех родов/как чистой Девы матерь;/а отсюда Создатель всего творения/произрос во образе раба. Тя, незлобивую Агницу,/Агнца Христа Младенца от чрева Твоего приведшую в наше существо,/вси от Анны рожденную Тя песньми почитаем. Тебя, непорочную овечку,/одну из чрева Твоего принесшую/Христу руно – наше естество,/Тебя, рождающуюся от Анны,/мы все песнопениями чтим. Слава: Три Безначальна славлю,/Три Свята пою,/Три Соприсносущна в Существе Едином проповедую:/Един бо во Отце, и Сыне, и Дусе славословится Бог. Слава: Трех Безначальных славлю,/воспеваю Трех Святых,/проповедую Трех равно вечных во едином существе;/ибо во Отце, Сыне и Духе/прославляется единый Бог. И ныне: Кто виде Отроча, Егоже не всея Отец, млеком питаемое? Или где видена бысть Дева Мати?/Истинно паче ума обоя, Богородительнице Чистая. И ныне: Кто видел Дитя, молоком питаемое,/происшедшее не от семени отца?/Или где видана Дева-Матерь?/Истинно то и другое выше ума,/Божия Родительница чистая! Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умерщвлей грех,/и страх Твой всади/в сердца нас, поющих Тя. Канон 1. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умертвивший грех,/и страх Твой вложи/в сердца нас, воспевающих Тебя. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Непорочно Богу пожившии,/всех родисте Спасение,/богомудрии родителе/Зиждителя Рождшия и Бога нашего. Непорочно пожив для Бога,/всех спасение зачали/богомудрые родители/Родившей Создателя и Бога нашего. Всем жизнь источаяй Господь/от неплодове произведе Деву,/в Нюже вселитися изволи,/и по Рождестве сохранив нетленну.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanony-ro...

Ин канон Р адуйся, всеблагословенная Марие, из Тебе бо всеблагословенный Бог одеявся во всего мя, человека, и, одеявся, соедини Своему Божеству неизреченным соединением, Дево Одигитрие, радуйся, Обрадованная, радосте всего мира. Р адуйся, лукавых духов прогонительнице; радуйся, Богородице Одигитрие. Радуйся, яко Тебе небесная невидимая воинства славословят всегда и величают яко Матерь Божию бывшую; радуйся, Яже нижняя сочтавши с вышними. Р адуйся, всех небесных сил без разсуждения превосходящая; радуйся, Одигитрие. Радуйся, всякия твари Бога рождшая, господствующи ей, Владычице всепетая; радуйся, яко пребываеши Девою, Чистая, и по рождестве. Р адуйся, женам всем славо, храме преосвященный Бога нашего; радуйся, Одигитрие, радуйся, душеспасительная всей вселенней; радуйся, покрывающий облаче, небес ширшая; радуйся, мироположнице, Божественнаго мира полна. Песнь 9 Ирмос: В сяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных Умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице, чистая Приснодево. Д а Тебе, вернии, радуйся, зовем, Тобою радости причастницы бывше присносущныя, избави нас напастей, варварскаго пленения, и всякия иныя раны за множество, Отроковице, прегрешений находящия человеком согрешающим. Я вилася еси просвещение наше и утверждение. Темже вопием Ти: Радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце. Радуйся, Едем отверзшая заключенный, Чистая. Радуйся, сосуде, миро неистощимое на Тя излиянное приемший. С танем благоговейно в дому Бога нашего, и возопиим: радуйся, миру Владычице, радуйся, Марие, госпожа всех нас, радуйся, единая непорочная в женах и добрая. Радуйся, столпе огненный, вводящий в вышнюю жизнь человечество. Г олубице, Милостиваго рождшая, радуйся, Приснодево, преподобных всех радуйся похвало, страдальцев венчание. Радуйся всех праведных божественное удобрение, и нам верным спасение. Ин канон Р адуйся, свеще, Свет невечерний понесшая, и в рождестве Твоем многобожия тьму разрушившая, и адовы пропасти избавльшая люди. Радуйся, Одигитрие Богородице, доброт всех предходатаице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Седяй на Престоле славы Царствия Твоего, Царю высокий, от смиреннаго естества земнородных престол свят Себе предуготовал еси, утробу Девы Матере. Слава неизреченному Твоему совету. Превознесеннаго именем паче всякаго имене, Егоже всяк язык исповедает, Божию Силу и Премудрость, Единороднаго Сына в славе Бога Отца, Дево, плотию родила еси, Бога и Человека. Смирившаго Себе даже до рабия образа послушанием Богу Отцу и даже до страстей и Креста преклонившагося, Того за ны смотрению, о Дево, и непостижимым тайнам послужила еси. Дает Тебе преестественная, Богородице, Иже паче естества Сын Твой, рождеством бо Твоим от тли яко воззва человечество, и ныне Тобою призывает люди отриновенныя во язык избранный и именитый по всей земли. Песнь 5 Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая. Блаженно чрево, носившее Тя, Спасе, и честнейшая воистину сосца, воздоившая Тя, нас ради младенствовавшаго. Темже молим Тя: слышащим слово Твое и хранящим е блаженство уготови безконечное Рождшия Тя молитвами. Марие Преблагословенная, благую истинно часть избрала еси и Едина Благодатная явилася еси. В Тебе Отец благоволи, Слово Всевиновное в Тя вселися, и Дух осени Святый, пребываеши нетленная и нам, любовию поющим Тя, спасение подавающая. Единородный Сын Божий, снизшедый на землю за человеколюбие избавити человечество, единое на земли покоище обрет Тя, Чистую и Пренепорочную, вселитися и жити в Тебе благоволи, освятив, украсив и прославив. И нас ходатайствы Твоими храмы чистыя Тому, Богородице, соделай. Храме всеосвященный Бога нашего, в храме Твоем ныне торжествующая, Богоневесто, с высоты призри и осени Божественною иконою Твоею, верою кланяющиися ей освящающи: с нею бо Твоя благодать во веки пребывает, спасительная всем подающи. Песнь 6 Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Sergey Vasiliev 22 октября 2013, 22:04 Спаси Вас Господи! Очень интересная статья. Совсем по другому получается,если при храме есть детсая комната... Еще хотел поделиться дивным акафистом с помощью которого сам получил очень большую помощь АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ВОСПИТАНИЕ» http://akafist.ru/bogorodica/vospitanie/akafist/ Еще раз хочу поблагодарить за прекрасную статью Храни Господь и Божья Матерь! Мария 22 октября 2013, 21:21 Однажды меня покоробило, как одна бабушка привела 6-летнего внука на вечернюю службу прямо со дня его рождения- хвасталась всем, типа, вот я какая бабушка. И вот сидит малец на лавочке, помахивая ножками и ест сосиску в тесте, запивая газировкой прямо из горлышка. Я сказала бабушке, что это не хорошо. Так она мне заявила: " Ты в храме, поэтому нечего делать замечания " . Может, и права она, не надо было мне вмешиваться. НО вот скажите, а как потом подросший ребенок будет относиться к храму, к богослужениям?! По - моему, это хуже, чем если бы мальчик бродил из угла в угол. Мария 22 октября 2013, 21:19 Хочу возразить Олегу. Дети в большинстве своем любят бывать в храме, им нравится пение хора, нравятся батюшки в их красивых, необычных (для деток)одеяниях. И если с грудного возраста деток регулярно приносить, а потом приводить в храм, то им вся служба не в тягость, а в радость. Главное - надо ребенку объяснить, что он идет в гости к Боженьке, а в гостях надо вести себя учтиво к хозяевам. Те детки, кто постоянно ходят в храм, даже Рождественские и Пасхальные ночные богослужения посещают. Бывает, что и заснут на лавочке, но никому не мешают. И к Причастию даже 3-4 летние подходят сами, правильно сложив ручки на груди, а потом идут к теплоте. А дети постарше так сосредоточены перед исповедью! И после причастия такие просветленные, счастливые у них лица!И все детки очень любят традиционный воскресный ход вокруг храма. И все такие радостные. А взрослые, глядя на них, сожалеют о своем внецерковном детстве - храмов - то тогда мало было и не везде.

http://pravoslavie.ru/65107.html

24. Помяну имя твое во всяком роде и роде. 25. Восприяхом Боже, милость твою, посреде людей твоих. 26. Сего ради людие исповедятся тебе в век, и век века. Седален по полиелее Сообразно месту своему – на самой радостной части службы – этот седален говорит о событии прежде всего с такой именно точки зрения; что же касается существа события, то оно рассматривается в песнопении с той же стороны, как в кафизменных седальнах, но только с большею широтою и выпуклостью: указывается отношение события не только к рождеству Пресв. Девы, но и к Ее происхождению (от Давида), настаивается на особой связи в Ней святости и светоносности. Не без отношения к полиелейным псалмам седален в заключение называет Виновницу события чудом всемирным. Глас 8 Подобен: Повеленное тайно 224 Да радуется Давид песнописец, и да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм, юже и зря благослови Варахиин сын, и радуяся взываше: радуйся чудо всемирное. Прокимен Прокимен изображает суть всего воспитания Пресв. Девы во храме, которое состояло во внимательном прислушивании к голосу, к слову Божию. Такое изображение дается в поэтической форме приглашения Пресв. Девы к этому. Стихом к прокимну служит по обычаю, первый стих того псалма, у которого взят прокимен, но этот стих оказался замечательно подходящим к мысли прокимна: он указывает, что же именно теперь слушает и воспринимает Пресв. Дева во храме: слово Божие; а если понимать слово в самом широком смысле, то стих делает намек и на Ипостасное Слово, Которое Пресв. Дева своим воспитанием во храме готовилась «услышать», воспринять. Прокимен, глас 4-й Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Стих Отрыгну сердце мое слово благо. Излило сердце мое доброе слово (ст. 2). Евангелие Лук. 1, 39–49, 56 . (Зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея; и исполнися Духа свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо яко бысть глас целования твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным ей от Господа. И рече Мариам: величит душа моя Господа, и возрадавася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди; яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя его: Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Взбранной Воеводе Победительная, Царице Небесе и земли, похвальная песнопения приносим Ти, Богородительнице, Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких зол сохрани нас и град наш, да зовем Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Ты же с нами, чудным образом милость Божию знаменающая. Икос 1 Архангели и Ангели и все воинство сил безплотных немолчно славословят и служат Ти, главы своя преклоняя: мы же грешнии недоумеем, откуда начнем восхваляти Тя по достоянию, обаче дерзая на благосердие Твое, приносим Ти похвалы сия: Радуйся, Рождеством Твоим мир горний с дольним возсоединившая; Радуйся, младая Отроковице, по ступенем храма никимже держимая возшедшая. Радуйся, по обетованию родителей Твоих в храме Иерусалимстем воспитанная; Радуйся, Духом Святым введенная во Святая Святых. Радуйся, в храме Господни молитве и Богомыслию наученная; Радуйся, тамо пищу из рук Архангельстих принимавшая. Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития иноческаго явися; Радуйся, всех скорбящих скорое утешение. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Ты же с нами, чудным образом милость Божию знаменающая. Кондак 2 Видевши, Пресвятая Дево, немощи человеческаго естества, простре руку помощи вдовице некоей, пагубною страстию одержимей, яже вдаде благословенную икону свою «Знамения» в корчемницу вина ради, вся убо расточи имения своя. Не по мнозех же днех, в себе пришедши, собравши пенязи на выкуп, принесе икону в дом свой; наутрие же не нашедши Ю в доме своем, тече паки в корчемницу и обрет икону свою, чудесно перенесенную, паде пред Нею, поя Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумевающи чудесное пренесение иконы Твоея, Пречистая Дево, невидимыма рукама в корчемнице поставленныя, вдовица отягчена сущи стыдом и жалостию, нача прилежно молитися со слезами: «Владычице, не лиши мя Покрова Твоего и милости!» Сице и мы хвалу Тебе приносим: Радуйся, чудесно тайне воплощения Сына Божия послужившая; Радуйся, первее Его повившая и во яслех безсловесных овец положившая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Пафнутий (Бовин). Но уже в июне 1920 г. комиссия Мосгубисполкома на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского у. приняла решение об окончательном закрытии И. В. м. с передачей помещений детскому дому и школам 1-й и 2-й ступени. Храмы были переданы губ. комиссии по охране памятников старины, земли - губ. отделу народного образования. После ликвидации трудовой коммуны братия разошлась. Иером. Пафнутий проживал в Волоколамске при храме, после 1945 г. скончался в тюрьме. Др. насельник, иером. прмч. Нил (Тютюкин) , исполнявший в артели должность уполномоченного, служил в храмах Волоколамского у., затем в церкви с. Киёва Дмитровского р-на (ныне в черте г. Лобня). 28 февр. 1938 г. иером. Нил был арестован и 20 марта расстрелян. Др. член артели, иером. Виктор (Смирнов), после закрытия И. В. м. служил в с. Ильинском-Ярополецком, затем в Волоколамске в Богородице-Рождественском храме, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. освобожден, 28 нояб. 1937 г. вновь арестован и 10 дек. расстрелян. Иеродиак. прмч. Иннокентий (Мазурин) служил в храмах Лотошинского р-на, с 1928 г.- в церкви с. Теряева Слобода (ныне с. Теряево) Волоколамского р-на, 22 февр. 1931 г. был арестован, с 1934 г., вернувшись из заключения, служил в храме с. Буйгород недалеко от Теряева, 13 нояб. 1937 г. был расстрелян. До 1929 г. большая часть архива И. В. м. хранилась в специальном помещении над галереей Успенского собора. Соседство мон-ря с детским домом неблагоприятно сказалось на сохранности документов архива: в 1925 и 1929 гг. архив был разгромлен воспитанниками, часть документов уничтожена или повреждена. В 20-х гг. XX в. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг ЛОИИ СССР (СПбФИРИ РАН). Неск. грамот оказалось в собраниях ОР РНБ (Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Рос. Публичной б-ки//ЛЗАК. 1923. Вып. 31. 77, 92, 307). Грамоты И. В. м. в составе материалов Коллегии экономии поступили в ЦГАДА (РГАДА) (см.: Центральный гос.

http://pravenc.ru/text/673721.html

7 . Купина в гор огнеопальная, и росоносная пещь халдейская, яве предписа Тя, Богоневесто: божественный бо невещественный в вещественнем чреве огнь неопально прияла еси: темже из Тебе рождшемуся поем: благословен еси Боже отец наших». Купина, пылавшая огнем на гор, и пещь халдейская, источавшая росу, ясно прообразовали тебя, Богоневеста: ибо Ты неопалимо приняла божественный невещественный огонь в вещественное чрево, посему к Родившемуся от Тебя мы взываем: благословен Ты, Бог отцев наших. 8 . В пещи отрочестей прообразил еси иногда Твою Матерь Господи, образ же Сия из огня изимаше, неопально входящия: Юже поем явльшуюся Тобою концем днесь, и превозносим во вся веки». В пещи отроков Ты прообразовал некогда Матерь Свою, Господи, и это прообразование от огня спасало их, ходивших (среди его) невредимо; Ее, явившуюся через Тебя концам (вселенной), мы ныне воспеваем и превозносим во все веки. Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. 9 . «Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая благословенная Всечистая, Тя, Богородице, величаем». Бога, Светильника, воссиявшего (от Отца) прежде солнца, и к нам во плоти пришедшего, воплотившая неизреченно из девственного чрева, благословенная Пречистая Богородица, Тебя мы величаем. 9 . «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе Богородице обоя устроишася: тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». I. Пресвятая Дева Мария, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храме Иерусалимском до четырнадцатилетнего Своего возраста. Когда же Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, тогда Ей уже невозможно было оставаться при храме Иерусалимском, так как наступило для Нее время, в которое, по закону иудейскому, следовало выдавать Ее в замужество. Но Пресвятая Дева Мария, помня обет Своих родителей, посвятивших Ее на всегдашнее служение Богу, и Сама желая всецело служить Богу, не пожелала быть замужней женщиной; поэтому обручил и Ее праведному старцу Иосифу, происходившему, как и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приидите воспоем людие, Пресвятую Деву Чистую, из Неяже неизреченно пройде, воплощься Слово Отчее, зовуще и глаголюще: благословенна Ты в женах, блаженное чрево вместившее Христа. Того святым рукам душу предавши, молися, Пречистая, спастися душам нашим. Стих: Воскресни Господи в покой Твой, Ты, и Кивот святыни Твоея. Давидскую песнь днесь людие, воспоем Христу Богу: приведутся, рече, Царю девы в след Ея, и искренняя Ея приведутся в веселии и радовании. Ибо от семене Давидова, Еяже ради мы обожихомся, в руце Своего Сына и Владыки, славно и паче слова прелагается, Юже яко Матерь Божию воспевающе, вопием и глаголем: спаси нас исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, и избави от бед души наша. Стих: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная. Слава, и ныне, глас тойже: Егда изшла еси, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков брат Божий, и первый священноначальник, Петр же честнейший верховник, богословов начальник: и весь божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще, божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство, и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся Всепетая. Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу глаголаху: возмите ваша врата, и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славословленьми же воспоем, честное и святое тело, вместившее нами Невидимаго и Господа. Темже и мы память Твою празднующе, вопием Ти Препетая: христианский рог вознеси, и спаси души наша. На благословении хлебов тропарь, глас 1: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. На Утрени

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010