3. Объяснение учения Игнатия Б. нужно искать у ап. Павла в его учении о Церкви. Но учение Павла не было его собственным учением, а учением Церкви. Через него мы восходим к самым истокам церковной традиции, которая ведет непосредственно ко Христу. «Ибо я от Господа принял то, что и передал вам…» (I Кор. XI:23). Его эклезиология была с самого начала до самого конца евхаристической. В нем она нашла наиболее полное выражение. Последующие века ничего не прибавили к тому, что было сказано Павлом.   Ключ к учению Апостола мы находим в его формуле «Церковь Божия во Христе». Эта формула принадлежит исключительно Павлу, но ее содержание было общим учением всей первоначальной церкви. Я не имею возможности давать здесь подробный анализ этой формулы, к тому же в этом нет необходимости. Поэтому я остановлюсь кратко только на основном ее содержании, минуя разного рода детали.    Церковь «Божья» (tou Qeou), потому что она есть собрание народа (таков непосредственный смысл греческого термина «ecclhsia»), которое сам Бог созывает. Члены Церкви являются призванными (clhtoi) Богом для участия в собрании народа Божьего и для служения (leitourgia) Ему. Затем, Церковь «Божья», т. к. она принадлежит Богу. В Ветхом Завете избранный народ принадлежал Богу, как Его часть и удел на земле, через послушание Закону, данному Ему Богом. Эта принадлежность народа Богу была запечатлена кровью тельцов. В Новом Завете избранный народ собирается не в храме на Сионе, как это было в Ветхом Завете, а в храме тела Христова (Ио. II, 22). Не кровь тельцов, а кровь Сына Божьего, принесенная Им за всех единожды (ejapax, — Евр. VII:27) запечатлела принадлежность народа Богу. Эта особая принадлежность выражается через второе определение при Церкви: «во Христе (en Cristw)», которое в свою очередь выражает учение о Церкви, как теле Христовом.    «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: сие есть тело Мое за вас, сие творите в Мое воспоминание» (I Кор. XI:23—24). Накануне Голгофы через установление Евхаристии Христос созидает Церковь, о которой Он говорил апостолам: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мт. XVI, 18). Созидание Церкви связано со страданиями, смертью и воскресением Христа. Непосредственно после обетования о Церкви Христос начал говорить ученикам, что Сыну человеческому надлежит взойти в Иерусалим, чтобы там пострадать и воскреснуть. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мт. XVI, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Таинство исповеди предварить обязательно молитвами пред исповедью и внимательно выслушивать грехи кающихся, употребляя и милость и строгость. Не совершать таинства исповеди во время литургии. До причащения нужно вычитывать каноны: особенно канон и молитвы перед причащением. После причащения необходимо вычитывать молитвы по причащении и давать непременно крест для целования, после литургии, как для причастников, так и для всех присутствующих в храме.    —6-    При чтении Святого Евангелия – слова и возгласы за богослужением не произносить вычурно, а скромно, церковно, внятно и громко, нараспев, а не разговорной речью.    Также и чтение не допускать на клиросе разговорного,а только церковного, нараспев.    —7-    Наблюдать в Святом храме благоговение и тишину. Следить за беготней детей, разговорами. Смотреть за чистотой храма, особенно святого алтаря, за опрятностью риз.    Да умудрит Господь Бог всех православных пастырей добре пасти стадо, от Бога им врученного. Пусть помнят они грозные слова Господни: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10) и пусть утешаются незабвенными словами нашего Спасителя и Бога: «не вы Меня, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Uoah.XV,16).    г.Харьков, 1925 г. Епископ Онуфрий Елисаветградский    2512 сентября. Управляющий Одесской Епархией. Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня...    В О З Д В И Ж Е H И Я К Р Е С Т А Г О С П О Д H Я .    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко,    и Святое воскресение Твое славим».    Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св.равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св.Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда.Но после того , как приложили крест Христов и умерший воскрес,— весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними свято крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После этого, Иисус Христос отправился в Капернаум, который лежал на берегу Галилейского моря, или Генисаретского озера. За ним пошли Матерь Его, двоюродные братья, Иаков, Иосий, Иуда и Симон, сыновья Алфея, брата Иосифова 4 , и ученики его. Там они пробыли недолго. 2. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13–25) Время было перед Пасхой, и Иисус Христос пришел в Иерусалим. Там Он нашел, что в храме продавали жертвенных животных, волов, овец, голубей, и меновщики разменивали иностранную монету на священные сикли Еврейские. И сделал бич из веревок, и выгнал из храма и продавцов, и покупателей, и овец, и волов; деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул; и продавцам голубей сказал: «возьмите это отсюда; и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ученики, смотря на Его действия, тотчас же, вспомнили слова псалма: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ). Но старейшины Иудейские, особенно, начальники храма, находя, что поступок Иисусов, который не мог остаться без одобрения в народе, обличал их собственное нерадение о храме, а, с другой стороны – выказывал чрезвычайную власть, какую новый Учитель народный, мимо Синедриона, мог получить, разве, от Бога, подступили к Нему, и сказали: «а каким (сверхъестественным) знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть поступать таким образом?» Иисус Христос отвечал им: – «разрушьте этот храм; и Я в три дня восставлю его». – На это сказали Ему: «сорок шесть лет строили этот храм; и Ты в три дня воздвигнешь его!» Они не поняли слов Иисуса Христа. Храм чтится, как обитель Божества, Которое присутствует в нем особенным образом, но в Иисусе Христе обитала вся полнота Божества телесно, и потому, тело Его – было истинный храм. Теперь Он пророчествует, что они покусятся разрушить храм тела Его, но что Он в три дня восставит этот храм, тогда воскресение тела Его будет решительным знамением Божественной власти и силы Его. На этот раз не могли понять пророчества и ученики Его. Они вспомнили о нем, уже по воскресении Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. Что делать? 16.03.2018 07:43:52 Протоиерей Дмитрий Смирнов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/24/21-00.html - «Если не сократились бы те дни, то не спаслась бы никакая плоть». Вопрос: если душа важнее, то зачем тогда спасать плоть? Или здесь неточность перевода? Или иной смысл? прот. Дмитрий Смирнов: - Человек – трехсоставное существо. Дух, душа и тело. Когда мы в Писании встречаем слово «плоть» - под этим имеется в виду живой человек. Потому что только живой человек во плоти имеет возможность заниматься спасением своей души: молиться Богу, познавать Спасителя, приближаться к Нему. Поэтому здесь речь идет просто о живом человеке, который живет на земле. прот. Александр Березовский: - Батюшка, а почему именно «не спаслась бы никакая плоть», если спасает все равно Господь? прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Спасает Господь, но есть такое явление ты, конечно, его встречал: синергия. Спасение может быть только при помощи самого человека. Поэтому если он не помогает своему спасению, а плывет по воле волн - он приплывет совсем не туда, куда хотел бы Отец Небесный. - У меня вопрос по Евангелию от Матфея, глава 27, строки 51-53: « И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ». Можете объяснить, а кто воскрес и как? прот. Дмитрий Смирнов: - Дело вот в чем. В Церкви известно предание о том, что Господь спускался во ад и проповедовал там Свое Воскресение. И вот это совпало с землетрясением, которое было в Иерусалиме, и, может быть, и в других местах, но у нас об этом нет сведений. И когда расселись камни - обнаружилось воскресение многих людей, их узнали жители Иерусалима. Многие, сказано, из святых восстали. Дело вот в чем. Согласно Ветхозаветному преданию, душа каждого человека, который умирал, независимо от того, праведник он или грешник - поступала в Шеол. Это еврейское название ада. И, конечно, в Шелле были разные места. И было место, которое именовалось лоно Авраама. То – есть, святые в аду, но они пребывают на лоне с праотцем Авраамом. Которому Господь вменил его веру в праведность. И вот, в момент Распятия Христова, ветхозаветные праведники воскресли и явились тем жителям Иерусалима, о которых свидетельствует Евангелие. И на древних иконах XVI века и ранее изображается Воскресение Христово как Сошествие Его во ад. И там видно, как расселись камни, и Господь вывел Адама, Еву и всех ветхозаветных праведников из жерла ада. Поэтому Воскресение Христово всегда связано с воскресением праведников.

http://radonezh.ru/text/mne-chasto-snyat...

Американский реаниматор Брюс Грейсон свидетельствует: «Никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни». Только Бог решает, когда человек созрел для вечности.   Что такое душа? Сначала кратко разберем два фрагмента из Евангелий, а потом поговорим о том, что такое душа. Однажды Христос сказал: В доме Отца Моего обителей много. …И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2-3 ). Это очень интересный текст. Выражение «дом Отца Моего» в словах Иисуса в Евангелии всегда относится к Иерусалимскому Храму. Значит, тут Спаситель а здесь речь о Его уходе от учеников тоже имеет в виду Храм, но Небесный Храм Божий, то есть тот, что существует в мире ином. При Иерусалимском Храме было множество помещений, в частности, тех, в которых могли остановиться паломники. Из слов Христа явствует, что и в небесном Храме «обителей много». Слово моне , переведенное у нас как обители , в греческом означало временное место для отдыха, или стоянку при дороге. Весь смысл слов Христа таков: в ином мире, у Бога много места, где найдут прибежище души умерших. Но они там не поселяются навсегда, а пребывают как паломники, временно, до Второго Пришествия Христа. А потом, говорит Спаситель : Приду опять и возьму вас к Себе, то есть, вы разделите со Мною, Воскресшим, такую же судьбу. Вы будете воскрешены. И второй фрагмент. Когда Христос умирал на Кресте, к Нему обратился один из распятых рядом разбойников:  Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:42-43 ). О чем просит разбойник? Он, в соответствии с иудейскими представлениями своего времени, просит, чтобы Иисус вспомнил его, когда наступит Царство Божие. Именно тогда, считали евреи, все и воскреснут и обретут вечную жизнь. Заручиться «протекцией» праведника (а именно праведником, а не Сыном Божиим воспринимал разбойник Иисуса ) было очень кстати. Но Иисус отвечает удивительными словами: ныне же будешь со Мною в раю. Нас интересует слово «рай» (греч. парадиз ). Это слово было заимствовано греками из древнеперсидского и потом проникло к евреям. Во времена Христа этим словом, которое переводится как парк, сад , евреи обозначали то прохладное, приятное место, в котором пребывают праведники до воскресения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

" Вера - это сила " ноября 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Рождества Христова на Средней Рогатке В канун Недели 22-й по Пятидесятнице, 4 ноября,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Всенощное бдение в  храме Рождества Христова на Средней Рогатке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Павел Иванов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Митрополит поздравил верующих со святым воскресным вечером и памятью апостола Иакова, брата Господня. " По преданию, Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа от первой жены, - сказал владыка в проповеди. - Он уверовал в Христа как Сына Божия, и Господь по Воскресении поставил его первым епископом Иерусалима, главой первой христианской общины. А матерью всех Церквей стала Иерусалимская Церковь во главе с апостолом Иаковом. Он тридцать лет правил ею и никуда не уезжал, как другие апостолы с проповедью во многие страны. Его ответственностью был Святой град, здесь находилась его паства. Но многие, приходящие туда, уезжали в свои страны и нуждались в дальнейшей поддержке " . " Сохранилось соборное послание апостола Иакова, которое вошло в канон Нового Завета, - продолжил архипастырь. - Это послание к христианам из иудеев, которые не знают, как поступать, потому что везде их гонят за Христа. Он говорит, что надо все терпеть. Господь так и учил: " Если Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). В послании Иаков говорит, как мы должны обращаться с языком, который много нам вредит. " Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть " (Иак. 3:2,9,10). Главная тема послания - это сочетание веры и дел. Уже в то время ошибочно считали, что можно спасаться одной верой. Но апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Вера должна быть во главе угла, укрепляя и направляя нас к Богу, а дела - производное от нее. За свидетельство и верность Христу апостол окончил жизнь мученической смертью - иудеи сбросили его с Иерусалимского храма, где он, видимо, молился. В предании говорится: за то, что иудеи сбросили Иакова, через семь лет пришли римляне и окончательно разрушили Иерусалим. От Иерусалимского храма остались одни стены, которые сейчас называются Стеной плача " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Скачать epub pdf Предисловие Накануне крестных страданий Господь и Спаситель наш Иисус Христос торжественно входит в Иерусалим. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их, – пишет апостол и евангелист Матфей. – Видев же первосвященники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (21:14–16). Господь ссылается тут на псалом пророка и царя Давида (8:3). И евангелист доносит это до нас. А вспомните момент, когда после Тайной Вечери ученики шли с Господом в Гефсиманский сад. Они тогда пели псалмы. Ещё один эпизод. Воскресший Спаситель явился апостолам Луке и Клеопе на дороге в Еммаус. Христос упрекал их, ведь они сомневались в Его воскресении: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказано пророками» ( Лк.24:25 ). Тут Он имел в виду и псалмы. А вечером, обращаясь к одиннадцати апостолам, снова объяснял: исполнилось написанное «обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк.24:44 ). Псалтирь удивительно соединяет Ветхий и Новый Завет . В ней раскрывается высокий смысл поиска Бога и служения Ему. Апостолы, воспитанные в ветхозаветной церкви, употребляли псалмы в богослужении, – и эта традиция продолжается теперь. Даже таинства начинаются псалмами. С глубокой древности святые отцы единодушно относились к псалмам как к духоносному источнику. И почитали их выше и важнее, чем иные богословские трактаты. Почему? Да потому, что псалмы – это боговдохновенные гимны, живые слова, приносимые Творцу. Их могли составить только носители Божественной благодати, находившиеся в состоянии обращённости к Создателю. И для нас Псалтирь является высшей школой духовного просвещения. Прежде всего, молитвенной. Псалмы дают нам то, что не сможет дать самое высокое чисто человеческое вдохновение. В болезни, скорби, грехе, унынии, даже отчаянии мы обращаемся к ним. Таково свойство псалмов: в них заключено знание глубин страждущего человеческого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

   Но вот Христос воскрес, и все переменилось. С недоверием приняли Апостолы первые известия о воскресении Христовом, но когда Он явился им Сам, собранным вместе, их неверие превратилось в пламенную веру.     «Господь мой и Бог мой!» таким полным горячей веры восклицанием выразил дольше всех упорствовавший в своем неверии Фома эту дивную перемену, происшедшую в душах учеников.    И уже ничто потом не могло погасить в них этой веры. В течение 40 дней являлся Господь ученикам Своим, возстав от мертвых, и все более и более возгревал в них эту веру, «уча их о Царствии Божием» (Деян.1:3). А сошествие Святого Духа в великий день Пятидесятницы сделало их пламенными и неустрашимыми исповедниками и проповедниками этой веры по всему миру, «наченше от Иерусалима … и даже до последних земли» (Деян.1:8).    Тот же самый Апостол Петр, испугавшийся служанки и отрекшийся с клятвою от Своего Божественного Учителя, безстрашно выступил с проповедью о Христе распятом и воскресшем из мертвых перед многотысячной толпой народа, и результатом этой его пламенной проповеди было обращение ко Христу 3.000 слушателей. А по прошествии некоторого времени, вслед затем, Апостол Петр, совместно с Апостолом Иоанном, совершил великое чудо исцеления хромого от рождения, сидевшего у ворот иерусалимского храма, и новой своей проповедью обратил ко Христу еще около 5.000 человек.    Не испугали их и приказавшие схватить их за это и привести в синедрион священники и начальники стражи при храме, ни сами первосвященники и старейшины иудейские, строго-настрого, с угрозою запретившие им «говорить или учить о имени Иисуса». Апостолы с решительностью отвечали им:«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:18—20).    Они снова повторили этот ответ, когда их вторично схватили и представили на суд синедриона: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» и только «радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» (Деян.5:29—41) и «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе, Христе» (там же, ст. 42).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин. Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

http://pravoslavie.ru/115917.html

Где как не в храме Царя должны были звучать слова Евангелия Его Царствия?! Но Господь Иисус некогда поучал Своих последователей: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» ( Мф.10:24-25 ). Так Он предупреждал Своих учеников о том, что с ними может произойти то же, что произошло с Ним. Точно так же как Он должен был нести Свой Крест, так и каждый христианин должен нести свой. Иисус призывал Своих учеников делить с Ним не только Его славу, но и Его борьбу и Его страдания. И вот уже первые шаги Апостольской проповеди сопровождались не только великим успехом среди народа, но и ревнивой завистью противников Евангелия Христова. Не первый раз Апостолы помещаются под стражу. Незадолго до описанных в сегодняшнем чтении из Книги Деяний событий к Петру и Иоанну «приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. И наложили на них руки, и отдали их под стражу». Вот и теперь арестованы были уже все Апостолы за то, что они возвещали Слово Жизни, в которую ввел Своих последователей Воскресший Христос. И не только возвещали Слово, но также совершали чудеса исцелений – знамения освобождающей силы новой Жизни во Христе. Весть об Апостолах распространялась не только в Иерусалиме, но и за его пределами. Множество больных и одержимых нечистыми духами получали исцеление. Второй арест Апостолов был неизбежен. Ведь синедрион запретил им учить людей именем Иисуса, а они публично нарушили этот запрет. Однако под стражей Апостолы были не долго. В ту же ночь Ангел Господень отворил двери темницы и, выведя их, заповедал им вернуться в храм и безбоязненно продолжать их проповедь Слов этой Жизни. – Какой «этой Жизни»? – Той, о которой писал Апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Кем был Ангел, освободивший Апостолов, Евангелист Лука не уточняет. Может быть, и просто человек, так как само слово «ангел» означает «посланец», «вестник».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010