Традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий) За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил награды архимандрита Савву (Тутунова) Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим. Торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня из алтаря Храма Христа Спасителя Молебен на начало чина мироварения в малом соборе Донского монастыря Утреня в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Монахиня на утрене в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Чин умовения ног в Храме Христа Спасителя Святое Евангелие на Плащанице в Храме Христа Спасителя на вечерне Великого пятка Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы и освящение куличей в Великую субботу Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы в Великую субботу Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Великая вечерня в Храме Христа Спасителя в день праздника Светлого Христова Воскресения Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед Храмом Христа Спасителя Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Возложение в Пловдиве венков к памятникам русским и советским воинам — освободителям Болгарии

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Конечно, оставались хранители священной памяти, которые помнили, где какие события происходили. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но в языческом городе ничто не напоминало ни о древнем Иерусалиме, ни о Господе Иисусе Христе, Его апостолах и начале бытия христианской Церкви. Когда святая равноапостольная царица Елена благоустраивала Иерусалим в качестве паломнического христианского центра, были найдены места, на которых происходили евангельские события, и священные предметы, с которыми эти события были связаны. В частности, был найден святой крест. И в память об этом событии уже сегодня вечером и завтра мы будем праздновать Воздвижение Креста Господня. Нынешний праздник мы совершаем в память о возобновлении, а точнее, о строительстве, о построении храма, который сейчас известен как храм Гроба Господня — это храм Воскресения Христова. Событие это было настолько значимым в истории Церкви, что был установлен праздник, который полюбился и нашему русскому народу. Вот почему в России так много храмов в честь Воскресения Словущего. В одной только Москве их несколько. Думаю, что еще и потому полюбился этот праздник нашему русскому народу, что он дает возможность, как Вы сказали, отец Игорь, посреди осени отпраздновать Пасху, пропеть пасхальные песнопения, друг друга приветствовать древним христианским приветствием: «Христос Воскресе!» Сегодня мы, собравшись в этом святом храме, вспоминаем не только возобновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, но и возобновление этого святого храма. Помню, как покойный Святейший Патриарх Алексий II рассказывал, как в этом храме в советское время находилась фабрика по производству зонтов. Приближалось 1000-летие Крещения Руси, Данилов монастырь был уже возвращен Церкви, а в храме Воскресения Словущего все еще изготавливали зонты. И тогда был поставлен вопрос, чтобы, по крайней мере, вернуть исторический внешний облик храма, поставить кресты. Но люди, которые руководили фабрикой зонтов, возмутились: как же мы будем работать под крестами? Но Господу было угодно, чтобы фабрика по производству зонтов нашла новое место, а храм, по подобию древнего Иерусалимского храма, был возобновлен. Теперь здесь и кресты на куполах, и роспись на стенах, и совершается благолепное богослужение, и пасхальные песнопения, как подобает, звучат в престольный праздник — в день Воскресения Словущего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храм Воскресения Христова является подворьем Богоявленского женского монастыря.  Воскресенское - старинное село в Угличском районе, в котором сохранился довольно внушительных размеров великолепный храм в честь Воскресения Словущего. Полное название этого местечка - село Воскресенское в Поречье, так как территориально оно относилось к сельскому поселению Поречье-Рыбное (Ростовский район), что в 70 километрах отсюда. Различные источники сохранили очень противоречивые сведения о времени строительства каменного Воскресенского храма. Аполлинарий Крылов указал в своей сводке Ростово-Ярославской епархии годом строительства этой церкви - 1809-й. Согласно же кратким сведениям о монастырях и церквях, храм в селе был выстроен в 1837-1843 годах. А на клейме, выведенном вязью внутри храма, значится следующая дата: " Настоящий храм Воскресения Христова построен в 1837 году, освящен в 1838 году, сентября 14 дня " . И вот что ещё говорят краеведы: возможно, храм построили во второй половине XVIII века, а в XIX веке он был перестроен. Это событие нашло отражение в названии церкви - в некоторых источниках храм именуется в честь Воскресения Словущего, то есть эта церковь посвящена значимому событию 335 года, когда в Иерусалиме построили и освятили Храм Гроба Господня. Поэтому престольным праздником церкви, по некоторым источникам, называется день Воскресения Словущего, или же другое название торжества - обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. После постройки этого храма село получило своё название по посвящению возведённой церкви. Зайдя в этот удивительный храм, вы увидите, что он делится на две части: летнюю и зимнюю. Зимняя (или трапезная) часть храма когда-то отапливалась четырьмя изразцовыми печами. Два престола - Иверской иконы Божией Матери и Святителя Леонтия, Ростовского чудотворца - располагались слева и справа в зимней половине. Стены храма покрывали росписи на темы из Евангелия, некоторые сюжеты в храме до сих пор можно разглядеть. Вот Христос защищает блудницу и говорит книжникам и фарисеям: кто без греха? На сводах видим изображение Крещения Господня - Иоанн Предтеча и Спаситель зашли в воды Иордана. А вот известный сюжет из жития первого ростовского епископа святителя Леонтия: здесь владыка обучает детей. Глядя на сохранившийся иконостас Леонтьевского придела видим, что основные цвета, которые были выбраны для благоукрашения зимнего придела, - это нежно-голубой и синий. И это неудивительно: Богородичные оттенки здесь потому, что в Воскресенском особо чтили Царицу Небесную и Её Иверский образ, который, как следует из предания, был обретён над водами. Икона явилась местным крестьянам и хранилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=04069

В инженерном плане здание с полным правом можно назвать уникальным. Не столько из-за огромного по площади перекрытия, сколько из-за калориферных печей под полом. В то время, когда многие церкви на Руси были холодными, в храме Архистратига Божия Михаила газы от сгоревшего в печах топлива шли по дымоходам в стенах здания, создавая таким образом комфортную температуру в помещении. Однако практически сразу после того как верующие в результате гонений богоборческой власти потеряли храм, печи вышли из строя. Правда, само здание сохранилось. Везение заключалось в том, что его не стали рушить, а переоборудовали в … клуб впоследствии было проведено сюда и центральное отопление. Иконы сожгли, купол закрыли перекрытием, а росписи на стенах забелили. Так что молодому батюшке с прихожанами пришлось немало потрудиться, прежде чем храм Божий принял подобающий ему вид. В 1997 году отцу Виссариону посчастливилось совершить паломническую поездку на Святую землю Иерусалима. Именно после этого молодой иеромонах буквально «заболел» идеей создания в «своем» храме Малого Иерусалима. Причём настоятель уверен, что подобное не может родиться само по себе. – Господь вложил мне в голову мысли воссоздать нечто подобное тому, что до революции существовало в храме Рождества Христова стольного Санкт-Петербурга, – уверен батюшка. Отсюда понятно, что идея построения подобия святых мест не нова. Уже первые паломники стремились воссоздать у себя Иерусалимские святыни. Так велико было их влияние. Так хотели они совершить благое дело для верующих, которые, быть может, никогда не смогут посетить Землю Обетованную. Широко известен названный Новым Иерусалимом Воскресенский монастырь на реке Истра под Москвой, который в XVII веке построил Святейший Патриарх Никон. Именно он является небесным покровителем нашего Малого Иерусалима. Старания молодого настоятеля очень быстро были замечены. Уже 31 марта 1998 года в местной газете упоминается об основании при храме Свято-Архангельского Малого Иерусалима и о начале сооружения из недействующих, старинных калориферных печей под полом, подземного храма с тремя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы со святынями из Земли Обетованной и Рождества Христова со шкатулкой священной земли из Вифлеема.

http://sobory.ru/article/?object=16036

Но не одни дети пустыни плещут и ликуют под сводами святогробского храма и тем способствуют нарушению тишины и порядка в святом месте, но и пришедшие отовсюду на это единственное и исключительное зрелище – получение «небесного», «святого» огня паломники всех стран и народностей ведут себя в храме не менее нервно и оживленно. Все карнизы храма, галереи, свободные балконы и окна, устроенные нарочито места ддля зрителей на трибунах уже давно закуплены и перекуплены счастливцами и располагающими хорошими денежными средствами, но и «паломники-бедняки», Христовым именем добравшиеся в Иерусалим и проживавшие здесь со всеми лишениями и нуждами, не желают отказать себе в счастье видеть это необыкновенное торжество «своими очами». Им приходится буквально «с бою» брать себе более или менее удобные места в храме, и отстаивать их от посягательств других силою своих мускулов и упорным терпением. В храме нередко слышатся споры, крупные разговоры, отчаянные крики и даже истерические рыдания… Занявшие удобные места на карнизах или балконах храма и стоящие на трибунах, чтобы не потерять их, вынуждены с вечера пятницы до полудня субботы, когда совершается чин получения святого огня, оставаться все время в напряженном положении, не двигаясь с места… От криков, давки и тяжелой атмосферы в храме делается со многими головокружение и потеря сознания. В громадном количестве переполняющие в эти дни храм турецкие солдаты с ружьями в руках, введенные по распоряжению местной администрации, не в силах, однако, поддерживать необходимый порядок и сдерживать нервно настроенную многотысячную толпу разноплеменных богомольцев в ее религиозном экстазе. Солдатам, при помощи кавасов, нередко пускающих в дело тяжелые плети по спинам расходившихся богомольцев, с великим усилием удается давать свободный проход для духовенства и почетных посетителей храма воскресения. Часов в 9 ½ вечера в пятницу появляется, в сопровождении многочисленного духовенства, в храм воскресения патриарх, и шум, царивший здесь дотоле, на время затихает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

До 1696 года церковь была деревянной, потом стала каменной. Множество раз она была разрушена пожарами, пока в 1847 году был возведен храм, напоминающий Исаакиевский собор в Петербурге. Вот как пишет про него В.А. Борисов в «Описании города Шуи и его окрестностей» : «в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золоченым крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно». При Спасском храме была каменная часовня, построенная в 1654 году в память об избавлении от моровой язвы. При входе в часовню имелась надпись: «Поставися животворящий крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворного образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего в храме Воскресения Христова, что в новом Иерусалиме, из трех составных дерев: кипариса, кедра и, вместо певга, мужжавела, от усердия купечества Шуйскаго». К животворящему кресту ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского храма, это была вторая по значению святыня города (первая - чудотворный образ Шуйско-Смоленской Богоматери). Мне приходилось слышать от старых людей, что в храме находились иконы работы Андрея Рублева, правда это или нет - не знаю. Церковь была богатейшей – ее приход составлял около 950 человек, в числе которых были и весьма состоятельные горожане, жертвовавшие на богоугодные дела немалые суммы. Так, в 1869 году на средства купца Г.В. Щеколдина при храме была сооружена каменная колокольня. Надо думать, что внутреннее убранство церкви было под стать внешнему великолепию. Возможно, это и сыграло свою решающую роль в судьбе храма – уж слишком много могли получить власти при разрушении самого здания: это и демонстрация победы советского строя над религией, и материальные ценности – их ведь сложно учесть. Да и кто спросит потом, что куда «ушло» - прихожан запугали, священнослужителей пересажали. В апреле 1928 года церковь была отдана обновленцам, а 1.10.1929 г. храм был и вовсе закрыт. 9 марта 1930 года шуйский горсовет принял решение о сносе церкви. Говорят, что шуяне пытались предотвратить уничтожение храма, и, узнав о решении горсовета, писали письмо народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому с приложенной фотографией, и даже получили на него ответ, в котором говорилось: храм не взрывать, а составить смету и поддерживать ремонтом. Но то ли ответ слишком уж задержался, то ли шуйские власти твердо решили храм уничтожить - 1 мая 1930 года Спасский храм был взорван, причем с первого раза разрушить его не получилось, и в этом некоторые усмотрели тайный смысл. Вместе с ним погибла и древняя часовня.

http://sobory.ru/article/?object=27998

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Крестовая палата В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града. В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами. В XVII – первой половине XVIII в. Воскресенский храм обновился, а в 1788 году был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. «Новый» Успенский собор стал приходским храмом, в домовой же церкви надобности не было. До Октябрьской революции здесь находились военные склады. В 1930-е годы Воскресенскую церковь приспособили под жилой дом, древняя усыпальница была осквернена, часть древних надгробий разбита. В 1947 году комплекс Крутицкого подворья, в том числе и Воскресенский храм, снова решили реставрировать, но здание все равно оставалось в распоряжении светских учреждений, арендовавших его помещения. В 1960-е – 1980-е годы проводилась реставрация храма Воскресения Словущего в Крутицах под управлением известного архитектора П.Д. Барановского. После передачи подворья Русской Православной Церкви в храме Воскресения словущего некоторое время – до того как были восстановлены Успенский и Петропавловский храмы – совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05431

Слава, и ныне: глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость. На стиховне стихиры, глас 2: Подобен: Доме Евфрафов: Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя. Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых. Слава, и ныне, подобен тойже: Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя. Тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. Читайте также:  Введение во храм Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме? Проповеди Митрополит Сурожский Антоний : Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова  или  праздник Воскресения ; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в  тот день  воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Что сие сказано не просто, Иудеи могли бы догадаться из того, что Господь сказал: «разорите». Иудеи без сомнения не захотели бы сами разорять «церковь сию», т. е. храм Иерусалимский. Но люди плотские по жизни, по делам, обыкновенно, и понимают все плотским образом. Как речь шла о церкви или храме, то Иудеи о сем самом храме и поняли оную, подумали, что Иисус предвещает разорение и построение храма в три дня, и из сего нелепого понятия извлекли еще более нелепое возражение. Как можно в три дня построить храм, который строился сорок шесть лет? «Четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и ты ли треми денми воздвигнеши ю» ( Uh. II. 20 )? Как будто чудеса, для Вечного и Всемогущего Бога, можно уничтожить и сделать невозможными посредством ничтожного недочета человеческих лет и дней. Когда Святой Иоанн вписал в Евангелие пророчество Господне о тридневном воскресении, сказанное притчею, и неправильно иудеями понятое: тогда, чтобы противопоставить ложному толкованию истинное, и устранить всякое недоразумение, Он присовокупил следующее замечание: «Он же глаголаше о церкви тела Своего», т. е. слова Иисуса Христа – «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю», относились не ко храму Иерусалимскому, но ко храму собственного тела Его и означали, что Иудеи храм тела Его разорят страданиями и крестною смертию, но что Он воссозиждет храм тела Своего славным тридневным воскресением из мертвых. Мы несколько долго достигали сего разумения словес Божественного Учителя и Его возлюбленного ученика: но, может быть, сие не бесполезно будет, дабы следующие за сим размышления приняты были не как наше произвольное мудрование, но как поучение, почерпнутое из истинного разума словес Христовых. «Он же глаголаше о церкви тела Своего». Иисус Христос говорит о Своем теле, и назвал оное церковью или храмом Божества. Почему? Ответ на сие вполне удовлетворительный представляется в изречении Апостола Павла: «яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» ( Koл. II. 9 ). Где Бог обитает всею полнотою Своего Божества, там, без сомнения, есть и храм Его в высочайшей степени святый. Но если Господь нарек тело Свое храмом, по сходству с ним, и если сходство сие состоит в обитании полноты Божества: то какое высокое понятие подает Он нам чрез сие о храме! Итак, храм Божий и божественное тело Христово подобны между собою. Итак, в храме обитает полнота Божества, подобно как и в теле Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Торжественное освящение (обновление) церкви Воскресения Христова в Подольске совершил Высокопреосвященный митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет (Дроздов) в день храмового праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме 16 сентября 1854 в сослужении столичного и местного духовенства при огромном стечении верующего народа, как из Подольска, так и из окрестных сел и деревень. В описи Воскресенской кладбищенской церкви, датированной 1856 г., мы находим следующее описание храма «зданием сия церковь вся из белого камня, кроме придела с южной стороны, который складен из кирпича, колокольня так же из белого камня, церковь пятиглавая, покрыта настоящая и колокольня белым железом, а трапеза простым; кресты на всех главах вызолочены чрез огонь… в 1854 г. возобновлена и украшена стенным писанием». С 1873 г. на церковной усадебной земле Воскресенского храма на средства С.Т. Прохорова устроена каменная одноэтажная городская богодельня. При настоятеле церкви о. Иоанне Орлове в 1884-1885 гг. было устроено духовое отопление во всем Воскресенском храме (до этого настоящая Воскресенская церковь не отапливалась, а в зимнее время богослужение проходило в теплых приделах). В это же время были переложены своды южного Троицкого придела. В 1895 г. северный Никольский придел заново переложен особой кладкой. В анкете (метрике) Императорской Академии Художеств 1887 г. настоятель церкви Воскресения Словущего в Подольске о.Иоанн упоминает древние чтимые иконы Святителя Николая Чудотворца (храмовый образ местного ряда иконостаса Никольского придела) и там же древний образ Успения Божией Матери. Церковный староста купец Филатьев ко времени освящения храма в 1825-1831 гг. пожертвовал серебряный крест – мощевик с 24 частицами мощей разных Угодников Божиих. При настоятеле о. Александре Васильевиче Уразове в деревянном церковном доме Воскресенского храма была открыта церковно-приходская школа для обучения мальчиков и девочек (60 человек). В 1910-1911 гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила «украсить стенной живописью приделы с северной и южной сторон, а так же возобновить и испривить живопись в главном храме» и, таким образом, стены придельных церквей были крашены стенной живописью с орнаментами в византийском стиле, придельные иконостасы промыты и заправлены золотом, иконы главного иконостаса, за исключением образов местного ряда, написаны вновь.

http://sobory.ru/article/?object=05117

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010