Насколько приятно было Господу Иисусу внимать в храме славословиям детей, настолько горько было для Него быть свидетелем возмутительного не благоговения к храму божию. Дворы храма наполнены были жертвенными животными, пригнанными сюда для продажи иудеем. Там же расположились меновщики, предлагавшие свои услуги желавшим променять крупные деньги на мелкие, римские монеты – на священные иудейские. Блеяние, рев, мычание, писк животных, крики людей, продающих и покупающих, звон монет на столах меняльных, все это производило такой оглушительный шум, что сквозь его трудно было что-нибудь расслышать. Христа еще на первых порах общественного служения возмущало это безобразное зрелище. Ревнуя о чести дома Божия, почитая его домом Отца Своего, Он тогда же бичом из вервий удалил из храма продавцов, также овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул. И сказал продавцам голубей: « возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Так же поступил Христос и теперь в день Своего торжественного входа во Иерусалим и при этом сказал: «написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Иер. 7:11 ), то есть сделали похожим на те грязные и зловонные притоны, где разбойники делят свою добычу. Здесь мы видим новый урок для празднующих обновления храма. Наши христианские храмы не оскверняются безобразиями подобными тем, которые возбудили негодование в Иисусе Христе. Но случается, что присутствующие в христианских храмах, позабыв страх Божий, не стесняясь мыслью о присутствии в храме Самого Господа, не оставляют и в храме житейских попечений и вместо того, чтобы горе иметь сердца и с ангельскою любовью и чистотой, со святыми мыслями и чувствами возноситься на небо, помышляют только о делах хозяйства, торговли, промышленности, о деньгах, о способах обогащения, о развлечениях нечистых и нецеломудренных, то таковые посетители храма Божия отнюдь не лучше тех, которых Христос прогнал из Иерусалимского храма за отсутствие в них благоговения к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Никодим, будучи сам фарисеем, попытался защитить Христа, но его грубо прервали: «Уж сам ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи пророк не приходит». Но наступил вечер, храм должен был запираться и тогда «разошлись все по домам». Иисус же пошел на гору Елеонскую. 28. Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира ( Мф. 24:1–44 ; Мк. 13:1–37 ; Лк. 21:5–38 ) Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-восток от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывался обширный вид на Иерусалим и его окрестности. Вечером отсюда можно было любоваться великолепной картиной огромного и сложного по своей архитектуре, как бы пылающего в лучах заходящего солнца, храма. И когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников Его невольно обратил внимание Христа на величие, красоту и крепость храма. «Учитель, – сказал он, – посмотри какие камни и здания». Действительно, Иерусалимский храм, заново построенный после многочисленных разрушений, был одним из великолепнейших зданий всего Востока. Уступая древнему деревянному храму Соломона по обилию золотых украшений, он превосходил его по размерам, крепости каменной стройки и красоте драгоценных камней. Над сооружением этого храма трудилась вся нация в течение сорока шести лет. Не только евреи, но и иностранцы со всех концов света стекались в Иерусалим посмотреть это чудо красоты и славы. И вот Христос сказал ученику: «Видишь ли сии великие здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на камне» ( Мк. 13:1–3 ). Пораженный этим пророчеством ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова. Реконструкция Иерусалимского храма (по Шустеру). В центре собственно храм – с Жертвенником, Святилищем и Святым Святых. Галереи, окружающие храм, носили название притворов. Притвор Соломонов, где чаще всего бывал Христос – на первом плане – вдоль городской стены. За святилищем видны башни римской крепости – «Антонии».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа. Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2: 1–4 ), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе“ (От. 13: 6), как хулят и теперь слуги его, сектанты, жилище Божие и живущих на небе святых угодников Божиих. Это обличающее сектантов место Св. Писания ясно показывает, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии вселенной. 10) Сектант: Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей“, предлагал Он иудеям ( Иоан.2: 19 ). Объяснения православного: Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его“. Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего“ (ст. 21-й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19: 41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом“ Его ( Мр. 11: 15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно“ ( Мр. 14: 55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однако речь идет не о происхождении четырехколончатой классической формы портика вообще и не об унаследовании ее христианской традицией, а об устойчивости восприятия такой формы на протяжении всего средневековья как образа идеальной алтарной преграды, отделяющей Святая Святых христианского храма от наоса. Об этом свидетельствуют даже совсем поздние, поствизантийские изображения храма и древнерусские рукописи, фронтисписы которых зачастую украшались символическим образом Соборной Церкви или Города-Храма Небесного Иерусалима, представленным в виде разреза трехчастного храма и четырех столпов, отделяющих три алтарные пространства 110 . Кажется очевидным, что сохранившиеся до настоящего времени древние алтарные преграды и их реконструкции, воссоздаваемые по археологическим остаткам, большой иконографический материал – воспроизводит ли он реальный памятник или изображает образ идеальной алтарной преграды, зачастую понимаемой как образ-икона идеального храма, – убеждают в устойчивости архитектурной формы преграды и существовании в восприятии средневековья ее определенного архитектурного клише. В основе этого образа должна была также лежать некая конструкция, представляющая собой какую-то идеальную модель. На наш взгляд, конструкция алтарной преграды, состоящая из колонок и архитрава, восходит к архитектурному облику входа в Святая Святых ветхозаветной Скинии. Она точно повторяет вид сквозной преграды, отделяющей Святая Святых – самую сокровенную часть Скинии, место хранения Ковчега завета, от помещения «Святого» – передней части Скинии. Библейское описание ее создания ( Исх. 25–27; 36–38 ) и выполненные на его основании реконструкции 111 свидетельствуют, что вход в Святая Святых был оформлен в виде четырех деревянных колонн, обложенных золотом, и образуемого ими тройного прохода, пролеты которого были тщательно завешены ткаными завесами, украшенными изображениями херувимов: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого–святых» ( Исх. 26:31–33 ). И далее: «А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов дня нее четыре и подножий к ним четыре» ( Исх. 27:16 ). Сходное устройство стены – т.е. тканых завес, плотно натянутых между столпами, – отделяющей Святая Святых от Святого, сохранялось в Иерусалимском храме, построенном Соломоном и перестроенном Иродом. По-видимому, оно повторялось и на фасаде всего сооружения 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Прочитаем 1 и 2 стих: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр.11:1–2 ). Внешний двор Иерусалимского храма, осязаемого храма, и первого и второго, предназначался для язычников. Дальше этого внешнего двора они не имели права заходить. Здесь, говоря о духовном храме веры, Господь наставляет Иоанна Богослова, что не надо измерять внешний двор храма, потому что язычники не могут иметь духовного роста, а задача в измерении храма не просто как строения, а как духовного явления. И призыв измерить поклоняющихся в храме свидетельствует о том, что духовный рост имеет особый интерес со стороны Бога, если он наблюдается в нашей жизни. А так как в жизни язычников духовный рост не наблюдается, Господь говорит: не надо измерять внешний двор. Это не значит, что Господь не заботится о язычниках. Сейчас язычники – это все неверующие люди, сейчас язычниками являются все те, которые, хотя и крещены, но не живут по-христиански. Есть такое древнее предание о том, что однажды к праведному Аврааму, который жил в окружении язычников, пришел один идолопоклонник, Авраам говорит ему (Авраам был гостеприимный): – Давай я тебя накормлю. – И дал ему тарелку супа. Язычник хотел уже есть, а Авраам говорит: – Откажись от всех богов своих, признай единого Бога, и кушай. Язычник же: – Да не буду я отказываться от богов. Авраам обиделся на него и говорит: – Уходи тогда, не ешь в моем шатре. Ну, язычник вышел раздраженный, а Авраам остался перед этой тарелкой. И прозвучал голос Божий: – Я кормлю всех людей на земле, не только людей, но и животных, и птиц, и рыб без всяких предварительных условий, забочусь о пропитании всей твари без всяких предварительных условий. А ты тарелку вырвал из рук язычника. Я забочусь, чтобы все люди питались в день три, четыре раза, попускаю им заработок, достаток, а ты у него тарелку вырвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Реакция противоположной стороны не заставила себя ждать. Безумием назвал акцию израильских религиозных экстремистов с закладкой основания третьего Храма представитель Иерусалимской Православной Церкви Рауф Абу Джабер. Он заявил, что " Израиль хочет изменить религиозную ситуацию, существующую в Палестине уже 1400 лет " , и " эта провокация может привести к взрыву с непредсказуемыми последствиями " . По его мнению, " вслед за агрессией против исламских святынь последует агрессия против христианских ценностей, в первую очередь — Храма гроба Господня " . А потому " арабы — и христиане, и мусульмане — готовы противостоять иудаизации Палестины " . Так сугубо научный спор о местоположении храма Соломона перерастает в крупную политическую проблему. Остается надеяться на трезвый расчет и здравый смысл ведущих политиков по обе стороны баррикад. Сам облик храма реконструируется на основании весьма пространного библейского описания в Первой Книге Царств и архитектурных аналогий. Полагают, что стиль его складывался из элементов, характерных для разных стран ближневосточного региона. На это указывают и библейские строки: " И послал царь Соломон, и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его, тирянин, был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы " (3 Книга Царств. 7: 13-14). Сохранились глиняные модели святилищ в Израиле и близлежащих регионах. Одна из них была обнаружена в Телль Таинат на севере Сирии и относится к чуть более позднему времени. Храм делился на три части: внутренний двор, собственно храм и " Святая святых " , что полностью соответствует библейскому описанию храма Соломона (3 Книга Царств 6:2-3, 16). Другая глиняная модель из Транс Иордании дополняет сведения о входе в храм, перед которым по бокам стояли две колонны. Конечно же, архитектурные детали и орнаментация реконструируются очень предположительно. Аналогичные глиняным моделям формы колонн встречены во многих местах Израиля начиная с эпохи Соломона. Многие исследователи ориентируются на колонны из Хацора, стоявшие у главного входа в крепость. Стиль их капителей обычно определяют как " протоэолийский " . Вполне возможно, что именно так выглядели упомянутые в Библии Yakhin и Boaz — две колонны у входа в иерусалимский храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Существует много мнений о знамениях конца света. Все они в той или иной степени спорны, поскольку это событие в истории человечества еще не наступило. Однако уже сегодня есть все основания утверждать, что слова Христа «где будет труп, там соберутся орлы» не относились к кончине века, а предвещали величайшую трагедию еврейского народа – разрушение Иерусалима. Словами о трупе и орлах Христос прикровенно ответил на вопрос учеников об уничтожении Иерусалимского храма. Но чтобы понять эти слова, нужно хотя бы немного узнать об истории его создания и выяснить – что же представлял собой Иерусалимский храм в евангельские времена. Два храма Существует распространенное мнение, согласно которому Иерусалимский храм во времена Христа был точной копией храма, построенного царем Соломоном. Это не совсем верно. И, хотя изначально второй храм действительно был задуман как повторение первого, различий между ними было намного больше, чем сходства. Храм Соломона был, по современным меркам, не так уж велик: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но при столь скромных размерах храм был невероятно дорогим сооружением, поскольку практически весь был покрыт золотом и резными панелями из дорогих пород дерева. Внутреннее его убранство составляли литые украшения из золота и драгоценных камней. Все богатство израильского народа в эпоху его величайшего расцвета было использовано Соломоном для этого строительства. Но, конечно же, не роскошь отделки была главной ценностью первого храма. Бесценной святыней Дома Божия был Ковчег Завета, в котором хранились скрижали – каменные доски, на которых были высечены заповеди, данные Богом народу Израиля через пророка Моисея. Ковчег находился в Святая Святых – самой главной части храмового здания. При освящении первого храма происходили удивительные события и знамения. Вот как об этом говорит Библия: «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа...» ( 2Пар 7:1–3 ) Облако славы Божией стояло над ковчегом несколько столетий. Первосвященники обращались в построенном Соломоном храме к Богу и слышали голос с неба, возвещавший волю Господа. Любой человек, войдя туда, ощущал реальность Божьего присутствия. Так продолжалось до тех пор, пока грехи израильского народа не отвратили от него милость Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такое характерное название храма Иерусалимом Полибий, очень естественно, мог прямо заимствовать от иудеев, с которыми ему приходилось сталкиваться, или о которых слышать. Возможность такого рода явления становится тем более вероятной, что послепленные Иудеи, как и допленные, считали Иерусалим священным местом, и в этом отношении наделяли его такими же признаками, как и храм. Иерусалим был для иудеев «городом, на котором наречено имя Господне» ( Дан.9:18 ), как и на храме; по убеждению иудеев, «Господь избрал этот город (Иерусалим) и освятил это место» ( 3Мак.2:8 ), «Сам Бог избрал его (Иерусалим) Своим жилищем» (Boйh.VII,8:7); словом, по представлению иудеев, «Иерусалим есть город Божий» (Войн, VI.2:1); в устах Самого Иисуса Христа Иерусалим был «городом великого Царя», т.е. Бога (Мф.5:35). Такое сходство признаков представлений о священном характере Иерусалима и храма могло, естественно, выливаться даже в тождество этих представлений о храме и столице государства Иерусалиме, тождество, которое мы встречаем в приведенном замечании Полибия, и которое могло выражать жившую в уме иудеев мысль о тесной связи между храмом и национально-политической жизнью народа, выражать представление о храме как основании, душе, центре их религиозно-национальной и политической жизни. В представлении пророков это значение храма для жизни евреев рисовалось еще шире; они поставляли даже материальное благосостояние народа в зависимость от такого или иного состояния храма и отношения к нему евреев. Например, у пророка Аггея Господь, обращаясь к идеям, говорит: «ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф, – за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите – каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, к земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху 160 на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» ( Агг.1:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Христос пребывает не в ореоле славы или небесного сияния, а в некоем замкнутом пространстве, темная оболочка которого, как скорлупа, отделяет его от внешнего мира. Изображенные на мандорле херувимы (или ангелы, как на «Четырехчастной иконе») придают ей еще большую плотность и замкнутость. Однако стремительная, резко отталкивающаяся от нее фигура Христа нарушает впечатление изолированности, и мандорла здесь – не сгусток Божественного света, а входа в небесный мир, надежно охраняемый херувимами. Херувимы на иконе – собирательный образ служителей Бога («тысячи тысяч служили Ему.. .» – Дан. 7:10 ), всегда «неотступно соприсутствующих Владыке Христу» 798 . Как известно, ветхозаветные Теофании сопровождались явлением бесплотных сил. Осеняемая херувимами Слава Божия пребывала над ветхозаветным Ковчегом Завета в Святая Святых Иерусалимского храма. По свидетельству Иезекииля, именно на этих ангелоподобных существах Слава Божия покидала храм и возвращалась в него ( Иез. 10:43 ). Местом ожидания херувимами облака Славы служил порог или ворота храма: «и стали у входа в восточные врата Дома Господня и Слава Бога Израилева вверху над ними» ( Иез. 10:19 ), «и отошла Слава Господня от порога Дома и стала под херувимами» ( Иез. 10:18 ). Вообще видение пророком Иезекиилем Славы Божией, которая, согласно ему, и есть Господь Бог, почти всегда происходило у ворот храма или города: «и поднял меня дух и привел меня к восточным воротам Дома Господня, которые обращены к востоку» (11:1); «И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных к востоку» (47:4). Порог храма – как его начало и граница вследствие вхождения в него Бога – не должен был попираться человеческой ногой. Поэтому херувимы как Божии стражи охраняли его входы и выходы. Об изображении херувимов на церковных вратах говорится при создании Соломонова Храма ( 3Цар. 6:27, 8:67 ). Эти представления возникли, видимо, в связи с текстом книги Бытия: «и поставил (Бог) на востоке сада Едемскаго херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к Древу Жизни» (3:24). Поэтому огненные херувимы изображаются на райских вратах в миниатюрах Лицевых Апокалипсисов и в композициях Отрашного Суда. Для верного понимания рассматриваемой композиции важна миниатюра Хлудовской Псалтири (IX в.), иллюстрирующая Пс. 117:20 . Изображение четырехликого херувима с огненно-красным копьем на открытых вратах Рая соотнесено здесь со словами: «Сия врата Господня, праведнии внидут в ня» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010