Если для вразумления и наказания живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами своими» (VII, 32–33); о том же свидетельствует и речь шестого брата (VII, 18–19). Целость храма Иерусалимского, главной святыни иудеев, и его благолепие, внушавшее к себе уважение даже от царей Азии, выразившееся в их «отличных дарах» святилищу, поставляется прямо в зависимость от благочестия и отвращения от зла первосвященника Онии (III, 1–3), и, напротив, осквернение храма Антиохом и бедствия, постигшие иудеев, являются результатом нечестия и грехов первосвященников (II и III) и обитающих в городе (V, 17–18). По очищении храма и сооружении жертвенника, евреи «молили Господа, падая ниц, чтобы им не подвергаться более таким бедствиям; если же когда и согрешат, то да накажет Он их милостиво, не предавая богохульным и жестоким язычникам» (X, 4). Про Иуду говорится, что он до двух тысяч серебра послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении (XII. 43). Так ясно проводится в исследуемой нами книге сознание греховности человека, как главного препятствия на пути к нравственному его совершенству. Эта греховность, в некоторых людях, развивается до того, что они не только сами становятся, как Антиох, нечестивыми и преступнейшими, но они мешают и другим людям быть нравственными и даже воздвигают, на последних, прямое гонение и преследование: такие люди решаются даже прямо противоборствовать Богу. «Ты же нечестивый и преступнейший из всех людей, – говорит младший брат из мучеников, – не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его» (VII, 34). «Не думай остаться безнаказанным, ты, дерзнувший противоборствовать Богу», говорит шестой брат Антиоху (VII, 19). При таком расстройстве духовной природы человека и окружающего его мира, в лице злых людей, человек никогда не мог бы преуспевать в нравственной духовной своей жизни и достигнуть своего окончательного назначения, если бы милосердый Господь, по беспредельной благости своей, не даровал людям, для сего, высших сил и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего… Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». История храма Воскресения Христова, воздвигнутого над Гробом Господним, уходит в глубокую древность. На протяжении веков он подвергался многократным разрушениям. Но приходило время — и храм восстанавливали… Не буду утомлять читателя описанием многочисленных исторических подробностей, расскажу лишь о том, о чем думалось в стенах храма — о русских паломниках, о многовековых связях храма Гроба Господня с Россией. И пусть простит меня читатель, что я часто буду прибегать к текстам самих паломников: в их словах — вера и искренность чувств, в их словах — само время… Игумен Даниил в своем «Хожении» (напомню: начало XII века) приводит подробные сведения о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, 4 локтя в длину и 4 в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден святой камень, и тут поклоняются все христиане». Свое хождение в Иерусалим игумен Даниил совершил вместе с восемью паломниками, жителями Киева и Новгорода. Это были миряне Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, двое Кашкичей и другие. Поклоняясь Гробу Господню, русские паломники увидели, что здесь висят «пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью». Благочестивые богомольцы решили принести этой святыне исполненный высокого смысла дар от русских верующих. В своих записках игумен Даниил сообщает, что накануне праздника Пасхи Христовой — в Великую Пятницу, он «пошел к князю Балдуину (Тогда в Палестине было образовано Иерусалимское королевство во главе с предводителем 1го крестового похода Балдуином I.) и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: «Что хочешь, игумен русский?» Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным и ничуть не гордился. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду. — Авт.) на Святом Гробе от всей Русской земли».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Итак, пророчество о падении Иерусалима и разрушение храма и (вообще царства Иерусалимского) есть образ кончины мира и, по понятиям того времени, эти события даже самими апостолами представлялись одновременными или крайне близкими. С падением Иерусалима соединились в мыслях людей второе пришествие Христово, воскресение мертвых, окончательный суд и конец мира. Евангелист Матфей (24:1–43) представляет пророческую беседу Господа Иисуса Христа на горе Елеонской со Своими учениками о втором славном Его пришествии и о кончине мира. Иисус Христос, указывая апостолам на храм, говорил: «все это будет разрушено до основания, так что не останется и следов храма» (ст. 2). Действительно, лет 36 спустя (в 70-м году по Р. X.), когда Иерусалим был взят римлянами, храм разрушили и превратили в развалины. А через некоторое время (при Траяне) были уничтожены даже и следы его. Предводитель римлян Тит желал было сохранить храм при взятии его, но ничто не могло отклонить суда и определения Божьего. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских солдат, вопреки приказанию военачальника, бросил огонь через окно в храм, и он тотчас же был охвачен пламенем. Напрасно Тит дал приказание потушить огонь, оно не было исполнено; солдаты бросились грабить горящее святилище, и ни приказания, ни угрозы, ни удары не могли остановить их. Храм был сожжен и разграблен. Ученики, пораженные пророчеством о падении Иерусалима, выбрав время, приступили к Господу с просьбой сказать им, когда это будет. Т.е. когда же последует разорение Иерусалима и каков будет явный признак второго пришествия и кончины мира? Иисус Христос, не исправляя ложного мнения учеников относительно времени этих событий, дал решительный ответ о времени Его второго пришествия и кончины века: «Не ваше дело знать времена и лета, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Однако же сказал ученикам, что конец мира не тотчас будет после разрушения Иерусалима и храма; падение Иерусалима и царство иудейского – еще не конец мира ( Мф.24:6 ), который будет еще не так скоро. А в то время, когда уже Евангелие будет возвещено всему человечеству на земле: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

...Не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, любомудрием, возвышением над вещами житейскими, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались, то женщина, положившая две лепты, немного получила бы; но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила всё. Итак, мы не должны говорить, что Царство покупается за деньги: не за деньги, но за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако ж, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить небо; а без него и за тысячу золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты. Почему? Потому что, когда ты от многого дал меньшее, то хотя сотворил милостыню, но не такую, какую вдова; ты подал не с таким усердием, с каким она; она сама себя лишила всего или, лучше, – не лишила, а все себе даровала. Бог обещал Царство не за таланты золота, но за чашу студеной воды ( Мф.10:42 ), за усердие, не за смерть, которая не есть что-нибудь великое, но за намерение. 107 Блаженный Августин , в свою очередь, отмечает, что одно и то же Царство Закхей приобрел за половину своего состояния, а бедная вдова – за две лепты; «одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного – сосудом холодной воды». 108 3. Предсказание о разрушении Иерусалима Все три синоптических Евангелия содержат пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено ( Мф.24:1–2 ). В Евангелии от Марка сцена описана несколько иначе. Когда Иисус выходит из храма, один из учеников говорит Ему: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус же отвечает: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне ( Мк.13:1–2 ). У Луки эпизод изложен в следующей редакции: И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено ( Лк.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но и в эти десять дней мы не брошены, как не были брошены Им ученики. Он одарил их радостью, Он научил их пребывать в Иерусалиме, который продолжал оставаться святым городом — ибо именно в нем находился Храм, все еще единственное место поклонения Ему. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:51-53).  В христианском понимании храм как место встречи с Богом может пониматься и буквально, и мистически. «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21), когда обещал разрушить Храм Иерусалимский и восстановить его за три дня. Храм Иерусалимский был построен по указанию Божию, но руками человеческими. Тело Христово — действительно, Истинный Храм, но уже нерукотворный, Его Церковь, то есть все мы. «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24), — свидетельствует апостол Павел, постулируя новое понимание Храма — нерукотворная, Богом созидаемая вдохновленными Им человеческими сердцами (а не руками!) Церковь.  Церковь Христова имеет прямую преемственность с Ветхозаветным народом Израиля и Ветхозаветным же Храмом. То есть пребывание апостолов в Храме после Вознесения Христова — это было благодатное время встречи Ветхого и Нового Заветов, Храма рукотворного и Храма нерукотворного, во времени и пространстве. В какой-то степени эта встреча продолжается и сейчас. Мы собираемся в рукотворных храмах каждое воскресенье — кто-то чаще, кто-то реже — ради соединения в Храм нерукотворный, в единое Тело Христово, что происходит в Таинстве Евхаристии, Причащения, то есть становления частью Тела и Крови Христа. Так что можно сказать, что период пребывания в Храме Иерусалимском после Вознесения Христова был для апостолов продолжающимся в особой исторической форме Таинством Евхаристии. Он их не оставлял.  И нас не оставит.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-od...

После этого, Иисус Христос отправился в Капернаум, который лежал на берегу Галилейского моря, или Генисаретского озера. За ним пошли Матерь Его, двоюродные братья, Иаков, Иосий, Иуда и Симон, сыновья Алфея, брата Иосифова 4 , и ученики его. Там они пробыли недолго. 2. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13–25) Время было перед Пасхой, и Иисус Христос пришел в Иерусалим. Там Он нашел, что в храме продавали жертвенных животных, волов, овец, голубей, и меновщики разменивали иностранную монету на священные сикли Еврейские. И сделал бич из веревок, и выгнал из храма и продавцов, и покупателей, и овец, и волов; деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул; и продавцам голубей сказал: «возьмите это отсюда; и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ученики, смотря на Его действия, тотчас же, вспомнили слова псалма: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ). Но старейшины Иудейские, особенно, начальники храма, находя, что поступок Иисусов, который не мог остаться без одобрения в народе, обличал их собственное нерадение о храме, а, с другой стороны – выказывал чрезвычайную власть, какую новый Учитель народный, мимо Синедриона, мог получить, разве, от Бога, подступили к Нему, и сказали: «а каким (сверхъестественным) знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть поступать таким образом?» Иисус Христос отвечал им: – «разрушьте этот храм; и Я в три дня восставлю его». – На это сказали Ему: «сорок шесть лет строили этот храм; и Ты в три дня воздвигнешь его!» Они не поняли слов Иисуса Христа. Храм чтится, как обитель Божества, Которое присутствует в нем особенным образом, но в Иисусе Христе обитала вся полнота Божества телесно, и потому, тело Его – было истинный храм. Теперь Он пророчествует, что они покусятся разрушить храм тела Его, но что Он в три дня восставит этот храм, тогда воскресение тела Его будет решительным знамением Божественной власти и силы Его. На этот раз не могли понять пророчества и ученики Его. Они вспомнили о нем, уже по воскресении Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Скачать epub pdf Братья и сестры, сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора. На нем была опровергнута ересь иконоборчества. Однако, будучи изгнана из ограды истинной Церкви, эта ересь впоследствии свила себе гнездо в различных внешних сообществах, члены которых нередко спрашивают нас: почему у вас иконы в храмах? Это идолопоклонство, вы нарушаете заповедь: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» ( Исх 20:2–5 ). Они не обращают внимания на то, что сама заповедь является запретом делать изображения иных богов – которых язычники нередко изображали в виде животных, птиц и т.д. Но иконы – не идолы, поскольку не изображают никаких «других богов». А о том, что иконы не только допустимы, но и необходимы свидетельствует та же книга Исход, в которой Господь говорит Моисею: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки» скинии завета ( Исх. 25:17–21 ). Эти иконы херувимов были не только над ковчегом завета, но и на стенах храма Соломонова ( 3Цар. 6:27–29 ), и даже в видении небесного храма, какое было пророку Иезекиилю ( Иез. 41:20, 25 ). Современные иконоборцы думают, что в Иерусалимском храме были такие же голые стены, как и в их молитвенных домах, но на самом деле стены храма были покрыты изображениями херувимов. И именно в этот храм приходил Христос и называл его «Дом Отца Моего» ( Ин. 2:16 ). Именно в этом храме ежедневно собиралась новозаветная Церковь после Пятидесятницы ( Деян. 2:46 ). Так что это не они нас, а мы их вправе спрашивать: почему у вас нет икон, как это описывается в Писании? В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением ( 1Пет. 3:19 ). А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы продолжаем чтение 21-й главы, и рассмотрим тему, озаглавленную как: Второе очищение Храма (12–17). Иерусалимский Храм занимал огромную площадь на так называемой «Храмовой горе». Со всех сторон Храма были портики и своды, которые защищали от яростных лучей солнца во время зноя. Под тенью этих портиков законоучители преподавали Закон простому народу; на особо отведенных местах продавался скот, мука, масло и вино для обрядов жертвоприношения. Очевидно, что не все иудеи, приходившие издалека, могли все это принести с собою. Была и религиозная необходимость обменивать деньги. Так как на деньгах язычников были изображения, запрещенные Законом Божиим (изображения языческих богов и их правителей), то для податей на Храм их обменивали на более кошерные тирские монеты. Похоже, что торговля необходимым для жертвенных обрядов и обмен денег осуществлялись в непозволительной близости от самого Храма (главного и единственного святилища Ветхозаветной Церкви Бога). Еще пророк Захария предсказывал о днях Миссии: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» ( Зах.14:21 ). Слово «хананей» в данном случае означает «торговца», «спекулянта», или «лавочника». Без сомнения, вся эта торговля и операции с деньгами, особенно накануне праздника Пасхи, приносили колоссальные доходы. И, как известно, любое преступление оставляет и свой экономический след… И тому в Новом Завете мы находим подтверждение. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ). Возможно, что в этих словах Иакова, брата Господня, содержится намек (евр. ремез) на известные в свое время события. Слова: «не бедных ли мира избрал Бог» могут указывать на призвание богочеловеком апостолов; слова: «А вы презрели бедного» – прямое обвинение богатым в причастности к казни Иисуса Христа, следовательно, слова: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?», – скорее означают не вопрос, но констатация того, что олигархи Палестины не только погубили Христа, но и спровоцировали гонения против Его учеников. Наивно было бы утверждать, что только религиозные разногласия между Христом и иудеями, спровоцировали, всю эту войну. В действительности окончательный разрыв между христианами и иудеями, между Церковью и Синагогой, произошел значительно позднее описываемых в Евангелиях событий. До начала II века столкновение между христианами и иудеями носило более частный характер. Окончательный разрыв происходит после Второй иудейской войны (131–135 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нужен ли Богу храм? Размышления на праздник освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме Роман Савчук Православный придел храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные храмы , тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» — с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!.. Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог — Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..

http://pravoslavie.ru/73920.html

План . Хождение Иисуса Христа по разным городам. Иерусалим - место храма и паломничества евреев. Путешествия Спасителя в Иерусалим и Его последний вход в него. Показывание иконы. Рассказ по ней. Значение названия праздника Вход Господень в Иерусалим. Понятие о Страстной седмице. Этот урок приходится на вторую половину пятой недели Великого поста, поэтому предметом его служит рассказ о Входе Господнем в Иерусалим, а двух следующих уроков - Страдания и Воскресение Спасителя. З . Вы знаете, что Иисус Христос жил в еврейской земле. Он никогда не жил долго в одном месте, а ходил по разным городам и селам и учил людей Божиему закону. Главный город у евреев назывался Иерусалим. В этом городе у них был храм, а в других местах были только синагоги. Поэтому на самый большой годовой праздник, на Пасху, евреи из всех мест приходили в Иерусалим. В какой земле жил Иисус Христос? В одном ли городе Он жил? Как назывался главный город у евреев? Что в нем было? Что было в других местах для молитвы? Когда евреи приходили из всех мест в Иерусалим? Вместе с другими евреями приходил на Пасху в Иерусалим и Иисус Христос. В последний раз Он пришел туда вместе с Апостолами за пять дней до Своей смерти. Накануне этого дня Иисус Христос ночевал в одной деревне, версты за четыре от Иерусалима, и из нее пошел в Иерусалим. А как Он шел, вы сейчас увидите на иконе. Показывается икона «Вход Господень в Иерусалим». Вы видите, что Иисус Христос сидит верхом на осле. Осел похож на лошадь, только он меньше ее, и уши у него длиннее, чем у лошади. Народ и Апостолы постилают под ноги осла свои одежды. Много людей встречают Иисуса Христа. Люди взяли в руки ветки от деревьев и стали прославлять Иисуса Христа, потому что они слышали про Его чудеса и про Его учение. Люди кричали Иисусу Христу: «Спаси нас! Тебя мы прославляем, потому что Ты идешь для славы Божией. Спасение нам дает Бог с неба!» Эти слова по-другому говорятся так: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»[ 2 ] Слово осанна поется у нас и теперь во время обедни. Осанна по-русски значит «спаси». Запомните это слово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010