Отступим несколько в сторону археологии. Раскопки в египетской деревушке Телль-эль-Амарна в конце XIX века 11 показали, что древнейшим материалом для письма в областях, которые включали и Палестину, были глинобитные таблички. На такой глиняной табличке был, несомненно, написан и тот псалом (ныне 104), который по свидетельству книги Паралипоменон (1 Паралипом. 16,7), «Давид в первый раз передал для славословия Господу через Асафа и братьев его». Этот псалом, названный первым, отнюдь не является первым в общем порядке размещения псалмов. Он присоединен к группе так называемых «аллилуйных псалмов», объединенных на общей основе в качестве «хвалитных». Отсюда, надо думать, все псалмы в храмовом хранилище находились собранными в группы. Однако пользование ими при богослужении было затруднительным. При небрежении таблички могли быть перемешаны. Требовалось какое-то техническое указание. Нам думается, что таким указанием было слово «ламнацеах». Отметка ставилась в начале текста, что создавало возможность отобрать необходимые псалмы. Этот вывод подкрепляется тем, что и в словаре древнееврейского языка, и в греческом переводе слова, и в переводе его в халдейском перифразе 12 – указанная отметка на псалмах могла иметь смысл именно «богослужебный». Отсюда имеются все основания понимать слово «ламнацеах» (или в славянской Библии «в конец») в значении «богослужебный». Псалмы, отмеченные этим словом, были богослужебные. Нельзя сказать, что все другие псалмы в Псалтири, не имеющие такой отметки, были небогослужебными. Одинаковое значение имели и другие отметки богослужебных псалмов (напр. «аллилуйные», «степенные» и пр.). Однако самое помещение псалмов с отметкой «ламнацеах» в первой части Псалтири, указывало на то, что эта часть была древнейшей частью всего собрания. Когда глинобитные таблички сменил пергамент, псалмы, по установившейся практике пользования ими при богослужении, были переписаны на кожаные полосы пергамента в том порядке, как они лежали в группах. Здесь – на полосе – отметка «ламнацеах» создавала еще большее техническое удобство, так как при развертывании свитка легко попадала в поле зрения хориста или руководителя, поскольку помещалась в начале текста псалма (надписания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nekotor...

В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу пятой недели на вечерни полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерни полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы вычитываются до четверга на утрени и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в великую субботу на утрени поется кафизма 17 с припевами. Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» 103, на вечерни – 140, 141 и 129, на повечерии малом «покаянные» – 50, 69, 142; на полуночнице повседневной псалмы 50, 120 и 133; на утрени – 19 и 20, на шестопсалмии – 3, 37, 62, 87, 102 и 142 и хвалитные (148–150). На первом часе – псалмы 5, 69 и 100, входящие в состав утреннего богослужения, на третьем – 16, 24 и 59, на шестом – 53, 54 и 90; последние два часа читаются во время совершения проскомидии; на девятом часе, входящем в состав вечернего богослужения, читаются псалмы 83, 64 и 85. В христианской Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет; «нотное», отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодии, и «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята. Это потому, что в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые могут научить молящихся, музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопениях мыслей; отсюда и задачей хора является, кроме стройного исполнения голосовой музыки, отчетливость и ясность произношения. В католической же церкви и у протестантов введена при богослужении музыка, как необходимая принадлежность храмового богослужения. Последним введением преследовалась цель не столько дать определенное содержание мысли молящегося, как у православных, сколько подействовать стройными и мелодичными звуками музыки на его настроение. Собрание псалмов в один состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Светилен праздника 2. Слава, и ныне, Еже от века днесь познавается... Всякое дыхание... (т. е. надобно петь хвалитные псалмы, начав их со слов: Всякое дыхание да хвалит Господа, как это положено в воскресные и праздничные дни и во дни святых, имущих славословие, хотя в праздник Благовещения славословие великое читается, а не поется: петь же эти псалмы в данном случае надобно на 4 гл.) и хвалитные стихиры на 4. Слава, и ныне, Еже от века таинство... Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу... (читается, как мы уже сказали, а не поется) 762 . Ектения: Исполним утреннюю молитву... Возглас. Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Возглас. Аминь. Стихиры на стиховне. Благо есть 1-ды.. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Тропарь праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже (но не Господи, помилуй 40, как на великопостном богослужении). Возглас. Аминь. 3 великих поклона (о молитве Ефрема Сирина не упомянуто, но богослуж. практика вводит и ее), и тотчас, без отпуста утрени, 1 час. На нем кафизма 763 , тропарь и кондак праздника; в конце 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою); непосредственно после поклонов – Христе свете истинный, отпуст великий и многолетие. Пред прочими часами полагается лития вне храма; самые часы назначаются в трапезе. 3 к 6 часы читаются с кафизмами без поклонов. На них, как и на 9 часе, тропарь и кондак праздника. На 6 часе паремия и Слово: Паки радость благовещения... 9-й час с кафизмою и чтением (после богородична: Иже нас ради рождейся). За часами следуют молитвословия изобразительных не с начала, но прямо: Во царствии твоем и т. д. скоро, без пения и без поклонов. Конечные молитвословия изобразительных суть следующие: Ослаби, остави... Отче наш... Возглас. Аминь. Кондак праздника. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним... Возглас. Аминь. 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою Ефрема Сирина ). Всесвятая Троице. Премудрость. Достойно есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Псалмы, употребляемые в суточном богослужении, попадаясь в «кафизме», опускаются, чем достигается значительное сокращение: именно вместо 150 псалмов, придется прочесть 150–37=113. Из них 60 на кафизмах, а 53 на часах в будни, вместо обычных или с ними, следующим образом: Нет возможности обязать клирика или всякого благочестивого христианина, желающего присутствовать на всех суточных службах, прочитать в них все кафизмы и все стихиры. Иначе не останется времени ни для какой иной деятельности. Стихиры сокращаются до одной, а для чтения Псалтыря, приходится изобретать комбинации. Вот мы и приводим одну из них, в которой (без ущерба рамками богослужения, к которым так все привыкли) вся Псалтырь вычитывается еженедельно: Дело грядущего всероссийского собора, предпочесть ее, или взять другую. Службы Воскр. Понед. Суббота Утреня. Шестопсалмие На 1-й кафизме 15, 17, 18 39, 41, 42 52, 55, 56 72, 74, 75 86, 88, 91 138, 139, 143 109, 110, 111 На 2-й кафизме 21, 22, 23 43, 46, 42 57, 58, 59 77, 78, 79 92, 93, 94 144, 146, 147 112, 113, 114 На хвалитне 144, 149, 150 одному псалму Часы первый 5, 89, 100 104, 105 третий 16, 24, 50 106, 107 Обычн. шестой 53, 54, 90 108, 115 Кафизм. девятый 33, 84, 85 12, 13, 14 31, 32, 34 48, 49, 51 71, 73, 76 98, 99, 101 117, 145 Вечерня Предначинательные Поются стихи Кафизма 12, 13, 14 124, 125, 126 127, 128, 130 131, 132, 134 135, 136, 137 Господи воззвах Одни стихиры Заключительный до: блага. Повечерие Полунощница 118, не порочны постави Твой есмь. Призри. 64, 65, 66 каф. об. 118, 133, обычн. Эта комбинация может быть расширена и сужена. Расширена на две недели. Тогда кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются во вторую неделю на утрени и на вечерни, и тогда Псалтырь прочитывается в две седмицы. Съужена: кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются на вечернях и утренях той самой седмицы, что, конечно, удлинит службу. Практически это исполняется очень просто. Читаются все кафизмы по уставу, только все псалмы, входящие в состав суточного богослужения, при чтении опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В названных студийских уставах порядок суточной службы записан в особой статье, которая составляет дополнение к уставнику или дисциплинарной части под особым заглавием: глава (точнее главы – так в 332) црквьнаго правила подобьны пьрвом ставник различьныхъ главъ, въ првьни простирающи слоуб, т. е. статьи или главы церковного устава подобного же содержания с различными главами первого уставника и относящиеся к церковной службе. По этому источнику, служба начинается утреней и последовательно ведется до поздней ночи, оканчиваясь павечерницею и келейным правилом перед сном. Согласно этому порядку в первой главе говорится о времени благовеста в утрене на целый год, затем о пробуждении братии будильником, о собрании их в церкви, о начале утрени, о том, в каком порядке должны стоять братия в Церкви и как вести себя. Конец этой статьи составляет переход к дальнейшему изложению утрени: именно говорится о пении Бог Господь и троичных песней применительно к числу праздников, случающихся на неделе; затем, после нескольких вводных статей о способе пения шестопсалмия и некоторых вечерних песней, о стоянии мнихом, следует продолжение утрени: сколько и когда петь на утрене кафизм, об аллилуиариях, о кафизмах на вечерне, о том, как петь Бог Богом и хвалитные псалмы, об исполнении псалтири на часах, о стихословии библейских песней (на каноне), о том, как и с какими припевами исполняются хвалитные псалмы, великое славословие и стихиры стиховные. О вечерне говорится очень мало и сделано только несколько замечаний о припевах на Господи воззвах и о том, когда соединяются хоры для совместного пения. Из первой части литургии указываются праздничные припевы на входном стихе: «приидите поклонимся», и вся эта часть службы называется уставными «τ τυπικ». Изложению павечерницы посвящается несколько статей. Сначала речь идет о том, в каком порядке стоять монахам, когда павечерница отправляется в церкви или вне её в паперти, и подробно описывается обряд целования или прощания; затем говорится, когда поется павечерница в церкви и вне её, полная и сокращенная, как справляется павечерница великопостная и келейное правило перед сном. Так как в состав последнего входили и молитвы за умерших, то это служит переходом к статье о числе годовых панихид и о том, в каком порядке они справляются. Следующие затем статьи: о службах, на которых братия стоят со свечами, о погребении и об освещении церкви, в праздники и будничные дни, не имеют непосредственного отношения к часослову и касаются его лишь стороною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

    Дмитриевский Α . Τυπικα, 229, 231, 248.     Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, 14, 38, 141, 196.     Никольский К., прот. Пос. к изуч. уст., 314.     Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, 14, 38, 141.     Toscani. Ad. typ. gr., 54.    Ркп. Моск. Син. б. л. 8 об.    Проскинитарий, гл. 46, с. 243.     Εχολγιον, 37. Τυπικν, 3. ερατικν, 33. Старообр. уст., 9 (17). Соответствием с междопеснием 3 и 6 песни требовалось бы после светильна чтение. Но его нет, должно быть, потому, чтобы не прерывать им целого потока песен в этой части утрени, где торжественность службы достигает своего апогея. Притом чтения утрени усиливаются в своей важности и умилительности с течением ее: сначала толкование Апостола, потом Евангелия, затем Маргарит (лучшие творения лучшего отца) и наконец Пролог (часто заменяющий всю службу святого); здесь требовалось бы еще лучшее чтение; таким могло бы быть только уже само Св. Писание (ср. конец вечерни); в древности здесь и было евангельское чтение (так и на римско-католической утрене). Заменой здешнего чтения служит «Оглашение» после утрени. Хвалитны    Начинается 4-я и последняя часть утрени. Начинается она, как все службы и части их, псалмами. Естественно, что псалмы сюда взяты последние в Псалтири. Соответственно малой величине этой части утрени их требовалось здесь три (ср. часы и малое повечерие). Такими псалмами пришлись 148 «Хвалите Господа с небес», 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и 150 «Хвалите Бога во святых Его». У всех этих псалмов одна общая тема - призыв к прославлению Бога, почему их группа называется в уставе «Хвалитны» (ο Ανοι): первый псалом приглашает к этому всю тварь, начиная с Ангелов, второй - Израиля, третий - храм, небесный и земной. Уместность здесь этих псалмов очевидна: в сознании недостаточности и недостоинства своей хвалы Богу, когда она уже близится к концу, верующие передают ее более достойным (между прочим и «церкви преподобных») и неумолкаемым исполнителям. Это одни из самых радостных и восторженных псалмов, составляя этим противоположность спокойно-рассудительным и часто печальным начальным псалмам Псалтири, почему тоже идут к концу службы, когда все растущее молитвенное одушевление достигает высшей точки. За свой радостный тон хвалитные псалмы, одни из всех утренних, не отменяются и в Пасху.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов, означает, что псалмы должны петься по-праздничному, т. е. начинаться не 1-м стихом 148 пс, как в будни, а этому стиху должен предпосылаться последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», притом петься они должны на глас дня, а не простым, речитативным напевом, как в будни. Таким образом, в праздничном своем исполнении, хвалитные псалмы начинаются стихом, выражающим их тему (подобно тому как Непорочны на погребении начинаются словами «Непорочнии в путь», а в Великую субботу стихом: «Благословен еси, Господи»), и им же оканчиваются, благодаря чему вся их группа, составляющая как бы один гимн, концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. Дальнейшее пение хвалитных псалмов в праздники и будни имеет то общее, что первые два стиха их имеют припев из Пс. 64:1: «Тебе подобает песнь Богу», аналогичный припеву к псалмам «Господи воззвах» - «Услыши мя, Господи» (и в противоположность более торжественному предначинательному псалму бдения, имеющему припев после каждого стиха). Этот припев при праздничном исполнении псалма поется по одному разу за каждым стихом; при будничном же, как бы в вознаграждение за отсутствие предначинательного стиха «Всякое дыхание», поется за первым стихом дважды (всего, значит, трижды): за 1-й половиной стиха «Хвалите Господа с небес», и снова за всем стихом, т. е. вполне по тому же чину, как стих: «Услыши мя, Господи» при «Господи воззвах» (см. выше, с. 542). Первые два стиха хвалитных псалмов недаром отмечаются особым припевом: они здесь наиболее целесообразны, так как, приглашая к прославлению Бога самих Ангелов, выражают этим сильнее всего недостаток всей нашей доселешней хвалы, подобно тому как 1 и 2 ст. 140 пс, сопровождаемые припевом, говорят о недостаточности нашей вечерней жертвы. Дальнейшие стихи псалмов поются без припевов попеременно обоими ликами, и в Ирмологии дано распределение стихов для такого пения; распределение это совпадает с библейским делением псалмов на стихи, только ввиду длины последнего - 14 - стиха 148 пс, половина 13 ст. присоединена к 12, а конец 13 ст. с 14 разбит на 2 части, но число стихов в псалме осталось то же (14, по 7 для каждого лика); из 149 пс. без припевов поются 8 стихов (по 4 каждому лику); с последнего же стиха этого псалма: «Сотворити в них суд» к стихам хвалитных псалмов, которых остается 1 в 149 пс. и 6 в 150, присоединяются хвалитные стихиры, причем пред каждой из стихир поется стих псалма, но последние два стиха 150 пс. поются за один, чтобы число припевов вышло четное, и по краткости последнего стиха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Иисусу рождшуся…». Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя…», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии…». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне…». «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются . Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…». На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да исполнится Отчее благоволение…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Израиля столпом…». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец : «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

пространной редакции по сравнению с О. основной редакции дополнены рядом песнопений, впервые распетых в сер. XVII в. (преимущественно с использованием попевок столпового знаменного распева) и не получивших широкого распространения; они также характеризуются наличием максимального количества мелодических версий каждого песнопения (напр.: РГБ. Ф. 354. 144; ГАТвО. Ф. 1409. 1044, 1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.). Количество песнопений, отсутствующих в кратких О. и, наоборот, имеющихся в пространных, варьируется от списка к списку. Во 2-й пол. XVII в., и особенно к концу этого столетия, после церковных реформ патриарха Никона увеличивается количество списков, в к-рых отсутствуют не только 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы, но и стихи 2-й и 3-й кафизм, непорочны, «Достойно есть» по каноне, хвалитные псалмы. За исключением «Достойно есть», перечисленные песнопения достаточно сложны как по напеву, так и по тексту, чтобы существовать устно; при этом выборки стихов из псалмов, соответствующих данным песнопениям, но не снабженных нотацией, также не обнаружены. Можно предположить, что кафизмы, непорочны и хвалитные псалмы стали либо читать, либо совсем опускать (как в совр. практике богослужения). Вероятно, исключение данных песнопений из О. связано с намерением реформаторов удалить из богослужения все элементы студийской традиции, каковыми были припевы к стихам указанных псалмов. Если же верно предположение, что данные песнопения опускали в богослужении, то поздние О. отражают тенденцию к закреплению в письменных источниках не уставной, а реально принятой практики служения с сокращениями, вновь подтверждая этимологию названия книги. Во 2-й пол.- кон. XVII в. в соответствии с пореформенной практикой богослужения в последовании литургии появляется стихира Пятидесятницы «Видехом свет истинный», в последовании венчания - ирмос «Исаие, ликуй», в последовании всенощного бдения (в весьма малом количестве списков) - песнопение «Ныне отпущаеши». С самого начала своей истории О. объединяет в себе песнопения различных певч. стилей. Наибольшую долю составляют песнопения знаменного распева, среди к-рых можно выделить 2 стилевых пласта: 1) внегласовые песнопения всенощного бдения и литургий; 2) песнопения столпового знаменного распева (модели для распевания псалмов на «Господи, воззвах», запевы к стихирам, самогласны и подобны, концовки тропарей на «Бог Господь», подборки строк «Бог Господь», «Аллилуия», «Хвалим, благословим», «Свят Господь Бог»; воскресные тропари на блаженнах, ряд песнопений Страстной седмицы и Пасхи). Ряд внегласовых песнопений имеет не одну, а неск. мелодических версий: дополнительными версиями являются различные редакции знаменного распева, к-рые в рукописях именуются «ино», «преводне», «ин перевод», «произвол» или «ино знамя». Дополнительные мелодические версии могут быть также в стилистике столпового осмогласия - это многогласники и гласовые версии изначально внегласовых песнопений.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

После пения светильное поются, в прилунившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» ( Пс. 148 ), «Воспойте Господеви» ( Пс. 149 ), «Хвалите Бога» ( Пс. 150 ). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе перед стихами этих псалмов печатаются по-переменно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание». Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма. После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его. Притом в славословии, которое поется, в молитве «Сподоби Господи» поется: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», трижды. В славословии же, которое читается, вместо пения сего трижды, читается так: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010