Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте. Карта и ближайшие объекты Покровская «теплая» церковь построена рядом с «холодной» Преображенской. Службы в ней начинались с Праздника Покрова (1/14 октября) и продолжались до Пасхи. Считается, что Покровская церковь построена на 50 лет позже Преображенской – в 1764 году. Правда, в последнее время эта дата подвергается сомнению. В самом конце 17 века от удара молнии произошел пожар, уничтоживший все кижские церкви. Вскоре была построена новая церковь с теплым Никольским приделом внутри, т.о. зимняя «теплая» Покровская церковь превратилась в летне-зимнюю, т.к. теперь состояла из «холодного» храма и «теплого» Никольского придела в трапезной. Придел Николая Угодника просуществовал недолго и был разобран в 1865 году. Его фрагменты сохранились в современном интерьере Покровской церкви. Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами. В основе Покровской церкви - четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны. Объемно-пространственная структура Покровской церкви принадлежит к распространенному типу «восьмерик на четверике с трапезной». Крыльцо одномаршевое ассиметричное. Вход в церковь ведет в сени, оттуда в трапезную, потом в саму церковь. Церковь образует, таким образом, в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами.

http://sobory.ru/article/?object=05876

В начале XVIII века увеличилось число деревень, приписанных к приходу, это и послужило поводом к реконструкции церкви. В ходе реконструкции демонтировали крышу над молельней и надстроили восьмигранный сруб. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной луковичной головкой с крестом. По периметру восьмерика устроили фронтонный пояс. В конце XVIII века рядом с церковью построили колокольню. Высота ее составила 35 метров и превзошла саму церковь, изменив облик всего комплекса. В XIX веке церковь опять реконструировали. Соединили церковь и колокольню крытым переходом, расширели окна, с наружи и с изнутри стены обшили тесом и окрасили. Варваринская церковь принадлежит к храмам типа " восьмерик на четверике " . Подобных построек много вокруг Онежского озера – это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте. Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа – она освящена в 1650 году. В 1865 году ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В 80-х годах ХХ века ее реставрировали: трапезной придали вид семнадцатого века, оставили одно косящатое и сделали заново два волоковых окна, поменяли тес кровель, заменили шелом (охлупень), прикрывающий стыки теса кровли трапезной и притвора. Строгий шелом на крыше - не небрежность реставраторов. Если в Архангельской области или на Вологодчине ему придавали очертания головы коня или птицы, то в Карелии чаще всего просто гладко отесывали. Так же не украшали, а лишь гладко отесывали концы " куриц " , поддерживающих " потоки " - деревянные желоба для отвода воды, стекающей с кровли. Из конструктивных элементов кровли в Карелии было принято украшать резьбой лишь концы " потоков " . Резьбу выполняли топором, долотом, реже коловоротом в зависимости от стиля самой резьбы: объемной, рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния, или плоскостной, видимой при ближайшем рассмотрении. Крупной топорной резьбой украшены " потоки " , расположенные на переломе кровель рундуков двухвсходного крыльца Варваринской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05067

Республика Карелия (храмы) Материал из Азбука паломники Кондопожский район [ править править код ] Успенская церковь (Кондопога) [ править править код ] Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Нынешний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса». В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году. Адрес: Россия, республика Карелия, г. Кондопога Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Кондопога) [ править править код ] Впервые деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы построили в городе в 1857 году. С приходом советской власти в храме сначала организовали клуб, а потом его и вовсе разрушили. В 2006 году было принято решение церковь восстановить, и уже в 2009 году был воздвигнуто новое, 23-метровое строение. Храм построен в традициях северного деревянного зодчества с использованием современных материалов. Верх здания увенчан куполом, а с западной стороны крыша трехскатная. Иконы трехъярусного резного иконостаса написаны в приходской иконописной мастерской. Адрес: 186200, Республика Карелия, город Кондопога, улица Бумажников, дом 19 Телефон: +7(81451)7-36-08 Как добраться: до города Кондопога можно поездом 242А Москва-Мурманск или поездом 022Ч Санкт-Петербург — Мурманск, станция Кондопога

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Кондопога. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1774 г. и является одним из лучших образцов деревянного зодчества. Службы проводятся редко, обычно работает как музей. Успенская церковь расположена на узком мысу на Чупской губе. Высота церкви 45 м – небывалая для сооружений того времени. В старые времена не раз внушала она надежду путникам, сбившимся с пути, звоном колоколов или ярким светом на колокольне. На срубе четверика расположены два рубленых восьмерика – один на другом. Верхний шире нижнего и соединяются они плавным промежуточным повалом. Над ним тянется фронтонный пояс из резных досок. Верхний восьмерик также переходит в повал, еще более энергичный и широкий, а на нем пятнадцатиметровый шатер, увенчанный главкою с крестом. Это главная вертикаль сооружения, воплотившая его главную архитектурную идею – высотность. Здание хоть и строгое, но живописное, легкое, стройное. С востока к основному четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, перекрытая бочкой с главкой, а с западной стороны - обширная трапезная с сенями под общей двускатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два изящных висячих крыльца. Наряден декор церкви: фронтонный пояс, резные столбики крыльца, ажурные карнизы.

http://sobory.ru/article/?object=00150

О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге «Лебединая песня» русского деревянного зодчества сгорела. Иван Матвеев Источник: Anastasis.me Успенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.      Когда мы учились в МАРХИ, на обложке одного их наших пособий по начертательной геометрии был чертёж церкви, до боли напоминавшей ту, которой теперь нет. Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы — это знаковый объект не только для нас — архитекторов — но и для всей русской культуры. 10 августа 2018 года она сгорела. И это единственное, что сегодня заставило наши сми хоть слово сказать о том, в каком состоянии пребывают памятники культуры нашего народа. Мы попросили прокомментировать случившееся ведущих специалистов по русскому деревянному зодчеству. Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году. Это храм прионежской школы шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. Она была самым высоким деревянным сооружением в Карелии (42 метра высотой). Церковь была построена на закате северного деревянного зодчества в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов. Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.      По Декрету 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», всё церковное имущество передавалось в ведение отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. В августе 1926 года церковь была осмотрена Онежской экспедицией под руководством известнейшего русского реставратора И. Э. Грабаря, в которой участвовали такие глыбы нашей реставрации, как архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году. Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.     

http://pravoslavie.ru/115050.html

В 1767 г. на средства заорешского помещика, некоего Агафона Васильевича, на месте древней Никольской церкви был построен деревянный храм во имя Воскресения Христова. Церковь была поставлена как временная, в надежде на то, что у ее устроителя хватит времени и средств заменить ее на каменный храм. Но эти планы не сбылись, и деревянная Воскресенская церковь простояла на погосте свыше 120 лет, пока не сгорела от очередного пожара в 1889 г. Несколько ранее, в 1868 г., на погосте вновь возникла деревянная церковь во имя Свв. апостолов Петра и Павла. На этот раз ее поставили на местном кладбище, за дорогой в д. Югостицы. Ее построили по проекту архитектора Павла Андреевича Чепыжникова (ок. 1820–1876), автора ряда доходных домов в Петербурге, например по совр. адресу Невский пр., 71, на углу с ул. Марата (сохранился). Новая Петропавловская церковь Петровского погоста была также холодной, однопрестольной, стояла на частично сохранившемся до наших дней каменном фундаменте. Снаружи ее обшили тесом и покрасили, внутри обита холстом, имела железную кровлю. Согласно описанию, «длина церкви, считая и колокольню, 10 саж. 2 арш., наибольшая ширина 7 саж. 2 арш., высота до верха карниза 3 саж. 2 арш.». На церкви имелась одна большая и четыре малых главки. «Колокольня в один ярус, общею высотою до верха карниза 7 саж.». Общий вид церкви прекрасно передает фотография, выполненная в конце 1920-х гг. исследовательницей архитектурных памятников Полужья Е. Н. Глезер. Церковь представляла собой сложную, если не сказать затейливую композицию, составленную, словно из кубиков, из отдельных архитектурных объемов. К ним относятся и перекрытые двускатными кровлями помещения террас, примыкающих к каждому из трех входов в храм, устроенных в срубе под колокольней. Фронтонный пояс своими острыми зигзагами усиливал динамику шатрового верха храма. Детали декора создавали живописные светотеневые контрасты в наружном облике церкви. Сегодня трудно сказать, каким храм казался в натуре. На фотографии он производит впечатление театральной декорации, постройки в духе народного зодчества, сказочной старины, что, может быть, вполне отвечало древности здешних мест.

http://sobory.ru/article/?object=01185

Трапезная кондопожской церкви просторная и очень простая. Вдоль стен тянутся лавки, а потолок опирается на два резных столба. Столбы крепкие, массивные, перетянутые витыми жгутами-перехватами, образующими слегка выпуклые «дыньки». От столбов к потолку ответвляются полукруглые фигурные кронштейны. Церковь удивительно вписывается в окружающий пейзаж. Источники: А.В. Ополовников «Русский север», М.: «Стройиздат», 1977. Путеводитель «Карелия», М.: ИД «Симон-пресс», 2003. В 1774 г. на далеко вдающемся в Онежское озеро мысе у Чупа-губы возводится традиционная, покрытая шатром, 42-метровая башнеобразная церковь. Она как бы поднялась из глубины зеркальных вод. Чтобы сильнее подчеркнуть ее высоту, архитектор использует давно известный в западноприонежской культовой архитектуре прием, не применявшийся в строительстве с начала XVII в.,— уширение сруба главного объема кверху. Подобное решение можно видеть в существующей и поныне на Лычном острове озера Сандал церкви Петра и Павла, построенной в 1620 г. Однако автор церкви в Кондопоге, вероятно, вдохновлялся другой постройкой, по силуэту и пропорциям наиболее близкой к ней,— Никольской церковью в Линдозере (1634 г.). Главный, башнеобразный объем Успенской церкви, так же как и церкви в Линдозере, состоит из двух восьмериков, поставленных на венцы повала четверика, расположенного на высоком подклете. Верхний восьмерик шире нижнего и выложен, в свою очередь, на повале первого. Еще более сильно выраженный повал второго восьмерика несет на себе пятнадцатиметровый шатер, завершающий церковь. Весьма интересная деталь этой церкви — дощатый фронтонный пояс, который отделяет объем верхнего восьмерика от нижнего и размещается над повалом. Такие горизонтальные пояса характерны для высотных объемов в заонежской культовой архитектуре. Они имеются на Петропавловской церкви на Лычном острове и на Покровской церкви в Кижах, они были на Никольской церкви в Линдозере и в церкви села Деревянского. Фронтонные пояса не только украшают постройку, но, как это свойственно всей древнерусской архитектуре, имеют и утилитарное назначение. В данном случае они защищают наиболее уязвимые места сруба от загнивания. Каждый фронтончик образует как бы миниатюрную двухскатную кровлю, в основании которой, с уклоном наружу, устроены небольшие водолеи, вынесенные далеко за пределы фасадной линии. Таким образом, дождевая вода не попадает на поверхность сруба восьмериков, а отводится вниз на землю или крыши прирубов. Наличие ряда гнезд в венцах над повалом четверика, идущих по ломаной пинии, наводит на мысль, что главный объем Успенской церкви имел и второй фронтонный пояс с такими же водоотливами, как и верхний.

http://sobory.ru/article/?object=00150

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, 1-я пол. 19 в. Стоит на окраине села, на кладбище. Построена из кирпича в 1832 г., колокольня достраивалась, вероятно, десятилетием позже. Фасады побелены по кладке. Традиционный тип пятиглавого храма в позднеклассицистическом исполнении. Типологически близка храму в Каменниках. Высокий двусветный четверик с четырехгранной выгнутой кровлей увенчан чешуйчатыми главками с перехватами на восьмигранных барабанах. При этом более крупная центральная - почти круглая, а четыре другие, сильно разнесенные к углам, — намного ниже и удлиненной формы. В уровне нижнего света четверика к нему примыкают прямоугольный, со скруглением углов, алтарь и широкая трапезная с приделами - их полукруглые апсиды примыкают к западным углам четверика. Эти объемы покрыты скатными кровлями с главками над приделами. Углы четверика и западные углы трапезной скруглены и чуть заглублены. В композиции доминирует трехъярусная колокольня, с двумя ярусами звона, покрытая граненым куполом со стоящим на нем восьмигранным барабаном с шатровым шпилем и крестом. Большие прямоугольные окна четверика, апсиды и трапезной, украшенные полочкой-сандриком, фланкируют плоские, не доходящие до архитрава пилястры. Декор включает также подоконные полки на консолях или подоконные нишки, межъярусный пояс с зубчиками, фриз из квадратных филенок, городки в карнизе, замковые камни в ложных окнах барабанов. Над входом сохранился металлический зонт с ажурными деталями. Фасады двух нижних ярусов колокольни представляют собой четырехпилястровые фронтонные портики; арки дополнены импостами и замковыми камнями. В завершении верхнего яруса использован декоративный мотив, в котором очевидно влияние эклектики. Четверик перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом, в апсиде - полулотковый свод, в трапезной - сомкнутый. Точные сведения о времени создания и авторах стенописей отсутствуют, но по стилистическим признакам их можно отнести к 1840-м гг. В 1970-е гг.

http://sobory.ru/article/?object=04434

Крыльцо одномаршевое ассиметричное. Вход в церковь ведет в сени, оттуда в трапезную, потом в саму церковь. Церковь образует, таким образом, в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. При строительстве Покровской церкви применена традиционная безгвоздевая конструкция тесовой крыши «по курицам и потокам». Покровская церковь увенчана девятью куполами: восемь из них окружают центральный. Церковь опоясывает зубчатый фронтонный пояс, украшенный резьбой. Кроме декоративной функции, он ещё и защищает стены храма от влаги: не даёт попадать на них воде во время дождя. Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника " Кижи " , художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма XVII-XIX веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой половиной XVII века были подобраны для иконостаса из " Кижской коллекции " , составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка " Древнерусская живопись Карелии " из фондов музея-заповедника " Кижи " . Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м. Материал — сосна, осина. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Контакты [ править править код ] Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Как добраться: от Петрозаводска на теплоходе на Великую Губу до пристани Кижи, от причала идти пешком на юг 1 км Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

При подготовке статьи использовалась книга Ю.М. и Т. М. Гоголициных «Памятники архитектуры Ленинградской области» В 5 км севернее Щелеек находится село Гимрека, что в переводе с вепсского означает «Родная река» (по-вепсски «хийм» - родня), растянувшееся почти на километр вдоль дороги Вознесенье-Петрозаводск. Слева за деревней на холме стоит шатровая церковь бывшего Гиморецкого погоста, к которой надо перейти через речку Гимреку. Участок погоста имеет форму неправильного многоугольника, по периметру которого местами (на юго-востоке и востоке) сохранилась старинная рубленая невысокая ограда, имеющая для устойчивости контрфорсы. В центре участка возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятник деревянного зодчества XVII в. На южной границе уцелели крытые ворота и колокольня, которые были связаны с оградой. Колокольня - «восьмерик на четверике» с шатровым покрытием. Арочные ворота в четверике украшены накладными фронтончиками и декорированы парными колонками по сторонам прохода. План церкви представляет собой композицию из трёх прямоугольных клетей - алтаря, собственно церкви и трапезной. На повале стоит восьмерик с расширением в средней части, по которому идёт накладной фронтонный пояс. Завершает эту вертикаль-столб очень высокий шатёр с широкой полицей у основания и цилиндрической шеей с главкой-луковицей на вершине. По стародавней традиции и шея, и главка покрыты лемехом. Клеть трапезной имеет двускатную кровлю. Несмотря на известность Гиморецкого погоста, дата его постройки точно не установлена. Она варьируется от 1650 до 1695 гг. В 1852 г. Рождественская церковь была обшита тёсом с изменениями объёмов, которые были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1972-1983 гг. www.heraldicum.ru Богородицкая церковь, 1695 г. (?) Церковь, расположенная на юго-западном берегу Онежского озера, принадлежит к прионежскому типу шатровых церквей. Постройку церкви различные источники относят к 1659, 1682 и 1695 гг. Сохранилась, реставрирована в 1970-80-е гг. Некоторые иконы из иконостаса церкви находятся в Русском музее.

http://sobory.ru/article/?object=00134

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010