Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) — в романских и готических церквах, а также в тех из церквей стиля Возрождения , которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами. Когда храм не велик, в нем нередко бывает всего один неф, ограниченный с длинных своих сторон стенами с окнами; но в большинстве случаев в храме устраиваются три нефа: главный или средний, высокий и широкий, и два боковых или побочных, более низких и узких, прилегающих к главному справа и слева и отделяемых от него арками на столбах или колоннах. В особенно значительных церквах и соборах число нефов возрастает иногда до пяти. Кроме таких продольных нефов, в некоторых церквах встречается еще поперечный неф, называемый также трансептом , продолговатое пространство, лежащее между хором и продольным нефом. Слово неф произошло от латинского navisкорабль, вследствие того, что в обозначаемой им части храма собираются во время богослужений члены христианской общины, которая издревле уподоблялась кораблю, а также вследствие внешнего сходства этой части с кузовом опрокинутого корабля. Источники Редакция текста от: 15.10.2006 16:24:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕФ [Франц. nef, от лат. navis - корабль], вытянутая в длину, как правило, прямоугольная в плане часть внутреннего пространства здания (в большинстве случаев базиликального типа, см. ст. Базилика ). Обычно Н. ограничен с одной или обеих продольных сторон рядами отдельно стоящих столбов, колоннад, аркад, которые служат опорой для перекрытия. Наиболее распространено деление внутреннего пространства на 3 или 5 Н. При этом центральный Н. дополнительно выделяется высотой стен и самостоятельным перекрытием наряду с поперечным Н.- трансептом; место их пересечения служит в нек-рых базиликах основой для купола или башнеобразного завершения. В крестово-купольных храмах типа вписанного креста боковые Н., почти полностью отделенные от подкупольного пространства, превращаются в замкнутые угловые помещения - камеры (каморы). Для церковного зодчества средневек. Руси характерно резкое уменьшение размеров боковых Н. вплоть до их утраты в пользу единого, без опор (бесстолпного), целиком перекрытого внутреннего пространства ( наоса ). Лит.: Популярная худож. энциклопедия/Гл. ред.: В. М. Полевой. М., 1986. Кн. 2. С. 59; Партина А. С. Архит. термины: Иллюстр. словарь. М., 1994. С. 118-119; Плужников В. И. Термины рос. архит. наследия: Словарь-глоссарий. М., 1995. С. 92. Рубрики: Ключевые слова: АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)

http://pravenc.ru/text/2565166.html

Вячеслав Пономарев Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся. h6C Схема храма Абсида – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб – основной объем храма. Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navisкорабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Паперть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Портал – архитектурно оформленный вход в здание. Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди , общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу. Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

102 В 1864-м году, при проведении железной дороги, открыто подземное кладбище Castulo возле via Labicana, которое следует отнести ко второй половине третьего столетия; этот мученик, служитель в доме Диоклециана, был застигнут в аренарии, находившемся под водопроводом Claudia, и погребен живой под грудой песка. Около его уважаемых останков, как это часто происходило в подобных случаях, сгруппировались гробницы других христиан, и образовалась катакомба. При таких же условиях произошла катакомба, находящаяся в пяти милях от Рима, возле дороги Портуенса и недалеко от Тибра, открытая в 1868 году. Она развивалась в холме под священной рощей и храмом братства Арвали (Fratres Arvales). Странное положение ее обясняется тем, что это древнее и очень уважаемое религиозное товарищество уже не существовало более, когда были погребены в земле, прежде принадлежавшей ему, тела мучеников Semplicius и Faustinus, брошенные в Тибр во время гонения Диоклециана. Гробницы их, выкопанные вблизи аренария, положили начало образованию небольшой катакомбы. 103 Некоторые из этих работ были произведены в царствование Септимия Севера; но, так как, при гонении этого императора, хотя и старались застигнуть христиан во время их собраний, но не разрушали памятников и не конфисковали катакомб, то они не заваливали входы и спуски в ипогеи, где хоронили, а только прокапывали из них скрытые сообщения с копями поццоланы, в которых тайно собирались. 105 Базиликами (Basilicae) начали называть христианские церкви только со времен Константина; в мире классическом, базилики были местом пребывания царей и верховного судилища. Эти здания имели форму продолговатого четырехугольника, обыкновенно, разделенного в длину колоннами на три отделения (корабля, navis, nef), из которых среднее было шире и выше остальных и оканчивалось с противоположной от главного входа стороны полукруглой нишей, она называлась абсида или трибуна, и в ней на возвышении сидели судья. Над боковыми отделениями находились иногда галереи, открывавшиеся па центральный корабль. Подобные расположения, как нельзя лучше, соответствовали требованиям христианского служения и были очень удобны для помещения многочисленного собрания людей, которое должно было видеть совершение таинств и церковную службу, для разделения полов и т. д. Верующие помешались в трех отделениях базилики и в галереях, мужчины, отдельно от женщин; а духовенство заняло абсиду, перед которой ставили престол. Христиане, строя свои церкви, давали им форму базилик, но впоследствии делали в них различные изменения; самое главное состояло в том, что поперечное отделение, несколько выступающее с обеих сторон, пересекало базилику в том месте, где центральный корабль соединялся с абсидой, что придавало всему зданию форму креста. Форму небольших базилик, вероятно, также иногда имели те здания, которые христиане воздвигали, до торжества церкви, над катакомбами. До наших дней на западе строят церкви, наподобие базилик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи – нетленные останки святых, обладающие силой чудотворения. Наос (греч. ναóς) – основное пространство храма; в античной архитектуре то же самое, что и целла – место, где находилась статуя божества, недоступное для верующих; в христианском храме – место для пребывания верующих. Нартекс (греч. νρϑηξ – коробка) – то же, что и притвор , более или менее обособленная часть внутреннего пространства храма с западной стороны. Нартекс мог существовать и в виде отдельной пристройки. Неделя Ваий, Вербное воскресенье – воскресенье Входа Господня в Иерусалим, хронологически предваряющее Страстную неделю, а по смыслу завершающее время Великого Поста, или Четыредесятницы. Начиная с Вербного воскресенья христианин призывается не столько заниматься устроением своей души, сколько сопереживать, идти духовным путём по кругу Господних Страстей. Наименование дня связано с воспоминанием о встрече Христа в Иерусалиме пальмовыми ветвями – ваиями, заменой которых на Руси была верба. В Сербии праздник именуется Цветоносном. Неофит (греч. νεóφυιоς) – новообращённый, недавно принявший крещение. Неф (фр. nef от лат. navisкорабль) – продольно-ориентированная часть (проход) интерьера храма; различают центральный – более широкий, и боковые узкие нефы. Нимб (лат. nimbus – облако, туман) – в иконографии условное обозначение сияния вокруг головы священных персонажей. Нимбы известны в искусстве античности с эпохи эллинизма, распространяются в христианстве с IV в. Нимб бывает различной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный, прямоугольный и др.). Круглый нимб, со вписанным в него крестом – атрибут Спасителя. Нимфей (от греч. νμφη – в античной архитектуре святилище, посвящённое нимфам и сооружённое над источником. Первоначально это были гроты, позже – небольшие здания павильонного типа с фонтаном или бассейном. О блом (обломы), профиль (профили) – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению (профилю), расположенные по горизонтали на карнизах, цоколях, по кривой – в архивольтах арок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основатель и главный редактор журнала совершил большую поездку по России, посетил монастыри и храмы. 13 июля. ПРАВМИР. Ежемесячный независимый католический журнал «La NEF» посвятил свежий номер (июль — август 2015 г.) русскому православию Передовицы номера: Содержание номера: Жyphaл «La NEF» основан в 1990 году. В 2014 году основатель и главный редактор журнала Кристоф Жефруа (Christophe Geffroy) с группой католиков совершил большую поездку по России, посетил монастыри и храмы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2016 5 октября, 2016 25 декабря, 2023 25 декабря, 2018 16 августа, 2017 9 августа, 2017 19 мая, 2017 15 февраля, 2017 18 января, 2017 26 октября, 2016 5 октября, 2016 25 декабря, 2023 25 декабря, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/frantsuzskiy-katoliche...

- Petro Didula, « Naukovi pidkhid i religuinij dosvid, Rozmova s direktorom IES UCU Dr. A. Arjakovskim », Patriarkhat, n°4, 401, July-September, 2007, pp. 8-11. - Mikola Haliv, « Bessidi z Blajenishim Lioubomirom Husarom », America, Philadelphy, 7 April 2007, pp. 10-16. - Nicolas Sen?ze, « Entretiens avec le cardinal Husar », La Croix, 12 October 2005. - Denis Lensel, « La double fid?lit? maintenue du cardinal Husar », France Catholique, n°2992, 30 September 2005. - « Entretiens avec le cardinal Husar », Oeuvre d’Orient, n°741, October-December 2005, p. 130. - Didier Rance, « D?couverte d’un patriarche », La Nef, octobre 2005. - Michel Winock, ‘Nicolas Berdiaev et l’?migration russe’, L’Histoire, (? para?tre) (en fran?ais) - Olivier Cl?ment, ‘Une th?se sur la pens?e religieuse russe’, Contacts, 2003. - ‘Une th?se de doctorat sur la pens?e religieuse dans l’?migration russe’, Paris, SOP, n°248, mai 2000, p. 6. (en fran?ais) - T. Andrussevitch, ‘A. Arjakovsky : La revue La Voie (1925-1940)’, Duh i litera, n°7-8, pp. 488-491. (en ukrainien) - T. Andrussevitch, ‘La revue La Voie et le retour ? la patrie de la m?moire th?ologique’, Vera i Kultura, printemps 2001, pp. 4-5. (en ukrainien) - S. Makhun, ‘Un nouveau d?part pour La Voie ? Kiev’, Den’, p.2 (version ukrainienne et version russe de ce quotidien). - Youri Pavlenko, ‘Le dialogue spirituel entre Kiev et Paris’, Kiev, Dialogues, septembre 2002, p. 158-159. - Youri Pavlenko, ‘Le retour’, Zerkalo Nedeli, 27 janvier 2001, n°4, p14. (version ukrainienne et version russe de cet hebdomadaire). - Klara Gudzik, ‘La renaissance orthodoxe ? Paris’, Den’, n°16, 26 janvier 2001, p.18. (version ukrainienne et version russe de cet hebdomadaire). Избранные статьи: - « Human Rights in the Philosophy of N. Berdiaev and in Recent Documents of the Russian Orthodox Church », International Conference in Soeterbeck (Netherlands), January 2009, to be published. - « Table ronde sur ‘les religions : menace ou espoir’, en compagnie de Antoine Arjakovsky, cardinal Philipe Barbarin et le pasteur Claude Baty », Semaine Sociale de France, Lyon, novembre 2008, ? para?tre aux ?ditions Bayard en 2009.

http://bogoslov.ru/person/2316638

В базилике сохранились фрагменты первоначальной росписи. По мнению Э. Верньоль, в апсиде находилось изображение Спасителя во славе, возможно окруженного символами евангелистов и образами 24 старцев ( Vergnolle. 1994. P. 178). В основании конхи апсиды открыты сцены из Апокалипсиса. В деамбулатории сохранились сцены из житий различных святых (мученичество св. Квентина, милостыня св. Мартина). На столбах нефа и на своде арки на нижнем этаже колокольни сохранилось 4 фигуры, в т. ч. св. Квинтиан,- остатки ряда св. епископов Пуатье, насчитывавшего не менее 20 фигур. Сохранились также участки фресковой «мраморировки» стен. По мнению О. Демуса, огромные (высота ок. 2,3 м) строгие фигуры епископов были созданы до нач. XII в., житийные сцены - «несущественно позже». Фрески базилики примыкают к кругу связанной с Пуатье романской живописи кон. XI в., склонной к экспрессии и светлым, прозрачным тонам. К этому кругу относятся фрески в церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп в Сен-Савене близ Пуатье и в баптистерии Сен-Жан в Пуатье, фрагменты росписей в ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, а также миниатюры Жития св. Радегунды из монастыря Св. Креста в Пуатье (Poitiers. Bibliothèque municipale. MS 250). Лит.: Documents pour l " histoire de l " église de St.-Hilaire de Poitiers//Mémoires de la Société des antiquaires de l " Ouest, 1847. Poitiers, 1848. P. 1-362; Levillain L. Les origines du monastère de Nouaillé//Bibliothèque de l " École des Chartes. 1910. Vol. 71. N 1. P. 241-298; Crozet R. Art roman en Poitou. P., 1948; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800 to 1200. Baltimore, 1959. P. 105-106; Demus O. La peinture murale romane. P., 1970. P. 42, 93, 95, 198, 199, 202; Camus M.-Th. La reconstruction de St.-Hilaire-le-Grand de Poitiers à l " époque romane: La marche des travaux//Cah. Civ. Med. 1982. Vol. 25. P. 101-120, 239-271; idem. Les voutes de la nef de St.-Hilaire-le-Grand de Poitiers du XIe au XIXe siècle//Bull. archéol. du Comité des travaux historiques et scientifiques. N. S., 1980. P., 1983. Vol. 16A. P. 57-94; idem. A propos de trois découvertes récentes: Images de l " Apocalypse a St.-Hilaire-le-Grand de Poitiers//Cah. Civ. Med. 1989. Vol. 32. P. 125-134; idem. Sculpture romane du Poitou: Les grands chantiers du XIe siècle. P., 1992; Oursel R. Haut-Poitou roman. La Pierre-qui-Vire, 19842; Les peintures murales du Poitou-Charentes/Éd. B. Brochard, Y.-J. Riou. Poitiers, 1993; Vergnolle E. L " art roman en France. P., 1994. P. 176-182; Wood I. The Merovingian Kingdoms: 450-751. L.; N. Y., 1994; Vinken G. Heiligenverehrung und Baustruktur: Die romanische Basilika St.-Hilaire-le-Grand in Poitiers im Licht ihrer kultischen und memorialen Funktion//Zschr. für Kunstgeschichte. Münch., 1996. Bd. 59. N 3. S. 291-308; Laule B., Laule U. Romanesque architecture in France//Romanesque: Architecture, Sculpture, Painting/Ed. R. Toman. Köln, 1997. P. 159.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Дальнейшее повествование в «Слове на Преображение» принимает форму пространного монолога, как бы продолжающего евангельские слова Бога Отца, пришедшие из облака, осенившего апостолов: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 17, 5 ). Это громогласное возглашение Бога Отца из среды «светосияющего облака» (_ek fwtolampo6uq nef)elhq) [ 6 DT .§18 221 ] можно рассматривать как своего рода ответ на молитвенное прошение Господа Иисуса Христа: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ). Прославление Отцом Сына звучит в Слове от первого лица, заимствуя материал главным образом из Священного Писания: «Это Сын Мой Возлюбленный, Единородный (O8ut)oq _estin +o U=i)oq mou +o _agapht)oq, +o monogen(hq), преобразившийся на Фаворе в сей день по человечеству (+o metamorfwye9iq _en t#6w Yab(wr s)hmeron kat9a t9o _anyr)wpinon)... подлинный образ Моей Ипостаси, сияние Моей славы (ср. Евр. 1, 3 ), неизменяемое отражение моей сверхсущности (+o carakt(hr t6hq _em6hq +upost)asewq, t9o _apa)ugasma t6hq _em6hq d)oxhq, +h _apar)alaktoq t6hq _em6hq +uperousi)othtoq eik(wn)... Моя мощная рука и Моя всемогущая десница (ср. Ис. 53, 1 )... Моя воипостасная Премудрость и Сила ( 1Кор. 1, 24 )» (+o _em9oq kratai9oq brac)iwn ka9i +h _em(h pantokratorik(h dex)ia... +h _enup)ostatoq _em(h sof)ia ka9i d)unamiq) [ 6 DT .§18 223–227 ]. Явление Сына Божия на земле в образе человека стало откровением миру Бога Отца. В Сыне прославился Отец, Который через Сына «просветил и обновил мир» (t9on k)osmon _ef)wtisa ka9i _an)eplasa) [ 6 DT .§18 230 ]. Природное отношение Сына к Отцу выражается у преподобного Григория в категориях причинности, подчеркивающей Их ипостасные свойства и понимаемой «богоприлично» (yeoprep6wq): «Он есть Свет Рожденный, Я – Нерожденный... Он – Слово, [Которое было] в начале, и Бог от начала – прежде веков (A_ut9oq t9o gennht9on f6wq, _eg(w t9o _ag)ennhton... a_utoq +o _en _arc#6h L)ogoq ka9i pr9o t6wn ai)wnwn _en _arc#6h Ye9oq). Я – Начало Начала и Отец Слова и сверхсущий Ум, превыше [всякого] ума (Eg(w t6hq _arc6hq _arc(h ka9i to6u L)ogou Pat(hr ka9i no6uq +o +up9er no6un +upero)usioq). Он есть Свет, Я – Источник Света. Он есть Жизнь, Я – Причина Жизни» (a_utoq t9o f6wq, _eg(w to6u fwt9oq +h phg)h: a_ut9oq +h zw)h, _eg(w t6hq zw6hq ait)ia) [ 6 DT .§18 239–242 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Исследователи из New Economics Foundation стали первыми, кому пришло в голову не просто посчитать налоговые отчисления своих сограждан. Они заинтересовались мультиэффектом, который оказывают на экономику люди той или иной профессии. В итоге выяснилось, что, к примеру, банкиры и рекламщики, стимулируя сверхпотребление, вызывают в гражданах чувство неудовлетворенности и депрессии. Деятели модной индустрии заставляют покупать новые вещи, когда и старые еще вполне ничего. Политики пугают несуществующими проблемами. Журналисты грузят и без того истерзанный мозг гигабайтами ненужной информации, морально дезориентируют, отвлекают граждан от своих детей, не дают задуматься над реальными жизненными проблемами. И все это, как теперь стало ясно, воздействует на общество не только этически, но и экономически. Вместе с тем няни, учителя, водители автобусов и даже мусорщики приносят стране чистое богатство, а получают копейки. — Как общество мы нуждаемся в новой форме оплаты труда, которая вознаграждала бы тех, кто приносит реальную социальную пользу, а не людей, делающих прибыль за счет общества и окружающей среды, — считает Эйлис Лоулор, представительница NEF. Я, конечно, понимаю, что предложение доброй женщины Эйлис Лоулор — это утопия. Никакой новой формы оплаты труда не дождемся ни мы, ни наши внуки. Общество нуждается в одном, а делает совершенно другое — так всегда было, есть и будет. Но, по-моему, это тот самый случай, когда представитель одной из ненужнейших профессий, то есть я, может потыкать в кнопочки своего ноутбука с реальной пользой для общества. Владимир Федорович Гроза был чем-то похож на Савву Игнатьевича из фильма «Покровские ворота». Та же неуемная энергия, тот же блеск в глазах, такое же умение часами говорить о спицштихелях и больштихелях. Но даже нам, прыщавым заложникам пубертатного периода, это было интересно. Мы вставали в шесть утра, чтобы приходить к нему на факультативы. Он научил меня работать на токарном станке по дереву и по железу. Мне это дико нравилось. Особенно по дереву. Недавно я увидел такой же станок на одном погибающем заводе. Я почувствовал себя профессиональным пианистом, которому попался на глаза его первый инструмент, на котором он когда-то брал первые аккорды.

http://pravmir.ru/nechelovecheskij-trud/

  001     002