Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАЛМАТ ИСЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) Прп. Далмат Исетский Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) В 1720 году завершилось возведение нового, трех престольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 году расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного. В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Далмату, - подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 году губерский секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Далмата церковь. В 1845 году крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. Очевидцы свидетельствовали, что гроб, несмотря на давность захоронения был в удивительной сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церковного начальства, тогда не произошло. После длительной переписки настоятеля монастыря архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Далмата (не вскрывая его) на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Пока в монастыре искали решение, как выполнить это предписание, над Далматовым разразился сильный дождь. Вода заполнила канавы, ее уровень был выше склепа. Но монахи считали, что гроб надежно защищен и, убрав воду из канавы, не проявили беспокойства. Однако на исповеди две женщины рассказали духовнику, что им было видение, будто бы из гроба Далмата бьет вода. Под впечатлением от услышанного архимандрит с иеромонахом тайно отрыли землю, разобрали выдававшуюся часть склепа и обнаружили, что вода попала в гроб и оставила свои следы – чрезмерную сырость и большой осадок песка и ила. Как показало вскрытие склепа в 1994 году, попадание воды оказало сильное разрушающее воздействие на мощи Далмата.

http://drevo-info.ru/articles/23406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594, Берёзов, ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский АО - 25.06.1697, Далматов Успенский мон-рь), прп. (пам. 25 июня, 24 июля, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), Исетский, Пермский, основатель Далматовского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Биография Д. изложена в «Известии об основании Далматовского монастыря», написанном в нач. XVIII в. сыном Д. архим. Исааком (Мокринским). Большой объем информации о Д. и основанной им обители содержится в документах сибир. делопроизводства XVII в. и в архиве Далматовского Успенского мон-ря (Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224). Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) И. Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибир. городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибир. татар или остяков. Д. Мокринский был поверстан в дети боярские. Ок. 1627/28 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Д. Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 г. находился на должности приказчика в Вагайском острожке. В 1642/43 г. он оставил гос. службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском мон-ре (Верхотурский у.). Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Д. покинул обитель (архим. Исаак писал, что Д. не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Д. Архим. Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во 2-й раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Д., но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова мон-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл. Основан прп. Далматом (Мокринским). Источниками сведений по истории Д. м. являются написанное сыном прп. Далмата архим. Исааком (Мокринским) «Известие об основании Далматовского монастыря» (Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря. 1992. С. 184-186), а также документы архива Д. м. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224) и фонда Сибирского приказа (РГАДА). Датой основания Д. м. считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского мон-ря Верхотурского у. инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении р. Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, к-рый сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Сначала Илигей враждебно отнесся к прп. Далмату, но затем, после чудесного вразумления от Пресв. Богородицы, весной 1646 г. передал ему земли на Белом Городище в присутствии детей и сородичей. Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Вскоре на Белое Городище к иноку Далмату пришел нижегородский старец Иоанн, ученик священноинока Дорофея; затем в пустыни стали селиться др. подвижники. Это было первое рус. поселение в долине р. Исети. По благословению Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва) были построены часовня, кельи, частокол. В условиях малозаселенности края остро встала проблема рабочих рук для монастырского хозяйства. Прп. Далмат проводил много времени в разъездах по слободам Тобольского и Туринского уездов, вступал в конфликты с местной администрацией из-за пограничных земель и беглых крестьян, иногда шел и на нарушение царских запретов на прием новых крестьян. Так, в 1654 г. приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что Далмат отказался выдать укрывшихся в обители беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в Д. м. память, чтобы «крестьян с тягла не принимали».

http://pravenc.ru/text/168668.html

Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Ввиду важного колонизационного и просветительского значения для сибирских земель по приказу царя Феодора Алексеевича мон-рь был обнесен каменными стенами. В 1707 г., при архим. Исааке, был построен каменный соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, в который поместили чудотворную икону. В XVIII в. икону украшала серебряная позолоченная риза с драгоценными камнями и с венцами над головами Богоматери и Богомладенца. Во время правления имп. Екатерины II мон-рь по молитвам перед Д. и. выдержал 3-дневную осаду войска Е. Пугачёва. 19 апр. 1852 г. пожаром были уничтожены мн. постройки мон-ря, в т. ч. верхний храм; Д. и. вновь не пострадала. До революции 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Д. и., 2 раза в год, в дни празднования иконе (15 февр.) и Успения Пресв. Богородицы (28 авг.), приходили в мон-рь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игум. Мефодия архиеп. Верхотурскому и Пермскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и мощам прп. Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Д. и. из обители в их город сроком на 1 месяц. После упразднения монастыря его насельники в нач. 20-х гг. XX в. разошлись по др. обителям, унеся с собой Д. и. В наст. время сведений о местонахождении иконы не имеется. Об иконе можно судить по хромолитографии нач. XX в. Б. И. Фесенко и фотографии того же времени, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Д. и. (1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Авфонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

http://pravenc.ru/text/168670.html

О преемственности иноческой жизни в Далматовом мон-ре по отношению к Центр. России свидетельствует приход на Белое Городище из Н. Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова мон-ря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в мон-ре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ Д. написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в мон-ре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 304-318а). После 1651 г. в мон-ре принял постриг с именем Исаак сын Д., в 1666 г. ставший первым игуменом мон-ря, в 1702 г.- архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на кн. свт. Иоанна Златоуста «О священстве» (М., 1664), благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игум. Исааку в 1682 г., последний назван учеником Д. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.). Также учеником Д. считал себя первый Холмогорский и Важский архиеп. Афанасий (Любимов) , поселившийся в Исетской пуст. в нач. 50-х гг. XVII в. и проживший там более 10 лет. Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматов мон-рь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона . По-видимому, за связь со старообрядцами ок. 1668/69 г. был отстранен от настоятельства в монастыре игум. Исаак, в 1677 г. вместе с игум. Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский мон-рь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игум. Исаака были сняты в 1685 г. при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу Д. и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далматовой обители бывш. игум. невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов) (РГИА. Ф. 796. Оп. 7. 40. Л. 91 об.- 92). Существует гипотеза, что к мнению Д. апеллировали идеологи зауральского старообрядчества в полемике о сущности антихриста . А. Т. Шашков считает, что Д. принадлежит адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его» ( Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.)//Изв. Уральского ун-та. 2005. 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47).

http://pravenc.ru/text/168654.html

На протяжении столетий над источником сменилось неск. деревянных надкладезных часовен. В 1869 г. над источником вместо обветшавшей деревянной возвели каменную часовню в честь Макариевской иконы Божией Матери. Крестные ходы и ярмарки В 50-60-х гг. XIX в. крестные ходы из М. У. м. с иконой прп. Макария и Макариевской иконой Божией Матери совершались по Макарьевскому, Кологривскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам. В 1890 г. был учрежден крестный ход с иконой прп. Макария из монастыря в г. Унжу. Он начинался 15 июня, и 1 июля его участники возвращались обратно. Первое упоминание о ярмарках у стен М. У. м. содержится в грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 сент. 1627 г. В XVIII - нач. XX в. в г. Макарьеве ежегодно устраивали 3 ярмарки: Крещенскую (12-20 янв.), Благовещенскую (17-26 марта) и Ильинскую (14-21 июля). На главный праздник обители - в день прп. Макария (25 июля) - ярмарка не проводилась, т. к. купцы всех ближайших к мон-рю губерний уезжали в это время на главную ярмарку России - Нижегородскую (Макариевскую). Макарьевское ДУ Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Было образовано в г. Макарьеве в 1791 г. В 1802 г. его перевели в мон-рь, в 2-этажный корпус больничных палат, примыкавших к Успенской ц. (первоначально уч-ще занимало только 1-й этаж, а в 1867 ему отдали и 2-й этаж). По инициативе смотрителя Херсонского 24 сент. 1872 г. на окраине г. Макарьева состоялась закладка 3-этажного здания (1873-1880; архит. Алексеев), в к-рое в 1880 г. было переведено уч-ще. Среди выпускников уч-ща, периода его нахождения в мон-ре,- архиеп. Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский) , архиеп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов; † 1910), архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) и др. Херсонский (1843-1912), выпускник СПбДА, родной дядя еп. Кинешемского св. Василия (Преображенского) , служил смотрителем в 1868-1891 гг. На основании данных из монастырского архива Херсонский написал несколько работ по истории обители.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Смоленск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии С Казанской горы. Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1912. Оригинал: Восстановленное изображение: http://ps-spb2008.narod.ru/1812_smolensk1.htm Сергей Прохоров 1 января 1912 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое здание собора было заложено в 1101-м году по приказу Владимира Мономаха, тогда ещё князя Смоленского. В 1611-м году храм был взорван, и поляки воздвигли тут костёл, но упрямые русские, разобрав костёл, в 1676-м году начали восстановление собора, которое затянулось почти на сто лет. В 1771-м году огромный пятиглавый собор с золочёным иконостасом был создан и был настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом. В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий. В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и " сандалии " святого Меркурия. Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде, Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых. Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что " в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью " . Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150 годом отмечено освящение Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Вторую половину XVIII столетия можно назвать тяжелым временем для собора. В этот период луковичные главки заменили на вычурные «кувшинообразные», а проемы нижнего яруса колокольни наглухо заложили. Основные изменения коснулись статуса обители и церкви. В 1764 году, во время введения штатов, монастырь упразднили, и собор стал приходским храмом По свидетельству современников, спустя век он пришел в совершенно бедственное состояние: «…кирпичная кладка не везде достаточно прочна, паперть отходит от стены, колокольня … склонилась к северо-западу». Кроме этого, обветшала стенная роспись, и собор производил впечатление полной заброшенности В 1871 году его вновь приписали к монастырю, теперь уже Ризоположенскому. Кладку несколько укрепили, и выполнили новые росписи. В то время собор чаще называли Преподобенским (название появилось по одной версии в 1549 году, когда святую Евфросинию церковь прославила в лике преподобных; по второй – 1699 году – после обретения ее нетленных мощей) Архитектурные особенности Троицкого собора, и имена возводивших его зодчих заслуживают отдельного исследования. Здесь можно высказать только несколько предположений и наблюдений. Осложняет подробное изучение тот факт, что судить об облике храма мы сейчас вынуждены только по нескольким фотографиям и рисункам. Несколько черно-белых снимков можно найти в изданиях середины-конца XIX века, и три цветных фотографии 1912 года сохранились в архиве С.М. Прокудина-Горского . Они передают редкую красоту церкви , но недостаточно детальны для изучения характерных элементов его декора. Все же некоторые наблюдения можно сделать даже на их основании. Первым (и одним из немногих), кто составил детальное описание Троицкого собора, был Василий Тимофеевич Георгиевский Он обратил внимание на гармоничный синтез особенностей декора и конструкции храма, присущих московской, ярославской и суздальской архитектуре. Новые данные позволяют несколько уточнить приведенные им сопоставления. По своей композиции Троицкий собор представлял собой высокий двухэтажный четверик, увенчанный изящным пятиглавием. С севера, юга и запада его окружала закрытая галерея, в юго-западном углу которой была расположена шатровая колокольня. Храм не отапливался. В нижней его части находился престол Успения Пресвятой Богородицы, в верхней – Святой Троицы. В южной галерее, в более позднее время, освятили престол Печерской иконы Божией Матери, северную использовали в качестве ризницы, в западной устроили трапезную палату. Под храмом в древности находились пять палаток «для хранения рухляди»

http://sobory.ru/article/?object=39840

Тяжелые испытания постигли обитель после революции. Рассказывает благочинная Вознесенского Оршина монастыря сестра Елисавета: - В 1919 году монастырь закрыли. Последняя игумения, Виталия, уехала с сестрами в Тверь, на подворье при Успенской единоверческой церкви. Там тогда служил архиепископ Фаддей Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский, 1872-1937; память 18/31 декабря . - А.Н.). К сожалению, о кончине матушки и бывших с ней сестер пока ничего не известно. По всей видимости, их сослали в Казахстан. Уповаем, что Господь откроет нам их судьбу, как открыл могилку первой игумении Евдоксии. Как было обретено место захоронения матушки Евдоксии - Приезжала сюда еще в самом начале восстановления монастыря раба Божия Серафима Михайловна. И вот как-то, проходя мимо этого места, она махнула рукой: «Там у вас игумения лежит, а вы даже не знаете!». Я говорю: «Серафима Михайловна, покажите». Она: «Ни за что! Трава высокая, роса, ноги промочу. Не покажу». Через год матушка ее уговорила. Показала она нам место захоронения и рассказала, как она его запомнила: «Родилась я на Орше в 1912 году. Когда звонили на службу, мы не сразу в храм шли, а сначала на кладбище. Приходили, молились. Здесь росли цветы, и лампадка горела». Когда сестры решили сделать на этом месте могильный холмик, то нашли остатки креста, как раз такого, как она описала - железного и с завитушками. А четыре года назад мы получили документальное подтверждение: фотографии из архива Конгресса США русского фотографа Прокудина-Горского, сделанные в 1910-1913 годах. И на одной из них виден собор и как раз на этом месте большой, с завитушками крест. Так что матушка лежит здесь. Сестры молятся, просят ее помощи и чувствуют ее молитвы. Три игумении с тремя рюкзачками Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 году. Рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия: - В самом начале мы втроем приехали: будущая матушка Иулиания (сейчас игумения Екатерининского монастыря в Твери. - А.Н.), будущая матушка Лариса (сейчас игумения Христорождественского монастыря в Твери. - А.Н.) и я. Три девушки с тремя рюкзачками, молодые были, энтузиазма много!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Лоо. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно 1000 - 1200. Адрес: Краснодарский край, г.Сочи, Лазаревский район, пос. Лоо, ул. Таллинская Координаты: 43.691613, 39.600421 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Лооский христианский храм дошел до наших дней в виде развалин. Первоначально он был культовым сооружением, но затем использовался в качестве крепости. Это место до сих пор считается святым. У туристов, посещающих эту достопримечательность, бытует мнение о том, что если вы действительно чего-то очень сильно хотите, что нужно дотронуться до стены и попросить у Бога исполнить желаемое. И это обязательно сбудется... Лооский храм располагается на вершине горы (308 м) в 1,5 км от берега Черного моря. Предположительно это культовое сооружение было возведено в XI-XII вв. Сейчас остатки средневекового христианского храма подверглись консервации. Храм в Лоо взят под охрану государства как памятник археологии федерального значения. Памятник архитектуры был открыт и впервые описан во второй половине XIX в. и начале ХХ в. Первоначально ему было дано название: " Развалины Генуэзского храма IV века в имении графа Шереметьева " . В настоящее время лучше всего сохранилась северная стена. Ее предохраняют от разрушения металлические опоры, проход закрыт досками, Западная и восточная стены сильно повреждены, а южная – полностью разрушена. На наиболее ранней из известных сейчас снимков храма – фотографии из Коллекции Прокудина-Горского (1912 год) – конфигурация развалин мало чем отличается от современной. Развалины считаются памятником церковной архитектуры. Стены храма были созданы из песчаника и сланца, потому почти полностью сохранились, хотя и густо заросли деревьями и кустарником. Храм освещался узкими оконными проемами с арочным завершением, выполненным из плит известняка и ракушечника. Кроме того, при раскопках были найдены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла. По результатам исследования химического состава стекла в Институте истории и материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) было выяснено, что все найденные фрагменты принадлежат к двум разным партиям одной мастерской. Стекло имело византийское происхождение, и было изготовлено не ранее X-XII вв.

http://sobory.ru/article/?object=52019

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010