Смоленская икона в кафедральном соборе Смоленска. Фото Прокудина-Горского, 1912 wikipedia.org /Общественное достояние B XIV cmoлemuu, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город — ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно — на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Читайте также: Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV beke, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III ha месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь. Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год shakko /Wikipedia/ CC BY-SA 4.0 Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ. Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX beka. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения — 26 августа (7 сентября) — владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

http://foma.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey...

Разрыв шаблона по-американски Лодки на берегу Онежского озера – Как-либо на вас, как на фотохудожника, повлияло ли творчество Прокудина-Горского? – С точки зрения техники – никак. Я много лет работал, практически ничего о нем не зная. О знаменитой коллекции, этом сокровище, которое он оставил после себя, я узнал только в 1985 году. У меня незадолго до этого вышла книга «Золото в лазури. 1000 лет русской архитектуры», это была первая большая книга о русской архитектуре на Западе, которая произвела что-то похожее на фурор: Россия, оказывается, страна с древнейшими культурными традициями, и стереотипы, ярлыки, навешанные в течение нескольких веков, с ней просто несовместимы. Разрыв шаблона, что называется. И меня пригласила Библиотека Конгресса США, чтобы я подобрал работы для первой выставки Прокудина-Горского. Семья поселенца. Поселок Графовка. 1912 Свои работы Сергей Михайлович показывал, но на экране, через специальный проектор, и кое-какие фото он опубликовал в свое время. Но коллекции цветных отпечатков не было, так что очень сложно было их напечатать – пришлось работать с черно-белыми негативами. Сложнейшая работа. И я открою одну маленькую тайну: за точку отсчета нами был взят… цвет коры деревьев, который, по мнению специалистов, был самый естественный. Вот тогда мы подобрали и все другие цвета. Получилось очень интересно: именно в это же самое время началась подготовка и к моей собственной выставке, посвященной России. Так что наши судьбы переплетены. Я работал с оригиналами Сергея Михайловича, сделал его первую выставку – она открылась осенью 1986 года, – написал небольшую брошюру, статью для научного журнала, и в течение нескольких лет работы русского мастера увидели тысячи американцев. Уверен: это помогло многим из них хотя бы начать стремиться к действительному пониманию России. Когда я познакомился с работами Прокудина-Горского, я понял, что мы – единомышленники. Уметь смотреть добрыми глазами на мир, свою страну – да, переживая за нее, тревожась, но и любя, противостоя клевете, – я считаю, это важно.

http://pravoslavie.ru/114509.html

Бахтерец преподобного Григория. Дыра, заделанная пластинкой для крепления подола Ввиду наличия следов музейного ремонта доспеха, можно сделать предположение о том, что оригинальная конструкция бахтерца была частично изменена. На первом левом от центра спинном ряду — неумело залатанная дыра. Дыру заделали пластинкой для крепления подола. Об этом свидетельствуют 5 отверстий для колец на нижнем краю пластинки, аналогично остальным пластинкам, к которым крепится подол. Примечательно, что бахтерец застегивается на плечах и боку. Это является характерной чертой бахтерца московской работы. Преподобный Далмат Исетский Преподобный Далмат Исетский (1594–1697 гг.) был основателем Далматовского Успенского мужского монастыря. Преподобный Далмат Исетский Подвижник до принятия пострига и сам был воином — казачьим атаманом из сословия детей боярских По преданию, шлем и кольчатый панцирь являются подарками Далмату от тюменского ясачного татарина Илигея, хозяина земель, на которых поселился преподобный. Илигей дважды пытался изгнать Далмата со своих земель. Во второй раз Илигей вместе с отрядом прибыл на Белое Городище, где Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства. Однако в сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запретив причинять какой-либо вред монаху и повелев отдать ему землю для устроения будущей обители. Что и исполнил Илигей. Воинские доспехи стали знаком его уважения к безоружному подвижнику, который, как сообщает жизнеописание, до принятия монашеского пострига и сам был воином — казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в г. Тобольске. Панцирь и шлем преподобного Далмата Исетского в Далматово, Шадринский уезд Пермской губернии, 1912 год. Фото С.М. Прокудина-Горского Существует мнение, что настоящий шлем на самом деле был более поздним вкладом русского воина из рейтарских полков на помин души в Исетский монастырь и долгое время хранился в арсенале монастыря-крепости, который был форпостом и первым принимал удары с юга, а также был перевалочной базой во время походов в Южное Зауралье, где можно было пополнить запасы и оставить раненых. В статьях А. П. Зыкова и И. Л. Маньковой дан подробный анализ «шлема Илигея» и показано, что наиболее вероятным временем появления шлема в монастыре являются 1663–1667 годы, а сам шлем представляет собой рейтарский шишак. Как утверждают авторы, «легенда о передаче Илигеем своих доспехов Далмату появилась довольно поздно — во второй половине XVIII–XIX в., в связи с завершением оформления культа праведного Далмата необходимыми атрибутами». Тем не менее датировка шлема и панциря соотносится с жизненными годами преподобного Далмата, а житийное повествование для верующих людей не является чем-то сомнительным.

http://pravoslavie.ru/147927.html

Надвратная Смоленская икона Божией Матери в Богоматерском храме над Днепровскими воротами (Смоленск). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  6 сентября 2012 г. Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого — Путеводительница), находящаяся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, является одной из величайших святынь нашего Отечества. Этот образ представляет собой точный список с древней чудотворной Смоленской иконы Одигитрии, написанной апостолом и евангелистом Лукой [ 1 ] . По указанию выдающегося русского историка С.М. Соловьева, икона Божией Матери Одигитрии, ставшая затем Надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали “ сукно в два рубля и еще два рубля денег” [ 2 ] . В Смоленск эту икону прислал в 1602 году царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил [ 3 ] . Известный дореволюционный смоленский историк И.И. Орловский пишет об этом так: “Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери — Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости” [ 4 ] . От места своего нахождения — над Днепровскими ( иначе Фроловскими — авт. ) воротами данная икона и получила наименование “Надвратная”. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в “Историческом описании  Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии”, написанном в 1831 году, указывает размеры Надвратной иконы Одигитрии — “ высотой 2½ арш., шир. 1½ арш.” [ 5 ] . С момента принесения в Смоленск Надвратная икона постоянно находилась во Фроловской башне над Днепровскими воротами в специально устроенной со стороны города нише [ 6 ] . В 1611-1654 годах, когда Смоленск пребывал в составе Речи Посполитой, не смотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед Надвратной иконой Одигитрии совершил свою первую благодарственную молитву присоединивший Смоленск к Московскому государству царь Алексей Михайлович, который торжественно въехал в город 23 сентября (по новому стилю 6 октября) 1654 года [ 7 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

Крестовское. Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1887. Год утраты:1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, д. Крестовское, возле святого источника на северной окраине деревни Координаты: 56.116571, 64.041857 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовское село находится от епархиального города в 240 вер., от уездного в 27 вер. на восток по Ялуторовскому тракту, расположено по берегам незначительной речки Мостовки в четырех верстах от впадения ее в р. Исеть. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельного прихода в селении Крестовском или " Крестах " была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года и деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную часовню с самого основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 мая и 29 августа. По материалам книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Комментарии и обсуждение Комментарий к фотографии С.М. Прокудина-Горского Это фото отнесено мной к часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи села Крестовского исключительно на основе моих предположений. Предлагаю сопоставить факты. На сайте " Наследие С.М. Прокудина-Горского " фотография называется " Близ Шадринска (24 версты). Этюд. Часовня в память явления иконы Николая Чудотворца. 1912 год " , но имеет примечание к названию - " Окончательно не идентифицировано (возможно, есть ошибки) " , описание проблемы - " Необходимо подтвердить правильность объекта съёмки " и пояснение - " По информации из Шадринского краевед. музея по данной часовне материалов нет, как нет и информации о явленной иконе Николая Чудотворца в Шадринском уезде " .

http://sobory.ru/article/?object=49244

Оптинские старцы признавали полезность науки, но предупреждали о необходимости в первую очередь иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного. Наблюдение солнечного затмения 1/I 1907 г. близ ст. Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями. Фото С. М. Прокудина-Горского. Преподобный Макарий на просьбы о молитве за сдающего экзамены сына отвечал: «Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках… Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу». Преподобный Амвросий напоминал о том, что научный прогресс не совпадает с нравственным совершенствованием человека, которое и не зависит от этого прогресса, а приобретается личными усилиями каждого по мере исполнения заповедей Божиих и смирения: Мобильная паросиловая установка (локомобиль) в ангаре чайной фабрике в местечке Чаква Батумской губернии, 1912 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. «…несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобстве жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. д. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет… Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения». Старец Варсонофий также отмечал, что в области науки и различных изобретений человечество движется вперед, но людям от этого лучше жить не становится, и без Христа невозможно обрести ни душевный покой, ни счастье: «Наука идет вперед большими шагами; если бы нашим отцам или дедам сказали, что люди научатся по телеграфной проволоке говорить через огромное расстояние или, например, переговариваться по телефону, то они не поверили бы и, пожалуй, сочли бы человека, рассказывающего о таких вещах, за сумасшедшего.

http://pravoslavie.ru/57430.html

Д. Б. Антонов: Анализы состава красок делались очень подробные. Мы уверенно говорим о начале XVII века благодаря наличию определенных красителей. Это один из важных датирующих признаков, который позволяет сказать, какого периода написания работа. Самые ранние фото иконы, которую вы знаете – это фотографии Прокудина-Горского, цветные, есть также черно-белые фото 1912 года (показ слайдов) А. А. Дубровский: Епархии будет передан полный пакет документов с подробным ходом реставрации с паспортом иконы. Он будет храниться в архиве епархии. Епископ Исидор: Более того, в Успенском соборе около ризы, которая будет помещена рядом с чудотворной иконой, будет установлена интерактивная панель, наподобие тех, что были установлены на выставке, посвященной Романовым, в Москве. Всякий желающий может ознакомиться с ходом реставрации, рассмотреть все детали (показ слайдов). Владимир Иващенков, ГТРК-Смоленск: Насколько в Вашем институте богат опыт по восстановлению разных исторических ценностей? Д. Б. Антонов: Институт основан в 1957 году, статус НИИ получил в конце 70-х годов. Наш институт делал очень много памятников на территории Советского Союза. Мы делали фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – работа заняла 30 лет. Опыт работы очень большой, и специалисты у нас лучшие. Интересное совпадение: примерно через год после иконы " Одигитрии " к нам поступила на реставрацию коляска Михаила Илларионовича Кутузова, на которой он выезжал на Бородинское сражение. Забавный факт – эта коляска раз в сто лет " встречаются " с " Одигитрией " на Бородинском поле, но в последний раз встретились у нас в НИИ. Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, может быть нам и коляску отдадут в епархию? (улыбается) Д. Б. Антонов: Боюсь, что музей " Бородинское поле " будет против. Татьяна Приходько, газета " Сафоновская правда " : Мы воспринимаем образ Смоленской Богоматери " Одигитрии " как свою мать. Теперь икона в Храме Христа Спасителя. Будут ли смоленские священники там проводить богослужения? Можно ли сказать, что икону не оставили там одну?

http://religare.ru/2_106025.html

Закладка первого собора неразрывно связана с именем Владимира Мономаха , о котором в Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Достраивался собор уже в 1140е гг. его внуком Ростиславом, а в 1150 г. он был освящен. Туда помещается чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию написанная евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудотворениями и получившая в дальнейшем название «Смоленской». (Историю иконы см. статью «Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь».) Одно из чудес икона явила в 1327 г., когда татары подступили к Смоленску. Жителям неоткуда было ждать помощи, кроме заступничества Богородицы, пред святым образом которой они пламенно молились. И Она явила свою милость, повелев благородному римлянину Меркурию, находившемуся на княжеской службе, выйти на поединок против татарского голиафа, внушавшего ужас всем ратникам. Сразившись с богатырем, он победил его, а Батый после ратоборства скоро отступил. Отважный Меркурий Смоленский был причислен клику святых и погребен в Успенском соборе, а его шлем до сих пор хранится рядом в Богоявленском храме. Икона Смоленской Богоматери в Успенском соборе г. Смоленска. Фото С. В. Прокудина-Горского. 1912 Поражая современников своим величием, древнерусский Успенский собор простоял до начала XVII в., сохраняя первоначальные архитектурные формы и пережив многие исторические события. Но Смутное время перевернуло судьбу православной святыни. В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осаждает Смоленск, героическая оборона которого продолжалась более 20 месяцев. Во время решающего штурма 3 июня 1611 г. собор был значительно разрушен. По одной из версий, он был взорван самими защитниками. Подругой, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в глубине Соборной горы под храмом. Взрывом была снесена вся верхняя часть собора. Захватив город, поляки приспособили его под костел, устроив деревянную крышу. Польские документы того времени характеризуют собор как «огромный и красивый», в котором проводятся униатские службы.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

«Приб. к «ЦВ» 1910, 44, стр.1839. Слово в день десятилетнего юбилея Русского Собрания, произнесенного 30 января 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1910, 44, стр.1839. Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. СПБ, 1911. «Приб. к «ЦВ» 1911, 7, стр.257–271. «Гол. Церкви» 1913, июнь-октябрь. Слово в день Рождества Иоанна Крестителя. «Приб. к «ЦВ» 1911, 29, стр.1247. Речь в собрании миссионерского общества «Всемирное призвание Церкви». «Приб. к «ЦВ» 1911, 44, стр.1861. Слово Высокопр. Митрополита, сказанное в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1911, 45, стр.1905. Речь при встрече государя в Бородине 25 авг. 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, 37, стр.1469–1470. Пастырские беседы с детьми. Изд.Ι-е. Москва, 1912. Петроград, 1915. О праве церковного отлучения или анафематствование. Москва, 1912. «Гол. Церкви» 1912, ноябрь, стр.3–35. Евангелие детства, подарок детям. Москва, 1912. «Гол. Церкви» 1912, май-август. Наука и религия. Москва, 1912. «Гол. Церкви» 1912, май, стр.58–81. Доказательства бытия БОГА. Москва, 1912. «Гол. Церкви» 1912, апрель, стр.33–54. Слово на третий день Пасхи, произнесенное в Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, 1912, изд.2-е. «Гол. Церкви» 1912, апрель, стр.311. Слово на день Св. Пасхи. Москва, 1912. «Гол. Церкви» 1912, март, стр.19–27. Юношам (новогодние пожелания). Москва, 1912. «Два райских дара Божия в человечестве». Москва, 1912. Работа в свете материализма и христианства. Москва, 1909. «Приб. к «ЦВ» 1912, 40, стр.1597. «Против социализма», слово, сказанное в собрании рабочих. «Приб. к «ЦВ» 1913, 3, стр.121. Изд.1-е «Гол. Церкви» 1913, январь, стр.18–27. Слово против социализма. Москва, 1913. Изд. 2-е. Слово об истинном счастье. Москва, 1913. «Гол. Церкви» 1913, дек., стр.10. Слово, сказанное 29 августа в день Всероссийского праздника трезвости. «Приб. к «ЦВ» 1913, 38, стр.1701. «Гол. Церкви» 1913, ноябрь, стр.3–14. Речь, сказанная при первом посещении Александровской гимназии 15 сентября 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

—594— с Указателем к 1910 г. Казань, 1912, два экз.; г) Мотрохин, Творении Амвросия Медиоланского “De officiis ministrorum”. Казань, 1912, два экз.; д) Письма Антония, Архиепископа Казанского (1866–1879 гг.). Казань, 1912, два экз. 24) Из Императорской Киевской Духовной Академии – а) Отчёт 1910–1911 г. Киев, 1911; б) Речь и Отчёт 1911–1912 г. Киев, 1913; в) Извлечение из журналов Совета 1910–1911 г. Киев, 1911 (1912); г) Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества. Киев, 1911; д) Барвинок, Никифор Влеммид. Киев, 1911; е) Иваницкий, Филон Александрийский. Киев, 1911; ж) Капралов, Религиозно-нравственное учение Амоса и Осии. Киев, 1911; з) Лисицын, Первоначальный славяно-русский типникон, с приложением. Спб., 1911; и) Преображенский, Славяно-русский скитский Патерик. Киев, 1909; й) Прилуцкий, Частное богослужение в русской церкви в XVI–XVII в. Киев, 1912; к) Скабалланович, Толковый Типикон, 1. Киев, 1910; л) Систематический каталог. вып. 10–11. Киев, 1912; м) Киево-Могилянский Сборник. Киев, 1913, два экз.; н) Из академической жизни Киев, 1913, два экз. 25) Из Императорской С.-Петербургской Духовной Академии – а) Годичный акт 17 Февраля 1913 г. Спб., 1913; б) Журналы Совета 1911–1912 г. Спб., 1912 (1913) и в) Памятная книжка 1912–1913 г. Спб., 1913. 26) Из Афинского Университета – его издания: а) Ξενια. Αϑηναι, 1912; б) La celebration du 75-me anniversaire de la foundation de l’Universit Nationale de Grce. Athnes, 1912. 27) Из Упсальского Университета – Uppsala Universitets Arsskrift 1911, B-de 1–2. Uppsala. 1911. 28) Из Черниговского Университета – а) Verzeichnis d. ffentl. Vorlesungen im Winter-Semester 1912–1913 и Sommersemester 1913. Gzernowitz, 1912–1913; б) Personalstand im Lahre 1912–1913. Gzernowitz, 1912; в) Feierliche Inauguration 1912–1913. Gzernowitz, 1912. 29) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, год 13-й (1911–1912), том XLII–XLIII, и том XLV, 1. Владивосток, 1912. 30) Из Императорского Московского Археологического Института – Известия Археологического Съезда членов Института, тетради 1–5. Москва, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010