Будем поститься столько, чтобы нам не терять молитву Пост надо регулировать в зависимости от наших занятий. Святые отцы говорят, чтобы мы ели столько, чтобы нам не терять молитву, а я дерзнул бы добавить: будем поститься столько, чтобы нам не терять молитву. То есть не будем через силу держаться устава поста, доводя себя до состояния бездействия, а будем подкрепляться настолько, насколько нуждаемся, чтобы сохранять ум свой проницательным, ведь если ум наш будет помрачен, то пост уже не будет пользовать нас нимало. Фото: monasterium.ru Многие не соблюдают пост, неверно понимая слово Евангелия, которое гласит: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк. 7, 15). Однако они не понимают того, что до еды бывает ее похотение [желание], и человек, одобряя это похотение, уже оскверняется. Ведь похотение, каждый знает, исходит изнутри нас, так что, согласившись с помыслом, мы уже пали. Дойдя до этого места, следует заметить, что невоздержание Евы было вызвано не только похотением вкуса, но, как нам хорошо известно из Священного Писания, оно было вызвано также и похотением глаз и желанием возвыситься (ср. Быт. 3, 6) . Поэтому пост должен быть не только ограничением яств, но и постом для глаз и желаний. Ведь почему возникло разделение между Богом и человеком? По причине желаний, которые человек вообразил себе. Желаете — и не имеете , говорит апостол (Иак. 4, 2). Поэтому, пока в нас будут иметься мирские похоти, между нами и Богом будет оставаться это разделение, ведь благодать не действует при брани похотей. Как я говорил уже, пост без делания дела Божия, то есть без того, чтобы делать то, чего требует от нас Бог, бесплоден. Отцы говорят, что если кто-нибудь постится, но не делает правды Божией, пост его является мерзостью пред Ним, а пророк Исаия говорит: разве Вы не знаете, какой пост Мне угоден? Разреши оковы неправды, угнетенных отпусти на свободу, раздели с голодным хлеб твой, скитающихся бедных введи в дом и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет (ср. Ис. 58, 6–8).

http://pravoslavie.ru/105717.html

Был еще такой случай. Еще до того, как я был рукоположен в священники, у нас останавливался один странник, который вырезал из кипариса красивые параманные (монашеские) кресты. Мы сказали, что хотели бы и себе такие, но не параманные, а обычные. Он же ответил, что если будет на то Божия воля и ему еще доведется побывать у нас, то привезет. Он приехал к нам через два года и привез… параманные кресты, при этом сам не мог объяснить, как так вышло. Так и остались они у нас. Игумен Серафим и монахиня Серафима. Флоровский монастырь, 2007 г. Фото: Михаил Мазурин А года за два до пострига нам все вдруг начали дарить иконки преподобного Серафима Саровского, книги о нем. Куда ни посмотришь – отовсюду смотрит преподобный Серафим. И уже во время пострига слышим: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея…», а затем, когда после пострига сестер подвели меня: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея…». – Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил в общежитии и в отшельничестве. Испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». А вы жили и в браке, и в монашестве. «Испытав ту и другую жизнь», что бы вы могли сказать о преимуществах каждого из этих путей? – Господь – наш Промыслитель, и Он определяет, на каком месте человек может принести большую пользу. Оглядываясь на прожитую жизнь, думаю, что мне нужно было пожить и не в монашестве. В том числе послужить священником на приходе, чтобы там помочь в строительстве храма, а уже на закате лет принять монашество. Могу сказать, что семейная жизнь в наше время – дело очень сложное, требующее особой бдительности и рассуждения. К тому же брак связан с множеством житейских забот (решение квартирного вопроса, пропитание семьи и прочее). В монашестве человек свободен от этих забот и может посвятить больше времени молитве о благополучии государства и всего мира, подвигу терпения и послушания. Но не надо забывать, что каждому дано свое. Ведь и Господь сказал, что «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

http://pravoslavie.ru/4766.html

В любви, в ее проявлениях, есть своя иерархия. Всякая любовь прекрасна, есть, более высокая и менее. Ведь не могу и не должен я одинаково любить свою жену, друга и собачку. Христиане верят, что самая сильная на свете Любовь это любовь Бога к человеку. Никто никогда не будет меня так любить, как Господь, ни жена, ни друзья, ни дети. Христиане знают это, однако не всегда могут ощутить сердцем даже в малой мере. Ощутить это может лишь чистое сердце. И поэтому очищение сердца непрестанное делание членов Церкви Христовой, этому служат и молитвы и посты и таинства… По мере очищения сердце обретает способность ощущать направленную на него Любовь Божию, не ответить на которую невозможно тому, кто вкусил ее. И тогда уже «я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39). Когда я не причащаюсь, я умираю Любящие стремятся к единению. Если я кого-то люблю, я жажду общения, единения, с любимым. Самым высоким и тесным единением между любящими людьми является супружество. А между человеком и Богом? Между человеком и Богом Причастие. Сомневаться в этом не позволяют слова, сказанные Господом Иисусом Христом: « …истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин. 6:53-56). Поэтому Церковь единство причащающихся Тела и Крови Христовых, ощущающих причастие, участие в литургии как величайшую ценность, не представляющих свою жизнь без литургии и причастия. «Когда я не причащаюсь, я умираю»(Св. Иоанн Кронштадтский). Впрочем, причастие не только соединение человека с Богом, это и соединение человека с человеком, с братьями и сестрами во Христе. Фото с сайта kseniahram.ru В этом неиссякаемый источник возрастания любви к Богу и к людям. На тайной вечере Господь сказал ученикам, то есть нам с вами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). И любой приходящий в Церковь должен погружаться в такую любовь, какой он уже нигде больше не ощутит.

http://pravmir.ru/tserkov-kogda-lyubyash...

— В монастырь их надо было бы отправить пожить! — Зачем вы желаете зла монахам, подселяя к ним таких «соседок»? Да и нельзя насильничать над людьми. Мне кажется, проблема не в том, что они сделали, а в нашей реакции. Потому что вновь и вновь говорю, если меня ударили по щеке – это мне сделали поверхностный массаж эпителия, но если я в ответ 3 дня не могу успокоиться и думаю: «Вот я бы их и так и этак», то это уже моя внутренняя проблема. Лекция о.Андрея Кураева в молодежном клубе " Донской " Фото: Андрей Иванов — Но если их не наказать, то  зло будет шириться и повторяться! — Очень логичное размышление. Оно столь логично и правильно, что с ним согласится и атеист, и язычник. Но раз так, то стоит поставить вопрос: вот эта сказанная «правда», приятная даже для атеистов — христианская ли она? « Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Моя первая реакция была как и у всех – возмущение и негодование. Но затем я включил разум. И потому журналисту сказал уже без проклятий . Сказал, что если бы я был священником этого храма, я бы приказал тех девчонок доставить ко мне в кабинет, угостил бы блинами, по чашке медовухи налил, поговорил бы и пригласил прийти еще раз на Чин Прощения. В итоге, в глазах определенной части православного интернета я оказался богоотступником. Уже слышны мечты побить меня, требования лишить меня сана, призывы к моему покаянию… Мне есть в чем каяться, у меня грехов много. Но я с изумлением смотрю, как в кои-то веки я попробовал поступить по-христиански, хотя бы попробовал, а мне говорят, что именно в этом я и должен каяться… Неужели так все плохо, что русским девушкам мы не можем сказать ничего о нашей вере, не надев на них предварительно наручники? В них же, в этих хулиганках, надо увидеть людей, а не только улюлюкать вслед. Об идеальной Церкви и традиции скоморошества Но кроме  памяти о Нагорной проповеди, у меня был и еще один мотив попридержать свое раздражение.

http://pravmir.ru/glavnoe-oruzhie-xristi...

В православных храмах и у католиков очень часто можно встретить изображение Христа в окружении детей. Господь сидит на камне, а дети обступили Его толпой, трогательно положив ручки к Нему на колени, прижавшись со всех сторон, и Он беседует с ними, излучая удивительную любовь — любовь Бога и Человека. Об этом свидетельствует и святое Евангелие: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:15-16). Мало того: Господь учил приходивших к Нему взрослых быть как дети , потому что детская душа чиста и невинна: « Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:17). Потому что Бог слышит молитву чистых сердцем — то есть тех, кто очистился от налета из себялюбия, гордости и самодовольства. И особенно приятны Ему молитвы детей, ибо их душ еще не коснулось зло этого мира. Фото: Анна Гальперина Жития некоторых святых также показывают нам примеры необычайно теплого и ласкового отношения угодников Божиих к детям. Эти подвижники — истинные друзья Христа — говорили с детьми на их чистом языке, освящая маленькие сердца изумительным духовным светом. А взрослым паломникам, приходившим за советом, эти святые люди напоминали о том, что дети находятся под особым покровительством Бога, ибо всем сердцем, со всей полнотой они пребывают в радости Его любви. Просвещенные Богом угодники видели, что малыши в своей близости Престолу Господню сродни цветам в райском саду, радостно устремляющимся к Преблагому Свету.  В нашей церкви есть удивительный святой, чью память мы отмечаем 26 ноября (в России 9 декабря — Прим.перевод .), — Стилиан Пафлагонский. При жизни этот угодник, будучи отшельником, тем не менее много покровительствовал маленьким детям, защищая их и исцеляя, поэтому и на иконах его всегда изображают с детьми. Да и наша церковная традиция испокон веков сохраняет особое, доброе и трогательное отношение к детям.

http://pravmir.ru/vzroslye-zastyli-v-bla...

В статье предпринята попытка проанализировать, как применялась епитимья в пастырской практике святых и подвижников благочестия. Исповедь. Фото: Православие.Ru Понятие епитимии и ее синонимы Епитимия традиционно понималась как «церковное наказание, прещение» , налагаемое на согрешивших. Относясь к исповеди, епитимия хотя и «не составляет в сущности таинства, но крайне важна по своим нравственным следствиям» . Понятие «епитимия» (греч. πι­τιμα, слав. запрещение, рус. наказание, кара ) встречается в посланиях апостола Павла. Наставляя своего ученика Тимофея о должном совершении пастырского служения, он пишет: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Размышляя о значении слова «запрещай» , святитель Феофан Затворник обращает внимание, что оно «означает: строгостию пастырской власти понудь исправиться, — и наложи епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довести до решимости исправиться и поставить на путь исправления» .Так поступал и сам апостол. Во втором послании к Коринфянам он определяет: Для такого [нарушившего заповедь кровосмесника, теперь оставившего злые дела] довольно сего наказания от многих [отлучения, произнесенного собранием верующих] (2 Кор. 2, 6). Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь (2 Кор. 2, 7). «Номоканон при Большом Требнике» указывает: «Также да будет известно, что святой Василий и прочие древние отцы не только отлучали кающихся грешников от Святого Причащения, но и подавали им труды и подвиги покаяния, более же всего предписывали хранить установленные особые и постоянные посты, посещать службы и творить церковные молитвы во всякие день и ночь, к тому же налагали каноны покаяния» . Таким образом, епитимия назначалась «или в форме “запрещения”, то есть лишения причастия на более или менее продолжительный срок, или в форме усиленного поста, милостыни, поклонов и иных подвигов» .

http://pravoslavie.ru/106539.html

В сущности, человек, который ругается, хулит Имя Божие и совершает прочие непристойности, тем самым демонстрирует чувство неуверенности в себе и внутреннюю пустоту. А как священник может заполнить эту пустоту? Замечаниями? Но они ничего не заполнят. Упреками? Они вызовут только сопротивление. Повышенным тоном? Будет обратный эффект. Вспомним притчу о блудном сыне – что сделал Отец, то есть наш Бог? Он обнял своего сына, поцеловал его, омыл с благовониями и одел в новую одежду, дал ему перстень, устроил в его честь пир, праздник. Он подарил ему счастье. «Дитя мое, – сказал Он, – Я люблю тебя! Почувствуй Мою любовь! Почувствуй, что Я люблю тебя, и что в свете Моей любви – сладостном, очищающем свете – всё, что ты наделал, все твои грехи тают, исчезают. И теперь ты уже не захочешь грешить – потому что свет Моей любви наполняет и утешает тебя». Но вот возвращается домой старший сын – хороший, работящий. Возвращается – и видит свет в доме, гостей, веселье, танцы… Он подзывает к себе одного из слуг и спрашивает: «Что случилось?» – « Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым » (Лк. 15:27). Лично на меня очень сильное впечатление производит вот эта фраза – принял его здоровым . Как это – принял здоровым? После того, как блудный сын погряз во всевозможных грехах? «Я принял его здоровым», – говорит Отец. Да, он вернулся, совершив множество грехов, но в его душе было одно «чистое» место – это покаяние и настоящая привязанность к Отцу. Ранее, когда-то, их с Отцом связывали настоящие, глубокие, искренние отношения. Это и заставило его вернуться. Его душа, будучи грешной, оставалась прекрасной. И в ней продолжали жить благие намерения, любочестие, стремление к хорошему. Так же, как и у нас с тобой. Фото: dostoyanie-pokoleniy.ru А старший сын? Нет, он не был грешником. Но у него была странная душа – он не мог радоваться счастью других, не мог разделять с ними их радость. Он ревновал, завидовал, ему постоянно чего-то не хватало, и, в сущности, он и был настоящим «блудным сыном» – потому что его связь с Отцом носила чисто формальный характер, а умом он был где-то далеко, не в Отчих объятиях, не в Отчей любви.

http://pravmir.ru/ne-isportit-svoy-imidz...

В тропаре предпразднства Рождества Христова говорится, что «Христос раждается прежде падший воскресити образ» (Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ). Невыразимая и непостижимая, являемая в сиянии славы, Красота Божия «истощается» под покровом плоти, чтобы восстановить красоту человека во всем его богоподобном величии. Фото: tatarstan-mitropolia.ru Восстановление падшего образа в каждом человеке происходит через восстановление единства с Первообразом. И началось все с того, что Сын Божий, став Сыном Человеческим, восстановил Свой образ в человеческом естестве и стал первым после грехопадения Человеком, непричастным греху – Новым Адамом, сочетающим в Себе образ и Первообраз, как «во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемый». Вспомним слова св. Иринея Лионского: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Бог родился земным рождением, чтобы человек мог рождаться свыше, ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6). «Он родился по плоти, чтобы ты родился по духу», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Рождеством Сына Божия человечество продолжает рождаться по Богу, воссоединяясь с Ним в таинстве Крещения и приобщаясь в Нем жизни вечной. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Еф. 1:13–14). Святость – природное свойство Божие, но человек, в стремлении уподобиться своему Первообразу, своему Небесному Отцу, приобретает ее, точнее сказать, приобщается ей, по Его дару. Воссоединяясь с Богом, человек вновь становится причастником Его святости, но не в полноте. Как пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам: В Нем (во Христе. – И.П .) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Еф 1:13–14). Залог – это «вклад, служащий гарантией того, что вся сумма будет уплачена». «Как в житейских сделках, – пишет свт. Феофан Затворник, – задаток значит, что торг состоялся, покупка решена и задаток дан в удостоверение, что и все остальное будет уплачено, так и Бог, благоволив вступить с нами в Завет, с обетованием вечного блаженства верным Завету, даруя Духа Святого верующим во Христа, задаток только дает в удостоверение, что и все наследие обетованное отдаст, или даст блаженство вечное».

http://pravmir.ru/zhit-vo-ploti-no-ne-po...

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.    Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала. В храме святой великомученицы Екатерины на Всполье. 2010 г. Фото – ocapodvorie.org      Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой — энергией Божественной. Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, — все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, — говорит он, — двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш» .

http://pravoslavie.ru/100891.html

В церковной терминологии «еретик» — это лжеучитель, который не просто имеет какие-то ошибочные мнения, а глубоко искажает Апостольское возвещение. Сам термин (именно в этом значении) появляется уже в Библии. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Должны ли христиане отказаться от использования библейского термина из-за того, что КПСС с Голливудом придали ему другое значение? Думаю, что нет — просто стоит объяснить первоначальный смысл слова. Ну в самом деле, Церковь верит, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Некоторые религиозные группы, претендуя на звание христиан и наследие апостолов, не считают Иисуса ни Богом, ни человеком (как «свидетели Иеговы»), или считают человеком, но не Богом — как либеральные богословы. Нам нужен какой-то термин, который позволил бы Церкви обозначить ее собственные границы — и обозначить тех, кто в эти границы не входит. И этот термин уже есть в Библии — «еретик». Фото: Елена Джабир А вы готовы во время венчания всерьез исповедать веру? Совершить венчание с еретиком просто невозможно, потому что венчание — это религиозный обряд, который сопровождается призыванием имени Пресвятой Троицы и Господа нашего Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Ожидать от человека, который ни веры в Троицу, ни в Божество Христа не разделяет, чтобы он принимал в нем участие — значит склонять его (и всех участников таинства) ко лжи и притворству. Да и зачем бы человеку, не разделяющему веры Церкви, искать в этой Церкви благословения на свой брак? Кого-то пугает нетерпимость, которую он слышит за словом «еретик». Увы, нетерпимость существует совершенно независимо от этого термина; самые страшные проявления идеологической нетерпимости в истории (а в ХХ веке мы видели их предостаточно) не имели никакого отношения к догматике — ни даже к религии вообще. И, как показывает практика, способность человека проявлять терпимость, то есть без крайнего раздражения переносить мнение, отличающееся от его собственного, вообще никак не зависит от его взглядов на догматы.

http://pravmir.ru/pochemu-tserkov-otkaza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010