Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси. Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: “И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош). О серьезности намерений Владимира свидетельствует то, что после создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород и тот “постави кумира над рекою Волховом, и жряху ему людье ноугородьстии аки богу”. Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Великий европейский торговый путь, известный по русским летописям как путь “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию и обратно, был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию (недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев).

http://pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosu...

Оттуда-то консервативность угорско-русского народа, который и доныне лучше прилепляется к церковным письменам, нежели к гражданке. Оттуда-то отвращение его к книгам, неписанным по правописанию церковно-славянского языка». Оттуда-то и появление такой книги, как «Церковный Типикон», преподавателя унгворской семинарии А. Микиты, изданной недавно «Самообразовательным кругом унгворской семинарии». Оттуда идет и любовь к родным священным древностям, о которых взывает Э. Рошкович в своем «Кратком очерке истории церковно-славянского языка и словесности»: «Пусть будет вольно возвание достопочтенных читателей, чтобы постаралися обратить внимание на древние рукописные и печатные книги, сохранившиеся в наших церквах, монастырях, публичных и приватных библиотеках, из которых без сомнения многие заслужили бы лучшего сбережения и подробного описания, особенно те, которые отличаются древностью. Таковые рукописные или печатанные книги как драгоценные памятники, для лучшего сбережения можно было бы прислать в библиотеку епископскую, а вместо их выпросить новые. Мы должны почитать и сохранять свои памятники старо-славянского языка, ибо они суть свидетели благочестия наших предков, и суть памятники языка, на котором мы совершаем богослужение», и «который употребляла, и употребляет наша святая мати Церковь » (как сказал Е. Собов). Не то же ли должны сказать и мы, представители края древних Полян? VI. Что такое Поляки и Ляхи? Этнография работает неустанно. Но есть задачи в ней такие, которые не только годами, но десятками лет не вполне разрешаются. Кажется к таким задачам принадлежит и поставленный вопрос о Поляках и Ляхах. В майской книжке 1907 г. Русской Старины есть статья А.Ф. Риттиха: «Западнорусская граница и русская народность». Хотя главный предмет статьи – русская народность, однако автор обстоятельно коснулся и Поляков и Ляхов. «Киевские поляне, земледельцы бассейна p.p. Днепра, Роси и Буга, тянулись далеко на запад по своим естественным водным путям, по одинаковому климату, почве и земледельческому занятию, и потому неудивительно, что p.p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

315. Манифест 26-го ноября 1883 года о совершеннолетии великих князей Петра Николаевича и Георгия Михайловича. 316. О нездоровьи А. III в декабре 1883 года см. NoNo 287, 299, 301 и 302. О депутациях см. No 266, 267 и 300. 317. Ответ Толстого на письмо Победоносцева No 303. 318. Набоков Дмитрий Николаевич, министр юстиции (си. No 240).. 319. О нездоровьи А. III см. No 316. В газете передается о падении из саней на охоте. 320. Письмо 0. Б. Рихтера к Победоносцеву. Рихтер был командующим императорской главной квартиры (см. No 43). Гирш Густав Иванович, лейб-хирург. 321. Письма H. M. Баранова, архангельского губернатора, а. ранее петербургского градоначальника, см. NoNo 91–99. О нездоровьи А. III см. No 319. О Судейкине см. No 303. 322. Набоков Дмитрий Николаевич, министр юстиции, см. NoNo 240 и 318. 323. Островский Михаил Николаевич, министр государственных имуществ, см. NoNo 191 и 206. 324. Письмо написано Половцовым Александром Александровичем, государственным секретарем. О самоубийстве Макова см. NoNo 287 и 314. «В. К.» – великий князь Михаил Николаевич, председатель государственного совета. 325 и 326. Письмо министра двора графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова с просьбой вернуть разрешение на спектакли. в посту, сообщенное в No 326 (см. NoNo 272, 286 и 312). 327. Влангали Александр Георгиевич, товарищ министра иностранных дел, отвечает, повидимому, по поводу сплетен в ино-схранных газетах, см. No 297. Катакази, бывший посланником в Северо-Американских С.Штатах, см. NoNo 127 и 128. 328. Бунге Николай Христианович, министр финансов, прислаш вексель для секретного пособия русским деятелям в Австрии (см. NoNo 273, 288, 329 и 330). 329–330. Сообщение протоиерея Раевского М. об исполнении секретного распоряжения о субсидиях А. И. Добрянскому и И. Наумовичу, с приложением росписки Добрянского (см. No 328). Добрянский Адольф Иванович, известный руссофил, писатель и общественный деятель галицко-русский. Он был инициатором угорско-русского возрождения и стоял во главе депутации русской, заявившей австрийскому правительству желания своего народа: автономия Угорской Руси, равноправность с мадьярами, учреждение русских школ и русского университета во Львове. Он основал общество для издания народных книг и руководил местною газетою «Свет». Подвергался преследованиям австрийского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В первые годы борьбы болгаре имели на своей стороне сербов, но союз прекратился после отречения Стефана Немани. Споры за великожупанский титул между сыновьями Немани подали повод к вмешательству Венгрии в сербские дела. Вместе с тем здесь началась борьба между католическим и православным влиянием. Первое находило себе сильную поддержку в лице великого жупана Волкана, второе – в лице брата его Стефана, впоследствии Перво-венчанного. Мы возвратимся ниже к этому наиболее важному в истории Сербии вопросу, стоящему в тесной связи с внутренними событиями, теперь же продолжим историю освободительного движения Болгарии. В 1201 г., после взятия Варны, сопровождавшегося жестоким распоряжением закопать живыми в ров всех пленных греков, заключен был мир между Иоанном и Алексеем Ангелом, причем обе стороны как равные в политическом отношении обязывались иметь одних и тех же врагов и друзей 218 . В ближайшие затем годы заметны враждебные столкновения сербов с болгарами, из чего можно заключать, что Сербия явно склонялась тогда к угорско-католическому союзу. Об этом имеется несколько указаний в письме Стефана к Саве и в переписке с папой Иннокентием III. Во время переворота в Сербии, сопровождавшегося низвержением Стефана и усилением Волкана, болгарский владетель Иоанн находился уже во вражде с Сербией, хотя папа пытался внушить ему миролюбие и рекомендовал возобновить добрые отношения с Волканом. Можно думать, что предметом споров были города по Дунаю и Мораве, как Белград, Браничево и Ниш, где сталкивались интересы двух соседних племен, куда также стремились со времени последних Комнинов угорские короли. Гораздо трудней решить политическое положение в Македонии. Здесь, как мы видели выше, утвердился полузависимый владетель Хриз-Добромир, имевший пребывание в Струмице и Просеке (Демир-Капу) и вступивший в связи с византийским дворянством вследствие брака с дочерью Мануила Камизы. Когда этот последний поднял восстание в Западной Македонии и Фессалии, Хриз был на его стороне и вел с ним общее дело. Но затем, когда восстание было потушено Алексеем Палеологом и Иоанном Инополитом, Хриз потерял свое княжение, и власть над Просеком перешла к воеводе, посаженику болгарского царя Иоанна 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В 1429 г. великий князь литовский пригласил к себе в Луцк державных гостей – императора, польского короля, князей мазовецких, татарских ханов, магистра прусского, послов греческих. Ведший князь московский, внук Витовта по матери, прибыл вместе с митрополитом Фотием. Витовт роскошно принял гостей: но дипломатические переговоры шли не успешно. Государи и прибывшие с ними сановники разделились на три палаты: в одной цезарь с угорско-чешско-немецкими князьями, в другой Ягайло с польскими панами, в третьей сам восмидесятилетний старец Витовт с русскими и литовскими князьями. Поляки проникли в тайные замыслы Сигизмунда. Краковский архиепископ Збигнев Олесницкий, бывший душой польской политики, решительно воспротивился желаниям великого князя литовского. 92 Оскорбленный Витовт объявил, что он примет корону несмотря на нежелание поляков и созвал оставшихся гостей в Вильну. Но поляки загородили все пути послам императора, везшим корону. Оскорбленный и огорченный Витовт вскоре после этого занемог и 29 октября 1430 г. скончался. Фотий еще не успел выехать из Литвы, как получил весть о кончине знаменитого литовского государя. Свидригайло. – Витовт не оставил детей. По смерти его русские, литовские и жмудские князья собрались для избрания великого князя. Одни предлагали брата Витовтова Сигизмунда, другие – Александра (Олелька) Владимировича, третьи – именно русские – Свидригайла. Король благоприятствовал последнему выбору и Свидригайло получил престол великого княжества литовского. Но уже первое время и первые действия его правления показали, что он мало уважает подчинение королю и унию с Польшей. Он требовал от Польши возвращения Подолья и всех литовско-русских земель, вошел в сношение с императором о принятии от него королевской короны, обещанной Витовту, и заключил союз с орденом. Король отправил к нему своего посла, секретаря Влодка, поручив, между прочим, сказать брату, что он еще не действительный великий князь, так как не утвержден на престоле народом польским. Но Свидригайло ударил его в лицо и заключил в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Духовник первой супруги его, священник Нестор, успел обратить к христианству нескольких литовцев и в том числе двух родных братьев – любимцев Ольгерда. Кумец и Нежило (в крещении Иоанн и Антоний) перестали являться в храм Перкуна для принесения жертв Зничу (огню) 90 и соблюдали пост в известные дни. Это открыло их веру жрецам. Ольгерд по настоянию жрецов приказал бросить в темницу обоих братьев. Там провели они целый год, томимые голодом и сыростью темницы, но оставались тверды в вере. На другой год старший брат Иоанн ослабел и объявил жрецам Знича, что отрекается от христианства. Тогда Ольгерд освободил обоих братьев. Но Антоний не перестал быть твердым христианином, и даже брат его Кумец, терзаемый угрызениями совести, открыто объявил князю, что он не хочет изменить святой вере и остается христианином. Свирепый язычник решился отдать Иоанна и Антония в распоряжение жрецов. После бесчисленных зверских истязаний Антоний 14 апреля 1347 года был повешен на дубе. Иоанна мучили долее, потому что надеялись снова отвлечь его от христианства; наконец 24 апреля жрецы повесили его на том же дубе. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, умный и прекрасный юноша, пораженный твердостью страдальцев, принял крещение с именем Евстафия и признался в том самому Ольгерду, отказавшись есть мясо в Рождественский пост. Пришедши в ярость, Ольгерд принялся мучить Евстафия, велел лить ему в рот холодную воду при жестоком морозе, ломать ноги железными прутьями и содрать кожу с головы вместе с волосами. Мученик все терпел и еще утешал христиан, свидетелей его подвига, надеждою на блаженную вечность. Наконец святой страдалец был повешен 13 декабря на том же самом дубе, который был освящен мученическою смертию Иоанна и Антония. 91 «Кровь мучеников – семя христианства», по выражению одного из древних писателей церковных. 92 Пример страданий мучеников литовских привлек многих язычников к истинной вере. Между тем как эти события происходили в Литве, престол великого княжения по кончине Иоанна Данииловича Калиты был занят старшим сыном его Симеоном с утверждения хана Узбека. Новый великий князь при самом вступлении на престол показал опыт твердости в сношениях с новгородцами, которые отказались от уплаты ордынской дани, говоря, что Новгород сам избирает князей и не терпит насилия. Симеон ополчился против Новгорода со всеми удельными князьями, принудил своевольных граждан просить мира, взыскал с них дань и сам обязался грамотою соблюдать древние уставы Великого Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Первой супругой Ольгерда была княжна Мария Витебская, православная; ей приписывается построение в Вильне древней церкви Св. Параскевы. «Ради жены», еще при жизни отца, Ольгерд крестился и дозволил построить в Витебске две православные церкви. Дети их были православные. Но, вступив на престол, он решил опереться на язычников и сам стал таковым. Духовником Марии был священник Нестор. Он обратил в Православие, в числе других литовцев, двух знатных придворных, любимцев Ольгерда Кумеца и Нежило, родных братьев. Христианские их имена были Иоанн и Антоний. Они перестали приносить жертвы огню «Зничу» в капище Перкуна. Это озлобило языческих жрецов. Не было уже в живых кн. Марии. Ольгерд, считаясь со значением жрецов, велел бросить братьев в темницу. Год томились они там, но оставались твердыми в исповедании веры. Затем старший брат, Иоанн, поколебался и отрекся от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Антоний продолжал утверждать верность христианству. Его вновь заточили и жестоко мучили. Смиренное спокойствие, с каким он переносил страдания, сила веры его возбудили такое удивление в народе, что толпы спешили к темнице повидать подвижника. Вернулась совесть к Иоанну. Он заявил Ольгерду: «Государь! Открыто сознаюсь, что я опять христианин – делай со мною, что хочешь, но более не изменю я святой вере». Его вернули в темницу. К их тюрьме началось еще большее паломничество, многие тайно принимали христианство. Испуганные жрецы решили покончить с ними. После сильных пыток братья были повешены на дубе, стоявшем на горе в конце города. 14 апр. 1347 г. умерщвлен был Антоний, 24 апр. Иоанн. Рассчитывая поколебать его, страдальца, мучили дольше. Их родственник, Круглец, тоже придворный, пораженный верой мучеников, крестился с именем Евстафия, и мужественно исповедовал христианство. Он был подвергнут страшным мукам. В конце концов ему переломали ноги, отрезали нос и уши, содрали с головы кожу. 13 дек. его повесили. На крови Св. муч. Иоанна, Антония и Евстафия созидалась православная церковь в Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Знали ли псковичи о его крещении, не известно: но по словам их видно, что они не видели в делах его ничего христианского и желали видеть в нем искреннего христианского князя. Ольгерд, по расчетам житейским, не принял Пскова и послал туда сына Андрея, тогда же крестившегося. 819 Особенно тогда, как умерла супруга Мария, (это было не позже 1346 г.). 820 – Ольгерд из угождения жрецам и народу своему, еще косневшему в язычестве, опять стал язычником и язычником свирепым. Пресвитер Нестор, духовник княгини Марии обратил нескольких литовцев к христианству, в том числе двух придворных, родных братьев, любимцев Ольгерда. Кумец и Нежило – так назывались братья 821 , любимцы Ольгерда. – не являлись в храм Перкуна для принесения жертв огню 822 и соблюдали пост в известные дни. – Это открыло веру их жрецам. Литовцы, столько важные в глазах народа, открыто пренебрегают верою предков! это нестерпимая обида для старой веры. Это – опасность для ремесла жрецов. Жрецы жаловались Ольгерду, и по их настоянию, Ольгерд велел бросить братьев в темницу. Иоанн и Антоний, так назывались братья в крещении, целый год провели в тюрьме, томимые голодом и сыростью темницы; ласки и угрозы жрецов не успевали возвратить их на путь лжи; они оставались тверды. На другом году Иоанн, старший брат, ослабел и объявил жрецам, что отрекается от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Антоний ни от мук, ни от ласк не переставал быть искренним христианином. Он открыто совершал дела христианские и отказывался от языческих. Жрецы положили испытать обоих братьев. В день постный, сказано было: братья должны быть при столе князя. Иоанн разделял мясную трапезу. Антоний отказался от обычая языческого. Ольгерд уговаривал его не пренебрегать обычаем литовским. Антоний хотел быть верным христианскому правилу и его опять бросили в темницу. На этот раз положение св. страдальца было до крайности отягчено. Все, что могла придумать злость жрецов, было употреблено для того, чтобы победить твердость Антония. Но он был тверд и покоен; он утешался тем, что верен Господу своему, Тому, кто приготовил блаженную вечность верным своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В нач. 90-х гг. XX в. настоятель Никольского храма пос. Брацлава, благочинный Немировского окр. прот. Николай Чорнопищук, организовав церковную общину, добился разрешения на реставрацию монастырского Троицкого храма. 19 авг. 1992 г., в праздник Преображения Господня, в Свято-Троицком храме впервые за долгие годы была отслужена Божественная литургия, которую возглавил прот. Н. Чорнопищук. 7 марта 1996 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возрожден и переименован в Свято-Троицкий. Старшей сестрой обители 3 апр. 1996 г. Синод УПЦ назначил инокиню Галину (Грицишину). 24 дек. 1997 г. Тульчинский и Брацлавский еп. Иннокентий (Шестопаль) совершил 1-й постриг в монашество в возрожденной обители - инокини Галины (Грицишиной) с наречением имени Херувима и 2 послушниц. На следующий день мон. Херувима была возведена в сан игумении. Под ее руководством Н. м. был восстановлен, построены 3-этажный сестринский и одноэтажный игуменский корпуса (2006), большой гараж-склад, заасфальтированы территория и хозяйственный двор. Рядом с Троицким храмом был выкопан колодец, а над ним возведены часовня и колокольня (1998). 18 мая 2006 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил чин освящения крестов для Троицкого собора. Н. м. владеет 7 га земли, к-рую обрабатывают насельницы, подсобным хозяйством, имеется мастерская по шитью священнических и церковных риз. При мон-ре действуют воскресная школа для взрослых и детей, б-ка, киоск для продажи церковной лит-ры. Заботами игум. Пимена (Перкуна) в обители появилась копия утраченной иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, изображенных на одном полотне со свт. Николаем Чудотворцем. Также в Н. м. хранится неск. частиц мощей святых. 9 февр. 2006 г. мон-рь получил статус ставропигиального. В 2007 г. в г. Немирове был создан музей, рассказывающий о становлении Православия на Немировщине и о создании мон-ря. 20 июля 2012 г. на заседании Синода УПЦ было принято решение об открытии в г. Ладыжин Винницкой обл. монастырского скита. Арх.: ГА Винницкой обл. Ф. 777.

http://pravenc.ru/text/2564914.html

Скоро большая часть жителей крестилась: ибо они видели, что их ничтожные идолы, разрушаемые секирами Христиан, не могли защитить себя. Современный Летописец рассказывает случай любопытный: Латыши бросили жребий, какую Веру принять им, Немецкую или Русскую, и согласно с волею судьбы избрали первую. Впрочем, они долго еще с некоторою благодарностию хранили в памяти имена ложных богов: Перкуна, или громовержца, Земинника, или дарователя земных плодов, Тора, или северного Марс, и проч. Ливь и Чудь назвали самого Творца вселенной именем главного их идола, Юммала, были уже Христианами, но ходили еще молиться в леса священные, приносили жертвы древам, ежегодно торжествовали праздник усопших с обрядами язычества и клали в могилу оружие, пищу, деньги, говоря мертвому: «Иди, несчастный, в мир лучший, где Немцы уже не могут господствовать над тобою, а будут твоими рабами!» Сей бедный народ в течение веков не забывал насилия своих жестоких просветителей! – Довольный услугами Рыцарей, Епископ Альберт уступил им третию часть покоренной Ливонии; старался более и более утверждать там свое владычество; выгнал Россиян из укрепленного замка Кукенойса, принудив Удельного Князя Двинского, именем Всеволода, быть данником Рижской Церкви. Сей Князь, женатый на дочери одного знатного Литовца, господствовал в Герсике (нынешнем Крейцбурге): он делал много зла не только Немцам, но и Россиянам, свободно пропуская Литовских грабителей чрез Двину и доставляя им съестные припасы. Епископ Альберт сжег столицу Всеволода, пленил его Княгиню, многих жителей и с тем условием возвратил им свободу, чтобы сей Князь отказался от союза с Литовцами и навсегда подарил свою область Богородице, то есть Епископу. Всеволод под тремя знаменами клялся верно служить Матери Божией; торжественно назвал Альберта отцом; признал себя его Наместником в Герсике! Но северная часть Ливонии оставалась еще независимою от немцев: там хотел господствовать храбрый Мстислав Новогородский. Взяв меры для безопасности границ своих, укрепив южные новыми городами и поручив охранять Великие Луки брату, Князю Владимиру Псковскому, он ходил с войском (в 1212 году) на западные берега Чудского озера собирать дань и смирять непокорных; осаждал крепость Медвежью Голову, или Оденпе, и взял с жителей 400 гривен ногатами или кунами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

  001     002    003