Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) В XVIII в. в храмах костромских земель происходила массовая замена тябловых иконостасов иконостасами новой конструкции ордерного типа с накладными резными золочеными архитектурными и скульптурными деталями. В традициях «флемской резьбы» кон. XVII в. с многочисленными колонками, обвитыми виноградной лозой, были выполнены иконостасы Успенского собора в Костроме (1778, не сохр.), Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1756-1758, мастера Петр Семенов Золотарёв и Макар Дмитриев Быков). Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков С сер. XVIII в. в резных иконостасах распространился стиль барокко, особенно популярный в усадебных храмах сев.-вост. части Костромской губ. (Галич, Солигалич, Чухлома, Макарьев). Сохранившиеся примеры такого типа - иконостасы ц. свт. Николая Чудотворца из с. Верховье (1776, установлен в Богоявленской (Никольской) ц. Нерехты, КГОИАХМЗ), Преображенской ц. урочища Попкова (1792, установлен в Успенской ц. в пос. Сусанино Сусанинского р-на), ц. Воскресения в дер. Нероново Солигаличского р-на (1793), ц. свт. Николая Чудотворца на погосте Бережки (1792). В последнем из них наряду с барочными прослеживаются черты классицизма. В сельских храмах кон. XVIII в. встречались своеобразные народные переработки иконостасов «флемской резьбы» и барочных, в частности в ц. прор. Илии из с. В. Берёзовец, 1-я пол. XVIII-XIX в. (МДЗ). Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) В XIX в., в эпоху классицизма, иконостасы выполняли по авторским проектам губ. архитекторов (Никольская ц. в с. Саметь Костромского р-на, 1838, архит. М. М. Праве). В конце столетия иконостасы в различных стилях создавали выпускники художественно-ремесленной школы в с. Б. Соли.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Деревянная резная полихромная скульптура, судя по письменным источникам, с древности имела широкое распространение на костромских землях. Особым почитанием пользовались скульптурные изображения свт. Николая и вмц. Параскевы (см. также разд.: «Чудотворные образы»). Большинство скульптур XVII - 1-й пол. XVIII в. в музейных коллекциях происходит из сельских храмов. Фигуры святых, как правило, вмонтированы в киот и дополнены росписью, надписями и даже сценами из Жития (напр., скульптура свт. Николая Чудотворца (Можайского) из ц. с. Троицкого Буйского у., 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). Их отличает архаизм художественного языка: фронтальность, плоскостность, укороченные пропорции фигуры, стремление сохранить цельность древесной заготовки, предельно сокращая пластическую обработку головы, рук. В этом есть следование древним народным верованиям в Чура (душа дерева). Редчайший образ прп. Макария Унженского из Успенского собора Солигалича (посл. треть XVIII в., КГОИАХМЗ) по пластике следует более древнему образу. Во 2-й пол. XVIII в. деревянная скульптура попала под влияние художественного стиля барокко и существовала гл. обр. в комплексе иконостаса (Распятие с предстоящими, фигуры ангелов, держащих картуши, трубящие ангелы над сенью царских врат, головки херувимов и т. п.). Царские врата оформляли рельефной композицией «Тайная вечеря» или фигурами евангелистов. В виде самостоятельных изображений на костромских землях часто встречаются скульптуры «Спас в темнице» и «Честная глава св. Иоанна Предтечи». Редкий памятник резной иконы кон. XVIII в.- больших размеров композиция «Страшный Суд» из неизвестного храма (ЦИАМ). Оригинальное явление местной традиции представляют живописные плащаницы с резным изображением Иисуса Христа (напр., из Никольской ц. с. Саметь, 1-я пол. XIX в., ЦИАМ). Художественный металл Первые сведения о костромских серебряниках относятся к XVI в. (Рудак Борисов, переселенный из Костромы в Казань по указу царя Иоанна Грозного). Во 2-й пол. XVI в. в костромских храмах преобладали произведения московских мастеров, вложенные семьей Годуновых (известны по упоминаниям в переписной книге 1595 г. и сохранившимся памятникам в ЦИАМ (кадило, оклады икон)). Исключительный по мастерству чеканной работы золотой оклад (ГММК) на храмовый образ Св. Троицы в иконостасе собора Ипатиевского мон-ря был вкладом Бориса Годунова. Эти произведения служили образцами для костромских серебряников.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

XIX в. на столбе Успенского собора лавры (реставрирован в 1881); произведения мастеров Холуя посл. четв. XVIII - нач. XX в. (ГЭ, СПГИАХМЗ, НКПИКЗ - происходят из ЦАМ КДА, частные собрания); иконы 2-й пол. XIX в. мастерской худож. И. М. Малышева в Сергиевом Посаде (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ, Митрополичьи палаты ТСЛ, ГМИР, ризница СДМ, частные собрания; лица М. совсем не видно под клобуком и мантией) и др. Положение фигуры М., его возраст, монашеские ризы, жесты в изображениях варьируются; иногда он в глубине кельи, а не в сенях, куда игумен вышел встречать Пресв. Богородицу, чаще - рядом с прп. Сергием. На прориси мастера Е. И. Козмина из посада Клинцы (ГИМ) помимо сцены явления Божией Матери присутствует дополнительный сюжет молитвы преподобных Сергия и М. внутри кельи. Подобные иконы, использовавшиеся в качестве «раздаточных» паломникам обители, десятками писали мастера, работавшие по заказам Троице-Сергиевой лавры (по описи 1641/42 г., в казенных палатах было 1163 образа «Сергиева видения», см.: Воронцова Л. М. О некоторых особенностях троицких икон XVI-XVII вв.: К проблеме атрибуции//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 291-292). Иногда в композицию включены образы обоих учеников прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАХМЗ) и др. На иконе «Сергиево видение» кон.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003   004