Москви головуванням Кирила збори м. Москви Постанова Москви 20 грудня 2023 року [Документи] Кирил: Благополуччя " та множення нашого народу абсолютним для виживання У Новоспаському Москви та звершено про здоров " я страждаючих на У роковини родини в пройшли пам " Священний Синод затвердив низку богослужбових Останки родини Феофана (Бистрова) повернуто до Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Хризостом: Церкви щодо справедлива в усьому виправдана [Документи] Почалася робота створенню зведеного покажчика Собору Церкви 1917-1918 рр. У виставка-форум Слова» У Новоспаському пройшло та групи з видання Собору Церкви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – глави держав – збори м. Москви – – новомученики XX – Собору 1917-1918 рр. та –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у " робоча Кирила заступниками голови руського народного собору Кирила заступником мера Москви в Москви з питань житлово-комунального господарства, Департаменту ремонту м. Москви та виконавчим директором Фонду Храму Христа Спасителя Кирил прийняв митрополита Будапештського Угорського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5088827...

    Преп. Григорий Синаит    От этих двух видов молитвы и ум бывает то деятельным, то созерцательным; деянием он, с помощью Божией, побеждает страсти, а созерцанием зрит Бога, сколько это доступно человеку.     Преп. Григорий Синаит    Делательная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на седалище в одну пядь, низведи ум свой из головы в сердце и придержи его в нем; потом болезненно, преклонившись и боля персями, плечами и шеей (от напряжения мышц), взывай умно-сердечно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Удерживай при этом и дыхание, не дерзостно дыши, потому что это может развевать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые. Держа дыхание, сколько тебе возможно, заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь и истребишь их, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: «Иисусовым именем бей ратников; крепче этого орудия нет другого ни на небе, ни на земле».     Преп. Григорий Синаит    Когда в таком труде изнеможет ум, возболезнуют тело и сердце от напряженного водружения частого призывания Господа Иисуса, так что это делание перестанет согревать и возвеселять, чем поддерживается усердие и терпение подвижников в этом труде: тогда встань и пой, один или с учеником твоим, или упражняйся в размышлении о каком-либо месте Писания, или в памяти о смерти, или займись чтением, или рукоделием, или другим чем, чтобы потрудить тело свое. (Пояснение еп. Феофана: Это писано для безмолвника. Другим следует сказать применительно к сему так: тогда встань и берись за обычные дела свои со страхом Божиим и вниманием к себе, не пропуская, однако же, обычных при этом духовных упражнений — чтения и размышления.)     Преп. Григорий Синаит    Когда возьмешься за это дело, тогда тебе прилично читать только такие книги, в которых излагается учение о внутренней жизни, о трезвении и молитве, именно Лествицу, Слова преп. Исаака Сирина, Аскетические писания преп. Максима Исповедника, препп. Симеона Нового Богослова, Исихия, Филофея Синайского и другие подобные творения. Писания иного рода все оставь до времени, не ради того, чтобы они были не хороши, а ради того, что тебе не благовременно ими заниматься, при настоящем твоем настроении и стремлении они могут отводить ум твой от молитвы. Читай не много, но с углублением и усвоением. Этим ум, укрепляясь, исполняется силою трезвенно и бодренно молиться. Многочтение (и тем паче чтение посторонних книг) расслабляет и омрачает ум и делает его бессильным и рассеянным в молитве. Что касается до дел твоих, то внемли себе и поминутно назирай за намерениями и целями твоими, точно определяя, куда они клонятся, - Бога ли ради, и самого добра, и душевного спасения делаешь ты все, что делаешь, чтобы не быть тебе окрадену без ведома, и не оказаться по виду только богоугодником, в душе же человекоугодником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

неверно: увидел), что где оказывается одно действие (рус. неверно: сила), там должна признаваться и одна природа (рус. неверно: свойство), – утвердившись (удостоверившись, русск. ошибочно: принужден был, от βιζω) в этом, царь»..., – опущение заметки А о невежестве Ираклия, – прибавка: μφοτρων τν γνμην, – наконец отсутствие в А всей дальнейшей вставки с характерными δροβαφ νωσιν и словами Феодосиан. Таким образом не лишено некоторой доли вероятности сообщение в Г о Феодосие (Гангрском, до предположению Кекелидзе), как первом составителе жития в редакции, сходной с А. Напротив Б имеет последние два опущения и даже толкует термин «водоцветный», что доказывает его зависимость от Феофана. 16 Г – распространительно, в виде разговора, – и кроме того сообщает о греческом образовании и богословских воззренияъ Сергия. 18 Отсюда после пропуска опять идет совпадение, с некоторыми вариантами (см. в предш. примечании). 19 Th вместо этих слов: «в это время Софроний рукополагается во епископа Иерусалимского и, собрав»... видна позднейшая редакция. 21 Г благодаря невежеству своему. Кекелидзе ошибочно считает эти слова особенностью Г (Труды Киев. Д. А. Сент. стр. 14). 30 Есть в Г с опущением слов: «осудив что было хорошо». Русс, перевод неточно: «соединились с нами чрез одну силу 46 Г приб: разделив, согласно словам Господа, все имущество и приобретение свое нищим, взял крест свой, последовал за Христом и. 47 Здесь Г помещает описание монашеской жизни Максима, соответственно, но гораздо короче, Б и др. См. прим. к С.. 48 Г злою. После этой строки, совпадающей с А, Г помещает сообщение о попытках Максима к вразумлению царя и патриарха, каковой нет в других житиях. 49 Эти строки имеют соответствие в Г, но далее опять вставка, не имеющаяся в других житиях, о жизни Максима в пещере, и о пришествии к нему двух одиоименных братьев из коих один был пресвитером Анастасиев, а другой диаконом. Далее опять соответствие. 52 Г приб: его послания везде принимались как послания святого апостола Павла. Затем следует не имеющийся в других житиях рассказ о ночном видении св. Максиму и о встрче его с папою Иоанном. 53 Отсюда опять начинается совпадение с Th, где читается так: αννης δ, Ρμης πσκοπος, συναϑροσας σνοδον πισκπων τν τν μονοϑελητν αρεσιν νεϑεμτισεν, μοως κα ν φρικ κα Βυζακ κα Νουμιδ κα Μανριταν διφοροι πσκοποι συναϑροισϑντες τος μονοφυστας νεϑεμτσαν. ωννου δ το μης κοιμηϑντος Θεδωρος χειροτονεται ππας ν’ τ. 63 Г приб. замечание о том, что жизнеописатель имеет подлинную запись этого прения, коего изложение, во избжание нарушать план жизнеописания, он обещает дать после. 76 Th. τρνωσαν κα κρυξαν... Здесь прекращается совпадение А с Th, – продолжение см. стр. 37 прим. 1, Г согласно с А.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В Добротолюбии можно встретить у некоторых подвижников воззрения, близкие к основным положениям теософии. В этом читатель убедится из многих ссылок, делаемых нами в нашем исследовании на подлежащие источники. Кроме того, в конце нашей книги, в приложениях, мы приводим разительный пример такого сближения во взглядах, а именно того, как понимал подвижник VII-ro века св. Максим Исповедник строение души человеческой по сравнению с тем, как это понимает теософия. Глубокие мысли щедро разбросаны по всем томам Добротолюбия; материала, ценного для изучения, в этом сборнике много гораздо больше того, чем нам пришлось воспользоваться в целях нашего исследования. Мы убеждены в том, что подадим пример многим исследователям изучать Добротолюбие и находить там с одной стороны неисчерпаемый источник Божественной Мудрости, а с другой материал для изучения высших проявлений души человеческой. Что касается собственно общего содержания сборника Добротолюбие, то оно заключает в себе изречения и трактаты, обнимающие изучение следующих главнейших сторон христианского подвижничества: 1) изучение человеческой души с точки зрения ее страстей и борьбы с ними человека, 2) изучение тех нравственных качеств, которые должны быть развиты подвижником, и изучение пути к достижению этих качеств, 3) учение о молитве и 4) учение о высшем состоянии духовном, достигаемом подвижническою жизнью (учение о духовном сверхсознании). Кроме творений подвижников Добротолюбия, мы пользовались, для изучения различных сторон жизни христианской, сочинениями ближайших к нам по времени духовных писателей того же направления, как и подвижники Добротолюбия, а именно: сочинениями Епископа Феофана Затворника , известного своею святою жизнью, удалившегося в 1866 г. от епископской кафедры по призванию в монастырское уединение, много потрудившегося для уяснения духовных сторон жизни человека (умер 6-го января 1894 года), 2) трудом Афонского старца Никодима Святогорца , называемым «Невидимая брань», переведенным с греческого также Епископом Феофаном сочинением, принадлежащим к духовной литературе, весьма почитаемой в монашеской среде и 3) сочинениями известного русского мистика-философа Владимира Соловьева, трактовавшего те же вопросы, которые были разработаны в Добротолюбии, и почерпнувшего, по-видимому, в этом источнике многие мотивы для своих духовных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А наутрие в настоящую неделю на Утрени, евангелие чтем прежде недели пред просвещением, и потом ряд недели: а На Литургии прокимен, апостол: Аллилуиа, и евангелие прежде недели пред богоявлением, таже святаго: ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки. Причастен: Хвалите Господа с небес: и святаго.     27. (:. святаго апостола первомученка и архидиакона стефана: И преподобнаго отца нашего и исповедника феодора начертаннаго, и брата феофана творца.    Вечер, обычная кафисма, На Господи воззвах стихиры стефана 3, глас 4. Подобен: яко добля: и преподобнаго три: глас и подобен тойже. Слава, стефана, глас 2: царю и владыце: И ныне, праздника, глас тойже: Велие и преславное чудо: На стиховне стихиры праздника, глас 1. Подобен: небесных чинов: с припевы их. Слава, святаго, глас 6: Первый в мученцех: И ныне: праздника, глас тойже: Ликуют ангели: Тропарь стефана, глас 4: Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие. камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха сего.    Слава, преподобнаго, глас 8: Православия наставниче: октовриа в 11-й день. И ныне, праздника: рождество твое Христе Боже наш: и отпуст. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника, единожды. и апостола, единожды. Слава, преподобнаго. И ныне, праздника: и обычныя кафисмы. По кафисмах седальны праздника, и чтение. Канон праздника, первый, со ирмосом на 6, и стефана на 4, глас 5: и преподобнаго, на 4, глас 4. По 3-й песни кондак праздника, и икос. Таже седален апостола, глас 1. Слава, преподобнаго, глас 3. И ныне, богородичен: рождество безсеменное: По 6— й песни,    Кондак стефана, глас 3. Подобен: дева днесь: владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше: вчера царствуяй плотию родися, днесь раб камением. побивается: того ради и скончавается первомученк, и божественный стефан.    И икос. По 9-й песни светилен святаго: Слава и ныне праздника. На хвалитех стихиры на 6, самогласны глас 1.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

326 К вопросу об источниках Генесия и Продолжателя Феофана см. прежде всего Bariši F. Les sources de Génésios et du continuateur de Théophane pour l " histoire du regne de Michel II//Byz 31 (1961). P. 257–271, который среди прочего показывает, что оба писателя для времени Михаила II (820–829) использовали упомянутое в «Библиотеке» Фотия современное сочинение Сергия Исповедника. Ср. тж.: Бариши Ф. Две bepзuje у изворима о устанику Томи//ЗРВИ 6 (1960). С. 145–165. 327 К настоящему времени имеется три издания: Дуйчев Я. Нови житийни данни за похода на императора Никифора I в България през 811 год//Списание на бълг. Акад. на науките 54 (1936). С. 147–186; Бешевлиев В. Новият извор за поражението на Никифора I в България през 811 година//Годишник на Софийския Университет 33/2 (1936); Grégoire H. Un nouveau fragment du «Scriptor incertus de Leone Armenio»//Byz 11 (1936). P. 417–427. По истории Болгарии в IX в., наряду с сообщениями византийских источников, следует принимать во внимание также староболгарские надписи: Бешевлиев В. Първобългарски надписи//Годишник на Софийския Университет 31/1 (1934) и Добавки и оправки//Там же 32.5 (1935); ср. тж.: Grégoire H. Les sources épigraphiques de l’histoire bulgare//Byz 9 (1934). P. 745–786. 328 Scriptor incertus de Leone Armenio в Боннском Корпусе после сочинения Льва Грамматика (Воппае, 1842. Р. 335–362). 329 Grégoire H. Un nouveau fragment du «Scriptor incertus de Leone Armenio»//Byz 11 (1936). P. 417–427; Grégoire H. Du nouveau sur la Chronographie byzantinë le Scriptor incertus de Leone Armenio est le dernier continuateur de Malalas//Bulletin de l " Acad. de Belgique 22 (1936). P. 420–436. 330 Как показывает Томич ( Томи Л. Фрагмента jeдhor историског списа IX века//ЗРВИ 1 (1972). С. 78–84), утраченное сочинение возникло во второй половине IX в. (после христианизации Болгарии) и, по всей вероятности, не являлось, как предполагал Грегуар, продолжением хроники Малалы, но было историей, современной описываемым событиям. 331 B ης N. Τ περ τς κτσεως τς Μονεμβασας χρονικν// Βυζαντς 1 (1909). Z. 57–105. См., кроме того: Charanis P. The Chronicle of Monemvasia and the Question of the Slavonic Settlement in Greece//DOP 5(1950). P. 141 –166, где также приведены более ранние работы этого автора и указана прочая литература по данной проблеме. Довольно основательно Харанис подчеркивает надежность данных «Монемвасийской хроники» и делает предположение, что в ее основе также лежит вышеупомянутое утраченное историческое сочинение, в качестве частей которого можно идентифицировать повествование о болгарском походе Никифора I и историю Льва V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Мф. 23:11 ) «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» Болий в вас да будет вам слуга. Большинство измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устроять благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье наибольший, становясь наибольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущества свое поставляет, чтобы всех упокоить, сделать так, чтобы всем было хорошо, так и в обществе христианском хотящий быть наибольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же брось всякую мысль о большинстве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший пред очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали сей закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большинство скоро у нас обращается в служение себе и своим интересам и сопровождается почти всегда требованием послуг себе вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много наибольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается. Мысли свт. Феофана ( Лк. 9:48 ) «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» Иже Мене приемлет, приемлет Пославшего Мя, сказал Господь; а пославший Его есть Бог , следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует; а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: «Я исповедую Христа великим, премудрым, всемирным учителем». Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе; а Он говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные, но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его; а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Посему, каким богочтецом ни высказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертно нас спасшим. Не все одно, какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам или вымышленным существам не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не есть богочтец, потому что не того Бога исповедует, Который есть истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания – один Бог рассудит; но так как нам Бог открыт Богом истинным, то, помимо этого откровения, нельзя иметь Бога истинного. Об особенном внимании, какого требуют дети и их воспитание

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О том, что сами византийцы воспринимали эти события как «войну за веру» и своеобразный крестовый поход свидетельствуют слова Ираклия перед одной из битв, приводимые в хронике Феофана Исповедника : «Мужи, братья мои, возьмем себе в разум страх Божий, и будем подвизаться на отмщение за поругание Бога. Станем мужественно против врагов, причинивших много зла христианам… станем против врагов нечестиво вооружившихся; примем веру, убивающую убийства (πστιν τν φνων φονετριαν – по другому переводу: “веру, убивающую убивающих” – Г.К.)… Станем мужественно и Господь Бог споборет нам и погубит наших врагов» 207 . Соответственно характеризуется и враг императора и всего христианского народа. Едва ли не с самого начала «Ираклиады» Георгий Писида описывает эту войну как противостояние Хосрова II – мрачного властелина подземного царства (Heracliados I, 54–59) и Ираклия – «освободителя мира» (Heracliados I, 70). Среди византийских авторов многочисленны примеры, когда василевс сравнивался с царем Давидом, который стал моделью идеального правителя не только для древних иудеев, но и для ромеев. Сравнивание императоров с царями Израиля довольно часто встречается в византийской литературе, но в данном случае имя «Новый Давид» для Ираклия не нуждалось в больших натяжках и преувеличениях. Параллели виделись не только в самом факте правления благочестивого царя, побеждающего варваров-язычников, но и в таких деталях как поединок Давида с Голиафом, под которым разумелась персидская держава в зените своей мощи. Ираклий же, выйдя на знаменитого своими победами врага с именем Бога и знамением Креста, одержал над ним в полном смысле чудесную победу. Отныне уже Хосров пытался найти способ победить врага, опустошавшего его центральные владения. Однако все попытки оказались бесполезны, и уже 29 февраля следующего года царь царей был свергнут в результате дворцового переворота. Победа Византии оказалась полной: последняя греко-персидская война завершилась триумфом Империи, а сам император стяжал себе славу «первого крестоносца» 208 . Ромеи захватили богатую добычу и смогли вернуть все завоеванные города. Завершивший войну символический акт состоялся в первый и последний раз не в Константинополе, а в Иерусалиме, куда император торжественно вернул захваченный десятилетием раньше Крест Господень и лично отнес его на Голгофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие авторского сознания обусловило формирование у древних греков и римлян вполне определенных представлений о правах и обязанностях автора («обязанность обосновать особыми доводами важность всей темы и правомерность своего подхода к ней»), о новаторстве и каноне, об оригинальности и плагиате. Всему этому в «ближневосточной словесности» противостоит «внутренняя анонимность», «размытость границ авторства», открытость формы, «нулевой зачет», отсутствие формально вычлененного вступления 504 . Ранневизантийские же историки находились на пересечении двух этих линий. Каким же образом эти традиции, зачастую противоречивые, повлияли на подход византийских авторов к своим историческим сочинениям, на формирование их авторского самосознания? Впервые в отечественной историографии попытался поставить вопрос об авторском самосознании ранневизантийских историков И. С. Чичуров, привлекая к анализу преамбулы византийских исторических сочинений 505 . Он приходит к выводу, что со временем в результате постепенных изменений высокий уровень авторского самосознания сменяется почти полной анонимностью. Основными вехами на этом пути являются IV и IX века. Окончательное утверждение новой модели и стандартов историописания, характерных для христианской эпохи, происходит, по мнению исследователя, в IX веке, в трудах Феофана Исповедника . Начало же этому повороту было положено Евсевием Кесарийским . Родоначальник жанра церковной истории начинает свой труд с довольно детального определения его тематики: речь пойдет об апостольском наследии, о годах от воплощения Спасителя до современных Евсевию, о тех, кто нес Божье слово, как устно, так и письменно, кто отклонялся от пути истинного (еретиках), о кознях еврейского народа против Христа, о мучениках за веру. Но главное, как замечает И. С. Чичуров 506 , не в этом. Евсевий, подобно светским авторам, четко осознает свое место среди других историков. С одной стороны, он не отступает от традиций античной историографии и в самом начале своего труда просит читателя быть к нему благосклонным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Ислам изображается как “тьма, в каковой оказались те, кто от Агари (647)”. Это совпадает с аналогичным уподоблением, совер­шаемым Георгием Амартолом. Сами арабы характеризуются как народ порочный, враждебный, кровожадный, презренное племя рабского отпрыска Измаила. (837–838) Кровожадность и страсть к войне у мусульманских народов также нередко использовались как аргумент против ислама, который в глазах христианских писателей свидетельствовал о плодах своего воздействия на души последователей. Особенно часто этот аргумент будет применяться поздними византийскими авторами. Еще один пункт критики, традиционный для христианских полемистов — мусульманская эсхатология излагается Феодосием как фрагмент речи перед войском арабского полководца, который призывает: Не бойтесь ран от мечей, Ибо если кто умрет, тотчас же спасен будет, И будет жить, предаваясь совокуплению, и примет обиталище, Где увидит, как текут потоки, о которых говорил пророк: Потоки молока, меда и вина. Если же кто, далее, убоявшись, не умрет за детей, Словами пророка пренебрегая, Убит будет нами и отправится во тьму, И получит нежданное наказание. (391–399) Эта картинка противопоставляется автором христианской эсхатологии, которая изображается в речи Никифора перед его войском. Смерть в битве “есть для нас более скорый путь ко спасению” (825), которое состоит в личной встрече со “Хрис­том, предвечным Сыном Отца, единым подающим венчающую славу” (946–947). Феодосий излагает в этом отрывке исламское учение о том, что погибший на священной войне отправляется прямиком в рай, и о самом содержании райских утех. Все это автор мог почерпнуть у преподобного Феофана Исповедника. Оригинальная полемическая нота — угроза арабского полководца в адрес тех, кто не захочет погибнуть на поле брани, за счет чего ислам показывается как религия, держащаяся на запугивании своих последователей и страхе их перед смертью в случае отступления. Видно, что Феодосий достаточно хорошо был знаком с исламом. Бросается в глаза его знакомство с Кораном (68, 392, 395) и даже использование арабского выражения в речи мусульманского полководца: Se»pf ™ceim¦t „scarXp (349). Сериков предлагает следующий перевод этой фразы: “Меч Ахмада, разбей голову” (то есть авангард войска или даже самого полководца), что хорошо согласуется с контекстом 4 .

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010