Эта стихира вошла в широкое литургическое употребление и стала неизменной частью Божественной Литургии. Уставные предписания относительно пения этой стихиры встречаются в синаксарии Евергетидского монастыря Константинополя . Радостное молитвенное утверждение «видехом свет истиный» указывает, вероятно, на Господа Иисуса Христа, Который в прологе евангелия от Иоанна также принимает это наименование: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин. 1,9)» . И как следствие видения Света истинного – Господа Иисуса – мы «принимаем Духа Небесного». Тема принятия Духа – одна из ключевых в Новом Завете. Главным образом ее развивает апостол Иоанн Богослов: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7,39). Эта же мысль звучит в Первосвященнической молитве Христа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14,17). Обетование дарования Духа Святого есть и в Евангелии от Луки: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11,13). И, наконец, к теме принятия Духа Святого обращается и апостол Павел: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " » (Рим. 8,15) . Заключительные слова стихиры «нераздельной Троице покланяемся» (греч. διαρετον Τριδα προσκυνοντες) включают в себя важное богословское определение – Троица нераздельная. Так Святую Троицу называл святитель Афанасий Великий. В своих творениях он 88 раз употребляет это выражение. Это, в свою очередь, свидетельствует о принципиальном значении этого понятия в тринитарном богословии александрийского святителя. Вслед за святителем Афанасием именуют Троицу нераздельной и иные святые отцы: святитель Иоанн Златоуст, автор стихир Пятидесятницы преподобный Иоанн Дамаскин , другой не менее известный гимнограф преподобный Андрей Критский и особенно часто святой Симеон Новый Богослов .

http://bogoslov.ru/article/5117156

1Ин.4:19 .  Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:20 .  Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 1Ин.4:21 .  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Устранив несовершенство любви в виде страха ( 1Ин.4:18 ), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему ( 1Ин.4:9–10 ), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом – в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, – так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу составляет прямую, положительную заповедь Божию ( τν εντολν αυτο), ст. 21. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3:17). Утвердившийся в Духе поступает по Духу, который в нём, и исполнение внешних заповедей для него становится делом естественным и радостным (хотя, конечно, искушения случаются не только до последнего часа жизни человека, но даже и после разлучения души с телом). Такой живёт по Богу не из страха, но из любви к Нему.  Поэтому о конце указанного пути Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Иоан. 4:18). О постепенном восхождении из первого состояния во второе пишет преп. Симеон Новый Богослов: «Насколько мы очищаемся, настолько возводимся от страха перед Богом до любви к Нему» . Отсюда понятны полные благодати слова Христовы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Таким образом, мы должны отречься от одной свободы, чтобы обрести другую, несравненно лучшую: должны отречься от свободы своеволия, обманчивой и нечистой, чтобы обрести свободу истинную и святую, свободу чад Божиих. Как получается, что когда ум, сердце и воля человека приведены в теснейшее единство с Богом, и, казалось бы, максимально порабощены Ему, в действительности именно тогда человек достигает истинной свободы, ощущает её полноту и блаженство? Пришедший в единство с Богом отнюдь не становится некоей марионеткой, полностью управляемой и движимой извне, не лишается своей природной воли и энергии. Они остаются. Но человек мыслит, чувствует и желает совместно с Ним, синергийно. Энергии Божии придают человеку мудрость, блаженство и силу. Разумеется, всё это не делает его менее свободным. Наоборот, оставаясь конечным существом, он становится причастником жизни бесконечного Бога, со всеми её сокровищами, в том числе и причастником божественной свободы. Он свободен в Боге, свободен как чадо Божье и наследник Царства Небесного.

http://bogoslov.ru/article/4712893

71 . Почему, опуская другое, досточтимые места в Иерусалиме, в которых Спаситель совершал великие и божественные дела и за нас претерпел страдания, для всех любезны и дороги? А что имя, прилагаемое к каким-либо вещам, может передавать славу свою и благодать, об этом мы узнаем от Господа, Который говорит в Евангелии: приемляй пророка, во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея ( Мф.10:41 ). Так и херувимы, разделяя имя херувимов небесных, приобщаются славе их. Пусть познают (Продолжение следует). Тареев Μ.М. Воскресение Христово и его нравственное значение 1345 //Богословский вестник 1903. Т. 2. 6. С. 201–217 (2-я пагин.). (Окончание.) —201— Три важнейших момента составляют евангельскую историю: чудеса Христа, Его смерть и воскресение. Внутренняя связь этих трёх моментов в том, что Господь Христос Иисус отрёкся от внешней славы и предпочёл ей смерть для того, чтобы основать царство сынов воскресения. Начальник и совершитель веры, Иисус, по словам апостола Павла, вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ). По учению того же апостола, Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам; и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:6–11 ). Подобным образом, апостол Пётр также выделяет в евангельской истории эти три основных момента. Так он в одном случае говорил иудеям: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним… Иисус сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” ( Мк. 10,13-16 ). Техника религиозной безопасности Чтобы дети не попали в секту типа Муновской, преподавание истории религии в школе должно иметь не только чисто познавательную, культурологическую, но и вполне практическая цель. Это — научение детей технике религиозной безопасности. Курс “истории религии” сегодня не может носить чисто “академического” характера. Для России коммунизм оказался своеобразной “машиной времени”: религиозная история вернулась вспять. Ереси и культы, как будто давно погребенные в истории, под лучами “перестройки” оттаяли и вышли наружу. Сегодня не выезжая за пределы Москвы можно изучить все верования, когда бы то ни было бывшие на Земле. Желаете приобщиться к “эзотерическим знаниям” язычества? — Общества Рерихов к вашим услугам. Хотите увидеть живых “богомилов”, альбигойцев или хлыстов? — Пожалуйте на собрания “Церкви Божией Матери преображающейся”. Дворцы культуры приглашают на камлания шаманов. В университетских общежитиях создаются кришнаитские и буддистские ашрамы. Значит “история религии” невозможна как “история” (ибо она предполагает наличие почтенной дистанции между исследователем и предметом его интереса). Скорее речь пойдет о своего рода технике религиозной безопасности. Сегодня надо всерьез думать о том, как защитить себя и детей от сект. Разлившееся море религиозных проповедников уже обнаружило, что чревато оно человеческими катастрофами. Поскольку запретить интерес к религии или прекратить работу миссионеров невозможно, лучше научиться жить в мире реального религиозного многообразия. Как не попасть в секту? Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос духовной безопасности, вопрос просто личного выживания.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

  Алексей Зюков 16 ноября 2013г. 02:15 Ольго из Вашего " " они причащались часто, потому что горели, или горели потому, что часто причащались? " :))) мой вариант - первый:)) " следует, что им Христос вообще был не нужен, т.к. они могли достичь чистоты и святости и без Него. Чтобы причаститься Бога нужно или быть как Бог, или ...? Или иметь от самого Бога, если так можно сказать, повеление это сделать. Уверен, что именно повеление Божие и дает возможность человеку вкусить и остаться живым, и это следует из писания и поучения отцов, из приведенных мною " смешных " цитат из молитв ко причастию. Алексей Зюков 16 ноября 2013г. 16:24 Ольго, " Например, " на Твое же безмерное благоутробие дерзая прихожду " ? А как насчёт " Виждь смирение моё, виждь  труд мой елик " ?...... " Вы знаете, каждый раз, когда в молитве дохожу до места Вами приведенного  " Виждь смирение моё, виждь  труд мой елик "  останавливаюсь в недоумении - какой мой труд? Святой Симеон Новый Богослов, видимо мог такое про себя сказать, но я то что сделал?! Мне больше на ум приходит: ...и когда все повеленное исполните, говорите рабы неключимые есмы, исполнили только то, что должны были исполнить (да еще и как исполнили посмотреть надо!), за что же нам ожидать награды? Разве исполнив все повеленное Богом, человек становится достойным встречи с Ним? Поэтому и остается  " на Твое же безмерное благоутробие дерзая прихожду " 16 ноября 2013г. 18:13 " останавливаюсь в недоумении - какой мой труд? Святой Симеон Новый Богослов, видимо мог такое про себя сказать, но я то что сделал?! " ну так вот.. так почему сторонники частого причащения решили, что без уподобления первым святым, Причастие будет помогать " обожению " ? Почему " без труда елика " они решили, что оно будет в помощь, а не в большее осуждение? " Повеление от Бога " ? Ну так оно, помнится, было такое " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: « возлюби ближнего твоего, как самого себя». И " кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня " .  Это прежде. Вот, где поле для дерзновения, вот где " горение " ....

http://bogoslov.ru/article/3594846

Анастасия 16 декабря 2012, 16:57 Очередной конец света - очередной манипуляция над умами тех, кто не задумывается о вечном. И боятся его люди, для которых этот мир единственно существующий. Очень грустно оттого, что таких людей достаточно много и их по неразумению ловят на подобные провокации. Спасибо Валерию за замечательную статью. Спаси Господи. Владимир 16 декабря 2012, 16:40 И что теперь делать? Как жить-то дальше? Яна Фридбург 16 декабря 2012, 11:34 Нашли во что верить и о чем думать распуская панику.Делать вам нечего.. Всевозможные байки о конце света распространялись всегда ! Вы вообще понимаете что такое конец света ? Если все вы верите предсказанию Майа(которого не было и нет), то почему бы вам не перечитать скажем Нострадамуса , в пророчествах которого про конец света 2012 нет ничего подобного! или та же Ванга которая ничего об этой дате не предсказывала... успокойтесь уже. Когда судный день придет , никто из нас не знает Библию внимательнее читайте! Вот вам пример из Библии! ...скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершится ?(Св.Евангелие от Марка, глава 13, пункт 4) и произошли громы и молнии и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. И всякий остров убежал , и гор не стало; БИБЛИЯ : Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 18-20. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце:И дано было ему жечь людей огнем(Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 8) И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились что бы воздать Ему Славу(Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 9). И вот главное : О дне же том,или часе,НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ни Ангелы небесные, ни Сын , но только ОТЕЦ.(Св.Евангелие от Марка, глава 13, пункт 32). А вот теперь советую всем посмотреть вот это-http://www.youtube.com/watch?v=SujAS0SQ3ts Ahmad 16 декабря 2012, 10:21 Ладно вот что я думаю, если летит метеорит в нашу сторону, даже если он больше нашей планеты мы можем его остановить, на земле ведь есть Бомбяры атомные и ядерные) запустим их по очереди в него и нету конца света и все

http://pravoslavie.ru/58123.html

В Апокалипсисе есть и другие слова, которые тоже очень важны. Христос говорит: “Вот Я стою у двери и стучу”. Это уже не те громовые слова “Се, гряду скоро”, а “стою у двери и стучу”. Это не дверь истории, это дверь человеческого сердца. И это уже не голос мировой грозы и бури, а тихий голос странника. Странник — это Христос. Он приходит к каждому, Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего — любовь. “Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною”. Что это значит? Вспомним великую “Троицу” Андрея Рублева. Священная трапеза — значит присутствие Божье в мире, а тут уже — в душе человека. Тот, кто откроет Ему дверь, почувствует, что Он вошел в него и что они находятся вместе. Тот, кто знает, что такое Святая чаша Евхаристии, подходит к этой чаше с готовностью, веря, что Он будет вместе с ним участвовать в этой трапезе. “Я стою у двери и стучу — и кто отворит дверь, войду к нему”. Его тихий стук — это стук к нам, в нашу историю, в наши души, в нашу жизнь. Это стук самой Истины, которая приходит к нам почти как проситель, как бедный странник, ничего не навязывая, а только предостерегая… И тогда кончится наша неудовлетворенность, тогда раскроются перед человеком бесконечные горизонты. Для того чтобы прийти к этому, надо открыть дверь и впустить правду, истину, добро, впустить Агнца Божьего, который стучится в мир. Это последний штрих Библии, который кончается надеждой и светом. Не розовой надеждой, не пустыми посулами и не историческими иллюзиями, а смелым взглядом на все темное, что есть в истории, и благовествованием о том, что зло будет побеждено. В этом суть замечательной книги, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанново. Откровение святого Иоанна Богослова. Статья из рукописи Библиологического словаря Откровение Св. Иоанна Богослова, или Апокалипсис, последняя книга Библии и единственная в каноне Нового Завета, близкая по своему жанру к книгам пророков. Написана на греческом языке; состоит из 22 глав.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И сейчас, когда я пишу эти строки, святая икона Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова находится в моей келий. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов постоянно напоминает мне о том, что когда Христа распяли, то все отреклись от Него, все ушли вслед за убийцами. И только он один остался с Матерью Христовой. Как и Мать Христова, он не дрогнул и стоял рядом с Нею при Кресте, готовый умереть за своего Учителя. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов взирает на меня своими глубокими, все ведающими очами, как бы спрашивая у меня отчет о каждом дне и часе моего архипастырского служения. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов видел все несовершенство земной жизни. Он не упускал из виду того, что в сообщество христиан вливались не только подвижники, праведники, мученики, искренние и пылкие проповедники, но и сребролюбцы, властолюбцы, равнодушные попутчики. И, несмотря на это, он учил и учит нас братской любви друг ко другу. Созерцая его святой Образ, я каждый раз мысленно повторяю его слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Ко всему изложенному выше я хочу присовокупить слова из моего духовного завещания: «Когда Господь призовет меня к уделу вечности, я прошу передать эту Святую икону Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова в Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь, где она ранее находилась». Рассказ о моем архипастырском служении на Костромской Кафедре подошел к концу. 21 апреля 1964 года Чиноначалием Русской Православной Церкви я был определен быть Епископом Аргентинским и Южноамериканским. Всемогущему Богу было угодно, чтобы я последовал завету Его возлюбленного Сына Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа…» На востоке Ойкумены Покинув гостеприимную землю Латинской Америки, я думал, что на этом мои архипастырские странствия по миру закончились. Но Господь рассудил иначе. В последующие годы, неся свое архипастырское служение на Харьковско-Богодуховской, Львовско-Тернопольской и вновь на Харьковско-Богодуховской Кафедрах, я побывал почти во всех странах мира. В общей сложности я налетал более миллиона километров. Но до 80-х годов XX века мне доводилось посещать лишь центральные и западные регионы нашей Ойкумены и Ближний Восток.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010