Жутко становится нам при таком положении. Нами овладевают боязнь и опасение, как бы не удалось диаволу, миру и плоти нашей ввести нас таким образом в обман, соблазн и искушение, а потому мы и молимся: «Отче, не введи нас во искушение» . Конечно, мы хорошо знаем, что, пока мы живем здесь, на земле, в нашей плоти, мы не можем стать вне всяких искушений и можем освободиться от них не прежде и не иначе, как когда Отец наш Небесный возьмет нас с этой земли на небо и таким образом избавит от всякой борьбы и от всяких искушений диавола, мира и нашей плоти. Но мы знаем и то, как хорошо, как полезно для нас, что мы здесь подвергаемся разного рода искушениям и соблазнам. Это воспитывает в нас чувство смирения и оберегает нас от гордости и самомнительности. Отсюда мы опытно познаем свое бессилие и побуждаемся предавать себя всецело благодати нашего Бога. Таким образом, для нас ясно теперь, что христиане необходимо должны подвергаться искушениям и протыканиям, и если бы кто из них захотел избегнуть всяких искушений, то это было бы то же, как если бы воин стал молиться: «Не введи меня в войну» или моряк: «Не введи меня в воду, в море». Но мы знаем наше слабое сердце. Нас предостерегает пример апостола Петра, когда он в гордой самоуверенности сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33) – и, однако, не устоял пред соблазном. Кто может поручиться за самого себя и сказать, что он непременно устоит в борьбе и одержит победу? Кто станет желать и искать себе искушения или просить, чтобы его подвергли испытанию? Вот почему мы так часто молимся: «Отче, не введи нас во искушение» , как бы говоря: «Ах, Всеблагий Отче, Ты знаешь мое слабое сердце. Тебе ведомы и самые сокровенные тайники моей души и жизни. Но не дай упасть мне, когда споткнусь, подыми, когда упаду. И если разгорится борьба, то помоги мне в ней и поддержи Твоею мощною рукою, дабы мне не потерпеть поражение, но взять перевес и одержать победу». Как счастливы мы и как должны благодарить Бога, если мы, находясь в опасности, можем так просить Отца своего и питать надежду, что Он услышит нас, как отец слышит детей своих, и не отринет нашей молитвы, когда мы обращаемся к Нему со словами: «Отче, не введи нас во искушение» ?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Жутко становится нам при таком положении. Нами овладевают боязнь и опасение, как бы не удалось дьяволу , миру и плоти нашей ввести нас таким образом в обман, соблазн и искушение, а потому мы и молимся: Отче, не введи нас во искушение. Конечно, мы хорошо знаем, что, пока мы живём здесь, на земле, в нашей плоти, мы не можем стать вне всяких искушений и можем освободиться от них не прежде и не иначе, как когда Отец наш Небесный возьмёт нас с этой земли на небо и таким образом избавит от всякой борьбы и от всяких искушений дьявола, мира и нашей плоти. Но мы знаем и то, как хорошо, как полезно для нас, что мы здесь подвергаемся разного рода искушениям и соблазнам. Это воспитывает в нас чувство смирения и оберегает нас от гордости и само- мнительности. Отсюда мы опытно познаём свое бессилие и побуждаемся предавать себя всецело благодати нашего Бога. Таким образом, для нас ясно теперь, что христиане необходимо должны подвергаться искушениям и претыканиям, и если бы кто из них захотел избегнуть всяких искушений, то это было бы то же, как если бы воин стал молиться: «Не введи меня в войну» или моряк: «Не введи меня в воду, в море». Но мы знаем наше слабое сердце. Нас предостерегает пример апостола Петра, когда он в гордой самоуверенности сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ) и, однако, не устоял пред соблазном. Кто может поручиться за самого себя и сказать, что он непременно устоит в борьбе и одержит победу? Кто станет желать и искать себе искушения или просить, чтобы его подвергли испытанию? Вот почему мы так часто молимся: Отче, не введи нас во искушение, как бы говоря: «Ах, Всеблагий Отче, Ты знаешь моё слабое сердце, Тебе ведомы и самые сокровенные тайники моей души и жизни. Но не дай упасть мне, когда споткнусь, подыми, когда упаду. И если разгорится борьба, то помоги мне в ней и поддержи Твоею мощною рукою, дабы мне не потерпеть поражение, но взять перевес и одержать победу». Как счастливы мы и как должны благодарить Бога, если мы, находясь в опасности, можем так просить Отца своего и питать надежду, что Он услышит нас, как отец слышит детей своих, и не отринет нашей молитвы, когда мы обращаемся к Нему со словами: Отче, не введи нас во искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. «Прости нам грехи наши, как и мы простили уже тем, которые оскорбили нас». И не введи нас во искушение: «не допусти нас до греха». Но избави нас от лукавого. «Избавь нас от всяких бед, в особенности от злейшего нашего врага – диавола!» Говорим везде: «нам», «нас», а не «меня», потому что мы должны любить наших ближних, как себя, и так же заботиться и молиться о них, как и о себе. Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь. «Мы просим у Тебя, Небесный наш Отец, всех этих благ, потому что они в Твоей власти и силе и для Твоей славы, мы желаем их себе, чтобы жить нам так, как Тебе угодно, и Тебя прославлять. 9. Молитва утренняя К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упованием мое, и Тебе славу воссылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пробудившись от сна, мы, прежде всего обращаемся к Господу Богу с чувствами преданности и благодарности: К тебе, Владыко, Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю. Господь сохранил нас в течение ночи, когда недвижимо, как бы мёртвые, мы лежали на своём одре. Многие с вечера спокойно засыпают, а просыпаются уже не в этой, а в другой жизни. Не могли ли и мы умереть? Болезнь, пожар, злой человек, даже просто испуг могли причинить нам смерть. Но от всех этих бед избавил нас Господь. И Он не только сохранил нас в течение ночи, но и ободрил и укрепил нас на новый день. Вчера мы легли спать усталые, утомлённые, изнемогшие от труда. Встаём с новыми свежими силами, способными к труду. За всё это мы должны благодарить Господа Бога и благодарим Его в утренней молитве. Мы называем Его Владыкою и Человеколюбцем. Наименование Владыки означает, что мы находились во время сна, как и всегда, находимся во власти Господа Бога. Он мог пробудить и не пробудить нас к жизни. Именуя же Человеколюбцем, означаем Его любовь к нам: по Своему неизречённому милосердию Он продолжает нам жизнь и даёт время на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Крест Христов есть доказательство бесконечной любви к нам Бога, и несчастно то сердце, которое остаётся бесчувственным пред ним. Это сердце каменное… Но если Крест Христов приводит нас к вере в любовь к нам Бога, то он в то же время обязывает нас верить в Его абсолютную святость, т. е. в Его глубокое отвращение ко злу или, другими словами, в Его бесконечное отрицание греха. Бог любит грешника, но питает в тоже время отвращение ко греху, который убивает грешника; в Боге бесконечная любовь к грешнику сопровождается бесконечной ненавистью ко греху – это обратная сторона медали. Но каким образом Крест доказывает божественную святость? Тем фактом, что Иисус Христос , будучи Богом, приобщился плоти и крови человеческой, сделался действительным человеком, не переставая быть Богом и, будучи святым и праведным, приняв на себя грехи всего мира, Сам сделался грехом ради нас. «Его, не знавшего греха, Бог ради нас сделал грехом (μαρταν ποησεν), чтобы мы сделались в Нём праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Так бесконечно Он возлюбил нас, так дорого было для Него наше спасение, т. е. избавление нас от греха, оправдание нас пред Богом, исцеление нашей души. Мы за грехи наши по суду вечной правды должны были умереть, но Он желал, чтобы мы жили; мы были у Отца нашего Небесного чадами гнева, – Он пожелал выразить нам Его любовь и облагодатствовать нас дарами Св. Духа, исходящего от Отца; мы были под клятвой, но Он желал преклонить к нам милосердие Небесного Отца и низвести на нас Его божественное благословение, – и Он принимает на Себя нашу клятву, наше осуждение, нашу смерть... Бог сделал Его жертвой за наши грехи. «Он язвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – Втор.21:23 ), дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам заслужить обещанного Духа верой» ( Гал.3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но благодарение Богу, который выносит на свет все злодеяния и все злоумышления. Поэтому те, кто увидит какой-либо смертный грех среди нас, от осквернения до воровства и лжи, будь то мужчина или женщина, и не смогут сказать мне, потому что стыдятся, как я слышал о некоторых, или же потому что не нашли меня, чтобы сообщить мне, пусть они скажут старцу у нас (т. е. в мужском монастыре), или пусть скажут старице у вас (т. е. в женском монастыре), или старцам богобоязненным у нас, или старшим женщинам богобоязненным у вас, или пусть скажут их отцам, что в доме с ними, которые блюдут за ними у нас, или их матерям, что в доме с ними, которые блюдут за ними у вас. А отцы, что в домах у нас, или старцы, которые у нас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о дурных делах среди нас, пусть они сообщат мне или скажут старцу. А матери домов, что у вас, или старшие женщины, которые у вас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о делах дурных среди вас, пусть скажут старице. А старица, в свою очередь, пусть созовет матерей домов и других старших женщин, и пусть они засвидетельствуют эти дурные дела в составе десяти женщин или двадцати, и таким образом пусть старица пошлет старца, причем знают все, кто является свидетелем, чтобы он со своей стороны, старец, которому сказали это у нас, или тот, к которому вы послали его у вас, сообщил мне о всех в спокойное время, когда мы не будем заняты. Таким образом, если мы все будем единодушны, то мы избежим великих осуждений от Бога, и получим благословения, и одолеем сатану и все его дела дурные. Если же каждый из нас будет самонадеян, и мы не будем поступать так, на нас падут великие осуждения от Бога и великие проклятия от нашего Господа Иисуса, и грех одолеет нас вместе с нашими врагами диаволами. Но да не будет так! Я же говорил эти (вещи) относительно смут и (о) тех, кто не сможет мне сказать о том, что он видел, будь то мужчина или женщина, потому что они не нашли меня или потому что они, как я слышал, стыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

От нас Богочеловек хочет только одного: исповедания и познания, что мы грешные, а все остальное сделает Он, Человеколюбец, Единственный и Спаситель «да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды». И как «Праведный» и «Верный», Он дарует нам Божественные силы, чтобы мы устояли в новой жизни, в жизни «в правде и в преподобии истины» ( Еф. 4:24 ). 1Ин. 1:10 .  Аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его и слово Его несть в нас. ( Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.) Спаситель пришел в наш мир, чтобы спасти нас от греха, о чем нам провозглашает непрестанно это благовествование. Однако, когда говорим, что не имеем греха, то делаем Бога лжецом. Зачем Он говорит, что пришел нас спасти от греха, когда мы не имеем греха? Он пришел в мир, потому что мы грешны, связаны грехом и смертью . Признавая греховность нашу, мы признаем и нужду в спасении и освобождении от греха. Так слово Его в нас и слово Его есть Его Евангелие, Евангелие спасения. «Человекопоклонники» говорят: «Мы не имеем греха и, следовательно, не имеем нужды в Спасителе. Он не является для нас необходимым, поскольку нас не от чего спасать. Если мы имеем какой-либо недостаток, мы его ликвидируем посредством культуры, науки, просвещения и технологии. В целом Бог для нас не необходим». Так человекопоклонники расценивают Спасителя как самонадеянного лгуна и, соответственно, врага человечества. Глава вторая 1Ин. 2:1–2 .  Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира. ( Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.) С усилением осознания человеческой греховности, усиливается и желание спасения от нее. И Он, «Верный» и «Праведный», приходит и «очищает нас» от всякого греха и дает нам Божественные силы, чтобы жизнь наша стала святой и праведной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Расхожее утверждение эпохи «Нью Эйдж» – бог у каждого «в душе». Это забавный способ сказать, что каждый из нас уникален, при этом слово «бог» звучит скорее как банальность. В то же время существует ясное учение классического христианства о понятии Христос-внутри-нас – основе православного образа жизни. Нам не подобает представлять наши взаимоотношения с Богом как нечто внешнее, как между двумя людьми. Наш союз с Богом, получивший рождение в Таинстве святого Крещения, намного более глубокий. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17). Бог не «помогает», вдохновляя нас или просто устраивая так, чтобы все было в порядке. Он скорее внутри нас содействует в союзе с нашими усилиями. Таинство аскетики (практики молитвы, пощения, самоотречения и т.д.) имеет смысл только в этом контексте. Те, кто смотрит на Православие извне, часто обвиняют нас в том, что мы стремимся делать «дела праведности», будто мы верим в то, что возможно заслужить благодать Божию через добрые дела. Это совершенно неверно. Благодать Божия – это Его дар, и ее нельзя заслужить. Тем не менее православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19) и «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12). «Дела», творимые христианином, творятся правильно только в союзе с Христом, так что это не дела отдельной личности, но дела нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, то это Христос постится в нас. Когда мы молимся, это Христос молится в нас. Когда мы даем милостыню, это Христос дает милостыню через нас. И мы должны понять, что Христос-в-нас стремится поститься. Христос-в-нас стремится молиться. Христос-в-нас стремится подать милостыню. Церковные предписания – это не предписания как себя вести или инструкции по моральному совершенствованию. Скорее заповеди Христовы (как это проявляется в жизни Церкви) сами по себе изображение, икона Самого Христа.

http://pravoslavie.ru/136375.html

Та истина, что Бог сохраняет мир и всех нас, очень утешительна для нас. Предыдущий урок научил нас, что все мы – грешники. Но, несмотря на это, Бог не перестает заботиться о нас – грешниках, и отеческую заботливость свою простирает даже на злых, повелевая, по слову Спасителя, солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылая дождь на праведных и неправедных. Как утешительно это! – Но вместе с этим та же истина возлагает на нас некоторые важные обязанности. В книге пророка Иеремии (глава 5, стих 24) говорится: «и не сказали в сердце своем: убоимся Господа Бога нашего, который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». В этих словах пророк прославляет ту благую заботливость, с которою Бог печется о сохранении нашей жизни, своевременно подавая нам ранний и поздний дождь и охраняя жатву и посевы наши и, вместе, научает, что за эту заботливость мы должны бояться Бога, то есть, всегда памятовать о Боге и хранить себя от всякого греха. Тому же научает нас апостол Павел, когда говорит грешнику: «или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» Итак, страх Божий, соединенный с покаянием и хранением себя от грехов, – такова та обязанность, которую прежде всего мы должны иметь в виду при мысли об отеческой заботливости Бога о нас. – Во Второзаконии (глава 8, стих 10) говорится: «и когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе». Этими словами Моисей увещевал израильтян благодарить Бога за благую заботливость Его о них. Благодарность к Богу должна быть также и нашею священнейшею обязанностью; никогда мы не должны забывать о ней. Принимаем ли пищу и питье, надеваем ли одежду и обувь, за все и всегда мы должны благодарить Бога. – Наконец, истина, что Бог сохраняет нас, не может не побуждать нас к надежде на Бога. Выше мы привели уже изречение Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Здесь имеется в виду именно усиленная заботливость, которой предаются люди, не имеющие надежды на Бога. Но мы, христиане, не должны предаваться такой заботливости, и если кого-либо из нас постигает нужда, то все заботы свои тот должен возлагать на Бога и надеяться на Него Одного. «Все заботы ваши возложите на Него; ибо Он печется о вас», – увещевает апостол Петр. Так поступали все святые во всех нуждах своих, так должны поступать и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ во всех народах...» (Лк. 24:45—47). Если Имя Его дает нам радость познания тайны любви Безначального к нам, то, конечно, возлюбим мы и самое Имя. В нем содержится «домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом», «избравшем нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1:4—5, 3—9). «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, помилуй нас». Многолетняя молитва трансформирует нашу падшую природу настолько, что она становится способною воспринять освящение чрез открывшуюся нам Истину; и это — прежде, чем мы покинем сей мир (ср.: Ин. 17:17): «Господи, Иисусе, помилуй нас». Безмерное величие стоящей пред нами задачи внушает нам страх. Нам сказано, что «Царство силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Длительный подвиг покажет нам, что в евангельском откровении все принадлежит иному, высшему плану. Ослепительный Свет Божества отражается в нашем плане как заповеди: «Любите врагов ваших... будьте совершенны, как совершен Отец...» (Мф. 5:44, 48). Только вселение Того, Кто дал нам сии заповеди, поможет исполнить поведенное. Отсюда наш крик к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живого, помилуй нас». Призывание Имени Господа постепенно соединяет с Ним. Частично это происходит даже тогда, когда молящийся еще не разумеет, «КТО ЭТО» (Мф. 21:10), и еще неясно ощущается исходящая от Имени сила освящения. Всякое дальнейшее продвижение, однако, непременно связывается со все углубляющимся осознанием нами греховности, доводящей нас до отчаяния. Тогда мы с возрастающей энергией призываем чудное Имя: «Иисусе, Спасе мой, помилуй мя». Святое Предание, драгоценнейшее наследие нам от Самого Господа чрез апостолов и отцов Церкви, учит нас пребывать в нищете духовной, в сознании нами присутствующей в нас смерти греховной, если мы действительно стремимся стоять в истине. «Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8—10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

Вот каково Евангелие! Воистину добрая и благоприятная весть! Бог явился на земле, и с людьми пожил, и Сам устроил спасение; и благодатью Его спасаются грешники, те, которые чистым сердцем веруют в Него, и отверженные от Бога в милость Его принимаются, и земные жители небесными делаются, и погибшие наследуют вечную жизнь. Познаем, брат, великое сие Божие дело. Как велика благочестия тайна: Бог явился на земле! Велико и удивления достойно было бы, если бы царь земной сам лично пришел к пленным рабам своим, чтобы искупить их. Бог, Слово Божие, Сын Божий, Царь Небесный пришел Сам к нам, плененным, чтобы искупить нас через Себя Самого. Цари земные по большей части искупают пленных ради своей корысти; Царю Небесному никакой корысти в нас не было. Он блажен без нас, и от нас никакого не требует услужения, и предстоят Ему тысячи тысячей Ангелов, и служат день и нощь непрестанно, но однако же Сам пришел на землю взыскать нас, и за корысть Себе то только поставил, чтобы нас спасенными видеть. Вот какова истинная и горячая любовь, которая не ищет своего (1 Кор 13:5)! Поверим тому, что Бог на землю ради нас пришел, чтобы нас на небо возвести, и напишем великое сие дело на сердцах наших. Тогда непрестанно будем о сем удивляться, поя и воспевая в сердцах наших Господу (Еф 5:19). Тогда истинно возлюбим явление Его и отвратимся от суеты мира сего. Тогда не только имений наших, но и себя самих не пожалеем ради имени Его. Он лицеприятия не имеет, но как ради всех, так ради тебя и меня, непотребного, пришел. Слава щедротам Его! Рассуждай об этом, и тем себя к любви Его поощряй, и в нужном случае, когда помыслы говорят: Нет спасения тебе в Боге твоем, – утешай. Чего и себе и тебе от сердца желаю. Спасайся.   Письмо шестидесятое Однако же не думай того, что будто бы Бог оставил Свое небо, когда явился на земле. Бог с места на место не переходит, так как везде и на всяком месте есть, как я тебе прежде писал о том. Но когда говорится, что Бог пришел на землю, это говорится применительно к понятию нашему, так как мы иначе понять не можем, как и того не можем понять, что Он и здесь, и на другом месте, и на небесах есть. Он и тогда на небесах был, и славим был с Отцом и Духом Святым, и Ангелами на небесах поклоняем и воспеваем был, когда по земле ходил и между людьми обращался. Так святое Его Слово учит нас, и Святая наша Церковь исповедует. Так веруй и ты, и исповедуй, чрез меру трудного для тебя не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай (Сир 3:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010