Пост — это время воздержаться от Причастия, если не можем приобщиться достойно Дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни ещё неукоснительнее 29 ноября, 2015 Дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни ещё неукоснительнее Проповедь митрополита Сурожского Антония о Рождественском посте, произнесенная 29 лет назад, 30 ноября 1986 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь словами Самого Христа сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твёрдо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надёжную опору находим в Евангельских словах, словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живём, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно нас учит и может нас очистить и преобразить. Но хотя Бог подаёт нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть ей своё сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем же путём, который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен. Апостол Павел даёт нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — это зависит от нас. Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведёт нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдётся ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдаёт Себя в наши руки? Или придётся нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принёс плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы как приглашённые на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашёл себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

http://pravmir.ru/post-eto-vremya-vozder...

Приложение Проповеди Епископа Николая Петергофского 1922–1926 года. Ленинград (Фрагменты, записанные слушателями) Слово, сказанное в церкви Благовещения за всенощной 22 ноября 1922 г. Избранному воеводе земли Российская, светлому украшению Церкви православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому. Из глубины веков смотрят на нас кроткие, лучезарные глаза Александра Невского. Ангел телом, ангел душой был он. Красивый, с черными кудрями, с бледным задумчивым лицом. Как орел, носился он от одного края Руси до другого, отгоняя врага. Когда закончились дни его земной жизни, он не упал на землю, но взвился на небо, туда, к престолу Божию. Оттуда молится он за нас, скорбит и болеет о нас. Великий княже Александре, прости и еще раз прости нас, не сумевших сберечь твою святыню. Научи нас любить Христа. Не оставь нас сиротами одинокими, не покидай нас духом, ты, покинувший нас телом. Будь же нашим Ангелом-Хранителем, как был ты им для наших предков. Укрепи, поддержи нас, готовых каждую минуту продать своего Христа! А сейчас будем молиться святому благоверному князю Александру Невскому, будем горячо ему молиться и просить его не оставлять нас одинокими. Еще раз прости нас, святый княже Александре! Люди Владимирские горько плакали, прощаясь с князем Александром, а как мы должны плакать, что осмелились вскрыть твою святыню! Это не наша воля, прости нас! Аминь. Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова (на Стремянной ул.) за обедней 4 декабря 1922 г. (Св. Троицы, Жен Мироносиц) Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. В этой кратенькой молитве, которую мы так часто слышим в церкви, да и не только в церкви, но и дома, когда молимся, так больше других приходится произносить вот эту кратенькую молитву: Господи, помилуй! Сколько в ней воодушевления, сколько сокрушения. Вот душная подземельная катакомбная церковь первых христиан, принужденных скрывать свое христианское звание. Доносится до нас через века и столетия их вопль: «Господи, помилуй!» Всемирное событие – Воздвижение Креста Господня. Вся собравшаяся толпа торжественно поет: «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Ведомо буди, яко в Троичных глаголем в понедельник убо, в конце сих сице: Да будет известно, что говорится в конце всех троичных восьми гласов. У первого троична говори так: Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас. В понедельник: Предстательством бесплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас. Во вторник: По молитвам Предтечи Твоего помилуй нас. В среду и пяток: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В среду и пятницу: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас. В четверг: По молитвам святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас. А у прочих двою Троичнов глаголати, якоже в концах их писано есть. А у двух других троичных говори, как написано в конце их. Песни Троичны. Глас 1: Плотскими образовании Безплотных сил/к мысленному и невещественному возводими уму/и Трисвятою песнию Триипостаснаго Божества приемлюще сияние,/херувимски возопиим Единому Богу:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Вещественными образами бесплотных сил/возводимые к духовному и невещественному познанию,/и с трисвятою песнью принимая/сияние Сущего в трех Лицах Божества,/как Херувимы воззовем Единому Богу:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш:” Слава: Со всеми Небесными силами/херувимски Сущему в Вышних возопиим,/трисвятую возсылающе хвалу:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. Слава: Со всеми небесными силами,/в Вышних Живущему как Херувимы воззовем,/трисвятую воспевая хвалу:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш, по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!” И ныне: Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже,/и Ангельскую песнь вопием Ти, Сильне:/Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. И ныне: Восстав от сна, припадаем к Тебе, Благой,/и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!” Песни Троичны. Глас 2: Вышния силы подражающе на земли,/победную песнь приносим Ти, Блаже:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troichny-...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf За что благодарить Бога? Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. ( Иак. 1:17 ). Глупому – «счастье», умному – «Бог дает». Русская пословица. Всё Божие, что ни имеем, кроме грехов. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Для человека создал Бог небо, украшенное звездами, для человека создал Он землю, – и люди возделывают ее для себя. Преподобный Антоний Великий (251–355). Господь – наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство. Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян. 14:17 ). Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению... Не видеть всех этих благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком. Но этого мало, любвеобильный Отец Небесный так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что воспринял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, претерпел нас ради уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и позорную смерть, будучи распят со злодеями, пролил за нас Кровь Свою и положил Душу Свою. Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотой нашей, нисходит на нас, оживляет нас, мертвых прегрешениями, освящает нас, оскверненных и непотребных...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Троицын-день». «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом» … (стихира). Так обычно именовался у нас по-народному этот дивный праздник, который официально, по-церковному, носит название «Пятидесятницы», поскольку празднуемое в этот день великое событие Сошествие Святаго Духа произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Наш народ подметил, что в церковных песнопениях этого дня прославляется не только это событие, но и вся Святая Троица; отсюда и наименование – «Троицын-день». Но почему же славится вся Святая Троица, когда главным действующим лицом в воспоминаемом в этот день событии является, собственно, лишь Одно  Третие  Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святый? Потому что событием этим было закончено все дело домостроительства нашего спасения (отчего и праздник этот именуется Святой Церковью «конечным праздником»), а в нем деятельное участие принимали все три Лица Пресвятой Троицы, почему и поется: «... нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (стихиры). В этот день мы празднуем полное и совершеннейшее выражение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду. В чем же и как проявилась эта любовь Божия к нам, грешным, со стороны каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог-Отец – наш Творец и Промыслитель.  Он создал нас из ничего, единственно по любви Своей, и даровал нам безценный дар – жизнь, чтобы сделать нас блаженными в общении с Собой. Он почтил нас «образом Своим», наделив высоким даром свободной воли с возможностью приближаться к уподоблению своему Первообразу. Сотворив нас, Он не предоставил нас произволу слепой судьбы, а продолжает непрестанно промышлять о нас, так что ни один волос не падает у нас с головы без Его святой воли. Когда же, в лице прародителей наших, мы пали и сделались недостойными Его милостей и райского блаженства, и подвергли себя величайшим бедствиям и страданиям вплоть до общего всем нам «оброка греха» – смерти, Он и тогда не отвратил от нас лица Своего, но устроил нам дивный план спасения в Сыне Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Беседа о кресте и распятии Господнем. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Мы совершаем сегодня, возлюбленные, праздник и торжество, так как Господь наш пригвожден ко кресту. Не удивляйся, что мы празднуем, тогда как это событие прискорбно; таково все духовное: оно бывает противно обычаю человеческому. Дабы тебе точно знать это, вот крест прежде был именем осуждения и наказания, а теперь стал предметом почтенным и вожделенным: прежде крест был орудием позора и казни, а теперь стал источником славы и чести. А что крест действительно есть слава, послушай Христа, Который говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:5 ), называя славою крест. Крест – глава нашего спасения; крест – причина бесчисленных благ. Чрез него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными, теперь приняты в число сынов; чрез него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; чрез него мы, прежде покланявшиеся деревам и камням, теперь познали Создателя всех; чрез него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; чрез него земля наконец сделалась небом. Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми; он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели, он истребил бесовское заблуждение, он уничтожил обольщение. Чрез него уже не стало дыма, смрада и пролития крови бессловесных животных, но везде – духовные служения, песнопения и молитвы; чрез него бесы обращены в бегство, чрез него диавол изгнан, чрез него человеческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрез него девство водворилось на земле, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, естество человеческое узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме; он примирил нас, враждовавших (с Богом); он сделал близкими нас, бывших далеко; он сделал своими нас, бывших чужими; он сделал гражданами неба нас, бывших странниками; он сделался у нас прекращением войн, он стал для нас опорою мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > О двух судьбоносных победах Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 17.04.2020 1215 Время на чтение 7 минут В этих двух кратких победоносных словах пасхального приветствия – всё сказано! В них вся сущность нашей веры, сила надежды, полнота нашей любви к Христу Спасителю, победителю греха, смерти, ада и диавола. Эти слова несутся через века и страны. На них основана наша вера, наша надежда, наша любовь, сама святая Церковь, наша проповедь, христианская жизнь и вся наша будущность, - чаяние жизни в Царствии Небесном! «Иисус Христос, Искупитель человечества, примиряет небо и землю, человечество с Богом, избавляет нас от греха, проклятия и смерти, сродняет нас с Собою и всех между собою через Церковь, жизнь в духе верности и любви, через покаяние и причащение святых Тайн Тела и Крови ...» Свт. Николай Сербский. Мы празднуем сегодня день Воскресения Христова, день победы Божией не только над смертью, но и над злом. Но эта победа была одержана не Одним только Богом. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, одолел зло как Человек Своей Божественной силой. Своим вочеловечением Сын Божий и наше человечество употребил и удостоил победоносного участия в этой борьбе со злом. Поэтому, каждый из нас, как крещеный христианин, член Церкви, является частицей тела Христова, и призван, подобно Христу, участвовать в спасении мира и в победе над злом в этом мире через добродетельную христианскую жизнь. Поэтому станем ликовать не только о любви Божией, о Его милости, о величии Бога, о Его щедрых дарах, – станем ликовать и о том, что мы, в своем человечестве, способны так соединиться с Богом, что в нас и через нас зло может быть сокрушено, – не только наш личный грех, но и греховность окружающего мира. «Побеждающему (грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21-22). Мы должны помнить, что победа, одержанная Христом в нашем человечестве, является призывом для нас. Он призывает нас войти в Его самоотверженный труд как Победителя. Он призывает нас, подобно Ему, выйти на единоборство со злом. Мы должны побеждать не только зло, которое в нас, но и то, которое есть вокруг нас.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/17/...

Митрополит Онуфрий: Томос об автокефалии будет ограничением свободы, которую мы сегодня имеем 14 сентября, 2018. Новостная служба «Мы самостоятельная Церковь. И у нас есть все атрибуты независимости, которые нужны нам сегодня для нормального служения Богу и народу» 14 сентября. ПРАВМИР.  Украинская Православная Церковь имеет всё необходимое для служения Богу и народу, заявил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере». «Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Чтобы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков. Если бы я хотел быть политиком, я бы им был, я бы такие одежды на себя не надевал, а сразу пошел бы в политику. Хотя в молодости у меня были такие шансы. Я их отбросил. Одев духовные одежды, я должен думать и заботиться о духовном. А те люди, которые надели рясы и занимаются эффективной политикой, выстраивают всякие геополитические планы, — просто нечестные люди, которые не смогли быть настоящими священниками, сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе внимание людей. Это нечестно. И перед Богом этим людям придется очень тяжело отвечать. Мы самостоятельная Церковь. И у нас есть все атрибуты независимости, которые нужны нам сегодня для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть Архиерейский Собор, независимый ни от кого, решения нашего Собора независимы — никто не имеет права наложить на них вето. У нас есть церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас всё есть своё: у нас экономическая, административная независимость… Томос будет ограничением свободы, которую мы сегодня имеем. Нам этого не нужно. У нас есть независимость, самостоятельность, есть все атрибуты свободной жизни, необходимые для церковного успешного духовного служения людям. То, что у нас есть с Московским Патриархатом духовные, молитвенные, канонические, культурные связи — это нормально. Так должно быть. Церковь не является политической организацией, которая сегодня одного любит, а другого ненавидит, а завтра будет наоборот.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-tom...

О любви ко Христу Слово в Великий Пяток Опять святая Церковь созвала нас, чад своих, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждает нас дивным трогательным богослу­жением вспомнить крестную смерть нашего Господа с ее великими телесными и душевными страданиями. И мы, проникаясь этими воспоминаниями вместе с Церковью, сознаем, что сии страдания и смерть Господь восприял для нашего спасения. Ради нас Он смер­тельно тосковал в Гефсиманском саду и просил учеников Своих побыть с Ним. Ради нас Он претерпел безбожный суд у первосвящен­ников Анны и Каиафы, а затем у Пилата. Ради нас Он, привязанный к столбу, перенес оплевание, заушение, биение и был увенчан терновым венцом. Ради нас Он был невинно осужден на смерть. Ради нас Он был оставлен не только всеми людьми, но и Своими учениками. Чтобы до дна испить всю чашу страданий. Спаситель был даже оставлен Своим Божественным Отцом, почему и воскликнул на кресте: " Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил? " (Мф. 27,46). Все эти величайшие муки и крестную смерть перенес Господь для того, чтобы снять с нас Божественное проклятие, которому подвергся человеческий род за прародительский грех, и вновь даровать нам благодать Святого Духа для стяжания святой и блаженной жизни в единении со Христом навеки в Его неизреченном Царстве. Что же, неужели мы, сознавая всю спасительную для нас силу страданий и смерти Господа, уйдем сейчас от Его гроба только для того, чтобы как можно скорее заглушить в себе это сознание водововоротом житейской суеты?! Если мы, возлюбленные, так поступали доселе, то да не будет этого с нами впредь. Уйдем отсюда не только с сознанием спасительного для нас значения страданий и смерти Христа, но и с любовью к Нему, конечно, с любовью истинною, т.е. жертвенною, ибо любовь к Богу не может быть без подвига, без   самопожертвования, без страданий ради Христа. О, если бы мы ушли от сего гроба, как некогда ушел от Умершего на   Голгофе святой Иоанн Богослов! Он был настолько объят любовью ко Христу, что ее не могла преодолеть грозившая ему смертельная опасность. Движимый этой любовью, он не мог оставить Своего   Божественного Учителя, и за это Господь удостоил его великой, бесподобной чести, усыновив его Пречистой Своей Матери. О, если бы мы ушли от сего гроба, как ушел от креста сотник! Видя, как природа содрогалась от страданий и смерти Христа, он исповедал Его открыто Сыном Божиим, а впоследствии пострадал за Него как священномученик Православной Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/1702.html

Разделы портала «Азбука веры» Учение святых отцов Святитель Иоанн Златоуст : «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей-миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». От лица почивших христианских младенцев Златоуст так витийствует и богословствует: «Нас святые ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыдились; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и попрали их; сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» ( Пс.123:6-7 ). Когда это совершилось, руководившие нас ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: «Агнцы Божии! ублажаем ваше пришествие сюда; отверзся вам прародительский рай; предоставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклонными очами воззрел Он на вас; в Книгу Жизни вписал Он вас». И сказали мы: «Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных – не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей – не отлучи от святых Твоих. Знамения крещения сохранились целыми на нас: тело наше мы представляем Тебе чистым по причине младенчества нашего”» (Маргарит. Слово о терпении и благодарении и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Примечание святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают слово не принадлежащим Златоусту, но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении»).

http://azbyka.ru/mytarstva-uchenie-svyat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010