Всякое изображение предмета в веществе, соединенное с обоготворением ( Деян.7:43 ) – есть идол: но идол в мире значит ли что-нибудь, или идолу приносимая жертва значит ли что? Одно только значит, что идол – ничто, и что приносящие идолу жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). 42. Солнце, луна и звезды ( Деян.7:43 ) стройным течением своим и порядком подобны воинству ( Мф.24:29 ). 43. Скиния есть подвижный храм, в котором живут ( Ин.1:14 ) и служат она же есть и скинома (σκνωμα) – тело ( 2Пет.1:13, 14 ): мы храм Бога живаго, – постоянное жилище, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить, и буду их Богом, и они будут моим народом ( 2Кор.6:16 ). И так, какая сообразность между храмом Божиим и идолами ( 2Кор.6:16 )? Христиане! Не ходите под одним для вас чуждым ярмом с неверующими; ибо какое сообщение у праведности (у праведников) с беззаконием (с беззаконными)? Что общего между светом и тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое участие у верного с неверным ( 2Кор.6:14, 15 )? 44, 47–48. У Израильтян в пустыне была образцовая скиния, а Соломон построил Богу образный храм, во образ нерукотворенного храма ( Ин.2:21 ): тем имел Закон (ветхий завет) будущих вещей, а не самый образ, и приносимые в законе жертвы не могли сделать совершенными приносящих ( Евр.10:1 ; Рим.12:1 ). 48. Всевышний не в рукотворенных храмах живет: Бог есть Дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Всевышний не в рукотворенных храмах живет: принесите тела ваши Богу в жертву живую, святую, разумную ( Рим.12:1 ), чего требует служение Богу – Духу. 48–49. Храм Божий есть небо и земля, храм нерукотворенный; и истинные поклонники суть те, которые поклоняются Ему не в одном Иерусалиме, но на всяком месте владычествия Его, в духе и истине ( Ин.4:21, 23 ). Святое человечество Сына Божия есть высокая лествица, возносящая к Богу – Отцу, и лествица, по которой снисходят Ангелы ( Ин.1:51 ) для служения спасению человеков ( Евр.1:14 ). 49–50. Кто сотворил небо и землю, тот на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Или, испытавший блага царствия небесного похож на купца, отыскивающего хороших жемчугов, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Ст. 47–50 Опять, проповедь , посредством которой призываются люди в царство небесное, похожа на невод, который, будучи закинут в море, захватил рыб всякого рода; но, когда он наполнился, вытащили его на берег, сели, и хорошее отобрали в посуду, а дурное выбросили вон. Так будет и при кончине века: изыдут ангелы, и отделят злых от праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Ст. 51–53 Наконец, Иисус Христос спросил их: – «вы поняли это все?» – Ему говорят: «поняли, Господи!» Тогда Он сказал им: – «если так; то знайте, что всякой книжник, ознакомившийся со способом преподавать учение о царствии небесном, должен походить на хозяина, который из кладовой своей выносит то новое, то старое» (так и он должен разнообразить и способ, и предметы учения). 12. Укрощение бури на Генисаретском озере (Мк. 4:35–41; Мф. 8:18, 23–27; Лк. 8:22–25) По вечеру, Иисус Христос, видя вокруг Себя множество народа, сказал ученикам: – «переправимся на другую сторону». – Он вошел в лодку; и они, отпустивши народ, вошли в ту же лодку, в которой Он был, и отправились. За Ним поплыли и другие суда. Во время плавания их, Он заснул на корме, на возглавии. Вдруг, на море поднялась сильная буря; волны били в лодку, так, что она заливалась волнами; и, плавающие, были в опасности. Ученики, подошедши, будят Иисуса Христа, и говорят: «Учитель! как Ты не заботишься, что мы погибаем? Наставник! Наставник! погибаем. Господи! спаси нас; погибаем!» Он пробудился, и сказал им: – «чего вы испугались, маловеры?» – Тогда встал, и, с прещением, сказал буре: – «умолкни!» и волнению моря: – «перестань!» – И буря утихла; улеглись волны; и настала великая тишина. Тогда сказал им: – «что вы так боязливы? как это у вас нет веры?» – Все были в страхе и изумлении, и говорили между собою: «Кто же это, что повелевает ветрам и воде; и ветры, и море повинуются Ему?» 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). 55 Солнце не может светить только в одно окно, но люди хотят, чтобы Бог был только у них, и ни у кого другого... 56 Надежды на Бога никогда не бывают пустыми, это только люди бывают без надежд. 57 Если люди шире узкого Евангельского пути, то силой их в него не затянешь. 58 Раньше появлялись Преподобные, и вокруг них строились монастыри. А теперь строят монастыри, и ждут в них появления преподобных... 59 Жить с Богом – это значит жить сердцем, а жить с миром – значит жить головой. 60 Когда душа увидит, что жизнь в миру – это пустота, тогда же она сразу понимает, что жизнь в уединении – это то, что ей больше всего нужно. 61 Люди... люди... жалко издерганные жизнью, как вас глубоко жаль, – это молитва… молитва без слов... 62 Заблудился?.. Значит, страдай!.. Если страдаешь, значит найдешь выход!..

http://isihazm.ru/1/?id=197

Повествуя об этом, Евангелист Иоанн высказывает удивление, что народ не уверовал в Иисуса как Мессию, несмотря на столько чудес, совершенных Им. Впрочем, поясняет Иоанн, все это было предсказано пророком Исайей. Пророчествуя об уничиженном явлении Мессии, о Его страданиях и смерти, Исайя воскликнул: «Господи! Кто же поверит этому? Кто поймет, что в таком страдающем Мессии заключается божественная сила всемогущества? Кому откроется эта сила (мышца)?» Рассказывая же о том, как он видел славу Бога, тот же Пророк передает слышанный им голос Господа: Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули... (Ис. 6, 1—13; 53, 1—12). Объясняя таким образом исполнение пророчества о неверии народа, Евангелист оговаривается, что не все были с такими ослепленными глазами и окаменелыми сердцами, что даже и из начальников многие уверовали, но открыто об этом не говорили, боясь отлучения от синагоги и потери через это власти; а власть свою они любили больше, чем славу Божию. Выходя из храма, Христос в последний раз обратился к народу с разъяснением цели пришествия Своего на землю и с повторением ранее сказанного о Своем единстве с Отцом Небесным: « Я пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12, 46) неведения воли Божией; ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец заповедал Мне, что сказать (Ин. 12, 49). И все, что Я говорю, говорю так, как сказал Мне Отец (Ин. 12, 50). И Я знаю, что заповедь Его, воля Его, — чтобы все люди удостоились блаженства Вечной Жизни, чтобы все спаслись; для того-то Он и послал Меня, и послал не судить мир, но спасти (Ин. 12, 47); поэтому Я и не сужу никого (Ин. 8, 15). Да и к чему судить теперь, когда всякий, не исполняющий возвещенную Мной волю Божию, сам себя осуждает». Сказав это, Иисус вышел (с Апостолами) из храма, оставил этот дом пустым, лишенным благодати Божией: се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38; Лк. 13, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Святые – это все верные христиане (13,7), а пророки – те, что удостоились пророческого дара от Господа. По неизреченному милосердию Божию в те страшные и последние дни не прекратится род святых детей Божиих и, как пророчествовал Иоиль ( Иоил. 3:28–32 ), особо будут излиты дары Духа Святого, и именно дар пророчества. К этим пророкам последнего времени будут притекать верные и находить у них утешение и укрепление в страданиях. Но на них будет лютое гонение. Кровь их будет литься, как вода, от рук антихристовых гонителей. Однако виновны в пролитии их крови не только непосредственно те гонители, но и вообще все, кто оправдывает казни христиан. Виновны и оправдывающие древних иудеев, которые убивали и гнали посланников Божиих ( Мф. 23:29–37 ). Виновны и все, оправдывающие пролитие крови святых, когда бы то ни было. «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы... Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» ( Лк. 11:47–48,50 ). Благодатным чудом претворения воды в вино начал Господь Свое служение на земле ( Ин. 2:1–11 ), страшным возмездием будет претворение воды в кровь, когда Господь будет завершать Свои дела с землей. И вот пронеслось, как эхо от возгласа ангела вод. Откр.16:7 И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. Теперь о праведности Божественного правосудия говорит голос от жертвенника . От жертвенника вопияли души убиенных святых за слово Божие и за свидетельство о Христе об отмщении пролившим кровь их (6,9–10). Теперь, когда их кровь частично была отмщена, они славят Бога за Его правосудие. Так что этот голос от жертвенника исходил от находящихся под ним душ убиенных святых. Святой Андрей Кесарийский разумел под жертвенником Самого Христа, т. к. мы призываемся «чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы» ( Евр. 13:15 ), либо ангельские силы, которые возносят Богу наши молитвы и духовные службы. В таком случае мы имеем здесь самосвидетельство Христа и свидетельство ангелов об истинности и праведности судов Божиих. Четвертая чаша

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таковым слово апостольское являлось и до сих пор является для всех воспринимающим его с верою и обращающихся к Христу. Но дело не в том, чтобы воспринимать слово Божие и сетями его быть привлечену к вере во Христа и вступить в Церковь Его, а наипаче в том, чтобы сохранить воспринятое слово и остаться верным Христу и Его Церкви, ибо только под этим условием можно надеяться на спасение. Христос Спаситель, обещавший сотворить Апостолов ловцами человеков, изрек также притчу, в которой царство небесное, то есть Церковь Свою – это царство небесное на земле, – уподобил неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. «Так будет, прибавляет Спаситель, при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:47–50 ). Как не все рыбы, попавшие в невод или сеть, оказались годными, так и не все люди, уловленные сетью апостольской проповеди, оказываются достойными спасения. Нет сомнения, что из множества рыб, чудесно, по благословению Христа, пойманных сетью галилейских рыбарей и переполнивших лодки их, не все оказались одинакового достоинства: нашлись между ними и такие, которые надобно было выбросить из лодки. Какой выразительный образ судьбы членов Церкви земной! Церковь, вмещающая их, есть корабль плывущий по житейскому морю, направляющий свой бег в пристанище небесное. В этом корабле соединены все – хорошие и худые христиане, подобно тому, как в ковчеге Ноевом с благочестивыми членами семейства Ноева обитал нечестивый Хам, как в обществе двенадцати апостолов находился Иуда предатель. Слава милосердию и долготерпению Господа, допускающего смешение в корабле церковном великих грешников с праведниками, не отлучающего грешных из среды праведных, призывающего к спасению первых чрез общение с последними с тем, чтобы грешные могли пользоваться примером и руководством праведных и при помощи их братского вразумления могли сделаться подобно им Святыми, могли достигнуть этого посредством покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Это очень серьезно! Дело обстоит так, что мы находимся под угрозой стать жертвами грандиозного обмана, может быть, самого грандиозного за всю человеческую историю. Нас обманным путем хотят лишить главного спасательного средства – святого Евангелия, от нас хотят утаить голос Самого Бога. Что же нам делать? Чтобы врагу нашего рода это не удалось, мы в первую очередь как раз и должны твердо и навсегда усвоить ту несомненную истину, что после смерти нашего тела будет уже поздно каяться и менять свое поведение, ибо нас ожидает не перевоспитание, а Страшный Суд, то есть отбор. Если мы еще сомневаемся в этом, послушаем последнюю из притч, сказанных Иисусом Своим ученикам. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:47-50 ). Кажется, чего уж яснее? И все-таки чернь сомнения продолжает точить душу, не правда ли? Бог не может быть так беспощаден. Ведь перед каждым причащением мы обращаемся ко Христу со словами, которые написал для нас святой Василий Великий , а он не мог ошибиться: «Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человеческой, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити». Бог всем желает спасения! Может ли Он в таком случае нарочно производить поляризацию, которая облегчит ему рассортировку, превращая ее в чистую формальность? Да, может производить и постоянно производит. В апостольские времена Он прибегал для этого к эзотерическому языку притч, а сегодня попускает диавольские соблазны нашей комфортной цивилизации и даже диавольское искажение собственной Благой Вести, не действующие только на подлинно верных, а остальных влекущее на ту дорожку, которая в конце приводит в ад. Но, глядя на тех, кто вступает на эту дорожку. Он не испытывает никакого злорадства. Почему же Он не перекрывает этот путь?

http://azbyka.ru/ponimaem-li-my-evangeli...

В настоящем труде об Евангельских притчах мы не пытались дать читателю полное и всестороннее объяснение сокрытой в них духовной мудрости, что невозможно. Мы ставили перед собой более скромную задачу познакомить читателя с основами Евангельского учения, данного в притчах. Притчи Христовы — это вечно-живые образные наставления, которые указывают нам путь к Спасению. Указатель Параллельных текстов Евангельских Притч 1. Притчи о Царствии Божием О сеятеле: Мф. 13:1—23, Мк. 4:1—20, Лк. 8:4—15 3 О плевелах: Мф. 8:24—30, 36—43 5 О невидимо растущем семени: Мк. 4:26—29 7 О зерне горчичном: Мф. 13:31—32, Мк. 4:30—32, Лк. 13:18—19 8 О закваске: Мф. 13:33—35, Мк. 4:33—34, Лк. 13:20—21 8 О сокровище, скрытом в поле: Мф. 139 2. Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии О заблудившейся овце: Мф. 18:11—14, Лк. 15:1—7 10 О блудном сыне: Лк. 15:11—32 11 О мытаре и фарисее: Лк. 18:4—14 13 3. Притчи о Добрых Делах и Добродетелях а) О прощении обид: О должнике, недостойном прощения: Мф. 18:13—35 14 б) О добрых делах: О милосердном самарянине: Лк. 10:25—37 16 О неверном домоправителе: Лк. 16:1—13 18 О богатом и Лазаре: Лк. 16:14—31 22 в) О добродетелях: О безрассудном богаче: Лк. 12:13—21 24 О талантах: Мф. 25:14—30, Лк. 19:11—28 25 г) О рассудительности и молитве: О строителе башни: Лк. 14:28—30 27 О царе, начинающем войну: Лк. 14:31—33 27 О друге, просившем хлеба: Лк. 11:5—8 28 О судье неправедном: Лк. 18:1—8 28 4. Притчи об Ответственности и Благодати а) Об ответственности человека: О злых виноградарях: Мф. 21:33—46, Мк. 12:1—12 30 О бесплодной смоковнице: Лк. 13:6—9 31 О званных на брачный пир: Мф. 22:1—14, Лк. 14:16—24 32 б) О благодати Божией: О работниках, получивших равную плату: Мф. 20:1—16 34 О десяти девах: Мф. 25:1—13 36 О рабах, ожидающих господина: Мф. 24:42—44, Лк. 13:35—40 39 В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас): О драгоценной жемчужине: Мф. 13:45—46 О неводе: Мф. 13:47—50 О хозяине, хранящем новое и старое: Мф. 13:51—52 О потерянной драхме: Лк. 15:8—10 О двух сыновьях: Мф. 21:28—32

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2613...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99 Мф 6,5-6 . 100 Мф 6,9-13 ; Лк. 11:2-4 . Эта молитва была широко распространена среди христиан задолго до появления евангельского текста. Вариации, которые отличают ее у Мф и Лк (в синодальном переводе они сглажены), закрепились, вероятно, уже тогда. Вопрос о том, какая форма более ранняя, остается открытым, хотя многие экзегеты отдают предпочтение Лк. Молитва имеет ряд параллелей и в иудейских текстах. 101 2Ин. 12:31; 14,30; 16,11. 102 Мф 7,25 ; Лк. 6:47-49 . 103 Мф 7,12 . 104 “Не суди ближнего своего, – говорил Гиллель, — пока не будешь в его положении” (Авот, II,4). 105 Мф 7,1-3 ; Мк. 4:24 ; Лк. 6:37-38; 41-42 . 106 Авот, II,6. 107 Мф 9,12-13 . 108 Лк 18,9-14 . 109 Мф 21,28-31 . 110 Лк 19,1-10 . Из слов Закхея можно заключить, что и прежде, прислушиваясь к укорам совести, он занимался благотворительностью. Его обещание относится к злоупотреблениям, связанным с его профессией сборщика налогов. 111 Лк 7,36-50 . Рассказ о женщине, помазавшей ноги Иисуса благовониями, приводится в Евангелиях в нескольких вариантах ( Мф. 26:6-13 ; Мк. 14:3-9 ; Ин. 12:1-8 ). Некоторые экзегеты думают, что в данном случае предание по-разному рассказывает об одном и том же событии. Но более вероятно, что были два “помазания” – одно в доме фарисея Симона, а другое в Вифании. 112 Талмуд, Макот, 24. 113 Мф 22,35-40 ; Мк. 12:28-33 ; Лк. 10:25-28 . 114 Мф 5,17 сл., ср. Лк. 16:17 . 115 Лк 5,39 . О нежелании Иисуса Христа соблазнять людей резким отвержением традиций свидетельствуют Его слова у Мф. 17:27 . 116 Мф 5,21-37 . Следует отметить, что новой, в точном смысле слова, Христос назвал только заповедь о самоотверженной любви ( Ин. 13:34 ). Те же комментаторы, которые считают, что вне Евангелия речь шла лишь о поступках человека, а не о его внутренних побуждениях, игнорируют данные источников (ср., напр., Быт. 4:5-7 ). Даже такой краткий кодекс, как Декалог, говорит о сердечном грехе (зависти). В Талмуде сказано: “Страсть вначале – как бы чужой, после – гость, и наконец хозяин дома” (Сукка, 52).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010