?????? ????? ??????? ??? ??????? ???????????, ????? ??? ?????, ??? ????????????? ?? ?????? ????????????? ???????? ????????? ????? ??? ?????????? ???????? II. ????? ????? ?????????? ???????? ???? ? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????, ????????????? ???, ??? ??????????? ????? ?????? ????????? ? ?????? ? ??????, ? ????????? ?????? ????????? ??????? ??????. ??? ????? ?? ????? ???????, ?? ??????????? ? ?????? ???? ???????? ???? ? ?????? ? ? ???? ???? ? ?????????????? ?????. ?????? ?????????????? ??????????? ?????????? ???????? ?? ??????? ???????????? ?????? ? ???????????? ?????????????? ??????????, ????? ?????????? ???????? ???? ?? ????????????? ? ????????????????. ?????? ?????? ? ?????????? ? ?????? ??? ????????? ????????? ?????? ????? ????????? ?? ?????????? ?? ?????????? ?????? ??????. ??? ????? ???????? ?????????? ???????? ?????? ???? ?????????????, ??? ????????? ??????? ? ?????????? ????????, ??????? ????? ??????????????? ??? ????????????? ?????? ?????? ? ??????? ???????????. ????????????? ?????? ?? ??????? ?????? ? ????? ??????, ?????? ? ???? ? ????????? ? ??????? ????? ?? ????????? ??????? ? ??????? ??????? ???????-??????????? ???????????? ? ?????? XVI-XVII ????????. Иеродиакон Давид Сарсания ???????.Ru 4 ????? 2005 ???? Примечания: Ф.Жордания. Хроники и другие материалы для истории и письменности Грузии. Книга II-я. Тифлис, 1897. С.342-343. (на грузинском языке). Грузинские Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С.139-140. (на грузинском языке). Там же. С.140. Б.Ломинадзе. Каноны, принятые соборами Абхазского Католикосата. Вестник Гелатской Академии Наук. Кутаиси, 1996, (на грузинском языке). Ф.Жордания…Цит. соч. С.468. Царевич Вахушти. История Имеретии. Жизнь Грузии. СПб., 1854. Ч.2. С.30. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Тифлис, 1866. Т.1. С.52-53. К.Кекелидзе. История грузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т.2. С.30-31. (на грузинском языке). Грузинские Католикосы-Патриархи…Цит. соч. С.158. Д.Пурцеладзе. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.137-139. Акты…Цит. соч. Т.1. С.29. Д.Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1761 года. С.141. Там же. Гуджар от 1777 года. С.152-153. К.Кекелидзе…Цит. соч. С.132. А.Хаханашвили. Крепостное право в Грузии до присоединения к России. Кутаиси, 1910. С.63. (на грузинском языке).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Г. Чеишвили Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archélogique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1950. Т. 4 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие... по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Иевлев А. И. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Бердзнишвили М. Грузинские ист. источники XI в. о соц.-экон. истории Грузии, написанные в Никорцминде. Тб., 1979 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); он же. История Грузии: Эпоха нового времени (1500-1810). Тифлис, 1922 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Еще одна работа златоваятеля Мамне//Моамбе (Вестник)/АН Груз. ССР. Тб., 1949. Т. 10. Вып. 6. С. 385-388 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Рельефы Никорцминды: О фасадной скульптуре в средневек. Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Берадзе Т. Рача. Тб., 1983 (на груз. яз.); Беридзе В. Церковная архитектура Грузии XVI-XVIII вв. Тб., 1994 (на груз. яз.); Вачридзе Г. Временное управление Имерети. Кутаиси, 1999 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в ц. Архангелов села Земо Крихи// она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 25-94; Вардосанидзе С. Архиереи Грузии: XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Мурусидзе М. Церковная жизнь Рачи в XI - 2-й четв. XX в.: Никорцминдская епархия, Челишский мон-рь: Дис. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.); Метревели Р. Рача. Тб., 2013 (на груз. яз.); Гаприндашвили Б. Никорцминдские архиереи в 1534-1822 гг.//Гулани/Гос. ун-т Самцхе-Джавахети. Ахалцихе, 2014. С. 141-162 (на груз. яз.); он же. Рача-Имеретинские епископства. Тб., 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

В царствование Баграта действовавший в Картли свод законов был переработан и составлен новый (Законы Баграта Куропалата). При Баграте в Г. были построены крепость в Сухуми, неск. храмов и крепостей в Шида-Картли, храмы Никорцминда в Раче и Бедиа в Абхазии. Особое значение имело строительство храма Баграта (1003) в Кутаиси, к-рый и в наст. время является символом единства Г. Баграт III († 1014) был похоронен в выстроенном им храме Бедиа, к-рый украсила фреска с изображением царя с моделью храма в руках. Ист.: Охранная грамота Хабиба ибн Масламы//Баладзори: Книга завоевания стран/Пер.: П. К. Жузе. Баку, 1927; Лордкипанидзе М. Д. , сост. То же//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1951. Вып. 29 (на груз. яз); Мученичество Гоброна//ПДГАЛ. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество Давида и Константина//Там же. Т. 3 (на груз. яз.); Житие и мученичество св. мученика Костанти грузина, к-рый был замучен царем вавилониян Джафаром/Пер. с древнегруз., исслед., коммент.: Н. З. Вачнадзе, К. К. Куция. Тбилиси, 1978. Лит.: Джанашиа С. Н. Арабы в Грузии. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); он же. О времени и условиях возникновения Абхазского царства// Он же. Труды. Т. 3. (на груз. яз.); Анчабадзе З. В. Из истории средневек. Абхазии. Сухуми, 1959; Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. СПб., 2002; Лордкипанидзе М. Д. Политическое объединение феод. Грузии. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же. Абхазия и Абхазы. Тбилиси, 1990; Бгажба Х. С. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967. М. Лордкипанидзе Правление св. царя Давида IV Строителя и св. царицы Тамары Груз. цари Георгий I (1014-1027), Баграт IV (1027-1072) и Георгий II (1072-1089) с переменным успехом воевали или поддерживали отношения с Византией. В 1014-1018 гг., воспользовавшись войной между Византией и Болгарией, Георгий I ненадолго изгнал византийцев из Тао. Наряду с продолжавшимся в XI в. противостоянием Г. и Византии шла постоянная борьба царской власти с азнаурами, зачастую оказывавшими помощь внешнему врагу. Положение страны усугубилось вслед. нашествий турок-сельджуков. Сельджукский султан Алп-Арслан Мухаммед ибн Дауд предпринял походы на Г. в 1064-1065 и 1068 гг. Опустошительное нашествие сельджуков имело место при султане Малик-шахе в 1080 г. Страна была разорена; сожжены Кутаиси, мон-ри в Артануджи и Кларджети. Вост. Грузия вошла в состав Сельджукской империи.

http://pravenc.ru/text/168205.html

396 Оставшаяся в Лазике армия имела свои стоянки на Фазиде, а три тысячи человек, под начальством вождей Одонаха и Бабы, стояли в крепости Археополе. Взятие Петры случилось в начале 551 года. Мермероис собрался в поход ранней весной и, узнав в дороге о гибели этой твердыни, изменил направление пути и вступил в Лазику с востока через проход, который персы успели сделать более доступным, проложив в нем дорогу. Он вел с собой значительные силы, а вызванные им на помощь сабиры явились к нему в числе 12 тысяч человек, из которых он удержал только 4 тысячи. В его армии было восемь боевых слонов. Вступив в Лазику, Мермероис отстроил крепость Сканду, а затем, пройдя мимо Археополя, 397 направился по правому берегу Фазида, чтобы захватить неприятеля в главном лагере. По слуху о приближении Мермероиса, имперская армия бросила свой лагерь и переправилась на судах на левый берег реки. Глубина и быстрое течение реки спасли римлян от преследования, так как Мермероис не имел лодок для переправы. Предав огню брошенный лагерь, Мермероис вернулся под стены Археополя и осадил его. Гунны-сабиры изготовили ему много легких переносных таранов, которые помогли Бессе взять Петру. В армии Мермероиса был большой отряд деламитов. То были горцы из области, лежавшей к югу от Каспийского моря, остававшиеся в положении свободного народа и служившие в персидских войсках по найму за плату. 398 Мермероис надеялся с их помощью легко справиться с Археополем. Грозный приступ многочисленной армии поставил крепость на край гибели. Тучи стрел, летевших в защитников, не позволили им удержаться на стенах, но отважные вожди Одонах и Баба сделали вылазку и потеснили нападавших. Один слон был ранен и, придя в бешенство, смешал ряды персов. Началось смятение и бегство. Персы потеряли четыре тысячи человек убитыми и трех вождей. Четыре знамени достались победителям и, как трофей победы, были отосланы к императору. После этой неудачи Мермероис направился в самую цветущую область Лазики и занял города Мухерезий и Кутаиси, укрепления которого были в развалинах. Мермероис окружил его палисадом и остался здесь на зимовку. Неподалеку от Кутаиси была расположена крепость Ухимерий, занятая гарнизоном лазов и небольшим отрядом имперских войск. 399 Сообщение с этой крепостью было отрезано и вместе с тем возможность сношений с лежавшими к северу областями Сванией и Скамнией, которые получали хлеб от лазов. 400 Сваны вступили в сношения с Мермероисом и просили его принять их земли под власть персидского царя. Выманив хитростью из своих крепостей римские гарнизоны, они впустили туда персов. 401 Вскоре нашелся среди лазов изменник, который, польстившись на щедрые обещания Мермероиса, распустил в Ухимерии ложный слух о гибели царя Губаза и всей римской армии и склонил гарнизон к сдаче. 402

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

57 Страна производила мало хлеба, население в большинстве вело пастушеский образ жизни и довольствовалось самой простой пищей. Дорог в стране не было, и сообщения были вообще очень затруднены. Соль и хлеб лазы получали с моря, и торговлю с ними вели греческие купцы из Трапезунта. Самая цветущая часть земли лазов лежала на среднем течении Фазида; здесь находились города Кутаиси (или Котатисий, как называет Прокопий), Мухерезий, Археополь (в расстоянии одного дня пути от Мухерезия) и Родополь, расположенный на равнине; на северо-восток от Кутаиси лежала крепость Ухимерий, закрывавшая дорогу в область, населенную племенем сванов (Сванетия). 58 Христианство издавна проникло в Лазику из Иверии, которая дала в начале IV века такого стойкого и самоотверженного борца за истину монофизитства, каким был Петр Ивер, епископ Маюмы, окончивший жизнь в конце правления Зенона. 59 Власть царя Колхиды не ограничивалась территорией, заселенной лазами, а простиралась к северо-востоку в горные местности, занятые племенем сванов и скимнов, и по побережью на апсилов, мисимиан и абазгов. Области абазгов и апсилов лежали к северу от Лазики, а еще дальше на север жили мисимиане, граничившие с аланами. 60 Земля абазгов делилась на два царства: одно по морскому побережью, другое в горах, к востоку от моря. В случае смены на троне в этих зависимых царствах царь Колхиды утверждал преемника. К югу от Колхиды между нею и горною областью, занятою племенем цаннов, жил независимый народ, исповедовавший христианство и состоявший в духовной связи с лазами, так как он получал от них епископа. Царь Колхиды, современник императора Анастасия, Дамназ, получил утверждение во власти от Кавада и пользовался большим расположением с его стороны. Когда он умер, сын его Цафий, 61 опасаясь, чтобы Кавад не заставил его принять религию Зороастра, вступил в соглашение с императорским двором и, с разрешения императора, явился в Константинополь с большой свитой местной знати. Он встретил самый почетный прием, принял крещение, получил в жены знатную женщину, дочь патриция Нома, Валериану, и был объявлен сыном императора. Из рук императора он принял внешние отличия своего сана и тем признал свою зависимость от империи. Император зачислил его в штат силенциариев своего двора и положил определенный оклад. Событие это записано в хрониках под 522 годом. Малала сохранил описание того царского орната, который получил царь Цафий от императора. То была облегавшая тело одежда, стихарь, белый, шелковый, с золотыми клавами и портретом императора на груди; плащ из той же белой материи (χλαμς) с золотой полосой и портретом императора, приходившимся на грудь. Убранство дополняли золотая диадема, золотой пояс, украшенный жемчугом, красные сапоги, также расшитые жемчугом. Со своей благородной супругой из старого рода патрициев империи Цафий отправился в свое царство, обласканный и щедро одаренный императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

К.- автор неск. монографий, посвященных деятельности царя св. Вахтанга Горгасали, Георгия Саакадзе, царя Ираклия II; К. были исследованы и описаны источники, касающиеся 2 наиболее важных битв в истории Грузии - Дидгорской и Крцанисской. Отдельное исследование он посвятил вопросу возникновения груз. государственности. Также К. принадлежат неск. учебников, посвященных истории Грузии. Большое значение К. придавал публикации документальных материалов по истории Грузии и ГПЦ периода средневековья. Особо следует отметить заслуги К. в выявлении, изучении и публикации документов по истории ГПЦ. Начиная с 1912 г. он издавал гуджары (грамоты, указы) патриарших поместий в Вост. Грузии; грамоты мон-ря Шиомгвиме (жалованные царем Грузии Георгием II (1072), царицей св. Тамарой (1201-1202) и царем Георгием IV Лашей (1220)); «Завещание» (1123-1124) царя единой Грузии св. Давида IV Строителя мон-рю Шиомгвиме; ряд приходо-расходных описей разных храмов. К. изучал деятельность Восточногрузинских (Мцхетских) и Западногрузинских (Бичвинтских (Абхазских)) Предстоятелей (католикосов и католикосов-патриархов) и архиереев; он уточнил списки их имен и хронологию правления. Также им были изучены документы, связанные с доходами обоих Католикосатов ГПЦ (Мцхетского и Абхазского). В 1921 г. в 2 томах вышли собранные К. «Церковные документы Западной Грузии». Были опубликованы источники, касающиеся истории мон-ря Илори , Баграта храма в Кутаиси, документы, связанные с деятельностью митр. Чкондидского Арсения (XIII в.), «Большой иадгари Абхазского Католикосата», памятники канонического права: «Католикосское право» (Законы католикосов), «Порядок коронования царя» XIII в. Мн. публикации К. были посвящены истории древнегруз. городов Тбилиси, Мцхеты, Кутаиси. Неск. сочинений К. затрагивают историю патриаршего кафедрального собора Светицховели. В стремлении как можно полнее изучить историю Грузии К. исследовал тексты летописей (переводил, уточнял датировки). В 1924 г. К. издал «Исторические разыскания», посвященные ханметным текстам груз. перевода Четвероевангелия V-VI вв., проблеме датировки трактата «О разделении Грузии и Армении», вопросам, связанным с древнегруз. летописью «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), и с др. древнегрузинскими летописями. В 1949-1950 гг. совместно с П. Гагошидзе вышла 2-томная работа по описанию коллекции груз. рукописей ЦГИА.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Пресвитер и царский советник По настоянию имеретинского царя Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера , став придворным духовником и царским советником. Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах Соломона II , в основном связанных с процессом вхождения грузинских земель в состав России . Осенью 1803 года вассал Имерети правитель Мегрелии князь Григол Дадиани принял российское подданство. Поскольку Соломон II не имел наследника, между ним и Александром I 25 апреля 1804 года было заключено соглашение, по которому Имерети после кончины Соломона II войдет в состав Российской империи и русские войска получат возможность проходить по территории Имерети к границе с Турцией и пользоваться поддержкой грузинских войск. Князь Григол Дадиани и имеретинский подданный кн. Зураб Церетели, желая немедленного свержения Соломона II, создавали у Александра I и главнокомандующего в Грузии генерал-адъютанта А. П. Тормасова представление о Соломоне II как о неблагонадежном правителе, препятствующем водворению мира на Кавказе. Прот. Иессей неоднократно обличал Церетели в предательстве своего монарха и советовал Соломону II не покидать Кутаиси. Воспользовавшись отъездом прот. Иессея на похороны жены Марии, Церетели убедил царя встретиться с Тормасовым на нейтральной территории, в Сурами. Тормасов же направился в принадлежавший Российской империи Тифлис (Восточная Грузия вошла в состав империи на основании манифеста Александра I от 12 сентября 1801), за ним был вынужден последовать и Соломон II. В Тифлисе он был взят под домашний арест с предписанием в течение двух месяцев выехать на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Поняв, что он теряет престол, Соломон II 11 мая 1810 года бежал в принадлежавший Турции Ахалцихе . Он рассчитывал на военную помощь турецкого султана Махмуда II , который позволил Соломону II проживать в Эрзеруме . Тормасов, прибыв в Кутаиси, объявил об упразднении Имеретинского царства и о вхождении его в состав России. Прот. Иессей находился с царем, тщетно пытавшимся собрать военные силы для возвращения престола, вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февраля 1815 года.

http://drevo-info.ru/articles/13676056.h...

Особенно активно с 60-х гг. XX в. фонды К. м. пополнялись материалами, отражавшими разные периоды культуры и истории Грузии. Для их хранения и изучения были образованы отделы: древней истории, средневековья и искусства, новой истории, этнографический и культурно-просветительный. Фрески из церкви Вани. XII в. Фрески из церкви Вани. XII в. С 1968 г. К. м. выпускает сборник научно-исследовательских изысканий «Материалы государственного Кутаисского исторического музея» (издано 22 выпуска), в к-ром печатались статьи известных груз. ученых Бердзенишвили, Г. А. Меликишвили, М. Николеишвили, Н. Ломоури, О. Ланчава и др. По инициативе музея ежегодно организовываются краеведческие экспедиции, в течение последних 30 лет сотрудники К. м. принимают участие в археологических раскопках в Кутаиси и его предместьях ( Баграта храм , монастыри Гелати, Моцамета ), проводят временные выставки и осуществляют образовательные программы. К. м. ведет активную научно-просветительную деятельность: регулярно проводит научные конференции, культурные акции. В 2011 г. К. м. был переведен в новые здания, оснащенные в соответствии с совр. требованиями (Кутаиси, ул. Пушкина, д. 18 (1-й корпус), д. 16 (2-й корпус)). Фонды Археологии и палеонтологии (археологические, палеонтологические, природные, нумизматические коллекции); рукописей и старопечатных книг (коллекции рукописей и старопечатных книг, исторических документов и архивов, карт и технических чертежей); этнологический (коллекция металлов, в т. ч. коллекция военных снаряжений; коллекция глиптики и изделий из дерева, стекла, фарфора, керамики); изобразительного искусства и дорогих металлов (коллекции чеканных изделий, иконописи и церковной утвари, текстиля и изобразительного искусства); новой истории и просвещения (в т. ч. фото- и фоноколлекция); научная б-ка. Фонд археологии и палеонтологии Колхидский статер. Аверс. V–I вв. до Р. Х Колхидский статер. Аверс. V–I вв. до Р. Х Основная часть геологических и палеонтологических материалов (1383 экспоната) была собрана на территории Имерети (Зап. Грузия). Геологическое богатство Грузии представлено образцами груз. мрамора, строительного известняка, агата, ташенитов, халцедона, огнеустойчивой глины, мела, барита, гранита и др., а также металлов. В составе богатой и разнообразной палеонтологической коллекции есть окаменелые организмы, существовавшие 275-150 млн лет назад.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Но достойны ли увековечивания эти жертвы и подвиги в национальной памяти грузинского народа? Судя по сносу Мемориала в Кутаиси, не все грузины так думают. Интересен и еще один скульптурный факт. В 1983 году отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата. В Москве и Тбилиси по этому случаю были установлены памятники. На Тишинской площади, некогда относящейся к Грузинской слободе, воздвигнули 42-метровую стелу – «Дружба навеки». Она представляет собой переплетающиеся буквы русского и грузинского алфавита, слагающиеся в слова «мир», «труд», «единство», «братство», «дружба». В Тбилиси «Узы дружбы» находился на въезде в город со стороны Военно-грузинской дороги и представлял собой огромный металлический позолоченный узел, связывающий два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. В основу создания этого памятника легла история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. «Дружба на веки» стоит до сих пор. Не будем здесь рассматривать художественную сторону этого монумента. Главную свою задачу монумент выполняет – символизирует и напоминает. Памятник «Узы дружбы» в 1991 году был разрушен по приказу грузинского главы того времени – Звиада Гамсахурдия… Почему меня так задел снос воинского Мемориала в Кутаиси? В моей семье, как и во многих русских семьях, еще живы участники Великой Отечественной войны, и память о ней свята. Поэтому варварское разрушение Мемориала – для меня кощунство. Не задеть не могло. Но, кроме этого, просто очень обидно. Обидно за разрушение дружбы. Я считаю, что дружба, это второе после любви важнейшее состояние в жизни, и во многом они синонимичны, делая жизнь полнее и ценнее. Настоящую дружбу нелегко уничтожить, но когда это планомерно делается в течение 20 лет, даже основательное 200-летнее здание русско-грузинской дружбы начнет давать крен. Надеюсь, нашим странам не понадобиться еще 200 лет для осознания важности и ценности дружеских отношений. Читайте также:

http://pravmir.ru/russko-gruzinskie-otno...

На холмах Грузии лежит сплошная мгла, или Вялотекущая гражданская война как трагическая очевидность Сегодня на постсоветском пространстве идет гражданская война. Затяжная, вялотекущая, не столь кровопролитная, как всем известные исторические гражданские войны в США и России. Но именно война. И именно в Грузии проходит одна из ключевых линий ее фронта. Тот факт, что при недавнем взрыве в Кутаиси по, казалось бы, случайности погибли женщина и ребенок, лишний раз доказывает трагическую нелепость этого факта. 21 декабря, 2009 Сегодня на постсоветском пространстве идет гражданская война. Затяжная, вялотекущая, не столь кровопролитная, как всем известные исторические гражданские войны в США и России. Но именно война. И именно в Грузии проходит одна из ключевых линий ее фронта. Тот факт, что при недавнем взрыве в Кутаиси по, казалось бы, случайности погибли женщина и ребенок, лишний раз доказывает трагическую нелепость этого факта. Лет 20 назад в одном из своих последних интервью известный советский философ Мераб Мамардашвили (1930-1990) выступил с рядом «программных» тезисов. Говоря о тех центробежных процессах, которые в то время перестроечными темпами шли по всему Советскому Союзу, «грузинский Сократ» позволил себе следующее знаковое высказывание (прошу простить за неизбежный когнитивный диссонанс, но из «песни» слов не выкинешь): «Конечно, существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы — грузины — нет… Посмотрите на тбилисские дома, тротуары — общественное пространство… Грязные ворота, обветшалые дома, даже крысы и обваливающиеся стены. Таков вид снаружи, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой… Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует, как я уже говорил, у русских… На стол я стелю скатерть, а не газету. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен…»

http://pravmir.ru/na-xolmax-gruzii-lezhi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010