Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г .), Бакинским (учреждено в 1905 г .) и Горийским (учреждено в 1811 г ., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г .); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г ., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г ., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г . — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров). В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г . епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным. Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5397.html

А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пицунда) в храм Баграта. Также «отчеканили гвоздь [Распятия] и [положили] перед Кутаисской Божьей Матерью». В источнике указывалось, что кутатели следует почитать наравне с Ишханским архиереем (ПГП. 1965. Т. 2. С. 93; Распорядок царского двора. 1993. С. 59). Подобные действия центральной власти историки объясняют желанием укрепить церковные связи между Вост. и Зап. Грузией, ослабшие во время монг. господства в Грузии. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в. В 40-50-х гг. XV в. Кутаиси превратился в объект раздела между ослабленной центральной властью и т. н. провинциальными царями. На месте старой цитадели было построено крепостное здание, практически отделенное от др. частей города (в зап. источниках того времени упом. как самостоятельное); при помощи провинциальных царей на левом берегу р. Риони был выстроен комплекс Окрос-Чардахи; город фактически был разделен на 2: Верхний, Б. Кутаиси с Кутаисской крепостью (правобережье), и Нижний, М. Кутаиси (левобережье). В 1512 г., во время набега войск османского султана Селима I Явуза, были сожжены Гелати, Кутаиси и храм Баграта ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 233). Царь Имерети Баграт III (1510-1565) провел широкомасштабные восстановительные работы. Характерный для позднего средневековья процесс формирования феодальных сеньорий вызвал структурно-территориальные изменения Церкви, что затронуло и К. е.: Баграт III выделил в 1519 г. из ее состава Гелатскую и Хонскую епархии, в результате чего К. е. потеряла значительную часть своих территорий. В XVII-XVIII вв. царство Имерети переживало череду тяжелых оборонительных войн, из-за чего под угрозой оказалось существование К. е. и др. епархий, кафедра фактически была упразднена. После кончины царя Имерети Александра III (1639-1660) еще более обострились внутренние распри, в результате чего с 1669 до 1770 г. в Кутаисской крепости постоянно стоял тур. гарнизон: «Большая столица Кутатиси, крепость и монастырь наполнились татарами и молами (муллами.- Авт.), и были уничтожены иконы и кресты, золото и серебро переплавили и...

http://pravenc.ru/text/2462339.html

В VII в. на месте большой базилики, разрушенной, очевидно, во время византийско-персид. войн персидским полководцем Мермероем в 50-х гг. VI в., была выстроена новая церковь с выступающей апсидой. Эта церковь упомянута в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» как «Кутаисский храм» (28,3×15,8 м) (КЦ. 1955. Т. 1. С. 241), фундамент части ее стен был использован в качестве фундамента храма Баграта. На основании того, что в раннехрист. эпоху в Кутаиси сооружались столь значительные храмы, часть ученых допускает возможность существования в то время епархиального центра в городе. Однако, по мнению Г. Мчедлидзе, основывающегося на отсутствии упоминания кафедры в Кутаиси в исторических источниках или преданиях, строительство большой базилики может говорить лишь о многочисленности города, в к-ром укрепилось христианство. В Кутаисском храме был похоронен Картлийский эрисмтавар (князь) Стефаноз, укрывавшийся от преследования арабов в Зап. Грузии: выявленное близ церкви малое здание квадратной формы, построенное тесаным камнем, предположительно является его гробницей. В нач. 30-х гг. VIII в. Кутаиси вместе с др. поселениями Эгриси стал жертвой карательного похода араб. полководца Марвана ибн Мухаммада (Мервана Глухого). Западногруз. (абхазский) эристав Леон II (758-798), воспользовавшись ослаблением Византии, распространил власть на Зап. Грузию, создал Эгрис-Абхазское царство со столицей в Кутаиси и принял титул царя. Кутаиси пережил очередное возрождение: были основательно обновлены фортификационная и водопроводная системы, в цитадели были выстроены украшенный арочными окнами 2-этажный кирпичный дворец и баня, перекинут мост через р. Риони, на развалинах церкви VII в. выстроена новая 3-нефная базилика, в воротах к-рой в 2009 г. было обнаружено богатое захоронение молодой женщины (до 25 лет) предположительно царского рода, сходное с могилами хазар. Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Новый этап строительства города начался в кон.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

X в., когда Кутаиси стал столицей объединенных царем Багратом III груз. гос-в. В этот же период был образован Абхазский Католикосат, последовал процесс перемещения древних церковных центров. Царь Баграт III перенес кафедру из Зиганеви в Бедиа, из Родополя - в Кутаиси. Подразумевалось полное правовое наследование: новой епархии передавались территория, приходы, паства, земли, пожертвованные церквам и мон-рям, и др. имущество (святыни, церковная утварь, ценности). Значение К. е. усиливало и то, что Кутаиси на протяжении длительного времени (до 1122) был столицей объединенной Грузии и не потерял своего политического, экономического и культурного значения и после переноса столицы в Тбилиси, став столицей Зап. Грузии, позднее - царства Имерети. При возведении груз. монарха на царство венец на чело царя возлагал кутатели (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). В 1003 г. был возведен храм Баграта, освящение к-рого царь Баграт III отметил «великим и беспримерным уложением»: были приглашены «все ближние цари и католикосы», архиереи, настоятели всех мон-рей и все вельможи «из Верхних и Нижних земель» Грузии и из соседних гос-в (Летопись Картли. 1982. С. 61). С расцветом и подъемом царства развивалась и К. е.: строились новые церкви, мон-ри, возводились архитектурные комплексы, напр. построенный царем св. Давидом IV Строителем (1089-1125) в окрестностях Кутаиси и ставший царской усыпальницей комплекс Гелати , в к-ром действовала Гелатская академия (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Первым Кутаисским архиепископом был Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.). В датируемой нач. XI в. надписи на известняковой плите в церкви в с. Годогани (к востоку от Кутаиси) указано, что он принимал участие в строительстве и перекрытии храма Баграта и др. церквей. Вторым кутатели считается архиеп. Самуил (Чорчанели), упоминаемый в Книге агап (поминальных записей) груз. Иверского монастыря на Афоне ( Метревели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии//Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина...//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина// Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим//Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба//Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина»//Этногр. обозр. М., 1996. 1. С. 104-116. Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

город Кутатиси заселили татарами и... они занимают крепость, и молы молятся над большой церковью и монастырем...». Церковь при крепости была переделана в мечеть. В 1698 г., после безуспешной осады Кутаисской крепости царем Имерети Арчилом II (1661-1698, с перерывами), тур. гарнизон взорвал храм Баграта, купол и свод храма были разрушены. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. В царствование Соломона I (1752-1784) ситуация улучшилась: на церковном Соборе 1759 г. он восстановил К. е. ( Какабадзе. 1913. С. 3-6), вернул ей отнятые феодалами земли и собственность, даровал новые владения (ПГП. 1965. Т. 2. С. 428-433), поставил во главе ее энергичных и пользовавшихся авторитетом митрополитов Максима II ( Абашидзе ; 1759-1781; в 1776-1795 католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский)) и сщмч. Досифея ( Церетели ; 1781-1820), к-рые наряду с церковной деятельностью активно участвовали в политической жизни страны. Митр. Максим неск. раз был послом в России - в 1768-1769 гг. его направил царь Соломон I, в 1784 г.- царь Давид I (1784-1789). Из 2-го путешествия кутатели Максим, в то время уже католикос-патриарх, не вернулся и скончался в Киеве в 1795 г. В его отсутствие обязанности католикоса-патриарха Зап. Грузии исполнял сщмч. Досифей. В 1770 г. груз. войска под рук. Соломона I и российский экспедиционный корпус под рук. ген. Г. К. Г. Тотлебена освободили Кутаиси. Кутаисская крепость и вместе с ней Верхний город потеряли стратегическое значение и функцию царской резиденции, на его развалинах появились деревянные дома обычных граждан. Нем. путешественник И. А. Гюльденштедт в авг. 1772 г. писал, что в Кутаиси в это время было 10 храмов: на правом берегу р. Риони - храм Баграта, церковь, расположенная в цитадели, остатки 2 церквей - с севера и запада от ограды цитадели (по предположению историков, это церкви во имя вмч. Георгия и свт. Николая); на левом берегу - 6 известняковых церквей на расстоянии 400 шагов друг от друга ( Гюльденштедт.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

1785 и 1803); в основу этого сочинения положен перевод из его богословских лекций, читанных в Тверской семинарии, со значительными дополнениями и разъяснениями. К числу крупных и наиболее выдающихся писаний Тихона надо отнести «Сокровище духовное, от мира собираемое», в 4 частях (Спб. 1774) и «Плоть и дух или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Нового Завета и псалмов и толкователя св. Писания св. Иоанна Златоустов ского» (Спб. 1796); последнее сочинение еще в 1784 году издано было в Петербурге П. Богдановичем без указания автора, под названием «Скрижали нравоучения». Затем Тихон написал «Наставление христианское с прибавлением о взаимных должностях христианских» (Спб. 1784; изд. 3-е Спб. 1794). Выбрав из этого сочинения некоторые места и дополнив их некоторыми другими статьями Тихона, синод издал этот сборник под названием «Наставление о собственных всякого христианина должностях» (Спб. 1789; 48-е издание, Москва 1870) и сделал распоряжение о чтении его по церквам. Специально для монашеского духовенства Тихон написал, кроме 15 статей еще в бытность его воронежским епископом, также «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира». Затем им были написаны еще следующие статьи и сочинения самого разнообразного содержания: «Письма келейные» (Спб. 1784; изд. 2-е Спб. 1796); «Разные письма к некоторым писателям посыланные» (Спб. 1784; изд. 2-е 1802); «Разные проповеди » (Спб. 1784; изд. 2-е 1794; этот сборник приписывается также Тихону Мадинину); «Кроткие нравоучительные слова» (Спб. 1784; изд. 2-е 1794); «Беседы о молитве» (Спб. 1821); «Чувствование о благодарении Богу» (Спб. 1821); «Вода мимотекущая»; «Полезное наставление о страхе Божием» (Спб. 1821); «О любви к врагам» (Спб. 1821); «О любви к ближнему» (Спб. 1821); «О отпущении согрешений ближнему» (Спб. 1821); «Увещание о сохранении правосудия и присяги»; «Познание о любви Божией» (Спб. 1821); «Рассуждение о смирении»; «Упование о надежде» (Спб. 1821); «Изъяснение о узком пути» (Спб. 1821); «Размышление о презрении и отрицании мира» (Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

III. Разные сочинения: 286. Беседа на день Богоявления Господня. 1829. XXXIII. 36. 287. О суетности благ земных. 1832. XLVI. 310. 288. О Вере. 1838. IV. 238. 289. О человеческой природе. 1838. II. 39. 290. Сновидение о храме Воскресения, который он построил в Константинополе. 1838. IV. 3. 291. О бедствиях его жизни. 1833. II. 233. 292. Разговор между плотскою и духовною жизнью в присутствии некоторого судии. 1833. IV. 8. 293. Нравственные правила. 1833. I. 39. 294. Нравственные изречения 1832. XLVI. 169. 295. Духовные мысли. 1829. XXXVI. 249. IV. Стихотворения: 296. Жизнь. 1829. XXXVI. 186. 297. Изречения (писанные двустишиями). 1833. IV. 158. 298. Гимн Богу. 1836. II. 172. 299. К самому себе. 1836. II. 284. 300. Из стихотворения XXI, в котором прогоняется дьявол , и о побеждении гнева. 1840. III. 330, 333. 301. Эпитафии св. Василию Великому . 1834. IV. 23. 302. Стихотворения. 1836. IV. 162. V. Письма. 303. Василию Великому . 1838. II. 98. 107. 109. 248. 304. Брату Кесарию. 1833. I. 339. 1838. II. 357. 305. Кесарийскому клиру и народу. 1838. II. 244. 306. Кесарийскому Собору. 1838. II. 247. 307. Евсевию. 1838. II. 251. 254. 308. Олимпию. 1838. IV. 88. Св. Макария Великого †391 I. Слова: 309. О возвышении ума. 1821. II. 35. 310. О любви. 1821. II. 132. 311. О свободе ума. 1821. III. 2. 312. О хранении сердца. 1821. IV. 3. II. Беседы: 313. Заключающая иносказательное истолкование видения, описанного у Пророка Иезекииля. 1821. II. 16. 314. О внутренней перемене. 1821. IV. 28. 315. О будущем явлении сокровенной ныне славы христиан. 1821. IV. 35. 316. О том, что должно молиться Богу непрестанно и внимательно. 1821. IV. 46. 317. О духовном наказании и славе христиан, и о том, что без Христа невозможно спастись и наследовать вечную жизнь. 1839. II. 153. 318. О том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа. 1839. II. 311. 319. О славе тел и душ христиан по воскресении их. 1821. IV. 50. 320. О достоинстве бессмертной души и о том, как она искушается сатаной и освобождается от его искушений. 1825. XIX. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец привез сына в Кутаиси и отдал на службу в царский дворец. Юноша поступил в распоряжение кн. Георгия Церетели, к-рый, увидев склонность Иессея к духовной жизни, направил его к высокообразованному архим. Геронтию (Сологашвили), подвизавшемуся в мон-ре Джручи . Архимандрит продолжил его воспитание, а также обучил Иессея чистописанию, грамматике, арифметике и проч. светским наукам. Через 3,5 года Иессей вернулся к кн. Георгию и спустя 3 года поступил на службу во дворец писцом по приказным делам. По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником. Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II, в основном связанных с процессом вхождения груз. земель в состав России. Осенью 1803 г. вассал Имерети правитель Мегрелии кн. Григол Дадиани принял российское подданство. Поскольку св. Соломон II не имел наследника, между ним и Александром I 25 апр. 1804 г. было заключено соглашение, по которому Имерети после кончины св. Соломона II войдет в состав Российской империи и рус. войска получат возможность проходить по территории Имерети к границе с Турцией и пользоваться поддержкой груз. войск. Кн. Григол Дадиани и имеретинский подданный кн. Зураб Церетели, желая немедленного свержения св. Соломона II, создавали у Александра I и главнокомандующего в Грузии ген.-адъютанта А. П. Тормасова представление о св. Соломоне II как о неблагонадежном правителе, препятствующем водворению мира на Кавказе. Прот. Иессей неоднократно обличал Церетели в предательстве своего монарха и советовал св. Соломону II не покидать Кутаиси. Воспользовавшись отъездом прот. Иессея на похороны жены Марии, Церетели убедил царя встретиться с Тормасовым на нейтральной территории, в Сурами. Тормасов же направился в принадлежавший Российской империи Тифлис (Вост. Грузия вошла в состав империи на основании манифеста Александра I от 12 сент. 1801), за ним был вынужден последовать и св. Соломон II. В Тифлисе он был взят под домашний арест с предписанием в течение 2 месяцев выехать на постоянное место жительства в С.-Петербург. Поняв, что он теряет престол, св. Соломон II 11 мая 1810 г. бежал в принадлежавший Турции Ахалцихе. Он рассчитывал на военную помощь тур. султана Махмуда II, к-рый позволил св. Соломону II проживать в Эрзеруме (Эрзурум). Тормасов, прибыв в Кутаиси, объявил об упразднении Имеретинского царства и о вхождении его в состав России. Прот. Иессей находился с царем, тщетно пытавшимся собрать военные силы для возвращения престола, вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февр. 1815 г.

http://pravenc.ru/text/389217.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010