Будучи по плоти сыном Израиля, Он прежде всего последнему и возвещает Свое божественное учение, об его именно спасении и печется: «Я», говорит Он хананеянке, просившей Его об исцелении ее бесновавшейся дочери, «послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15:24 ... ср. Мк. 12:27 ...). Посылая двенадцать Своих апостолов проповедовать Его учение, Господь «заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ... ( Мф. 10:5, 6 ). О чем все это говорит? Не о том ли, что Иисус Христос , – поскольку Он был не только Бог, но и человек, являл в Своей Личности глубокого патриота, прежде всего заботившегося о Своих соотечественниках, хотя эти оказались и крайне неблагодарными по отношению к Нему? Не смотря на то, что Израильский народ не приемлет Спасителя своего, что не славен пророк в отечестве своем, истинный Пророк не бежит тотчас из отечества за границу, чтоб оттуда бросать в него грязью или спасать другой народ; но, с терпением перенося предрассудки и ожесточение своего народа, проповедует ему» ... 20 ) и, – повторяем, – раньше, чем другим. Ужели здесь не видно патриотизма? А как Господь скорбел по поводу ожидавшей Иерусалим горькой участи, как Он печалился, когда смотрел на этот город при Своем «торжественном» в него входе»! «И когда приблизился к городу», «повествует св. евангелист, – то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на, тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя отвсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне»... ( Лк. 19:41–44 ). Проявляя Свое патриотическое чувство, Господь проявлял Свою бесконечную любовь и ко всему человечеству. Первое чувство нимало не препятствовало обнаружению второго. Так оно, как мы в свое время видели, должно и быть (вопреки Толстому в К о ), когда мы имеем дело с патриотизмом истинным, а не с охранительным чужеядным эгоистическим элементом...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В субботу Христос вошел в синагогу; в синагоге находился сухорукий. Фарисеи и книжники 6ыли уверены, что Спаситель исцелит сухорукого тут же в синагоге, несмотря на субботу; но, по-видимому прошло некоторое время, потому что фарисеи не вытерпели и спросили Господа: «Можно ли исцелять в субботы?» Они не сомневались, что, после такого вопроса, Иисус обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит закон о субботе; а этого только они и добивались. Зная, с какою целью они предложили этот вопрос, Господь приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его; потом спрашивает фарисеев: Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Они молчали; а Он сказал им: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет её и не вытащит?» – Они молчали; они сознавали, что каждый из них нарушит субботний покой, чтобы вытащить из ямы упавшую овцу. А если так, то (спросил Христос) сколько же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро. Обращаясь затем к сухорукому, Он сказал: Протяни руку твою! Тот протянул, и стала рука его здорова. Фарисеи пришли в бешенство, немедленно вышли из синагоги и устроили совещание, как бы погубить Иисуса. 30. Избрание двенадцати Апостолов. Лк. 6:12–16; Мк. 3:13–19; Мф. 10:1–4 Господь наш Иисус Христос пришел спасти не одних евреев, но всех людей. Слово Его должно было быть проповедано всем народам земли; а для этого необходимы были проповедники; они должны были усвоить все Его учение и с верою в Него, как Сына Божия, пронести это учение по всему миру. Поэтому, надо было выбрать таких проповедников, научить их и послать на проповедь. Пред таким избранием, Христос удалился на гору, где и провел всю ночь в молитве; а когда настал день, призвал к Себе на гору Своих учеников, но не всех, а кого Сам захотел. Из призванных на гору Он выбрал двенадцать и назвал их Апостолами. Апостол – слово греческое, в переводе на русский язык – Посланник. Назначение избранных быть посланными на проповедь; поэтому Иисус Христос и назвал их Посланниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но еще не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божию уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: 1) «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ); 2) «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:13 ). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» («огонь искусит») в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений (см. например «Учение двенадцати апостолов»). Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

«Верую, — говорим мы дальше, — в святую Церковь…». И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит — очищать ее силой Божьей, освобождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедуем мы соборность Церкви. Слово «соборная» — это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность, означающее, во-вторых, целостность и полноту. Церковь — вселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари…». И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе…». И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни … И, наконец, исповедуем мы Церковь апостольской . Апостолы — это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово апостол означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь, во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Во едино крещение… «Исповедую едино крещение, во оставление грехов…». Евангелие Матфея кончается приказанием Иисуса Христа своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://pravmir.ru/simvol-very/

«Верую, – говорим мы дальше, – в Святую Церковь ...» И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит – очищать ее силой Божьей, особождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедаем мы соборность Церкви. Слово «соборная» – это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность и, во-вторых, целостность и полноту. Церковь – вселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари...» И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе...» И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни ... И, наконец, исповедуем Церковь апостольской . Апостолы – это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово «апостол» означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь , во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил Сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Исповедую едино крещение… «Исповедую едино крещение во оставление грехов…» Евангелие от Матфея кончается приказанием Иисуса Христа Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вот как расходятся эти два учения: Иисуса Христа и Будды! Христос говорил: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 13, 34–35; 15, 13 ). А Будда говорил: «Блажен будет только тот, кто никого и ничего не любит!» Можно ли после этого сравнивать учение Иисуса Христа с учением Будды? Можно ли говорить, что Христос заимствовал Свое учение от Будды? Кажется, больше этой нелепости и сказать нельзя! 4 . Не ограничиваясь одним учением, Христос примером Своей жизни доказал нам, что жить так, как Он учил, возможно и совсем не так трудно, как это кажется многим. Он исполнял все, чего требовал от людей, и слово Его никогда не расходилось с делом. Он был Образцом того совершенства, к достижению которого люди должны стремиться. Он был безгрешен: на вопрос Его фарисеям – Кто из вас обличит Меня в неправде, в грехе ? ( Ин. 8, 46 ) – даже злобные враги Его не могли указать ни на один поступок Его, который можно было бы счесть грехом, и ни на одно слово Его, которое можно было бы назвать неправдой. А ведь они неотступно следовали за Иисусом, следили за каждым шагом Его, за каждым словом; они имели и шпионов, доносивших им обо всем, что только касалось Иисуса. Они искушали Иуду (и искусили) задолго до последних дней жизни Иисуса. Они проникли в кружок самых близких к Господу людей и одного из них подкупили, склонили на свою сторону. Доказательством этому служат слова Спасителя, сказанные Им вслед за тем, как многие ученики Его, не поняв беседы о хлебе жизни, оставили Его и больше не ходили за Ним. Спрашивая Апостолов, не хотят ли и они отойти от Него, Господь сказал: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол ( Ин. 6, 70 ). Этими словами Господь обнаружил замыслы Иуды о предательстве, а может быть, и не одни только замыслы. Наконец, враги Христовы имели полную возможность узнать от назаретян все подробности прошлой жизни Иисуса, и, конечно, узнали. И вот, если такие люди не могли указать ни на одно слово Иисуса, которое можно было бы счесть неправдой, ни на один поступок Его, который можно было бы назвать грехом, то следует признать, что Христос был безгрешен. И не грешил Он не потому, что не мог грешить, а потому, что не хотел грешить, потому что как Человек вполне подчинил Себя воле Отца Своего, Бога (подробности об этом см. выше, с. 149–150).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Глава 1 1. Есть два пути: один - жизни и один - смерти, но между обоими путями большое различие. 2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, - ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому. 3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага. 4. Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь. 5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. 6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать. Глава 2 1. Вторая же заповедь учения. 2. Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего. 3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй. 4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти. 5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела. 6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего. 7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/25/h...

Господь Иисус Христос почтил своим присутствием и гораздо более поздний по происхождению праздник Обновления. «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» ( Ин. 10:22–23 ). Лет за двести до этого учредил это торжество Симон Маккавей и «установил каждогодно проводить этот день с веселием» ( 1Мак. 13:52 ). Главными Ветхозаветными праздниками, без сомнения, были Праздник Пасхи и Опресноков. Вечером четырнадцатого дня первого месяца Нисан начинали праздновать Пасху Господню, а на следующий день наступал Праздник Опресноков, после чего надо было семь дней есть опресноки ( Лев. 23:5–6 ; Чис. 28:16–17 ). В эти дни воспоминалось спасение народа из египетского рабства. Все благочестивые израильтяне праздновали эти дни. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). С двенадцати лет ходил туда и Господь (например, Ин. 2:13 ). Когда приблизилось время Страданий Его «множество народа пришедшего на праздник услышав, что Иисус идет в Иерусалим» ( Ин. 12:12 ), с ветвями вышли встречать Господа. Это была последняя Ветхозаветная Пасха, «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5:7–8 ), как сказал Апостол Павел. Та Пасха была прообразом. В ней приносились в каждый год одни и те же жертвы, которые не могли «сделать совершенными приходящих с ними» ( Евр.10:1 ). В этой же Новой Пасхе, празднуемой Церковью, «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Пасху празднуют практически все христианские конфессии. Отмечают ее и многие секты. То, что богослужения ранней Церкви центрировались вокруг воскресного дня, мы уже указывали выше. Каждое воскресение было отражением Главного Воскресения – Пасхи. «Общество Сторожевой башни» считает, что «Пасха не праздновалась ранними христианами», она берет «свое начало в нехристианских празднованиях» 407 . О том, что Новозаветная Пасха стала главным праздником Церкви свидетельствуют источники доконстантиновой эпохи. «Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня… Все они праздновали Пасху…», – читаем мы в письме Поликрата, епископа Ефесского, Виктору, епископу Римскому, которое датируется 190–192 г.г. по Р.Х. 408 Существуют несколько сект, которые празднуют пасху одновременно с иудеями 14 Нисана. Это «Свидетели Иеговы», «Десные братья», некоторые толки молокан и др. Они воспоминают в это время смерть Спасителя, забывая о Воскресении Его. Конечно, это проистекает из других ложных представлений рассматриваемых сект, так, например, учение «Свидетелей Иеговы», отрицающих телесное Воскресение Спасителя, ущербно и в праздновании Пасхи. И это общий закон – ложное теологическое мнение создает ложный обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Господь предлагает нам строить жизнь, следуя этому поразительно простому и вместе с тем исполненному поистине Божественной мудрости принципу, способному преобразить мир, сделав его счастливым и добрым: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Основные положения христианской этики: два пути в жизни Завершая повествование об основных положениях христианской этики, как они изложены в Нагорной проповеди, обратим внимание на следующие слова Спасителя: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф. 7. 13). У современного человека эти слова вновь могут вызвать противоречивые чувства. Для правильного понимания текста прежде всего нужно иметь в виду, что оба понятийных ряда: “тесный” — “узкий” и “широкий” — “пространный” — употреблены Иисусом в метафорическом смысле, ибо речь здесь идет о легком и трудном. Учение о двух путях — пути жизни и пути смерти, существовавшее еще у ветхозаветных иудеев, — получило развитие в Новом Завете, а затем в раннехристианской литературе. В конце XIX века был найден замечательный памятник таковой литературы, относящийся к концу I — началу II века: “Учение Двенадцати апостолов”, в котором подробно излагается это учение. Так почему же именно трудный путь ведет к жизни, а легкий — к смерти? Бог есть Источник Жизни. Где нет Бога, там нет и жизни, ибо полнота существования может быть обретена только в общении с Господом. Другими словами, путь к Богу есть стезя, следуя по которой человек достигает подлинной цели своего бытия — Богообщения, причастности к неиссякаемому Источнику жизни вечной. Однако духовное восхождение по определению не может быть простым. Это многотрудный, действительно узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности. Иными словами, путь к Богу есть дорога, идущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклон.

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

Далее Апостол говорит о грехе. «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» ( 1Ин.5:16-17 ). Ничто в словах Иоанна не заставляет относить ко «греху к смерти» те или иные конкретные грехи. Тем не менее, всякий грех может быть смертным, поскольку он выражается в сознательном противлении воли Божией. Все зависит от отношения к греху человека, от его воли к покаянию. Послание Иуды Епископ Кассиан (Безобразов) делает следующее заключение об авторе: «Составитель послания называет себя «рабом Иисуса Христа» и «братом Иакова». Ссылка на Иакова без дальнейшего определения может относиться только к Иакову, Брату Господню. Будучи братом Иакова, Иуда оказывается и сам братом Господним. Действительно, в списке братьев Иисусовых, на последнем месте – в Мф. (13, 55), на предпоследнем – в Мк. (6, 3), стоит имя Иуды. Очевидно, он был одним из младших. Принимая во внимание, что, по свидетельству Ин.7:5 , братья Иисусовы, в дни Его земного служения, в Него не верили, можно сказать с уверенностью, что Иуда был Апостолом только в общем смысле этого слова: в число Двенадцати он не входил, и для отожествления его с Иудою Иаковлевым (он же Фаддей, иногда называемый Леввеем) нет никаких оснований» . Послание оспаривалось из-за двух ссылок на апокрифы. Вот они: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (9) («Успение Моисея»). «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (14) (книга Еноха). Послание обращено ко всем христианам и написано, скорее всего, в Риме до разрушения Иерусалима. Послание Иуды очень схоже со Вторым посланием Петра. Епископ Кассиан (Безобразов) отмечает: «Как Петр, переживший Павла, считал нужным подтвердить его учение для основанных Павлом Церквей, так и Иуда, переживший Петра, напоминал его учение тем, к кому Петр обращался с последним словом наставления. И как Петра, так и Иуду побуждало к тому не сознание старшинства – Иуда ни в каком смысле не мог быть выше Петра, – а долг и право пережившего. Это напоминание – устами пережившего – являет еще раз единство христианского мира и откровения Нового Завета, тем более что Иуд. обнаруживает точки соприкосновения не только с 2 Пет., но и с другими новозаветными книгами» . Апокалипсис

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010