По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 2 Февраля 1876 г. определению Святейшего Синода назначенное по штату членам ревизорам Учебного Комитета содержание 2000 руб. увеличено до 3000 р. каждому – в том числе 2000 р. жалованья и 1000 р. столовых из духовно-учебного капитала с установленным 2% вычетом в тот же капитал.(2 Февраля 1876 г. П.С.З. 55.536 Ц.В. 10.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 Августа 1879 г. определению Святейшего Синода Сумма, назначенная по штату на жалованье чиновникам Учебного Комитета (1200 р.), увеличена на 400 р. т.е. назначено 1600 р. в год, и Оклад содержания по должности помощника правителя дел Учебного Комитета, вместо 1000 р., приравнен к окладу содержания младших столоначальников Канцелярии Обер-прокурора и Хозяйственного Управления, т.е. определен в 1200 р. в год, из которых 2/3 в жалованье и 1/3 столовых, и Самый же расход на увеличение суммы на жалованье канцелярским чиновникам 400 р. и на возвышение содержания помощнику правителя дел 200 р., а всего шестьсот руб. производится из духовно-учебного капитала, с установленным вычетом на пенсии в тот же капитал.(Собр. Узак. 115 ст.736.) Глава 5. О Хозяйственном Управлении при Святейшем Синоде Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде непосредственно заведывает всеми суммами и имуществами, в особом ведении Святейшего Синода состоящими, и хозяйственными по ним распоряжениями, также суммами из государственного казначейства на духовное ведомство отпускаемыми.(1 Марта 1839 г. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденное Полож. о Хозяйственном Управлении при Святейшем Синоде П. С. 3. 12071.) В непосредственном ведении Святейшего Синода находятся следующие отдельные капиталы: духовно-учебный, типографский, капитал духовенства западного края, капитал на производство епархиальным преосвященным добавочного жалованья, капитал на выдачу единовременных пособий городскому и сельскому духовенству, капитал на усиление средств городского и сельского духовенства и запасный строительный капитал духовенства западных епархий. В именном ВЫСОЧАЙШЕМ указе Святейшему Синоду об упразднении Комиссии духовных училищ и об учреждении при Святейшем Синоде управлений – Духовно-Учебного и Хозяйственного п. 3 положено: Капиталам Комиссии духовных училищ 12 именоваться отныне духовно-учебными капиталами и быть им по-прежнему отдельными от прочих сумм духовного ведомства и в непосредственном заведывании духовно-учебного управления. (Указ 14 Марта 1839 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

—5— профессора. Приказали: Ординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова , выслужившего 26 октября 1899 года 25 лет в штатной должности преподавателя названной академии, удостоить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства, звания заслуженного ординарного профессора сей академии; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: Указ Святейшего Синода объявить профессору Василию Соколову и внести об удостоении его звания заслуженного ординарного профессора в формулярный о службе его список. IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 10 декабря 1899 года за 8546: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 27 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Дмитрий Введенский определён на должность преподавателя библейской и общей церковной истории и истории русской церкви в Вифанскую духовную семинарию». б) от 21 декабря 1899 года за 8885: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евстратий Кириако определён на должность помощника инспектора в Смоленскую духовную семинарию». в) от 22 декабря 1899 года за 8967: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евгений Шиянов определён на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Клеванского духовного училища». г) от 28 января 1900 года за 637: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Фёдор Владимирский определён на должность преподавателя Св. Писания в Волынскую духовную семинарию». —6— д) от 28 января 1900 года за 642: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Михаил Шелютто определённый 28 октября 1899 года на должность учителя Единского духовного училища, освобождён, согласно прошению, от данного ему назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состоялось очередное заседание рабочей группы для координации работы по открытию центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности 13 марта 2014 г. 19:32 13 марта 2014 года состоялось шестое заседание Межведомственной рабочей группы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Возглавил заседание председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Владыка передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и подчеркнул, что Священноначалием поставлена задача открыть центры по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности уже 1 сентября 2014 года. Несмотря на то, что работа идет в рамках установленных сроков, остаются вопросы, требующие дополнительного согласования. В частности, речь идет о Положении о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций, которые будут реализовывать программы по подготовке приходских специалистов, а также о вопросах получения государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности в таких организациях. Состоялась дискуссия по вопросам объема программ подготовки приходских специалистов, контроля над соблюдением центрами подготовки требований церковных образовательных стандартов. Межведомственная рабочая группа приняла решение разработать до конца марта 2014 года документы, определяющие порядок церковного лицензирования и аккредитации, а также ряд практических рекомендаций по началу реализации образовательных программ. Рекомендации должны учитывать требования документов, утвержденных Священноначалием, в частности — церковных образовательных стандартов. На заседании также обсудили вопросы дистанционного образования по вышеперечисленным программам. В заседании приняли участие председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), сотрудник Синодального отдела по делам молодежи В.Ю. Квятковский, заведующий сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Д.А. Туголуков, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Н. Зайчикова, специалист Синодального миссионерского отдела иеромонах Лев (Скляров), юридический консультант Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению О.В. Дзисяк, сотрудница Учебного комитета Е.С. Ким, юрист Учебного комитета Н.С. Семенова, сотрудник сектора теологического образования Учебного комитета М.В. Таланкина.

http://patriarchia.ru/db/text/3605382.ht...

Состоялась встреча председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и главы Республики Мордовия 25 апреля 2024 г. 12:54 23 апреля 2024 года в Доме республики в Саранске состоялась рабочая встреча главы Республики Мордовия Артема Здунова и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова . Во встрече приняли участие: руководитель Администрации главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия Булат Хайрутдинов, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , министр образования Мордовии Елена Солдатова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РМ Елена Юрченкова, ректор Саранской духовной семинарии Алексий Зверев и др. Представители Учебного комитета прибыли в республику для плановой инспекционной проверки Саранской духовной семинарии. Протоиерей Максим Козлов отметил высокий уровень церковно-государственных отношений в республике, который позволил достичь заметных успехов в области духовного образования в регионе. Отец Максим напомнил, что православный вуз в Мордовии получил государственную аккредитацию, что накладывает большую ответственность, а также открывает и новые возможности: выпускники семинарии теперь могут работать педагогами, экспертами и другими специалистами с подтвержденной квалификацией. Председатель Учебного комитета говорил о необходимости повышения количества абитуриентов в высших духовных учебных заведениях, отметив, что эту задачу ставит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о комплексном развитии системы духовного образования в регионе, отец Максим напомнил и о другой задаче, поставленной перед главами митрополий Предстоятелем Русской Православной Церкви, — о необходимости открытия в каждом регионе как минимум одной православной гимназии. Планы по развитию системы духовного образования в республике озвучил Артем Здунов, подчеркнувший важность духовно-нравственного образования в целом для общества, для воспитания молодого поколения в духе патриотизма и традиционных ценностей. Особая роль в этом принадлежит духовным образовательным учреждениям.

http://patriarchia.ru/db/text/6123615.ht...

Уроки в Московской Духовной Академии и семинарии владыка также посещал каждый раз, когда приезжал в Москву на Сессию Св. Синода, к Патриарху или в Совет по делам РПЦ к его председателю Г.Г. Карпову. Во время ежегодных поездок в Одессу к Патриарху председатель Учебного Комитета посещал Одесскую семинарию, а в сентябре 1955 г. был в Киевской семинарии. Первоочередной задачей митрополита была подготовка кадров преподавателей. Он неизменно делал записи в дневнике о своих впечатлениях от преподавания учащих и знаниях учащихся, делал соответствующие выводы, затем беседовал с наставниками и часто давал указания. В конце декабря 1950 г. митрополит Григорий провел ревизию Московской Духовной Академии и Семинарии – посетил занятия всех наставников, познакомился с бытовыми условиями учащихся и административно-хозяйственной стороной. В отчете по ревизии председатель Учебного Комитета, помимо конкретных наблюдений, замечаний, выводов и рекомендаций, касающихся Московских Духовных школ, в третьем разделе сделал небольшой обзор пути, по которому шла постановка и развитие духовно-учебного процесса начиная с 1943 г. (См.: Приложение 3). Митрополит представил Патриарху и Совету МДА также разработанный Учебным комитетом типовой учебный план для академий и семинарий (См.: Приложение 4). По окончании ревизии митрополит Григорий подал Патриарху доклад с поддержкой ходатайства профессоров Московской Духовной Академии о строительстве в Москве квартир для профессорско-преподавательского состава (См.: Приложение 5). У себя в городе владыка параллельно с открытием Духовной школы оборудовал флигель во внутреннем дворе б. семинарии, с отдельными квартирами для профессорско-преподавательского состава. Отчет о ревизии, содержавший пожелания об ограничении вмешательства Хозяйственного управления [xxxix] во все мелочи хозяйственной жизни Московской Духовной школы и предоставлении ее администрации большей свободы в использовании отпущенных средств, определенно не понравился деятелям Хозяйственного управления. В результате инспектор Московской Духовной Академии прот.В.Шпиллер [xl] , мнение которого по данным вопросам целиком поддержал митрополит Григорий, был уволен, а митрополит Григорий едва не покинул свой пост председателя Учебного Комитета, но свою борьбу за улучшение учебного процесса и оплаты труда корпорации Московской Духовной Академии владыка продолжил.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Введение Единого учебного плана в духовных школах Русской Православной Церкви. Интервью с протоиереем Максимом Козловым 12 мая 2015 г. 20:05 Введение Единого учебного плана — одна из новинок, которая была принята в 2014/2015 учебном году в системе духовного образования Русской Православной Церкви. В будущем учебном году духовные семинарии ожидает введение обязательного дистанционного контроля за проведениям выпускных экзаменов и защит квалификационных работ. Также идет работа по составлению новых учебных пособий и методических документов. В интервью порталу Учебного комитета первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов рассказал о нововведениях. — Отец Максим, с чем связано введение Единого учебного плана и почему в целом Учебный комитет взял курс на стандартизацию духовного образования в Русской Православной Церкви? — Прежде всего, напомню, что решение о создании Единого учебного плана — это решение не Учебного комитета, а Высшего Церковного Совета. Главная цель, которая с ним связана, — это никоим образом не ограничение возможностей могущих сделать больше, а подтягивание до обязательного минимума тех, кто пока собственную готовность и способность этого минимума держаться стабильно не засвидетельствовал. Для иллюстрации приведу пример из области светского образования. Мы понимаем, что существуют Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, а есть, скажем, педагогический университет где-нибудь в глубинке. Их уровни несопоставимы. Но чтобы получить статус вуза, этот университет должен реализовывать некий гуманитарный, естественнонаучный или технический образовательный стандарт, иначе то, что он предоставляет — это не высшее образование, а что-то другое, даже если он и будет называться университетом. Есть же в Москве кафе «Академия», которое, как мы понимаем, к системе высшего образования не относится. Вот и мы должны добиться, чтобы выпускник любой российской семинарии, как бы далеко от центра она ни располагалась, знал, что, окончив ее, он обладает теми необходимыми знаниями, которые в той же мере готовят его к будущему пастырскому служению или церковной работе, как и те, которые имеют выпускники наших лучших семинарий. Конечно, уровень и глубина этих знаний будут отличаться, но так или иначе все семинарии будут давать знания не ниже определенного, и далеко не низкого уровня.

http://patriarchia.ru/db/text/4077383.ht...

Информацию Сергиевского Учебный комитет подверг тщательному изучению. Первые шаги показали, что некоторые положения устава требуют конкретизации. В частности, Комитет выработал подробные правила для духовно-училищных съездов, с определением сроков их созыва, процедуры избрания депутатов, порядка действий. Он разъяснил правила ведения документации, исключения неуспевающих учащихся, смещения некоторых административных чинов. По просьбе некоторых съездов члены правления, избранные из духовенства, получили возможность посещать занятия. Но при этом Комитет оговорил, что они должны делать это только по предварительному согласованию с начальством учебного заведения и свои замечания о занятиях вносить только в заседание правления. В число первоочередных работ Учебного комитета следует включить также составление правил об испытании кандидатов на преподавательские места и методических рекомендаций по проведению уроков. Последнее, как мы знаем, было особенно важно, в связи с тем, что реформа ставила перед собой одной из важнейших задач преодоление механического заучивания материалов воспитанниками училищ и семинарий. В дальнейшем работа Комитета приобрела более спокойный и плановый характер и сосредоточилась на отслеживании хода преобразований, состояния учебных заведений и обеспечения учебного процесса необходимыми пособиями. В частности, пристальное внимание уделялось учебной литературе. Ежегодно Комитет рассматривал до 10 учебников и учебных пособий 1166 . Лучшим из них по его представлению Синод присуждал премии из фонда, специально учрежденного для этой цели архиепископом Макарием (Булгаковым) , и рекомендовал учащимся и преподавателям в качестве официально признанных. Тем не менее к 1880 г. еще не все дисциплины были обеспечены таковыми 1167 . Однако главное, чем занимался Учебный комитет – это ревизии семинарий и училищ, как реформированных, так и еще не затронутых реформой. Они стали настолько частыми, что временами даже посвященным было не ясно, кто же настоящий глава учебного заведения: ректор или ревизор. По некоторым сведениям, Д. А. Толстой всерьез задумывался над тем, чтобы окончательно вытеснить монашествующих из ректорских кресел и заменить их светскими людьми, имеющими хотя бы ученую степень магистра 1168 . Учебный комитет все более становился тем, для чего он был рожден обер-прокурором: его личным инструментом для оперативного руководства реформой и учебными заведениями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание 1-е. Исчисленные по сему штату расходы на содержание Учебного Комитета производятся из процентов с состоящего в распоряжении святейшего Синода духовного капитала. Примечание 2-е. Двухпроцентный вычет из жалованья должностных лиц Учебного комитета поступает в духовный капитал, на счет которого производятся означенным в сем штате лицам пенсии по общим гражданским правам.(14-го Мая 1867 г. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный штат П.С.З. 570.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 25 Мая 1871 г. определению Святейшего Синода в Учебном Комитете при Святейшем Синоде утверждены две должности Членов, посылаемых на ревизию духовно-учебных заведений, с назначением определенного по штату содержания, а именно: жалованья по 1000 р. И столовых по 1000 же рублей, итого по 2000 руб. в год на каждого, из духовно-учебного капитала, с установленным 2 % вычетом на пенсии в тот же капитал и с присвоением прочих служебных прав, наравне с другими Членами Комитета. (25 Мая 1871 г. П.С.З. 49657.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 8 Мая 1876 г. определению Святейшего Синода в Учебном Комитете при святейшем Синоде учреждена новая должность постоянно присутствующего члена, с назначением лицу, могущему занять эту должность, жалованья по одной тысяче руб. в год из духовно-учебного капитала, с установленным 2% вычетом на пенсии в тот же капитал и с присвоением ему прочих служебных прав наравне с другими членами Комитета. (8 Мая 1876 г. П.С.З. 55,921.) В 1873 г. 31 Марта с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения учреждена в Учебном Комитете при Святейшем Синоде новая должность помощника правителя дел, с назначением ему в содержание: жалованья 667 руб. и столовых 333 руб., итого по 1000 руб. в год из духовно-учебного капитала, с установленным 2% вычетом на пенсии в тот же духовно-учебный капитал и с присвоением прочих служебных прав, применительно к должности младшего столоначальника Канцелярии Обер-прокурора, или Хозяйственного Управления. (31 Марта 1873 г. П.С.З. 52081.) По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 1873 г. 31 Марта содержание Председателю Учебного Комитета при Святейшем Синоде производится по 6000 руб. в год и Правителю дел, вместо 1500 р., по 1750 р. в год с тем, чтобы по обоим должностям оклады содержания разделялись на 2/3 жалованья и 1/3 столовых. (31 Марта 1873 г. П.С.З. 52080.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Заседания проходили на квартире обер-прокурора, по вечерам, 4 октября, 12 и 26 ноября. Накануне первого заседания Извольский писал: «Глубокоуважаемый Николай Никанорович! Помня ваше доброе обещание не отказать в содействии при обсуждении дальнейшей судьбы нашей духовной школы, очень прошу вас, если можно, зайти ко мне в Четверг, в 9 ч. вечера совершенно запросто, для предварительной частной беседы по некоторым основным вопросам, касающимся предстоящей работы. Прошу вас принять уверения в совершенном почтении и преданности» 2051 . Помимо Глубоковского в дальнейших заседаниях приняли участие товарищ обер-прокурора А. П. Рогович, профессор Харьковского университета по кафедре церковного права и ревизор Учебного комитета М. А. Остроумов 2052 , председатель Учебного комитета при Св. Синоде протоиерей о. Д. Н. Беликов, член Учебного комитета В. Н. Самуилов. По словам Глубоковского, «журналов не было, а только В. Н. Самуилов вел черновой дневник» 2053 . По поручению П. П. Извольского М. А. Остроумов и H. H. Глубоковский подготовили специальные доклады: первый – о христианской гуманитарной гимназии, как общеобразовательной всесословной духовной школе; второй – «Об организации школьно-пастырского приготовления и об устройстве «богословско-пастырских училищ " », зачитанный 12 декабря и затем отпечатанный отдельной запиской 2054 . Положение, лежащее в основе этих докладов – отделение пастырской школы от общеобразовательной (духовной) – было принято совещанием за основу предстоящей реформы. 17 октября М. А. Остроумов писал Глубоковскому о новом поручении обер-прокурора «принять на себя труд составления проекта преобразования Учебного комитета, чтобы он делился на два отделения: административное и научное» 2055 . В представленном 12 ноября докладе «О реорганизации Учебного комитета» Глубоковский предлагал разделить в деятельности Комитета учебную и ученую части, а также учредить при нем статистический отдел; последнее было исполнено в мае 1909 г. 2056 «Записочку Вашу обер-прокурор взял к себе и очень заинтересовался ученым отделением» 2057 , – писал Глубоковскому Самуилов 26 ноября 1907 г., приглашая на очередное заседание Комиссии к П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

— Каков этот ценз? — Кандидат в диаконский сан должен иметь или полное среднее духовное образование (то есть окончить духовное училище), или полное дополнительное церковное образование (программу профессиональной переподготовки) по программе подготовки специалистов в области катехизической деятельности, миссионерской деятельности, социальной работы или работы с молодежью, или закончить 2 курса (и выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия — в рамках программы Федерального государственного образовательного стандарта или программы подготовки служителей и религиозного персонала (то есть быть студентом академии, семинарии или Православного Свято-Тихоновского богословского института). Кандидат в священники должен иметь высшее духовное образование, то есть быть выпускником программы бакалавриата/специалитета академий, семинарий или ПСТБИ или закончить 3 курса (и выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия — в рамках программы ФГОС или программы подготовки служителей и религиозного персонала, иными словами, учиться в академии, семинарии или ПСТБИ. — А разве не может быть, что человек не окончил семинарию, но имеет достаточный церковный опыт, внутреннее расположение к священству и богословские знания, которые он получил, например, от отца священника или как-то иначе? — Это все же исключительные случаи. Для решения такого рода вопросов при Учебном комитете Русской Православной Церкви образуется комиссия Учебного комитета по согласованию рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом. — Кто войдет в эту комиссию? — Ее состав ежегодно 10 сентября будет утверждать председатель Учебного комитета. А входить будут сотрудники Учебного комитета, не менее одного представителя Управления делами Московской Патриархии, а если будет необходимо — представители иных церковных учреждений (по согласованию). — Тема образования занимает в жизни Церкви все более важное место? — Да, таковы требования времени. Недаром теме образования и работе Учебного комитета Святейший Патриарх уделяет внимание буквально на каждом заседании Высшего Церковного Совета.

http://patriarchia.ru/db/text/4729229.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010