Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Преосвященные архипастыри! В настоящем докладе я предполагаю, во-первых, представить вашему вниманию отчет о деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг. Во-вторых, я полагаю необходимым сообщить о перспективах развития системы духовного образования в предстоящий период. I. О деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг. 1. Развитие системы духовного образования Русской Православной Церкви. За отчетный период система духовного образования Русской Православной Церкви продолжала развиваться качественно и количественно. За межсоборный период были вновь открыты или преобразованы из духовных училищ следующие духовные семинарии: Хабаровская, Тамбовская, Екатеринодарская, Барнаульская, Ярославская, Новокузнецкая, Таврическая. В систему духовного образования ныне также входит и семинария Русской Православной Церкви Заграницей в Джорданвилле. Были открыты Якутское, Новгородское и Бендерское духовные училища, а также Рязанское и Брянское Епархиальные женские духовные училища. На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет: 5 духовных академий 2 университета и 2 богословских института 38 духовных семинарий 39 духовных училищ пастырские курсы. При нескольких духовных академиях и семинариях действуют иконописные и регентские школы. Выросло и количество учащих и учащихся. На конец 2006/2007 учебного года в духовных семинариях Русской Православной Церкви (кроме Украины) обучалось на стационаре около 4500 студентов, на заочном секторе более 4500 студентов, в духовных академиях на стационаре около 1100 студентов, на заочном секторе около 1000 студентов. На начало 2007/2008 учебного года количество студентов составило около 3000 человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/429985/

29-30 ноября 2011 года в Женеве прошла встреча редакционной группы, курирующей международный проект подготовки учебника для православных учебных заведений по межхристианским отношениям. 28 ноября 2011 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун) встретился с проректором университета Ка’Фоскари в Венеции профессором Стефано Гаспари. События С 6 по 14 ноября 2011 г. в США с рабочей поездкой находился первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Кирилл (Говорун). Целью визита было проведение переговоров о сотрудничестве с ведущими американскими университетами. 25 октября 2011 года на богословском факультете университета Уппсалы (Швеция) состоялась защита докторской диссертации (PhD) Микаэля Хьельма, который является деканом Православной богословской семинарии им св. Игнатия в Швеции, а также директором Центра восточных христианских исследований. Тема диссертации " Освобождение Церкви. Незавершенный проект литургического богословия " . Проблемам адаптации студентов из восточноевропейских стран в британских университетах посвящена беседа первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) и преподавателя Даремского университета (Великобритания) Крастью Банева. Доклад архимандрита Кирилла (Говоруна), прозвучавший в рамках VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.), посвящен осмыслению христианской этики. Интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с первым заместителем председателя Учебного комитета РПЦ архим. Кириллом (Говоруном) посвящено обсуждению перспектив развития отечественного богословского образования. Портал «Богослов.Ru» предлагает видеозапись выступления первого заместителя Председателя Учебного Комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) на семинаре Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прошедшем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» 21 марта 2011 года. В докладе подробно рассматривается представленный автором проект примерной образовательной программы для магистратуры в учебных заведениях РПЦ.  

http://bogoslov.ru/person/277584

Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения 7 червня 2008 р. 08:49 Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха. Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились также вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности. Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям: Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.   1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762471...

Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113685.html 03 октября 2017 Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5022211.html Официальный сайт Московского Патриархата Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов в интервью " Журналу Московской Патриархии " рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца (интервью опубликовано в сентябрьском номере). Бакалаврам – новые стандарты – Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры – срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. – Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви – прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевскойакадемиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре.

http://religare.ru/2_113685_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Ирина Стовбыра " Без развития теологии мы не сможем ни ОРКСЭ преподавать, ни нравственность воспитывать " Выездное заседание Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций прошло в МДА Источник:  Благовест-инфо Выездное заседание Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций состоялось 5 июля в Московской духовной академии. Тема заседания – духовное воспитание в России как основа нравственного возрождения страны. В мероприятии, кроме депутатов – председателя Комитета и его заместителей, представлявших все четыре фракции парламента, приняли участие председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), сотрудники аппарата Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Вел заседание председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). Он выделил три основных вопроса: расширение преподавания с 1 сентября 2012 года курса " Основы религиозной культуры и светской этики " (ОРКСЭ) в общеобразовательной школе, положение негосударственных православных школ, теологическое образование в высшей школе. Архиепископ Верейский Евгений, приветствуя гостей, рассказал, что буквально накануне он участвовал в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, где также обсуждалась тема ОРКСЭ – нового предмета, который прошел апробацию и с 1 сентября будет преподаваться всем четвероклассникам. Депутат-единоросс Сергей Попов, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, назвал " неординарным " выездное заседание Комитета Госдумы в стенах МДА и выразил радость, что президентский совет поддержал решение правительства по введению нового школьного предмета.

http://religare.ru/2_95672.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96171.html 07 августа 2012 Ольга Орлова Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо Источник:  http://www.taday.ru/text/1745890.html Татьянин день О Московской духовной академии, Учебном комитете и воспитании будущих пастырей и архипастырей – интервью протоиерея Максима Козлова, опубликованное в журнале " Покров " 7-8 (499-500), 2012). В этом году исполняется 270 лет учреждения императрицей Елисаветой Петровной Духовной семинарии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 200 лет с момен­та подписания императором Александром I указа о переводе после пожара в Москве 1812 г. Славяно-греко-латинской академии, преобразованной в Московскую духов­ную академию, в обитель Преподобного Сергия. А 65 лет назад было принято реше­ние о возвращении Богословских курсов в Лавру. О том, что сегодня определяет жизнь Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), – наш разговор с первым заместителем Председателя Учебного комитета, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования профессором МДАиС протоиереем Максимом Козловым. – Ваше Высокопреподобие, недавно реше­ниями Священного Синода вас назначили на должности первого заместителя Председате­ля Учебного комитета Его Высокопреосвящен­ства архиепископа Верейского Евгения, а так­же секретаря комиссии Межсоборного присут­ствия по вопросам духовного образования. Какие задачи стоят на повестке дня и что из них непосредственно касается жизни Москов­ской духовной академии и семинарии? – Сейчас мы проходим этап осознания Акалемии и Учебного комитета как отдельных структур. Эта в свое время благая соединенность – Семинарии и Академии, МДАиС и Учебного комитета – уже не является безусловным плюсом. Если взять светскую аналогию: Министерство образования не тождественно МГУ. У нас же до сих пор все слишком переплетено. Святейший Патриарх благословил разме­стить Учебный комитет в Москве в здании бывшего Андреевского монастыря. Из теку­щих значимых проектов Учебного комитета непосредственно Академии в ближайшее время коснутся два. Во-первых, во всех ду­ховных школах России и некоторых сопре­дельных государств будет проведено иссле­дование духовного образования с целью кон­троля качества. Проверять будем учебные планы и программы, выслушивать пожела­ния, тестировать учащихся. В итоге предпо­лагаем добиться максимального сближения того, что читаем в отчетах, с реальной учеб­ной практикой. Этот мониторинг проводим с тем, чтобы предложить Священноначалию пути оптимизации деятельности духовных школ и собственно Учебного комитета.

http://religare.ru/2_96171_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Орлова Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо Источник:  Татьянин день О Московской духовной академии, Учебном комитете и воспитании будущих пастырей и архипастырей – интервью протоиерея Максима Козлова, опубликованное в журнале " Покров " 7-8 (499-500), 2012). В этом году исполняется 270 лет учреждения императрицей Елисаветой Петровной Духовной семинарии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 200 лет с момен­та подписания императором Александром I указа о переводе после пожара в Москве 1812 г. Славяно-греко-латинской академии, преобразованной в Московскую духов­ную академию, в обитель Преподобного Сергия. А 65 лет назад было принято реше­ние о возвращении Богословских курсов в Лавру. О том, что сегодня определяет жизнь Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), – наш разговор с первым заместителем Председателя Учебного комитета, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования профессором МДАиС протоиереем Максимом Козловым. – Ваше Высокопреподобие, недавно реше­ниями Священного Синода вас назначили на должности первого заместителя Председате­ля Учебного комитета Его Высокопреосвящен­ства архиепископа Верейского Евгения, а так­же секретаря комиссии Межсоборного присут­ствия по вопросам духовного образования. Какие задачи стоят на повестке дня и что из них непосредственно касается жизни Москов­ской духовной академии и семинарии? – Сейчас мы проходим этап осознания Акалемии и Учебного комитета как отдельных структур. Эта в свое время благая соединенность – Семинарии и Академии, МДАиС и Учебного комитета – уже не является безусловным плюсом. Если взять светскую аналогию: Министерство образования не тождественно МГУ. У нас же до сих пор все слишком переплетено. Святейший Патриарх благословил разме­стить Учебный комитет в Москве в здании бывшего Андреевского монастыря. Из теку­щих значимых проектов Учебного комитета непосредственно Академии в ближайшее время коснутся два. Во-первых, во всех ду­ховных школах России и некоторых сопре­дельных государств будет проведено иссле­дование духовного образования с целью кон­троля качества. Проверять будем учебные планы и программы, выслушивать пожела­ния, тестировать учащихся. В итоге предпо­лагаем добиться максимального сближения того, что читаем в отчетах, с реальной учеб­ной практикой. Этот мониторинг проводим с тем, чтобы предложить Священноначалию пути оптимизации деятельности духовных школ и собственно Учебного комитета.

http://religare.ru/2_96171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Неофит (Осипов). Фотография. Нач. XX в. (Осипов Николай Александрович; 9.05.1875, г. Августов Сувалкской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи военного фельдшера. В 1891 г. окончил за казенный счет Холмское ДУ, в 1897 г.- Холмскую ДС, после чего поступил в СПбДА. Во время обучения в академии, 19 авг. 1900 г., был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сент. того же года рукоположен во диакона, а 14 мая 1901 г.- во иерея. 13 авг. 1901 г., по окончании СПбДА со степенью кандидата богословия, Н. был определен преподавателем гомилетики в Холмскую ДС. 1 июля 1902 г. получил назначение в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, 24 июля 1903 г. переведен смотрителем Тихвинского ДУ. 17 окт. 1905 г. Н. был назначен ректором Самарской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1905 по 1908 г. состоял цензором «Самарских ЕВ». Во время служения в Самаре он также состоял членом епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. 31 мая 1909 г. после неудачной пересдачи латыни воспитанник семинарии в нетрезвом виде совершил на Н. нападение с ножом. На заседании Синода от 24 нояб. 1909 г. член Учебного комитета М. И. Савваитский, ревизовавший Самарскую ДС, предложил перевести Н. на такую же должность в др. семинарию. Н. был назначен ректором Волынской ДС, однако в связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением он обратился к Волынскому архиеп. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит) с просьбой об увольнении с должности, поскольку «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 авг. 1911 г. Н. был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург и получил должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Синоде. 28 нояб. 1912 г. Н. также стал членом С.-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 г.- старшим членом того же комитета.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

Протоиерей Максим Козлов назначен председателем учебного комитета Русской Православной Церкви 14 июля, 2018. Новостная служба Ранее он занимал должность первого заместителя председателя Учебного комитета 14 июля. ПРАВМИР. Решением Священного Синода протоиерей Максим Козлов назначен председателем учебного комитета Русской Православной Церкви. Об этом «Правмиру» сообщил пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла священник Александр Волков. Ранее Учебный комитет возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников). Протоиерей Максим Козлов занимал должность первого заместителя председателя Учебного комитета. Протоиерей Максим Козлов родился 25 июля 1963 г. в Москве. Закончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах университета внештатно сотрудничал в Издательском отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина). В сентябре 1985 г. зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных школ преподавателем новых и древних языков. С 1989 г. поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в МДА, с 1991 г. — курса сравнительного богословия в МДС. С 1997 г. также преподавал вновь введенный курс основ риторики в МДА. В 1988 г. окончил экстерном полный курс МДС, в 1990 г. — МДА. Постановлением Ученого совета МДА от 28 декабря 1990 г. присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». С января 1991 г. — председатель филологической комиссии МДАиС. В декабре 1991 г. присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. За годы преподавания в Московских духовных школах опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях.

http://pravmir.ru/protoierey-maksim-kozl...

Духовное образование на пороге перемен 21 июня 2010 г. 13:18 Тема Болонского процесса в последнее время занимает все больше и больше места на страницах церковных СМИ и в церковном сегменте сети Интернет. Основная причина этого кроется в том, что ранее сторонившиеся Болонской системы духовные школы Русской Православной Церкви активно включились в процесс на самом высшем уровне. Новый этап реформы духовного образования решено проводить с учетом Болонской системы. В связи с чрезвычайной важностью решения 18 июня 2010 года в Московской духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло расширенное заседание Учебного комитета Русской Православной Церкви, посвященное вопросам интеграции духовных школ в общеевропейское образовательное пространство. Помимо руководства Учебного комитета в заседании приняли участие ректоры и представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , духовных академий и семинарий, православных университетов и институтов. Его ключевым моментом стал доклад первого заместителя председателя Учебного комитета архимандрита Кирилла (Говоруна) «Трансформация системы духовного образования». Прошедшее заседание можно с уверенностью назвать знаковым, поскольку на нем был представлен подробный план нового этапа реформы духовного образования с указанием конкретных сроков начала его реализации. По словам архимандрита Кирилла, нынешняя система духовного образования должна пройти через несколько трансформационных процессов, которые затронут саму структуру учебных заведений, методики преподавания, систему проверки качества и деятельность преподавателей. Новая арифметика Существующую в Русской Православной Церкви структуру духовных учебных заведений можно назвать двухуровневой. Первый уровень занимает семинария с пятилетним курсом обучения, второй - трехлетняя академия. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви пять академий. В результате реформы планируется перевести в соответствии с требованиями Болонской системы все духовные школы с двухуровневой (5+3) системы обучения на трехуровневую (4+2+3): бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. При этом традиционные названия семинария и академия, скорее всего, будут оставлены.

http://patriarchia.ru/db/text/1184617.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010