Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Начало обычное Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя 1 Отца, и Сына, и Святаго Духа 2 . Аминь 3 . Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: 1 Во имя – в данном случае означает, что всё последующее говорится непосредственно Богу, перед Богом. 2 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ), т.е. Бога, Единого в Трех Лицах . 3 Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (древнеевр.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного. Молитва мытаря Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) См. ( Лк.18:13 ): Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. “Грешник”, “язычник” и “мытарь” были синонимами у евреев того времени (см. Мф.5:46 ; Лк.5:30 ). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа. Молитва предначинательная 1 Господи Иисусе 2 Христе 3 , Сыне Божий 4 , молитв ради 5 Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава 6 Тебе, Боже наш, слава Тебе. 1 Предначинательная – начальная. 2 Иисус – с евр. Спаситель . 3 Христос – с греч. Помазанник , по-еврейски Машиах , отсюда слово Мессия . 4 См. Сын Божий . 5 Молитв ради – по молитвам. 6 Слава – от слова слыть (быть известным). Соответствующее еврейское слово в Ветхом Завете имеет такие значения, как весомость, значительность, почет, уважение. Молитва Святому Духу Царю 1 Небесный, Утешителю 2 , Душе истины 3 , Иже везде сый и вся исполняяй 4 , Сокровище благих 5 и жизни Подателю 6 , прииди и вселися в ны 7 , и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже 8 , души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utr...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, дорогие христиане! У меня странная ситуация: мама говорит мне, что я должна перестать молиться более 2х раз (утром и вечером), так как она от этого устала , хотя Священное Писание говорит, что надо «непрестанно молиться» ( 1Фес.5:17 ). Не знаю, как нужно поступить в этом случае. Спасибо за Ваше внимание, да будет воля Господа. 6 Ответов «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» ( Мф. 10:32–36 ). Конечно мне придётся уточнить, дабы не лезли в голову после прочтения слов Христа неправильные мысли и выводы. Смысл не в том, что мы должны считать членов семьи врагами, а в том, что семейные привязанности не должны быть препятствием для служения Богу. Конечно, стоит поговорить Вам с матерью и обсудить этот вопрос, договориться. Да и пообщаться со священником или духовником не будет лишним. Возможно, Вам дадут более точный и ясный ответ. Творите утреннее и вечернее правило, а в остальное время молитесь незаметно. Молитва — это разговор с Богом, и такое общение проходит в разных формах: и в храме, и дома перед иконами, и про себя. И по составленным каноническим молитвам, и своими словами. Молиться можно и стоя, и сидя, и лежа. В транспорте по дороге на работу, в очереди в кассу в магазине, и вообще практически в любом месте. Окружающие, включая маму, этого не будут видеть, а Бог услышит ваши молитвы. Попросите у какого-нибудь священника, которого вы особенно уважаете, благословения на Молитву Иисусову. Она читается незаметно, и несет в себе великий духовный смысл. С уважением, Ксения, а как она устала от Вашей молитвы? Если Вы молитесь вслух и этим мешаете маме, то просто молитесь про себя. Здравствуйте, Ксения! Возможно Вы молитесь громко в присутствии матери и в ущерб своим обязанностям по дому? Если это так, то молитесь тихо, не демонстрируя это, как и заповедал Спаситель ( Мф.6:6 ). Что касается заповеди о непрестанной молитве, то ее можно исполнять не только через устное молитвословие. Прп. Анастасий Синаит поясняет:

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-molits...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Молитва: исповедание грехов 4 мин., 19.11.2014 Важная часть нашей молитвы — и личной, и общественной — это исповедание грехов. Множество примеров этого есть в Библии; мы можем вспомнить хотя бы пророка Даниила, который «говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего» (Дан.9:20) Пятидесятый псалом входит в утреннее молитвенного правило и, кроме того, постоянно звучит в Церкви: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс.50:3-5) Именно этот аспект молитвы часто оказывается самым трудным; но именно он и является наиболее чистым выражением веры в любовь Божию. В исповедании грехов есть удивительное дерзновение — и неверующие люди, которые смотрят на это со стороны, иногда это отмечают.  Как пишет норвежский религиовед Торкильд Якобсен, «Аспект, разительнее всего бросающийся в глаза, — это, разумеется, принижение себя, нарочитое самоуничижение кающегося грешника. Однако, хотя такое самоуничижение и привлекает внимание в первую очередь, было бы неразумно не попытаться выяснить, каковы его исходные предпосылки. Ясно, что покаяние не имело бы ни малейшего смысла, если бы грешник не был внутренне убежден в глубокой личной заинтересованности Бога в его судьбе. И чем больше мы вникаем в такую невысказанную презумпцию, тем больше первое впечатление уступает место совершенно иному ощущению: мы начинаем понимать, что на самом деле здесь — вовсе не униженность, но подсознательное огромное человеческое самомнение; а если учесть, что данное отношение есть отношение к Божественному, то самомнение почти безграничное. В сущности говоря, если вернуться к самым различным выражениям приниженности самоуничижения и внимательно их перечитать, вдумываясь в подтекст, мы невольно почувствуем,  что псалмы не просто придают большое значение судьбе кающегося, но она ставится превыше всего прочего, надо всем сущим. Заботы кающегося значат так много, что вытесняют все остальное. Фигура кающегося оказывается в центре мироздания, оказывается настолько важной, что способна монополизировать внимание Бога, вовлечь Бога в эмоциональное сопереживание, вызывая гнев, сочувствие и любовь по отношению к себе»

http://foma.ru/46048.html

Своим неспокойным настроением на собрании афонские иноки ясно показали, какою мудростию они проникнуты. Мудр ли и разумен кто из вас, говорит апостол, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак.3:13-17). В светильничных вечерних и утренних молитвах заключено такое глубокое, всесторонне охватывающее человека молитвенное чувство, что кажется, этих молитв вполне достаточно для священника, чтобы надлежащим образом настроиться на предстоящее служение Божественной литургии. Эти молитвы и вообще могут служить священнику в духовной его жизни путеводной звездой. Не потому ли отец Иоанн Кронштадтский так любил светильничные молитвы? К сожалению, часто приходится читать их без всякого внимания и чувства и через это многое теряешь. Как нынешние зрелища и всякого рода удовольствия связаны с темными силами, с сатаною — это видно, между прочим, из того, что устраивающие их не находят лучшей вывески для них, как изображения разного рода драконов, чудовищ, то есть именно того, что служит олицетворением у христиан сатаны. Нам пришлось, к великому прискорбию, быть свидетелями следующего случая. Был объявлен сбор табаку для воинов. Устроители этого сбора назначили храм Христа Спасителя сборным пунктом для всех сборщиков, где объявлен был и молебен пред началом сбора. И вот в храме молебен, по нашему мнению, в обстановке крайне оскорбительной для Господа Бога: кругом храма масса фургонов для сбора табаку, с изображениями разных медуз и др.чудовищ!.. Когда вникнешь в содержание молитв, тайно читаемых священником на Божественной литургии, то поражаешься, как вдохновенно, мудро и целесообразно они составлены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Ты думаешь о том, с Кем ты беседуешь – и что стоишь перед лицом Бога. Только так ты можешь сделать вступление в молитву, сосредоточить в себе силу Божию, чтобы смочь молиться подольше. Встаем перед Богом и начинаем молитву. Наши молитвы очень красивые; у нас есть молитвы утренние, есть вечерние, прочтем и акафист, прочтем молебен – но только чтобы все доходило до чувства. Каждое слово мы должны чувствовать. Если ты не делаешь так, то зря совершаешь молитву! Если поглядываешь на часы или если только «дай-дай-дай» – то это рутина, это тщетно! Очень красиво сказано: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»(1 Кор. 14: 19). – Приходит брань помыслов, отче, приходят ужасные мысли, буря мыслей… – Они не приходят от человека. Святой Макарий, святой Антоний видели злых духов, говорили с ними. Когда человек достигает того, чтобы жить все больше с Богом, духи не приближаются к нему. Для стоящего же в начале приходит атака. Отверг ты ее – то это не грех. А если она началась, а ты приоткрыл ей дверку и согласился с ней – это грех. Ведь после одной атаки следуют и другие, злой дух немного помедлит, а потом через какое-то время опять просыпается. Но человек должен простираться дальше, идти вперед. Теперь все дело в том, чтоб не отступить назад! Какое великое понуждение себя требуется, чтобы иметь Духа Святого всегда, – и тогда, как говорит псалмопевец, «я сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5: 2)! Сколько радости вблизи Жениха Христа, душа – невеста! Или когда соединяется ум с сердцем – тогда совершается брак между умом и сердцем; это самая великая радость, что ум соединился с Христом! Эх, легко сказать, да трудно сделать! Сказано у Матфея (5: 19): «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Или во 2-м послании к Тимофею (2: 6): «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» – от плодов Духа Святого, Наставника, – и потом давать другому. Очень красивые слова! Я должен стяжать рвение в себе самом, должен исполнить это на деле сам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=690

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

Уже в двух уроках мы предложили учение Слова Божия о молитве. Из первого урока мы узнали, что значит молиться, из второго – как нужно молиться. Теперь предложим дальнейшее учение о молитве, и прежде всего спросим здесь, когда или в какое время мы можем и должны молиться? Однажды Господь Иисус Христос предложил ученикам своим следующий пример. Некто позднею ночью пришел к своему другу. Последний, не имея хлеба, чтобы принять гостя, отправился к соседу своему и стал просить его, говоря: «друг! дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему». В ответ на это сосед ответил: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе». Таким образом, сосед не захотел удовлетворить этой просьбы потому, что она была предъявлена несвоевременно. Значит, к людям можно и должно приступать с просьбами не во всякое время. Цари и владыки мира сего назначают определенные дни и часы для приема просителей, и кто приходит не в назначенное время, тех они не принимают и просьбу их не выслушавают. Но, спрашивается, так ли это бывает у Бога? Назначены ли и у Него определенные дни и часы для выслушивания прошений, с которыми обращаются к Нему? Нет; Бог внимает нашим прошениям во всякое время. Посему-то мы и можем во всякое время молиться к Нему и не только можем, но и должны. Этому научает нас Сам Господь в известной уже нам притче о неправедном судии. К этому же увещевает и апостол, говоря: «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом», и еще: " непрестанно молитесь». Но если мы во всякое время должны молиться Богу, то ясно, что Богу во всякое же время угодно и принимать молитвы наши. Но несмотря на это, есть также известные времена, когда мы или одни, или вместе с другими преимущественно должны молиться Богу. Так, Давид свидетельствует о себе: «вечером и утром, и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». Значит, Давид преимущественно молился утром и вечером, и также в полдень. Подобно Давиду и мы, христиане, преимущественно молимся утром и вечером, для чего святыми отцами составлены молитвы утренние и вечерние. Мы никак не должны оставлять этих молитв; примером для нас могут служить в этом случае уже неразумные птички, ибо они, как только появляется день, прежде всего начинают щебетать и воспевать утреннюю песнь Творцу своему. Затем уже они ищут пищу для себя и, если находят ее, то снова прославляют Творца. Но, кроме этого, есть также и другие времена, в которые мы преимущественно обязаны молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Читая об этом другом римском сотнике, конечно, тоже язычнике, удивляемся его благочестию и чисто христианскому милосердию, преклоняемся пред тем, что его молитвы и милостыни были приняты Богом как свидетельство большой чистоты его сердца. И видел Бог, что ему недостает только знания о Спасителе мира, Сыне Божием Иисусе Христе, и крещения водою и Духом. И повелел Апостолу Петру прийти к нему, проповедать Евангелие ему и семье его и всех крестить водою и Духом. Так велико всеведение Божие и правда Его. Сердце и молитвы язычника сотника видел Он чистыми и святыми, а фарисеев, лицемерно долго молящихся на всех перекрестках, называл лицемерами и «слепыми вождями слепых» (Мф. 15, 14). Вспомним и о третьем еще римском сотнике, Лонгине, который был поставлен руководить страшной крестной казнью Господа Иисуса Христа. Он с волнением и глубоким изумлением следил за словами и всем поведением Распятого. Когда считавшие себя поклонниками Истинного Бога издевались над Распятым и говорили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27, 40, 42–43). Когда так подло издевались иудеи над своим Мессией, римский сотник Лонгин, ничего не знавший об Истинном Боге, уверовал в Него всем сердцем и воскликнул: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий!» Эта вера родилась в сердце его, ибо оно было чисто… И стал блаженный Лонгин проповедовать о Господе Иисусе, и получил за это венец мученический. В нынешнем слове своем я показал вам, добрые христиане, что глубокая вера в Господа нашего Иисуса Христа имеет своим источником чистоту сердца и нераздельно связана с нею. Да будет же одной из постоянных молитв ваших краткая молитва: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И да сияет пред вами, как звезда утренняя, шестая заповедь блаженства: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

11–12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Горе востающым заутра и Сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют). Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (ср. Быт.24:63 ); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен. Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим 11 . Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие 12 . Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о      Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа! 13–14. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. 13 (Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии и губителие их и веселяйся в нем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

141 . Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя. 147 . Предварих в безгодии 625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств». 148 . С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое». 150 . С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего». 152 . Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю ( Исх. 19:21 ). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя». 154 . Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему». 158 . Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего». 160 . Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010