Утренняя жертва не принимает согрешившего в течение ночи. Потому Давид и говорит: «поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Когда наступает вечер, то воздеваешь руки. Если они имеют дерзновение, пусть воздеваются. Если они не написали неправды, если не ограбили бедных, если не обидели сирых, пусть они, как бы имея лицо, устремляются вверх. «Поднятие рук моих» – говорится вместо: «смотри, Господи, чисты руки». Как согрешивший не смеет поднять лица и вынуждается совестью склонять его, так и оскверненная рука не смеет обратиться к Богу. Смотри: если руки чисты от неправды, пусть воздеваются. Вот почему патриарх Авраам отказался от постыдной коры­сти, когда царь Содомский говорил ему: возьми все, только женщин отпусти ( Быт.14:21 ). Чтобы иметь дерзновение, он ничего не взял, и, имея руки чистые, говорил: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» ( Быт.14:22 ), и простер, так как они не были осквернены неправедною корыстью. «Поднятие рук моих». Эти слова: «поднятие рук моих» изъясняет Павел: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Вечер требует от нас вечерних дел. Ты простираешь руки; испытывает Зиждитель. Наступает утреннее время; и если у тебя рука и ум не чисты, то ты на утреннее время не смеешь и взглянуть. Опыт – учитель. Подумай, с какою смелостью входит, как бы в свой собственный дом, тот, кто остается чистым. Смелость в ранний час дает ему целомудрие во время ночи. Вот почему Давид говорит: «вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе» ( Пс.62:7 ). Благодарю Бога; знаю, что слабый наш голос укрепило слово Божие не ради нашего достоинства, а ради вашего желания. Будем же в истине сердца молиться о том, чтобы иметь мир и дерзновение в утренний час, избегать безумия еретиков, хранить православную веру и воссылать славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Его же беседа о четвертом дне творения 1. Вчерашний день ради ваших молитв и вашего усердия благодать Божия укрепила наш слабый голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

– Бог , действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 )) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:8,9 ). В храме совершается общая молитва , для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов:«И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога»( Лк. 24:53 ). Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме. Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12:30 ). Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме. Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью . 7.18. Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову? – Хорошо знать на память « Символ веры » и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством. 7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы молимся по утрам: благодарим Бога за то, что даровал нам еще один день жизни, и просим помощи в предстоящих делах. Молимся и по вечерам, чтобы поблагодарить Его за прожитый день, подумать о том, что мы сделали неправильно и попросить прощения и благословения на сон. Молимся перед едой и после нее. Во всех радостях, печалях, смущениях и недоумениях нам также следует обращаться к Богу. Ниже будут приведены молитвы, которые каждый православный христианин должен читать утром, вечером и в течение дня. Здесь приведены не все молитвы из утреннего, вечернего правила и последования подготовки к Причастию, однако по мере обретения молитвенных навыков можно обратиться к обыкновенным молитвословам, где утренние и вечерние правила приведены в полном объеме. Полезно прочитывать в день по одной главе из Евангелия, а также читать Псалтирь. Все нужно делать последовательно и постепенно, по мере духовного взросления. За кого можно молиться? За всех: за ближних и дальних, за живых и усопших, за друзей и врагов! В этом и состоит сила молитвы: она сближает людей, находящихся друг от друга, порой, на огромном расстоянии и даже разделенных смертью – ведь у Бога нет мертвых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38). Молитвы, как ниточки, связывают нас друг с другом и с Господом. Если представить, что люди – это маленькие точки, которые движутся от границ окружности к центру круга, то есть к Богу, то получается, что, по мере приближения к Нему, мы становимся ближе и к другим людям. Человек, за которого молятся, чувствует силу молитв и Божественную помощь. Евангелие повествует о том, что Христос исцелял многих людей по просьбе и горячей вере их близких.  Но желание молиться за родных и друзей понятно всем, а как быть с необходимостью молиться за врагов? Да, это очень трудно, но все же возможно. Сказав: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5: 44), – Христос показал нам пример, прося Отца простить тех, кто Его распинает, потому что они не знают, что делают (Лк. 23: 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  Александр Боженов УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ Восстав от сна, прежде всякого другого занятия стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, полагая на себе крестное знамение, говори : Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного подожди, чтобы все чувства твои успокоились и мысли твои оставили всё земное. И тогда произноси следующие молитвы, без спешки, с сердечным вниманием. Так поступай перед началом всякой молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Гл. 6: «О множестве сделанных мною злых дел размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость снисхождения Твоего, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».    В праздники поется праздничная стихира.     Диакон: «Спаси, Боже, людей Твоих…».     Народ: «Господи, помилуй». (12 раз).    Священник (10 молитва): «Господи, Боже наш, установивший покаяние для прощения народа и в покаянии пророка Давида явивший пример сознания грехов и оставление их, Ты, Сам Владыка, и нас, впадших во многие и великие согрешения, помилуй по великой Твоей милости и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония наши, ибо пред Тобою согрешили мы, Господи, знающим сокровенное и тайное сердца человеческого и Одним лишь имеющим власть прощать грехи; как Благий и Человеколюбец, не отвергни нас от лица Твоего, но сердце чистое сотвори в нас и Духом владычественным утверди нас и, возвратив нам радость спасения Твоего, удостой до последнего нашего вздоха приносить Тебе жертвы правды и приношения на святых Твоих жертвенниках, Милостью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же Ты благословен со Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     И поет ирмосы с канонами, прикладываясь к Св. Евангелию или иконе праздника, помазуяся освященным елеем священником, произносящим: «Помазывается раб Божий елеем радости для исцеления души и тела во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», и берет часть освященного за богослужением и окропленного вином хлеба, который, по учению Церкви: «у вкушающих с верою утоляет болезненный жар, уничтожает лихорадку и вообще исцеляет всякие болезни и немощи, а также охраняет посевы от губительных и вредящих существ» — (Типикон: чин всенощного бдения, гл. 3).     После третьей и шестой песни канона диакон произносит малые ектений, в конце которых священник возглашает молитвы:    (5 утренняя молитва). «Сокровищница благ, неиссякаемый Источник, Всесильный Вседержитель, Святый Отче, творящий чудеса, молимся Тебе, поклоняясь и призывая щедрость и милость Твою на помощь и заступление нашему ничтожеству; вспомни, Господи, Твоих рабов и прийми от всех нас усердные молитвы, как фимиам, Тебе приносимые; всех нас сохрани по состраданию Твоему, чтобы ни один из нас не был отверженным. Вспомни, Господи, бодрствующих и воспевающих славу Твою, и Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и Святого Твоего Духа; будь им Помощником и Заступником и прийми их молитвы на вышенебесный и духовный Твой жертвенник, Ибо Ты — Бог наш, и Тебе воссылем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Деян.3:1. Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый    Как мы уже это видели, для первых христиан, не исключая и самих Апостолов, храм Иерусалимский продолжал оставаться святым местом, куда они по-прежнему в определенные для того часы собирались на молитву. Ко времени Христа Спасителя и Апостолов окончательно были установлены в храме троекратные общественные молитвы, которые были приурочены к часам третьему, шестому и девятому, что соответствовало нашим 9-ти часам утра, полудню и 3-м часам дня. Первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы этой троекратной молитвы встречаются в иудейской истории давно: пророк Даниил в Вавилонском плену ежедневно трижды преклонял колена (Дан. 6:10); в одном из псалмов Давидовых указывается на молитву вечером, утром и в полдень (Пс. 54:18). Деян.3:2. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.    Хромому этому было уже лет более сорока (Деян 4:22), почему чудо это особенно поразительно. Господь исцелил однажды слепого от рождения, святой Петр исцеляет хромого от рождения, чем сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие Он Сам творил (Ин. 14:12).    Хромой сидел при дверях храма, называвшихся — «Красными». Это название, нигде больше не встречающееся, объясняется особенной красотой или великолепием этих ворот храма сравнительно с другими. Вероятно, это были главные восточные ворота, ведшие во двор язычников, которые и Флавий описывает, как самые красивые. По общераспространенному во все времена обычаю этот хромой просил милостыню у входящих в храм на молитву. Когда Апостолы Петр и Иоанн проходили перед ним, он и к ним обратился с обычной своей просьбой. Деян.3:4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас    Примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и Апостолами: это было как бы взаимное приготовление к чуду. Апостолы всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взглядом и привлечением на себя взгляда хромого хотели узнать, насколько он духовно восприимчив, а вместе с тем хотели заставить его внутренне сосредоточиться, возбудить в нем веру и надежду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Дорогие братья и сестры, кого слышим мы? Мытаря ли? Нет! Не мытаря из притчи слышим мы, но глас Самого Господа. Потому что не было ни мытаря, ни фарисея, но есть Господь, вечный и живой, Который Сам дает нам слова этой новой покаянной молитвы, влагая их в косные уста и холодные сердца наши. Будем почаще вспоминать эти смиряющие и живительные для каждой души слова, и тогда не только после молитвы в храме, дома, в дороге, сегодня или завтра, но и в конечные дни жизни нашей будем оправданы и помилованы. Не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим Готовясь начать путь ко дню Воскресения Христова с чистым сердцем, не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим, потому что наша высота, наше оправдание, наша праведность есть Господь наш Иисус Христос, Который нам даровал в этой притче и один из основных законов нашей христианской жизни: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». А как возвысится, показал нам и Сам Христос Спаситель, в смирении испивший чашу страданий, вознесенный на Крест, тридневно воскресший и восшедший в славе к Отцу Своему Небесному. И ныне Он привлекает всех нас к Себе любовью Своею следовать за Ним путем смирения. Будем это помнить, будем смиряться пред Богом и ближним и не спешить осуждать ближнего даже при явных его ошибках и грехах. И почаще будем вспоминать, и не только утром в утренних молитвах, спасительные и смирительные слова краткой молитвы: «Боже! милостив буди мне, грешнику!» Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Garri Hakobyan 29 января 2018, 08:46 Милосердие Господа Истинного воистину безгранично к тем кто имеет в душе покаяние и стремится жить по-Божески! Галина И. 29 января 2018, 08:43 Низкий поклон Владыке за евангельское вразумление. Простите, но я думаю, что Господь осуждал фарисеев не целиком как строгую религиозную школу, а за их самонадеянность и заносчивость- в большей части. Фарисеем был Никодим, тайный последователь Иисуса. Св. Ап. Павел вначале тоже принадлежал к этой секте.Абсолютно черных и белых у Бога не бывает- радуга цветная. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... " (Мф 23:13 и далее). Но ср.: " Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших..., не так ли поступают и язычники? " (Мф 5,46-47). Да, очень трудно стать настоящей христианкой, узок путь, но с нами Бог, слава Ему.

http://pravoslavie.ru/110262.html

Евгений тяжело вздохнул, в очередной раз увидев, как жестоки бывают люди. Он перенес Семена в здание над рестораном и там промыл ему рану. Она была глубока, но кость, к счастью, осталась цела. Перевязав ногу, Евгений позвал Анастасию. После недолгого разговора они предложили Семену остаться, пока не заживет рана, а потом, если он пожелает – работать у них в ресторане. Семен согласился, сказав, что утром он плакал и хотел только не умереть на дороге. А теперь Бог посылает ему новую жизнь, которую он с благодарностью примет. Так в ресторане появился первый рабочий, а в старом доме – первый прихожанин. Семен после излечения раны стал аккуратно приходить на утреннюю и вечернюю молитвы Евгения. Надо сказать, что слух о старом доме довольно быстро распространился в ближайшей округе. К дому потянулись как местные жители из рыбацких поселков, так и приезжие из Солнечноостровска и даже с большой земли. Храмов на острове не было, и старый дом, где можно было поставить свечку перед иконой и послушать читаемые вслух молитвы, стал невольно ассоциироваться с храмом. В хороший летний день в зал старого дома заходили 20–30 человек. А однажды собралось больше, что-то около полусотни. И Евгений, прочитав молитвы, впервые обратился к людям с краткой проповедью: - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Братья и сестры, где бы ни был человек, он всегда ищет Бога. Даже тогда, когда об этом не подозревает. Потому что в глубине души он любит Бога, а любовь не хочет быть безответной. И эта любовь не останется безответной, если она истинна. Что же делает нашу любовь к Богу истинной? Сам Господь говорит об этом: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Поэтому невозможно отыскать Бога, если мы потеряли Его заповеди и отвергаем их. Но если мы ищем Его, то будем же просты, и если сказано «не убивай», то давайте же не убивать, и если сказано «не кради» — да не украдем. Это наш путь к Богу. Евгений пожелал собравшимся благословения Божия и отошел к иконе.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

Если вы приучите себя к постоянному совершению «Иисусовой» молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых помыслов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа. Итак, для того, чтобы во всей полноте иметь молитвенное общение с Богом, необходимо: посещая храм, участвовать в общей церковной молитве, совершать по «Молитвослову» утреннее и вечернее молитвенно правило, своими словами обращаться к Богу в «творческой» молитве и приучать свою душу к непрестанному общению с Богом посредством «умной» «Иисусовой» молитвы. Кроме молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты. Пост Вопрос: Что такое Пост и зачем он нужен? Ответ: Пост – это воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, пост – это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Вспомните состояние души после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, когда в душе зарождаются похотливые животные инстинкты – где уж тут придти в голову мыслям о Боге, о покаянии или о молитве! Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей. Пост же – это сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесного. О посте, как об одном из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание. Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал известить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии: «…встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот… ничего не ели… и воды не пили, … и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего… может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл». ( Иона. 3:6-10 )

http://azbyka.ru/katehizacija/vocerkovle...

Псалом 5 О наследствующем (в Римск. и друг. изданиях LXX: в конец о наследствующей), псалом Давиду. С Евр.: начальнику хора. На струнных орудиях 32 . «Наследствующий, (или наследствующая), – говорит св. Афанасий, – есть боголюбивая душа или Церковь ». То же св. Злат. и бл. Феодорит. По мнению древних Иудеев, как свидетельствует Кимхи, псалом сей написан Давидом в гонение Саула; по другим – Авессалома. Большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви, или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении. 2 . 3. Глаголы моя внуши 33 , Господи. Глаголы, т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание 34 , т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь». 4 . Заутра услыши глас мой. Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил ( Дан. 6:10 ). Здесь разумеется утренняя молитва . Заутра предстану Ти, и узриши 35 мя. «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою днесь» ( 3Цар. 18:15 ). Многие молятся, но стоят вдали от Бога. 5 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй» – (Злат.), или злой человек. С Евр.: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой». 6 . Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010