Предполагается, что доверенность на сбор пожертвований будет давать Епархиальный Архиерей. В Уставе заложены начатки единой общецерковной финансовой системы: «Приход в обязательном порядке через епархию отчисляет средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом и средства на общеепархиальные нужды в порядке и размере, установленных епархиальным управлением». Для того чтобы эта норма была действенной и эффективной, необходимо разработать положение о общецерковном бюджете, выработать принципы мобилизации средств и их распределения; необходимо выполнять те работы, которые свойственны Министерству финансов Российской Федерации, Министерству по налогам и сборам и иным государственным экономическим учреждениям. Особенностью приходского финансового делопроизводства является «выборный бухгалтер». Всякое юридическое лицо должно иметь должность «главного бухгалтера», которому принадлежит право второй подписи в банковских и финансовых документах. В силу специфики религиозных организаций в их составе имеется выборный казначей. Наименования такого рода занятий и профессий не содержится в перечнях профессий и специальностей Российской Федерации. Поэтому Устав повелевает в качестве главного бухгалтера иметь выборного казначея. Образцы подписей Председателя Приходского Совета и Казначея для банка, в котором содержатся приходские средства, заверяет епархиальный Архиерей. г. Регистрация Устава Прихода Правовая коллизия с «Уставом Прихода 1998» такова. Настоящая версия Устава Прихода принята Священным Синодом как типовой документ, который должен определять существование и деятельность всех Православных Приходов Русской Православной Церкви. При его разработке учитывались канонические правила Православной Церкви и гражданское законодательство Российской Федерации. Составился такой компромиссно-оптимальный документ, в который на нынешнем этапе взаимоотношений Церкви и государства трудно чего-либо иное добавить или убавить, не задев при этом интересы Церкви или государства. Поэтому учреждаемый Архиереем Приход должен не обсуждать положения Типового Устава, а постараться их понять и принять к исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом см.: Барсов, Лопарев, Maltzew и Шахматов. Maltzew. S. 158; чин венчания на царство Ивана IV см.: Барсов. С. 42–66, 67–90; царя Алексея — с. 91–97; царя Федора — с. 98–106. Барсов. С. 91–97. Maltzew. S. 164. См. прим. 17. Текст молебна: ПСПиР. 7. Приложение; выдержки приведены у Верховского: Учреждение. 1. С. 654–657. Ср.: Smolitsch I. Feofan Prokopoviès. Dankgebete für die Selbstherrschaft der Kaiserin Anna Joannovna, в: Z. f. slav. Phil. 1956. 25. Maltzew. S. 181; здесь в примечании неубедительное объяснение поведения Феофана. О том, что миропомазание царя или императора при короновании не есть особое, восьмое таинство православной Церкви, а только торжественный акт посвящения, см.: Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви. СПб., 1900. 6-е изд. С. 686. Екатерина II, как император, сама возложила на свою голову корону (Романович-Славатинский. Система. 1. С. 122); Петр III, правивший всего шесть месяцев, не был коронован (Maltzew. S. 192). Саблуков. Ук. соч. С. 1876; Романович-Славатинский. Ук. соч. С. 119. Maltzew. S. 27, 29, 30, 39. Романович-Славатинский. Ук. соч. С. 124. Например, в восточной политике, которая особенно со времени Екатерины II рассматривала защиту «православных братьев» в Оттоманской империи в качестве религиозного долга России и русского царя. Об этом еще пойдет речь во 2 т.; см.: Smolitsch, в: OS. 1956, 1958. В отношении внутренней политики следует указать на защиту господствующей Церкви посредством запрета прозелитизма для других христианских исповеданий (см. т. 2). Уже в Воинском уставе 1716 г. были установлены строгие наказания за богохульство, суеверие и др.; см., кроме того: Свод законов. 16 (изд. 1906 г.). Ст. 62, 66, 67, 70–72. См.: Грибовский, Palme, Лазаревский. Градовский. Начала. 1. С. 151. Романович-Славатинский. Ук. соч. С. 173; ср., однако, мнение Владимирского-Буданова (1888). С. 235. Суворов. Учебник (1908). С. 192; (1913). С. 210; Курс. 1. С. 131, 141; 2. С. 103. Пастор реформаторской Церкви Герман Дальтон, проведший более двадцати лет в Петербурге, внимательно изучавший условия жизни в России, хорошо знавший Победоносцева и полемизировавший с ним в том числе и письменно (по поводу русской политики

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета: «Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством» О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методичес кий отдел, информационный центр, куда, в свою очередь, входит сектор аналитический исследований, мониторинга и структурирования информации и ряд других. Мы активно взаимодействуем с Синодальным отделом по казачеству Украинской Православной Церкви, белорусским Экзархатом (вот только минувшей осенью представители Комитета и я лично побывали и в Украине, и в Белоруссии). Налаживаем работу с казачеством дальнего зарубежья, потому как казачество – оно неделимо, и, следовательно, тщетны попытки определенных сил его расколоть. Я повторял и буду повторять, что не вполне верно говорить о казачестве украинском, русском, французском, австралийском и т.д. Казаки сильны именно единством, поэтому «казаки в Украине», «казаки в России», «казаки во Франции», «казаки в Австралии» — это звучит не только гораздо более естественно и грамотно, но и демонстрирует целостность казачества как социального явления и единые духовные основы его существования. За время работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, нами был подготовлен целый комплект документов, которые должны стать первичной основой нормативно-право вой базы в построении системы взаимоотношений Церкви и казачьих обществ и объединений.

http://pravmir.ru/mitropolit-stavropolsk...

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3, 7 ), быть не моложе сорока лет. В «Уставе», принятом в 1988 году, содержалось также положение о том, что кандидат в Патриархи должен являться гражданином СССР, которое утратило значение после распада Советского Союза. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, в соответствии с «Уставом» 1988 года, осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из Председателя – Патриарха или Местоблюстителя, – а также пяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являлись митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский и, по должности, управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. При этом временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделён на две сессии: летнюю (с марта по август) и зимнюю (с сентября по февраль). Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарём Синода является управляющий делами Московской Патриархии. В обязанности Священного Синода «Устав» 1988 года включил попечение о хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквями, организацию внутренней и внешней деятельности Церкви, толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к Полноте Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Юридическая служба Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовила разъяснения по поводу Уставов негосударственных образовательных учреждений Юридическая служба Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовила разъяснения по поводу Уставов негосударственных образовательных учреждений, по сообщению patriarchia.ru Эти разъяснения необходимы в связи с тем, что согласно закону всякая негосударственная школа имеет ряд автономных полномочий, которые могут быть отображены в ее уставе. В той области, которая доселе не урегулирована российским законодательством, образовательное учреждение может решать некоторые вопросы, исходя из особенностей своей деятельности, типа и вида образовательного учреждения, материальных возможностей, желательного порядка управления, планируемых направлений работы и иных индивидуальных моментов. Поскольку по Конституции России религиозные организации отделены от государства, то все образовательные учреждения в системе Патриархии, либо патронируемые Церковью, носят статус негосударственных. По существу, подготовленный юридической службой документ представляет собой ряд рекомендательных типовых образцов устава для учреждении начального и среднего образования. В них предлагается формировать уставные документы в соответствии с конфессиональной направленностью процесса обучения в них. Так, в качестве цели обучения православным гимназиям рекомендуется указывать «усвоение обучающимися нравственных ценностей и системы знаний в соответствии с представлениями Православной церкви о мире и человеке». Вместе с тем, это не должно происходить в ущерб общеобразовательной программе государственного стандарта, более того, считается необходимым обеспечение всестороннего духовного, интеллектуального, эстетического, культурного и физического развития участников образовательного процесса, способствующее успешной адаптации обучающихся к условиям социума. В разделе образовательных программ помимо предметов базисного учебного плана предлагается изучать в гимназиях такие предметы, как Закон Божий, латинский и древнегреческий языки, второй современный язык, древняя история, хор, хореография.

http://pravmir.ru/patriarxiya-unificirue...

Ср. 6 Всел. 72. 35. Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности, но если сия собственность не приносит доходов и наступит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определенным числом епископов совещаться, что учинить должно. Если же такая нужда наступит для Церкви, что не возможно совещаться прежде продажи, то да призовет епископ во свидетельство хотя бы соседних епископов и да попечется представить Собору все приключившиеся церкви его обстоятельства. Если сего не сотворит, то продающий явится повинным пред Богом и Собором и лишится своей чести. Ср. 7 Всел. 12; Анк. 15; Антиох. 24 и 25; Карф. 42; Кирилла Алекс. 2. В соответствии с этим правилом и пр. 42 в Приходском Уставе и в Положении об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей на продажу церковного имущества требуется разрешение Архиерейского Собора. 36. Также подтверждено: на пресвитеров или диаконов, обличенных в некоем тяжком грехе, неизбежно удаляющем от священнослужения, не возлагать рук, как на кающихся или как на верных мирян, и не попускать им креститься вновь и восходить на степень клира. Правило имеет в виду устранение разных ухищрений, применявшихся в Карфагенской Церкви лишенными священного сана и низведенными в разряд мирян. Каждый, однажды лишенный своей иерархической степени, уже никогда не может быть вновь возведен ни в какую степень клира. Слова “креститися вновь” в этом правила комментаторами не понимаются буквально; они полагают, что тут имеется в виду омытие себя от греха глубоким покаянием, что также называлось крещением. “Следовательно, — пишет Еп. Никодим, — вернее подразумевать здесь лиц, которые доказывали, что они чисты теперь от греха, а потому, как вновь крещенные, могут быть приняты в клир.” Правило предостерегает против такого ухищрения. 37. Определено также, чтобы, когда пресвитеры и диаконы, и прочие низшие причетники, по возникшим у них делам, жалуются на суд своих епископов, выслушивали их соседние епископы, и чтобы, с согласия собственных их епископов, прекращали возникшие между ними неудовольствия приглашенные ими епископы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

В проекте документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси», предложенном для обсуждения Межсоборным присутствием, в одной из схем предлагается предоставить избрание Патриарха исключительно Архиерейскому Собору. Очевидно, что избрание Патриарха без участия клириков и мирян при прочих недостатках будет являться разрывом с канонической традицией предыдущих Поместных Соборов, начиная с Поместного Собора 1917–1918 годов, восстановившего Патриаршество. Целесообразным представляется избрание кандидатов на патриарший престол Архиерейским Собором, что обеспечит решающее значение роли епископата в управлении Церковью. Окончательное же избрание Патриарха из числа кандидатов следует предоставить Поместному Собору. Противоречия в действующем Уставе, о которых говорится в документах Межсоборного присутствия, в действительности являются следствием попытки постепенной замены Поместного Собора как высшего органа власти в Русской Церкви Собором Архиерейским. Думается, что разграничение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, реализованное на основе предложенных выше принципов, снимет указанные противоречия. Необходимо лишь провести детальную церковно-правовую проработку соборных механизмов и процедур, призванных обеспечить баланс иерархического и соборного начал при проведении Поместных и Архиерейских Соборов. При этом крайне важно не отбрасывать, а напротив, максимально полно учесть опыт Поместного Собора 1917–1918 годов. Изучение решений Поместного Собора 1917–1918 годов и главное – самих оснований, по которым эти решения были приняты, является сегодня чрезвычайно актуальной задачей. Многие решения Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 годов в силу известных исторических причин остались нереализованными. Сегодня настало время, когда эти решения, по-новому осмысленные, могут воплотиться в жизнь. Важность более внимательного изучения полемики, возникшей на Всероссийском Церковном Соборе по вопросу восстановления патриаршества, сегодня трудно переоценить. Многие вопросы и проблемы, о которых говорили на Соборе как защитники, так и противники восстановления патриаршества остаются актуальными в Русской Церкви до сих пор. В сбалансированных итоговых решениях Собором были учтены аргументы обеих сторон; подходы и принципы, лежащие в основе этой аргументации, представляют собой поистине бесценный материал для изучения и современного осмысления.

http://bogoslov.ru/article/2271021

Против такого названия с полным основанием было во все времена после начала итальянского влияния в церковном пении сделано немало возражений, т. к. в церковном уставе и вообще в терминологии Православной Церкви не существует ни понятия «концерт» как богослужебно-певческой формы, ни самого слова «концерт» (с которым мы уже встречались в гл. 1, когда говорили о Н. Дилецком и Иоанникии Кореневе). Вместо термина «концерт» для определения того, что поется вместо уставного причастного стиха, часто говорится «запричастное пение», иногда же говорится «причастный стих» – но это последнее неправильно, так как причастным стихом называется строго определенный, указанный уставом стих. Совершенно выпустить уставный причастный стих, текстуально связанный с воспоминаемым событием, было с литургической точки зрения недопустимо. Исполнять же его протяжной, витиеватой мелодией, как это было принято раньше, не было уже удобно: надо было оставить время для концерта, в котором хор мог блеснуть своей техникой. И поэтому в практике Придворной капеллы, а затем и повсюду, где имелись хоры, исполнявшие (кто как мог), как запричастное пение, эффектные и развлекательные по своей музыкальной фактуре концерты, напев уставного причастного стиха стал сокращаться и терял свое музыкальное значение, уступая свое место новому и вовсе не уставному концерту, по большей части никак не связанному с богослужебной темой данного дня. В результате уставной причастный стих свелся в хоровой практике к бесхарактерному хоровому чтению на одном аккорде, с тройным «аллилуия», причем последнее «аллилуия» поется на стререотипной хоральной каденции I IV V I. В этом виде причастный стих совершенно затерялся среди других песнопений и по смыслу был лишен литургического значения. Внимание предстоящих было всецело перенесено с текста киноника на сложную и эффектную музыкальную фактуру концерта и на певческую технику его исполнения. Самый же концерт, по большей части не связанный по смыслу текста с богослужебной темой данного дня, не имел литургического, богослужебного значения, а получил только значение музыкальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совет состоит из председателя – церковного старосты, его помощника и казначея. Ставшее традиционным наименование председателя приходского совета «старостой» не предусматривалось Уставом 1988 г. По благословению правящего архиерея председателем совета может быть избран настоятель. В этом отношении практика в разных епархиях разная. В приходах большинства епархий, в том числе и в Москве, председателями приходских советов избираются, как правило, миряне. Состав совета избирается из числа членов приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Соответствующее положение в прежнем Уставе было выражено в более осторожной редакции: приходскому собранию предоставлялось право сократить или продлить трехлетний срок пребывания его членов в совете. Приходской совет, в соответствии с Уставом 2000 г., исполняет решения приходского собрания; приобретает имущество для прихода, ведет инвентарные книги; решает текущие хозяйственные вопросы; распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля; предоставляет в случае нужды жилье членам причта прихода; по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием принимает рабочих и служащих; заботится о храме, о поддержании благочиния и порядка за богослужениями и на крестных ходах; «осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами». Приходское собрание также избирает из числа своих членов сроком на три года ревизионную комиссию, которая состоит из председателя и двух членов. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и использование имущества, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания. «В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия, – гласит Устав, – немедленно информирует о том епархиальную власть». Право ревизии прихода и приходских учреждений принадлежит также правящему архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3 . Администрация церковного приюта должна организовать возможность получения детьми, проживающими в приюте, дополнительного образования в соответствии с их способностями и желаниями (кружки, музыкальная школа, спортивные секции и т.п.). 4 . Детям, проживающим в церковном приюте, должно быть обеспечено преподавание религиозных предметов в соответствии со «Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал от 27 июля 2011 года), или аналогичными документами Автономных и Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, разработанными для учебных заведений страны местонахождения церковного приюта. Помимо религиозного компонента образования, программы воспитания, обучения социализации и реабилитации должны содержать светские компоненты. Необходимо участие в программах профессиональных психологов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, медиков и иных специалистов. 5 . Дети, проживающие в церковном приюте, могут получать образование как в государственных и муниципальных, так и в частных общеобразовательных организациях. Возможно использование предусмотренных законодательством страны местонахождения церковного приюта таких форм получения образования, как экстернат, семейное образование и т.п. 6 . Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших среднее общее образование или основное общее образование необходимо предусмотреть в уставе право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. 7 . Выпускники церковных приютов в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, по решению Совета могут зачисляться на бесплатное питание и проживание в церковном приюте на период своего пребывания в данном учреждении. IX. Дети-инвалиды 1 . Предметом особой заботы церковных приютов являются дети-инвалиды.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010