При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета: «Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством». О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методический отдел, информационный центр, куда, в свою очередь, входит сектор аналитический исследований, мониторинга и структурирования информации и ряд других. Мы активно взаимодействуем с Синодальным отделом по казачеству Украинской Православной Церкви, Белорусским экзархатом (вот только минувшей осенью представители Комитета и я лично побывали и в Украине, и в Белоруссии). Налаживаем работу с казачеством дальнего зарубежья, потому как казачество — оно неделимо, и, следовательно, тщетны попытки определенных сил его расколоть. Я повторял и буду повторять, что не вполне верно говорить о казачестве украинском, русском, французском, австралийском и т.д. Казаки сильны именно единством, поэтому «казаки в Украине», «казаки в России», «казаки во Франции», «казаки в Австралии» — это звучит не только гораздо более естественно и грамотно, но и демонстрирует целостность казачества как социального явления и единые духовные основы его существования. За время работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством нами был подготовлен целый комплект документов, которые должны стать первичной основой нормативно-правовой базы в построении системы взаимоотношений Церкви и казачьих обществ и объединений.

http://patriarchia.ru/db/text/658777.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Вопрос о приобретении Белорусской Церковью более независимого статуса снят с повестки дня 19.01.2015 Вопрос о получении Белорусской Православной Церковью статуса самоуправляемой снят с повестки дня как несвоевременный, заявил митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев) в интервью телеканалу ОНТ. " Я как епархиальный архиерей, как экзарх принял решение этот вопрос снять с повестки дня. Всем хочу сказать: друзья, давайте перестанем волноваться, обсуждать эту тему. Этот вопрос на неопределенное время надо закрыть. Думаю, что мы к нему в ближайшие 25, а может, и 50 лет возвращаться не будем " , - сказал митрополит. В декабре 2014 года состоялось собрание епархий Минской митрополии, в итоговом документе которого содержится призыв к митрополиту Минскому и Заславскому Павлу ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии. Митрополит Павел пояснил, что, когда говорилось о самоуправляемости, " не шло речи об отделении от Русской Православной Церкви и ухода от патриарха " . Он добавил, что во время бесед со священниками никто так и не объяснил, в чем они видят цель обретения нового статуса. Предстоятель БПЦ отметил, что в соответствии с уставом Белорусского экзархата " все, что необходимо для спасения души каждого человека, у нас есть " . " У экзархата в уставе даже больше возможностей, чем у самоуправляемой Церкви. Разница между самоуправляемой Церковью и экзархатом минимальная, ее может отличить только специалист. Будет титул немножко другой. Будут решения Синода Белорусской Православной Церкви окончательными. А что касается избрания епископов, то у нас даже больше преимуществ, чем у самоуправляемой Церкви. Вот эти две-три детали, а сколько шума из-за этого! " - сказал он.

http://drevo-info.ru/news/18331.html

Никаких препятствий для проведения системы государственной церковности не существовало по отношению к инославным и иноверным исповеданиям и потому, как в истории XVIII и XIX в. 146 , так и в ныне действующем Уставе духовных дел иностранных исповеданий, а также в законах о состояниях и др. (Св. Зак. Рос. Имп. т. XI, ч. I изд. 1896 г., т. IX изд. 1899 г. и др. с дальнейшими продолжениями 1906, 1908, 1909 гг.) можно с полною ясностью наблюдать осуществлено вышеуказанных государственных прав. Впрочем нельзя думать, чтобы известный характер отношений правительства к иностранным исповеданиям совершенно не отражался на таких же отношениях его к Православной Русской Церкви. Правда, последняя не была чужою русской государственности, и потому едва ли могли быть резкие столкновения интересов, подобно тому как бывало, и всегда может быть, с католицизмом в России. Но с другой стороны и эта родственность могла легко располагать к смешению церковных интересов с государственными, что могло повлечь за собою еще большее подчинение принципиально самостоятельной церковной власти – власти государственной. Из области предположений не трудно перейти и к области фактов. 1) В учреждении и неоднократном изменении состава и компетенции Св. Синода, в учреждении должности Синодального Обер-Прокурора, Министерства Духовных Дел и Народного Просвещения (1817–1824), целого ряда центральных и местных учреждений и должностей для заведывания церковными, духовно-учебными и экономическими делами Православной Русской Церкви – сказалось ius reformandi 147 . 2) В постоянной опеке Церкви заботами светской власти, в усердной защите ее в полицейском и уголовном законодательстве 148 , в особенности, в провозглашении принципа защиты Церкви в Основных Законах 149 – сказалось ius advocatiae. 3) В своеобразных мерах защиты интересов Русского Государства сказались – ius cavendi. Сюда относятся: a)       Осуществление высшего надзора Государем лично или через министров и подчиненных им лиц, в том числе через специальный орган – Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   8 декабря 1965 г. Совет министров СССР постановил преобразовать Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов в единый орган — Совет по делам религий при Совете министров СССР. Административная система, сложившаяся во время Великой Отечественной войны, если не юридически, то хотя бы административно подчеркивала особое положение Русской Православной Церкви среди религиозных общин. В мае 1966 г. было опубликовано положение «О Совете по делам религий при Совете министров СССР», ранее действовавшем исключительно на основании секретных инструкций. Это положение откровенно определяло функции нового учреждения как органа контроля атеистического государства за чуждой ему и опасной для него деятельностью религиозных общин.    Рост духовного противостояния верующих гонителям Церкви, опасность ухода религиозной жизни в подполье, оглядка на мировое общественное мнение — все это заставило власть приостановить открытую борьбу с Церковью, перевести антирелигиозную политику в русло постепенного, рассчитанного на длительное время вытеснения веры из сознания народа. Несколько изменив тон и смягчив оскорбительную агрессивность, атеисты компенсировали потерю размахом пропагандистских мероприятий. Вот статистические данные по Воронежской области, которые, вероятно, отражают ситуацию в целом по стране. Если в 1957 г. было прочитано 1532 атеистические лекции, в 1962 г. (в разгар хрущевских гонений) — 6142, то в 1968 г.— уже 9916. В новом уставе ВЛКСМ, принятом в мае 1966 г., на комсомольцев возлагалась обязанность «вести решительную борьбу» с «религиозными предрассудками», которые поименованы в одном ряду «со всеми проявлениями буржуазной идеологии», «тунеядством», «различными антиобщественными проявлениями и другими пережитками прошлого». В феврале 1967 г. с большим размахом был проведен «Всесоюзный семинар по вопросам атеистического воспитания молодежи», где выступавшими не раз подчеркивалось, что необходимо совершенствовать индивидуальные методы работы с верующими, особенно с детьми, подверженными религиозному влиянию семьи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Комитет по имуществу предоставляет епархиям и приходу недвижимость в пользование на определенных условиях. Среди условий – каноническая верность Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и определенные финансовые обязательства перед епархией или патриархией. 2 . Создается и внедряется повсеместно единая и регулярная система бухгалтерского учета и отчетности по формам, разработанным Центральной Бухгалтерией Московской Патриархии. Эти формы должны выявлять скрываемые средства – методы такого анализа известны и возможны. 3 . Создается Бюджетный комитет при Священном Синоде, который должен управлять поступлением и распределением финансовых средств, разрабатывать Бюджет Русской Православной Церкви и ежегодно утверждать его на Собрании епархиальных экономов. В каждой епархии должен быть епархиальный эконом. (Правило 26 4 Вселенского Собора Поскольку в некоторых Церквах, якоже нам содедалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без икономов: того ради разсуждено всякой Церкви, имеющей епископа, имети из собственнаго клира иконома, который бы распоряжал церковным имуществом, по воле своего епископа: дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ея имущество, и дабы не падало нарекания на священство. Аще же кто сего не учинит: таковый повинен божественным правилам.) Все экономы составляли бы «законодательный» орган годового Собрания Бюджетного Комитета. 4 . Разрабатывается Положение о Церковном Бюджете с указанием основных принципов его формирования и использования бюджетных средств; принимаются единые и обоснованные нормативы отчислений в Церковный Бюджет и определяются приоритеты при распределении бюджетных средств (образование или благотворительность, благотворительность или реставрация, реставрация или миссионерство и т. п.). 5 . Вводится разрядность приходов (наподобие «классов» монастырей в 18–19 веках) по уровню доходности и обширности хозяйства. В крупных приходах распорядитель финансов (староста) выводится из прямого административного подчинения настоятелю и подчиняется непосредственно благочинному и епархиальному Архиерею (или епархиальному эконому) – именно так было в Приходском Уставе, принятом Поместным Собором в 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Удивительно, но у старообрядцев нет ни тени сомнения, что сами они никак не трансформировали свое сознание, живя уже в XXI веке. И пусть бы, но проблемы в общении с ними такая самоуверенность создает. Да и сами старообрядцы интуитивно осознают проблему постепенной утери собственной идентичности, видя выход в подчеркнутом изоляционизме. Это было хорошо видно по недавно прошедшим межстарообрядческим форумам, где рефреном звучали не идеалы Древней Руси, а дистанцирование от Русской Православной Церкви. Психологически их понять можно, но надежды на сотрудничество в этом благом для русского народа деле становятся весьма призрачными. Да и можно ли строить будущее не на позитивных установках, а на актуализации негативного? В богоборческое время верующие люди мыслили и жили иначе, а теперь мейнстримом в старообрядчестве становится описанная хорошо сведущими людьми психология раскола. — Из Ваших слов видно, что процесс церковного единения на институциональном уровне практически не движется. А на личном? — А вот тут картина иная. Многие православные священники, особенно в больших городах и местах былого расселения старообрядцев, сталкивались и сталкиваются с присоединением к Церкви отдельных лиц и целых семейств. Конечно, проще их интеграция в общецерковную жизнь происходит там, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы. Было немало случаев присоединения и целых церковных общин, причем не только в России (Подмосковье, Урал), но и в Белоруссии, Латвии, США. И здесь надо сказать, что ныне действующий приходской устав Русской Православной Церкви определенно настораживает, как мне хорошо известно, помышляющих о единении старообрядцев. Ведь, согласно типовому уставу, судьба прихода всецело зависит от расположения к старообрядцам и единоверцам правящего архиерея, который одним своим волевым решением может изменить весь состав приходского собрания, а следовательно, и статус прихода. Выражу надежду, что принятие Положения о старообрядных приходах Русской Православной Церкви в значительной степени снимет названную озабоченность, поскольку старообрядный статус прихода теперь может быть обозначен в его приходском уставе.

http://patriarchia.ru/db/text/5932466.ht...

Сие правило, подобно как и 4 сего Собора, объясняется и дополняется 12 и 13 правилами VI Вселенского Собора. Ср. VI Всел. 72. 35 . Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности, но если сия собственность не приносит доходов и наступит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определенным числом епископов совещаться, что учинить должно. Если же такая нужда наступит для Церкви, что не возможно совещаться прежде продажи, то да призовет епископ во свидетельство хотя бы соседних епископов и да попечется представить Собору все приключившиеся церкви его обстоятельства. Если сего не сотворит, то продающий явится повинным пред Богом и Собором и лишится своей чести. Ср. VII Всел. 12; Анк. 15; Антиох. 24 и 25; Карф. 42; Кирилла Алекс. 2. В соответствии с этим правилом и пр. 42 в Приходском Уставе и в Положении об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей на продажу церковного имущества требуется разрешение Архиерейского Собора. 36 . Также подтверждено: на пресвитеров или диаконов, обличенных в некоем тяжком грехе, неизбежно удаляющем от священнослужения, не возлагать рук, как на кающихся или как на верных мирян, и не попускать им креститься вновь и восходить на степень клира. Правило имеет в виду устранение разных ухищрений, применявшихся в Карфагенской Церкви лишенными священного сана и низведенными в разряд мирян. Каждый, однажды лишенный своей иерархической степени, уже никогда не может быть вновь возведен ни в какую степень клира. Слова «креститися вновь» в этом правила комментаторами не понимаются буквально; они полагают, что тут имеется в виду омытие себя от греха глубоким покаянием, что также называлось крещением. «Следовательно, – пишет Еп. Никодим, – вернее подразумевать здесь лиц, которые доказывали, что они чисты теперь от греха, а потому, как вновь крещенные, могут быть приняты в клир». Правило предостерегает против такого ухищрения. 37 . Определено также, чтобы, когда пресвитеры и диаконы, и прочие низшие причетники, по возникшим у них делам, жалуются на суд своих епископов, выслушивали их соседние епископы, и чтобы, с согласия собственных их епископов, прекращали возникшие между ними неудовольствия приглашенные ими епископы. Того ради, если и от сих к высшему суду восхотят перенести дело, да не переносят в суды по ту сторону моря (в Италию и в Рим), но – к первенствующим епископам своих областей, как и многажды определено сие и о епископах. А переносящие дело к судам по ту сторону моря никем в Африке да не приемлются в общение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

Разделы портала «Азбука веры» Причт – штат священнослужителей  ( священники и диаконы ) и  церковнослужителей ( иподиаконы , чтецы ) одного прихода ( храма ). Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем . Этимология понятия Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным»/«причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви. Причт и клир: разница и сходство понятий Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни. Причт до революции 1917 года

http://azbyka.ru/pricht

Изменения в устройстве приходского управления, которые внёс Архиерейский Собор 1961 года, были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенство и церковный народ сознавали необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные. 43.6. Приходское управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церкви» 380 1988 года «Устав об управлении Русской Православной Церкви», изданный Поместным Собором 1988 года, в значительной мере, но не вполне, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 года. Приходскую общину, в соответствии с «Уставом» 1988 года, могли образовать не менее двадцати верующих православных граждан. Указание на минимальное число прихожан соответствовало действовавшему в то время законодательству. В «Уставе» предусматривалось существование трёх коллегиальных органов приходского управления: приходского собрания во главе с настоятелем, приходского совета и ревизионной комиссии. Настоятель назначается архиереем и призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь , религиозно-нравственное состояние и воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и «Устава». В круг его обязанностей было включено руководство причтом, наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, соблюдением требований богослужебного устава; ответственность за исполнение указаний правящего архиерея, представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчётов о состоянии прихода, ведение официальной переписки, хранение приходского архива, выдача удостоверений о крещении и венчании брака. Членами приходского собрания, по «Уставу» 1988 года, могли быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению является настоятель прихода. Председателем собрания, по формулировке «Устава», избирался настоятель прихода. Парадоксальная формула об избрании председателем исключительно настоятеля прихода содержала в себе идею двойной санкции на поставление настоятеля – председателя собрания: и со стороны архиерея, который настоятеля назначает, и со стороны приходского собрания, которое своим решением это назначение подтверждает. Решения принимаются приходским собранием большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес даёт голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию, ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010