Хотя я и не повинен в досаждении тебе, но гроб прадеда постоянно убеждает меня, приводить в жалость и мучит мою совесть, что от изгнания тебя до настоящего времени ты вдали от своей святительской паствы. Потому преклоняю сан свой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение своим к нам пришествием, да уничтожится поношение, которое лежит на нём за твое изгнание; пусть все уверятся, что ты примирился с ним. Умоляю тебя, и честь моего царства преклоняю пред честными твоими мощами, повергаю к молению всю мою власть, приди и прости оскорбившего тебя напрасно; он раскаялся тогда в содеянном грехе, и за его покаяние и за наше прошение приди к нам. Оправдалось на тебе евангельское слово, за которое ты пострадал что „всякое царство, разделившееся на ся, не станет»; и теперь у нас нет прекословящих тебе, нет ныне в твоей пастве никакого разделения; но все едино мысленно просим и молим тебя приди с миром во свояси и свои тебя примут с любовью» 34 . Нельзя отрицать того, что это послание составлено было самим государем; царь Алексей Михайлович был начитан в отеческой литературе не менее царя Ивана Грозного и был искусен в сочинительстве; это доказывают другие его послания, написанные в отсутствие митрополита Никона, не менее содержательные и красноречивые 35 ; он собственноручно исправлял даже речи, произнесённые патриархом Никоном при торжественных случаях 36 . Вместе с царским посланием отправлено к мощам святителя Филиппа особое послание и от имени патриарха Иосифа, но содержание его осталось для нас не вполне известным 37 . 11 марта, в четверг на второй неделе великого поста, состоялись торжественные проводы митрополита Никона в Соловки; в Успенском соборе отслужен напутственный молебен, на котором присутствовал государь 38 . И Никон, быв у руки государя, напутствуемый благословением патриарха и всего освящённого собора, в тот же день выехал из Москвы с своею свитою; князь Хованский выехал позже 39 . Путь до Соловков был весьма дальний, осложненный к тому же ожиданием вскрытия рек и трудностью плавания по Белому морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Жрецы приносят жертвы богам, а цари убивают пленных палицами. Размеры сих картин неодинаковы. Одни из них высоки и широки, другие меньше и уже, иные малы, но все отделаны чисто и изящно. По другую сторону горного вгиба высоко видны две подобные картины. К ним я не подходил. Один из проводников увел меня к соседней с первыми изваяниями пещере, сказав, что в ней находится бесчисленное множество письмен другого вида. С трудом я достиг туда, и что же увидел? Мелкие полосы и язвины на стенах, оставшиеся после выдолбления и выпила оттуда порфировых плит, да еще следы какого-то европейца, подобно мне обманутого неведением бедуинов. Труд мой кончен был. Магарские чичерони получили от меня денежный подарок и ушли восвояси. А я сел на Эджина и, застав свой караван близ устья Магары, отправился с ним далее в начале десятого часа. Дорога пролегала, сперва, через узкую долину, облицованную красивыми утесами, коих порфировые остовы испещрены разноцветными полосами, потом через великолепную Уади Шиллел. Отсюда мы спустились на широкое поле Мархское, прилегающее к Чермному морю и, проехав поперек его, остановились ночевать у источника Мóрка приосененного диким финичием, недалеко от крутоярого устья Уади Насб, в котором видны были зеленые пальмы. Солнце закатилось за африканские горы. Невидимая десница покрыла их синей тончицей. Успокоенное море подобилось чистейшему зеркалу. На моей куще отражалось зарево бедуинского огнища. Я сидел подле нее и думал: «На пути от Суэса до Уади Мукаттеб некоторые места носили и теперь носят название египетские, как то Фихахирот=Аджрут, Пиам=Ефам, Моше=Аюн-Муса, Хаммам Фараун. А на сопредельных с Мукаттебом высотах, Ель-Хадемской и Магарской, находятся древнейшие памятники египетских царей. Но за этими высотами на дальнейшем пути к Синае-Хориву и Эланитскому заливу ни одно место не называется по-египетски, и нигде нет иероглифов. Стало быть, египтяне в древнейшие времена владели не всем полуостровом Синайским, а только северо-западной частью его. Царство их отделялось от Палестины так называемой в Книге Иисуса Навина «водотечией египетской» (глав.15) или, что то же, долиной Ель-Ариш, а от внутреннего Синая – пограничными местами Ель-Хадемом и Магарой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не известно исторически: когда и по какому поводу она получила такое значение. Думаю, что вскоре по смерти Авраама у Хорива образовался особый чин служения истинному Богу и что туда ходили все недовольные недавним распространением идолопоклонства. По этому чину священнодействовал там Иофор. По этому чину там же евреи совершали празднество еще до исшествия из Египта и по исшествии приносили жертву Иегове во время свидания Иофора с Моисеем в Рафидине». Таким образом, иероглифические памятники в Магаре и в соседнем Ель-Хадеме послужили мне поводом к составлению следующих новых понятий: 1) Северо-восточная граница египетского царства, в древнейшие времена, пролегала на Синайском полуострове через гору Ель-Хадем и через долину Магарскую и упиралась в Чермное море у Мархской равнины. 2) В этих пограничных местах египетские поселенцы занимались разработкой металлов. 3) С ними имели житейские сделки коренные жители Синая и потому чертили загадочные для нас надписи по пути от Хорива и Фарана к Ель-Хадему и Магаре. 4) Та пустыня, в которую фараон отпускал израильтян на праздник, отстояла на три дни пути не от Мемфиса или Цоона и не от Гессемской земли, а от Хадемо-Магарской границы египетского царства. 5) Первые пустыни, чрез кои шли израильтяне, как то: Офом, Сур, Мерра и Елим находились в пределах сего царства; и этот народ был совершенно свободен уже тогда, когда вступил в пустыню Син, которая соответствует нынешнему околотку, находящемуся между Хадемо-Магарой и долиной Шех. Таково было вечернее занятие мое у горького источника Морки на Мархской равнине! 22, вторник. На месте этой равнины некогда был залив морской. Но дождевые потоки, увлекая туда с соседних высот и долин камни, глину, песок и древесные сучья, мало-помалу оземленили его. На этой равнине в обилии растут смерчия, колокинтии и колючие былия для верблюдов. В поперечнике ее от серного источника Морки до устья долины Шиллел будет верст десять; а длина ее от Уади Насб до моря, кажется, несколько более. К Мархе применяют ту пустыню Син, в которую пришел из Елима весь сонм сынов израилевых ( Исх.16:1 ; Чис.33:11–16 ) Но так как эта местность мала для такого сонма, то я полагаю, что она есть только приморская часть сказанной пустыни, находящейся между Хадемом и Магарой с западной стороны и долиной Шех и Хориво-Синаем с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Выглядит это сооружение на фоне известных нам храмов XVII века довольно необычно - есть в нём какая-то тяжёлая архаика. Южный придел возводился в конце 1830-х годов - и, как ни старались занятые им мастера привести его в стилистическое соответствие с древним зданием, эпоха классицизма в нём даёт о себе знать: он слишком правилен по сравнению с основным четвериком; чередование его окон, разделённых гладкими лопатками, видится слишком " регулярным " ; тут не хватает той странной и прекрасной ассиметрии, которую строители Успенского собора возвели чуть ли не в принцип. Вот некоторые размеры храма: вместе с Паисиевым приделом в плане он представляет собой почти правильный квадрат со стороной 23 метра. Ширина основного четверика - около 15 метров; длина без притвора -около 18 метров. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. 17 в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма. При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. 17 в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос.

http://sobory.ru/article/?object=05169

В 1922 г. в О. м. было произведено изъятие церковных ценностей. В 1924 г. мон-рь закрыли. На момент закрытия игуменией была Анимаиса (Ситарук). Сестер выгнали из обители, а монастырский корпус передали воинской части. В 1934-1941 гг. (до эвакуации) в стенах обители находился детский дом. В 1934 г. Васильевская ц. была закрыта, в ней разместили склад. Фрески, написанные Блазновым и Савенюком, затерли цементным раствором. Николаевскую ц., к-рая после 1917 г. стала приходской, снесли. В 1935 г. был арестован духовник обители свящ. Серафим Кушевич († 3 дек. 1937). Некоторые сестры продолжали проживать в Овруче на частных квартирах. Игум. Анимаиса (Ситарук), монахини Мелитина (Андриюк) и Гликерия (Иваницкая) 26-27 нояб. 1937 г. были арестованы Овручским районным отделом НКВД и обвинены в «контрреволюционной шпионской деятельности в пользу Польши» и в проведении «пораженческой агитации против Соввласти среди жителей города Овруча». 4 янв. 1938 г. в Житомире они были расстреляны. В 1941 г. по ходатайству еп. Бердичевского, вик. Автономной УПЦ Леонтия (Филипповича; † 1971) с разрешения нем. оккупационной власти 47 сестер (15 монахинь и 32 послушницы) вновь поселились в обители. Игуменией стала мон. Лукия (Дмитренко), проживавшая в обители с 1907 г. В 1942-1943 гг. настоятельницей была игум. Аполлинария (Каюкова; † 1949). В 1943 г. игуменией стала Магдалина (Дубинович), перемещенная из житомирского Успенского жен. мон-ря, открытого еп. Леонтием. Игум. Лукию перевели в Житомир. 28 нояб. 1942 г. отремонтированный Васильевский храм был освящен архим. Серафимом (Климковым; † 1970), заместителем еп. Леонтия. В пользовании мон-ря находились 2-этажный корпус и 5 га земли под огородами. К авг. 1944 г. в О. м. проживали 42 насельницы в возрасте от 35 до 65 лет. В 1945 г. О. м. был зарегистрирован. Согласно постановлению Совета министров (СМ) СССР от 29 мая 1946 г. и СМ УССР от 12 авг. 1946 г. «О православных монастырях», исполком Житомирского облсовета депутатов трудящихся обязал исполком Овручского райсовета депутатов трудящихся выделить для О.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Впрочем, не все технические достижения и современные технологии здесь принимают. Телевизоры и видеомагнитофоны старец Зосима заводить запрещал, и даже в своем завещании подчеркнул, что их «в монастыре никогда не должно быть». Согласно его последней воле, изложенной в этом завещании, строительство в обители продолжается и сегодня. Заложен фундамент еще одного храма, возводится гостиница для паломников и новая богадельня: в старой уже тесновато. Строится своя почта и даже свой пункт охраны правопорядка, разные хозяйственные помещения. Уже есть тут больница, библиотека, пекарня, мастерские, иконная лавка. Все это - тоже из дорогого кирпича, черепицы и металлопластика. Но так «по-богатому» здесь строят, конечно, не для того, чтобы монахи утопали в роскоши и наслаждались прелестями жизни. И в прежние времена храмы и обители всегда делали из самых красивых, добротных и долговечных материалов, стремясь отдать Богу все лучшее. Кстати, хотя кельи тут и сделаны в «евростиле», само убранство в них довольно аскетическое. Да и бывают в них насельники в основном только вечером и ночью – когда молятся и спят. Все остальное время они исполняют различные послушания или участвуют в богослужениях, которые тут длятся порой по шесть-семь часов кряду. Напрашивается вопрос: как, за какие средства и всего за несколько лет старцу Зосиме удалось почти на пустом месте возвести этот, как его шутливо называют, евромонастырь? Он не обивал пороги в поисках денег, не ходил на поклон в высокие кабинеты, не просил ничего ни у кого. Кроме Бога, которому неустанно молился. Благодетели находились сами: вдохновленные примером деятельной любви к Богу и людям, они предлагали бескорыстную помощь. Это были не те спонсоры, которые занимаются благотворительностью чаще всего из-за каких-либо маркетинговых соображений, желания набрать политические очки или просто из тщеславия. Обычно к отцу Зосиме приходили такие состоятельные люди, которые не афишировали свои добрые дела, а скорее наоборот, по евангельской заповеди, стремились скрыть их. Так, до сегодняшнего дня даже в самом Никольском очень мало кто знает, что обе здешние обители, а также многие храмы в Донецке и далеко за его пределами построены главным образом силами концерна «Энерго», который возглавляет Виктор Леонидович Нусенкис – духовный сын батюшки Зосимы.

http://sobory.ru/article/?object=05042

http://www.forestpark.com.ua/ru/sights/ http://pravoslavye.org.ua/index.php? action=fullinfo&r_type=news&id=13274 29 августа 2002 года умер схиархимандрит Зосима. Настоятеля Свято-Васильевского храма в селе Никольское Волновахского района знал весь православный мир. Его знали и в Иерусалиме, и на Святом Афоне, и Москве, и Киеве. Но в самом Донбассе о нем слышали далеко не все, и только малая горсточка жителей Никольского ходили в родной сельский храм, в котором по молитвам Старца вылечивались многие человеческие души. «Ему было всего 58 лет. Но мудрость, сила веры и знание души человеческой сделали его Старцем в людском понимании. К нему приходили отовсюду. За советом, помощью, благословением. Имевшие великое счастье общаться с ним, возвращались в мирную жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя и тела. Его слова часто были пророческими. А происходящие события походили на чудеса. Он безгранично любил людей. Всех. Тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить. Он не ломался. Он нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в вере. Он крестил детей своих палачей. Он отпускал грехи и верил в светлое естество каждого человека. Он жил, испытывая нечеловеческие страдания. Он прошел четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Врачи становились верующими, общаясь с ним, и поражались его мужеству. А он, умирая, вставал и служил. Его путь – это путь праведника. А праведники сейчас большая редкость. Отца Зосиму называли последним святым Руси, в единство которой он свято верил. Он заронил добрые зерна. И они дадут свои плоды. Плоды Добра и Веры». Так писала одна из газет Донбасса о Старце в годовщину его смерти. Надежда – петрозаводчанка не коренная. Давно уже, еще в те времена, когда между Украиной и Россией границы и в помине не было, приехала она в холодную и далекую Карелию. Ее женская доля оказалась нелегкой.

http://sobory.ru/article/?object=05042

По возвращении в Россию В. И. Григорович ознакомил русские научные круги с найденным им сокровищем. В 1847 году к изучению Мариинского Четвероевангелия приступил академик И. И. Срезневский (1812-1880). В. И. Григорович осознавал громадную научную ценность, которую представляла собой найденная им глаголическая рукопись, и поэтому не покажется слишком странным то, что однажды И. И. Срезневский, взяв домой для работы некоторые рукописи у В. И. Григоровича, ночью был разбужен звонком их владельца, который не мог спать от беспокойства за их судьбу и пришёл за ними. О том, как Григорович берёг Мариинское Четвероевангелие, свидетельствует следующий рассказ А. И. Соколова: «Однажды, показывая мне новые шкафы своей библиотеки, он сказал, что заготовил мешки, чтобы в случае пожара, удобнее было вытаскивать книги. А если нельзя будет спасти библиотеку,— прибавил он,— то спасу только вот этот шкаф (в котором находились отборные рукописи), а если и его нельзя будет спасти, то захвачу только моё глаголическое Евангелие, и предоставлю всё остальное огню»47. «В афонских монастырях рассмотрел я 2800 греческих и 445 славянских рукописей,— писал В. И. Григорович в своем отчёте для министерства народного просвещения.— Сверх сего, на Афоне я старался ознакомиться с действительным сокровищем монастырей — их хризовулами, которых с достоверностью полагаю числом 2000. Несмотря на все усилия..., из сего числа успел я читать и частью списать до 120. Списанные хризовулы, как мне кажется, имеют особенную важность по отношению к географии и этнографии средних веков»48. Архимандрит Порфирий (Успенский) прибыл в первый раз на Афон 11 августа 1845 года и пробыл там до 1 июля 1846 года, за исключением февраля и марта, которые провёл в Константинополе из-за тяжелой болезни. «Посетив все 20 монастырей, 7 скитов и некоторые келий, в течение восьми с половиной месяцев, в часы досужные от богомолья и собеседования с духовными старцами,— пишет архимандрит Порфирий,— я успел не только прочитать, переписать частью в целости, частью сокращенно, и выметить большое число актов, но и сделать точнейшие снимки (факсимиле) с весьма многих из них и с некоторых древних икон и рукописей греческих и славянских, накладывая на них тонкую прозрачную бумагу, которую приготовляли мне русские иноки, пропитывая её деревянным маслом и высушивая на солнце»49.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Сказав это, бедуины примолвили, что ночной огонь светил кораблям и на горе Хаммам-Фараон. Рассказ их воспламенил было во мне желание осмотреть все нагорные жилища фаранские и взойти на Зербал. Но я должен был потушить сей пламень, дорожа временем, которого не много оставалось для дальнейшего странствия моего по Востоку. Фаранский поток с полудня до пяти часов вечера не вытекает из своей лунки; и русло его пересыхает. Это я видел своими глазами. В полдень вода осталась только в том искусственном прудке, у которого стояла моя куща, а в верховье и низовье исчезла, к вечеру же опять показалась. Течение ее в этот раз простиралось только до восточной подошвы холма, покрытого развалинами. Тут бедуины скапливают ее в каменном желобе и поливают ею соседние грядки, на которых растут ячмень и табак. По словам их, отлив и прилив воды в сказанные часы бывает ежедневно. Замечательный поток! Бережет свою влагу, чтобы она не испарялась в знойное время! Как объяснить это явление? По-видимому, оно имеет связь с приливом и отливом Чермного моря, кои происходят в те же часы. Но источник Фаранский выше уровня сего моря несколькими тысячами футов. Почему же на такой высоте он перестает течь в то самое время, когда бывает отлив моря? Ужели он бьет вверх из глубины равной дну морскому? И если так, то каким образом повышение и понижение воды его зависит от подобных движений Чермной пучины? Фаранская местность и Зербал не находятся ли на переломе земного шара? И тамошний источник не вытекает ли из трещины, которая от движения земли сжимается и раскрывается в часы отлива и прилива морского? Не знаю, и не могу отвечать на вопросы: «пришел ли еси на источники моря; в следах же бездны ходил ли еси; кто уготова дождю велие пролияние, одождити пустыню, идеже человека несть в ней, насытити непроходиму и ненаселенну, и прозябнути исход злака» (Иов, глав.38) Тот, кто видел, как некогда разлилась земля, яко прах, и кто спаял ее, аки каменем, на четыре углы (ст.38), тот один ведает сокровенные пути источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Фаранские бедуины говорили мне, что поток, напаяющий вертограды их, течет под землей от Синайского монастыря. Но воображение этих скитальцев, как я изведал оное, подобно увеличительному стеклу. Еще одно слово! Фаранские бедуинки украшают свою голову так же, как и прочие синаитянки. Они заплетают две косы и, стянув их на чело, связывают их тут в узел и втыкают в него булавку с коралловой головкой, а под косы над челом прицепляют большую перламутовую раковину для защиты лица от солнца. Увидев такой головной убор, я вспомнил латинскую поговорку: «Est modus in rebus», и думал, что мода есть только наилучший способ одеваться сообразно с климатом для сбережения здоровья и благообразия тела. В таком смысле она похвальна. Когда же придумывают и вводят моду в противность климату, для прикрасы, а не для здоровья, с разными умыслами самолюбия, с потерей самоуважения и из подражания другим, то поступают безрассудно и грешат тяжко, вредя себе самим. Таковым «сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущыя долу, и ногама купно играющыя. И смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их в день он, и отъимет Господь славу риз их, и вплетения златая на главе, и тресны ризныя и луницы гривенныя, и срачицы тонкия, и красоту лица их, и состроение красы славныя, и перстни и запястия, и художныя усерязи, и багряницы, и светлая лаконская, и виссоны, и синеты, и червленицы, и виссон со златом и синетою претыканы, тончицы преиманы златом: и будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем (веревкой) препояшешися, и вместо украшения златаго на главе плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя препояшешися вретищем: И сын твой добрейший, его же любиши, мечем падет, и крепцыи ваши мечем падут, и смирятся: и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина, и о землю ударена будеши» ( Ис.3:16–25 ) Страшная угроза Божия дщерям Сиона, играющим ногами и любящим чужестранные дорогие наряды!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010