Позже других сооружений, лишь с середины XVII столетия начали возводить в Кириллове каменные кельи. До этого кельи были деревянными. К рубежу XVII-XVIII веков в большом Успенском монастыре все они постепенно были заново перестроены в камне. Кельи располагались традиционно по периферии монастыря, вдоль стен. Строительство каменных келий начала в 1647 и 1648 годах артель монастырских каменщиков во главе с Яковом Костоусовым. Есть все основания полагать, что это известие относится к стоящему против западного фасада собора Настоятельскому корпусу, прежде состоявшему из двух отдельных половин архимандричьих и гостинных келий. Структура этого сооружения была необычной. Вдоль фасада располагались кельи с красивыми сводами на распалубках, объединенные в две группы, каждая с сенями посредине. За ними в глубине помещались засенья – длинные холодные, тоже сводчатые палаты, растянувшиеся во всю длину каждой из групп. Засенья разделялись на два этажа деревянным накатом. Наверх вели широкие каменные лестницы, устроенные во внутренней стене. Окна главного фасада имели довольно простые, мелко профилированные рамочные наличники, окна засений, выходившие на хозяйственный двор, вообще не были украшены. В конце XVII века над кельями возвели верхний этаж. При этом слишком высоко поднятые своды засений сломали, заменив их деревянным накатом, а длинные помещения разгородили внутренними стенами. Верхние кельи сразу же были сделаны без сводов, с гладким потолком. Здание получило сложную структуру с двумя этажами по главному фасаду и тремя со двора. У окон верхнего этажа выложили характерные для XVII века богатые наличники, обрамленные полуколонками и увенчанные сложного рисунка завершением. Такие же наличники имелись и у большинства других кирилловских келий. Со стороны главного фасада пристроили лестничные крыльца с восьмигранными столбиками и двойными арками с висячей «гирькой». Здание неоднократно переделывалось в позднее время. Едва ли не каждый новый настоятель стремился хоть как-то обновить доставшуюся ему от предшественника резиденцию. Варварская перестройка произошла в 1821 году. Тогда сломали все своды, на новом уровне уложили междуэтажное перекрытие, уничтожили промежуточный этаж дворовой части, сломали остававшееся к тому времени крыльцо. Все окна растесали, особенно пострадали проемы верхнего этажа. От их наличников сейчас сохранились лишь незначительные следы. Главный фасад украсил четырехколонный портик с аттиком над ним, его детали отличались грубым исполнением. Здание приобрело черты заурядного провинциального ампира. К настоящему времени заканчивается реставрация памятника. В основном удалось вернуть ему прежнюю внутреннюю структуру, главный же фасад оставлен в стиле провинциального ампира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сила мысли и искусства у них равна силе воли. Справедливо кто-то сказал, что купец есть чудо. Это оправдывают собой англичане, которые успели и сумели покорить себе не только моря, но и дикие пустыни. Audax Japheti genus! Отважный род Яфета! В Суэсе всего любопытнее прилив и отлив моря. Я решился наблюдать сие явление и в четыре часа пополудни вышел за южную стену города к широкому заливу. Тогда был полный отлив и вместе начало прилива. Смотрю и изумляюсь. На огромном пространстве нет ни капли воды. Иду далее и далее. Сухо везде, где за несколько часов колыхалась вода. Суэс далеко стоял позади меня. С каждым шагом изумление мое возрастало. Ибо за полосой высохшего песчаного дна морского начиналась южнее полоса каменистая, едва покрытая водой. Однако вдоль этих обеих отмелей с севера на юг косвенно проходил широкий канал, наполненный морской водой. По обеим же сторонам его была сушь. Я подбежал к нему; и мне показалось, что рослый человек мог бы перейти его вброд. Впрочем, я мог обмануться. Оканчивался пятый час дня. Вода прибывала, но весьма медленно и мало, при безветрии. Взяв в руку часы и отмеряв от передовой линии притока ее три полные шага назад, я увидел, что она в пять минут покрывает одну сажень, да и ту так, что слой ее не толще писчего листа, согнутого вчетверо. Этот опыт повторен был мною несколько раз и показывал то же самое. Пятясь таким образом к городу, я заметил, что вода в одном месте далеко забежала вперед меня. Страх не страх, а робость закралась мне в душу. Я подобрал свою рясу и, давай Бог ноги, ушел в город. Наполеон, избежав опасности от прилива Чермного моря, сказал: «Если бы я утонул здесь, то сей случай послужил бы занимательным текстом для всех проповедников в Европе». Но о моей погибели, верно, никто не сказал бы ни слова. Посему я заблагорассудил уклониться от опасности, чтобы самому молвить о своем хождении в Чермном море и об оземленении его в течение нескольких часов. Итак, это море, в самом верховье его у Суэса, есть не что иное, как широкая река с несколькими островками. Тут берега его инде плоски, инде обставлены голыми скалами и холмами. В часы отлива дно его, выше и ниже Суэса, обнажается и даже высыхает на весьма большом протяжении. Стоя на этой суше лицом к востоку, имеешь по правую и левую сторону свою два прерванные отмелью залива, кои наполнены водой. Очевидно, что все обсыхающее пространство между ними приподнято или силой подземной, или наносными песками. Таким же образом составились и островки 3 . Что касается канала, вдоль прорезывающего эту отмель выше и ниже Суэса, то он древле ископан был для удобного спуска судов в глубь моря. Фараон Сезострис начал этот водовод, Нехао и Дарий продолжали, а Птоломей Филадельф окончил его. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Распушив, удобрив с большою заботливостью гряды, с тою же заботливостью они ухаживают, следят за ростом посаженных овощей. Зато и груд их благословляется. Монастырское огородничество славится. Бывает, что по всей окружности ничего не родилось, а в Успенском монастыре урожай. Многие девицы в Новоладожском уезде, пожив в Успенском монастыре, научились огородничеству. Только что поуправились на огородах, – наступает сенокос. – Успенские монашенки, окрыленные усердием, идут в разных направлениях к монастырским пожням. На монастырском скотном дворе стоит до 20 коров и 10 лошадей; весь запас сена для них заготовляется трудами живущих в монастыре. Покончив с сенокосом, те же труженицы приступают к жатве. После жатвы начинается молотьба: слабые руки мужественных в труде ясень с терпением выколачивают нужное для питания зерно. Добытые в течение лета хлеб и овощи служат основным средством к существованию многочисленной семьи сестер Успенского монастыря. Все же другие денежные доходы, получаемые от разных статей, крайне ограниченны, а приняв в расчет количество сестер, живущих в обители, можно сказать, ничтожны. § VIII Сестры Староладожского Успенского монастыря, в течении многовекового существования своей обители, преемственно, с иноческим смирением, несут тяготы своих нужд, лишений, скорбей; не хвалятся они древностью своего монастыря, не имеют претензий именовать свою обитель знаменитою; на. монастырских зданиях не найдется надписей «школа», «больница», «богадельня», «приют». Эти благотворительные учреждения не существуют!» на бумаге, в надписях. – Скудные средства обители не давали возможности обзавестись этими надписями, – скромность русской женщины не позволяла иметь их номинально. В действительности же эта благотворительная деятельность существует в широкой мере. У очень редкой из монахинь, и даже послушниц, не живут одна или две девушки – родственницы или сироты. У них эти девушки обучаются рукоделью – шитью или вязанью, грамоте, и, что всего дороже, пожив под надзором монахини-труженицы, девочка изменяется до неузнаваемости: движения ее ровны, речь тиха, взгляд сосредоточенный, она благоговейна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконописец Володимер ярославец писал в казну 15 образов Пречистыя Богородица да 15 образов чюдотворца Кирила на двоином золоте, дано от письма рубль 11 алтын 4 деньги. На Белезере Иван Кислуха купил 11 кож яловечьих сырых, дано 3 рубля 14 алтын з деньгою. Старец Трифан ловец купил ловецкую лодку, дано 25 алтын. По старце Викентье дано сорокоуста 20 алтын. Сала говяжъя куплено 9 гривенок, дано 2 алтына. Офоньке Курольгинцу за сермягу к обмене, дано 10 алтын. По приказу игумена Матфея и старцов соборных дано монастырскому слуге Федору Панову годового жалованья рубль денег. В Санникове монастырскои хрестьянин Дубас Губин купил: 26-ры сани пошевни, дано 6 рублев 27 алтын 2 деньги. 21 дровни, дано рубль 20 алтын 5 денег; 20-ры колеса тележных, дано рубль 29 алтын; 22000 лык, дано 6 рублев 20 алтын; 520 вязов посошново, дано рубль 4 алтына 4 деньги; 10 валиков березовых, дано 3 алтыны. Даваны деньги дворовым людем за успенские рубахи: новоприемному диячку Омельке Пудожанину дано 7 алтын, Дружине Косолапу дано 6 алтын 4 деньги, Федьке Попадеике дано 8 алтын, Нестерку Курольгинцу, Лазарку Курольгинцу, Михалку Курольгинцу, Федьке Курольгинцу. Итого 4 человеки, дано им 13 алтын 2 деньги. По государеве цареве и великого князя Василья Ивановичя всея Русии грамоте дано на Бело-озеро приказным людем Афонасью Головленкову да Венедикту Тимашеву да дияку Семену Головину, литовским людем Остафью Слонскому с товарищы на жалованье 148 рублев 16 алтын 4 деньги. И всего в месяце в сентябре в росходе денег 230 рублев 12 алтын 2 деньги. Месяц октябрь, росход денгам. У казны куплено: сукон брадцких 6 концов, а в них мерою 167 аршин 2 чети, дано 4 рубля 32 алтына с полушкою; 786 сажен пояску, дано рубль 6 алтын 5 денег; 10 лжичен вязеных, дано 6 алтын 4 деньги; 3 мотки черни, дано 5 денег; 2 скатерти гусины плоти 23 аршины 2 чети, дано 23 алтыны 2 деньги; 6 стоп бумаги пищие, дано 2 рубля; 26 фунтов перцу, дано 3 рубля 4 алтыны; сала говяжья нетопленово 25 гривенок, дано 5 алтын 2 деньги. Куплено 400 рыб судочины и лещевины свежие дано 3 рубля 3 алтыны 2 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В селе в Санникове купил Дубас Губин на монастырской двор стадных лошадем сена на рубль 11 алтын 4 деньги. Судописцы подписывали в казну 900 чяшек гостиных да 10 ставков чяшек ж дано найму от подписки 16 алтын 4 деньги. Ждану Кулябякину дано казеново жалованья на год рубль. Мартюшке Семеновскому дано за великоденскые рубахи 4 алтына 3 деньги. Ондрею Ферапонтовскому ложешному мастеру дано казеново жалованья на 7 месяцов 20 алтын; за великоденскые рубахи Леве Лозскому дано 5 алтын. Сукно брацкое 21 аршин, дано 8 алтын. Сукно мирское 12 аршин, дано 4 алтына 2 деньги. Куплено 5 лжычен вязеных, дано 10 денег. И всего в росходе денег в мае месяце 28 рублев 28 алтын 5 денег. Месяц июнь, росход денгам. Даваны денгы слугам нежаловалным и дворовым людем за успенскые рубахи, которые посланы к Москве на государеву службу. Статья по 8 алтын без 2 денег: Михаило Куликовскои, Юрман Чернои, Шестунка Сиземец, Семеика Романовскои, Левка Лозскои, Ивашко Волоцкои, Ивашко Сеземец, Василеи Розмолода, Ивашко Колкацкои, Завиял Саньниковскои, Федор Гвоздев, Ивашку Чернушке дано 7 алтын. И всего 12 человек, денег дано 2 рубля 24 алтына 4 деньги. Статья по 6 алтын: Грише Хлыщу, Ждану Куроглинскому, Мартюку Кукобоискому, Михалку Кобановскому, Дружинке Романовскому, Якуньке Сиземскому, Денисску Ярославцу Федтьке Боровитину, Марку Романовскому. И всего 9 человек, денег дано им рубль 20 алтын 4 деньги. Старец Симан купил на Шатрецком Езу тщанец, дано 10 денег, да он же купил лык на алтын. Слуга монастырскои Посник Михаилов наимывал на Вологде образов писати на монастырскои обиход в казну Софиисково соборново священика Анисима Самсонова, писал 10 образов Пречистые Богородицы на красном золоте по 5 алтын за образ, да Пречистые ж Богородицы 10 образов на двоином золоте по 4 алтына без 2 денег. Да Кирила чюдотворца 10 образов на красном золоте по 3 алтына. Да Кирила ж чюдотворца 10 образов на двойном золоте по 2 алтына 2 деньги. И обоего писал 40 образов, дано от писма и за золото и за тцкы и за краскы 4 рубли 2 гривны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Да они же купили луку 11 четверьтеи, денег дали 3 рубля 11 денег. Наимовал подмонастырьных крестьян дров сечи уголных и зжечи на 260 сажен: деревни Каргобода Микиту Михаилова, да деревни Колдомы Первушу Васильева да Ивана Михаилова, да деревни Песков Томила Васильева с товарыщи наиму им дано 8 рублев 15 алтын. Да на золные дрова наимовал подмонастырьных же крестьян: деревни Зауломские Стефана Федотова да Леву Осипова, деревни Борового, да деревни Березника у Степанка, на 200 сажени и (?) назолу зжеч, наиму дано 5 рублев 16 алтын 4 деньги. Старец Герасим Наугородец купил на Вологде в казну: 64-ры рукавицы варяги, денег дано 2 рубля 20 алтын; 10 пядниц образных большие руки, дано 6 алтын; 15 пядниц середние руки, дано 5 алтын; 25 пядниц меншие руки, дано 5 алтын 5 денег. Государь царь и великии князь Василеи Иванович всеа Русии пожаловал дал свою государеву царьскую грамоту, что послалником и Белозерским приказным людем денежных и всяких доходов и людеи и лошадеи на Белеозере неправити, а пошлин дано писчих и печятного 28 алтын. Велики господин пресвященыи Филарет дмитрополит Ростовскии и Ярославскии и Белозерскии пожаловал дал свою грамоту на дворовое место, дано пошлин 15 алтын. Да в Ростове ж отец наш игумен Матфеи и старцы соборные дали митрополичьим певчим, дияком, двум станицам рожественово 25 алтын. Слуга монастырьскои Буслав Козляинов заплатил на Москве в конюшенном приказе с пожни Ступы оброку на прошлои 114 год 2 рубля денег. Да Буслав же Козляинов заплатил на Москве с Воронцовских пустошеи в Большем Приходе государевым дьяком за прошлои ж 114 год 6 рублев 12 алтын. На Волоку на Словенском куплено масла красново 6 пуд без четверти, денег дано 2 рубля 29 алтын з деньгою. Волоцкому нарядчику Семеике Глазуну дано за Успенские рубахи 8 алтын, – подповарью мытарю 2 алтын. Дружинке Ерголскому придано за сермягу к обмене 4 алтын. Куплено 10 лжычен да 5 лествиц, дано 6 алтын 4 деньги. И всего в росходе в сентябре месяце 92 рубля 24 алтына з деньгою. Месяц октябрь. Росход деньгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского Сохранился колокол 1566 г., находится вне колокольни, установлен на отдельном постаменте. Важным центром украинского художественного литья в XV–XVII веках была также Волынь. Хорошей литейной техникой отличался колокол Зимненского монастыря 1566 года (нижний диаметр 102 сантиметра), выполненный волынскими мастерами. Колокол украшен орнаментальным фризом и полосой надписи, искусно выполненной удлиненными стройными уставными буквами. Надпись рассматривается как органическая часть декоративного фриза, составленного из ритмически повторенных маскарон. Эти мотивы свидетельствуют об осведомленности автора с орнаментикой эпохи Возрождения. Вместе с тем эти новые элементы сопровождаются старыми орнаментальными мотивами (трилистники в кругу), идущими со времен древней Руси. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского Оборонные стены с башнями, XV-XVI в.в. В плане имеют форму неправильного четырехугольника, по углам которого на северо-востоке, северо-западе, юго-востоке и юго-западе помещались башни. Южная стена включает также проездную башню-колокольню и круглую в плане башню. По верху стен был бруствер с бойницами (хорошо сохранился на восточной стене); боевой ход, очевидно, был устроен по балкам, неглубоко заведенным в кладку стены, и опирался со стороны двора на деревянные столбы, имеющие по верху деревянный настил. В в. устроены широкие арочные ворота во всех четырех оборонительных стенах. К 1898-1899 г.г. перестроена в псевдорусском стиле башня-колокольня. Над четвериком устроен верхний восьмигранный ярус с арками звона, огражденными ажурной металлической решеткой, и шатер с люкарнами. Покрытие шатра было выполнено из железа «в шашку». Завершение в виде главки на граненом барабане было декорированЬ килевидными кокошниками. В конце XIX - начале XX в.в. при возведении двухэтажного здания школы разобраны юго-западная башня и куртина между ней и колокольней, круглая башня и угловая со стеной между ней и колокольней. Сохранились значительные участки стен с широкими арочными воротами, угловые квадратные в плане башни по первому ярусу, башня-колокольня без перекрытий и завершения.

http://sobory.ru/article/?object=26566

Внутри подклет состоит из трех помещения — основного и алтарного, перекрытых поперечными коробовыми сводами, и одностолпной трапезной. Своды основного этажа, за исключением алтарной части, перекрытой тремя параллельными коробовыми сводами, не сохранились. Однако архивные материалы и натурное обследование позволяют предполагать, что трапезная здесь также имела вид одностолпной сводчатой палаты, а четверик был завершен поперечным лотковым сводом, прорезанным световым барабаном центральной главы. Братский корпус, 1904-1905 гг. Братский корпус, скромный по архитектуре, типичен для жилых зданий рубежа 19-20 вв. Стены его выполнены в кирпичной лицевой кладке. Одноэтажный объем, прямоугольный в плане и вытянутый по оси север-юг, завершен вальмовой кровлей, северный фасад ныне закрыт кирпичной пристройкой под односкатной кровлей. Фасады, прорезанные окнами с лучковыми перемычками, венчаются карнизом, нижний профиль которого находится в плоскости широких лопаток, подчеркивающих углы. Центральный проем восточного фасада подчеркнут фланкирующими лопатками и прямоугольными вертикальными оштукатуренными нишами по сторонам, создающими иллюзию тройного окна. Настоятельский корпус, 1-я пол. 18 в. Настоятельский корпус — Г-образное в плане кирпичное здание, вытянутое по оси север-юг. Сохранился лишь первый этаж сооружения, который до 2000-х гг. находился в полуразрушенном состоянии, в настоящее время он восстановлен. Здание покрыто вальмовой кровлей, а к центру его главного восточного фасада примыкает деревянная пятигранная пристройка для входа с самостоятельной пятискатной кровлей. Гладкие лопатки в соответствии с внутренней планировкой членят фасады на прясла в два и три окна. Проемы заключены в простые по форме наличники-рамки с маленькими ушками и завершены высокими треугольными фронтонами (на левом фланге восточного фасада до реконструкции здания сохранялись следы срубленного трехлопастного наличника). Над входом помещен металлический зонт на кованых кронштейнах, ограждения нового крыльца также кованые.

http://sobory.ru/article/?object=00154

P. S. Доложи г. приставу (то есть – самому А. Г.), что чем дальше, тем неразборчивее начинает он писать, и по советуй ему усовершиться» (письмо епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 9 июля 1876 г.) . 370 «…Мне утешительно знать, что ты счастлив. Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился. Спаси тебя Господи! Я обещал послать сватам книжек. Вот посылаю» (письмо епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 2 сентября 1876 г.). 371 В ноябре 1878 г. у А. Г Говорова родился сын Тихон. Дата рождения определяется из писем святителя, так как метрическая запись не найдена. В одном из писем на просьбу родителей быть крестным отцом их дитяти святитель Феофан ответил отказом. «Вареньку благослови, Господи, благополучно разрешиться, но крестным отцом себя вам не даю… Буду любить имеющее родиться дитя и молиться о нем, но не яко крестный отец» (письмо епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 13 ноября 1878 г.). 372 Вот какой совет по поводу выбора имени ребёнку даёт святитель. Из письма епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 13 ноября 1878 г.: «Вареньку благослови, Бог , благополучно разрешиться… Имена у нас стали выбирать не по Божиему. По Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в ка кой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих. И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что бы следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлёт, тем и раздай. Бог все видит. Говорю: если сдюжишь. Потому что, может быть, очень трудно тебе переломить это». 373 Однако горячее желание родителей побудило их по ступить вопреки воле владыки. Восприемником младенца Тихона заочно (это допускается каноном) стал двоюродный дед – святитель Феофан. Его поставили перед свершившимся фактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Устойчивость подобной «системы» и, следовательно, её гармоничность естественным образом зависит от всех её элементов. При этом надо помнить, что «сердце не вдруг настраивается как должно», 339 что при подверженной греху воле рассудок всегда преобладает над разумом и т. п. В ситуации наличия жёстких обратных связей у каждого элемента системы приведение её в гармоничное со стояние только за счёт так называемых внутренних корректировок (по обратным связям) представляется весьма и весьма проблематичным, а учитывая, что система «три силы и три части» состоит уже не из трёх, а из девяти элементов, – и вовсе, мягко говоря, нереалистичным. Рис. 1.2. Характер внутренних взаимосвязей в системе «разум – сердце – воля» Естественным образом встаёт вопрос о внешнем воздействии, о выборе его стратегии и тактики. Поскольку человек создан по образу Божиему, то его главным стремлением должно быть стремление к Нему, жажда Бога ( Пс. 72, 25 ). Однако не надо думать, что спасительный приход к Богообщению зависит только от одного словесного при звания имени Божиего ( Мф. 7, 21 ), необходимо, чтобы имя Божие обладало всеми нашими мыслями, желаниями и делами ( Мк. 8, 34 ) и в этом смысле место и роль человеческого разума нельзя переоценить. Спасение возможно только с Божией помощью ( Ин. 15, 5 ; Флп. 2, 12, 13 ), но не против воли людей, а только по их действенному желанию, вере ( Мф. 11, 12 ; Иак. 2, 26 ). Соблюдение этих условий подразумевает прежде всего отречение человека от своей воли, полное подчинение своего «я» воле Божией. Следовательно, стержень внешнего воздействия в системе сил естества человеческого (см. рис. 1.2) должен приходиться на элемент «воля». Подчинив свою волю воле Бога, начав управлять с её помощью разумом, отрезвив Божественною волею своё сердце, человек получает реальную возможность: оптимизировать процесс взаимовлияния и взаимопроникновения сил природы человеческой, в т. ч. и на раз личных уровнях, частях её состава; привести состояние своего человеческого естества в сверхъестественное состояние – состояние по искуплении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010