В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны. В лагерное время в соборе размещалась 13-я карантинная рота. Здесь от нескольких недель до нескольких месяцев находились все прибывшие в лагерь заключенные. В 40–50-х годах века XX в храме размещалась столовая Учебного отряда Северного флота. Сейчас в соборе ведутся реставрационные работы. После их завершения он станет основным действующим храмом обители. http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/ История строительства Троицкого собора начинается с момента основания небольшого Преподобнического алтаря внутри Преображенского собора, которые были освящены совместно в 1566 г. С момента постройки церковь Зосимы и Савватия являлась неотъемлемой частью Спасо-Преображенского собора. Она занимала его северную апсиду и имела свой отдельный вход на северном фасаде собора со стороны паперти. В настоящее время следы этого портала можно наблюдать в демонстрационном зондаже западной стены Свято-Троицкого собора. В отводных книгах Соловецкого монастыря от 1570 г. рассказывается о начале богослужения в Зосимо-Савватиевском пределе. Из этих записей мы знаем лишь о факте строительства и начала функционировании новой церкви. Первое же более подробное описание храма появляется в соборной описи в конце века, где говорится об иконах, раках святых и общем убранстве церкви. Кроме того, внутри церкви находились перенесенные туда после ее освящения, мощи Преподобных Зосимы и Савватия, которые являются главной реликвией храма. В ходе реставрации в 2007-2018 г.г. были выполнены следующие работы - реставрация интерьеров, фасадов, кровли, полов, проездной арки и подклетов,: воссоздание сени Зосима и Савватия, реставрация дверных и оконных проемов, воссоздание иконостасов и киотов, инженерные сети, установка бра, реставрация сени, воссоздание живописи. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

http://sobory.ru/article/?object=06782

21 октября 1884 года храм был освящен епископом Нафанаилом. Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов. Это Святые ворота - парадный вход из города на центральный монастырский двор. Над воротами в 1884 году была построена колокольня из местной плиты и кирпича. На строительство колокольни было израсходовано 2214 рубля. Всего на ней висело 8 колоколов. Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу. 21 октября 1884 года Стефановский храм был освящен епископом Нафанаилом. В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом - Николаем. Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи. Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М.П.Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф.П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М. Сафронова. Профессор Н.В. Покровский в 1898 году писал: " Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский освятил храм Спасо-Преображения. Государем императором было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рубля. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Высота здания от подошвы до макушки креста составляет около 55 метров. В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Во втором ярусе размещались ризница и библиотека. В третьем, также квадратном ярусе, были установлены часы боевые с особыми при них колоколами для перечасья. Механизм часов сейчас находится в музее в Коломенском, там же имеется один из сохранившихся колоколов с этой колокольни. Часы функционировали по принципу современных ходиков – две тяжелые гири опускались в шахту, идущую сквозь все три нижних яруса. В наше время циферблат часов сохранился на месте, электронный часовой механизм отмечает каждую четверть часа мелодичным звоном, а каждый час – ударами колокола по числу часов. Верхние два яруса предназначались для звона, причем колокола размещались в нижнем восьмигранном ярусе. Для усиления звука использовались слухи (иначе голосники) – глиняные полые сосуды, вмурованные в своды и стены отверстиями внутрь помещения. В описи 1859 года упоминается наличие девяти колоколов. В 1932 году по распоряжению товарища Баранова с колокольни сбрасывают колокола, среди которых и колокол, отлитый через 11 лет после смерти прп. Пафнутия. До наших дней сохранился один колокол, который сейчас является экспонатом Коломенского музея. И только в 1992 году Русско-Американская компания «ЛТД Коди» подарила монастырю 16 новых, отлитых в Москве колоколов. На самом большом из них, весом 750 кг, читаем слова: «Колокол отлит благотворением Поскотинова Владимира Кондратьевича и семьи Джерри Радный — Черри, Коди, Линн Джерри для Рождества Богородицы Пафнутьевой Боровской обители. По благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента». С момента возобновления монашеской жизни в обители началась реставрация трапезной и колокольни. Сначала укрепили фундаменты, при этом  поставленные 100 лет назад к западной стене трапезной контрфорсы были реставраторами за ненадобностью разобраны. В отремонтированных помещениях в подклете колокольни размещается Музей русской иконы (открыт и освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом в 2012 г.). Над входом в одно из помещений музея сохранилась уникальная фресковая живопись XVI века — Спас Нерукотворный.

http://sobory.ru/article/?object=02056

В подклете Воскресенского храма размещалась часовня, в которой находились тела усопших, призреваемых в богадельне до отпевания. Здесь совершалось над ними чтение Псалтири. Имеется предположение, что под алтарем Воскресенского храма был погребен устроитель училищного братства «милостивый муж» боярин Ф.М. Ртищев. В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм был закрыт, в нем разместили клуб и общежитие. Крест и глава были демонтированы, интерьер разорен. В 1966-1981 гг. по проекту архитектора Г.К. Игнатьева проводилась реставрация храма, в ходе реставрационных работ было воссоздано завершение. Интерьер был приспособлен под нужды размещенной в комплексе Андреевского монастыря Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР. В алтаре храма размещалась фотолаборатория, в четверике и трапезной части — склад, в галереях — служебные кабинеты. 14 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко. С этого времени в храме, имевшем статус Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, были возобновлены богослужения. В 2013 г. был возрожден Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. В 2016-2018 гг. разрабатывался проект реставрации, в 2018-2021 гг. велась комплексная реставрация Воскресенского храма. В северной части подклета планируется устроить придел и посвятить его Преображению Господню в память о существовавшей с XIII века на месте Андреевского монастыря Преображенской пустыни, а также в связи с тем, что при строительстве Воскресенского храма использовалась часть ранее находившегося на этом месте Преображенского храма с двухстолпным подвалом.

http://patriarchia.ru/db/text/5951371.ht...

Туринск. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная Спасская церковь, построенная в 1786 году, была трехпрестольной; правый придел освящен во имя святого целителя Пантелеимона, левый - во имя великомученика Феодора Стратилата. На звоннице находились единственные в Западной Сибири башенные часы, отбивающие колокольным звоном время. Храм был закрыт в 1930 году. Возвращен верующим только в конце XX века. В 70-80-е годы XVII века в городе Туринске была произведена частичная перестройка крепостных укреплений, в результате чего увеличилось количество башен. Первые острожные церкви по своим формам и размерам мало чем отличались от крепостных башен. Это были клети со сторонами в плане 6х8 метров, увенчанные шатровой кровлей, завершенные вместо герба главкой с крестом. Среди острожных храмов имелись надвратные церкви (часовни), конструктивно связанные с крепостной стеной, и церкви, свободно стоящие на территории острога. В новой крепости прежде всего сооружали главную въездную башню, часто с надвратной часовней. Спасская церковь Туринского острога построена в 1652 году рядом с главной башней, являвшейся и колокольней: «... а высота от земли до развалу семь сажень, а над развалом четыре бочки, над бочками укрыт шатер до маковицы. От земли вышины до яблока 14 сажень, а кругом храму и трапезы паперти на выпусках». Спасская башня размещалась во втором ярусе обычной крепостной башни, первый ярус (подклет) использовался для хранения государственного имущества, а обходные галереи церкви соответствовали уровню боевых галерей крепости. Стройный башнеобразный объем церкви завершался развалом. По городовому списку 1701 года, в острожной стене (362 сажени) было 7 башен, в том числе и Спасская с приезда от Тобольска, четырехугольная, 4 сажени в ширину, в ней два моста, а в высоту до «обламов» три с половиной сажени. После очередного пожара новый острог поставили в 1705 году. Главным «фасадом» крепости была южная стена со Спасской проезжей башней, обращенной к дороге на Тобольск. Около этой башни были «построены лавки вряд». Вблизи размещалась высокая Спасская церковь, игравшая существенную роль в архитектуре острога.

http://sobory.ru/article/?object=03036

В келейных корпусах кроме жилых помещений размещались и хозяйственные службы. О назначении многих корпусов говорят их названия: Просфорный, Поваренный, Квасоваренный, Прачечный. В Наместническом корпусе размещались свечная, слесарная, печатная мастерские, в Новобратском - котельная служба, в Рухлядном – некоторое время портная и сапожная мастерские. Братия возрожденного монастыря в настоящее проживает в Наместническом корпусе. В Рухлядном корпусе находятся монастырская лавка, церковно-археологический кабинет, реставрационный отдел и другие службы монастыря, в зимнее время здесь размещается паломническая служба. Просфорный, Новобратский, Благовещенский и Прачечный корпуса занимает музей-заповедник. Во всех остальных келейных корпусах проводятся реставрационные работы. Южный дворик Храм святителя Филиппа и Святительский келейный корпус отделяют центральный двор монастыря от южного дворика. Этот дворик – хозяйственный, его основные службы были связаны с мельничным каналом, по которому вода стекала из Святого озера в Белое море. Игумен Филипп в середине XVI века соединил каналами несколько озер и направил их воду к монастырю. В следующие века монахи неоднократно расширяли озерную систему, и уже в начале XX века в ее конечный водоем – Святое озеро, вода притекала из 65 озер. Поступая на мельницу, она вращала мельничные механизмы. Соловецкая мельница была построена в 1601 году на месте сгоревшей деревянной. Здесь зерно перемалывалось в муку, а также была установлена толчея для размельчения дубовой и березовой коры, служившей для выделки кож. В XIX веке к этим механизмам добавились крупорушка, точильное колесо и сукновалка. До 1908 года все механизмы приводились в движение водяными колесами, затем их заменила водяная турбина. Мельница каналом связана с братской баней и портомойкой (прачечной), функционально – с хлебным амбаром и Сушилом. Сушило – самое древнее сооружение южного дворика. Его постройка датируется XVI веком. Соловецкое сушило является одним из древнейших в России. Оно предназначалось для просушки и хранения привезенного с материка зерна. Уникальна его система отопления. Так же как в Трапезной палате теплый воздух поднимался здесь на верхние этажи из печи в подклете. В таком виде, как на Соловках, древние системы отопления больше нигде не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Пивная башня расположена в западной стене Троице-Сергиева монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м. В башне семь ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 г.г., башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название она получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Пивная башня имела самые крупные размеры и наибольшее число бойниц, так как всегда была боевой. В отличие от Келарской, она всем своим объемом выступает из-за крепостных стен, что создавало возможности эффективного прострела перед ними. Ее устройство отличается от других башен крепости. Внутреннее пространство разделено на семь ярусов, балки бревенчатых накатов опираются на каменный пилон, расположенный посередине, а между вторым и третьим ярусами проходит каменный свод. Пилон имеет два вертикальных канала, которые служили для подъема грузов в верхние ярусы. Перед башней за стенами крепости до XVIII в. сохранился обширный хозяйственный двор. В ее напольной стене размещались широкие ворота и две калитки, это создавало обманчивое впечатление, будто здесь имеется сквозной проезд в монастырь. Однако перепад земли у входа в башню и у восточной стены со стороны двора монастыря составляет более 10 м, и человек, вошедший в ворота, мог попасть внутрь крепости, только поднявшись на бревенчатый накат второго яруса, а затем по узкой лестнице в толще восточной стены. В башне размещались пивная и квасная палаты, производилось сычение меда, в глубоких каменных погребах, или ледниках, примыкающих к ней со стороны монастыря, хранились различные припасы, а перед башней на берегу реки находился бочаренный двор. При надстройке крепостных сооружений в середине XVII в. Пивная башня была вдвое увеличена по высоте, а 100 лет спустя ее верхний этаж приспособили под кельи для наместника лавры: бойницы растесали в огромные окна, сделали балкон, со стороны монастыря пристроили монументальную каменную лестницу. В 1789 г. был уничтожен также и пивной двор, а пивоварню из башни перевели в подклетный этаж трапезной. В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции, устройство гранитной отмостки, усиление оснований и фундаментов, реставрация кровли.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Вязники. Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - " провинция " . В далёком прошлом именно " провинциальные " зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии " дороги к прекрасному " - " По окраинным землям Владимирским " (1969 год): " Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины XVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов... Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе... Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь " . " Общее основание " многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать " двухуровневые " апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада... Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся " визитная карточка " местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать " энциклопедию русского наличника " : что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи...

http://sobory.ru/article/?object=03740

Напротив Святых врат располагался «гостиный двор», который предназначался для гостей, приезжавших на монастырские ярмарки. Здесь размещались амбары для хранения товаров, избы, клети, повалуша (изба, служившая общей спальней), конюшня. Здесь же неподалеку размещался «двор служен» с помещениями для монастырских слуг. На дворе стояли 30 рубленых клетей на подклетах с дощатыми чуланами и пять низких клетей без подклетов, горенка на подклете и повалуша на подклете, соединенные сенями (наверху сеней был устроен чердачок) да шесть изб низких, соединенных сенцами рублеными и дощатыми. Кроме того, за двором направо было еще десять помещений – «а живут в них монастырские слуги и деловые люди». По количеству жилых помещений этого двора можно судить о большом количестве слуг, трудившихся на монастырь. Через территорию монастыря в Сиверское озеро протекала река. Ныне она узкая и заболоченная, а в прежние времена приводила в движение две мельницы, которые мололи солод. Здесь же располагались житные службы: четыре житных амбара, в которых хранился ячневый, ржаной, овсяный солод, крупы и толокно. Рядом стояла келья мельничного старца. За речкой находилась солодежня, в которой растили и сушили солод. К востоку от нее, напротив северной стены малого монастыря, стояло десять житниц под одной кровлей, они занимали 172 квадратные сажени. «Это был главный склад монастырского хлеба… который сюда свозился из вотчин. В начале XVII в. здесь хранилось несколько тысяч четвертей ржи, пшеницы, ячменя, солод… и толокно». Рядом с солодежней размещалась келья с сенями, где жили старцы, в ведении которых был всякий монастырский хлеб. Кроме житного двора в монастыре был еще санный двор. На дворе стояли три избы: в одной из них делали сани, в других жили около 40 человек нищих и «робята пустошки» (люди без всякого имущества), которых кормили из монастыря. Здесь же на дворе было четыре амбара, в которых держали «сани, и телеги, и оси, и дуги, и оглобли и всякой санной и тележной запас». Кроме того, около житных амбаров стояли амбары, в которые убирали «сани старческие» (сани старцев), «вяземские» и пошевни (широкие сани–розвальни, обшитые лубом – липовой корой). На санном дворе находилась еще одна изба с клетью, где иногда работали серебряных дел мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 июня 2014 года образован приход храма святителя Иоанна Златоуста города Вологды . Архитектура Церковь свт. Иоанна Златоуста - одна из самых древних каменных построек на территории Вологды. Кирпичный храм на подклете состоит из двусветного пятиглавого четверика, к которому с севера и запада примыкают галереи, с шатровой колокольней над северо-западным углом. Обе части колокольни построены одновременно. Характер кладки, лепки стен и форм ее украшений подтверждает подлинность предположения о сооружении колокольни до XVIII века. В храме полностью отразилась идея преемственности " двойных " вологодских церквей - холодной и теплой, объединенных в одном здании. Изначально в храме располагалось 6 пределов. На первом этаже в нижнем (теплом) храме располагались пределы святителя Иоанна Златоуста , великомученицы Варвары и Василия Исповедника . Храм постоянно надстраивался. На втором этаже в летнем храме были созданы пределы Жен-Мироносиц и Вологодских святых . Ранее часть первого этажа храма была выложена чугунными плитами. В настоящее время они не сохранились. На втором этаже частично сохранились фрески и лепнина, характерные зодчеству второй половины XVIII века. Уникальность храма состоит в том, что в северо-западной части была построена церковь с колокольней. Под колокольней на втором этаже ранее размещался предел преподобного Александра Свирского , упраздненный в 1911 году. Архитектурные особенности храма Г.К. Лукомский описывает так: " Храм кубической формы, напоминающей храм Николы во Владычной Слободе, куб его невысок; закомары отделены от остальной плоскости церкви карнизом. Наличники окон хорошего рисунка. Куб увенчивается пятью куполами, на них приятные главы. Но звонница - самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узенький восьмерик собственно звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда. Верхняя часть звонницы очень изящных пропорций кажется не гармонирующей с низом - массивным двухэтажным кубом " .

http://drevo-info.ru/articles/13675720.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010