В наше время Богородице-Рождественский собор хотя и отдан епархии, но стоит под замком. Богослужения в нём не проводятся. Реликвии прошлого в большинстве своём исчезли. Достояние собора, уцелевшее до сегодняшнего дня, - его прекрасный барочный иконостас да осыпающиеся росписи, которые повествуют о ново- и ветхозаветной истории. Из журнала Православные храмы. Путешествие по святым местам, 216 Собор представляет собой четырёхстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм, поднятый на высокий подклет, с четырёхскатным покрытием. С севера он почти целиком закрыт одноглавым придельным храмом Рождества Христова. К приделу примыкает небольшая, всего в три окна, трапезная, у северо-западного угла которой поставлена колокольня, достроенная в 1887 году. С запада к собору пристроена пониженная закрытая галерея с крыльцом. В подклете размещался тёплый придельный храм Покрова Богородицы. Собор поставлен так, что его южный фасад, не имеющий пристроек, обращён на дорогу, ведущую в Чухлому и Галич. Таким образом, южная сторона собора является его главным фасадом, полным величия и парадной официальности. При подъезде к Солигаличу по старинному чухломскому тракту собор воспринимется сразу же и целиком, вследствие чего производит весьма сильное впечатление. Напротив, северный и западный фасады собора, закрытые приделами, галереями, колокольней и лестничными рундуками, были обращены в сторону посада - к его торгу с лавками, к кузницам вдоль Шашкова ручья, к солеварням. Территориальная близость собора к посаду во многом определила ассиметричную объёмно-пространственную композицию здания и особый характер его декоративного облика. В убранстве фасадов Рождественского собора преобладают ширинки, сгруппированные почти повсеместно в виде вертикальных лент с полуколонками. Ширинками украшены южный фасад собора, его подклет, придельные храмы, галереи и крыльца. В декоре галерей и придельного храма Авраамия Городецкого под колокольней ширинки собраны в " пучки " , образуя большие красочные пятна в убранстве здания. Вертикали ширинок, находясь на месте традиционных лопаток, имеют декоративное значение. В донца ширинок почти везде вмонтированы белокаменные резные вставки в виде скульптурных изображений коней, балясин, просвирок, сердечек, восьмиконечных звёзд и розеток. В некоторых ширинках эти белокаменные вставки сгруппированы то " двойнями " , то " тройнями " . Такое обилие ширинок и резной белокаменной орнаментики встречается в убранстве русских общественных зданий XVIII века крайне редко.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Трапезная церковь святого Духа стоит на подклете, в котором раньше размещались в восточной части - престол прп. Онуфрия, в западной - хозяйственные помещения: погреба, квасоварня и пивоварня. Вверху под крышей, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной стороне, находились кельи. Трапезная палата храма представляет собой громадное помещение с распалубками, имеющее пролёт в 18 м и освещённоё с двух сторон большими по тем временам окнами. Более ранние подобные залы были построены лишь на патриаршем дворе Московского Кремля в 1656 году и в Симоновом монастыре в 1683-85 гг. архитектором Осипом Старцевым. В 1686-92 гг. подобная трапезная была возведена в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1689 году - в Ново-Девичьем монастыре. Храм Иоанна Предтечи, Свято-Духовская церковь Солотчинского монастыря свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства в русском зодчестве конца XVII века. Здесь нашли отражение новые требования Православной Церкви в отправлении религиозных обрядов, которые обставлялись теперь с большой пышностью. Они должны были показывать могущество церковной власти. Пришло время рассмотреть этот храм более подробно: одноглавая церковь святого Духа, примыкающая к трапезной с восточной стороны, представляет собой двухъярусный четверик на подклете, который, посредством тромпов (системы сводов в углах четверика) переходит в восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; его трёхчастная апсида расположена чуть ниже первого яруса четверика. Церковь объединена с трапезной общими карнизами, полуколонками, одинаковыми наличниками окон. Второй ярус четверика, очень низкий, является переходным к восьмерику. Восьмиугольные окна здесь расположены горизонтально и почти лишены декора, углы отмечены скромными лопатками. Зато восьмерик имеет буквально скульптурную обработку. На его гранях помещены окна с богатыми обрамлениями, состоящими из белокаменных колонок с коринфскими капителями и резными сандриками. Углы восьмерика оформлены тремя вытянутыми тонкими полуколоннами. Значительный интерес представляют парапеты четверика и восьмерика церкви рассматриваемой нами церкви, выявленные при последних реставрационных работах в 1964 году. Эти оригинальные " волнообразные " завершения основных ярусов выполнены смелой рукой большого мастера (на парапетах должны стоять бобышки или каменные шары на постаментах, как это имеет место, например, в церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком-Лыкове и других памятниках нарышкинского стиля).

http://sobory.ru/article/?object=05475

Крыльцо подчеркивало парадность входа, особенно в тех случаях, когда церковь размещалась на подклете, а «ползучая» арка подчеркивала движение вверх. По всей вероятности, крыльца в более ранний период были деревянными о чем можно сделать заключение по некоторым памятникам раннего московского зодчества. Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII века крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности. На четырех классических постаментах установлены опоры сложной по рисунку конфигурации с капителями в виде профилированных плит, при этом передние имеют форму восьмигранных балясин утолщенных пропорций, а задние — в виде шаров, опирающихся на упрощенные подушки-базы. Опоры, соединенные полуциркульными арками, несут основной кубический объем крыльца. Одновременно с этим они являются основанием для двойных арок с висящей опорой в виде гирьки. Фасадные углы кубического объема декорированы балясинами сложного рисунка, несущими карниз с полочками и выкружками. Над карнизом вкомпонована широкая лента парапета с довольно глубокими нишами в виде кокошников по три с каждой стороны. Верх крыльца завершен тремя шатрами. Центральный шатер — с гуртами по углам граней, переходящими в вершине шатра в балясины, на которых покоится четыре кокошничка. Шатер завершается белокаменной резной вазой со сложным орнаментом, на которой укреплена стилизованная металлическая корона с изящным флажком из кровельной стали. Над передними опорами укреплено два меньших по размерам восьмигранных шатра с гуртами по углам, на вершинах которых установлены белокаменные резные вазы. Ползучей, стремительно поднимающейся вверх аркой крыльцо увязывается с папертью, расположенной на подклете.

http://sobory.ru/article/?object=04950

Никольское-Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Михаила Архангела в Никольском-Архангельском. Церковь построена по заказу князя А.В.Долгорукова в его вотчине между 1748 и 1773 гг. Кирпичное оштукатуренное здание имеет трехчастное осевое строение. Центральный объем типа " восьмерик на четверике " с полукруглой апсидой и небольшой трапезной поставлен на высоком подклете, в котором расположен Никольский придел. В верхнюю церковь ведут две лестницы по сторонам колокольни. Первоначально лестницы и паперть были открытыми. В облике храма композиционные черты " московского барокко " органично слиты с приемами западноевропейского барокко: это тимпаны, венчающие ярусы центрального объема, мелкопрофилированные карнизы, рисунок наличников. Тонко прорисованы лепной фриз, кованые ажурные кресты, гребни над тимпанами восьмериков. В интерьерах сохранились барочное лепное убранство, барочный золоченый иконостас, несколько икон XVIIIb. Для Москвы и Подмосковья храм уникален. По сообщению соавтора Юлии, в нижнем подклете размещалась Никольская церковь, освященная в 1773 г., а в верхнем этаже - Архангельская. Храм действующий.  На берегах некогда довольно широкой (судоходной!) реки Пехорки и ее притоков расположено еще несколько храмов, ныне входящих в Балашихинское благочиние. Но прежде сделаем небольшое отступление. Когда на Балашихинской земле пролегли через непроходимые леса дороги, а водные пути постепенно утратили свое транспортное значение, река Пехорка и ее притоки Серебрянка, Малашка, Черная, Вьюнка были в нескольких местах запружены; на плотинах были поставлены мельницы, ткацкие фабрички и другие предприятия. В семнадцатом веке стали думать не только о практической пользе, но и о красоте: в барских имениях на речках начали устраивать каскады живописных прудов с системой шлюзов - образцом служили каскады прудов в Измайлове, устроенных по повелению царя Алексея Михайловича/2/. Водным путем можно было добраться до каждого храма, стоящего на Балашихинской земле.

http://sobory.ru/article/?object=01246

19 нояб. 1941 г. была взорвана колокольня, в дек. 1941 г. выгорели казначейский корпус и Германова башня, в февр. 1942 г. в Воскресенской башне взорвались боеприпасы. По подсчетам Щепетова, в период боевых действий в монастыре погибло до 150 подлинных грамот ( Щепетов. 1946. С. 92). В дек. 1941 - февр. 1942 г. в зданиях монастыря располагался фронтовой госпиталь. С февр. 1942 г. в И. В. м. продолжила работу детгородковская школа. В 1945 г. вернулись из эвакуации детские дома. После 1945 г. разрушение И. В. м. продолжалось: арендаторы не брали на себя охрану памятника. Были сделаны проломы в крепостной стене, в стенах башен и подклете Успенского собора, в соборе выломаны части иконостаса и паникадила, порезаны иконы, в трапезной палате выбиты стекла, сломаны печи, на 1-м этаже размещалось овощехранилище. На территории И. В. м. находились свалки мусора, на месте некрополя стояли машины, трактора, как следствие - разрушались надгробные плиты. Склады горючего находились в подклете Успенского собора и под ц. Петра и Павла. В Германовой башне складировались минеральные удобрения. Близ сев. стены устроили теплицы, что нарушило естественное состояние грунтов и едва не привело к обрушению стены: для ее поддержания установили контрфорсы. Подмывались фундаменты Петровской башни, к-рую использовали в качестве водонапорной. Здесь же были сараи для скота. Были разрушены часовня у св. ворот и пристройки с юга и севера к Успенскому собору - алтари приделов во имя Св. Троицы и в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фрагменты колокольни вывез для своих нужд колхоз им. И. В. Сталина. В 1956 г. республиканская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРПМ) начала проектные работы в мон-ре. Ведущим архитектором был назначен Иванов. В 1957 г. объект передали Московской областной СНРПМ треста «Красногорскстрой». В эти годы была начата реставрация трапезной палаты с целью придания ей форм XVI в., что привело к резкому ухудшению состояния памятника, были отреставрированы надвратная церковь и крепостная стена с башнями.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иоанн Алексеевич Воротынский, бояре М. М. Салтыков, Б. И. Морозов, Н. И. и Ф. Н. Одоевские. Княжна-инокиня Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря Максимилла (Шеховская), через которую находившийся в белозерской ссылке патриарх Московский Никон осуществлял переписку с Москвой, подарила в скит 2 Евангелия и пелену. Тесные связи существовали у братии скита с Соловецким монастырем. В 1593 г. 2 рукописи были вложены в скит соловецким старцем Александром по душе брата, иером. Макария (РНБ. Соф. 1064 (Требник); РНБ. Кир.-Бел. 114/119 (Апостол)). Н. С. п., сложившиеся к сер. XVII в., имели оригинальные черты, отличавшие ее от др. обителей. Миниатюра из рукописи житий Вологодских святых (ГИМ. Увар. 107-10, 90-е гг. XVII в. Л. 63 об.), план-схема пустыни 1761 г. (РНБ. Кир.-Бел. 105/1341), а также акварель из монастырской рукописи «Предание преподобного Нила Сорского» (ГИМ. Муз. 676, 1804 г.) дают представление о том, как выглядел скит. На возвышенности, устроенной первыми насельниками, находился храмовый комплекс: ц. в честь Сретения Господня, ц. во имя прп. Ефрема Сирина и храм в честь Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Рядом с ц. Ефрема Сирина находилась колокольня. Братские кельи были разбросаны в лесу по берегам 2 рек, ограничивающих холм, на к-ром располагались церкви. Кельи строили «по скитскому обычаю» на высоком подклете, они имели небольшие окна и дверные проемы, чтобы максимально сохранять тепло в холодное время года. Между кельями прокладывали деревянные мостки, к-рые приходилось постоянно чинить, поскольку скит стоял фактически на болоте. Ограды мон-рь не имел. На миниатюре из Уваровского сборника деревянная церковь нарисована одноглавой, клетского типа. Колокольня увенчана шатром с главкой, крытой лемехом. На нек-ром расстоянии от келий и храмов размещались хозяйственные постройки. За р. Сорой (в 200 м на юго-запад от мон-ря) находилось место первоначального поселения прп. Нила, к-рое было особым образом отмечено: над колодцем святого стояла часовня. В 30-40-х гг. XIX в. Н. С. п. была перестроена по плану общежительного мон-ря. К 70-м гг. XIX в. сформировался ее новый каменный архитектурный ансамбль. В центре мон-ря находился Тихвинский собор, состоявший из холодной и теплой церквей с приделами. К Сретенской ц. собора примыкала колокольня, завершенная шпилем, и ризница. Храм был выстроен в архаичных для того времени позднеклассицистических формах и завершен 5 главами со шлемовидными куполами. В сев. части монастыря находился 2-этажный настоятельский корпус. Мон-рь окружала каменная ограда с 4 деревянными башенками по углам. Над св. воротами располагалась классицистическая 4-столпная Покровская ц., завершенная 2 ступенчато расположенными восьмериками и 4 декоративными главками по углам 4-скатной кровли. Бифории, пояс сухариков, декорирующий карниз, киот над входом с висячей гирькой вносили в архитектуру храма элементы эклектики. В ограде мон-ря размещались кельи, трапезная, различные службы.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 г. как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых. В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 г. пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 г. В середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова. Усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова. Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е гг. В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

http://sobory.ru/article/?object=00151

2-этажное кирпичное здание трапезной палаты с Введенской ц., стоявшей к юго-западу от Троицкого собора, было построено в 1-й пол. 80-х гг. XVI в., при игум. Антонии (Алексееве) (с 1586 епископ Вологодский и Великопермский), и напоминает аналогичную постройку в Успенском мон-ре в г. Старица Тверской обл. Трапезная представляла собой квадратную в плане 1-столпную палату площадью ок. 250 кв. м; к ней примыкала с северо-востока Введенская ц., а с юго-востока - келарская палата, перекрытые коробовыми сводами в направлении с юга на север. С вост. стороны церковь имела граненую апсиду, перекрытую конхой, переходящей в коробовый свод. Интерьеры украшали печи, декорированные изразцами. Введенская ц. Фотография. 2005 г. Введенская ц. Фотография. 2005 г. В подклетном этаже сооружения, определявшем план 2-го этажа, располагались палаты хозяйственного назначения. Подклеты Введенской ц. и келарской палаты, так же как и палаты 2-го этажа, были перекрыты коробовыми сводами. Подклет трапезной палаты первоначально имел перекрытие, аналогичное палате 2-го этажа, 4 крестовыми сводами на один центральный столп, но впосл., видимо при устройстве поварни, был разделен на вост. и зап. палаты. Обе палаты перекрыты коробовыми сводами с востока на запад и связаны дверным проемом в долевой стене, в сев. части к-рой устроен дымоход. Между этажами сооружения проходил профилированный поясок. Окна 1-го этажа на зап. стене были обрамлены прямоугольными наличниками. Для доступа в трапезную с сев. стороны пристроили паперть с крыльцом, на к-рой первоначально размещалась звонница с часами. С юж. стороны келарской палаты также располагалась паперть, связанная внешней лестницей с юж. входом в подклет трапезной. На четверик Введенской ц. был поставлен восьмерик, завершавшийся стройным кирпичным 8-гранным шатром и шлемовидной главкой с крестом (высота до верхней точки креста - ок. 35 м). Восьмерик с шатром, возможно, появился над церковью не сразу, а по завершении строительства Троицкого собора. В то же время перестраивалась и сев. паперть, лишившаяся звонницы и часов, но получившая парадное крыльцо.

http://pravenc.ru/text/164627.html

В 1930-е гг. драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор - единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью. Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для " людей купецких " , приезжавших на Макарьевскую ярмарку. В 1808 г. на месте старой обветшавшей Успенской церкви была построена небольшая Макарьевская церковь. В 1620-х ггг. здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минин, будущий знаменитый патриарх Никон. Не оставляли монастырь своими щедротами и богатые вкладчики, среди которых были знаменитые купцы-солепромышленники Строгановы и бояре Лыковы. Процветанию монастыря во многом способствовала проходившая у его стен ежегодная Макарьевская ярмарка с 1641 г. Сбор торговой пошлины передавался монастырю. " Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке. Надобно видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе людей, находящихся в беспрерывном движении, о многих тысячах экипажей, телег, кои на пространстве нескольких верст покрывают все пространство земли " , - так описывал в 1805 г. Макарьевскую ярмарку царский лейб-медик Г. Реман. В 1816 г. Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород после пожара. Это сказалось на доходах монастыря и он быстро пришел в упадок. Упразднен монастырь в 1868 г. в виду опасности от наводнений. В 1882 г. возрожден как женский. Макарьев монастырь был закрыт Советской властью в 1927 г. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е гг. началась их реставрация. В 1928-1929 гг. здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 г. монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня. Огромных средств требует Троицкий собор, в котором необходимо спасать фресковую живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00889

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель. 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей. 5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где " служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу " , президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь. 31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку " она служит рассадником напоминаний населению религии " , а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

http://sobory.ru/article/?object=00280

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010