Молодой, талантливый Г–е, наплодив полдюжины детей с одной крестьянкой, на правах толстовского гражданского брака, после 10-летних мук жизни по толстовскому режиму, проклял день своего впадения в капкан Вашего учения и умчался заграницу; Абаза – единственная надежда у матери, не справившись с душевной борьбой, с двоящимися своими мыслями по поводу Вашего лжеучения, – застрелился; совращенного в Вашу секту священника Аполлова (как ужасно это, что иерей не устоял!) Ваши же удержали на смертном одре от раскаяния, послав к нему П. И. Бир–ва увещевать умирать мужественно (Какое насилие!). Дрожжина, в бесплодной борьбе с воинской дисциплиной, заела скоротечная чахотка в госпитале исправительного батальона. Шкарвана увлечение Вашим учением лишило докторского диплома, гражданских прав и здоровья. Ваше же учение десятки духобор толстовиков (постнистов) свело в могилу, сотни довело до ссылки, а тысячи разорило и выкинуло за борт отечества, – в Канаду, где теперь они клянут свою судьбу (прочтите письмо духобора Гончарова в ноябрьской кн. „Мис. Обозр.“). В. Г. Черткова, кн. Д. А. Хилкова (оба – единственная надежда своих матерей), Π. П. Бирюкова, И. М. Трегубова, Е. И. Попова , M. А. Бадянского постигла административная ссылка, и они эмигрировали заграницу, где из непротивленцев сделались озлобленными сеятелями всякого противления, неправды и хулы на Россию и Церковь православную (в своих листках „Свободного Слова“, в которых Вы мараете свои руки, украшая каждый мизерный их листок передовыми статьями). А где ныне толстовские колонии опростившихся интеллигентов? – все рассыпались, разбрелись. Посмотрите, наконец, на свою собственную семью: Магомет и тот прежде всего пленил вслед себя жену, а вы ни супруге Софье Андреевне, ни детям Вашим не могли внушить и привить своих заповедей, правил и начал жизни, ибо в самой основе их лежит фальшь и противоречие. Если уже дети Ваши, последовавшие за Вами, скоро изменяли (уже не Татьяна ли Львовна была, казалось, верной последовательницей Вашей!), то где же прочность и незыблемость Ваших начал и основ? Из краткого сего повествования Вам ясны должны быть горькие плоды вашего учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Про Василия Львовича и того не знаю – говорят, не долго хворал перед смертью, но он уже был давно болен; давно мне твердили: que c’est le commencement de la foi! К нему я писал незадолго, и мое письмо осталось без ответа. А. И. будет летом здесь – получила разрешение и собирается уже. При свидании расспрошу ее и попеняю, что не погоревала со мной в первые тяжелые минуты. Я считал лишним писать ей condoléance; кажется, не может сомневаться в моих чувствах – уверять в них я не мастер. И точно, как вы говорите, в это время еще образовалась ваканция: в Минусинске в генваре нынешнего года новая могила: умер не знакомый вам А. И. Тютчев. С ним теперь 63 с деревянными крестами. А кто знает, может быть, и еще кто-нибудь исчез. Довольно некролочествовать. Спасибо, что лично исполнили мое поручение к свояку Владимира Ивановича, которому, между прочим, 12 апреля минуло 73 года. Бодр и свеж мыслию и телом! С истинным моим к вам высокопочитанием имею честь быть вашим покорнейшим слугою Николай Балин. Не знаете ли, где Василий Агеевич Абаза. Он в феврале хотел быть, а все нет. 179. Неизвестному [Ялуторовск, апрель 1856 г. ] У нас все благополучно. Нового ничего нет особенного. Читаем то же, что вы читаете. Бесцветное какое-то начало нового царствования. Все подличают публично и подчас целуют руку у царя. Все дико и ничего не обещает хорошего. Адресов и приказов нет возможности читать. Отличились четыре генерал-адъютанта, а Ростовцев, тот просто истощается в низости; нет силы видеть такие проявления верноподданничества. Не знаю, были ли эти сцены при Николае, – кажется, не печатались. Знаю только, что Александр I не дозволял так кувыркаться. По-моему, это упадок, и до сих пор не вижу ничего, кроме упадка. Между тем время такое, что можно бы на что-нибудь получше обратить умы… 180. H. Д. Фонвизиной [Ялуторовск, апрель 1856 г. ] …Вопрос от министра внутренних дел был и о всех государственных и политических преступниках. Для них, я понимаю, существенную амнистию, а для нас это пуф. И, кажется, ждешь [?], чтоб из допотопных возвращением воспользовались те, у которых ни родных, ни родины, то есть клочка земли уже нет. Я думаю, это отнюдь не может оскорбить правительство теперешнее. Все сроки давности прежним пропущены…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

При составлении биографического именного указателя использовались следующие источники: Боиович М. М. Члены Гос. Думы (портреты и биографии). Созыв 1–4 , М, 1906–1916. Общий список членов Государственной Думы I, II, III, IV созывов/Новый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 14. Б. г., с. I–LXXII 368 . Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М., 1994–2000. Т. 1–3 . Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. Бородин А. П. Государственный Совет России (1906–1917). Киров, 1999. Старообрядческие иерархи/Сост. А. Ю. Писаревский. М., 2002. Политические партии России. Конец XIX–nepbaя треть XX века. Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕЭН), 1996. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 1–3 . М., 1999–2001. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 4–6 . Рукопись Отдела русского зарубежья РГБ. Материалы базы данных по новомученикам и исповедникам Российским кафедры информатики (http/www.pstbi.ccas.ru) и Отдела Новейшей церковной истории Православного Свято-Тихоновского богословского института. Условные сокращения: к.-д. – конституционно-демократическая или фракция народной свободы мирн. об. – партия мирного обновления (в I Гос. Думе) нац. – национальная группа в III Гос. Думе, с третьей сессии объединенная с фракцией умеренно-правых, – русская национальная фракция; в IV Гос. Думе – фракция русских националистов и умеренно-правых окт. – фракция «Союза 17 октября» (во II Думе была объединена с группой умеренных) прав. – группа правых и монархистов во II Гос. Думе, фракция правых в III и IV Гос. Думах прогр. – прогрессивная фракция или группа с.-д. – социал-демократическая фракция с.-р. – группа социал-революционеров (во II Гос. Думе) труд. – трудовая группа умер. – группа умеренных центр. – партия центра Абаза Александр Агеевич (24.07.1821–25.01.1895) – русский государственный деятель, предприниматель, гофмейстер Императорского Двора, почетный член Петербургской АН, член Гос. Совета, в 1874–1892 г. – член Комитета Министров, министр финансов с 1880 по 1881 гг. Окончил Санкт-Петербургский университет. Один из разработчиков программ социально-экономических преобразований. Ушел в отставку в знак протеста против манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». – 117

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

[Сириец Лебубна (или Лабубна, сир. Lbwbn; 3 в.), сын писца Апшадара и «канцлер Эдессы», описал деяния, совершенные в дни царей Абгара Укама осроенского (4–50 гг., с перерывом в 7–13 гг.) и Санатрука I (88 или 91–109/110), четвертого правителя Великой Армении из рода парфянских Аршакуни, и поместил свою запись в эдесский архив, где ее и увидел Мовсес Хоренаци, который относит этот труд к 1 в. (от него, отметим, идет рассказ о нерукотворенном образе Христа – «Спас Нерукотворный», – явившемся в результате просьбы эдесского царя Авгаря); Лебубне же приписывается апокрифическое «Учение Аддэ», повествующие о деяниях апостола Фаддея, где, в частности, говорится о проповеди последнего в Армении. См.: Лабубна. Письма Абгара Эдасского и Проповеди Святого Фадея; Свидетельства Святого Фадея. Иерусалим, 1868 (на арм. яз.); также: Абаза В. История Армении. СПб., 1888]. К 5 в. относится перевод «Шестодневов» Севериана Гавальского и Василия Кесарийского , в которых комментируется библейское сказание о сотворении мира. Наряду с толкованием библейского текста здесь содержится много сведений естественнонаучного характера (о мироздании, растениях и животных и др.). Примерно тогда же был переведен еще один труд по естествознанию – «Физиолог» (см. в прилож. к: Марр Н.Я. Сборник притч Вардана. Ч. 1–3. СПб., 1894–1899), составленный в Александрии во 2–3 вв. из материалов, почерпнутых у древних авторов. Конец каждой беседы «Физиолога» – нравоучительное толкование в виде басни. Очевидно, эта книга у средневекового армянского читателя была среди любимых: в рукописи «Физиолога», относящейся к 15–16 вв., добавлено много новых бесед, а некоторые существовавшие прежде переписаны в новой обработке. Среди переводной литературы особое место занимает сочинение Нонна (5 в.) «Толкования пяти речей Григория Богослова »: содержание труда большей частью относится к греческим мифам, но написан он не как мифология, а как толкование мифов и сказаний, встречающихся у Григория Богослова . Труд Нонна использовался богословами и, вместе с тем, давал сведения из древнегреческой мифологии, что делало его для армянских писателей ценнейшим источником по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пересечное. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1820 и 1821. Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, пгт Пересечное, ул. Коваленко, 48-а Координаты: 50.022086, 35.979039 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Архангело-Михайловский храм (Пересечное). Первая Свято-Архангело-Михайловская церковь была построена около 1650 года. В 1732 году там служило уже два священника. Новый каменный храм был построен и освящен в 1821 году. Строился он «тщанием священнослужителей и церковного старосты. Зданием каменная, крепкая. Покрыта листовым железом и окрашена зеленою краскою. При ней колокольня деревянная на каменном фундаменте» (Церковная ведомость 1830 г.). «Строителями его были: местный протоиерей Иоанн Дахневский и помещик Феодор Алексеевич Абаза. Первый собрал на его постройку 2000 рублей серебром. Каменная колокольня, построенная в 1843 году, от худой постройки скоро упала и вместо ее построена другая, в меньшем виде в 1849 году. Храмовая икона Архистратига Михаила облачена серебряной ризою в 600 рублей серебром». В настоящее время храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 г. Архангело-Михайловская церковь построена в 1820 г. старанием прихожан; каменная, однопрестольная. Земли пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 2141 душа, жен. пола 2113 душ. Капитал причта 3370 руб., капитал церкви 3025 руб. 53 коп. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, диаконская вакансия не замещается, вместо диакона есть второй псаломщик. Помещение у священника и псаломщика собственное. Имеются церковно-приходская школа и земское училище, приходского попечительства нет. Священник Александр Вертеловский, на настоящем месте с 1884 г., состоит законоучителем местной школы, блюститель за преподаванием закона Божия, катихизат. Штатный псаломщик Иоанн Григорович, на настоящем месте с 1871 г. Сверхштатный и. д. псаломщика Макарий Торанский, на настоящем месте с 1899 г. Церковный староста крестьянин Иоанн Киенко с 1901 г.

http://sobory.ru/article/?object=03996

Здесь следует напомнить, что вплоть до 1921 года все русские храмы, действовавшие за пределами Российской империи, входили в состав Санкт-Петербургской епархии и, соответственно, подчинялись Санкт-Петербургскому митрополиту. Не был исключением и Карлсбадский храм. Однако поскольку он располагался на курорте, то церковная жизнь здесь имела свои особенности. В Карловых Варах не было священника, постоянно проживавшего в городе. Поэтому до 1877 года по распоряжению Санкт-Петербургского митрополита один из русских священнослужителей приезжал сюда для совершения богослужений во время курортного сезона. Это могли быть клирики либо из числа зарубежного духовенства (например, в первой половине 1870-х годов в Карлсбад приезжал русский священник из венгерского городка Ирёма), либо специально командируемые из Петербурга. Поэтому фактически постоянно действующим церковным органом в Карлсбаде являлась русская община, не имевшая настоятеля. После 1877 года Карлсбадская церковь была приписана к русскому приходу в Праге. С этого времени настоятель Свято-Николаевского православного храма в чешской столице одновременно являлся и настоятелем русской церкви в Карловых Варах. Как правило с сентября до конца мая он находился в Праге, а после начала курортного сезона перебирался в Карлсбад, где и служил до конца августа. Такой порядок сохранялся вплоть до 1914 года. Постепенно домовая церковь стала тесной, неспособной вместить всех желающих посетить богослужение. К 1871 году число русских курортников в Карлсбаде достигло тысячи человек за сезон. Кроме того храм посещали сербы, румыны, греки и даже галицкие и карпаторусские униаты. Это побудило русскую общину задуматься о возможности постройки в Карловых Варах отдельного обширного православного храма. Попытки осуществить этот замысел предпринимались, начиная с 1872 года. Однако закладку храма удалось совершить лишь 29 июня 1893 года. За два дня до торжественной закладки был подписан купчий договор между Карлсбадским магистратом и русской православной церковной общиной в Карловых Варах. От имени общины купчую подписали староста общины Александр Аггеевич Абаза и настоятель русских православных храмов в Праге и Карлсбаде протоиерей Николай Апраксин. 15 августа того же года в поземельную книгу кадастровой общины Карлсбада была внесена запись о том, что правом собственности на указанный участок обладает «православная русская церковь в Карлсбаде». Как текст купчего договора, так и запись, сделанная в кадастровой книге, достаточно ясно свидетельствуют о том, что городские власти Карлсбада считали собственником купленного у них земельного участка Русскую Православную Церковь, имеющую на чешском курорте свою общину.

http://pravoslavie.ru/5459.html

Тогда же, при непосредственном, надо полагать, участии тайного советника Абазы, был выстроен и каменный трехпрестольный храм, в котором аркадакцы молятся и сегодня. Центральный придел был освящен в честь Вознесения Христова, боковые — во имя Алексия, человека Божия, и во имя святителя Николая. Фото креста-мощевика, хранившегося в аркадакском храме      Долгое время в храме хранилась святыня — Честной Животворящий крест-мощевик, который, как пояснят вам в том же музее, был в свое время пожалован царем Михаилом Феодоровичем — основателем династии Романовых — окольничему Артемию Измайлову, а в аркадакскую церковь пожертвован представителями дворянского рода Абаза в 1838 году. Украшенный драгоценными камнями крест был утрачен, скорее всего, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Кстати, производство спиртных напитков, начатое при тайном советнике Абазе, прекратилось только недавно. Большинство аркадакцев этому отнюдь не обрадовались: закрытие спиртзавода означает потерю рабочих мест. В ответ на вопрос «Где у вас тут народ работает?» часто слышишь горькое «В Москве!». В Аркадаке сегодня около 12 тысяч жителей, он считается самым маленьким городом нашей области. Но чувство упадка и уныния проходит, когда видишь, как хорошеет Вознесенская церковь — главным образом благодаря жертвователю Василию Михайловичу Кравцову — и как тянутся к ней люди. По сведениям нынешнего настоятеля Вознесенской церкви иерея Алексия Гордеева, закрыли храм в 1936 году. И он был бы разрушен, если бы директор того самого спиртзавода не решил использовать его как склад для сырья, то есть для зерна. Вновь открыли аркадакскую церковь, по всей видимости, в 1947 году: именно эта дата указана в воспоминаниях протоиерея Александра Ильина, о котором речь ниже. Но нынешний настоятель, опираясь на воспоминания старожилов, утверждает, что богослужения в храме совершались с 1942 года: «Разгребали зерно и служили». В послевоенные годы тяжелейшего для Церкви ХХ века аркадакский храм был одним из немногих действовавших на территории Саратовской епархии. Много человеческих судеб связано с ним, многих удивительных людей он помнит! И начнем мы, пожалуй, с упомянутого уже отца Александра Ильина.

http://pravoslavie.ru/99656.html

Прощайте, мой друг, крепко жму Вашу руку и кланяюсь Вашей милой жене. А. Аксакова. 5 марта 1881 г. 147 . 5/17 марта, 1881 г. Соб. Дом. Трубный пр., близ Поварской. Дорогой Константин Петрович. До каких ужасов, до какого стыда мы дожили. Не опомнишься от этих страшных мартовских событий. Здесь один голос: «Пора обратиться ко всему русскому народу, чтобы пособить горю». Боятся, чтобы государя не навели на мысль о конституции и других заморских нововведениях, но все убеждены, что земский собор указал бы царю на людей, искренне преданных и ему и России. Боже, что за тяжелые времена. Эту записку передадут Вам И. Т. Тихомиров и Лабзин. Что это за замечательные люди! Как я рада, что Вы от них не отвернулись, а напротив, так сильна помогаете им. Их мысль перенести тело государя в Москву, положить под храмом Спасителя – вряд ли осуществится, но хорошая эта мысль и воодушевила бы бсю Россию. Но меня прерывают. Передайте мой самый нежный привет Вашей жене и не забывайте Вашу, душевно Вам сочувствующую О. К. 148 . Многоуважаемый Константин Петрович. Прочтите, пожалуйста, прилагаемое при сем письмо и сделайте что-нибудь для «дела» Онербека. Ведь это дело святое, эти старо-католикн англикане в сущности православные. Столько же православные, сколько и благословенные старообрядцы, ведь тут нет и речи о каком-нибудь «удержании смысла» филиокве, о каких-нибудь заботах о сохранении связи с существующими церквами Запада и т. п., здесь дело идет на чистоту, все делается открыто, omnino gine reservatione mertali! Да еще, вдобавок, и с одобрения синода. Ведь это дело нам близкое, мы, православные, в нем заинтересованы. Ups nostra agitur! Помогите. Ваш Л. Киреев. Поздравляю с успехом (говорю о манифесте), жаль только, что он явился не 2-го марта. Поздравляю Вас потому, что в публике внушителем его (но не редактором) считают Вас, и что, во всяком случае, во всем этом деле pars magna fuisti... жаль только, если уйдет Абаза (жаль, хотя мне лично, несмотря на наши добрые отношения, едва ли кто больше повредил моим делам).– Вот, кабы еще Николаи заболел, или если не он сам, то хоть этот уродливый университетский устав 63 года, с которым Николаи всюду носится, как наседка с яйцами, и от которого так и несет Головниным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Через три года после закладки, 10 июля 1829, тот же прот. Чудовский освятил новопостроенную церковь, рядом с которой девять лет спустя он был похоронен. На освящении присутствовали оба Государя: прусский Король и русский Император, потсдамские власти и местный лютеранский епископ. Храм был приписан к берлинской посольской церкви. После освящения в нем были крещены несколько детей колонистов. К этому времени в деревне осталось 12 русских солдат; некоторое их число проживало в селе Никольское, среди них — Евлампий Бархатов (Иван Боков), лейб-кучер прусского Короля. Центрально-купольное здание церкви стоит на холме Капелленберг, на фоне деревьев, и имеет в высоту 20 м. Оно решено в виде массивного куба, завершенного пятиглавием. Гладкие фасады расчленены орнаментальной тягой и профилированными лопатками, между которыми находятся узкие заглубленные окна. При реставрации в 1977 стенам была возвращена первоначальная розовая окраска. Портал обрамляет килевидная арка, украшенная золоченым шаром с крестом. Снаружи над дверьми размещены иконы, написанные на шифере в 1851 Августом фон Клебером. Они изображают Спасителя, св. Александра Невского и вмч. Феодора Стратилата. Широкий лепной фриз разорван по краям полуциркульными окнами, над которыми возвышаются барабаны малых куполов. Колокола висят в звоннице под западными куполами. Шлемовидный главный купол, покрытый ныне медью, покоится на барабане, декорированном аркатурой и узким фризом. В 1830 по проекту Шинкеля вокруг церкви была возведена железная ограда. В церкви было много икон, подаренных родственниками погребенных на прилегающем небольшом кладбище, где хоронили колонистов и умерших в Берлине русских. На нем покоятся некоторые русские священники, графы В. П. и С. А. Голенищевы-Кутузовы, посол Е. Н. Убри. В 1857 полковник А. А. Абаза поднес небольшой дорогой образ св. цар. Александры в память своей покойной супруги. Он был украшен золотым окладом с драгоценными камнями и стоил 5 тыс. руб. Есть среди икон и пожертвования Императрицы Александры Феодоровны («Св. цар. Александра») и ее супруга Николая I, который одарил храм также утварью и ризницей. Графиня Орлова пожертвовала золотой потир, русский посол — образ св. Екатерины в окладе. В отдельной витрине находятся потемневшие боевые медали умерших колонистов. Под иконой вмч. Георгия Победоносца ранее висела деревянная доска, на которой были вырезаны их имена и даты жизни. Последний солдат-песенник скончался в 1861 году.

http://sobory.ru/article/?object=11358

Два купца Павловского посада или два мужика, повидимому, это Тихомиров и Лабзин, о которых пишет О. К. в No 147. 147. Письмо написано известной «О. К.», корреспонденткой из Лондона. Так подписывалась Ольга Алексеевна Новикова, урожденная Киреева. Она проживала в Лондоне и имела влияние на Гладстона, за что ее называли «депутатом» от России. 148. Александр Алексеевич Киреев, генерал, состоявший при дворе Константина Николаевича, а потом Константина Константиновича. Он известен богословскими сочинениями, особенно по старокатолическому вопросу. Абаза А. А., министр финансов, и А. П. барон Николаи, министр народного просвещения, скорое оставили свои посты (см. NoNo 20 и 27). Головин Александр Васильевич , прежний министр народного просвещения, так называемого, прогрессивного направления. Овербек (I. I. Overbeck), богослов, сторонник православно церкви. Он образовал общину православных англичан и составил литургию для них «западного обряда», и питал надежду образовать «национальные православные церкви запада», отличающиеся от восточных церквей только обрядами. Успеха его предприятие не имело. 149. Епископ Алексий, впоследствии архиепископ литовский и виленский, телеграфировал государственному контролеру Т. И. Филиппову (см. No 129) о своих чувствах по поводу манифеста 29 апреля 1881 года. 150. Граф Алексей Егорович Комаровский был впоследствии хранителем Московской Оружейной Палаты. Граф М. Т. Лорис-Меликов – министр внутренних дел (см. No 15). 151–156. Начальница минского женского училица София Дмитриевна Арсеньева прислала Победоносцеву два письма (NoNo 153 и 154) и при них приложила три письма Бронислава Любичанковского, предлагавшего Победоносцеву услуги по какому-то тайному политическому делу (NoNo 151, 155 и 156). Справка, No 152, дана департаментом полиции. Упоминаемый в письме No 156 профессор Александр Семенович Трачевский -известный историк, профессор Новороссийского Университета. 157. Автор письма неизвестен. Суворин А. С. – издатель газеты «Новое Время», см. No 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010