И для пророков Израиль возлюбленный Иеговы, Его избранный раб: для Него все народы равны, но избран один Израиль и чрез него должно исполниться универсальное владычество Иеговы. Всемирные цели лишь возвышают идею богоизбранности, но не отменяют ее. Пророк Амос, высказавший высокую мысль о равенстве пред Иеговой сынов ефиоплян и сынов Израилевых, вслед затем говорит о власти скинии Давидовой» над всеми народами, между которыми возвестится имя Иеговы 425 . У Исаии Иегова называет Кира помазанником Своим и в то же время говорит: «ради Иакова, раба Моего, и ради Израиля, избранного Моего, Я называю тебя по имени» 426 . Восторженная песнь универсальной правды, призывающая все концы земли, всякое колено и всякий язык, поклониться единому Спасителю-Иегове и исповедать Его единым Господом правды и силы, – песнь эта заканчивается национальным гимном: «в Иегове оправдится и прославится все семя Израилево» 427 . Творец мира, воспетый впервые с такою ясностью религиозной мысли в последних главах Исаии, связывается узами брачной любви с возлюбленным Израилем 428 .Ради него Иегова отдает Египет, Ефиопию, Савею и Вавилон 429 ; для Иеговы «Свое дело», близкое Его сердцу, в Сионе 430 , стены Иерусалима всегда у Него в мыслях 431 . Спасение язычников совершится чрез славу Израиля 432 , чрез его посредство Иегова будет царствовать над всею землею 433  и ему лицом до земли поклонятся все цари, будут лизать прах ног его 434 . Религиозный универсализм пророков, при всей яркости их понятий, тонет в националистических чувствах, и они остаются костью от костей своего народа и плотью от плоти его. Они воспринимают и воспитывают самые заветные надежды своего народа, очищают их от всего, что их раздробляло и ослабляло: пророки Израиля обращают свое последнее упование к единому дому Давида, к могущественному царству отрасли Давидовой 435 . Пророкам Израиля оставалось сделать лишь один шаг до религиозной абсолютности, до безусловного универсализма – отвергнуть самую идею еврейской богоизбранности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? что сказать мне им?... ( Исх. 3:13 ). Чем объяснить новое колебание Моисея после уверения Божия? Здесь Моисей колеблется уже не за себя, а за Израильтян. Основания или побуждения для сих новых колебаний имел он следующие: 1) Чем тяжелее было египетское иго, тем невероятнее могло показаться Евреям избавление от него. 2) Чем важнее было посланничество Моисея от самого Бога, тем естественнее Евреи могли потребовать от него доказательства сего посланничества. 3) Наконец, Моисей вспомнил, конечно, о значительной испорченности, грубости и чувственности Евреев, от которых надо было теперь потребовать веры, твердого упования и повиновения. Но почему Моисей ожидал, что его спросят Евреи об имени Божием? Боги египетские, которым Евреи приучались уже кланяться, все имели свои особенные имена, посему вопрос об имени Божием весьма мог быть натурален со стороны Евреев, уже начавших блудить в Египте, т. е. ходить вслед богов иных 430 . И нужно было, чтобы народ израильский умел отличать от этих ложных богов истинного Бога – даже по имени. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Вот имя мое на веки ( Исх. 3:14, 15 ). Сим именем Господь выражает вечность, самобытность и неизменяемость своего существа 431 и хочет дать понять Моисею, а чрез него и Евреям, страждущим в Египте, что Он готов осуществить (т. е. привести в исполнение) обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову. После пленения вавилонского Иудеи страшились произносить имя Иегова и даже употреблять в сочинениях. Посему то может быть LXX толковников полагали вместо сего имени слово Κριος – Господь 432 . ...и пойдешь ты и старейшины Израилевы к (Фараону)... и скажете ему:... отпусти нас в пустыню, на три дня пути 433 , чтобы принести жертву Господу... ( Исх. 3:18 ). Не было ли лжи и обмана со стороны Евреев пред Фараоном, что они, имея намерение совсем оставить Египет, просятся только совершить богослужение в пустыне? Что Евреи сначала просятся не вовсе из Египта, а только в пустыню – в этом нет обмана, ибо такова в самом деле была сначала воля Божия, чтобы пред выходом своим из Египта, Евреи совершили наперед богослужение в пустыне. Если бы Фараон отпустил Евреев для богослужения, то они, конечно, снова обратились бы к нему с просьбой об окончательном отпуске из Египта. Но Фараон тотчас же обнаружил свое упорство и жестокость. Сам Иегова объясняет дальше Моисею 434 , что Фараон не захотел бы и выслушать Евреев, если бы они прямо стали просить у него совершенного отпуска из Египта. Посему «Бог повелел предложить Фараону просьбу об отпуске в пустыню, без сомнения, не для того, чтобы обмануть его, но дабы показать больше его несправедливость и оправдать пути свои 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез. 17 :11. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 17 :12. Сын человеческий! скажи дому 416 , прогневляющему Меня: разве вы не знаете, что это значит? скажи им 417 : вот идет царь Вавилонский на Иерусалим, и возьмет царя его 418 , и князей 419 его, и отведет их к себе в Вавилон. Иез. 17 :13. И возьмет из племени царскаго, и заключит с ним союз, и обяжет 420 его клятвою, и возьмет старейшин земли, Иез. 17 :14. Чтобы царство было слабое и совершенно не могло подняться, (но) 421 хранило союз с ним и стояло в нем. Иез. 17 :15. Но он 422 отложится от него 423 и пошлет послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Ужели он устоит? Спасется-ли совершающий преступления? и уцелеет-ли нарушающий союз? Иез. 17 :16. Живу 424 Я, говорит Господь Бог: на 425 месте, где живет царь, воцаривший его 426 , тот, кто похулил клятву предо Мною и нарушил завет Мой 427 , скончается с ним 428 среди Вавилона. Иез. 17 :17. И не с великою силою, ни с многочисленным народом поведет с ним 429 войну фараон, когда обложат валом и установят стрельницы 430 для истребления многих душ. Иез. 17 :18. Ибо он 431 презрел клятву и преступил завет, и вот, дал руку свою, и все это сделал по отношению к нему 432 ,-не спасется 433 . Иез. 17 :19. Посему скажи: так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и завет Мой, который он, нарушил, Я возложу 434 на голову его 435 . Иез. 17 :20. И закину сеть Мою на него, и пойман будет тенетами ея и приведу его в Вавилон, и буду судиться с ним там за неправду его, которую он совершил по отношению ко Мне. Иез. 17 :21. А все беглецы его и все отборные (воины) со всем войском его от меча падут, и весь остаток их 436 разсею по всем ветрам, и узнаете, что Я-Господь сказал. Иез. 17 :22. Посему так 437 говорит Господь Бог: Я возьму лучшия (ветви) с вершины кедра и посажу 438 , с вершины отраслей его, сердцевину их очищу, и насажу Я на высокой горе. Иез. 17 :23. И разветвлю 439 его 440 на высокой Израилевой горе, и разсажу его, и прорастит отрасль и принесет плод, и будет большим кедром, и найдет покой под ним всякий зверь, и под тению его успокоится всякая птица, и ветви его опять разростутся.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из рассмотрения библейского и святоотеческого учения о Боге как Духе Самобытном, Премудром, Всемогущем и Любвеобильном мы необходимо должны сделать следующий вывод, что истинное познание Бога в Его свойствах не только не стоит в противоречии с фактами чудес, но совершенно напротив, оправдывает их и даже требует или предрешает их. Дивная гармония Божественных свойств Творца не относится к чуду, как к чему-то внешнему, чему-то такому, что имеет свое независимое бытие. Эта гармония содержит чудо в себе, как нечто такое, что есть и должно быть. Божественная любовь, как любовь Духа самобытного, порождает чудо как идею; премудрость и всемогущество претворяют эту идею в реальный факт, и таковое отношение не случайно или преходяще, а столь же вечно, сколь вечен и источник и того, и другого – Бог. Теперь мы рассмотрим, как идея о чуде находила конкретные формы своего проявления в истории мира с самого начала его бытия – с сотворения его Господом Богом. Глава вторая. Библейское учение о мире и возможность чуда в физическом мире «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» 426 . Из этого необразного вещества 427 Бог и сотворил в шесть дней весь мир. Правильность такого понимания нами шестидневного творения мира мы утверждаем на следующих словах Библии: »и сказал Бог: да будет свет, и стал свет 428 ; да будет твердь... и стало так 429 ... да соберется вода... в одно место, и да явится суша, и стало так 430 ... да произрастит земля зелень, траву и дерево плодовитое... и стало так 431 ; да будут светила на тверди небесной... и стало так 432 ; да произведет вода пресмыкающихся, птицы да полетят над землею, по тверди небесной, и стало так 433 ; да произведет земля скотов, и гадов, и зверей земных по роду их, и стало так 434 ; и сотворил Бог человека " 435 . Все эти тексты прямо указывают, что Бог творил весь видимый мир не из ничего, а из созданного Им ранее 436 необразного вещества 437 , 438 . Таким образом, библейское повествование о творении 439 мира 440 представляет собой систему сверхъестественных актов Божиих 441 в ходе развития природы 442 , которая, следовательно, сама по себе допускает возможность сверхъестественного, а значит, и возможность чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Надобно... пересказать это в... более ясных словах. Подобно тому, как Зара первый простёр руку, Ной и Авраам, а прежде Ноя Авель и Енох, начали много заботиться о благоугожденш Богу. Потом, когда люди, размножившись, собрали на себя множество грехов, они поимели нужду в каком-либо, хотя малом утешении; и им дан был закон, как бы некая сень, – не так, чтобы он мог изглаживать самые грехи, но чтобы он указывал их и делал их очевидными для самих людей, которые, как малые дети, питаемые млеком, могли бы таким образом прийти в совершенный возраст. Но когда они и это не употребили в свою пользу и, несмотря на то, что закон обличал великость грехов, продолжали ими растлевать себя; тогда явился на землю общий всех Господь и даровал роду человеческому духовную и святую жизнь, которой образ представлял Зара. Посему-то и Евангелист упоминает о Фамари и родившихся от неё детях и говорит: «Иуда же роди Фареса и Зару от Фамари ( Матф. 1, 3 »» 432 . Между тем Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там весьма важным сановником и переселил к себе престарелого отца своего и братьев. Иаков прожил в земле Египетской семнадцать лет. Незадолго до смерти своей он призвал Иосифа и обязал его клятвою не хоронить его в Египте. «Я хочу, говорил он, лечь с отцами моими: вынеси же меня из Египта и похорони меня в их гробе». Иосиф поклялся исполнить завещание 433 . Заповедав перенести останки свои в отчизну, Иаков «желал этого не без цели, но внушая своим сыновьям благие надежды, что и они некогда, хотя не скоро, возвратятся в землю обетования» 434 : – «После того Иосифу сказали: вот отец твой болен. Он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема, и пошёл к Иакову» 435 . Встретив Иосифа, старец, по немощи своей, склонился на конец жезла, которым опирался, «и сам исполнил сон Иосифов, в котором Иосиф видел, что солнце, луна и одиннадцать звёзд поклоняются ему» 436 . А «поскольку, по сказанному, муж и жена суть одно тело, то, когда Иаков, представленный в образе солнца, поклонился на верх жезла Иосифова, тогда в нём поклонилась и Рахиль, представленная под образом луны, хотя и не кланялась в действительности» 437 .–«И взял Иосиф обоих сыновей своих: Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую, против правой Израиля, и подвёл к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Не может человек бесконечно преклонять колени, а вот бесконечно преклонять дух свой пред Богом – это в наших силах, если мы только захотим. Если мы соединим все требования к молитве: то, что она должна быть во имя Христово; то, что она должна быть покаянной; то, что она должна содержать в себе правильное исповедание, истину, – то у нас как раз и получится молитва Иисусова, даже по своему тексту. Покаянные слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» – безусловно, очень близки словам Иисусовой молитвы: «Господи… помилуй мя грешного». Когда Господь наш Иисус Христос спросил апостола Петра: За кого вы Меня считаете? – тот ответил: Ты – Христос, Сын Бога Живого 430 . Это, конечно, не дословно, но чрезвычайно точно передано в Иисусовой молитве словами: «Иисусе Христе, Сыне Божий». Апостол Павел говорит: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 431 , назвать не просто устами, а с полным убеждением. Господь на исповедание апостола Петра ответил: Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 432 . И когда мы с полным убеждением называем Иисуса Господом, то это также не от человека, но от действия Святого Духа. И, наверное, эту бесконечную тему – о молитве – имеет смысл закончить словами Господа Иисуса Христа, которые Он по воскресении сказал Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы 433 . Видите, что сказал Спаситель? Именем Моим будут изгонять бесов. Конечно же, эти слова следует прежде всего понимать буквально: апостолы именем Господа Иисуса Христа будут изгонять злых духов из бесноватых, душевнобольных людей – и это совершалось в их время, а впоследствии преуспевшими учениками Христовыми, преподобными отцами, мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но с часто нравственной точки зрения преступник имеет такое же право на любовь и сострадание с нашей стороны, как и его жертва. Для человека, проникнутого высоким нравственным сознанием, не существует такого преступления, которое сделало бы преступника чуждым ему и недостойным братской любви. Поэтому если суд и его карательные отправления имеют нравственное значение, то это возможно лишь при том условии, если они полезны самому преступнику, а не одному только обществу или пострадавшим лицам. Наказания должны иметь не карательное значение отмщения за совершенное преступление, а исправительное значение. «Нужно наказывать человека, – сказал еще Сенека, – не потому, что он согрешил, а для того, что бы он не грешил» 431 . В противном случае человеческая личность будет принесена в жертву общественному молоху. Поэтому-то в обществе, членов которого связывает не эгоистический интерес, а нравственные цели – мы разумеем Церковь – нет карательных наказаний, а есть только исправительные, основанные на любви к преступнику, ищущей его нравственного возрождения, и любви к членам Церкви, стремящейся предохранить их от нравственной заразы. Этот исправительный характер церковных наказаний ясно выражен в Евангелии ( Мф.18:15–17 ): «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Апостол Павел отлучает Коринфского грешника для того, чтобы «дух (его) был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:5 ). В первые века христианства церковная епитимия отличалась именно таким характером. На епитимию смотрели как на мучительную операцию, необходимую для выздоровления больного. Тот, кто ее производил, ставил своею целью не боль и страдание нравственно – больного, а будущую радость выздоровления 432 . Итак, наказание имеет нравственное значение лишь в том случае, если своею целью имеет охранение слабых от насилия сильных и нравственное возрождение злодеев и преступников 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать врат двенадцать жемчужин. Каждыя врата были из одной жемчужины; улица города чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем; а ночи там не будет» 429 . Соответственно такой торжественности и славе небесного царствия последует чудная перемена в самом естестве святых Божиих и прославление их Господом Спасителем. Возлюбленнии , пишет св. Иоанн Богослов, ныне чада Божия есмы, и не у явися что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его якоже есть 430 . Наше житие , говорит другой апостол, на небесех есть, отнюду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его 431 . Вем бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе 432 . Тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их 433 . Особенные виды и степени прославления избранных Божиих в небесном царстве находим в откровении св. Иоанна Богослова, где явившийся ему Господь, ободряя и подкрепляя своих верных последователей в трудных подвигах жизни настоящей, объявляет им разные великие награды. Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота....Побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя 434 . Побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Ответ на возражение 3. О создании животных говорится в связи с украшением ими различных частей мира, и потому дни их сотворения разделяются или объединяются в зависимости от того, идет ли речь об украшении теми или иными животными одних и тех же частей мира, или же различных. Ответ на возражение 4. Природа света как существующего в объекте была создана в день первый. Что же до сотворения светил в день четвертый, то оно означало не создание как бы заново их субстанции, а наделение их формой, которой прежде у них не было, о чем уже шла речь выше (70, 1 ). Ответ на возражение 5. Согласно Августину, в день седьмой произошло нечто, что отличает его от предшествующих шести, а именно: в этот день Бог почил в самом Себе от всех дел Своих, и потому справедливо, что после шести дней упомянут и день седьмой 431 . Или, следуя другим авторам, можно сказать, что мир в день седьмой обрел новое состояние, заключавшееся в том, что более к нему не должно было прибавиться ничего нового, и потому день седьмой упоминается после предшествующих шести как посвященный прекращению дел. Раздел 2. Являются ли все эти дни одним днем? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что все эти дни суть один день. В самом деле, [в Писании] сказано: «Вот, происхождение неба и земли при сотворении их, в тот день 432 , когда Господь... создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, который еще не произрастал на земле...» ( Быт. 2,4, 5 ). Таким образом, тот день, в который Бог создал «землю и небо, и всякий полевой кустарник», это один и тот же день. Но Он создал небо и землю либо в день первый, либо же прежде любых дней, тогда как полевой кустарник – в день третий. Следовательно, первый и третий дни – это один и тот же день, и подобное можно сказать и обо всех остальных [днях]. Возражение 2. Далее, сказано [в Писании]: «Все разом 433 создал Живущий во веки» ( Сир. 18, 1 ). Но так бы не случилось, если бы эти дела продолжались более чем один день. Следовательно, этих дней было не много, но – всего один.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пс.87:5 )? Ведь Слово Само по Себе никак не может умереть. < > 429 В – Поскольку умерла Его плоть, то и о Нём сказано, что Он это претерпел. 430 Следовательно, не помимо плоти, но 431 и посред- —148— ством её увенчан славой владычества Тот, Кто по закону плоти и в природе такой, как наша, умер и воскрес. Он обнаруживает человеческое страдание в том, что умер, и Божественное действие в том, что ожил, чтобы через обе эти вещи Его познавали и таким, как мы, и Тем, Кто выше нас, как Бог и 432 . Признавая Его таким, Нафанаил восклицал: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев ( Ин.1:49 ). И Сам Он говорил Своим ученикам: Вы же называете Меня Γосподом и Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то (ср. Ин.13:13 ). А удостоверяя это делом, Он отпускает грехи и даёт власть против нечистых духов, чтобы изгонять их и врачевать всякую немощь в народе (ср. Мф.10:1 ). И разве не во имя Иисуса Христа Назорея ( Деян.3:6 ) был уврачеван тот увечный ногами, который сидел перед Красными воротами? А сколь долгую немощь и совершенно не поддающуюся исцелению болезнь отложил Эней, которому божественный 433 сказал: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос ( Деян.9:34 ). 434 А – Так значит, будучи отовсюду оттесняемы к истине, очень усердно отыскивая мысль Священных Писаний и следуя мнениям отцов, мы веруем, что Тот, Кто от корня Иессеева, Кто от семени Давида, Кто от жены по плоти, Кто вместе с нами под законом, как человек, и превосходит нас, будучи, как Бог, выше закона, Кто ради нас и вместе с нами в —149— мёртвых и Кто выше нас, будучи Сам по Себе животворящим и Жизнью, поистине есть Сын Божий. При этом мы ни человечество не лишаем Божества, ни Слово не обнажаем от человечества после невыразимого 435 , но исповедуем одного и Того же Сына из двух вещей (κ δυον πραγμτοιν) 436 , Который несказанно открывается как некое —150— единство обоих, разумеется, вследствие высочайшего единения, а не по причине превращения природы. Сколь великую пользу получат принимающие такое учение, покажет Христов ученик, говоря: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010