1561 Вальсамон на 6 правило I всел. соб. Witte, Ueber d. Nouell. byzant. Kaiser. Zeitschrift für geschichtl. Rechtswissenschaft. VIII, 4, S. 153. 1562 Дирксен сближает (но не отожествляет) хризовулы с прагматическими санкциями. Dirksen, Hinterlassene Schiften, Leipz. 1871, II, 80. 1563 Наиболее полное издание их у Цахариэ, Jus Graeco-Romanum, III, 1857, Lipziae (Систематический обзор содержания новелл, здесь напечатанных, поскольку они касаются дел церковных, см. у Тяжелова, Законы греческих императоров относительно церкви после Юстиниана. Чтения в Обществе Любит. Духов. Просвещ. 1875, II. 55, 226. 1876, II, 255. 1877, I, 582, 132). Из невошедших в издание Цахариэ многие хризовулы напечатаны у Миклошича и Мюллера в Acta et Deplomata medu aevi, Vindob I. 1890, I–VI. (В последних трех томах хризовулы, касающиеся монастырей и церквей). Хризовулы, касающиеся Афона, перечислены у Порфирия (Успенского), Указатель актов, храняящихся в обителях с горы Афонской. Журн. М. Нар. Просв. 1847, LV, 24. 169. Некоторые указаны у Абрамовича, Света гора со стране вере, художества и повестнице. У Београду, 1848. По этим двум источникам оставлен хронологический перечень Афонских актов, в том числе и хризовулов у Цахариэ, помещенный в том же III томе Juris Graeco-Romani, р. XV–XXVII. Кроме того см. проф. Флоринского, Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. Спб. 1880. По всем этим источникам с прибавлением не многих других составлен указатель у Цахариэ, помещенный в Geschitchte des Griechisch-Romischen Rechts. 3-e Auflage, Berlin. 1892 (Указания у Мортрейля, Геймбаха и Азаревича, в настоящее время оказываются не полными). Нижеследующие указания сделаны по Цахариэ. 1564 Пять у Zachariae, JGR III, Collamio tertia, 227–252. (Первая – τομος ενσεως, третья и четвертая только упоминаются, три хризовула р. XV, XXVII: один Const. Porphir. de administ. imp, Ed. Bonn II, c. 50. Один документ. Const. Porphir, I, LV. 1567 Семь – Zachar. 289–301 (2 – упом.); два хриз. р. XVI, питталион. IV, р. 307. Упом.: Zonaras, ed. Paris. 203, Вальс. на 13 Вас. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1676 г. июля 4 – 21 декабря 1680 г. и 1681 г. мая 6 – 15 мая 1682 г. (убит) Думный Дьяк Ларион Иванович Иванов. В 1658 и 1660 г. был послан в Польшу гонцем. – С 1663 г. дьяк в Новой чети, в приказах Лифляндских дел (1665–1666 гг.), Большого дворца (1665–1668 гг.), Оружейном (1665–1668 гг.), Стрелецком и Устюжской чети. В Посольском приказе с ним «в товарищах» дьяк Бобинин, Украинцев и Домнин; «и Новгородский и Малороссийский приказы, Владимирскую и Галицкую чети ведать им же». 8 марта 1877 г. царь «указал ведать Новгородский приказ, Владимирскую и Галицкую чети боярину Ив. Мих. Милославскому с товарищами (окольничий И. И. Чириков, думный дьяк Аверкий и дьяк Яков Кирилловы), а Посольский в Малороссийский приказы ведать дьякам думному Лариону Иванову, Вас. Бобинину, Ем. Украинцеву, Петру Долгово по прежнему». С 4 июля 1678 г, в его ведении Владимирская четь, 16 ноября 1679 г. назначен был на Польский посольский съезд; подтверждено было назначение 16 января 1680 г. 15 февраля 1680 г. государь «указал: города, которые ведомы были в приказе Устюжской чети, денежными доходы и всякими росправными делами ведать в Посольском приказе дьякам – думному Лариону Иванову, Василию Бобинину, Емел. Украинцеву, Семену Протопопову». 22 мая 1680 г. царь «указал: приказы Новгородский, Большой Приход, Владимирскую и Галицкую чети судом и всякими росправами и воеводскими отпуски ведать боярину Ив. Мих. Милославскому с товарици и снести те приказы в одно место, чтобы челобитчикам по тем разных приказам лишние волокиты не было». 7 ноября 1680 г. государь «указал: Владимирскую и Галицкую чети и Новгородский приказ ведать в Посольском приказе». 6 мая 1681 г. Лариону Иванову велено быть в Посольском приказе; упомин. здесь 25 декабря 1681 г., 3 января, 7 и 13 апреля и 1 и 3 мая 1682 г. убит был во время стрелецкого бунта 15 мая 1682 г. В Стрелецком приказе упом. в январе–марте 1670 г., 16 июля 1672 г., 17 февраля 1679 г. В Новгородском приказе упом. в июле 1681 г., феврале–мае 1682 г. В Малороссийском – 17 февраля 1679 г. и в мае 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

22.01.1922 хирот. во еп. Задонского, вик. Воронежской епархии; упом. до 1923 г. упом. после 1917 г. как еп. Саткинский, вик. Уфимской епархии. 15.11.1928 хирот. во еп. Глазовского, вик. Вятской епархии; дальнейших сведений нет. Иоанникий (Дьячков) с 30.11.1916 еп. Олонецкий и Петрозаводский; † 1918. Иоанникий (Кобзев) 13.12.1988 хирот. во еп. Славянского, вик. Одесской епархии; с 19.02.1990 еп. Донецкий и Ворошиловградский, с 3.05.1990 Донецкий и Луганский; с окт. 1991 еп. Луганский и Старобельский; с 1993 г. в сане архиепископа. Иоанникий (Попов) 1.10.1931 хирот. во еп. Камышинского, вик. Саратовской епархии; с 24.06.1933 на покое; с 21.02.1937 еп. Рыбинский; † 1942. Иоанникий (Соколовский) 21.10.1921 хирот. во еп. Бахмутского; с дек. 1924 г. еп. Омский; с марта 1925 г. епархией не управ.; перешел в «лубенский», а затем в «григорианский» расколы; лишен сана. Иоанникий (Сперанский) 27.05.1923 хирот. во еп. Старорусского; с 29.04.1931 еп. Орловский; с 31.12.1931 в заключении; в 1941 г. выслан в Красноярск, где в 1947 г. врем. управ. Красноярской епархией; с 1956 г. на покое; † 2.11.1969. Иоанникий (Чанцев) в 1922 хирот. во еп. обновленческими архиереями старого поставления; в 1924 г. принес покаяние и принят в сущем сане; с 1924 г. еп. Акмолинский, вик. Петропавловской епархии; с 21.10.1932 еп. Кунгурский (правящий); † 1.04.1933. Иоанникий (Чекановский) 16.05.1921 хирот. во еп. Бобровского, вик Воронежской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иоасаф (Жевахов) 6.07.1926 хирот. во еп. Дмитриевского, вик. Курской епархии; с 1926 г. в заключении; с 19.09.1932 еп. Пятигорский; с 29.06.1934 еп. Могилевский; с 1936 г. епархией не управ.; расстрелян 4.12.1937. Иоасаф (Журманов) 13.08.1944 хирот. во еп. Симферопольского и Таврического; с 9.04.1946 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 4.02.1955 в сане архиепископа; с 8.08.1968 на покое; † 18.03.1962. Иоасаф (Калистов) с 20.03.1917 еп. Дмитровский, управ. Московской и Варшавской епархиями; с 15.01.1918 архиеп. Коломенский и Можайский, вик. Московской епархии; † 1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Попытка объяснить столь высокое положение аббатисы предпринята в легенде о епископском рукоположении св. Бригиты, которая впервые засвидетельствована в древнеирл. Житии: при возложении на святую монашеского покрывала еп. Мел, ученик св. Патрикия, «опьяненный благодатью Божией, не понимал, что он пел по своей книге, ибо он возвел Бригиту в епископский сан» (episcopus Dei gratia inebriatus non cognovit quid in libro suo cantavit. In gradum enim episcopi ordinis [sic] Brigitam). Осознав содеянное, епископ заявил: «Одна лишь эта дева в Ирландии будет иметь епископское рукоположение» (Haec sola... ordinationem episcopalem in Hibernia tenebit virgo - Bethu Brigte/Ed. D. Ó hAodha. Dublin, 1978. P. 6). В источниках XI-XII вв., где пересказывается это предание, уточняется, что равный епископскому статус признавался за «наследницей Бригиты» - аббатисой Келл-Дары (Lives of Saints from the Book of Lismore/Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 40). В нек-рых текстах даже сообщалось, что аббатиса не только обладала теми же привилегиями, какие имел епископ, но и могла «носить епископский сан» (conid desin dligis comarba Brigte grada epscuip do thabairt fair - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 66; is dosen dliges comarba Brigte do gres grad n-epscuip fuirri & honoir epscuip - Thesaurus Palaeohibernicus. Camb., 1903. Vol. 2. P. 329-331). В ирл. анналах упоминается о др. руководящих должностях в Келл-Даре, к-рые, как правило, занимали представители аристократических семейств. Когитоз упоминал о приоре (praepositus), руководившем работами по строительству мельницы. Должность приора, о к-рой сообщается также в «Анналах Четырех наставников» под 903 г. (prióir), могла соответствовать должности либо помощника настоятеля (secnap; упом. в 835), либо эконома (equonimus) обители. В летописях говорится о лицах, занимавших должность «священника» (sacart; упом. в 927, 929, 1046, 1069, 1103), а также о «старческом доме», во главе к-рого стояла особая настоятельница (abatissa tighe sruithe Cille Daro; 797).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Платон (Руднев) 1.10.1923 хирот. во еп. Богородского, вик. Московской епархии; † в янв. 1936 г. Платон (Тихомиров) упом. в 1928 г. как врем. управ. Тульской епархией. Платон (Удовенко) 16.12.1973 хирот. во еп. Аргентинского и Южноамериканского; с 6.10.1977 в сане архиепископа, экзарх Центральной и Южной Америки; с 20.03.1980 на покое; с 8.08.1980 архиеп. Свердловский и Курганский; с 26.12.1984 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 2.11.1993 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский. Поликарп (Приймак) 19.07.1957 хирот. во еп. Кировского и Слободского; с 16.11.1962 еп. Архангельский и Холмогорский; с 27.01.1966 еп. Ивановский и Кинешемский; с 30.07.1968 еп. Пензенский и Саранский; с 16.12.1969 на покое; † 23.07.1989. Поликарп (Тихонов) в 1920 г. хирот. во еп. Лукояновского, вик. Нижегородской епархии; 1925–1927 еп. Ардатовский, вик. Нижегородской епархии. Порфирий (Гулевич) 25.06.1928 хирот. во еп. Криворожского, вик. Днепропетровской епархии; с 5.09.1930 еп. Зиновьевский, вик. Одесской епархии; с 11.08.1931 еп. Крымский; с окт. 1936 г. в заключении; расстрелян 2.12.1937. Прокл (Хазов) 18.10.1987 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 13.09.1989 еп. Ульяновский и Мелекесский. Прокопий (Титов) с 30.08.1914 еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии; с 1919 г. еп. Николаевский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Одесский и Херсонский; с июня 1925 в сане архиепископа; с 27.11.1925 епархией не управ.; в 1927 г. упом. как архиеп. Херсонский и Николаевский; расстрелян 23.11.1937. Рафаил (Березин) 29.10.1944 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; † 15.05.1945. Рафаил (Гумилевский) 13.09.1924 хирот. во еп. Александровского, вик. Ставропольской епархии; с 1925 г. в заключении. Роман (Танг) 16.04.1950 хирот. во еп. Таллинского, вик. Ленинградской епархии; с 20.12.1955 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 23.07.1956 еп. Ивановский; с 9.12.1958 еп. Курский и Белгородский; с 21.05.1959 архиеп. Виленский и Литовский; † 18.07.1963. Ростислав (Девятов) 28.11.1993 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Примечания: 120. Аф. Синт., II,350. 121. Аф. Синт., II,347. 122. Упом. соч., II,380. По Кормчей выходит, будто епископ, погрешивший против этого правила, подлежит извержению из сана, и с тех пор становится пресвитером, чем был до хиротонии, причем сказано, что в подобных случаях имеет силу это трулльское правило, а не 29-е IV Всел. Собора. Однако, это утверждение Кормчей не точно, как видно из того, что сказано в нашем толковании этого правила и что отмечено и архим. Иоанном в его толковании этого трулльского правила (упом. соч., II,380, прим.351).  Правило 21. Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной. (Ап. 5, 62, 81, 83; I Всел. 9, 12; III Всел. 9; IV Всел. 7; Неокес. 9; Карф. 36; Двукр. 16; Василия Вел, 3, 70; Кирилла Алекс. 3). В этом правиле речь идет о священнослужителях, совершивших тяжкое каноническое проступление (γκλημα, crimen), за которое окончательно и навсегда лишены были сана (παντελει κα διηνεκε καθαιρσει υποβαλλομενοι, perfectae ac perpetuae depositioni subjecti), и, следовательно, благодати (τς χριτος μπεπτκασι, а gratia exciderunt), которой удостоились при рукоположении, так что низведены в разряд мирян (εν τψ τν λακν πωθομενοι τπψ, in laicorum locum detrusi sunt), в каком были до рукоположения. Здесь говорится, следовательно, о самом тяжком наказании, которому может быть подвергнут священнослужитель, после чего он перестает быть членом клира и переходит в разряд мирян. Изверженный выступает из общества священнослужителей, в котором до тех пор пребывал, и вступает в общество мирян (κοινωνα των λακν, communio laica); формально, следовательно, бывает исключен из клира, перестает быть и фактически и юридически членом клира, вычеркивается имя его из списка священнослужителей (κατλογος ιερατικος - Ап. 51; κατλογος των κληρικν - Ап. 15; κανν - I Всел. 16, 17, 19; γιος κανν - Ант. 1), делается мирянином Если же таким образом низложенный священнослужитель покается в содеянном им грехе, за который низложен был и лишен благодати, правило позволяет ему сохранять внешний облик священнослужителя, и только - не более. Если не покается, возбраняется ему и это, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян (ν αισχυνοιτο ως ες λακος πωσθεις ο πριν ιερες, δικονος), как говорит Зонара в толковании атого правила

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

νταλμα διδμενον τψ χειροτονουμνψ μητροπολτη κα ρχιεπισκоπψ (Аф Синт., V,544-550). 165. Упом. изд., стр.21,36-44. Ср. и всю I часть кн. " О должностях пресвитеров приходских " (упом. изд., стр. 10 и сл.). 166. Аф. Синт., II,75. Ср Синт. Властара, I,7 (Аф. Синт., VI,211 и сл.).  Правило 59. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребнаго: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего (Ап. 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Карф. 37; Феофила Алекс. 8). В толковании 4-го Ап. правила мы видели, из чего составлялся доход, служивший содержанием духовенства; а правила 38-е и 41-е показывают нам, что епископу принадлежала самостоятельная власть в управлении всеми церковными доходами, и на нем лежала забота как о содержании всех, служащих в церкви, так и о помощи бедным. Наряду с епископами в правиле упоминаются и пресвитеры, которые были обязаны заботиться о содержании лиц, служащих при церкви, и особенно о неимущих верных, которым принадлежала часть из церковных доходов Нужно предположить, что некоторые из среды епископов и пресвитеров стали употреблять церковные доходы более в свою личную пользу, чем на содержание подчиненных им клириков, которые, вследствие их небрежности, терпели лишения. В силу своего подчиненного положения, эти клирики не имели возможности предъявить епископам и пресвитерам своих требований относительно положенных им вознаграждений за службу, и так как сами эти епископы и пресвитеры не поступали с ними по справедливости, то клирикам необходимо было в таких случаях искать защиты у закона. Именно такую защиту им и предлагает это Ап. правило, предписывающее отлучать, т.е. лишать места и права на некоторое время священнодействовать каждого епископа или пресвитера, не заботящегося о содержании подчиненных ему клириков и допускающего их погибать от нужды; если такой епископ или пресвитер будет поступать так и после отлучения, то такового правило предписывает извергать из священного сана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Ковалевка, местечко, Одес. уез., Херсон. губ. – 147 пр. Коваль Яков, вожак сектантов; о составлении им «Чаплинск. вероиспов.» – 16; биографич. сведен. – 106; предложение Киев. дух. Конс. о предании его суду – 118, 119, 120; упом. – 121, 144, 177, 179, 183, 263, 264, 267, 274, 275. Комаров В. А., одес. мещанин, бывший баптист, теперь православный. – 49, 50, 155, 168, 252, 254, 257, 258, 260, 261, 263, 264, 273, 274. Комисаровка, село, Екатеринослав. губ. – 161. Кондрацкий, сектант, ананьев. мещанин – 69, 105, 174. Константиновка, деревня, Херсон. губ. и уез. – 69, 70. Коротяк, местечко, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 148 пр. Корф, граф, сотрудник Пашкова; посещение им с. Чаплинки и Косяковки, – 108; упом. – 139. Косяковка, село, Таращан. уез., Киев. губ. – 80, 97, 135 пр., 144, 146 пр. Кохановка, село, Ананьев. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Кохановка, село, Павлоград. уез., Екатеринослав. губ. – 163 пр. Коцебу, бывший Новороссийский генерал-губернатор – 64, 65, 73, 117. Красногородка, село, Звенигород. уез., Киев. губ. – 110. Кривое Озеро, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 75. Круговецкий приход, Гомельск. уез., Могилев. губ. – 144, 161. Крутые Горбы, село, Таращан. уез., Киев. губ. – 110, 135 пр., 146 пр. Кузнецовка, хутор, Ананьев, уез., Херсон. губ. – 149 пр. Куплетский – 13. Курка Авксентий, сектант – 82, 85, 86. Л Ланге Иоган и Фридрих – братья, вожаки секты иерусалимских друзей; биограф. сведения – 45 пр. Левицкий, – 19. Лелековка, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 75. Леонов, протоиерей, миссионер Киев. епар. – 23, 134, 181, 183, 193 пр., 257, 272. Лейпциг, колония в Бессараб. губ. – 43. Лидиевка, село, Ананьев. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Линдль, руководитель секты назарян, биограф. сведения – 43 пр. Лисовички, село, Таращан. уез., Киев. губ. – 135 пр. Лучино, село, Сквир. уез., Киев. губ. – 146 пр. Лысая Гора, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 75. Лесовичи, село, Таращан. уез., Киев. губ. – 110, 146 пр. Любенец, село, Трубчев. уез., Орлов, губ. – 134. Любомирка, местечко, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 70, 72, 75, 149 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Нравственное учение штундизма также не состоятельно. В основе этого учения лежит грубый практицизм, лежит мысль – сделать земное существование его последователей более удобным, чем оно было прежде. Заповеди о труде, трезвости 736 , об уклонении от тех форм общественности, которые не удобны для скопления благ мира сего 737 , особенно уважаются штундистами. О полном же устройстве жизни своей по евангельским заповедям штундисты мало размышляют; широкие евангельские идеалы остаются для них одной мертвой буквой. Из предыдущего очерка нравственного состояния сектантов и – их отношений к православным, видно, что стремление их устроить жизнь свою по учению Евангелия, осталось только одной мечтой. Не говоря уже о применении к жизни таких высоких нравственных, христианских истин, каковы, например, истины о любви ко врагам, о самоотвержении, сектанты оказались бессильными осуществить в жизни – заповеди о целомудрии, о неприсвоении себе чужой собственности. Правила сектантов, запрещающие употреблять водку, курить табак, ездить в воскресные дни на базары и проч. не представляют еще из себя альфы и омеги христианской нравственности. Широта и глубина нравственных истин оказалась, таким образом, недоступной пониманию штундистов, вследствие чего их нравственная доктрина отличается предписаниями узкой морали. Указатель более замечательных лиц и мест, встречающихся в исследовании. Цифры возле слов означают страницы. «пр.» – около цифр – примечание. А Абрамов – 13, 14, 57, 80, 88. Автономов, свящ. гор. Херсона – 21, 134, 155, 170, 187, 277. Александровка, поселок, Херсон. губ. и уез. 148 пр. Александровка, село, Ананьев. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Александровка, село, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 148 пр. Александровка, село, Одес. уез., Херсон. губ. – 147 пр. Андреев Иван , вожак сектантов, сведения о нем и об его пропаганде – 136 – 137, упом. 163; о высылке его в Орловскую губ. – 165, упом. – 204 пр., 263, 264. Аннинское, село, Елизаветгр. уез., Херсон. губ. – 148 пр. Ананьев, город, Херсон. губ. – 149 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Начальству о каждом случае распространения этими лицами сочинений и брошюр, противных православию, равно и мнений, оскорбительных для достоинства православной церкви и ее пастырей (ст. 8, л. Ж, «Правил об устр. Миссий " … опр. Син., 25 мая 1888 г. за 323 . Несмотря на борьбу с сектантством, последнее, в особенности штунда не только крепла, но и распространялась, чему способствовали молитвенные собрания штундистов. Между тем в законе 3 мая 1883 г. не было разграничения сект на более и менее вредные, почему штундисты вполне могли пользоваться льготами и правами, предоставленными обыкновенным раскольникам. Вред же штунды был бесспорным фактом, установленным как Синодом, так и гражданской администрацией, причем последняя, в лице Киевского, Волынского и Подольского генерал-губернатора, приняла особые меры против штундистов, запретив им молитвенные собрания. Вследствие сего законом 4 июля 1894 г. секта штундистов объявлена более вредной и общественные молитвенные собрания штундистов запрещены 324 . Еще ранее, законом 1 мая 1884 г. более вредной сектой признана секта скопцов, а потому не только за распространение скопческой ереси и совращение в оную других, но и за принадлежность к скопчеству виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в отдаленный край Восточной Сибири, с поручением их строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства (ст. VI-я упом. зак., взамен 197 ст. Улож. о нак. Угол. и испр. и 203-я ст. Улож. о нак. в ее изложении в ст. VIII того же зак.) 325 . Скопцам запрещено принимать к себе в семью под каким бы то ни было видом чужих детей (ст. IV упом. закона, взамен 67 ст. Уст. о пред. и пресеч. Прест. и в отмену ст. 65 и 70 того же уст.); им же запрещено выдавать паспорты для отлучек внутри империи (п. 1-й зак. 3 мая 1883 г.). Тем лицам женского пола, сосланным в Сибирь за принадлежность к скопческой ереси, которые, после осуждения, присоединятся к православной церкви, дозволяется вступать в брак с лицами свободного состояния, хотя бы эти женщины и не были еще перечислены в сословие крестьян (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010