Признавая предпринятый протоиереем Мегорским труд исправления богослужебных книг отвечающим потребностям времени, а предложенный профессором Ловягиным порядок его исполнения правильным, Святейший Синод определяет: 1) образовать под председательством Преосвященного Финляндского Комиссию в составе членов: Тайного Советника Евграфа Ловягина , протоиерея Димитрия Мегорского, профессора С(анкт-)Петербургской Духовной Академии статского советника Николая Глубоковского и справщика С(анкт-)-Петербургской Синодальной Типографии коллежского советника Николая Чуриловского, с предоставлением Преосвященному Председателю в случае надобности приглашать в эту Комиссию сведущих лиц по своему усмотрению, и 2) поручить сей Комиссии рассмотреть представленные протоиереем Мегорским рукописи и свое заключение, с возвращением рукописей, представить Святейшему Синоду 525 . Отметим, что Синод приведенным определением создавал, собственно, комиссию ad hoc по рассмотрению рукописей о. Д. Мегорского, а не постоянную Комиссию по исправлению [славянского текста] богослужебных книг, как стали называть ее позднее. Такое наименование, подразумевающее расширение компетенции, впервые появляется в заглавии первого доклада Святейшему Синоду, подготовленного Комиссией в конце 1907 г. В исходящих же от Синода документах новое название Комиссии встречается лишь начиная с 1909 г. 526 В статье известного церковно-общественного деятеля А.А. Папкова , которая была напечатана в официальном органе Синода в сентябре 1907 г. и стала первым публичным упоминанием о деятельности Комиссии, последняя именуется «временным учреждением для пересмотра и исправления некоторых из наших богослужебных книг» 527 . Из уже упоминавшегося доклада, датированного 18 декабря 1907 г., известно, что Комиссия приступила к работе 27 марта, и, заседая трижды в неделю (с перерывом на три летних месяца), к концу года в основном завершила пересмотр и исправление текста Постной Триоди. Е.И. Ловягин , к тому времени уже 85-летний, судя по отчету, не принимал участия в заседаниях. Зато архиепископ Сергий, воспользовавшись предоставленным ему правом, привлек к работе ряд других ученых. Таким образом, постоянными участниками заседаний Комиссии в 1907 г. были: протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский; профессор СПбДА Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) 528 ; справщик СПбСТ Николай Фавстович Чуриловский 529 ; начальник Архива и Библиотеки Святейшего Синода Константин Яковлевич Здравомыслов (1863–1933) 530 ; помощник библиотекаря Императорской Публичной библиотеки Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862–1918) 531 ; исправляющий должность доцента СПбДА по кафедре литургики Иван Алексеевич Карабинов (1878–ок. 1932) 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смиренномудрый наставник не хотел, чтобы из учеников его кто-нибудь сподоблен был пресвитерского сана, и говорил: монахам всегда полезно не искать чести и начальства, а наипаче в киновии жительствующим, дабы чрез это искательство не возникли между братиею ревность, зависть и несогласие» 1772 . В обители Саввы Освященного, основанной в V веке, в начале по учреждении ее не было храма, а потом, по создании его, преподобный Савва, «егда прихождаше к нему кто от священных, того умоляше совершати св. литургию, сам же хиротонию прияти не хотя смирения ради, ниже кого от братии возводя на степень священства» 1773 . Император Юстиниан в 133 новелле предписывал монахам, не имевшим своих храмов, приходить в приходскую церковь со своим игуменом и старцами, а имевшим – избрать из среды своей пресвитеров и диаконов. Освященные Те из иноков, которые имели сан священства, приняв оный или по нужде отправления богослужения во храме своей обители, или поступив с оным в монашество, называются освященными, т. е. иеромонахами 1774 . Таков из лика святых, живших в V веке, преподобный и богоносный Савва Освященный, который по своему достоинству и по нужде монастырской рукоположен был во священство. Преподобный Савва преставился в 532 году; память его в Прав. Церкви совершается 5 декабря. Таков и преподобный Феодор Освященный, умерший в 368 году 16 мая 1775 . Игумены и игумении Иноки и инокини, жившие не в пустынях, а обществами, издревле были под руководством опытнейших в духовной жизни – старцев и стариц. Посему обители уединения древле назывались иногда игуменствами (Ηγουμενεα) 1776 , а настоятели игуменств доселе называются игуменами (Ηγομενοι) – водителями, настоятельницы – игумениями (Hγομεναι) – водительницами; напр., святые, коих память празднуется апр. 5 и 12, мая 23, июля 27. Название игуменов и игумений употребляется в Прав. Церкви с древних времен; оно встречается у писателей века 1777 . Архимандриты Подвижники внутри пещер или оград 1778 , а еще общеупотребительнее – начальники монастырей огражденных 1779 , и особенно тех жилищ уединения, иноки коих жили и подвизались, по Писанию ( Евр.11:38 ), в пещерах, названы в Святцах архимандритами – греческим словом (ρχιμανδριτς), которое значит пещерник и настоятель пещер и оград 1780 , напр.: сентября 1, апреля 9, августа 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На дороге в Венеции Кирилл и Мефодий должны были выдержать жестокий спор о правоте дела своего. «Сколько народов, – говорили умные учители тупым людям, – славят Бога на своих языках! Мы можем указать на армян, персов, авазгов, грузин, готов, хазар, арабов, египтян, сирийцев!» Папа Адриан (с 4 декабря 867 г.), преемник Ни­колая, опасаясь потерять влияние на Моравию, оказался довольным просветителями славян, покорными древним правилам о патриархах. Он оправдал славянскую службу особым посланием. Святой Кирилл скончался в Риме, февраля 14-го 869 года 532 . Святой Мефодий, согласно с завещанием святого брата, решился продолжать трудиться для славян. Безуспешные в Риме немцы взвол­новали славян междоусобиями и погубили Ростислава. Мефодий,уклоняясь от смут, прибыл (в 870 г.) с учениками своими в Паннонию, и князь Котел с любовью принял его в Мосбурге (болотном замке). Котел просил папу посвятить Мефодия в архиепископа Паннонского, и желание его исполнено. В священники посвящались теперь только славяне и к утешению родичей совершали службу на понятном для них языке. Латинской службы никто не хотел слушать. Немецкое ду­ховенство, оставшись без доходов, раздражилось в высшей степени. Оно (872 г.) стало преследовать Мефодия со всем ожесточением, вос­становило против него и германского императора, и моравского князя Святополка; дело доведено до того, что Мефодий отправлен в заточе­ние, где пробыл целые два года с половиною. Немецкое духовенство, действуя так против святого Мефодия, вдвойне оскорбляло власть папы, к которой для денег обращалось оно под защиту: оскорбляло тем, что удалило из Моравии того, кто посвя­щен туда папою; оскорбляло тем, что самовольно распоряжалось в той области, которая по давнему распоряжению принадлежала к епархии папы и где дозволено было немцам действовать только под зависимо­стью папы. Потому папа Иоанн VIII не только возвратил Мефодию (874 г.) иерархическую власть над Моравией и не только писал к Лю­довику и Карломану о невинности Мефодия и виновности немецких бискупов; но запретил последним самое Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – “башня женщин”. Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы – София. Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый " Иерусалимский " , принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь. Гробница святой Софии - матери св. Саввы Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению. Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году. Дорога в пустыне к Великой Лавре Вот в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли водители-асы. Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые окна: «Доллар! Доллар! Един доллар!». Водитель нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх. Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой. Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове проносится противная мысль про тормоза и ручник и мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке так громко и гневно увещевает провинившихся, что они стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо, отпустил бы дяденька.

http://pravoslavie.ru/1986.html

Состав: каноны: 1) с акафистом Пресвятей Богородице – творение Иосифово (1–25 об.); 2) октября в 31 день преподобному Марою чудотворцу иже избавляет от огницы и трясавицы (26–31); службы: 3) июля в 20 день Авраамию Галическому новому чудотворцу иже на Чухломе (32–45 об.); 4) мая в 23 день Паисию Галицкому (46–60); 5) канон июля в 23 день святому Артемию Веркольскому иже подавает цельбы страждущим огнетрасавичною болезнию (61–67 об.); службы: 6) мая в 30 день Иакову праведному Галицкому, что на Староторжии (68–80 об.); 7) месяца декабря 12 день Ферапонту Монзенскому, Галицкому новому чудотворцу (81–96 об.); каноны: 8) святым Флору и Лавру (97–103); 9) 40-ка мучеником, Иоанна минха (104 об.–111 об); 10) Софии Премудрости Божией (112–119 об.); 11) правило святаго отца Христофора на вся праздники и на вся дни (121–134); 12) служба пред Господем нашим Инсусом Христом – творение Феоктиста, инока обители Студийския (135 об.–141 об.); 13) из кннги и Псалтыри Княже-Острожского в лето от создания мира 7107 с печатныя, лист 385. Исповедание грехов своих повседневно к самому Господу Богу любомудрейшаго Калиста Ксанфипула (142– 151 об.). Начало: «Исповедаютися, отче, Господи Боже, творче небеси и земли»; 14) канон молебен Пресвятей Богородице – творение священно-инока Игнатия (152–159); 15) ключ алфы на 532 лета (160 об.–162 об). 687. Сборник богослужебный , в четвертку, 160 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете. Чистые листы: 32, 33 и 72; порваны и подклеены с ущербом для текста лнсты: 43, 48, 103. Состав: 1) служба Благовещению Пресвятыя Богородищы (1–23); 2) канон молебен Пресвятей Богородице Одигитрии – творение священно-инока Игнатия (23 об.– 31); 3) служба воскресная 6-го гласа (34–65); 4) канон Николаю чудотворцу – творение Феофаново (66–71), не полный; 5) служба по вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу (73 об.–95); 6) полунощница субботняя (95 об.– 96 об.); 7) служба общая Господским праздником, предпразднеством и попразднеством Господу нашему Иисусу Христу (97–116 об.); 8) апостольское и евангельское чтения в Богородичные праздники (116 об.–118); 9) канон Явлению нконы Казанския Пресвятыя Богороднцы (119– 131 об.); 10) паремии из службы Пресвятей Богородице (132–134 об.); 11) служба общая Богородичным праздником и предпразднеством и попразднеством на вся праздники ея (135–149); 12) тропари воскресные, богородичны, ипакои, кондаки и икосы (150–160); 13) тропари воскресные по великом славословии (160 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html . Замечательно по этому поводу пишет архимандрит Рафаил (Карелин): «Само слово «модерн» или «обновление» уже подразумевает определённую концепцию, а именно, что Церковь это развивающийся и эволюционирующий организм, в котором должно отмирать старое и отжившее, и на смену ему приходить новое и жизнеспособное. Эта теория эволюционирующей Церкви приводит к разрушению самого понятия Церкви, как полноты Откровения, тождественной самой себе во все исторические времена. Теория эволюции искажает православную антропологию; она представляет человека в виде исторически развивающегося существа, которое перерастает прежние, данные в прошлом религиозные сведения и представления, и нуждается в новых, более глубоких и соответствующих его времени понятиях. Здесь должно эволюционировать само Откровение, и будущее представляться как возможность новых религиозных открытий. Религия получает странное сходство и аналогию с научными гипотезами, которые, по мере накопления знаний, совершенствуются и изменяются, то есть истина для модернистов становится относительным - релятивистским понятием. Тогда становится неясным вопрос: в какую же мы Церковь верим - в Церковь настоящего или в Церковь будущего? И что представляют собой догматы - сознание Церкви, или же этап человеческого развития?» Архимандрит Рафаил (Карелин) Православие и модернизм 8.01.2017 http://www.blagogon.ru/digest/532/ . Силин Д., свящ. Печальное недоразумение: (По вопросу о церковно-богослужебном языке)//Богословский вестник 1910. Т.3. СС. 453-454. Ртищев Федор, священник Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь» 23 декабря 2016 г. http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html . Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1917-1990). Учебник для православных духовных семинарий. Московская Патриархия, издательский дом «Хроника». Московская духовная академия и семинария. М., 1994, с. 50. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/27/...

В среде этой дворни никогда не переводились и дети: они вырастали, воспитывались, обучались более или менее, выдавались замуж и давали новые поколения детей. Для одной из воспитанниц Е. В. Загорской жила даже гувернантка. И все эти благодетельствуемые становились – одни более, – другие менее, – предметами необходимости для благодетельницы, так что разлука с иными из них на 2–3 дня была для нее причиной непрестанного потока слез» (прот. В. В. Лаврский. – Мои воспоминания об архимандрите Феодоре ( А. М. Бухареве ). «Бог. Вести», 1906, Т. 3, Ноябрь, стр. 548–550). О. Феодор особенно охотно посещал дома Любимовой и Загорской ради детей, которых он очень любил (ср. id., стр. 549, 550). Вообще, о. Феодора приглашали нарасхват в семейные дома казанские дворяне. «О. Инспектора ныне, просто как какого-нибудь апостола, его казанские знакомые рвут одни у других из рук; каждый хочет видеть у себя в доме и знакомые между собою целыми толпами приезжают туда, где – как знают – пообещался быть» – пишет 24 ноября 1852 г. своей матери студент Лаврский, и далее дает примерное расписание выездов о. Феодора за несколько дней (id., стр. 532). 3 Антонина Ивановна Дубровина была гувернанткой в доме вышеупомянутой Е.В. Загорской и в горячо-дружеской близости с Варв. Вас. Любимовой. В семье Дубровиных было много дочерей, и они-то были соединительным звеном круга казанских знакомых о. Феодора. Иван В. Дубровин, купец-книгопродавец, сблизился с Казанской Академией как ктитор академической церкви (с 21 января 1858 г. по 14 декабря 1862), но оказался человеком нецерковным и мало подходящим к ктиторской деятельности, вследствие чего сам отказался от нее ( П. В. Знаменский , – История Казанской Духовной Академии, Казань, 1892, Вып. III, стр. 70). По-видимому это он разумеется в сообщении проф. П. В Знаменского об официальности и холоде на панихиде 21 мая 1864 г. по ректоре архим. Иннокентии, как о выделявшемся из ряда других молящихся: «шумно заявлял свои чувствования явившийся тут же купец Д..., обращаясь к наставникам с трогательными словами: «Плачьте, все плачьте, – друга моего не стало» (id., Казань, 1891, Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Евстохия и Григория. Оставив обоих, он, ради духовного совершенства, удалился в пустыню. Родом был из Анкиры галатийской.»); авва Феодор Илиотский; игумен Фаранской лавры авва Григорий, о котором было предсказано, что станет патриархом, и так и произошло: Григорий стал Антиохийским (тогда Феопольским) патриархом (патриаршество: 571-594), («Некоторые из старцев рассказывали об авве Григории, патриархе Феопольском, что он особенно отличался добродетелями милостыни, непамятозлобия и даром слез. У него было великое сострадание к грешникам.») (Луг Духовный, новеллы 40, 41, 42, 45, 139, 140). Тот факт, что игумен обители, относившейся к Иерусалимской церкви, стал патрирхом церкви Антиохийской, свидетельствует о высоком статусе Фаранской лавры в то время. По-видимому, в этот период в Фаранской лавре была построена вторая церковь, фрагмент юго-западного угла которой сохранился до сих пор. Примерно в это же время в одной их Харитоновых лавр жил и анонимный автор Жития Харитона. Выше уже было упомянуто о том, что сей агиограф (далее: «Аноним») был ярым полемистом: в Житии Харитона он завуалированным образом вступает в спор с Блаженным Иеронимом в отношении приоритета Харитона (а не Илариона Великого) в основании первого монастыря в Святой Земле. Но полемичность вышедшего из-под его пера Жития Харитона этим не ограничивается. Аноним жил и творил на 20-30 лет позже Кирилла Скифопольского, и его Житие Харитона построено по образцу житий, написанных Кириллом. В изложении же Кирилла, картина развития палестинского монашества представлялась двуступенчатой: сначала был Евфимий Великий, затем: Герасим Иорданский (Γερσιμος ν Ιορδν, † 475, память 4/17 марта) и Савва Освященный (439-532, память 5/18 декабря), бывшие учениками Евфимия Великого. (Харитон Исповедник при этом в писаниях Кирилла практически не упоминался.) Эти двое (в основном, Савва) развили и усовершенствовали правила монашеской жизни (типик Саввы Освященного), существовавшие в лавре Евфимия Великого, и основали (снова, по большей части, Савва) большинство лавр Иудейской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Барловская Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы – «Барловская». На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево) " .

http://pravicon.com/info-18

27 ноября 1492 года митрополит Зосима «изложил соборне пасхалию на 20 лет» и послал ее Филофею Пермскому и Геннадию, чтобы они также составили свою пасхалию и представили в Москву. Геннадий составил пасхалию на 70 лет (21 декабря 1492 г.). Все пасхалии были рассмотрены в Москве и оказались сходными, после чего собор разослал по всем епархиям митрополичью пасхалию. Получив ее и рассылая по своей епархии, Геннадий разослал также и свою пасхалию, вместе с толкованием на нее, пастырскими наставлениями и окружною грамотою, под общим заглавием: «Начало пасхалии преложно на осмую тысячу лет». В толковании на составленную им пасхалию он в опровержение мысли, что по концу пасхалии можно гадать о кончине мира, первый на Руси изложил правила, как составлять так называемую вечную пасхалию, дал понятие о великом миротворном круге, то есть о том 532-летнем периоде, по истечении которого числа Пасхи повторяются в том же порядке, в каком они шли в предыдущем периоде, и показал, как при помощи этого ключа можно вывести пасхалию на сколько угодно лет. Памятником забот Геннадия о просвещении осталось также его послание к митрополиту Симону 1499 года, в котором он умоляет великого князя завести училища, так как среди духовенства не только не было достаточно подготовленных лиц, но было даже мало грамотных. Впрочем, проектированные Геннадиемм училища имели целью только обучить грамоте. Приводимых к нему для поставления Геннадий подвергал испытанию в умении отправлять церковные службы, хорошо читать Апостол и другие церковные книги, и если испытуемый оказывался плохо знающим церковный устав, но в то же время человеком грамотным, то он отсылал его учить ектенью и знакомиться с совершением церковных служб и затем поставлял его. Незнающих церковного устава и неумеющих хорошо читать Геннадий отсылал от себя, но, когда его просили учить таких, не отказывал в просьбе и приказывал учить ектениям и азбуке. Меры Геннадия часто вызывали ропот. Кроме просвещения, Геннадий заботился об искоренении безнравственности среди духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010