На обвинение, что Максим говорил, что император не достоин быть священником, Максим подробно воспроизвел спор с ним, где на вопрос «Разве всякий царь христианин не есть и священник?» отвечал отрицательно, обосновав тем, что царь не предстоит алтарю, не совершает таинств. Однако решающим аргументом послужило то, что царь на ектении поминается после епископов. При обвинении в пропаганде оригенизма, Максим ответил анафематствованием Оригена по постановлению Константинопольского Собора 543 г.. Патриций Епифаний сказал, что если бы судимый прежде и являлся оригенистом, анафемой Оригена и его учения он освобождён от этого обвинения. Ученика Анастасия пытались подговорить, что Максим оскорбил Пирра, тот сказал, что никто не почитал Пирра так, как Максим. Избив до полусмерти, Анастасия вновь бросили в тюрьму. На второй день суда Максима испытывали на принятие Типоса и призывали к соединению с Константинопольской Церковью. Максим был непреклонен, отвергая Типос и подтверждая диофелитскую позицию. Обвинители тогда предложили крайний вариант, если и Римская Церковь соединится с Константинополем, неужели Максим останется один, тем самым, намекая на гордыню. Максим говорил: «мне не дай Бог осудить кого-либо, что я один спасусь, но сколько могу, предпочту умереть, чем страх иметь пред совестью за то, что каким-либо образом преступил веру в Бога». Священник Пётр убедил Пирра, а тот римских апокрисиариев, что можно говорить и об одном действии по ипостаси, и о двух по природе, и те выразили согласие. Максим заметил суду, что послы превышают полномочия, и исповедуют не веру Римской Церкви, поэтому их мнение не имеет значения. После чего обвинители категорично спросили: «А если все-таки соединятся римляне с византийцами, то что сделаешь?». Максим ответил: « Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской) » Эти слова, начиная с протопопа Аввакума, использовались старообрядческими писателями в их непринятии «никонианской» иерархии.

http://lib.cerkov.ru/authors/751

Кроме перевода толковой псалтири Максим Грек в 1552 (7030) году, живя в Троицком Сергиевом монастыре, по просьбе одного инока Нила Курлятева, сделал перевод на современный русский язык самого текста псалмов Давидовых. Перевод этот сделан «по тонку» и без украшения. В рукописном сказании, откуда я черпаю сообщаемые здесь исторические сведения, находится интересная жалоба названного выше инока Нила на то, что прежде существовавший перевод псалтири, сделанный м. Киприаном, неудовлетворителен: «Киприан по-гречески гораздо не разумел, и нашего языка довольно не знал же, и все писал по-сербски и еще большее неразумие написал». Далее Нил трактует о разностях, существующих между русским и сербским языком. Рукоп. Новгор. Соф. библ. 1525, л. 81–88. 367 Первые годы своего пребывания в России Максим Грек провел благополучно. Первым занятием его был перевод сводной толковой Псалтири. По окончания труда (в 1520 г.) Максим свой перевод Псалтири вручил в. князю, который передал его на рассмотрение митрополиту Варлааму. Митрополит и его собор одобрили ее и торжественно назвали ее источником благочестия. Переводчик Максим был щедро награжден в. князем. 368 Но видно, Максим хорошо понимал ту громадную разность во взглядах и обычаях, какая разделяла его от русских, когда он после перевода толковой Псалтыри, не смотря на подарки и оказываемый ему князем и митрополитом почет, просил у великого князя позволения отправиться на Афонскую гору. 369 Во время перевода толковой Псалтири Максим, по поручению м. Варлаама, занимался переводом (с 13 главы) сводного толкования на кн. Деяний Апостольских, который сделан был на иждивение самого митрополита. Этот труд Максим успел окончить даже ранее перевода толковой Псалтири, именно в марте 1519 (7027) года. 370 Около этого же времени Максим сделал опись книгам великокняжеской библиотеки, по поручению самого в. князя. 371 В 1521 году Максим перевел житие Пресв. Богородицы, составленное Метафрастом. 372 Кроме чисто переводных трудов, Максим в то же время занимался исправлением книг, которое ему было поручено в. князем. 373 Исправлениям Максима предложена была прежде всего Триодь, а потом и другие богослужебные книги: Часослов, Минея праздничная и Апостол. 374 При исправлении русских богослужебных книг Максим нашел не мало важных ошибок, извращавших собою смысл подлинника и даже противоречивших догматическому учению церкви. Мысль подвергнуть пересмотру круг богослужебных и церковных книг явилась у в. князя неслучайно. Скорее всего на эту мысль навел великого князя Вассиан, который при составлении своей Кормчей наглядно убедился в неисправности русских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

После смерти отца сыновья святого Стефана, Георгий и Иоанн, не получили в наследство никаких владений, а только титулы сербских деспотов. Семья Бранковичей поселилась в Куликово, на реке Саве близ Срема (область в Славонии между Дунаем и Нижней Савой). Когда умер правящий деспот Вулк Бранкович, племянник праведной Ангелины, власть деспота по старшинству перешла к Георгию, но вскоре он отказался от нее в пользу младшего брата блаженного Иоанна (память 10 декабря) и принял монашество с именем Максим. Инок Максим с любовью предался монашеским подвигам. В то время в Среме не хватало священнослужителей, и святой Максим, заботясь о просвещении сербов, пригласил Софийского митрополита Левита, который рукоположил его и многих других в священнический сан. Турки часто разоряли сербские города и уводили их жителей в плен. Избегая опасности, святые Максим и Иоанн укрылись в местечке Беркасово. В 1503 году, после смерти блаженного Иоанна, святой Максим отплыл по Дунаю в Угровлахию (румынское княжество), где с любовью был принят румынским воеводой Радулом IV. Через некоторое время святой Максим был хиротонисан в архиепископа Влахозапланииского. Кроткий, смиренный и милосердный святитель Максим был для своей паствы благим примером слезного покаяния. Исполняя заповеди Божий о любви и миротворчестве, он склонил к братскому союзу враждовавших воевод – влахозапланинского Радула и молдовлахийского Богдана и тем предотвратил кровопролитие. После смерти Радула (1508 г.) воеводой стал Михна I, человек жестокий и более склонный угождать турецкому султану, чем защищать интересы своего народа. Святитель Максим вынужден был уехать в Срем. Вдали от своей паствы, в дни изгнаний, тяжесть которых он познал с детства, святой Максим никогда не роптал, но все терпел ради пользы душевной и всегда благодарил Господа за посылаемые ему испытания. Святитель Максим поселился в основанном им монастыре Крушедол. Когда Михна открыто принял ислам , народ сверг его с престола и святитель Максим вернулся к своей пастве. В благодарность за избавление от правителя-мусульманина он построил два монастыря. Много потрудился святитель, устрояя церкви и насаждая благочестие. Он помогал обездоленным, вразумлял заблудших, приводил к покаянию согрешивших, утверждал в вере малодушных и отступивших от Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

Он был призван собственно для перевода сводной толковой Псалтири. Через год и 5 месяцев Максим окончил свой труд; русские иерархи соборно одобрили книгу, вел. князь щедро наградил переводчика и поручил ему другое весьма важное дело – исправление наших богослужебных книг. Много ошибок нашел Максим здесь, даже очень грубых, противных не только грамматическому и логическому смыслу речи, но и православному учению, как будто книги побывали в руках еретиков. Неудивительно, если Максим стал доказывать, что русские книги должны быть исправлены коренным образом – через сличение их не только с древними славянскими списками, но и с греческими, и притом лицами вполне образованными, знакомыми с грамматикой, риторикой и философией. Такое суждение афонского инока было признано оскорбительным для национального русского чувства. Заговорили, что Максим своим «делом » наносить великое оскорбление русским чудотворцам, которые по этим свящ. книгам благоугодили Богу и прославлены от Него святостью и чудесами. К сожалению, Максим, знаток греческого и латинского яз., мало знал тогда еще по-русски: ему дали двух толмачей, знавших в свою очередь только по латыни, так что Максим переводил с греческого на латинский яз., а толмачи – с латинского на славянский. Неизбежны были взаимные недоразумения, неточности в переводе, искажения, даже грубые ошибки... Максим позван был к ответу. Суд кончился тем, что Максим был заключен в темницу Волоколамского монастыря, там мучили его голодом, дымом, морозом и другими «озлоблениями и томлениями», отлучили от причащения св. Христовых Таин и через несколько времени в оковах послали в тверской Отрочь монастырь. Живя в заключении, Максим написал «Исповедание веры»; из этого «Исповедания» могли видеть, что Максим – чистый сосуд веры православной, что если и допускал он в переводах «некие погрешности», то по неведению, по незнанию русского языка, и однако участь Максима не переменилась. Напрасно ходатайствовали за него и восточные патриархи. Только в 1553 г. Максим переведен был на свободное житие в Сергиеву лавру, а митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323340, 143148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 8597; III (1891), 239243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 2427. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

Уныние и грусть овладели Андреем Груздевым, когда пришла ему пора идти на войну 1914 года. — Прощай, Максим Иванович, может, не вернусь, — сказал он, подходя к юродивому. — До свидания, сладкий барин, — ответил Максим Иванович. Многими чудесами засвидетельствовал Господь блаженного, так что не осталось у Андрея сомнения: он вернется живым. И вернулся. Дочь его, Веру Груздеву, Максим Иванович называл Христовой невестой.«Верно, ты, Вера, замуж не выйдешь», — говорила ей мать. И действительно, она осталась девицей. Младшей дочери Груздевых Максим Иванович, когда та была девочкой, частенько говорил: — Николай, давай закурим. Николай, давай закурим. А то возьмет да вдруг начнет бегать, приговаривая: — За мной кто–то бежит. Я спрячусь в сарай, за мной кто–то бежит. Спрячусь под стол. Объяснилось все через много лет, когда она вышла замуж за Николая, и тот, когда бывал пьян, преследовал ее, так что она не знала, куда от него укрыться. Максим Иванович никогда не говорил человеку прямо, а всегда как бы о себе. Пришел как–то к Максиму Ивановичу священник Григорий Аверин, и блаженный сказал ему: — Вот Максима Ивановича скоро заберут. Скоро заберут — да это ничего. Умрет Максим, и прилетит соловей, но не сядет на могилку и не пропоет. Вскоре о. Григорий был арестован и в лагере расстрелян. Если и говорил блаженный о событиях прямо, то лишь тогда, когда иначе было нельзя. Как–то сидел Петр Кочерин со своими друзьями на завалинке. И Максим Иванович тут же. Вдруг посреди разговора Максим Иванович говорит: — Вот, дымок пошел. Но никто не обратил на это внимания. Максим Иванович через некоторое время настойчивее произнес: — Дымит. Дымит. Но опять никто на его слова не обратил внимания, и тогда Максим Иванович уже в голос закричал: — Да пожар же! Тут все вскочили. Забежали за дом. И точно. За домом полыхало гумно. Обмануть или скрыть что–нибудь от Максима Ивановича было невозможно. Однажды, когда блаженный жил у Груздевых, хозяйка дома ради своей болезни и семейных нужд взяла у него из мешка, который он хранил на печи, сухарей.«Я немного возьму, не узнает Максим», — решила она.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Отношение Максима к санкции императора как необходимому условию вселенскости собора видно из другого места того же Диспута в Визии. Когда епископ Феодосий на доводы Максима, сославшегося на Латеранский собор, возражает: «Не имеет силы собор Римский, так как он был без царского приказа», Максим отвечает ему, ссылаясь на множество примеров, что значение соборов определяется не фактом созыва их императорами, а тем, была ли на них исповедана правая вера 189 . К этому доводу Максим, впрочем, добавляет и ссылку на каноны, делающие созыв Римского собора легитимным: «Как ведает господин мой и других учит, канон повелел дважды в году бывать соборам 190 в каждой епархии, не сделав никакого упоминания о царском приказе для охранения спасительной нашей веры и исправления всего, что относится к Божественной сущности Церкви» (DsB4) 191 . Как нетрудно заметить, Максим в этом ответе епископу Феодосию подводит Латеранский собор под понятие поместного собора (Римской Церкви), каковой по канонам мог быть созван и без императорской санкции. Итак, подытоживая, можно сказать, что Латеранский собор в глазах Максима и его сподвижников имел уникальный статус: это был святой апостольский Собор, с авторитетом Вселенского, созванный по канонам поместного. Такой статус подразумевал, что значимость этого Собора не меньше, чем у предыдущих Вселенских, т. е. что все его решения точно так же нормативны на все времена и для всей христианской ойкумены. С другой стороны, подводя его под правило о созыве поместных соборов, Максим лишал почвы попытки властей объявить этот Собор незаконным. Итак, Максим нигде прямо не называет Латеранский собор «вселенским» – вероятно, из-за отсутствия у него таких признаков Вселенского собора, как созванность императором и участие всех архиереев империи; однако не называет его Максим, сколько нам известно, и «поместным». Перечисляя его в одном ряду с пятью Вселенскими (в вышеприведенной цитате из ТР 11), Максим называет их всех «святыми», не употребляя эпитета «вселенский», но отмечая лишь то, что их объединяет. Дело могло быть не столько в том, что Максим считал факт созыва собора папой не менее значимым, чем факт созыва его императором (статус которого для Максима не имел никакого церковного значения, см. ЛЛ/4), сколько в том, что Латеранский собор был, как и каждый из Вселенских, посвящен опровержению новой ереси, тогда как прерогатива поместного собора в догматических вопросах ограничивалась, с точки зрения церковного сознания того времени, защитой определений уже вынесенных Вселенскими соборами 192 . Исходил Максим из этих соображений или нет, в его глазах Латеранский собор выразил истинную веру, и его анафемы, следовательно, имели силу, как и анафемы любого Вселенского собора, безотносительно территориальных границ 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1348A=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 314 Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 111. См. также: Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 81-82. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1309A=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 281 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1156D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 135. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1345D.=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 314. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. PG 91. 1305В=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 278. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1305C=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 279. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. 1092С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 76-77. «Первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари» ( Лосский В. Н. Очерк мистического богословия… С. 121-122). «Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом свершилось бы обожение человека и всего тварного мира» (Там же. С. 122). Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1308C=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 280-281. «Дабы не стать человеку изгнанным далеко от Бога, [подобало изначально задуманный способ обожения] заменить иным, настолько более парадоксальным и боголепным, чем первый, насколько сверхъестественное выше естественного» ( Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1097С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 81). См. Larchet, J.-C.Intoduction//Saint Maxime le Confesseur… – P. 58.

http://bogoslov.ru/article/4574482

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010