После исследования Риана, весьма остроумно затронувшего немецкую интригу, немецкая историческая наука отозвалась на вопрос о Четвертом походе не менее крупными трудами. Я разумею два сочинения: Климке " Источники истории Четвертого крестового похода " [ 6 ] и Штрейта " Венеция и направление Четвертого крестового похода против Константинополя " [ 7 ]. Собственно говоря, в истории полемики по вопросу о Четвертом походе наше внимание займет последнее сочинение. Что же касается первого, то оно чуждо полемики и имеет своей задачей собрание источников для изучения Четвертого похода, что выполнено весьма тщательно. Бесспорным интересом отличается вся та часть сочинения Штрейта, где описываются отношения Венеции к Византии. В самом деле для истории XI и XII столетий все, что касается Востока, не может быть рассматриваемо иначе, как с точки зрения венецианской политики: Венеция в XII в. начинает играть по отношению к Византии ту же роль, какую играет современная Англия по отношению к Турции [ 8 ]. Могущество византийского флота и византийская внешняя политика опирались по преимуществу на союз с Венецией в конце XII в. Венеция доставляла Византии флот, а Византия должна была поддерживать торговые интересы республики. Отсюда общеисторический и частный интерес отношений Венеции к Византии. Дойдя в своем изложении до роковых раздоров между республикой и империей, имевших следствием застой торговли в Венеции и прямой ущерб, нанесенный венецианским купцам Мануилом и Андроником Комнинами [ 9 ], Штрейт заключает: Венеция не могла терпеть Византии, разрушение Константинополя было для нее вопросом жизни и смерти. Итак, изменение в направлении Четвертого крестового похода было делом Венеции и именно — дожа Дандоло. Штрейт, как можно видеть, приходит к обвинению Венеции в измене не таким путем, как Мас-Латри и Гопф. Не касаясь выставленных последними оснований, Штрейт ищет разъяснения в политике того времени и, разбирая отношения между Венецией и Византией в конце XII в., доказывает, что Венеция непременно должна была устранить с дороги Византию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Лит.: Потуреан М. Иллюстрированное Евангелие царицы Млке. Венеция, 1902 (на арм. яз.); Стржиговский Й. Убранство Евангелия царицы Млке//Андес амсорйя. Вена, 1905. Т. 2 (на арм. яз.); Macler F. Notices de manuscrits armeniens vues dans quelques bibliothèques de l " Europe centrale. P., 1913; Саргисян Б. Большой каталог арм. рукописей б-ки Мхитаристов Сан-Ладзаро в Венеции. Венеция, 1914 (на арм. яз.); Friend A. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//AJA. 1927. Extra. P. 114-147; Weitzmann K. Armenische Buchmalerei des 10. und Beginnenden 11. Jh. Bamberg, 1933; Адонц Н. Дата написания Евангелия Млке//Сион. Иерус., 1936. 9. P. 274-275 (на арм. яз.); Nordenfalk C. Die Spatantiken Kanontafeln. Göteborg, 1938. 2 Bde; Ацуни В. Дата Евангелия Млке//Базмавеп. Венеция, 1939. 3-5 (на арм. яз.); Свирин А. Н. Миниатюра древней Армении. М.; Л., 1939; Гарегин I (Овсепян). Памятные записи рукописей. Антилиас, 1951 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Краткая история древнеарм. живописи. Ереван, 1957; она же. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 167-172; Чанашян М. Армянская миниатюра. Венеция, 1970 (на арм. яз.); Измайлова Т. А. К вопросу об армянском Ренессансе//ВВ. 1973. Т. 35. C. 226-231; она же. Армянская миниатюра XI в. М., 1979; Kouymjian D. Index of Armenian Art. P., 1977. Vol. 1/1: Illustrated Armenian Manuscripts to the Year 1000 A.D.; idem. Armenian Manuscript Illumination in the Formative Period.//Il Caucaso: Cerniera fra cultura dal Mediterraneo all Persia (sec. IV-XI). Spoleto, 1996. P. 1015-1050; idem. The Archaeology of the Armenian Manuscript: Codicology, Paleography and Beyond//Armenian Philology in the Modern Era: From Manuscript to Digital Text/Ed. V. Calzolari. Leiden, 2014. P. 5-22; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 83; Der Nersessian S. L " art Armenien. P., 1989; Mathews T., Orna M. Four Manuscripts at San Lazzaro, Venice//REArm. 1992. Vol. 23. P. 525-550; Ананян П. Евангелие рода Арцруни//Базмавеп. Венеция, 1994. 152 (на арм. яз.); Котанджян Н. Евангелие царицы Млке//Христианская Армения. Ер., 2002. C. 729-730 (на арм. яз.); Акопян З. Армяно-визант. связи в области искусства с раннего средневековья до кон. XI в.//Армянский гуманит. вестн. М.; Ер., 2009. 2/3. C. 130-145; она же. Античные реминисценции в миниатюрах Евангелия царицы Млке (862)//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. C. 109-128; она же. Художественные и иконографические истоки миниатюр Евангелия царицы Млке (862)//Лазаревские чт.: Мат-лы XXXV науч. конф. М., 2012. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/2563856.html

Хотя Никифора I Геника не любили, но терпели, понимая, что очередной государственный переворот может стать смертельным для Римской империи. Нужно было решать вопрос с Карлом Великим, и очередная смена императора в Константинополе могла окончательно подорвать дипломатические позиции Византии в неизбежных переговорах о статусе западного правителя. Восшествие на царство Никифора I на глазах послов Карла Великого открыто означало, что главный аргумент Западного императора – наличие престола Римских царей в руках женщины, исчерпал себя. По вполне понятным причинам вопрос о браке Карла со св. Ириной разрешился сам собой. Теперь, как и в Италии, на Востоке царствовал легитимный император, признанный Церковью, венчанный на царство патриархом, поддержанный войском и народом. Поэтому предложение франков о заключении мирного договора, равносильное официальному признанию со стороны Константинополя императорских достоинств Карла Великого, не вызвало сочувствия у византийцев и вообще осталось без ответа их царя. В принципе, как практичный и весьма неглупый политик, Никифор I был не против того, чтобы обезопасить себя от войны с франками, но в первую очередь надлежало определиться со сферой политических влияний и территориальных притязаний каждой из сторон будущего мирного соглашения. Византийское правительство по-прежнему считало Италию своей территорией и не собиралось мириться с ее потерей. Понятно, что решить вопрос войной, разом отодвинув в сторону воинственных и могущественных франков, было невозможно. Но оставались некоторые отдельные земли, потеря которых была бы крайне болезненной для Константинополя и которые еще можно было спасти. Однако и Карл Великий не решался претендовать на Неаполь и другие приморские города Южной Италии, где преобладали греки, поскольку византийские корабли могли в любой момент блокировать сухопутные группировки франков, а те не имели собственного флота, способного противостоять противнику. На севере Италии особое значение приобрела византийская территория – Венеция, имевшая для всех стратегический интерес и в части ее расположения, и морской торговли, и поступления налогов. Находясь под управлением римского magistri militum, имевшего в своем подчинении Истрию, Венеция оказалась в выгодном положении. И Запад, и Восток одинаково притязали на нее, но не имели возможности без оглядки на соперника оккупировать эту территорию. В результате, оказавшись между двух огней, Венеция много выиграла в самостоятельности, активно формируя собственную дипломатическую линию поведения, вступая в переговоры со всеми, но неизменно сохраняя личный интерес. Уже в конце VIII века Венеция жила в условиях автономии и даже начала избирать собственных дуксов – Константинополь сквозь пальцы смотрел на это, озабоченный лишь тем, чтобы венецианцы признавали власть Византийского императора и приносили тому присягу. Теперь самостоятельность Венеции еще более укрепилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1532 г. он получил от императора титул герцога; в 1537 г. был убит дальним родственником Лоренцино Медичи. После этого началось длительное правление представителя младшей ветви рода Медичи - Козимо I (1537-1574, с 1569 герцог Тосканский). При нем к Флоренции была присоединена Тоскана, подавлены восстания против власти Медичи в Лукке и Сиене. Герцог основал порт на о-ве Эльба (ныне Портоферрайо), создал военно-морской орден св. Стефана. Сын Козимо I, Франческо I, вместе с женой умер от малярии или, по др. версии, был отравлен братом, кард. Фердинандом Медичи, к-рый и стал его преемником (1587-1609). Фердинанд I продолжил политику отца и пытался добиться большей независимости от Габсбургов, с к-рыми, впрочем, его семья была связана династическими браками. В 1600 г. племянница Фердинанда I Мария Медичи вышла замуж за франц. кор. Генриха IV (1589-1610). С нач. XVII в. герцоги перестали активно заниматься экономической и культурной политикой, хотя традиция покровительствовать науке и искусствам сохранялась: Козимо II (1609-1621) предоставил убежище Галилею, к-рого преследовала инквизиция. При последних правителях Флоренции из рода Медичи, начиная с Фердинанда II (1621-1670) и Козимо III (1670-1723), большую роль играли герцогини, находившиеся под влиянием католич. духовенства. К сер. XVIII в. династия пресеклась. Битва при Лепанто. Ок. 1572 г. Худож. Паоло Веронезе (Галерея Академии, Венеция) Итал. морская республика Венеция к нач. XVI в. достигла пика могущества, которое в этот момент, однако, было поставлено под угрозу. На рубеже веков Венеция выдержала тяжелую войну с турками, потеряв ряд владений в Греции; с появлением в Индии португальцев была нарушена монополия венецианцев на торговлю пряностями; приобретение обширных владений в соседней Романье после ослабления семьи Борджа в Ломбардии и Апулии обернулось войнами Камбрейской лиги, лишившими Венецию почти всех территорий на материке. Воспользовавшись разногласиями между Римским папой, франц. королем и императором, Венеция частично восстановила главенство в Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Дж. М. Азола. Священная псалмодия вечерни для всех праздников. Венеция, 1592 Дж. М. Азола. Священная псалмодия вечерни для всех праздников. Венеция, 1592 Палестрина достиг совершенного равновесия в вокальном контрапункте, смоделировал муз. формы по законам «священной риторики» (rhetorica divina), но также умел с силой выражать в музыке «чувство священного» (affetti sacri) и смело применял новые средства, такие как многохорность. Это был новый синтез, гораздо более богатый и разнообразный в сравнении с его последующей искусственной кодификацией (обозначаемой как старинный (antiquus) стиль или alla Palestrina (подобно Палестрине)), и именно ему было суждено утвердиться в качестве стилевой модели во всей Зап. Европе. С. Рацци. Первая книга духовных лауд. Венеция, 1563 С. Рацци. Первая книга духовных лауд. Венеция, 1563 IV. Расцвет духовной музыки во 2-й пол. XVI в. Наряду с традиц. церковным репертуаром на латыни с XIII в. в И. существовала связанная с богослужебной практикой традиция исполнять песнопения на духовные тексты на народном языке. Это жанр лауды, к-рый после периодов подъема и упадка вновь начал возрождаться во 2-й пол. XVI в. В год окончания Тридентского Собора монах-доминиканец Серафино Рацци опубликовал в Венеции (по ходатайству семейства издателей Джунти из Флоренции) обширную коллекцию лауд флорентийской традиции и новых произведений, сочиненных по их образцам ( Razzi S. Libro primo delle laudi spirituali/Raccolte dal R. P. fra S. Razzi. Venezia, 1563). В те же годы Филипп Нери , флорентиец по происхождению, переехавший в Рим, проводил собрания мирян, взрослых и детей из различных социальных слоев в ораториях (в церковных пристройках - местах для встречи и молитвы) Рима для чтения и комментирования текстов нравоучительного и воспитательного характера или Свящ. Писания; собрания завершались коллективным пением лауд и духовных канцонетт, тексты к-рых, как правило, были написаны на итал. языке. Именно конгрегация оратория (Gongregatione dell " Oratorio; см. Ораториане ), основанная Филиппом Нери в 1575 г., стала основным местом расцвета полифонической лауды XVI в. В 1563 г. Джованни Анимучча опубликовал «Первую книгу лауд» (Primo libro delle laudi) 43 серии сборников произведений Нери (в последующие десятилетия серия была с успехом продолжена в антологиях анонимных композиций, выходивших преимущественно под редакцией испанца Франсиско Сото де Ланга (1534-1619)). Помимо ораториан практику пения лауд активно распространяли иезуиты, связывавшие эти песнопения гл. обр. с преподаванием катехизиса, используя в дидактических целях образность, мнемотехнические свойства музыки и ее способность объединять людей.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Венецианский посол писал к своему правительству о денежных требованиях и, вместе с тем, замечал, что необходимо сделать подарки некоторым панам и тем приобрести их расположение. Между тем у польского короля началась тайная переписка о турецкой войне с Московским Государством, с господарями валашским и молдавским и седмиградским князем. Не смотря на тайну, с какой затевались эти де ла, бывшие в Польше купцы с Востока, армяне, тотчас передали в Турцию, что польский король что-то замышляет, и Турция, чтобы не дать полякам повода к войне, приказывала крымскому хану не пускать татар на польские земли. В декабре 1645 года Тьеполо получил от своего правительства новые наставления. Скупой венецианский сенат приказывал ему, как можно более, торговаться, и на хотел давать подарков польским панам. Тьеполо вступил снова в совещание с королем и канцлером. Он добивался, чтобы казаков пустили на море, и только в таком случае, если это сделается, изъявлял, от имени своей республики, готовность давать пожертвования: «Если идет дело об обороне Польши от татар» – говорил он – «то все, что даст Венеция, будет не более как заем; если же вы намерены пустить казаков на Турцию и тем разорвать неприятельские силы, в таком случае, наша республика обязана будет давать не заем, а помощь. Мы узнали, что турки строят на Черном море галеры; надо послать казаков сжечь их». Через несколько времени, венецианский посол виделся с гетманом Конецпольским. Последний соображал, что средства для предприятия должны быть большие и требовал, чтобы Венеция и другие союзники давали Польше по 500,000 скуди в течении трех лет, а не двух, и, сверх того, еще один миллион тот-час. Венецианский посол представлял неудобство такого требования. Конецпольский уехал из Варшавы, ничем не порешивши с послом. Дело подвинулось без него. Король так тешился мыслью о войне, что мало вникал в вопрос о её средствах, и потому был уступчивее. 13-го января 1646 года порешили на том, что казаки на 40 чайках выйдут в море и будут жечь турецкие галеры везде, хотя бы в самом Константинополе. Король согласился взять для этой цели 20,000 талеров, хотя Конецпольский находил нужным. 60,000. 3-го февраля порешили, что Венеция будет давать польскому королю, в течение двух лет, 600,000 скуди и, сверх того, 500,000 талеров. Надеялись на соучастие господарей валашского и молдавского, седмиградского князя и московского государя. Делали такие военные предположения: молдавский и валашский господари будут действовать против турок на Дунае, каждый с 20,000 воинов, сам король с казаками и наемным войском пойдет на Очаков, а гетман Конецпольский, в соединение с московским войском, пойдет на Крым. Другие казаки на чайках будут беспокоить турецкие берега, а Венеция будет сражаться с турками на Средиземном море. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Главный бой, в котором приняли участие около 150 кораблей греческих, венецианских, арагонских, генуэзских, произошел в начале пятидесятых годов в Босфоре, не дав решительного результата; обе стороны приписывали себе победу. Сближение генуэзцев с турками-османами заставило Иоанна Кантакузена отказаться от союза с Венецией и примириться с генуэзцами, которым он обещал не помогать впредь Венеции и соглашался расширить генуэзскую колонию Галаты. Однако, утомленные войной Венеция и Генуя, после нескольких столкновений, заключили между собой мир. Последний, не решив главного вопроса в споре между двумя республиками, продолжался недолго; снова вспыхнула между ними война, которую можно назвать Тенедосской войной. Тенедос, один из немногих островов Архипелага, остававшихся еще в руках византийских императоров, получил, благодаря своему положению у входа в Дарданеллы, первостепенное значение для государств, имевших торговые сношения с Константинополем и Черным морем. С тех пор как оба берега пролива перешли в руки османских турок, Тенедос сделался прекрасным наблюдательным пунктом за их действиями. Венеция, уже давно мечтавшая о занятии этого острова, после целого ряда переговоров с императором, наконец, получила от него согласие на это. Но на уступку Тенедоса Венеции не могли согласиться генуэзцы, которые, чтобы воспрепятствовать выполнению этого плана, успели поднять в Константинополе восстание, низложив, как было упомянуто выше, Иоанна V и посадив на престол на три года его старшего сына Андроника. Разразившаяся война между двумя республиками, изнурившая последние и разорившая все государства, которые имели торговые интересы на Востоке, закончилась, наконец, в 1381 г. миром в Турине, главном городе Савойского герцогства. До нас дошел подробный и обширный текст Туринской конференции, 888 занявшейся, при непосредственном участии Савойского герцога, разработкой и решением разнообразных общих вопросов столь сложной в то время международной жизни и выработавшей условия мира; из последних для нас интересны лишь те, которые, решив спор между Венецией и Генуей, имели отношение к Византии. Венеция должна была очистить остров Тенедос, укрепления которого были срыты; остров в определенный срок должен был перейти в руки Савойского герцога (in manibus prefati domini Sabaudie comitis), находившегося в родстве с Палеологами (по Анне Савойской, супруге Андроника III). Таким образом, ни Венеция, ни Генуя не получали этого важного стратегического пункта, к обладанию которым они так сильно стремились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Италии, но ее значение в международной политике как влиятельной державы было утрачено. Тур. угроза заставляла венецианцев настороженно относиться к союзам, направленным против Османской империи, тем не менее они приняли участие в войне Священной лиги и в битве при Лепанто. В 1573 г. Венеция утратила Кипр. Несмотря на экономические и политические трудности, в XVI в. Венеция оставалась одним из центров итальянского Ренессанса. Славу венецианскому изобразительному искусству снискали архит. Андреа Палладио, создавший собственный архитектурный стиль, и плеяда великих художников: Витторе Карпаччо, Джорджоне, Паоло Веронезе, Якопо Робусти Тинторетто, Тициан, а также представители семейства Беллини. В это время закрепилась репутация Венецианской республики как оплота свободомыслия в И. С одной стороны, Венеция, как и др. итал. гос-ва, оставалась католической, и ее благочестие, как и великолепие венецианских храмов, было важной частью т. н. венецианского мифа. Выходцы из Венеции, напр. кард. Гаспаро Контарини (1483-1542), принимали участие в подготовке церковных реформ. С др. стороны, венецианские власти ревностно относились к своим привилегиям в духовной сфере и старались не допускать вмешательства Рима в вопросы, относившиеся к светской юрисдикции. В Венеции царила атмосфера идеологической терпимости, туда съезжались все гонимые как по политическим, так и по идейным мотивам. Здесь долгие годы жил публицист и сатирик Пьетро Аретино, появились первые газеты и развивалось книгопечатание. В 1604-1607 гг. венецианцам пришлось отстаивать свои позиции в идейно-политическом противостоянии с Римом. Лагерь идеологических сторонников Венецианской республики возглавил монах-сервит Паоло Сарпи (1552-1623), в 1607 г. на него было совершено покушение, организованное агентами папы Римского Павла V. Венеция достигла компромисса с Папским престолом при посредничестве Франции, к-рая в правление кор. Генриха IV также находилась в довольно сложных отношениях с Римом. Среди венецианских патрициев были сторонники союза с Францией и более консервативные приверженцы испано-австр.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Международная конференция по русскому языку прошла в Италии Венеция, 22 февраля 2005 г. В городе Гориция (область Фриули-Венеция-Джулия, Италия) 18-20 февраля прошла конференция «Русский язык в условиях двуязычия в Италии», посвященная проблеме билингвизма, сохранению и изучению русского языка, сообщает Cедмица.Ru . Конференция была организована Координационным советом ассоциаций российских соотечественников Севера Италии и собрала профессоров государственных университетов нескольких городов Италии, директоров и преподавателей русскоязычных школ, представителей русской диаспоры Италии. Свое содействие в организации встречи оказали власти Провинции и мэрии Гориции. Акция была поддержана Генеральным Консульством Российской Федерации в Милане. Основными темами конференции были: «Психологический и социальный аспекты двуязычия», «Русский язык как иностранный в университетах Северной Италии», «Русский язык как родной язык российских соотечественников» и другие, затрагивающие проблему сохранения и изучения русского языка в Италии. Приветствие от имени Русской Православной Церкви произнес настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов. Отец Алексий по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия осуществляет контакты как с инославными Церквами, так и с правительственными структурами и общественными организациями в итальянских регионах Венето и Фриули-Венеция-Джулия. В своем приветственном слове отец Алексий отметил важность встречи по вопросу двуязычия и поблагодарил светские власти провинции Гориция и региона Фриули-Венеция-Джулия за внимание к проблемам русскоязычной диаспоры и готовность помочь членам ассоциаций соотечественников в их начинании. «Нельзя забывать – сказал священник – что язык является единственным средством изучения культуры того или иного народа. Как Данте, Манцони и Леопарди по-настоящему открываются только при чтении их оригинальных текстов, также и шедевры русской литературы становятся понятными при условии знания языка их авторов – Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Подлинное знание культуры достигается через знание языка и в этом смысле язык есть величайшее сокровище любого народа и часть его культуры».

http://pravoslavie.ru/12763.html

К. Монтеверди. Вечерня Св. Девы Марии. Венеция, 1610. Титульный лист К. Монтеверди. Вечерня Св. Девы Марии. Венеция, 1610. Титульный лист В новаторских произведениях, для к-рых предусматривались еще более дифференцированные составы (среди них самые знаменитые - сочинения венецианца Дж. Габриели), заимствовалась техника cori spezzati XVI в., т. е. метод сочинения для 8 голосов с помощью разделения на 2 хора по 4 партии в каждом; в таком случае возможности контраста были значительными: напр., разделение между хорами по тесситуре или между хором и tutti. C появлением стиля concertato количество голосов (а также групп, на к-рые они делились) существенно увеличилось, достигая иногда 15, 20 партий: функция инструментов возросла от простого дублирования до обязательных партий (parti obbligate), тогда как композиторы могли достичь новых акустических эффектов, используя предоставленные для исполнения музыки архитектурные пространства. С литургико-муз. т. зр. бóльшую часть публикаций первых лет XVII в. можно разделить на 3 группы: сборники мотетов, псалмов (вместе с которыми помещался также «Magnificat») и месс. Последние 2 типа сборников, иногда объединявшиеся в один, предназначались в основном для богослужения, в то время как мотет (более лаконичный жанр, текст для к-рого заимствовался из любого церковного источника) мог быть включен как в службы мессы и оффиция, так и во внелитургический духовный контекст. Преобладающими в количественном отношении оказываются сборники произведений для мессы и вечерни - главных служб древней литургической традиции. «Kyrie» из мессы «In illo tempore» в сб. «Вечерня Св. Девы Марии» К. Монтеверди (Венеция, 1610) «Kyrie» из мессы «In illo tempore» в сб. «Вечерня Св. Девы Марии» К. Монтеверди (Венеция, 1610) Практика, распространившаяся в ведущих церквах, располагавших динамичными муз. капеллами с большим количеством музыкантов (привлекаемых только на самые большие торжества), предполагала чередование (alternatim) canto fermo (григорианского пения) и musica figurata (полифонии или concertato) с добавлением звучания органа или др.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010